В.Е. Рябова Профессиональный стандарт как индикатор уровня квалификации специалистов в области охраны труда (№4,2020)

Скачать выпуск "Безопасность и охрана труда" №4, 2020

УДК/ББК  - 331.45/Р98.

Рябова В. Е., канд. эконом. наук

начальник отдела учебно-методического и

аналитического обеспечения

ФГБУ "ВНИИ труда" Минтруда России

e-mail: ryabova@vcot.info

Россия, Москва

Ryabova V.E., Candidate of Economics

Head of Department of educational methodical and analytical support

FSBI All Russian scientific research Institute of labour

Ministry of Labour of the Russian Federation

e-mail: ryabova@vcot.info

Russia, Moscow

 

Профессиональный стандарт как индикатор уровня квалификации

специалистов в области охраны труда

Professional standard as level indicator of qualification of specialists

In labour protection

 

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы значения профессионального стандарта для оценки квалификации специалистов в области охраны труда в рамках независимой оценки квалификации. Автор акцентирует внимание на том, что независимая оценка квалификации, начиная с 1 июля 2016 года, является единственным для работодателя способом подтверждения квалификации работника, если иной порядок проведения оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, не установлен другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Принимая во внимание тот факт, что профессиональный стандарт представляет собой комплексную характеристику требований к квалификации специалистов и должен отражать актуальные требования рынка труда, работодателей к уровню подготовки специалистов, в статье рассматриваются принципиальные изменения и новации в содержании актуализированного профессионального стандарта "Специалист в области охраны труда" с учетом качественно новых подходов к организации всей системы охраны труда на предприятиях, практического опыта работы специалистов.

Ключевые слова: квалификация, профессиональный стандарт, независимая оценка квалификации, охрана труда.

 

Annotation: The article deals with the importance of professional standardto evaluate qualification of specialists in labour protection within independant evaluation of qualification. The author underlines that from July 1, 2016 independant evaluation of qualification is the only way for employers to qualify employees unless other ways of evaluation of employees or persons who claim to carry out certain working activities are determined by other federal normative legal acts of the Russian Federation. Taking into account that professional standard is a complex of requirements for qualification of specialists and must reflect actual demands of labour market to the level of their training, the article considers basic changes and innovations in the context of actual professional standard “A specialist in the field of labour protection” together with quite new approaches to the organization of the whole system of labour protection as well as practical working experience of specialists.

Key words:qualification, professional standard, independant evaluation of qualification, labour protection

 

Распространение коронавирусной инфекции COVID-19 серьёзно ударило по мировой экономике, серьёзно сказывается на рынке труда. По оценке Международной организации труда сокращение рабочего времени в 2020 году составило 17,3% или 495 млн. рабочих мест, что отражается на доходах - потери оцениваются в$3,5 трлн. [1].

Пандемия нового вируса COVID-2019 выявила острую уязвимость бизнеса и его работников по всему миру и в нашей стране. Компании прекратили частично наем, миллионы сотрудников переведены на удаленную работу, часть лишились ее вовсе.

По данным экспертов Агентства стратегических инициатив, учрежденного и работающего при поддержке президента России Владимира Путина, чрезвычайно важным и необходимым в настоящее время является сокращение дополнительных издержек бизнеса, связанных с проведением проверок и выплатой штрафов, «так как сейчас в приоритете государства должно быть сохранение бизнеса и, как следствие, сохранение рабочих мест» [2].

Несмотря на принятие ряда мер на государственном уровне по поддержке бизнеса, по результатам опроса малого и среднего бизнеса на платформе «Mail.ru для бизнеса»фактически порядка 35% сотрудников столкнулись с увольнением или сокращением зарплаты. При этом каждый десятый респондент (13%) остался без работы по инициативе работодателя, который объяснил свое решение тяжелой экономической ситуацией в стране (36%), финансовыми трудностями самой компании (16%) и наличием долгов перед банками (9%).

Основания для увольнения работника законодательно закреплены и представлены в статье 81 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), в которой рассматриваются все случаи, когда трудовой договор может быть расторгнут по инициативе работодателя.

К числу оснований, которые в последнее время наиболее актуальны, относятся:

2) сокращение численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя;

3) несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации.

Увольнение по основанию, предусмотренному пунктом 2 или 3 части статьи 81 ТК РФ, допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или ниже оплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Увольнение в силу пункта 3 статьи 81 ТК РФ основывается на несоответствии работника занимаемой должности или выполняемой работе в следствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации.

В этом случае недостаточный уровень квалификации работника должен быть подтвержден результатами аттестации.

Заключение аттестационной комиссии о том, что работник по уровню своей фактической квалификации не соответствует занимаемой должности или выполняемой работе, порождает у работодателя право расторгнуть трудовой договор с данным работником.

Однако, в настоящее время не следует забывать о том, что подтвердить квалификацию работника можно не только аттестацией, но и посредством независимой оценки квалификации.

 

Что общего и в чем различие этих оценочных процедур?

  • Аттестация работника - оценка квалификации, проводимая работодателем на основании профессиональных стандартов, иных квалификационных требований, утвержденных в установленном законодательством порядке, трудовых договоров, должностных инструкций (регламентов), локальных нормативных актов данной организации.

  • Независимая оценка квалификации -внешняя оценка квалификации работника, проводимая на основании профессиональных стандартов, а в случае их отсутствия – на основании иных квалификационных требований, утвержденных в установленном законодательством порядке, центрами оценки квалификации -юридическими лицами, уполномоченными на ведение данной деятельности в порядке, установленном федеральным законом от 3 июля 2016 г. №238-ФЗ «О независимой оценке квалификации»(далее - Закон №238-ФЗ), в форме профессионального экзамена.

Известно, что с 1 июля 2019 года заработал механизм независимой оценки квалификации, который в соответствии с требованием ст. 11 Закона №238-ФЗ является единственным для работодателя способом подтверждения квалификации работника, если иной порядок проведения оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, не установлен другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. А именно в том случае, "если в отношении соответствующих категорий работников Трудовым кодексом Российской Федерации определены особенности регулирования труда таких работников, в том числе в связи с выполнением работ с вредными и (или) опасными условиями труда".

К "соответствующим категориям работников" относятся специалисты "так называемых регулируемых профессий, для которых законодательно установлены требования к квалификации"[3].

Регулируемые профессии - это те профессии, для которых нормативно правовыми актами установлена обязательность наличия квалификации как допуск к профессиональной деятельности.

Например, в гл. 52 ТК РФ "Особенности регулирования труда педагогических работников" в ст. 331 "Право на занятие педагогической деятельностью" указано:"К педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере образования".

И далее в ст. 46 и 49 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ записано:

  • "Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам" (ст. 46);

  • "Аттестация педагогических работников проводится в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности..." и "Проведение аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям осуществляется один раз в пять лет на основе оценки их профессиональной деятельности аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность..." (ст.49).

ТК РФ отдельно регулирует труд следующих категорий специалистов:

- научные работники, руководители научных организаций, их заместители (гл. 52.1);

- спортсмены и тренеры (гл. 54.1);

- медицинские работники (ст. 350);

- творческие работники средств массовой информации, театров, концертных и других театрально-зрелищных организаций (ст. 351).

А значит, при оценке квалификации этих работников применяются иные законодательные и нормативные акты, определяющие требования и порядок ее проведения, отличные от тех, которые установлены независимой оценкой квалификации согласно Закону №238-ФЗ.

 

Действующее немногим больше года требование законодательства о том, что независимая оценка квалификации является единственным для работодателя способом подтверждения квалификации работников, в полной мере может быть отнесено к процедурам проверки уровня квалификации специалистов в области охраны труда, так как требования к их квалификации, подготовке законодательно установлены в ст. 217 ТК РФ:

"В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области..."

 

Независимая оценка квалификации специалистов в области охраны труда в форме профессионального экзамена на соответствие квалификации соискателя положениям профессионального стандарта "Специалист в области охраны труда" (утв. приказом Минтруда России от 08 августа 2014 г №524н)проводится центром оценки квалификаций ООО "ЦОК Специалист", наделенного такими полномочиями Советом по профессиональным квалификациям в сфере безопасности труда, социальной защиты и занятости населения.

Профессиональный экзамен проводится по трем квалификациям, сформированным на основании положений профессионального стандарта "Специалист в области охраны труда" (далее- профессиональный стандарт):

40.05400.01«Специалист по разработке и внедрению системы управления охраной труда» (6 уровень квалификации);

40.05400.03 «Специалист по охране труда» (6 уровень квалификации);

40.05400.02 «Руководитель службы охраны труда» (7 уровень квалификации).

Начиная с мая 2019 года по 01 декабря 2020 года 165 соискателей прошли независимую оценку квалификации, из которых 127 человек успешно сдали профессиональный экзамен и получили свидетельство о квалификации, 38 человек - заключение о прохождении профессионального экзамена. Интересным представляется тот факт, что больше половины соискателей прошли проверку своих знаний и умений по квалификации 40.05400.03 «Специалист по охране труда» (6 уровень квалификации).

Профессиональный экзамен проводится с использованием автоматизированной информационной системы АИС «НОК – СТС», что практически исключает фактор субъективного подхода в оценке квалификации соискателя.

Весь комплекс работ ООО «ЦОК Специалист» с документами, связан­ными с подготовкой и проведением профессионального экзамена, осу­ществляется в режиме электронного документооборота. Это создание документов, прием, реги­страция, рассылка, контроль испол­нения, формирование дел, хранение и повторное использование документов, обмен информацией (интеграция) с другими информационными система­ми, включая реестр сведений о прове­дении независимой оценки квалифи­кации https://nok-nark.ru (далее – ре­естр).

АИС «НОК-СТС» обеспечивает:

-создание единого информационного пространства от СПК СТС до экзаменационного центра с хранением персональных данных со­искателей;

- доступ ко всем процедурам и результатам НОК;

- унификацию про­цессов аттестации в НОК;

- создание единой точки учета и оформления результатов НОК;

- видео фиксацию всех участников НОК в едином про­странстве;

- техническую поддержку пользо­вателей системы.

При этом АИС «НОК-СТС» произ­водит автоматизированное назначе­ние оценочных средств каждому из соискателей, предоставляя возмож­ность прохождения теоретического теста и практической части экзамена в системе; формирует результаты эк­замена.

По каждой из двух частей экзамена, теоретической и практической, установлено минимальное количество баллов, которые должен набрать соискатель для получения положительного результата, при этом ко второй части экзамена – практической части можно приступить при условии сдачи теоретической части.

Результат профессионального экзамена размещается в реестре сведений о проведении независимой оценки квалификации, оператор реестра - АНО «Национальное агентство развития квалификаций».

В настоящее время на территории 72 субъектов Российской Федерации деятельность по проведению независимой оценки квалификации на соответствие положениям профессионального стандарта «Специалист в области охраны труда» осуществляют 67 экзаменационных центров (далее- ЭЦ). Наиболее активно с ООО "ЦОК Специалист" по организации и проведению профессионального экзамена работают такие ЭЦ, как: "ЦОТПБСППО" (г.Санкт-Петербург), ООО "ЦИБУТ" (г. Москва), ООО «ТОЦОТ» (г. Томск), ООО «ЦОТ «ИНФОКРЫМ» (г. Симферополь), АНО «ТМЦОТ» (г. Тюмень), ООО «Эргономика-ИЛУТ» (г. Омск).

 

Задача независимой оценки квалификации - дать объективную, признаваемую профессиональным сообществом оценку квалификации специалиста, обеспечить гарантию ее соответствия актуальным требованиям рынка труда. Основанием для проведения независимой оценки квалификации служит профессиональный стандарт или квалификационные требования, установленные соответствующими нормативными правовыми актами.

Поэтому чрезвычайно важно, чтобы профессиональный стандарт, представляющий требования к характеристике квалификации, необходимой специалисту для выполнения им на достаточно высоком профессиональном уровне работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессией, специальностью (трудовые функции), отражал наиболее актуальные изменения, тенденции развития конкретного вида профессиональной деятельности, все возрастающие запросы работодателя к уровню подготовки как работников организаций, так и выпускников вузов. Иными словами профессиональный стандарт должен быть своеобразным индикатором, который фиксирует и отражает наиболее значимые принципиальные изменения в развитии профессиональной деятельности и на рынке труда.

 

В связи с чем из более 1390 разработанных профессиональных стандартов на протяжении 2020 года было актуализировано порядка 186 профстандартов, в числе которых профессиональный стандарт "Специалист в области охраны труда".

В работе по актуализации профессионального стандарта в соответствии с Правилами разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 г., № 23, принимали участие специалисты ФГБУ "ВНИИ труда" Минтруда России, Совета по профессиональным квалификациям в сфере безопасности труда, социальной защиты и занятости населения, СРО НП "Национальное объединение организаций в области безопасности и охраны труда", ЧОУ ДПО "Институт промышленной безопасности, охраны труда и социального партнерства".

Актуализация профессионального стандарта была обусловлена необходимостью внесения уточнений и дополненийв его содержание в связи с качественно новыми подходами к планированию, разработке, совершенствованию и обеспечению функционирования системы управления охраной труда и оценки профессиональными рисками в организации; все возрастающими требованиями работодателей к уровню подготовки и компетентности специалистов по вопросам охраны труда, а также с учетом опыта практической деятельности специалистов и судебной практики в сфере охраны труда.

Кроме того при актуализации профессионального стандарта были приняты во внимание требования национального проекта «Цифровая экономика» в части внедрения цифровых технологий в деятельность специалистов с учетом специфики вида профессиональной деятельности.

Современные тенденции и подходы к организации всей системы охраны труда, совершенствованию системы управления охраной труда на предприятиях, в том числе к деятельности по предотвращению любых несчастных случаев на производстве, к системе управления профессиональными рисками, а также современные задачи по внедрению информационных технологий и цифровизации различных процессов сбора, обработки и хранения данных, описывающих контекст, содержание, структуру документов и процессов управления, определили направления актуализации профессионального стандарта "Специалист в области охраны труда".

В результате проделанной работы были внесены уточнения и дополнения в состав обобщенных трудовых функций (раздел II)действующего профессионального стандарта(рис.1), а именно:

  • объединены: ОТФ А«Внедрение и обеспечение функционирования системы управления охраной труда» иОТФ В«Мониторинг функционирования системы управления охраной труда» вОТФ А«Обеспечение функционирования системы управления охраной труда в организации»;

  • изменено: название ОТФ С«Планирование, разработка и совершенствование системы управления охраной труда» наОТФ В«Планирование, разработка и совершенствование системы управления охраной труда и оценки профессиональных рисков»;

  • добавлены ОТФС7"Экспертиза эффективности мероприятий, направленных на обеспечение функционирования системы управления охраной труда» и ОТФD8«Стратегическое управление профессиональными рисками в организации».

 

Профессиональный стандарт "Специалист в области охраны труда"

(утв. приказом Минтруда России от 04.08.2014 №524н)

 

192

 

Регистрационный номер

I. Общие сведения

Деятельность по планированию, организации, контролю и совершенствованию управления охраной труда

 

40.054

(наименование вида профессиональной деятельности)

 

Код

Основная цель вида профессиональной деятельности:

Профилактика несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, снижение уровня воздействия (устранение воздействия) на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, уровней профессиональных рисков

 

II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт

(функциональная карта вида профессиональной деятельности)

 

Обобщенные трудовые функции

Трудовые функции

код

наименование

уровень квалификации

наименование

код

уровень (подуровень) квалификации

А

Внедрение и обеспечение функционирования системы управления охраной труда

6

Нормативное обеспечение системы управления охраной труда

А/01.6

6

Обеспечение подготовки работников в области охраны труда

А/02.6

6

Сбор, обработка и передача информации по вопросам условий и охраны труда

А/03.6

6

Обеспечение снижения уровней профессиональных рисков с учетом условий труда

А'04.6

6

В

Мониторинг функционирования системы управления охраной труда

6

Обеспечение контроля за соблюдением требований охраны труда

В/01.6

6

Обеспечение контроля за состоянием условий труда на рабочих местах

В/02.6

6

Обеспечение расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

В/03.6

6

С

Планирование, разработка и совершенствование системы управления охраной труда

7

Определение целей и задач (политики), процессов управления охраной труда и оценка эффективности системы управления охраной труда

С/01.7

7

Распределение полномочий, ответственности, обязанностей по вопросам охраны труда и обоснование ресурсного обеспечения

С/02.7

7

В итоге для профессионально-общественного обсуждения были представлены четыре обобщенные трудовые функции(рис. 2) и соответствующие трудовые функции:

А6 Обеспечение функционирования системы управления охраной труда в организации:

В7 Планирование, разработка и совершенствование системы управления охраной труда и оценки профессиональных рисков;

С7 Экспертиза эффективности мероприятий, направленных на обеспечение функционирования системы управления охраной труда;

D8 Стратегическое управление профессиональными рисками в организации.

Описание трудовых действий, необходимых знаний и умений по каждой из трудовых функций было выполнено с целью охарактеризовать те необходимые требования к знаниям, умениям и навыкам, которые смогут обеспечить работнику в полной мере всех его должностных обязанностей в соответствии с обязательными условиями трудового договора.

В разделе III "Характеристика обобщенных трудовых функций"претерпели изменения и дополнены по своему содержанию опции "Возможные наименования должностей, профессий", "Требования к образованию и обучению", "Требования к опыту практической работы" и "Особые условия допуска к работе" по каждой из двух ОТФ, ОТФ А6 и ОТФ В7. Вышеназванные опции новых обобщенных трудовых функций С7 иD8 характеризуют назначение данных ОТФ.

Принимая во внимание разноплановую деятельность специалистов по охране труда, руководителей организаций по вопросам управления профессиональными рисками, их обязанности и функциональные задачи перечень возможных наименований должностей по каждой из ОТФ включает следующие должности:

ОТФ А6: младший специалист по охране труда; специалист по охране труда; главный (ведущий) специалист по охране труда;

ОТФ В7: руководитель службы охраны труда, начальник отдела охраны труда, начальник управления охраной труда;

ОТФ С 7:эксперт по условиям и охране труда; консультант по условиям и охране труда и управлению профессиональными рисками; инструктор по условиям и охране труда;

ОТФ D8: заместитель руководителя организации по управлению профессиональными рисками; руководитель направления (подразделения) по управлению профессиональными рисками в организации.

На рисунке 2 "Описание трудовых функций, входящих в актуализированный профессиональный стандарт "Специалист в области охраны труда" красным шрифтом выделены внесенные изменения в обобщенные трудовые функции (ОТФ) и трудовые функции (ТФ).

Рис.2
Описание трудовых функций, входящих в актуализированный профессиональный стандарт "Специалист в области охраны труда"

Содержание опций "Требования к образованию и обучению", "Требования к опыту практической работы" и "Особые условия допуска к работе"обусловлено все возрастающими требованиями работодателей к уровню образования, подготовке специалистов по охране труда конкретно по всему аспекту вопросов, связанных с совершенствованием системы управления охраной труда на предприятиях, а также требованиями к компетентности руководителей организаций по вопросам управления профессиональными рисками и в целом, как к специалисту риск-менеджеру. Об этом свидетельствуют результаты мониторинга рынка труда, обеспечения его потребностей в квалификациях и профессиональном образовании, проведенного Советом по профессиональным квалификациям в сфере безопасности труда, социальной защиты и занятости населения в 2019 году.

В связи с чем в опциях "Требования к образованию и обучению", "Требования к опыту практической работы" и "Особые условия допуска к работе" были внесены определенные изменения:

  1. установлен уровень образования для специалистов, функциональные обязанности которых соответствуют характеристикам, представленным в каждой из ОТФ.

ОТФ А

Высшее образование-бакалавриат или Высшее образование (не профильное) -бакалавриат и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда или

Среднее профессиональное образование- программы подготовки специалистов среднего звена и дополнительное профессиональное образование в области охраны труда

ОТФ В7

Высшее образование - магистратура, специалитет или

Высшее образование (не профильное) - магистратура, специалитет и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда

ОТФ С7

Высшее образование- магистратура, специалитет и дополнительное профессиональное образование по программе повышения квалификации по оценке профессиональных рисков не реже чем один раз в три года.

или

Высшее образование (не профильное) - магистратура, специалитет и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда, дополнительное профессиональное образование по программе повышения квалификации по оценке профессиональных рисков не реже чем один раз в три года.

ОТФD8

Высшее образование - магистратура, специалитет и дополнительное профессиональное образование по программе повышения квалификации по оценке профессиональных рисков не реже чем один раз в три года

или

Высшее образование (не профильное) - магистратура, специалитет и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда, дополнительное профессиональное образование по программе повышения квалификации по оценке профессиональных рисков не реже чем один раз в три года.

2) определены требования к опыту практической работыот 3-х до 5-ти летв зависимости от уровня образования специалистов, высшего или среднего профессионального образования;

3) к числу особых условий допуска к работе отнесено обучение по охране труда в объеме должностных обязанностей и проверка знаний требований охраны труда не реже одного раза в три года.

Требования национального проекта «Цифровая экономика» в части внедрения цифровых технологий в деятельность специалистов в области охраны труда нашли отражение в описании отдельных требований к квалификации посредством введения новых знаний и умений, необходимых для выполнения работником определенных трудовых действий по обеспечению электронной системы внутреннего и внешнего документооборота посредством приобретения таких компетенций, как:

- согласование различных документов в рамках деятельности данной организации;

- организация управления статистическими данными по различным аспектам деятельности в рамках системы управления охраной труда;

- управление и координация процессов формирования исходных данных, необходимых для дальнейшей аналитической работы;

- хранение, обработка и использование данных;

- реализация необходимых ИТ-процессов с учетом специфики деятельности по обеспечению безопасных условий труда.

Введение в профессиональный стандарт новых необходимых знаний и умений в связи с решением задач по цифровизации позволит специалистам в области охраны труда более активно перейти в работе к замещению бумажного документооборота электронным, созданию электронных копий бумажных документов; к обеспечению сохранности, анализа и обмена необходимой информацией между отдельными структурами предприятия и внешними организациями с использованием новейших ИТ-процессов.

Нельзя не отметить, что в подготовке проекта актуализированного профессионального стандарта активно приняли участие представители отдельных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ряда крупных компаний, организаций дополнительного профессионального образования, учебных центров и общественных организаций. Подробно и обоснованно они вносили свои предложения, подмечая допущенные неточности или предлагали принципиальные дополнения в существующие формулировки трудовых функций, трудовых действий, необходимых знаний и умений.

В настоящее время в соответствиис пунктами 10-12 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 г. № 23, проект актуализированного профессионального стандарта "Специалист в области охраны труда" принят к рассмотрению Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

7 октября 2020 года состоялась III Международная научно-практическая конференция «Костинские чтения»[4]организатором которой является АНО "Национальное агентство развития квалификаций".

В рамках конференции обсуждались актуальные вопросы образования взрослых в контексте развития ситуации на рынке труда в современных условиях пандемии. В ситуации глобального кризиса есть особенности, которые характеризуют трудовые отношения в России. Согласно полученным Национальным агентством результатам работодатели не удовлетворены качеством профессиональной подготовки новых сотрудников, которые приходят из системы образования и от других работодателей.

По данным статистики Росстата, РСПП,BCG,GlobalHumanCapital91% работодателей считают, что у работников недостаточно практических навыков, 83% воспринимают уровень подготовки в вузах как средний или низкий, 37% считают дефицит квалификации главным барьером на пути к росту, а 60% компаний отмечают нехватку квалифицированных работников.

По данным мониторинга на примере среднего профессионального образования очевидно, что выпускники после получения диплома уже несут в себе издержки для работодателя, так как молодым специалистам необходимо доучивание.

Для сокращения разрыва между результатами ведущейся на сегодняшний день подготовки специалистов и требованиями работодателей Министерство науки и высшего образования РФ предложило проект ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». 23 сентября текущего года он был рассмотрен и одобрен на заседании Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям.

В документе отмечается, что профессиональные стандарты больше не будут основой для формальных документов, а станут отправной точкой для разработки основных образовательных программ. Образовательные программы должны учитывать те требования, которые совместно сформулированы работодателями и профсоюзами в процессе разработки и актуализации профессиональных стандартов.

Предлагаемое законодательное нововведение относительно значения профессионального стандарта для разработки образовательных программ высшего образования, программ бакалавриата, специалитета, магистратуры, в соответствии с которыми осуществляется подготовка специалистов в области охраны труда, позволяет надеяться на повышение качества подготовки специалистов с учетом требований актуализированного профессионального стандарта "Специалист в области охраны труда", характеризующего наиболее значительные направления в развитии деятельности по планированию, организации, контролю и совершенствованию системы управления охраной труда.

 

Список использованной литературы:

1 Какие работнику нужны будущему. АНО "Национальное агентство развития квалификаций". https://nark.ru/news/kakie-rabotniki-nuzhny-budushchemu.php[Электронный ресурс]: Режим доступа: (дата обращения: 05.12.2020)

2 https://realnoevremya.ru/articles/172411-vozmozhnosti-pandemii-ot-strategov-putina-podruzhitsya-s-zapadom-i-nayti-specialistov-v-malye-goroda [Электронный ресурс]: Режим доступа: (дата обращения: 15.10.2020)

3 Факторович А. А. Кого и зачем обяжут подтверждать квалификацию с 1 июля 2019 года. АНО "Национальное агентство развития квалификаций".https://zen.yandex.ru/media/id/5b7a8e979dce6b00aa88f2bf/podtverdite-svoiu-kvalifikaciiu-5c8fb5c367b81d00b237ac98[Электронный ресурс]: Режим доступа: (дата обращения: 15.09.2020)

4 Образование и карьера: диалог на языке квалификаций. АНО "Национальное агентство развития квалификаций".https://youtu.be/88vgmdB8PCQ [Электронный ресурс]: Режим доступа: (дата обращения: 09.10.2020)