УДК 69.331.438
Страховочная и эвакуационная система при выполнении работ на опоре с приставной лестницы
Владимир Александрович Сенченко, главный специалист по охране труда Волгоградского филиала ПАО «Ростелеком», магистрант по направлению подготовки «Техносферная безопасность» ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет», г. Москва, Российская Федерация, e-mail: Vladimir.Senchenko1973@gmail.com
Татьяна Тимофеевна Каверзнева, канд. техн. наук, доцент Высшей школы техносферной безопасности, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, доцент Санкт-Петербургского национального исследовательского Академического университета Российской академии наук, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация, e-mail: kaverztt@mail.ru
Флура Файзирахмановна Арсланбекова, канд. биол. наук, доцент ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет», г. Москва, Российская Федерация, e-mail: arslanka_65@mail.ru
Аннотация. Работы на опорах воздушных линий связи и воздушных линий электропередач сопряжены с повышенным риском падений с высоты. В данной статье обсуждаются вопросы обеспечения безопасности при выполнении работ на опорах с использованием приставной лестницы.
В статье рассматривается система страхования, интегрированная с механизмами эвакуации и спасения, которая внедрена в Волгоградском филиале ПАО «Ростелеком».
Ключевые слова: работы на высоте; страховочная система; эвакуационная система; приставная лестница; воздушные линии связи; Волгоград; Ростелеком
Safety and evacuation system when working on a support from an extension ladder
V.A. Senchenko, chief Occupational Safety Specialist of the Volgograd branch of PJSC Rostelecom, Master's degree in the field of training «Technosphere Safety», Russian State Social University, Moscow, Russian Federation
T.T. Kaverzneva, Ph.D. in Engineering, Associate Professor, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, St. Petersburg National Research Academic University of the Russian Academy of Sciences, Saint Petersburg, Russian Federation
F.F. Arslanbekova, PhD in Biology, Associate Professor, Russian State Social University, Moscow, Russian Federation
Annotation. Work on the supports of overhead communication lines and overhead power lines is associated with an increased risk of falls from height. This article discusses the issues of ensuring safety when working on poles using an extension ladder.
The article discusses the insurance system integrated with evacuation and rescue mechanisms implemented in the Volgograd branch of PJSC «Rostelecom».
Keywords: work at height; insurance system; evacuation system; extension ladder; overhead communication lines; Volgograd; Rostelecom
Воздушные линии связи (далее – ВЛС) и воздушные линии электропередачи (далее – ВЛЭ) играют ключевую роль в современной инфраструктуре связи и энергетики, обусловленную их экономической эффективностью, простотой монтажа и способностью обеспечивать доступ в труднодоступные районы. При выполнении работ на опорах ВЛС и ВЛЭ необходима повышенная безопасность работников. Одним из наиболее распространённых и доступных способов выполнения подобных работ является применение простой в эксплуатации приставной лестницы. Этот способ характеризуется низкими затратами и высокой мобильностью, но в то же время сопряжён с риском падения с высоты. Использование автоподъемников гарантирует более высокую безопасность, однако данный способ сопряжен с существенными финансовыми затратами и зачастую ограничен условиями применения техники в труднодоступных местах.
Падение с высоты, включая случаи на лестницах, является одной из основных в мире причин получаемых травм, которые могут быть серьезными или даже смертельными [1–8]. В связи с этим перед проведением работ на высоте необходимы разработка и внедрение комплекса технико-технологических и организационных мероприятий:
– назначение лиц, ответственных за организацию и безопасное проведение работ на высоте;
– подготовка планов производства работ;
– подготовка планов мероприятий по эвакуации и спасению работников при возникновении аварийной ситуации и при проведении спасательных работ [9].
Указанные мероприятия должны представлять собой конкретную техническую систему обеспечения безопасности работ на высоте, предусматривая эффективные меры спасения и эвакуации персонала в случае возникновения нештатных ситуаций.
Существующие страховочные и эвакуационные системы
Существует множество подходов к организации систем страхования и спасения, однако с точки зрения экономии и практики они не всегда являются целесообразными и доступными для применения. Это обусловлено тем, что зачастую речь идет о двух отдельных системах, которые требуют самостоятельного формирования. Такой подход подразумевает дополнительные временные затраты, необходимость специальной подготовки персонала и увеличение финансовых расходов.
В группе компаний ПАО «Россети» существует утвержденная инструкция по спуску пострадавшего с опоры воздушной линии электропередач [10]. Алгоритм спасательных действий включает подъем к пострадавшему, освобождение его от фала и когтей, закрепление блок-ролика за ближайшие крюки изоляторов или траверсу, расположенную выше уровня пострадавшего. Один конец веревки следует зафиксировать на страховочной системе пострадавшего, а другой должен пройти через блок-ролик и быть сброшен на землю. После этого необходимо отсоединить пострадавшего от стропа позиционирования и когтей, а затем, управляя веревкой, осуществить его спуск (рис. 1–3).
|
|
|
Рис. 1. Положение пострадавшего перед спуском с опоры |
Рис. 2. Освобождение пострадавшего от фала, страховочной привязи и когтей |
Рис. 3. Спуск пострадавшего при наличии двух спасающих |
Недостатками данного метода являются:
– отсутствие страховочной системы у работника на опоре;
– необходимость затрат времени для поднятия спасателя и монтажа блока с веревкой на опоре;
– требование физической силы для контроля над веревкой при спуске пострадавшего;
– отсутствие возможности регулировки скорости спуска;
– необходимость практической подготовки спасателя для проведения эвакуационных операций.
Ряд компаний предлагает различные средства для спасения и эвакуации с высоты. Как правило, предлагаемые устройства и комплекты для спасения и эвакуации собираются после наступления аварийной ситуации. Процедура спасения включает в себя подъем к пострадавшему спасательного каната и крепление его к спусковому устройству, а также отсоединение пострадавшего от страховочной системы и последующий спуск. Специфика установки таких устройств требует от спасателя наличия не только теоретических знаний, но и практического опыта использования, что значительно повышает риск неудачи в экстренных ситуациях.
Способ организации страховочной системы, совмещенной с системой спасения и эвакуации, в Волгоградском филиале ПАО «Ростелеком»
В Волгоградском филиале ПАО «Ростелеком» при выполнении работ на опорах воздушных линий связи с использованием приставной лестницы внедрена интегрированная система страхования, совмещенная с механизмами эвакуации и спасения. Совмещённая система позволяет спасателю существенно сократить время организации эвакуации в случае чрезвычайной ситуации, что обеспечивает возможность немедленного снятия пострадавшего с опоры. Данная система утверждена в Плане производства работ на высоте и используется с 2022 года.
На рис. 4 и 5 показан порядок организации страховочной системы, совмещенной с системой спасения и эвакуации, при работе на опоре с лестницы (далее – система).
Рис. 4. Общий вид страховочной системы, совмещенной с системой спасения и эвакуации, при работе на опоре с лестницы
(1 – опора, 2 – лестница, 3 – упор, 4 – соединительный элемент, 5 – анкерная линия, 6 – устройство ползункового типа, 7 – узел Маршара или спусковое устройство, 8 – регулируемый строп для позиционирования)
Рис. 5. Нижняя часть страховочной системы, совмещенной с системой спасения и эвакуации, при работе на опоре с лестницы
(2 – лестница, 5 – анкерная линия, 7 – спусковое устройство RIG, 9 – карабин, 10 – карабин, 11 – узел «Австрийский проводник», 12 – узел «Восьмерка»)
Подготовительные работы
Для создания системы страховки, интегрированной с системой спасения и эвакуации, требуется установить упор (3) на верхнем конце лестницы (2) с целью предотвращения её сдвига. Верхняя часть лестницы должна быть надежно прислонена к опоре. Анкерная линия (5) устанавливается под верхней ступенькой лестницы и оборачивается вокруг опоры. Один конец анкерной линии фиксируется за ступеньку с помощью узлов «Австрийский проводник» (11) и «Восьмерка» (12), а также карабина (9). Этот конец не несет нагрузки в случае эвакуации, а служит для натяжки анкерной линии. Другой конец анкерной линии (5) прикрепляется к спусковому устройству (7) через карабин (10). Карабин (10) соединяет два конца веревки через узлы «Восьмерка» (12). Веревка проходит через ступеньку лестницы и образует треугольник, который на обоих концах имеет узел «Восьмерка» (12).
Лестница должна быть установлена под углом 70–75°. Анкерная линия (5) должна быть натянута, чтобы исключить провисание. Для предотвращения смещения нижней части лестницы её необходимо зафиксировать на высоте 1,2–1,7 метра при помощи каната и соединительного элемента (4). Рекомендуется использовать узлы «Восьмерка» или «Австрийский проводник» с автоматическим карабином [11]. Средство защиты ползункового типа (6) должно быть подключено к страховочной привязи работника для безопасного выполнения работ на высоте.
Выполнение работ на высоте на опоре
При подъеме на необходимую высоту работник устанавливает строп для позиционирования (8), оборачивая его вокруг опоры (1). Следует исключить провисание соединительной подсистемы и стропа во время работ.
Спуск с опоры
Перед спуском с опоры необходимо убедиться в правильной установке средства защиты ползункового типа и отсутствии его провисания. Строп для рабочего позиционирования отсоединяется от опоры, а ползунковое средство защиты остается подсоединенным к анкерной линии. Работник должен избегать опускания средства защиты ползункового типа ниже уровня плеч для минимизации риска травмы при падении (нулевой фактор рывка в случае падения). После безопасного спуска с лестницы средство защиты ползункового типа отсоединяется от страховочной привязи, и анкерная линия с лестницей демонтируется в обратном порядке.
Эвакуация с опоры
Если при производстве работ на опоре работнику стало плохо, он завис в бессознательном состоянии, то проводятся спасательные и эвакуационные работы. Спасатель поднимается по лестнице, страхуясь за установленную анкерную линию. После отсоединения стропа позиционирования у пострадавшего он спускается и осторожно опускает пострадавшего на землю, ослабляя узел Маршара или спусковое устройство RIG. Оказание первой медицинской помощи начинается сразу после спуска пострадавшего. Эвакуация осуществляется за считанные минуты, так как она интегрирована в процесс спасения.
Все элементы системы безопасности и эвакуации являются сертифицированными и стандартизированными, что обеспечивает надежность системы в целом.
Спусковое устройство RIG и узел Маршара
Ядром системы эвакуации является узел Маршара или спусковое устройство RIG. В данной системе используется их свойство ползти в одну сторону и схватываться при нагрузке. Поэтому, когда спасатель ослабляет одной рукой узел Маршара (спусковое устройство RIG), веревка начинает проходить через узел (RIG) и пострадавший опускается на землю. Как только спасатель убирает руку с узла Маршара (RIG), тот сразу схватывается под действием нагрузки.
Репшнур предназначен для вязки схватывающих узлов на основных веревках диаметром 9–11 мм. В нашем случае схватывающий узел, затягивающийся под нагрузкой (узел Маршара (7, рис. 6)), применяется на основной веревке (5, рис. 6). Репшнур связывается в петлю при помощи узла «Грейпвайн» (13, рис. 6). В соответствии с пунктом 8 таблицы 1 Правил [9] узел Маршара может быть использован в аварийной ситуации для эвакуации с рабочего места.
В нашей системе он является элементом спасения и эвакуации.
Рис. 6. Репшнур с узлом Маршара
(7 – узел Маршара, 5 – анкерная линия, 13 – узел «Грейпвайн»,
10 – карабин)
Проведенные в лаборатории компании VENTO испытания с использованием тарированного динамометра и гидравлической разрывной машины продемонстрировали [12], что прочность веревки вспомогательной Cord 7 VENTO, заявленная производителем, соответствует прочности петли, образуемой узлами «Грейпвайн» и Маршара. Значит, прочность нашей петли, завязанной узлом «Грейпвайн» вместе с узлом Маршара, равна 9,8 кН, что означает: система может выдержать нагрузку около 1000 кг. Это примерно десятикратный запас прочности.
Спусковое устройство RIG сертифицировано в России и может применяться для нижней страховки. На рис. 7 и 8 показан вид устройства и принцип его работы.
|
|
Рис. 7. Общий вид спускового устройства RIG |
Рис. 8. Принцип работы спускового устройства RIG |
Как работает система эвакуации и спасения с использованием узла Маршара и спускового устройства, можно посмотреть на RUTUBE [13, 14].
Заключение и выводы
Работы на опорах ВЛС и ВЛЭ являются работами на высоте. Обеспечение безопасности этих работ, а также организация спасения и эвакуации работников в случае аварийных ситуаций являются не только юридической нормой, но и производственной необходимостью. Использование лестницы для работы на опорах представляет собой один из наиболее мобильных, простых и экономически целесообразных способов.
Существует множество подходов к организации страховочных систем и систем спасения и эвакуации, применяемых при выполнении работ на опорах с использованием лестниц. Поэтому совершенствование условий труда работников, выполняющих работы на опорах воздушной линий связи и линий электропередач с использованием приставных лестниц, является актуальной практической задачей.
Инструкция по спуску пострадавшего с опоры воздушных линий электропередачи [10] в связи с выходом Правил [9] юридически и морально устарела, ее необходимо актуализировать.
Разработанный в Волгоградском филиале ПАО «Ростелеком» и описанный в настоящей статье способ может быть включен в перечень различных технических решений, применяемых для обеспечения безопасности работ на опорах ВЛС и ВЛЭ с использованием приставных лестниц. Данный способ может стать полезным при реализации работ на опорах ВЛС и ВЛЭ в сельской и сложнопроходимой местности, где использование подъемников невозможно или является избыточно затратным мероприятием.
Благодарность
Идейным вдохновителем и разработчиком предложенной системы спасения и эвакуации при работе на опоре с использованием приставной лестницы является начальник отдела охраны труда Волгоградского филиала ПАО «Ростелеком» Е.А. Глумов. Методологом и разработчиком выступил промышленный альпинист, инженер Центра эксплуатации Волгоградского филиала Д.И. Белицкий. Постоянными экспериментаторами метода были специалисты отдела охраны труда филиала: В.А. Сенченко, Д.А. Шаймарданов, И.В. Бобрышева, Ю.А. Дулимов, О.С. Митасов, А.Н. Сысоев. Реализация инициативы стала возможной благодаря поддержке руководства, включая директора филиала С.Н. Пулинца, заместителя директора – технического директора В.Е. Цабыбина и бывшего технического директора, ныне директора департамента Корпоративного центра ПАО «Ростелеком» К.В. Волосевича.
Список источников:
1. Xu, Q, Xu, K. (2021), «Analysis of the Characteristics of Fatal Accidents in the Construction Industry in China Based on Statistical Data», International Journal of Environmental Research and Public Health, vol. 18, doi: 10.3390/ijerph18042162.
2. Burlov, V., Polyukhovich, M., Mankov, V., Logvinova, Yu. (2021), «Development of safety management technology of electric power networks in order to sustainable development», E3S Web of Conferences Volume 274, 2nd International Scientific Conference on Socio-Technical Construction and Civil Engineering, Kazan, 21–28 April 2021, p. 10004, doi: 10.1051/e3sconf/202127410004, EDN TGNWEZ.
3. Ackland, H.M., Pilcher, D.V., Roodenburg, O.S., McLellan, S.A., Cameron, P.A., Cooperab, D.J. (2016), «Danger at every rung: Epidemiology and outcomes of ICU-admitted ladder-related trauma», Injury, vol. 47, iss. 5, pp. 1109–1117, doi: 10.1016/j.injury.2015.12.016.
4. Häkkinen, K.K. Pesonen, J., Rajamäki, E. (1988), «Experiments on safety in the use of portable ladders», Journal of Occupational Accidents, vol. 10, iss. 1, pp. 1–19, doi: 10.1016/0376-6349(88)90002-8.
5. Kissiková, L., Dlugoš, I. (2018), «Comprehensive evaluation of the work at height», Acta Metallurgica Slovaca, vol. 24, no. 1, pp. 100–106, doi: 10.12776/ams.v24i1.1006.
6. Anjum, S, Khan, N., Khalid, R., Khan, M., Lee, D., Park, C. (2022), «Fall Prevention From Ladders Utilizing a Deep Learning-Based Height Assessment Method», IEEE Access, vol. 10, pp. 36725–36742, doi: 10.1109/ACCESS.2022.3164676.
7. Wibowo, T., Sukaryawan, I.M., Hatmoko, J.U.D. (2020), «Identifying causal factors of accidents related to working at height: a case study of a construction company», ICONETSI '20: Proceedings of the 2020 International Conference on Engineering and Information Technology for Sustainable Industry, no. 3, pp. 1–7, doi: 10.1145/3429789.3429792.
8. Zaini, N.Z.M., Salleh, M.A.M., Hasmori, M.F., Abas, N.H. (2020), «Effect of accident due to fall from height at construction sites in Malaysia», IOP Conf. Series: EarthandEnvironmentalScience 498, 012106, doi: 10.1088/1755-1315/498/1/012106.
9.Приказ от 16.11.2020 № 782н «Об утверждении Правил по охране труда при работе на высоте». – URL: https://docs.cntd.ru/document/573114692 (дата обращения: 25.01.2025).
10. Инструкция по спуску пострадавшего с опоры воздушных линий электропередачи напряжением до 20 кВ включительно (утв. Минэнерго СССР 10.10.1979). – URL: https:// https://docs.cntd.ru/document/1200035517 (дата обращения: 25.01.2025).
11. Мартынов, А.И. Промальп (Промышленный альпинизм) / А.И. Мартынов. – Москва: ТВТ Дивизион, 2006. – 328 с.
12. Испытания различных вариантов схватывающих узлов. – URL: https://mountschool.ru/alpinizm/stati/84-ispytaniya-razlichnykh-variantov-skhvatyvayushchikh-uzlov-chast-1-i-chast-2 (дата обращения: 18.11.2024).
13. Применение страховочной системы при работе на опоре, спасение и эвакуация пострадавшего // RUTUBE. – URL: https://rutube.ru/video/private/c0a46f41089f3b8bd3a7db3c0849bd20/?p=WByYJSzMyY3y-nOH-7uI8g (дата обращения: 02.03.2025).
14. Страховочная и эвакуационная система при работе на опоре. Разбор работы спускового устройства // RUTUBE. – URL: https://rutube.ru/video/private/70ae1d18ad8299bdf73f625a87488d64/?p=afOYO9628LPDGZRQ5lfOCQ (дата обращения: 02.03.2025).