УДК 338.45
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В ОБЛАСТИ ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА
С. Н. Яшин, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой менеджмента и государственного управления Национальный исследовательский университет «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»
Боронин О.С. к.э.н., доцент кафедры менеджмента и государственного управления Национальный исследовательский университет «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»
- N. Yashin / Dr. of Economics, Professor, Head
- S. Boronin / PhD in Economics, Associate Professor
Department of Management and Public Administration, Lobachevsky Nizhny Novgorod State University
METHODOLOGY FOR ASSESSING THE SOCIO-ECONOMIC EFFICIENCY OF INNOVATIVE PROJECTS IN THE FIELD OF OPERATIONAL SAFETY OF MOTOR TRANSPORT
ANNOTATION The article discusses the methodology for assessing the economic opportunities of road transport enterprises for the implementation of innovative projects. To solve this problem, it is proposed to use a special algorithm for assessing the economic resources of an enterprise. This algorithm provides for an assessment of its current financial condition and the level of its innovative activity with bringing the analyzed indicators into a comparable form based on expert-point assessment methods, as well as determining the level of economic capabilities of an enterprise for the implementation of innovative projects based on the interval assessment scale developed by the authors. The article specifies methodological approaches to assessing the socio-economic efficiency of innovative projects in the field of operational safety of road transport. The main provisions are based on a new approach that provides an estimate of the unit cost of a road traffic accident.
KEYWORDS innovation; innovative project; innovation activity; efficiency assessment; innovative activity; unit costs; gross domestic product
Аннотация
В статье предлагается методика оценки экономической эффективности инновационных проектов для автопредприятий. Для решения данной задачи предложен специальный алгоритм оценки и последующего анализа экономических ресурсов предприятия, который предусматривает оценку его текущего финансового состояния и уровня его инновационной активности с приведением анализируемых показателей в сопоставимый вид на основе экспертно-балльных методов оценивания, а также определение уровня экономических возможностей предприятия по реализации инновационных проектов на основе разработанной авторами интервальной шкалы оценки. В статье уточняются методологические подходы к оценке социально-экономической эффективности инновационных проектов. В качестве примера рассмотрены проекты в области эксплуатационной безопасности автомобильного транспорта. Для этого случая предусмотрен подход, основанный на оценке удельных затрат при дорожно-транспортном происшествии.
Ключевые слова: Инновации, инновационный проект, инновационная деятельность, оценка эффективности, инновационная активность, удельные издержки.
Инновационные проекты, как правило, многогранны и поэтому ошибочным будет эффект от их внедрения сводить только к определению экономических показателей. Одной из составляющих эффективности инноваций является социально-экономическая сторона, имеющая значение для государства и общества.
Социально-экономический эффект от реализации инновационного проекта в самом общем случае заключается в повышении благосостояния общества и безопасности граждан, повышении качества жизни и условий труда, увеличении производительности, ускорении обновления жизненной среды. В качестве оценочных показателей данного эффекта должны выступать экономические критерии, имеющие социальную составляющую. Название их и способы определения зависят от отрасли реализации проекта.
В нашем случае в результате реализации инновационного проекта, направленного на повышение эксплуатационной безопасности транспортных средств, прежде всего, на наш взгляд, ожидается экономический эффект, обусловленный снижением количества дорожно-транспортных происшествий (далее – ДТП), произошедших по причине технической неисправности автомобилей. Предлагаем в качестве основного показателя данного социально-экономического эффекта рассчитать величину уменьшения экономического ущерба от ДТП , которая рассчитывается путем произведения вероятного уменьшения числа ДТП при внедрении инновационного проекта и среднестатистической стоимостной величины ущерба :
= P |
(1) |
Другими словами, в основе оценки социально-экономического эффекта различных мероприятий и целевых программ, направленных на сокращение транспортной аварийности, лежит метод, в основе которого выражение в денежной форме экономической пользы, которую общество получит благодаря тому, что предотвратит ДТП. Величину эффекта в этом случае от инновации определим на основании экономической оценки ущерба от ДТП.
Анализ отечественной методики учета потерь экономики страны от ДТП [4] показал, что она требует корректировки, соответствующей современным экономическим отношениям. Предложения по ее совершенствованию основываются на следующих рассуждениях.
На наш взгляд, стоимостную оценку ущерба , приходящуюся на одно ДТП, представить в виде следующих издержек:
- экономические потери из-за выбытия человека из сферы производства ;
- стоимость медицинской помощи ;
- стоимость действий, выполненных полицией и службой спасения ;
- стоимостная оценка утраты «благополучия» ;
- стоимостная оценка ущерба, нанесенного чьему-либо имуществу .
= + + + + |
(2) |
Рассмотрим методы расчетной оценки всех составляющих ущерба.
Стоимостная оценка ущерба, обусловленного вредом, нанесенным конкретному человеку, а также утратой «благополучия», в дальнейшем разделяются на следующие три группы пострадавших:
- погибшие . ;
- получившие тяжелое ранение . ;
- получившие легкое ранение . .
= . + . + . |
(3) |
Разделение ущерба на три группы обусловлено, на наш взгляд, их разной значимостью.
Социально-экономический ущерб от одного заявленного ДТП с пострадавшими рассчитывается как сумма всех (описанных выше) составляющих ущерба, разделенная на количество ДТП с пострадавшими, которые были учтены официальной статистикой. Данный измеритель используется в связи с его определенностью и точностью. Данные по всем зарегистрированным ДТП являются более неопределенными по причине частого сокрытия информации о значительной части ДТП. Степень неполноты получения сведений точно неизвестна и может отличаться в разы.
Официальная статистика [5], публикуемая в РФ, не содержит подробных данных о ДТП (не производится разделение пострадавших на категории в зависимости от того, какое ранение было получено – «тяжелое» или «легкое»).
Частные показатели, учитываемые для цели оценки потерь:
а) Стоимостная оценка потерь из-за выбытия человека из сферы производства .
Экономические потери из-за выбытия человека из сферы производства оцениваются как доходы, которые не будут получены в результате гибели, получения инвалидности или временного отсутствия человека на рынке труда. Эти потери рассчитывались отдельно для погибших, людей, получивших тяжелые ранения, и людей, получивших легкие ранения. В общем случае, ущерб в результате ДТП, обусловленный выбытием человека из сферы производства, определяется по формуле:
= . N + . N + . N |
(4) |
где . , . , . - ущерб из-за выбытия человека из сферы производства соответственно на одного погибшего, тяжелораненого и легкораненого, руб.;
N , N , N - количество соответственно погибших, тяжелораненых, легкораненых в результате ДТП.
б) Стоимостная оценка оказываемой медицинской помощи .
Затраты на медицинскую помощь должны покрывать все прямые издержки служб здравоохранения, связанные с ДТП, например, госпитализация и лечение в больнице, амбулаторное лечение и т.д.
Издержки, приходящиеся на три группы ДТП (выделяемые в зависимости от тяжести наступивших последствий), предлагается рассчитывать на основе следующих данных:
- информации о продолжительности пребывания в стационаре ( дней для тяжело раненных и дней для получивших легкие ранения);
- экспертных оценок удельных затрат на госпитализацию ( руб./койка/день в ценах 2018 года).
Таким образом, в общем случае затраты на оказание медицинской помощи от одного ДТП рассчитываются по формуле:
= . N + . N + . N = = . N + N + N |
(5) |
где . , . , . - затраты на оказываемую медицинскую помощь соответственно на одного погибшего, тяжелораненого и легкораненого, руб.
в) Стоимостная оценка действий, выполненных полицией и службой спасения .
Затраты на услуги полиции и службы спасения должны покрывать затраты на транспорт, буксировку, приведение в порядок места ДТП и информирование соответствующих служб о ДТП с разбивкой в зависимости от степени наступивших последствий.
г) Показатель стоимостной оценки утраты «благополучия» человека .
К примеру, в датской методологии оценка утраты «благополучия», или лишения свойств, составляющих ценность человеческой личности, осуществляется путем умножения на соответствующий коэффициент стоимостной оценки ущерба, обусловленного вредом, нанесенном конкретному человеку (экономических потерь из-за выбытия человека из сферы производства, стоимости медицинского обслуживания и действий, выполненных полицией и службой спасения). В данной методике определены следующие значения упомянутых выше коэффициентов:
- 2 для погибших;
- 1/3 для получивших тяжелые ранения;
- 1/15 для получивших легкие ранения.
Таким образом, ущерб от ДТП в результате утраты «благополучия» человека определяется по формуле:
(6) |
где . , . , . - затратыот действий, выполненных полицией и службой спасения, соответственно на одного погибшего, тяжелораненого и легкораненого, руб.
На наш взгляд, в данной составляющей ущерба дополнительно следует учесть ранее не учитываемые- издержки от потери рабочего времени членами семьи пострадавшего или погибшего в ДТП, а также издержки, обусловленные затруднением движения для остальных транспортных средств.
Вышеописанные частные показатели a)-г) составляют стоимостную оценку суммарного ущерба, обусловленного вредом, нанесенным конкретному человеку. На их основе был произведен расчет общего ущерба, приходящегося на одного человека, пострадавшего в результате ДТП по данным 2018 года. Результаты расчетов, относящихся к трем категориям лиц, пострадавших в результате ДТП, представлены в табл. 1.
Таблица 1
Стоимостная оценка суммарного ущерба, обусловленного вредом,
нанесенному конкретному человеку, включая утрату «благополучия», на одного пострадавшего в ДТП, 2018г.
№ |
Составляющие ущерба от ДТП |
На одного погибшего |
На одного человека, получившего тяжелое ранение |
На одного человека, получившего легкие ранения |
1. |
Недополучение результатов производственной деятельности, тыс. руб. |
673,4 |
124,4 |
4,62 |
2. |
Затраты на медицинскую помощь, тыс. руб. |
3 |
150 |
30 |
3. |
Затраты на услуги полиции и спасательной службы, тыс. руб. |
1,5 |
1,8 |
2,5 |
4. |
Ущерб в результате гибели и ранения людей, тыс. руб. |
677,9 |
276,2 |
37,12 |
5. |
Коэффициент утраты «благополучия» |
2 |
1/3 |
1/15 |
6. |
Ущерб в результате утраты «благополучия», тыс. руб. |
1 355,8 |
92,07 |
2,47 |
7. |
Общий ущерб в результате гибели и ранения людей, включая утрату «благополучия», тыс. руб. |
2 033,7 |
368,27 |
39,59 |
д) Стоимостная оценка ущерба имуществу .
Стоимостная оценка ущерба, нанесенного имуществу, должна покрывать издержки общества, связанные с общим материальным ущербом. Это означает, что ущерб имуществу включает ущерб в результате повреждения транспортных средств, одежды и багажа пострадавших, а также дополнительно следует учесть ранее не учитываемый материальный ущерб от повреждения дорожных сооружений и других видов имущества.
На наш взгляд, вышеприведенные расчеты должны проводиться ежегодно. Результатом станет ежегодный материальный ущерб от ДТП в России. Сегодня по оценке экспертов он составляет около 3% ВВП страны, а это более 500 млрд. руб. По официальной статистике общее количество ДТП составило в 2010 году – 199431, в них погибло – 26567 чел., а 250635 чел. получили ранения различной степени тяжести [6]. Таким образом, основываясь на вышеизложенных предложениях и допущениях, после соответствующих расчетов можно определить, что на одно зарегистрированное ДТП по данным 2018г. приходится в среднем 2 507 133 руб., т.е. руб. (для 2018г.) Указанная сумма включает в себя как внешние издержки, так и личный ущерб владельцев автотранспортных средств.
С учетом полученных данных основной показатель социально-экономического эффекта по данным 2018г. определяется по формуле:
= 2507133 P |
(7) |
В качестве замечания хотелось бы отметить, что нецелесообразно устанавливать норматив ущерба от гибели или ранения человека в абсолютном исчислении. Это связано с тем, что оценка ущерба зависит от величины ВВП, как основного показателя экономического потенциала страны.
Предложенная методика оценки социально-экономической эффективности инновационных проектов в области эксплуатационной безопасности автотранспортных средств основана на учете отраслевых особенностей (определение составляющих ущерба от ДТП). Ее практическое применение позволит предусмотреть для организаций, работающих с приоритетными для государства инновациями, дотации или иные механизмы поощрения с учетом их социальной значимости и экономической эффективности.
Список литературы
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р).
- Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 № 2227-р).
- Агеева С.Д. Финансирование инноваций: источники, риски, интересы // ЭКО. 2012. №5. С. 4-5
- Р 03112199-0502-00 Методика оценки и расчета нормативов социально-экономического ущерба от дорожно-транспортных происшествий
- Официальный сайт ГИБДД МВД России http://www.gibdd.ru
- Сайт Правового портала «КАДИС» http://www.kadis.ru
- Яшин С.Н., Тихонов С.В. Современный подход к определению структуры инновационного потенциала предприятия// Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. - Волгоград, 2015, № 1(30), с.14-18.
- Яшин С.Н., Корнилов Д.А. Некоторые аспекты методологии портфельного анализа // Финансы и кредит - М.: ООО "Издательский дом "Финансы и кредит", 2006, № 2(206), с.64-72
- Юрлов Ф.Ф., Яшин С.Н., Яшина Н.И. Оценка экономического состояния хозяйствующих субъектов для инвестирования// Монография, изд. НГТУ, Нижний Новгород, 2001, 145с.