С.Н. Яшин, О.С. Боронин, С.А. Малова Зарубежный опыт реализации инновационных проектов промышленными предприятиями с учетом экологической безопасности. (№1, 2023)

Скачать выпуск "Безопасность и охрана труда" №1, 2023

УДК 338.1 DOI 10.54904/52952_2023_1_64

 

Зарубежный опыт реализации инновационных проектов промышленными предприятиями с учетом экологической безопасности.

С. Н. Яшин S. N. Yashin

О. С. Боронин O. S. Boronin

С. А. Малова S. A. Malova

 

Яшин Сергей Николаевич - д.э.н., профессор, заведующий кафедрой менеджмента и государственного управления Национальный исследовательский университет Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

Боронин Олег Сергеевич - к.э.н., доцент кафедры менеджмента и государственного управления Национальный исследовательский университет Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

Малова Светлана Александровна - ассистент кафедры менеджмента и государственного управления Национальный исследовательский университет Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

Lobachevsky Nizhny Novgorod State University, Nizhny Novgorod, Russian Federation

 

Аннотация

В статье отмечается, что опыт реализации национальных законодательств и деятельности органов власти в различных странах по снижению вредного воздействия деятельности промышленных предприятий на окружающую среду важно использовать в нашей стране. Данный вопрос решается на основе исследования и учета экологических и экономических аспектов реализации предприятиями инновационных проектов с учетом задач экологической безопасности.

Ключевые слова: инновационные проекты; окружающая среда; экологическая безопасность; ресурсы промышленных предприятий.

 

S. N. Yashin, O. S. Boronin, S. A. MalovaN. I. Lobachevsky Nizhny Novgorod State University, Nizhny Novgorod, Russian Federation

FOREIGN EXPERIENCE IN THE IMPLEMENTATION OF INNOVATIVE PROJECTS BY INDUSTRIAL ENTERPRISES, TAKING INTO ACCOUNT ENVIRONMENTAL SAFETY

 

ANNOTATION The article notes that the experience of implementing national legislation and the activities of authorities in various countries to reduce the harmful effects of industrial enterprises on the environment is important to use in our country. This issue is solved on the basis of research and taking into account the environmental and economic aspects of the implementation of innovative projects by enterprises, taking into account the tasks of environmental safety.

KEYWORDS innovative projects; environment; environmental safety; resources of industrial enterprises

ABOUT THE AUTHORS

Sergey N. Yashin / Dr. Sci. (Econ.), Professor, Head of Department

Oleg S. Boronin / Cand. Sci. (Econ.), Associate Professor

Svetlana A. Malova / Assistant

Department of Management and Public Administration, N. I. Lobachevsky Nizhny Novgorod State University, Nizhny Novgorod, Russian Federation

 

Снижение уровня вредного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду в развитых странах в настоящее время представляет собой комплексную деятельность, которая при реализации программ инновационного развития предприятий требует организации рационального природопользования для обеспечения гарантий населения на благоприятную экологию окружающей среды для соблюдения высоких норм качества жизни.

Реализация инновационных проектов промышленными предприятиями может иметь отрицательный эффект и приводить наряду с ростом экономического эффекта от его разработки к росту вредного воздействия на окружающую среду. Поэтому при разработке инновационных проектов необходимо учитывать экологическую безопасность новых продуктов и технологий производства, которые обеспечивают развитие и техническое перевооружение предприятия в тесной взаимосвязи с экологической нагрузкой на окружающую среду.

Прогноз долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2030 года предлагает ускоренное внедрение инноваций, что позволит усилить значение России в мире и повысить значение ее экономики до уровня ведущих экономик мира [1]. Реализация инновационных проектов на предприятиях РФ должна наряду с методами оценки их экономической эффективности учитывать и их экологическую безопасность.

В настоящее время широкое признание среди ученых и практиков нашли методы, позволяющие проводить технико-экономическое обоснование инвестиционных инновационных проектов с помощью динамических и статических подходов, разработанных в комитете ООН по промышленному развитию [2]. Эти подходы учитывают экологическое воздействие реализации программ экономического развития предприятий с вопросами снижения экологической нагрузки на окружающую среду. В России для оценки эффективности внедрения инновационных проектов используются Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов [3]. Изучение зарубежного опыта реализации инвестиционных инновационных проектов позволит отечественным предприятиям учитывать в оценке эффективности инновационных проектов экологическую составляющую.

В Российской Федерации предлагается оценка, основанная на количественном сопоставлении 72 видов ресурсов, затрачиваемых на производство товаров, работ, услуг. [4]. Изучение подходов по этому вопросу со стороны других государств даст возможность учета этих видов ресурсов в деятельности промышленных предприятий с позиции снижения нагрузки на окружающую среду.

В настоящее время имеет место загрязнение окружающей среды, связанное с деятельностью промышленных предприятий, ухудшение среды проживания человека, потепление климата на планете и другие негативные явления для природы. Поэтому многие правительства вынуждены были ужесточить требования к характеристикам производственной деятельности предприятий. Эти меры коснулись осуществления инновационной деятельности и учета в ней требований экологической безопасности. Одной из мер воздействия по сохранению экосистем было внедрение ужесточающих мер, таких как плата за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) - федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "Об охране окружающей среды" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2023) (рис.1). Также одной из эффективных мер, принятых для сохранения окружающей среды, являются штрафные санкции, повышенное налогообложение и т.д.

Во многих странах мира в настоящее время действуют экологические налоги, средства от которых идут на ликвидацию техногенных катастроф и финансирование инновационных проектов с учетом их экологической безопасности в будущем при производстве продуктов и услуг. В частности, в США применяются налоги субъектам, загрязняющим окружающую среду, и потребителям природных ресурсов. В Германии, Италии и Франции действует налог на использование нефтепродуктов, в Финляндии, Мексике и Нидерландах – на выбросы углеводородов в результате сжигания топлива [5].

В Австралии и Великобритании взимается налог на использование топливных продуктов, а в Швеции и Норвегии – на пестициды и минеральные удобрения.

 

Рис.1 Примеры объектов по категориям неблагоприятного воздействия на окружающую среду.

 

В ряде стран используется смешанная система налогообложения природоохранных мероприятий. Например, в Норвегии налог на нефть состоит из двух частей, одна из которых зависит от уровня опасных выбросов в атмосферу, в Швеции налоги на нефть и нефтепродукты разделены [6].

Средства, аккумулируемые от уплаты таких налогов, обычно направляются на защиту окружающей среды, поддержку инновационных проектов, учитывающих экологические требования к производству продукции, развитие технологий ресурсосбережения и на финансирование природоохранных программ. Еще одним инструментом стимулирования охраны окружающей среды является использование дифференцированной шкалы налога на прибыль в зависимости от экологической чистоты продукции, производимой на предприятиях.

В мировой практике широко используется система взимания штрафов за загрязнение экосреды в случаях технологических катастроф. В литературных источниках приводится немало примеров выплат значительных денежных средств за нанесенный ущерб экологии [7]. Предприятия, нарушающие установленные нормативы по выбросам вредных веществ, также выплачивают штрафы.

Кроме этого, во многих странах используются программы финансирования инновационных проектов, которые учитывают экологический фактор при их разработке и реализации.

В частности, в Швеции выделяются субсидии в размере 50 % от стоимости объектов по утилизации твердых отходов. Такие же преференции получают предприятия в Германии, Нидерландах и Финляндии, внедряющие экологические инновации.

Ряд государств использует специализированные программы на поддержку инновационных проектов, учитывающих при их реализации в будущем требования по защите окружающей среды [8]. Например, во Франции на программу «Новое экологическое соглашение» ежегодно выделяются значительные средства, которые направляются на развитие «зеленой» городской среды. В Китае стимулируется разработка новых автомобилей с экономичным расходом топлива, а также инновационные проекты по производству энергосберегающей бытовой техники. В США выделяются средства на коммерциализацию проектов, учитывающих экологическую составляющую их реализации. В Австралии существует государственная поддержка инновационных проектов, производство продукции по которым приводит к снижению уровня вредных выбросов в атмосферу. Также во многих странах широко используются механизмы льготного финансирования инновационных проектов в сфере защиты окружающей среды. Такие льготные инвестиции в Германии, Австрии, Франции, Японии и Финляндии предоставляются предприятиям, внедряющим инновационные проекты по утилизации отходов.

Среди механизмов государственного регулирования охраны экологической среды в странах ЕС используются условия, в соответствии с которыми пользователи природных ресурсов должны вкладывать денежные средства в финансирование инновационных проектов с учетом требований экологической безопасности. Кроме того, применяются механизмы стимулирования экологических проектов, включающие продажу квот и лицензий на загрязнение окружающей среды. В рамках Киотского протокола действует «механизм гибкости», который предусматривает возможность торговли квотами на выбросы парникового газа и широко распространен в различных странах. В меньшей степени используется аналогичный механизм торговли правами за загрязнение водных ресурсов. Одним из примеров его реализации является торговля разрешениями на сброс химических соединений в бассейн реки Огайо в США [9].

Существует два способа выдачи разрешений на загрязнение окружающей среды. Первый из них использует распределение таких квот между предприятиями в соответствии с их прошлыми уровнями загрязнения. Например, в США этот способ использовался в программах по контролю выбросов оксида азота и серы, снижению содержания свинца в бензине и борьбе с кислотными дождями [10]. Второй способ связан с проведением открытого аукциона, на котором государство устанавливает определенное количество сертификатов компаниям, оказывающим негативное воздействие на экосреду. Такая система аукционов продажи лицензий на автоперевозки в районах повышенной концентрацией транспорта действует в Чили.

Государственные механизмы поддержки природоохранных мероприятий послужили толчком к созданию новых элементов экологической инфраструктуры, включающих посреднические фирмы, экологические биржи и банки. В частности, были созданы специальные банки прав на загрязнения, которые взаимодействовали с промышленными предприятиями, имеющими объемы выбросов ниже нормативных уровней. Такие предприятия приобретают аккредитивы, которые являются ликвидными активами. Кроме того, такие банки представляют предприятиям временные права на увеличение выбросов, а также оказывают им информационную поддержку при работе с клиентами.

Для льготного вложения инвестиций в инновационные проекты, учитывающие требования экологии, во многих странах стали использоваться «зеленые» облигации, выпускаемые как государственными структурами управления различных уровней, так и финансовыми институтами. В частности, для поддержки проектов по уменьшению воздействий по изменению климата такие облигации выпускает Казначейство Всемирного банка. Широкое распространение получили выпуски корпоративных «зеленых» облигаций американским банком Merill Lynch, французской энергетической группой EDF, шведской компаний Group Vasakronan и др. [11]. Средства от выпуска «зеленых» облигаций могут направляться на инвестиции в разные инновационные проекты, учитывающие проблемы экологической безопасности.

Еще одним инструментом инвестиционной поддержки инновационных проектов, учитывающих требования улучшения экологических показателей производства, являются векселя залогов-возмещений. Они выпускаются экологически грязными предприятиями в виде обязательств повысить уровень экологической составляющей новой продукции в установленные сроки. Возмещение залога производится по достижении предприятием необходимых показателей экологической безопасности.

Перспективными инструментами стимулирования природоохранных мероприятий являются государственно-частное партнерство (ГЧП). Такое партнерство широко используется во многих странах для поддержки инновационных проектов, учитывающих экологические требования, в различных сферах производства. В частности, механизм ГЧП используется для поддержки в муниципальных образованиях низкорентабельных инновационных проектов по переработке твердых бытовых отходов. Одним из наиболее крупных таких инновационных проектов является полигон Аммассуон, расположенный в 30 км от Хельсинки [12].

Можно утверждать, что во многих странах мира уделяют значительное внимание разработке инновационных проектов, имеющих большое значение для решения вопросов охраны окружающей среды при разработке и внедрении новых продуктов, технологий и услуг [13,14].

Таким образом, использование зарубежного опыта в инновационной деятельности предприятий является весьма актуальной задачей, занимает значительное место в научных исследованиях и разработках, требует дальнейшего использования в отечественной практике управления проектами.

 

Список литературы:

  1. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года. – Москва, 2013. – 352 с. – URL: http://economy.gov.ru – Текст: электронный.

  2. Организация объединенных наций по промышленному развитию.– URL: http://www.unido.ru – Текст: электронный.

  3. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (вторая редакция), утвержденные Минэкономики, Минфином России, Госкомитетом РФ по строительной, архитектурной и жилищной политике от 21 июня 1999 г.

  4. Артюхов В. В. Методика оценки экологической и энергетической эффективности экономики России / В.В. Артюхов, А.С. Мартынов. – Москва: Интерфакс, 2010. – 101 с.

  5. Ежеквартальный бюллетень ICAP. – URL: ttps: //icapcarbonaction.com/news/news-archive/221-mexico-announces-ets-plans-and-introduces-a-carbon-tax – Текст: электронный.

  6. Коркодел В. А. Российский и зарубежный опыт экономического регулирования негативного воздействия на окружающую природную среду / В.А. Коркодел // Вестник Тюменского государственного университета. – 2010. – № 3. – С. 179–184.

  7. Разлив нефти в Мексиканском заливе 22 апреля 2010 года. – URL: http://ria.ru/spravka/20140422/1004524045.html – Текст: электронный

  8. Direct Action climate policy way off target, industry groups tell Tony Abbott // The Guardian. – 2014. – 17 July. – URL: http://www.the guardian.com/world/2014 (дата обращения 20.08.2019). – Текст: электронный.

  9. Давыдова, А. Энергия выпила воду / А. Давыдова // Коммерсантъ. 25.03.2014. – URL: http://kommersant.ru/doc/2437860?isSearch= True – Текст: электронный.

  10. Альханакта В. В. Эффективность сочетания административных и рыночных инструментов экологической политики / В. В. Альханакта. – Текст: непосредственный // Белорусский экономический журнал. – 2007. – № 4. – С. 70–80.

  11. На финансовых рынках появились «зеленые облигации» // Lenta.Ru. 02.12.2013. – URL: http://lenta.ru/news/2013/12/02/bonds – Текст: электронный.

  12. Зернова Л. Финны превратили большую свалку в биореактор / Л. Зернова. – URL: http://zmdosie.ru/otkhody/opyt/3371-finny-prevratili(дата обращения: 15.10.2019). – Текст: электронный.

  13. Яшин С. Н., Яшина Н. И. Совершенствование теоретических и практических основ определения экономического состояния промышленных предприятий в целях управления их экономическим развитием// Финансы и кредит, 2003, № 12(126). с.43-51.

  14. Авдеева И. Л., Андруник А. П., Астахин А. С., Бабич О. В., Базарнова О. А., Белолипецкая А.Е., Борисов С.А., Головина Т. А., Гриневич А. С., Гуров В. И., Докукина И. А., Долгова С.А., Дородных Е. Е., Канапухин П. А., Кирьянов А. Е., Коргина О. А., Кузьмина С. В., Кулагина Н. А., и др. Управление экономическими системами различного уровня: теория и практика. Коллективная монография / Орел, 2019.