Управление инновационным развитием промышленных предприятий с учетом государственной экологической политики
Сергей Николаевич Яшин, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой менеджмента и государственного управления, Национальный исследовательский университет «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского» e-mail: jashinsn@yandex.ru
Олег Сергеевич Боронин, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и государственного управления, Национальный исследовательский университет «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»
Светлана Александровна Малова, ассистент кафедры менеджмента и государственного управления, Национальный исследовательский университет «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»
Аннотация. В статье уточняются методологические подходы к инновационному развитию промышленных предприятий с учетом общегосударственной природоохранной политики. Изучаются направления деятельности с учетом соблюдения ими требований природоохранных нормативов в инновационном развитии при производстве новых товаров и услуг, в ходе которого минимизируется нагрузка на окружающую среду.
Ключевые слова: факторы внешней окружающей среды; государственная экологическая политика; инновационное развитие промышленных предприятий
Management of innovative development of industrial enterprises taking into account the state environmental policy
S. N. Yashin, Doctor of Economics, Professor, Head of the Department of Management and Public Administration, National Research University «Lobachevsky Nizhny Novgorod State University»
O. S. Boronin, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Management and Public Administration, National Research University «Lobachevsky Nizhny Novgorod State University»
S. A. Malova, Assistant of the Department of Management and Public Administration, National Research University «Lobachevsky Nizhny Novgorod State University»
Annotation. The article clarifies methodological approaches to the innovative development of industrial enterprises, taking into account the national environmental policy. The directions of activity are studied taking into account their compliance with the requirements of environmental regulations in innovative development in the production of new goods and services, during which the load on the environment is minimized.
Keywords: environmental factors; state environmental policy; innovative development of industrial enterprises
В результате быстро развивающейся производственно-хозяйственной деятельности растет негативное влияние на биосферу Земли: происходит загрязнение почвы, воды и воздуха, истощаются природные ископаемые, изменяется климат. В настоящее время интенсификация производственной деятельности индустриальных компаний требует уделять больше внимания природоохранным мерам. В процессе инновационного развития предприятия постоянно сталкиваются с выбором между экономической эффективностью, целью которой является максимальная прибыль, и экологической целесообразностью, связанной с соблюдением общепризнанных норм и обязательств. Но, несмотря на законодательные нормы и обязанности, существует ряд компаний, которым выгоднее платить штрафы за сверхнормативные выбросы вредных веществ, а не решать проблему внедрения экологических требований при реализации инноваций.
Инновационное развитие промышленных предприятий во многих отраслях оказывает негативное влияние на изменение климата, приводя к увеличению количества техногенных катастроф и сокращению популяций растений и животных, а также уменьшению лесных площадей и чистых водоемов (рисунок). Таким образом, ответственные за реализацию государственной экологической политики, руководители промышленных отраслей и представители международных общественных организаций, а также гражданского общества должны принять совместные меры по предотвращению и нейтрализации данных негативных процессов, чтобы они не привели к экологическому кризису.
Рис. Экологические аспекты последствий инновационного развития промышленных предприятий
Рост массового производства ведет к росту отрицательного влияния на окружающую среду, что представляет серьезную опасность для экосистемы. Прогресс же требует создания новых научных концепций, подтверждающих важность сохранения природной среды в процессе роста промышленного производства.
В рамках государственной политики по улучшению экологической ситуации в России был создан федеральный проект «Экология». Среди его основных задач – разработка детальных планов снижения экологического ущерба с использованием наиболее эффективных технологий, доступных на сегодняшний день. В соответствии с указанным проектом одним из факторов обеспечения эффективного экономического развития промышленных предприятий в настоящее время является соблюдение ими в инновационной деятельности требований государственной экологической политики. Вместе с ростом производительности труда и повышением финансовой результативности инновационной работы организаций нужно ставить задачи, связанные с применением новейших технологий, способствующих понижению отрицательного влияния на окружающую среду и более оптимальному использованию природных ресурсов, увеличению степени переработки отходов и развитию безотходных технологий.
Правительство Российской Федерации утвердило Постановление «Концепция перехода России к устойчивому развитию», изданное в соответствии с Концепцией устойчивого формирования ООН. Этот документ демонстрирует необходимость баланса социальной и финансовой ответственности государства с сохранением природных ресурсов [1].
Государственная экологическая политика Российской Федерации определяет основные направления охраны природного достояния. На основе Конституции, законов и иных нормативных правовых актов России, международных договоров в поддержку охраны окружающей среды разрабатывается Экологическая доктрина РФ [2]. В ней изложены стратегические цели и принципы государственной политики, а также методы их реализации; содержатся указания по разработке современного правового механизма совершенствования правоприменительной практики.
Однако экологическая ситуация ухудшается даже с учетом этих законопроектов и различных мер, принятых государством для смягчения воздействия деятельности человека на окружающую среду. Отметим несколько важных документов, направленных на экологическое развитие страны. Так, в 2017 году Указом Президента утверждается Стратегия экономической безопасности Российской Федерации до 2030 года, в которой экологическая безопасность России признается частью национальной безопасности и приводится комплекс мероприятий для снижения негативного воздействия на окружающую среду [3].
Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ, впоследствии дополненный и измененный, закладывает основу правовой государственной политики в области охраны окружающей среды и позволяет решать социально-экономические вопросы. Кроме того, закон уточняет связь между обществом и природой в экономической сфере и устанавливает финансовую ответственность за экологический ущерб [4].
В Указе Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» одним из приоритетных направлений развития страны названо управление экосистемой. Оно предполагает урегулирование вопросов, которые связанных с уменьшением уровня загрязненности атмосферного воздуха в огромных производственных центрах и экологическим оздоровлением территорий [5]. В соответствии с данным Указом разработаны национальные проекты по двенадцати направлениям стратегического развития, в том числе национальный проект «Экология», охватывающий шесть направлений экологического развития России до 2024 года [6]:
– эффективное обращение с отходами производства и потребления, включая устранение всех выявленных на 1 января 2018 года несанкционированных свалок в границах городов;
– уменьшение степени загрязнения атмосферного воздуха в крупных производственных центрах, в том числе уменьшение не менее чем на 20% совокупного объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в наиболее загрязненных городах;
– увеличение качества питьевой воды для населения, в том числе для жителей населенных пунктов, не оборудованных новейшими системами централизованного водного обеспечения;
– экологическое оздоровление водных объектов, включая реку Волгу, и спасение редких водных систем, включая озера Байкал и Телецкое;
– сохранение биологического разнообразия, в том числе посредством образования не менее 24 новых особо охраняемых природных территорий;
– обеспечение баланса воспроизводства и выбытия лесов в соотношении 100% к 2024 году.
Серия ISO 14000 рекомендуется в качестве стандарта для инноваций на промышленных предприятиях для решения экологических проблем с целью повышения экологической устойчивости, разработки специализированных методов управления окружающей средой и поощрения экологического аудита. В Российской Федерации начали принимать международные стандарты серии ISO 14000 в качестве государственных стандартов. Приказ Росстандарта от 29.04.2016 № 285-ст о внедрении ГОСТ Р ИСО 14001-2016 уточняет требования к субъектам хозяйствования, связанные с управлением системой экологического менеджмента применительно к развитию окружающей среды внутри страны и в целом [7].
Хозяйственная деятельность промышленных предприятий вносит существенный вклад в инновационную активность, приводящую к повышению производительности природоохранных механизмов системного наблюдения и аудита, усилению административных методов, контролю над соблюдением экологических норм.
В России экологическая обстановка не вполне благоприятна. На долю нашей страны приходится около 17,6% мировых выбросов парниковых газов. Экспортируемая продукция российских предприятий перестает быть конкурентоспособной в связи с введением жестких мировых экологических стандартов. По данным Федеральной службы государственной статистики составлен рейтинг городов России с наиболее неблагополучной экологической обстановкой, существенно влияющей на здоровье населения. Лидерами рейтинга стали города Норильск, Москва, Санкт-Петербург, Череповец, Липецк, Новокузнецк [8].
По результатам исследования можно сделать вывод, что различные экологические требования неравномерно распределены по отношению к инновационной деятельности промышленных предприятий в различных федеральных округах, а также регионах Приволжского федерального округа. Северо-Кавказский федеральный округ внедряет инновации с учетом требований к снижению расхода материала и энергии на единицу продукции. В Центральном федеральном округе реализуются инициативы по снижению выбросов углекислого газа и уменьшению загрязнения окружающей среды при переработке отходов. В Дальневосточном федеральном округе изучаются пути замены опасных материалов экологически чистыми альтернативами. В Южном федеральном округе реализуются проекты по сохранению окружающей среды в сельском хозяйстве.
В регионах Приволжского федерального округа наблюдается самый высокий процент инноваций промышленных предприятий, которые предполагают снижение затрат материалов и энергии на единицу продукции или замену сырья на менее опасное (Мордовия, Чувашия), снижение загрязнения окружающей среды, а значит, исчезновение диоксида углерода (Нижегородская область), сбережение природных ресурсов, используемых сельским хозяйством (Кировская область).
Таким образом, можно сделать следующие умозаключения.
1) Первоначально в России не придавалось надлежащего значения экологическим аспектам хозяйствования, окружающую среду рассматривали как источник разных типов ресурсов для осуществления производственной деятельности. В настоящее время ученые значительно пересмотрели данный подход, уделяя вопросам защиты окружающей среды все более пристальное внимание. Это позволяет решать задачи высокотехнологичного формирования производственных организаций с учетом государственной экологической политики РФ [9].
2) Высокотехнологичное развитие организаций предполагает соответствие требованиям государственной экологической политики развивать и применять прогрессивные технологии, которые способны понижать отрицательное влияние на окружающую среду, оптимизировать использование природных ресурсов, более эффективно перерабатывая отходы и производя продукцию без отходов. Но, как показывает опыт, некоторые промышленные предприятия не соблюдают экологические нормы. Вместо того чтобы придерживаться максимально допустимых характеристик нагрузки на внешнюю среду, они предпочитают платить штрафы за вредные выбросы, поскольку меры требуют значительных инвестиций [10; 11].
В настоящее время Правительство Российской Федерации активно обеспечивает соблюдение природоохранного законодательства посредством различных законов и постановлений, а также внедряет экологически безопасные методы в инновационную работу производственных организаций. Национальный проект «Экология» направлен на решение вопросов, непосредственно касающихся производственных организаций [6], включая создание, утверждение и реализацию федеральной программы по обращению с отходами I и II классов опасности; осуществление аудита мероприятий с целью уменьшения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; утверждение региональных программ строительства и реконструкции очистных сооружений. Национальный проект «Экология» подразумевает использование всеми объектами, оказывающими значительное отрицательное влияние на окружающую среду, экологической регуляции на основе наилучших доступных технологий [6], учет экологических норм в высокотехнологичном развитии.
В настоящее время существуют конкретные проблемы обеспечения высокотехнологичного формирования производственных организаций с учетом требований государственной экологической политики. Предприятиям в большинстве случаев выгоднее заплатить штраф, чем определить систему экологической защиты при продаже новых проектов.
Невзирая на отрицательную статистику, абсолютно ясно, что без внедрения экологических нормативных значений при разработке новых проектов на предприятиях следование дорожной карте устойчивого формирования производственных организаций будет невозможно. Поэтому представляется разумной дальнейшая разработка методов руководства инновационной активностью хозяйствующих субъектов с учетом государственной экологической политики в целях обеспечения их устойчивого экономического формирования.
Список источников
-
Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию. – URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&firstDoc=1&lastDoc =1&nd=102040449 – Текст: электронный.
-
Экологическая доктрина Российской Федерации. Одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.08.2002 № 1225-р. – URL: https://www.mid.ru/foreign_policy/official_documents/-/asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/id/548754 – Текст: электронный.
-
О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года: Указ Президента Российской Федерации от 13.05.2017 № 208. – URL: http://kremlin.ru/acts/bank/41921 – Текст: электронный.
-
Об охране окружающей среды: Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_34823 – Текст: электронный.
-
О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 г.: Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204. – URL: http://kremlin.ru/acts/bank/43027 – Текст: электронный.
-
Паспорт Национального проекта «Экология». – URL: http://www.mnr.gov.ru/activity/directions/natsionalnyy_proekt_ekologiya/ – Текст: электронный.
-
Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению (ISO 14001:2015, ЮТ). – URL: https://files.stroyinf.ru/Data2/1/4293755/4293755229.pdf – Текст: электронный.
-
Официальный портал Федеральной службы государственной статистики. – URL: http://www.rosstat.gov.ru – Текст: электронный.
-
Яшин С.Н., Яшина Н.И. Совершенствование теоретических и практических основ определения экономического состояния промышленных предприятий в целях управления их экономическим развитием // Финансы и кредит. – 2003. – № 12 (126). – С. 43–51.
-
Яшин С.Н., Туккель И.Л., Кошелев Е.В. Экономика и финансовое обеспечение инновационной деятельности. Том 1. Экономика: учебник. – Санкт-Петербург: БХВ-Петербург, 2014. – 688 с.
-
Яшин С. Н., Туккель И. Л., Кошелев Е. В., Захарова Ю. В. Экономика и финансовое обеспечение инновационной деятельности: учебник. – В 2-х т. – Т. 2: Финансовое обеспечение. – Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского госуниверситета, 2016. – 709 с.