УДК 614.84
Нарушения требований к устройству пожарных проездов и подъездных путей для пожарной техники при строительстве многоквартирных жилых домов, социальных объектов и пути их решения
Оксана Анатольевна Жвакина, канд. техн. наук, председатель правления ТСЖ «Логинова, 20», г. Архангельск, Российская Федерация, e-mail: oksanazhvakina@list.ru
Наталья Владимировна Коровкина, канд. техн. наук, доцент кафедры техносферной безопасности, Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, г. Архангельск, Российская Федерация, e-mail: n.korovkina@narfu.ru
Дарья Сергеевна Резанова, обучающаяся, направление подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность, Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, г. Архангельск, Российская Федерация, e-mail: rezanova.d@edu.narfu.ru
Аннотация. Анализ крупных чрезвычайных ситуаций показывает, что при большинстве пожаров гибель и травмирование людей происходят в результате нарушения требований к устройству пожарных проездов и подъездных путей для пожарной техники к зданиям и сооружениям. В основном нарушения касаются соблюдения первичных мер пожарной безопасности в отношении вновь построенных объектов с уже сложившейся застройкой, а значит, допущенные при проектировании ошибки иногда исправить невозможно. Поэтому очень важно соблюсти требования пожарной безопасности именно на стадии планировки и разработки проектной документации для вновь строящихся зданий.
Ключевые слова: нарушения требований пожарной безопасности; пожарные проезды и подъездные пути для пожарной техники; разработка и экспертиза проектной документации; эксплуатация дворовых и придворовых территорий; участие органов государственного надзора
Violations of requirements for the construction of fire passages and access roads for fire equipment during the construction of multiple-apartment residential buildings, social objects and ways for their solution
O.A. Zhvakina, Candidate of Technical Sciences, Chairman of the Board of the HOA «Loginova, 20», Arkhangelsk, Russian Federation
N.V. Korovkina, Candidate of Technical Sciences, Assistant professor of the Technosphere Security Department, Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov, Arkhangelsk, Russian Federation
D.S. Rezanova, student in the field of training 20.03.01 Technosphere safety, Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov, Arkhangelsk, Russian Federation
Annotation. Analysis of major emergencies shows that in most fires, death and injury to people occur as a result of violation of the requirements for the construction of fire passages and access roads for fire equipment to buildings and structures. Basically, violations relate to compliance with primary fire safety measures in relation to newly built objects with already existing buildings, which means that mistakes made during design are sometimes impossible to correct. Therefore, it is very important to comply with fire safety requirements precisely at the stage of planning and development of project documentation.
Кeywords: violations of fire safety requirements; fire passages and access roads for firefighting equipment; development and examination of project documentation; exploitation of courtyards and courtyard areas; participation of state supervisory authorities
В условиях интенсивной застройки городов большое значение имеет соблюдение требований пожарной безопасности в части обустройства пожарных проездов и подъездов для специальной техники к построенным объектам, в том числе многоквартирным жилым домам. Учитывая широкое использование горючих материалов в отделке помещений в многоквартирном доме, имеется реальная опасность отравления токсичными продуктами горения. В таких условиях пожарные подразделения должны действовать быстро и эффективно, а значит, при проектировании, строительстве и эксплуатации жилых многоэтажных зданий необходимо соблюдать строгие требования, которые гарантируют доступ спасателей и средств пожаротушения в очаг горения, а также безопасность и быструю эвакуацию граждан в случае пожара.
Вместе с тем на практике пожарные подразделения сталкиваются с нарушениями требований пожарной безопасности, которые выявляются лишь при ликвидации пожара. В основном нарушения касаются соблюдения первичных мер пожарной безопасности в отношении вновь построенных объектов.
Анализ крупных и резонансных чрезвычайных ситуаций показывает, что при большинстве пожаров гибель и травмирование людей происходят в результате нарушения требований к устройству пожарных проездов и подъездных путей для пожарной техники к зданиям и сооружениям.
Условия для указанных правонарушений создаются на следующих этапах:
– территориального планирования населенных пунктов;
– проектирования объектов;
– прохождения экспертизы проектной документации;
– выдачи заключения о соответствии объектов капитального строительства, в том числе с участием органов государственного надзора;
– эксплуатации дворовых и придворовых территорий.
В соответствии с положениями статьи 90 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» [9] для зданий и сооружений должно быть обеспечено устройство пожарных проездов и подъездных путей к зданиям и сооружениям для пожарной техники, специальных или совмещенных с функциональными проездами и подъездами, а также средств подъема личного состава подразделений пожарной охраны и пожарно-технического вооружения на этажи и кровлю зданий и сооружений.
Требования пожарной безопасности к обеспечению деятельности пожарных подразделений пожарной охраны, а также к проходам, проездам и подъездам к зданиям и сооружениям установлены сводом правил СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», утвержденным приказом МЧС России от 24.04.2013 № 288 [6]. Данный документ разъясняет, что подъезд для пожарных автомобилей – это участок территории или сооружения, предназначенный для передвижения и установки пожарных автомобилей с возможностью приведения в рабочее состояние всех механизмов, устройств, выполнения действий по тушению пожара [6, п. 3.29.1]; проезд для пожарной техники – это участок территории или сооружения, предназначенный для передвижения пожарной техники с соблюдением требований нормативных документов по пожарной безопасности [6, п. 3.34]. Документ содержит требования к количеству и ширине проездов, а также к их планировке относительно зданий и сооружений. Следовательно, изначально проектировщики должны знать требования пожарной безопасности и применять их в проектной документации, разрабатываемой для будущих объектов капитального строительства.
Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» [4] установлено, что в составе проектной документации должен быть раздел 9 «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности», в котором содержатся:
– описание системы обеспечения пожарной безопасности объекта капитального строительства;
– обоснование противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями и наружными установками, обеспечивающих пожарную безопасность объектов капитального строительства;
– сведения о категории зданий, сооружений, помещений, оборудования и наружных установок по признаку взрывопожарной и пожарной опасности.
Проект строительства должен предусматривать условия для работы спецтехники с возможностью развертывания стрелы лестницы или подъемника, т.е. обеспечивать пожарный подъезд с одной или двух продольных (наиболее длинных) сторон здания. При этом важно, чтобы сам пожарный проезд, на котором предусмотрена работа спецтехники, находился на нормированном [6, п. 8] расстоянии от стены здания, в противном случае он не сможет выполнять свою функцию, будет представлять собой обычную дорогу вдоль стены здания без функции пожарного подъезда. Кроме того, для обеспечения подъезда к дому в зоне размещения спецтехники не должны находиться воздушные линии электропередачи, рядовая посадка деревьев, ограждения и другие объекты, исключающие или затрудняющие доступ пожарных с автолестниц или автоподъемников в квартиры или помещения здания [6, п. 7].
Также необходимо обращать внимание на планировку рядом расположенных объектов с целью соблюдения нормированных СП 4.13130.2013 противопожарных разрывов. В связи с этим к разделу 9 проектной документации необходимо прикладывать ситуационный план организации земельного участка, на котором планируется строительство. Важно, чтобы текстовая и графическая части проекта соответствовали друг другу, причем текстовая часть должна содержать подробное описание и обоснование проектных решений с указанием конкретных размеров, касающихся планировки проездов и пожарных подъездов, их местоположения, а не просто общие фразы со ссылками на нормативные документы.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ [1] проектная документация на строительство многоквартирных жилых домов выше трех этажей подлежит экспертизе – государственной или негосударственной. Предметом экспертизы является оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе Техническому регламенту о требованиях пожарной безопасности. Соответственно, нарушения проекта в части организации подъездов и проездов пожарной техники могут быть обнаружены и устранены на стадии прохождения экспертизы проектной документации. Однако это, к сожалению, не исключает ошибок, которые после сдачи объекта в эксплуатацию будут представлять реальную угрозу жизни и здоровью не только граждан в случае пожара, но и спасателей, вынужденных выполнять работу в имеющихся условиях (т.е. без использования лестниц и подъемников).
При сдаче новостройки довольно часто упускается из виду наличие на определенном проектом пожарном подъезде воздушных линий электропередачи, которые исключают его использование для работы пожарной спецтехники. Иных подъездов к дому может не быть, что ведет к существенным затруднениям при ликвидации пожаров и спасении людей. Тем не менее проектная документация, получившая положительное заключение, является основанием для выдачи застройщику разрешения на строительство объекта. В соответствии со статьей 51 [1] указанное разрешение выдается на основе проверки наличия определенных документов, без проверки самого проекта на соответствие требованиям технических регламентов [1]. Это приводит к тому, что незамеченные при экспертизе проектной документации ошибки могут быть выявлены только после возникновения пожара, т.е. когда объект уже построен и эксплуатируется.
При строительстве объектов, проектная документация которых подлежит экспертизе (к ним относятся жилые многоквартирные дома выше трех этажей), осуществляется строительный надзор. В соответствии со статьей 54 [1] предметом государственного строительного надзора в отношении указанных объектов является соблюдение соответствия выполняемых работ и применяемых в процессе строительства материалов требованиям утвержденной проектной документации; федеральный государственный пожарный надзор в этом случае не предусмотрен. По окончании строительства орган государственного строительного надзора выдает застройщику заключение о соответствии построенного объекта требованиям проектной документации, при этом он не наделен полномочиями проверять саму документацию в части соблюдения требований пожарной безопасности, поскольку ранее она получила положительное заключение экспертизы.
Далее застройщик обращается в уполномоченный орган местного самоуправления за получением разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, выдача которого, как и выдача разрешения на строительство, осуществляется на основании представления определенного комплекта документов и не предусматривает проверку органами местного самоуправления исполнительной документации, подтверждающей соответствие объекта требованиям технических регламентов и проектной документации [6, ст. 55]. Проводить осмотр объекта на соответствие его требованиям, установленным в разрешении на строительство, градостроительном плане земельного участка, а также требованиям проектной документации (что подтверждается исполнительной документацией) орган местного самоуправления уполномочен только в отношении объектов, проектная документация которых согласно статье 49 [1] не подлежит государственной экспертизе.
Это означает, что в отношении многоквартирных жилых домов высотностью более трех этажей не проводится даже осмотр. При этом реализация мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов, в том числе касающихся обеспечения нераспространения пожара путем соблюдения противопожарных разрывов (расстояний) между зданиями, сооружениями и иными объектами защиты, а также обеспечения устройства пожарных проездов и подъездных путей к зданиям и сооружениям для пожарной техники, специальных или совмещенных с функциональными проездами и подъездами, отнесена к компетенции органов местного самоуправления [3, ст. 21], [5, ст. 16].
В результате получается, что проверка проектной документации объекта строительства, а также самого построенного объекта требованиям в части устройства пожарных проездов и подъездов к дому (первичных мер пожарной безопасности) органом местного самоуправления не предусмотрена, но обязанность их обеспечить имеется. Данная проблема возникла из-за внесения изменений в Градостроительный кодекс РФ [1, ст. 54] с 1 января 2007 года, исключивших участие государственных инспекторов по пожарному надзору в работе комиссии по землеотводу, рассмотрению и согласованию проектно-сметной документации, приемке в эксплуатацию объектов. При этом вопрос соблюдения требований пожарной безопасности в данных направлениях не снимался. Кроме того, на основании статьи 222 [1] здания, сооружения, строения, возведенные с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, являются самовольными постройками и подлежат сносу.
В случае строительства многоквартирных жилых домов в квартале с уже сложившейся застройкой допущенные при проектировании ошибки подчас исправить невозможно из-за отсутствия свободного участка для размещения пожарных проездов. Поэтому так важно соблюсти требования пожарной безопасности именно на стадии планировки и разработки проектной документации.
Территориальное планирование и застройка населенного пункта должны включать мероприятия по обеспечению первичных мер пожарной безопасности, зафиксированные в муниципальных правовых актах. При строительстве многоквартирных жилых домов необходимо предусматривать устройство автомобильных стоянок в достаточном количестве либо организовывать подземные паркинги [8, п. 11.13], [2, разд. 3, подразд. 1.4], [7, ст. 17].
В противном случае даже при наличии требуемого количества пожарных проездов и подъездных путей пожарная безопасность не будет обеспечиваться из-за использования проездов под парковки.
Не менее острые проблемы обеспечения пожарной безопасности возникают при реализации строительства социальных объектов. Для их урегулирования на территории Архангельской области распоряжением губернатора от 18.01.2023 № 33-р утверждено решение координационного совета при губернаторе по обеспечению правопорядка в Архангельской области. Данным решением Министерству экономического развития, промышленности и науки Архангельской области поручено обеспечить координацию работы по привлечению сотрудников Главного управления МЧС России по Архангельской области для проведения консультаций о соответствии объектов капитального строительства, возводимых в рамках реализации национальных проектов, требованиям и нормам пожарной безопасности.
Консультации проводятся с целью оказания помощи в выявлении нарушений в области пожарной безопасности и носят профилактический характер. Обязательным условием их проведения является поступление запросов от государственных (муниципальных) заказчиков до ввода объектов в эксплуатацию. В связи с действующим законодательством подобные консультации невозможно осуществить в отношении строительства многоквартирных жилых домов. Также это потребовало бы увеличения количества инспекторов государственного пожарного надзора, в том числе по причине интенсивного строительства в регионе. Вместе с тем обеспечение первичных мер пожарной безопасности в соответствии со статьями 7 и 43 [5] и статьями 2 и 19 [3] относится к вопросам местного значения и устанавливается соответствующими нормативными документами.
Учитывая изложенное, органы местного самоуправления вправе проводить проверку проекта строительства объекта капитального строительства (раздел 9 проекта «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности») в части обеспечения пожарных проездов и подъездных путей. И это право необходимо закрепить нормативными документами, а в уполномоченном органе по выдаче разрешений на строительство и разрешений на ввод объекта в эксплуатацию назначить отдельных специалистов, отвечающих за данное направление работы. Эти специалисты могли бы также рассматривать подаваемые с целью согласования проекты благоустройства, тем самым комплексно решив проблему пожарных проездов и подъездов.
Только в этом случае пожарные подразделения смогут должным образом выполнять свои профессиональные обязанности с минимальными рисками для жизни и здоровья.
Список источников:
1. Градостроительный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2004 № 190-ФЗ (ред. от 08.08.2024). – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51040/ (дата обращения: 12.11.2024).
2. Постановление Правительства Архангельской области от 04.08.2022 № 570-пп «О внесении изменений в региональные нормативы градостроительного проектирования Архангельской области». – URL: https://docs.cntd.ru/document/406190553 (дата обращения: 12.11.2024).
3. Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5438/ (дата обращения: 12.11.2024).
4. Постановление Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 (ред. от 06.05.2024) «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию». – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 75048/ (дата обращения: 12.11.2024).
5. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 08.08.2024) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/ (дата обращения: 12.11.2024).
6. Приказ МЧС России от 24.04.2013 № 288 (ред. от 27.06.2023) «Об утверждении свода правил СП 4.13130 “Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям”». – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_148575/ (дата обращения: 12.11.2024).
7. Постановление Министерства строительства и архитектуры Архангельской области от 29.09.2020 № 68-п «Об утверждении правил землепользования и застройки городского округа “Город Архангельск”». – URL: https://docs.cntd.ru/document/574841334 (дата обращения: 12.11.2024).
8. Приказ Минстроя России от 30.12.2016 г. № 1034/пр «Об утверждении СП 42.13330.2016. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» (актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89). – URL: https://www.minstroyrf.gov.ru/docs/14465/ (дата обращения: 12.11.2024).
9. Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ (ред. от 08.08.2024) «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_78699/ (дата обращения: 12.11.2024).