О. А. Жвакина, Н. В. Коровкина, А. А. Коробовский Нарушение пожарной безопасности при согласовании проектов благоустройства (№4,2022)

Скачать выпуск "Безопасность и охрана труда" №4, 2022

УДК 614.84 DOI 10.54904/52952_2022_4_47

Нарушения пожарной безопасности при согласовании проектов благоустройства

FIRE SAFETY VIOLATIONS ON APPROVAL OF IMPROVEMENT PROJECTS

О. А. Жвакина O. A. Zhvakina

Н. В. Коровкина N. V. Korovkina

А. А. Коробовский A. A. Korobovsky

Жвакина Оксана Анатольевна – кандидат технических наук, председатель правления ТСЖ «Логинова,20» Архангельск, Россия. E-mail: oksanazhvakina@list.ru

Коровкина Наталья Владимировна – кандидат технических наук, доцент кафедры техносферной безопасности, Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова Архангельск, Россия. E-mail: n.korovkina@narfu.ru

Коробовский Андрей Анатольевич – кандидат технических наук, доцент кафедры техносферной безопасности, Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова Архангельск, Россия. E-mail: a.korobovskiy@narfu.ru

Zhvakina Oksana Anatolyevna – Candidate of Technical Sciences, Chairman of the Board of the HOA “Loginova, 20” Arkhangelsk, Russia. E-mail: oksanazhvakina@list.ru

Korovkina Natalia Vladimirovna – Cand.Tech.Sci., Assistant professor of the Technosphere Security Department, Northern (Arctic) Federal University. M. V. Lomonosov Arkhangelsk, Russia. E-mail: n.korovkina@narfu.ru

Korobovsky Andrey Anatolievich – Candidate of Technical Sciences, Associate Professor of the Department of Technosphere Security, Northern (Arctic) Federal University. M.V. Lomonosov Arkhangelsk, Russia: E-mail: a.korobovskiy@narfu.ru.

Аннотация:

В статье рассматривается несоблюдение требований пожарной безопасности на стадии разработки проекта благоустройства многоквартирного дома, при реализации которого нарушаются права граждан в части обеспечения пожарной безопасности и обеспечения безопасности подразделений пожарной охраны при ликвидации пожара.

The article discusses non-compliance with fire safety requirements at the stage of developing a project for the improvement of an apartment building, during the implementation of which the rights of citizens are violated in terms of ensuring fire safety and ensuring the safety of fire departments during fire extinguishing.

Ключевые слова: требования пожарной безопасности; безопасность жизни; предотвращение пожаров.

Key words: fire safety requirements; life safety; fire prevention.

В последнее время жители многоквартирных домов все чаще стремятся к созданию огороженной от доступа посторонних территории, при этом забывая, что данный вид благоустройства влияет на соблюдение требований пожарной безопасности, а значит – на безопасность жизни в многоквартирном доме, а также на возможность работы аварийно-спасательных спецслужб города, в том числе в случае пожара.

Именно поэтому проекты благоустройства подлежат согласованию с администрацией города, где специалисты, имеющие знания в области градостроительной деятельности, должны предупредить реализацию проектов, нарушающих права граждан в части обеспечения пожарной безопасности, а также доступности для маломобильных групп населения.

Все перечисленное соотносится с требованиями статьи 2 Гражданского Кодекса РФ, в силу которой градостроительная деятельность должна осуществляться с соблюдением требований технических регламентов, безопасности территорий, инженерно-технических требований и пр.

В соответствии с частью 1 статьи 90 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» здания и сооружения должны быть обеспечены пожарными проездами и подъездными путями для пожарной техники. Ответственным исполнительно-распорядительным органом, который обязан обеспечивать на территории городского округа первичные меры пожарной безопасности, к которым относятся пожарные проезды, является администрация города (п.10 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления»). Все вышеперечисленное должно исключать возможность формального согласования проектов благоустройства в виде ограждений со стороны администрации города, а лица, допустившие согласование объектов, не обеспечивающих соблюдение Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», должны быть привлечены к ответственности. Однако на практике мы наблюдаем другое.

Так, жильцы дома № 48 по ул. Карла Либкнехта, г. Архангельск, проголосовали за возведение на придомовой территории ограждения, предполагая, что это позволит ограничить доступ на придомовую детскую площадку посторонних, а также даст возможность организовать автостоянку на 10 автомобилей внутри двора. Занималась организацией разработки проекта, его согласованием и монтажом ограждения управляющая домом организация ООО «Ластола», являющаяся инициатором собрания, а также в силу жилищных норм отвечающая за надлежащее состояние общедомового имущества, ответственная за соблюдение требований пожарной безопасности при эксплуатации общего имущества жилого дома.

ООО «Ластола» было смонтировано решетчатое ограждение, состоящее из 3 частей (рисунок 1): решетки с калиткой между стеной дома и ограждением из профнастила, установленным между двумя соседними земельными участками (1 часть), ворот с калиткой между стеной дома и бетонным ограждением въезда в паркинг (2 часть), решетки для ограждения разворотной площадки (3 часть). Несмотря на то, что ограждения из профнастила запрещены Правилами благоустройства г. Архангельска, ограждение установлено незаконно, без документов, его решили оставить. Для разработки проекта решетчатого ограждения с бетонированием столбов на глубину в 1 метр ООО «Ластола» обратилась к ИП Николаева. По проекту участок ограждения из профнастила был заменен на решетчатое ограждение.

Рис. 1. Схема расположения частей ограждения:

– ограждение из профнастила на границе земельных участков

– решетчатое ограждение

Данный проект благоустройства был администрацией города одобрен на основании Порядка согласования проектов благоустройства объектов, для размещения которых на территории муниципального образования "Город Архангельск" не требуется разрешения на строительство, монтаж всех трех запланированных частей ограждения произведен. Далее, при проверке территории Отделом надзора Главного управления МЧС России по Архангельской области выяснилось, что все установленные ограждения препятствуют проезду и подъезду пожарной техники, а площадка, организованная под автостоянку, является разворотной площадкой для пожарной техники и уменьшена в размерах. Использование разворотной площадки в качестве автостоянки для автомобилей запрещено законодательно п.49 Правил противопожарного режима, утв. Постановлением Правительства РФ № 1479 от 16.09.2020 г.

Требования к устройству проездов и подъездов для пожарной техники законодательно регламентированы и содержатся в своде правил СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», зависят от высоты объекта.

Дом № 48 по ул. Карла Либкнехта, г. Архангельск, высотой 40,5 метров, имеет 11 надземных этажей и один подземный этаж – автостоянку, относится к объекту высокого риска опасности. Исходя из высоты дома, в соответствии с п.8.1. указанного документа, подъезд к зданию должен быть обеспечен по всей длине с двух продольных сторон, ширина проездов для пожарной техники должна составлять не менее 4,2 м (п.8.6), расстояние от внутреннего края подъезда до наружной стены здания должно составлять 8 - 10 метров (п.8.8.), размер разворотной площадки для пожарной техники – не менее 15*15 метров (п.8.13).

Проект, который согласовала управляющая организация (проект ИП Николаева А.М.), изначально содержал нарушения (рисунок 2). Так, со стороны соседнего дома № 50 по ул. Карла Либкнехта, расстояние между выпирающими бетонными частями стены дома и ограждением, идущим по границе земельного участка, составляет 3,5 метра при нормативе пожарного проезда в 4,2 метра (п.8.6.СП 4.13130.2013), что исключает возможность установки какого-либо ограждения без нарушения требований пожарной безопасности.

Рис. 2. Ограждения, перекрывающие проезд слева (а) и справа (б) от дома.

Более того, ограждение из профнастила не только зауживало проезд, но и, как было указано выше, само было возведено незаконно, поэтому подлежало сносу. Замена одного ограждения на другое (решетчатое) проблему зауженного проезда не решала, требовался его перенос на соседний земельный участок, а значит, создать огороженную территорию на придомовом участке было невозможно.

На рисунке 3 видно, что решетка с калиткой не только перекрывают проезд пожарной техники, что запрещено п.7.1. Правил противопожарного режима, но и сам размер ворот, предусмотренный проектом, составляет 3,54 метра, что не соответствует требованию ширины, установленной п. 8.6 СП 4.13130.2013 (не менее 4,2 метров). Данный факт подтвердился при проведении надзорным органом МЧС совместной с прокуратурой проверки 27.07.2022 г. с использованием пожарной лестницы. Экспериментально было установлено, что автоматические ворота в данном месте препятствуют выдвижению аутригеров пожарной лестницы (опор), т.е. установленные ограждения являются препятствием для подъезда к дому пожарной техники, исключают использование лестниц и подъемников, с помощью которых спасатели попадают в горящую квартиру, осуществляют эвакуацию пострадавших, подают средства пожаротушения.

Рис. 3. Размеры ворот из проекта ИП Николаева А. М.

Исходя из данных проекта, ширина между стеной дома и ограждением разворотной площадки, т.е. ширина разворотной площадки, составляет всего 12,9 метра (рисунок 4), что также исключает возможность соблюдения нормативных требований п.8,13 СП 4.13130.2013 (не менее 15*15). Уменьшенный размер площадки не позволяет развернуть лестницу до 11 этажа для спасения людей. Таким образом, все нарушения были изначально заложены в проект, они могли бы быть выявлены на стадии согласования, если бы администрация города внимательно изучила проект либо, во избежание ошибок, предусмотрела в соответствии с п.1.10. Очевидно, что реализация полномочий городской администрации согласовывать проекты благоустройства не должна противоречить ее обязанностям обеспечивать при этом проезд и подъезд пожарной техники в соответствии с установленными нормативными требованиями. Порядка выдачу рекомендательного письма для получения дополнительных консультаций и согласований в надзорном органе МЧС.

Рисунок 4. Схема из проекта ИП Николаева А.М.

При разработке проекта многоквартирного дома необходимо учитывать также мероприятия по обеспечению безопасности подразделений пожарной охраны при ликвидации пожара. Увеличение проездов и подъездных путей с нормируемых двух до трех, предусмотренное проектировщиками данного дома, связано с тем, что дом № 48 находится в глубине двора. Кроме того, обязанность тушения пожара и спасения людей должна осуществляться спасателями вне зависимости от конкретных условий, а значит, при наличии согласованного с нарушениями ограждения не только жильцы, но и спасатели подвергают свою жизнь и здоровье опасности.

В рассматриваемом случае практическая реализация проекта привела к отсутствию как проездов, так и подъездов к дому, тем самым подтвердив незаконность его согласования не только в теории, но и на практике. Как указало Управление МЧС России по Архангельской области в направленном в прокуратуру письме № ИГ-178-188-1-20 от 22.03.2022: «В сложившейся ситуации при отсутствии необходимых проездов и подъездов к жилому многоквартирному дому пожарные подразделения не смогут должным образом выполнять функции по спасению людей в случае возникновения пожара и по его тушению, в результате чего может возникнуть реальная угроза жизни и здоровья граждан» в случае пожара. Проект существенно снизил возможности спасательных подразделений, увеличив угрозу их жизни и риск гибели при спасении людей.

Список литературы:

1. Гражданский Кодекс РФ N 51-ФЗ от 30 ноября 1994 г. (измененный и дополненный с 01. 09. 2022г.) Условия доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142.

2. Федеральный закон РФ № 123-ФЗ от 22 июля 2008 г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Условия доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_78699.

3. Федерального закона РФ №131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления». Условия доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571.

4. Постановлением Правительства РФ № 1479 от 16.09.2020 г. «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации». Условия доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_363263.

5. Приказ МЧС России №288 от 24.04.2013 « Об утверждении свода правил СП 4.13130 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям». Условия доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_148575.