Н.Е. Подобед, В.А. Подобед Работы повышенной опасности на судах рыбопромыслового флота (№1, 2023)

Скачать выпуск "Безопасность и охрана труда" №1, 2023

УДК 331.45 : 639.2.06 DOI 10.54904/52952_2023_1_58

 

Н. Е. Подобед канд. техн. наук, доц., Мурманский государственный технический университет

В. А. Подобед д-р техн. наук, доц., заместитель директора Автономной некоммерческой организации дополнительного образования «Учебный центр охраны труда» e-mail: v.a.podobed@mail.ru .

 

Работы повышенной опасности на судах рыбопромыслового флота

Аннотация. Дано определение работам повышенной опасности на судах рыбопромыслового флота. Приведен перечень работ повышенной опасности при выполнении которых требуется оформление нарядов-допусков. Приведены примеры несчастных случаев с летальным исходом в ограниченных и закрытых пространствах. Выполнен сравнительный анализ предельно допустимых концентраций кислорода в закрытых и плохо вентилируемых судовых помещениях, приведенных в отечественных и зарубежных руководящих документах. Приведены рекомендации к организации работ повышенной опасности в закрытых и плохо вентилируемых судовых помещениях, а также требования к членам экипажа при выполнении этих работ.

Ключевые слова: охрана труда; рыбопромысловые суда; водные биоресурсы; орудия лова; повышенная опасность; риски; травматизм; работы; безопасность; наряд-допуск; вредные вещества; организация работ; члены экипажа; коллективные и индивидуальные средства защиты.

 

N. E. Podobed Associate Professor, Murmansk State Technical University, e-mail: podobedne@yandex.ru

V. A. Podobed Associate Professor, e-mail: v.a.podobed@mail.ru

 

WORK WITH INCREASED DANGER ON SHIPS FISHING FLEET

 

Annotation. The definition of high-risk work on vessels of the fishing fleet is given. The list of works of increased danger is given, during which the execution of work permits is required. Examples of fatal accidents in confined and enclosed spaces are given. A comparative analysis of the maximum permissible oxygen concentrations in closed and poorly ventilated ship rooms, given in domestic and foreign guidance documents, has been performed. Recommendations are given for the organization of high-risk work in closed and poorly ventilated ship premises, as well as requirements for crew members when performing these works.

Keywords: labor protection; fishing vessels; aquatic bioresources; fishing gear; increased danger; risks; injuries; work; safety; work permit; harmful substances; organization of work; crew members; collective and individual protective equipment.

 

Введение

Статья написана на основании результатов выполненного исследования организации работ по охране труда в рыболовных компаниях, находящихся на Крайнем Севере. Выполнен анализ травматизма на судах рыбопромыслового флота при выполнении работ повышенной опасности. Были исследованы литературные источники, нормативные правовые акты, инструкции и техническая документация по охране труда при выполнении работ повышенной опасности. Особое внимание было уделено требованиям безопасности при выполнении работ повышенной опасности в закрытых и плохо вентилируемых судовых помещениях.

Основанием работы явилась реализация постановления Правительства РФ от 24.12.2021 № 2464 «О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда по программе «Обучение безопасным методам и приемам выполне­ния работ повышенной опасности, к кото­рым предъявляются дополнительные тре­бования в соответствии с нормативными правовыми актами, содержащими госу­дарственные нормативные требования охраны труда».

Целью работы является разработка учебных материалов для обучения и проверки знаний требований охраны труда у курсантов Морской академии Мурманского государственного технического университета и членов экипажей рыбопромыслового флота при выполнении работ повышенной опасности на рыбопромысловых судах.

 

Определение и перечень работ повышенной опасности

К работам с повышенной опасностью относятся работы, в местах выполнения которых имеются или с большой вероятностью могут возникнуть опасные производственные факторы, которые могут привести к повреждению здоровья из-за невозможности контроля и своевременной их локализации [1]. Организация таких работ требует специального обучения работающих, принятия дополнительных мер безопасности, применения средств индивидуальной защиты и предохранительных приспособлений.

В соответствии с Правилами по охране труда при добыче (вылове), переработке водных биоресурсов и производстве отдельных видов продукции из водных биоресурсов, утвержденными приказом Минтруда России № 858н от 4 декабря 2020 г.[2], к работам с повышенной опасностью на судах рыбопромыслового флота относятся: работы, связанные с проверкой воздушной среды при вскрытии трюмов рыбопромысловых судов с различными (окисляющимися или токсичными) грузами; погрузка и выгрузка кормовой рыбной муки; санитарная обработка танков для перевозки жира; работы в помещениях с недостатком кислорода или наличием вредных газов и паров, выполняемые с использованием изолирующих средств индивидуальной защиты; работы в замкнутых объемах, ограниченных пространствах и заглубленных емкостях (ОЗП).

Вместе с тем согласно Правилам по охране труда на морских судах и судах внутреннего водного транспорта, утвержденным приказом Минтруда России № 886н от 11.12.2020г. [3], действие которых распространяется на суда рыбопромыслового флота в части эксплуатации машин, механизмов и судового оборудования, к работам повышенной опасности, приведенным в [2] добавляются также работы, выполняемые в междудонных отсеках, кофердамах, балластных, топливных, масляных танках, емкостях для хранения пресной воды; работы, связанные с нахождением в плохо вентилируемых закрытых помещениях; работы на высоте и за бортом.

 

Организация работ с повышенной опасностью

Правилами [2, 3] предписывается производить перечисленные виды работ по нарядам-допускам, оформляемым уполномоченными работодателем (судовладельцем) должностными лицами. Рекомендуемая форма и содержание нарядов-допусков приведена в правилах [2]. Нарядом-допуском определяются содержание, место, время и условия производства работ с повышенной опасностью, необходимые меры безопасности, состав бригады и работники, ответственные за организацию и безопасное производство работ. В нарядах-допусках указывается начало и окончание (время) работ, которые могут продолжаться от нескольких часов до нескольких рабочих смен.

К работам повышенной опасности следует также отнести работы, выполняемые в закрытых плохо вентилируемых судовых помещениях (малярные, фонарные и др.) в которых при кратковременном (одноразовом) посещении также могут возникать угрозы жизни и здоровью работников. На эти виды работ, как правило, никто не оформляет наряды-допуски. Однако, имеются примеры несчастных случаев, произошедших с членами экипажей судов, закончившиеся летальным исходом, при нахождении в таких помещениях. Например, боцман намеревался взять банку краски из малярного помещения, где хранятся лакокрасочные материалы и растворители. Поход закончился для него летальным исходом из-за высокой концентрации вредных веществ и отсутствия должной вентиляции. Аналогичный случай имел место при нахождении тралмейстера в трюме (помещении), где хранился трал после окончания промысловых работ. Несчастный случай закончился для тралмейстера также летальным исходом из-за недостатка кислорода и наличия вредных веществ в воздухе помещения вследствие окисления (разложения) остатков рыбной биомассы на сетке трала.

В приведенных примерах не предусматривалось длительное выполнение работ в таких помещениях, а лишь кратковременное пребывание: «зашел» и «вышел». Поэтому они и не включаются в перечень работ повышенной опасности. Решение об отнесении таких работ к работам повышенного риска принимает руководитель организации на основании опыта практической работы и анализа несчастных случаев на флоте, который в настоящее время, к сожалению, не проводится.

Особо следует отметить периодически повторяющиеся работы повышенной опасности на судах рыбопромыслового флота, которые являются неотъемлемой частью действующего технологического процесса и характеризующиеся постоянством места, условий и характера работ, применением средств коллективной защиты, определенным и постоянным составом квалифицированных исполнителей – это промысловые операции по спуску-подъему орудий промышленного лова для различных видов водных биоресурсов, которые проводятся от нескольких дней до нескольких месяцев; грузовые операции в море и в портах; швартовные операции в море и портах; водолазные работы, связанные с добычей водорослей, мидий, морских ежей и других видов водных биоресурсов. Такие работы допускается производить без оформления наряда-допуска по утвержденным для каждого вида работ с повышенной опасностью инструкциям по охране труда. Однако, перед началом таких работ проводится целевой инструктаж со всеми участниками рабочего процесса с регистрацией в судовом журнале по охране труда.

 

Требования к работникам, допускаемым к работам повышенной опасности

Наибольший риск на судах рыбопромыслового флота представляют работы в ограниченно-замкнутых пространствах (ОЗП), которые ограничены со всех сторон и затрудняют проведение работ, вход, выход, быстрое перемещение и эвакуацию персонала, где могут возникнуть неблагоприятные условия работы для персонала (вплоть до летального исхода) из-за наличия в них вредных и взрывоопасных веществ, пониженное содержание кислорода, сопутствующих травмирующих факторов.

В соответствии с Правилами по охране труда при работе в ограниченных и замкнутых пространствах, утвержденными приказом Минтруда России № 902н от 15 декабря 2020 года [4], работники, допускаемые к таким работам, делятся на 3 группы по безопасности работ.

К группе 1 относятся работники, допускаемые к непосредственному выполнению работ в ОЗП в составе бригады или под непосредственным контролем работника, назначенного приказом работодателя, с учетом специфики конкретных объектов ОЗП.

К группе 2 относятся ответственные исполнители (производители) работ в ОЗП; наблюдающие; работники, в функции которых входит оценка параметров среды ОЗП, в том числе загазованности; работники, в функции которых входит спасение и эвакуация работающих в ОЗП; мастера, бригадиры, осматривающие место проведения работ, обеспечивающие подготовку к работе и умеющие определить опасности перед началом работ; работники, обеспечивающие безопасность работ в ОЗП во время их выполнения.

К группе 3 относятся работники, назначаемые работодателем ответственными за организацию и безопасное проведение работ в ОЗП; должностные лица, имеющие право выдавать наряд-допуск; ответственные руководители работ.

На судах рыбопромыслового флота старший командный состав: главный (старший) механик, старший помощник капитана, помощник капитана по производству должны иметь 3 группу по безопасности; вахтенные механики, помощники капитана, технологи, боцман должны иметь 2 группу безопасности; мотористы, электрики, котельные машинисты, матросы, входящие в бригады выполнения работ с повышенной опасностью – 1 группу безопасности.

Работодатель (судовладелец) локальным актом в зависимости от категории судна, состава команды и численности экипажа определяет ответственных руководителей работ, ответственных исполнителей (производителей работ) и исполнителей работ повышенной опасности.

На больших судах длинной 100 м и более и больших судах от 65 до 100 м (типа РКТ-С, БМРТ и др.) присутствуют лица всех трех категорий безопасности. На средних судах длиной от 34 до 65 м и малых судах длинной от 24 до 34 м (типа СРТР, МРТР, МРТК и др.) старший комсостав, имеющий 3 группу безопасности, может одновременно совмещать функции лиц, выполняющих обязанности 2 группы безопасности, т.е. ответственного руководителя работ и ответственного исполнителя работ.

Работники, занятые на работах, к которым предъявляются дополнительные требования безопасности труда, проходят повторную (очередную) проверку знаний 1 раз в 12 месяцев, а повторные инструктажи – 1 раз в 3 месяца.

Периодическое обучение работников, в функции которых входит оценка параметров среды ОЗП, и работников, в функции которых входит спасение и эвакуация пострадавших в ОЗП, осуществляется ежегодно.

Периодическое обучение безопасным методам и приемам выполнения работ в ОЗП работников 1 и 2 групп, за исключением работников, в функции которых входит оценка параметров среды ОЗП, и работников, в функции которых входит спасение и эвакуация пострадавших в ОЗП, осуществляется не реже 1 раза в 3 года.

Периодическое обучение работников 3 группы безопасным методам и приемам выполнения работ в ОЗП, осуществляется не реже 1 раза в 5 лет.

 

Обязанности судовых специалистов и требования к судовым помещениям

Капитан судна своим приказом (распоряжением) утверждает перечень судовых помещений, относящихся на данном конкретном судне к категории закрытых и плохо вентилируемых. Приказ обновляется ежегодно; издает судовой приказ (распоряжение), определяющий порядок действия личного состава при проведении работ в судовых закрытых и плохо вентилируемых помещениях; запрещает любые виды производства работ в закрытых и плохо вентилируемых помещениях без ведома старшего механика судна.

Ответственность за подготовку и безопасность проведения работ в закрытых и плохо вентилируемых помещениях возлагается на старшего механика судна, который обязан непосредственно руководить работами, обеспечивать исправное состояние и надежность крепления трапов, поручней, подвесок и лееров внутри закрытых помещений, наличие и исправность используемого оборудования и инструмента, средств защиты, освещения, вентиляции, спецодежды, материалов, ограждений проемов и т.п.; обеспечивать выполнение работ в закрытых и плохо вентилируемых помещениях в строгом соответствии с инструкцией судовладельца и других, действующих на этот период нормативных документов; лично проводить инструктаж на рабочем месте с лицами, привлекаемыми к работе в этих помещениях; лично оформлять наряд-допуск на производство работ в закрытых и плохо вентилируемых помещениях, определяя в нем технологическую последовательность выполнения работы, меры безопасности и ответственного исполнителя работ; обеспечивать до начала работ и периодически в процессе работы взятие проб воздуха в помещении с помощью приборов контроля, контролировать наличие на судне в исправности и своевременную периодическую лабораторную проверку газоанализаторов, а также реактивов к ним и определить после взятия и анализа проб возможность нахождения людей в указанном помещении; лично производить опрос участников работы, определяя уровень знаний или требований правил безопасного производства работ в закрытых и плохо вентилируемых помещениях, умения практического пользования средствами защиты и сигналами связи; производить работы в закрытых и плохо вентилируемых помещениях только при положительных анализах воздуха, обеспечивая состав бригады не менее трех человек.

Обязанности по непосредственному взятию проб воздуха в закрытых и плохо вентилируемых помещениях возлагаются на второго механика судна, который должен пройти предварительное обучение правилам работы с газоанализатором и иметь об этом соответствующее удостоверение.

Механико-судовая служба судовладельца обязана обеспечить обучение двух вахтенных механиков работе с газоанализаторами, а также своевременную периодическую лабораторную поверку указанных приборов.

Пробы воздуха должны браться при работающей общеобменной вентиляции в помещении цистерны (емкости) на высоте 0,75 м от днища емкости либо от уровня подмостей, в зависимости от того, где в данный момент находится работающий.

Пробы рекомендуется брать в следующей последовательности: первая – через 45 мин. после начала выполнения рабочих операций (очистка щетками, обезжиривание кистью, ветошью, окраска кистями); вторая и последующие пробы – через каждые 3 ч работы.

Содержание кислорода в воздухе замкнутых и плохо вентилируемых помещений (танках, цистернах, отсеках и т.п.) по отечественным нормам должно быть не менее 20% [4], а по зарубежным – не менее 20,5% [5]. Следует отметить, что даже при полном открытии люков на судах до 90% – содержание концентрации кислорода уменьшается ниже ватерлинии. В этих случаях даже были отказы докеров механизаторов производить работы по зачистке трюмов от остатков перевозимых навалочных грузов.

Предельно допустимые концентрации в ОЗП других газов и смесей должно составлять не более: паров нефтепродуктов – 300 мг/ м3, (0,3 мг/л), окислов азота – 5 мг/м3, хлора – 1 мг м3, аммиака – 20 мг/м3, сероводорода – 10 мг/м3, сероводорода в смеси с углеводородами – 3 мг/м3, окиси углерода – 20 мг/м3, фосгена – 0,5 мг/м3, кислоты серной – 1 мг/ м3, кислоты соляной – 5 мг/м3, бензола – 5 мг/м3, ацетона – 200 мг/м3, двуокиси углерода – 0,1 объемных процентов; ксилола – 50 мг/ м3, уайт-спирита – 300 мг/ м3, толуола – 50 мг/м3, метана – 300 мг/м3.

Концентрационные пределы воспламеняемости в смеси метана с воздухом при нормальных условиях составляют 5-15 объемных процентов.

При подготовке к ремонту топливные и жировые цистерны следует полностью очистить от имеющихся остатков нефтепродуктов и жиров, а также удалять углеводородные газы. Для удаления из цистерн остатков нефтепродуктов, жиров и вредных газов рекомендуется применять химические моющие средства или пропаривание согласно действующим инструкциям по очистке.

После очистки и дегазации цистерн необходимо произвести лабораторный анализ воздуха в цистернах. Следует иметь в виду, что без полной очистки цистерн от осадков и ржавчины благоприятные результаты анализа воздуха не дают гарантии безопасности работ в них.

При стоянке судна в порту или на судоремонтном заводе наблюдение и контроль за правильной подготовкой цистерн к сварочным работам и безопасностью их проведения ведет производитель работ и пожарный надзор порта или завода.

Топливные и масляные цистерны и танки, на наружных поверхностях которых будут производиться огневые работы, должны быть очищены и дегазированы до концентрации паров нефтепродуктов, не превышающей 5% от нижнего концентрационного предела взрываемости, либо заполнены инертными газами для снижения концентрации кислорода в них до безопасного уровня (не более 8% при инертизации двуокисью углерода и не более 6,5% при инертизации азотом и дымовыми газами).

Топливные цистерны и танки, в которых хранилось топливо с температурой вспышки ниже 61C, независимо от характера и места проведения на судне ремонтных работ должны быть очищены от твердых остатков и дегазированы до санитарной нормы – 0,3 г/ м3.

Топливные и масляные цистерны и танки, смежные с цистернами и танками, внутри которых или на наружных поверхностях которых будут производиться огневые работы, а также расположенные ближе 5 м от мест проведения огневых работ, должны очищаться и дегазироваться до концентрации паров нефтепродуктов, не превышающей 5% от нижнего концентрационного предела взрываемости, либо инертизироваться до концентрации кислорода в них до безопасного уровня, либо заполняться водой. Заполнение водой цистерн и танков и контроль за ее уровнем осуществляется на ремонтируемом судне силами судовой команды.

В замкнутых и плохо вентилируемых помещениях для производства огневых работ должны быть предусмотрены два лаза и специальный технологический вырез для прокладки газовых шлангов или сварочного кабеля. Технологические вырезы должны быть согласованы с капитаном.

Огневые работы в замкнутых и труднодоступных (плохо вентилируемых) помещениях следует выполнять при открытых крышках, дверях, иллюминаторах и действующей искусственной вентиляции.

При подготовке водяных цистерн к ремонту необходимо после удаления воды из цистерны тщательно проветрить ее и высушить. Для ускорения удаления газообразных веществ цистерну нужно целиком заполнить водой, а затем откачать ее.

 

Требования безопасности при выполнении работ повышенной опасности

Входить в недегазированное помещение можно только в аварийных случаях с разрешения капитана и с соблюдением мер безопасности. При этом работающий в помещении должен быть обеспечен дыхательным изолирующим противогазом.

Входить в незачищенные и недегазированные цистерны с содержанием в воздухе паров углеводородов более допустимой санитарной нормы – 0,3 мг/л или наличия кислорода менее 19% без изолирующего противогаза запрещается.

При работе в маслосодержащих, топливных и жировых цистернах запрещается использовать кислородно-изолирующие противогазы.

Для обеспечения безопасности при выполнении ремонта внутри цистерн необходимо соблюдать следующие меры предосторожности горловины и люки цистерн (не менее двух) должны быть открыты непрерывно в течение всего времени работы в них, при этом должна быть обеспечена вытяжная вентиляция. Если горловины люков не входят в зону чистого воздуха, то должна применяться приточно-вытяжная вентиляция; в цистернах из-под нефтепродуктов и жиров для освещения должны применяться аккумуляторные фонари исключительно во взрывобезопасном исполнении напряжением не более 12 В.

Каждый спускающийся в цистерну должен быть снабжен поясом с лямками и сигнальным концом, который должен держать наблюдающий, находящийся у горловины; пребывание в цистерне не должно превышать 30 мин., после чего обязателен отдых вне цистерны в течение 15 мин.

Перед началом работы следует убедиться, что за переборками не располагаются другие цистерны с нефтепродуктами, жирами, в смежных цистернах не имеется скопления взрывоопасных газов, которые могут вызвать взрыв.

При появлении признаков недомогания (головокружения или рвоты) работающий в цистерне обязан немедленно прекратить работу, подать соответствующий сигнал наблюдающему и по возможности быстрее выйти из цистерны. Возобновление работ допускается после выявления и устранения причин, вызвавших недомогание.

В случае внезапного прекращения действия системы вентиляции на месте работ в цистерне (отсеке и т.п.) работники должны немедленно его покинуть. Работы могут быть возобновлены только после восстановления действия системы вентиляции и предварительного тщательного проветривания цистерны или отсека.

При спуске или подъеме из цистерны (танка) запрещается брать с собой инструмент. Инструмент следует спускать в цистерну (танк) в брезентовом мешке или ведре. Крюки для подвешивания ведер должны быть безопасной конструкции, не допускающей срыва.

За каждым работающим в танке (цистерне) должен быть закреплен наблюдающий. Запрещается закрепление одного наблюдающего за двумя и более работающими.

При работах внутри цистерны снаружи должен находиться наблюдающий, готовый в случае необходимости оказать помощь работающему в цистерне. Он должен держать страховой сигнальный конец, закрепленный на поясе работающего, натянутым и поддерживать с работающим постоянную связь с помощью установленных сигналов. Наблюдающий должен находиться с наветренной стороны люка на расстоянии 0,5 м от него, иметь при себе аптечку первой помощи и комплект изолирующих средств. Ему запрещается оставлять свое рабочее место до полного выхода работающего в ОЗП наружу.

Наблюдающий обязан твердо знать и уметь подавать знаковую сигнализацию сигнальным концом; следить за состоянием и самочувствием работающего, обеспечивать своевременность перерывов в работе; поднимать немедленно тревогу при прекращении ответной связи от работающего в цистерне или не подчиняющегося командам сверху; периодически ставить в известность ответственного исполнителя работ о ходе действий работающего в цистерне и его самочувствии; следить за своевременностью взятия проб воздуха из цистерны в период производства в ней работ; следить за тем, чтобы над горловинами (вырезами) помещений цистерн, где производятся работы по обезжириванию и окраске, не велись огневые работы (сварка, резка, правка с нагревом), не применялся электроинструмент и переносные электросветильники в незащищенном исполнении, а в радиусе до 15 м (по горизонтали и вертикали) от центра горловины (вырезов), ведущей в помещение цистерны, не курили; не допускать производства огневых работ на расстоянии 15 м от переборок, ограждающих цистерну, где ведутся работы по ее обезжириванию или окраске; следить за исправной работой вентиляционной установки; оказать первую помощь лицам, пострадавшим при производстве работ, для чего иметь у себя переносную аптечку, укомплектованную в соответствии со спецификой очистных и окрасочных работ в закрытых отсеках, и емкость с чистой (питьевой) водой до 6 л; при создании аварийной ситуации (отказ в работе вентилятора, повышение концентрации токсических и взрывоопасных паров в воздухе помещения), неисправностях средств индивидуальной защиты, плохом самочувствии работающих и других причинах, нарушающих нормальный ход работы, немедленно удалять всех работающих из помещения данной цистерны.

Наблюдающий несет предусмотренную законодательством ответственность за несчастные случаи, если их причиной явилось невыполнение им своих обязанностей, изложенных в соответствии с действующим законодательством.

У наблюдающего около люка должны находиться по два комплекта: противогазов шланговых (ПШ-1, ПШ-2), спасательных поясов, сигнальных концов, комбинезонов, обуви, а также взрывобезопасный фонарь. Наблюдающий должен иметь при себе свисток для подачи сигнала тревоги и вызова ответственного руководителя работ.

Ответственному руководителю работ запрещается оставлять судно на период производства работ в замкнутых и плохо вентилируемых помещениях.

Окраска поверхностей замкнутых и плохо вентилируемых помещений на судне (цистерны, танки, отсеки и др.) может производиться как ручным, так и механизированным способом при обеспечении работающих средствами индивидуальной защиты и принудительной вентиляцией. Для этих целей при окраске краскораспылителями запрещается применять материалы, содержащие соединения сурьмы, свинца, мышьяка, меди, хрома (краски типа КФ и ХС).

Очистка в замкнутых и плохо вентилируемых помещениях судна ручными пневматическими щетками может быть разрешена только при наличии в помещении общеобменной вентиляции, удаляющей не менее 2000 м3 /ч воздуха на каждую машинку, и при обеспечении работающих средствами индивидуальной защиты.

При производстве каких-либо ремонтных работ в топливных и других емкостях, где опасно искрообразование, необходимо применять инструмент из цветных металлов (медь, алюминий, свинец) и их сплавов, т.е. материалов, исключающих искрообразование. Для таких работ разрешается использовать инструмент из синтетических материалов.

При производстве работ в отсеках, цистернах и других замкнутых и плохо вентилируемых помещениях по обезжириванию, окрашиванию и очистке приточно-вытяжная вентиляция должна обеспечивать 5-10-кратный обмен воздуха за 1 ч при объеме помещений до 250 м3 и 15-25-кратный обмен воздуха за 1 ч при объеме до 30 м3.

Удалять старую изоляцию и окалину механическим, химическим и другими способами внутри судовых помещений допускается только при наличии эффективной вентиляции. Запрещается удалять старую изоляцию и окалину выжиганием.

Пропаривание жировых и топливных емкостей (танков) необходимо производить после полной откачки остатков топлива и жира в течение не менее 6 ч. После пропаривания выпускать пар из емкости следует в течение 1 ч.

Давление пара, применяемого для разогрева остатков топлива и жира в емкостях, не должно превышать 200 кПа (2 кгс/см2). Воду, образовавшуюся от конденсации пара в емкости, следует обязательно откачать, так как образующаяся на поверхности воды жировая пленка затрудняет воздухообмен и удаление опасных газовых соединений.

Горловины емкостей после пропаривания должны быть постоянно открыты для воздухообмена.

В случае отрицательного анализа пропаривание емкостей необходимо повторить продолжительностью не менее 1 часа.

Спуск в емкость после пропаривания и откачивания конденсата необходимо производить с соблюдением всех мер безопасности и обязательно с использованием шлангового противогаза.

При выполнении работ с судовыми фреоновыми системами, проходящими через различные замкнутые и плохо вентилируемые помещения судна, следует соблюдать особую осторожность, так как при вскрытии системы помещение может быть загазовано опасными газовыми соединениями, которые могут вызвать гибель человека от отравления или удушья, а также взрыв от источника искрообразования (светильника, инструмента, падения металлических предметов и т.п.). В сточных водах фановой системы в результате химических и биохимических реакций могут содержаться метан, аммиак, сероводород, двуокись углерода, окислы азота, хлорные соединения и т.д.

При проведении работ, связанных с электро- и газосварочными, огневыми работами (за исключением сварочных работ в специально оборудованных помещениях) следует руководствоваться Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 11.12.2020 № 886н «Об утверждении Правил по охране труда на морских судах и судах внутреннего водного транспорта», которым установлено, что работы, связанные с электро- и газосварочными, огневыми работами (за исключением сварочных работ в специально оборудованных помещениях), относятся к судовым работам повышенной опасности, на которые требуется получение Разрешения на проведение судовых работ повышенной опасности.

Разрешение на проведение судовых работ повышенной опасности должно содержать следующие сведения: наименование судовой работы повышенной опасности; фамилию, имя, отчество (при наличии) и должность руководителя работы; время действия Разрешения; сведения о проведении целевого инструктажа по охране труда с исполнителями работ; сведения об осмотре оборудования, инструментов, приспособлений (нахождение в исправном, рабочем состоянии, соответствие требованиям охраны труда, даты испытаний); сведения об обеспечении работающих средствами индивидуальной и коллективной защиты; фамилию, имя, отчество (при наличии) и должность страхующего лица; сведения об оповещении вахтенной службы о предстоящей работе, согласовании и проверке системы связи руководителя работы и исполнителя работы; фамилию, имя, отчество (при наличии) исполнителя работы, время начала и окончания работы; сведения о завершении работы, извещение вахтенных о завершении работы.

Для обеспечения безопасного производства работ с фановыми системами, находящимися в замкнутых и плохо вентилируемых помещениях, запрещается входить в помещение без предварительного его проветривания (вентиляции), без аналитического определения степени загазованности, без наблюдающего второго члена экипажа, без шлангового противогаза; выполнять работы без наряда-допуска; использовать светильники не взрывобезопасного исполнения; использовать инструмент, который может вызвать искрообразование; курить в помещении; находиться в помещении более 10 мин.; производить огневые работы без определения аналитическим способом взрывоопасных концентраций газа и при отсутствии работающей вентиляции.

При работе в закрытых и плохо вентилируемых помещениях необходимо пользоваться единой системой сигналов связи между работающими в закрытых помещениях и лицами, наблюдающими за ними.

Ответственный руководитель работ, ответственный исполнитель работ и наблюдающий обязаны постоянно следить за размещением забортных патрубков переносных приточных вентиляторов и заборников шланговых противогазов вне загазованной зоны. При изменении ситуации, работающие в закрытых и плохо вентилируемых помещениях, должны быть немедленно выведены наружу.

Исполнитель работ в замкнутом и плохо вентилируемом помещении обязан быть в защитной каске, поясе с лямками и сигнальным концом; подчиняться командам, которые подает наблюдающий или ответственный руководитель работ; использовать в течение периода нахождения в помещении предусмотренные средства защиты; при появлении признаков недомогания немедленно прекратить работу, подать сигнал наблюдающему и по возможности выйти из помещения. Возобновлять работы следует только после выявления причин, вызвавших недомогание. Исполнитель работ должен следить за расположением шланга шлангового противогаза, исключая его повреждение или придавливание, а войдя в загазованную зону сделать несколько глубоких вдохов для проверки исправности противогаза.

Рабочие, имеющие повреждение кожи, к очистным и окрасочным работам в цистернах, танках и т.п. не допускаются.

Закрытие замкнутого и плохо вентилируемого помещения должно осуществляться только после тщательной проверки отсутствия в них людей.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате выполненной работы получены следующие результаты: уточнено определение работ с повышенной опасностью и приведен перечень работ с повышенной опасностью на судах рыбопромыслового флота, которые следует производить по нарядам-допускам; на основании анализа травматизма, происшедшего с летальным исходом при одноразовом кратковременном посещении судовыми специалистами закрытых и плохо вентилируемых помещений (малярных, фонарных и др.) предложено относить такие действия работников действиям с высоким риском, для которых администрацией компании (судна) должны быть разработаны мероприятия предотвращающие такие риски; установлено, что промысловые операции по спуску-подъему орудий промышленного лова для различных видов водных биоресурсов, водолазные работы, связанные с добычей водорослей, мидий, морских ежей и других видов водных биоресурсов относятся к работам повышенной опасности с высоким риском. Однако они являются неотъемлемой частью действующего технологического процесса и характеризуются постоянством места, условий и характера работ, применением средств коллективной защиты, определенным и постоянным составом квалифицированных исполнителей и могут производиться без оформления нарядов-допусков; изложены требования к квалификации и трудовым навыкам судовых специалистов, допускаемых к выполнению работ повышенной опасности, с учетом их занимаемой должности, группы безопасности, периодичности прохождения обучения и категории судна; изложены обязанности и ответственность судовых специалистов за подготовку закрытых и плохо вентилируемых помещений, средств коллективной и индивидуальной защиты к проведению работ с повышенной опасностью; содержание кислорода в воздухе замкнутых и плохо вентилируемых помещениях (танках, цистернах, отсеках и т.п.) по отечественным нормам должно быть не менее 20% [4], а по зарубежным – не менее 20,5% [5]: приведены требования безопасности при выполнении в закрытых и плохо вентилируемых помещениях основных работ повышенной опасности.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ

  1. В.А. Подобед, Н.Е. Подобед Охрана труда [Текст] / В.А. Подобед, Н.Е. Подобед – 4-е изд., перераб., и доп. – Мурманск: Изд-во МГТУ, 2005 — 366 c.

  2. Правила по охране труда при добыче (вылове), переработке водных биоресурсов и производстве отдельных видов продукции из водных биоресурсов [Текст] / Утверждены приказом Минтруда России № 858н от 04.12.2020г.

  3. Правила по охране труда на морских судах и судах внутреннего водного транспорта. Утверждены приказом Минтруда России № 886н от 11.12.2020г.

  4. Правила по охране труда при работе в ограниченных и замкнутых пространствах. Утверждены приказом Минтруда России № 902н.от 15.12.2020г.

  5. Международное руководство по безопасности нефтетанкеров и терминалов, 6-е изд. 2020 г. 360 стр. на английском языке. ISGOTT 6th Edition/

  6. Правила по охране труда при работе на высоте. Утверждены приказом Минтруда России № 782н от 16.11.2020 г.

  7. Правила обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда. Утверждены постановлением Правительства РФ № 246 от 24.12.2021 г.

  8. Примерное положение по системе управления охраной труда (СУОТ). Утверждено приказом Минтруда РФ 776н от 21.10.2021 г.