УДК 519.2 ББК 22.1
К.Н. Тодрадзе (НАЦОТ, Москва).
Доктор технических наук, профессор Зам. Генерального директора НАЦОТ, Сотрудник МОТ с 1975 по 1983гг., член Международных комитетов ЮНЕСКО, МОТ, МАСО. E-mail: nacot-nnn@mail.ru
Клод Дональд Луазелль (МОТ, Женева)
ведущий сотрудник Департамента Трудовой Администрации, Трудовой инспекции, охраны труда и здоровья МОТ (LABADMIN/OSH), координатор знаний и международной информационной сети по охране труда и здоровья МОТ.
Модернизация международной информационной сис-темы в области охраны труда, осуществленная Международной организацией труда с 2013 по 2018 годы
K. N. Todradze / Dr. Sci. (Technics), Professor, Deputy Director General of the National Association of Occupational Safety Centers (NACOSH), ILO employee from 1975 to 1983, member of the International Committees of UNESCO, ILO, ISSA, ISSA, Moscow
Claude Donald Loiselle / Lead Officer, ILO Labor Administration, Labor Inspection, Occupational Safety and Health (LabAdmin/OSH), ILO Knowledge and International Information Network Coordinator, Geneva
Modernization of the international information system in the field of labor protection, carried out by the International Labor organization from 2013 to 2018
АNNOTATION The article discusses in detail the history of modernization of the international information system carried out by the International Labor Organization (ILO) from the 1960s to the present. New directions in the field of dissemination of knowledge and information on labor protection are given. The methodology for conducting a survey and obtaining data on the activities of the NCOSH, as well as the analysis of the structure and management of the NCOSH in Russian, has been analyzed. The article deals with the administrative control over the activities of the NCOSH, the organizational profile and administrative subordination of the NCOSH.
KEYWORDS International Labor Organization; International Information Center; Scientific Advisory Committee; National Center for Labor Protection; the control; information, supervision; health; new international information system on labor protection
Введение. Научно-технический прогресс в промышленности, внедрение новых технологий, создание крупных промышленных объединений и модернизация промышленности в странах мира в двадцатом столетии вызвали лавинообразное увеличение информации в области охраны труда и здоровья работников. Реагируя на изменения условий труда и рост числа крупных аварий и тяжелых несчастных случаев на производствах, Международная организация труда (МОТ) создает в конце 60-ых годов при Международном бюро труда (МБТ - секретариат МОТ) Международный информационный центр (МИЦ - CIS) по охране и гигиене труда. Информируя государства-члены МОТ о создании МИЦ, МБТ одновременно разрабатывает и направляет всем странам типовое положение о Национальном информационном центре по охране труда, который будет входить в создаваемую международную информационную систему МОТ. Всего, начиная с 1970 по 2013 гг. МИЦ МОТ объединяет более 150 НЦОТ, в число которых входят научно-исследовательские институты, кафедры университетов, отраслевые научные институты, центры национальных объединений работодателей и профсоюзов многих стран и другие организации. Роль Национального центра МОТ в СССР выполнял Всесоюзный научно-исследовательский институт охраны труда ВЦСПС.
Деятельность МИЦ МОТ является многосторонней: МИЦ собирает, обрабатывает и распространяет информацию по охране и гигиене труда, публикует ежемесячные бюллетени, содержащие наиболее важные статьи, аннотации на рефераты и книги, готовит специальные издания по различным проблемам охраны труда, составляет и публикует список действующих в различных странах НЦОТ. Кроме того, за весь период своей деятельности МИЦ МОТ подготовил и опубликовал Глоссарий и Тезаурус терминов по охране труда и здоровья, разработал совместно с Всемирной организацией здравоохранения технические листовки по охране труда в химической промышленности, принял активное участие в составлении Международной энциклопедии МОТ по охране и гигиене труда, а также организовал 51 ежегодное совещание НАЦОТ, входящих в международную сеть МИЦ МОТ. Последним крупным достижением МИЦ МОТ стало создание всемирной информационной базы по законодательству в сфере охраны труда и здоровья на рабочих местах государств - членов МОТ (LEGOSH). В 2013 году Генеральный директор МОТ принимает решение о структурной перестройке МБТ и в том же году Административный совет МОТ на своей 319 сессии выносит постановление о новых направлениях в деятельности МИЦ и его включении в состав Департамента Государственного управления и Трипартизма МОТ. В соответствии с этими решениями МОТ проводит, начиная с 2013 по 2018 гг. ряд международных совещаний НЦОТ и разрабатывает новые документы о важности распространения знаний и информации в области охраны труда и здоровья работников во всем мире.
Новые направления в области распространения знаний и информации по охране труда.
Международное сотрудничество в области охраны труда имеет первостепенное значение для МОТ. Основываясь на 55-летнем взаимодействии с национальными центрами охраны труда (НЦОТ) и центрами взаимной кооперации, МОТ организовала дискуссию по совершенствованию международной кооперации в области знаний и информации по охране труда на заседании представителей НЦОТ в 2013 году в Турине. Пятьдесят шесть делегатов из 41 НЦОТ приняли участие в этой встрече, чтобы наметить стратегию дальнейшего усиления сотрудничества в сфере охраны труда. Участники заседания пришли к выводу, что международное сотрудничество должно базироваться на новой, более современной модели взаимодействия, одной из составляющих которого является распространение и глобальное использование знаний и информации в сфере охраны труда. Участники встречи призвали научно-исследовательские институты, университеты, научные кафедры и профессиональные ассоциации, имеющие отношение к охране труда, к более тесному взаимодействию в разработке новой стратегии, призванной ответить на все животрепещущие вопросы, стоящие перед НЦОТ.
Методология проведения опроса и получения данных о деятельности НЦОТ.
При финансовой поддержке правительства Республики Корея и с помощью добровольных технических взносов был составлен и разослан всем НЦОТ вопросник, на основании которого МОТ провела всестороннее исследование и анализ деятельности региональных НЦОТ. Сведения об их деятельности стали базой наиболее полных знаний об их статусе, методах управления и внутренней организации, ресурсах, приоритетах исследований, объеме и источниках финансирования и стоимости предоставляемых услуг, о мероприятиях по повышению информированности, а также о международных связях. Данные о 159 НЦОТ из 67 стран были зафиксированы в соответствии со строгим набором критериев, определенных в вопроснике. В этой статье представлены лишь сведения о методах управления 78 государственных организаций и учреждений (группа 1) и авторитетных исследовательских центров, кафедр университетов и исследовательских групп (группа 2), которые занимаются совершенствованием знаний по охране труда. Также обобщены данные о НЦОТ из 48 стран с различным уровнем экономического развития. Методы управления НЦОТ были проанализированы с точки зрения административного надзора, управляющего органа и научного руководства.
Анализ структуры и управления НЦОТ.
На последствия решений по стратегическому развитию и повседневной деятельности НЦОТ прямо или косвенно влияют методы их управления и распространения научной информации. Полномочия по принятию решений распределены между ключевыми заинтересованными сторонами, а именно между отдельными министерствами и государственными органами, научными организациями, профессиональными ассоциациями, а также, в отдельных случаях, работодателями и профсоюзными организациями работников. Совместное участие этих организаций в управлении НЦОТ является необходимым условием того, чтобы уровень распространяемых знаний и информации по охране труда соответствовал стандартам качества и приоритетным потребностям работников.
Вышестоящий надзор.
Практически все НЦОТ работают под надзором вышестоящего органа, и только 6,5% указали, что не имеют обязательств по отчетности перед какой-либо организацией. В среднем 18% НЦОТ отчитываются перед более чем одной организацией, причем в наименьшей степени это относится к НЦОТ, связанных с государственным управлением (11,8%), по сравнению с негосударственным подчинением (24,4%). Большинство (60%) известных исследовательских центров, институтов, кафедр, партнерств или консорциумов функционируют в рамках университетов и отчитываются перед ними, независимо от сферы деятельности.
Если НЦОТ подотчетны одному субъекту, то это в большинстве случаев Министерство труда (27,3%), а затем следует Министерство здравоохранения (20,8%). В то же время более 25% респондентов указали, что подчиняются и другим министерствам, в основном Министерству социальной защиты, труда и занятости. Таким образом, с подобными министерствами, а, следовательно, государственными органами, связана почти половина НЦОТ. В качестве исключения из основного правила можно отметить подотчетность одного НЦОТ перед организацией, ответственной за качество газированных напитков (2,6%).
Административный контроль за деятельностью НЦОТ.
Некоторые из них состоят исключительно из учёных или специалистов по охране труда (тип I — научно-профессиональный); большинство составляют представители правительства от одного, двух или более министерств (тип II — министерский) и другие, в основном двусторонние, с равным количеством представителей организаций работодателей и служащих (тип III — социальное партнерство).
Виды административного контроля за деятельностью НЦОТ:
I — научно-профессиональный (10,7%): члены правления являются исключительно учёными и/или специалистами по охране труда.
IIa — контроль одного министерства (44,6%), который иногда включает представителей работодателей и работников.
IIб — контроль двух министерств (14,3%), обычно включает представителей работодателей и служащих.
IIc — многоуровневый (10,7%): министерства труда, здравоохранения и социального обеспечения, но иногда подключаются и другие организации и в большинстве случаев это представители работодателей и профессиональных организаций служащих.
III вид контроля — социальное партнёрство (19,6%): двухсторонний управляющий орган с равным количеством представителей работодателей и служащих. Правительство обычно играет вспомогательную руководящую роль (наблюдает или председательствует в правлении/совете). В некоторых случаях на должность руководителя правления избираются работодатель или представитель профсоюзов
Научное руководство НЦОТ.
Немногим более чем половиной включенных в исследование НЦОТ управляет научно-консультативный комитет (НКК). Конкретные данные по НКК таковы: в этом органе 80% — деятели науки, 50% делегированы правительством и в состав 30% всех НКК входят работодатели и представители профсоюзы. В основной части комитетов, в состав которых входят ученые, нет представителей правительства, а 68,8% НКК не имеют представителей работодателей или профсоюзов.
Стоит отметить, что 45,5% НКК неправительственных НЦОТ (группа 2) состоят исключительно из научных специалистов, доля которых снижается до 11,1% в НЦОТ, связанных с государственным управлением. Независимые эксперты входят в 72,7% неправительственных НЦОТ и лишь в 33,3% НКК НЦОТ находятся под контролем государственного органа (группа 1). Учёные, делегированные как работодателями, так и профессиональными организациями служащих, в составах НКК распределены почти поровну: 15 и 12,5% соответственно.
Заключение
В результате данного исследования по структуре и направлениям деятельности НЦОТ были впервые показаны методы управления НЦОТ. Несмотря на то, что в процессе принятия решений, касающихся всей совокупности знаний и распространения информации по охране труда, участвуют практически все социальные партнеры и заинтересованные в получении информации стороны, имеется большое количество незадействованных, современных механизмов для усиления взаимодействия НЦОТ с объединениями социальных партнеров и правительственными органами.
Кроме того, первостепенное значение имеет также качество взаимодействия НЦОТ с национальной системой охраны труда и здоровья. Дальнейшие исследования МОТ в области распространения знаний и информации по охране труда должны быть направлены на совершенствование коммуникации между НЦОТ и заинтересованными сторонами, а также на изучение процессов принятия решений административными органами и НКК.
Рис.1 Организационный профиль и административное подчинение Национальных центров охраны труда (НЦОТ). Количество НЦОТ (в %) многопрофильного подчинения.
на рисунке:
I. Научно - профессиональные НЦОТ - 10,7%
а) НЦОТ, находящиеся в подчинении одного министерства - 44,6%
б) НЦОТ, находящиеся в подчинении двух министерств -14,3%
в) НЦОТ, подчиняющиеся нескольким отраслевым министерствам - 10,7%
II. НЦОТ, организованные социальными партнерами - 19,6%