И. В. Федотова Водители общественного электротранспорта - проблемы и перспективы управления профессиональным риском (№4,2022)

Скачать выпуск "Безопасность и охрана труда" №4, 2022

УДК 613.6.06 DOI 10.54904/52952_2022_4_21

ББК 51.245

 

Водители общественного электротранспорта - проблемы и перспективы управления профессиональным риском

 

 

И. В. Федотова I. V. Fedotova

 

Федотова Ирина Викторовна - доктор медицинских наук, доцент, зав. отделом гигиены ФБУН Нижегородский НИИ гигиены и профпатологии Роспотребнадзора

Fedotova Irina Viktorovna - Doctor of Medical Sciences, Associate Professor, Head Department of Hygiene of the FBIS “Nizhny Novgorod Research Institute of Hygiene and Occupational Pathology” of Rospotrebnadzor

 

Федеральное бюджетное учреждение науки Нижегородский научно-исследовательский институт гигиены и профпатологии Роспотребнадзора, г. Нижний Новгород

 

Аннотация. Состояние воздушной среды современных городов определяется выбросами автотранспорта. Электротранспорт рассматривается в качестве альтернативной замены автомобилям, работающим на углеводородном топливе. Водители трамваев и троллейбусов, имея профессиональные риски, обусловленные конструктивными особенностями транспортных средств, подвергаются также воздействию факторов, связанных с их движением в общем транспортном потоке. Введению в эксплуатацию новых моделей общественного электротранспорта обусловливают актуальность исследований по оценке профессионального риска и разработки моделей управления им.

 

Ключевые слова: водители трамваев и троллейбусов; условия труда; профессиональный риск

 

DRIVERS OF PUBLIC ELECTRIC TRANSPORT – PROBLEMS AND PROSPECTS OF OCCUPATIONAL RISK MANAGEMENT

 

 

Federal Budgetary Institution of Science "Nizhny Novgorod Research Institute of Hygiene and Occupational Pathology" of Rospotrebnadzor, Nizhny Novgorod

 

Abstract. The state of the air environment of modern cities is determined by vehicle emissions. Electric transport is considered as an alternative replacement for cars running on hydrocarbon fuel. Drivers of trams and trolleybuses, having professional risks due to the design features of vehicles, are also exposed to factors related to their movement in the general traffic flow. The introduction into operation of new models of public electric transport determines the relevance of research on the assessment of occupational risk and the development of models for its management.

Keywords: tram and trolleybus drivers; working conditions; occupational risk

 

Условия проживания в городах в 21 веке в результате высокой концентрации населения не позволяют удовлетворить многие биологические и социальные потребности, что может оказывать отрицательное воздействие на здоровье и благополучие человека [1]. Такая ситуация в большой степени связана с влиянием дорожно-автомобильного комплекса (ДАК), стремительное развитие которого оказывает неблагоприятное воздействие на здоровье людей вследствие дорожных заторов, дорожно-транспортных происшествий, загрязнения воздуха и шума. При интенсивном росте городских агломераций автомобильный транспорт является самым неблагоприятным экологическим фактором для здоровья населения и природной среды. Рост числа автомобильного транспорта уменьшает площадь, занятую растительностью, которая производит кислород и очищает атмосферу от газа и пыли, приводит к увеличению выбросов парниковых газов; все большие площади отводятся для стоянок, гаражей, автомобильные дороги [2]. В большинстве промышленно развитых стран автотранспорт дает наибольший вклад в загрязнение окружающей среды. Согласно данным статистики, например, в США, все виды транспорта являются источниками 60% общего количества загрязнений, поступающих в атмосферу, промышленность – 17%, энергетика – 14%, остальные – 9% приходятся на отопление зданий и других объектов и уничтожение отходов [3]. Плотность автомобилей на 1 км2 в крупнейших городах развитых стран в 200-300 раз выше, чем в среднем в мире.

Качеству воздуха в настоящее время, как фактору, от которого зависит здоровье населения, во всем мире придают большое значение. С влиянием загрязнённого атмосферного воздуха связывают около трёх миллионов смертей ежегодно. Отмечена связь конкретных загрязнителей воздуха с определёнными нарушениями здоровья [4]. Подавляющее большинство исследований касаются заболеваний организма человека, возникающих в результате воздействия углеродного загрязнения от транспорта.

В качестве альтернативы транспортным средствам, использующим различные виды углеродсодержащего топлива, обусловливающего выделение при сгорании значительного количества поллютантов, ухудшающих состояние городской среды, все большее внимание уделяется электротранспорту, не являющемуся источником загрязнения атмосферного воздуха. Общественный электротранспорт достаточно широко используется во всех развитых странах мира для организации передвижений жителей города. В настоящее время в России находит широкое применение трамвай (данный вид пассажирского транспорта функционирует в 66-ти городах России), а также троллейбусы, которые недороги в эксплуатации, просты и надежны, обладают высокими динамическими качествами [5-7].

Городской наземный электротранспорт представляет собой систему, включающую в себя полный технологический цикл: подготовку и выпуск подвижного состава; его эксплуатацию на линии; обслуживание элементов обеспечения перевозок (рельсовый путь, контактно-кабельная сеть и т.д.); оперативное и стратегическое управление; финансовый анализ и планирование. Трамвай – уличный рельсовый вид транспорта с общим или обособленным путевым полотном, в котором вагон приводится в движение электродвигателями постоянного тока. Энергию двигатель получает от контактной сети (подвесного провода с напряжением 500-700 В) через установленную на крыше вагона контактную дугу. Вторым проводом служат рельсы. Троллейбус является безрельсовым видом транспорта с энергообеспечением от подвесной контактной сети. Троллейбусы недороги в эксплуатации, просты и надежны, обладают высокими динамическими качествами. Однако сооружение контактной сети требует определенных затрат, она загромождает улицы и ухудшает их вид, связь с контактной сетью ограничивает маневренность и не позволяет осуществлять работу подвижного состава с разными режимами движения.

Трамваи и троллейбусы относятся к экологически более безопасным видам транспортных средств в отношении химического загрязнения атмосферы города по сравнению с автомобилями, использующими углеводородное топливо. Использование троллейбусов для организации транспортной системы считается перспективным решением для европейских городов, поскольку они эффективны, устойчивы, безопасны и, с учетом внешних затрат, гораздо более конкурентоспособны, чем дизельные автобусы [8].

Значительное число электротранспорта в больших городах в настоящее время и перспектива еще более широкого их использования ввиду хороших экологических характеристик определяет и многочисленность профессиональной группы водителей трамваев и троллейбусов. Водители этих транспортных средств, наряду с профессиональными факторами, обусловленными конструктивными особенностями данного вида транспорта могут подвергаться и негативному влиянию ДАК, поскольку движение происходит в общем транспортном потоке.

Труд водителей городского электротранспорта характеризуется наличием неблагоприятных профессиональных факторов, таких как значительное нервно-эмоциональное напряжение, повышенные параметры шума и вибрации, неблагоприятные метеорологические условия, недостаточное освещение, влияние электромагнитных полей, неправильная рабочая поза, загрязненность воздушной среды некоторыми химическими соединениями, пылью и др. [5, 9, 10], связанных с особенностями организации труда, нерациональным устройством рабочего места, спецификой трудовой деятельности. Комбинация неблагоприятных производственных факторов позволяет говорить о профессиональном риске возникновения патологии различного вида.

По мнению ряда авторов, наиболее вредными из перечисленных выше являются шум, общая вибрация, психоэмоциональный стресс [10, 11]. Считают, что психоэмоциональный стресс у водителей электротранспорта обусловливается следующими компонентами: наличием травмоопасных факторов, ответственностью за безопасность пассажиров, длительным сосредоточенным вниманием (более 75% времени рабочей смены), работой в условиях дефицита времени, отсутствием регламентированных перерывов, стереотипностью действий в период рабочей смены, высокими эмоциональными нагрузками [11]. На водителей также воздействует непостоянный шум, источниками которого являются не только работающий электромотор, но и другие виды транспорта, а также разнообразные стационарные технические системы, периодически действующие в городской среде. В кабине водителя может регистрироваться широкополосный шум с преобладанием звуковой энергии в низко- и среднечастотных диапазонах интенсивностью от 60 до 90 дБА. Во время движения электротранспорта постоянно создается общая вибрация, часто превышающая санитарные нормы, а также локальная вибрация, передающаяся на кисти рук (рулевая), и на стопы, стоящие на педалях.

Поскольку история общественного электротранспорта, в частности рельсового, насчитывает уже более 100 лет, особенности трудовой деятельности и влияние ее на состояние здоровья водителей довольно часто попадало в сферу внимания исследователей. Так, еще в 70-е годы 20-го века в Великобритании было проведено когортное исследование более чем 30 000 мужчин в возрасте 35-64 лет, работавших водителями автобусов, трамваев и троллейбусов, кондукторами, машинистами и охранниками метрополитена [12]. Полученные авторами результаты подтвердили рабочую гипотезу, о том что: «Мужчины, работающие на физически активных работах (кондукторы), имеют более низкую частоту ишемической болезни сердца (ИБС) у мужчин среднего возраста, чем мужчины, работающие на физически неактивных работах (водители)». Действительно, годовой показатель ИБС у водителей составлял 2,7 случая на 1000 человек, а у кондукторов – 1,9.

Исследование Е. Г. Мажбиц (2006), выполненное с целью оценки профессионального риска водителей трамваев г. Волгограда, показало, что в воздушной среде кабин фиксировалось наличие минеральной пыли – 1,0-3,0 мг/мЗ и оксида углерода 3-5 мг/мЗ, что не превышало ПДК. Регистрировался непостоянный (прерывистый) широкополосной шум с преобладанием звуковой энергии в низко- и среднечастотных областях, интенсивность его составила соответственно 75-84 дБА и 68-75дБА – класс условий труда 3.1. Измерение уровней виброскорости на сиденье водителей в подавляющем большинстве случаев не превышали ПДУ и находились в пределах 80-126 дБ [5]. В целом условия труда водителей трамваев г. Волгограда по показателям вредности и опасности, тяжести и напряженности трудового процесса отнесены 3-му классу 3-й степени – ведущими вредными производственными факторами являлись неблагоприятный микроклимат (класс 3.2), производственный шум (класс 3.1), длительное пребывание в рабочей позе «сидя», высокие эмоциональные нагрузки (класс 3.2), отсутствие эргономически адекватного рабочего места.

Отличительной чертой именно электротранспорта является наличие источников электромагнитных полей. Измеренные уровни магнитного поля (МП), создаваемые ферромагнитными массами внутри неподвижного троллейбуса, не превосходят постоянное поле Земли – 60 мкТл [13]. При движении троллейбуса значительные вариации МП наблюдаются при включении двигателя (разгон), торможении электродвигателем (реверс). Особенно сильные колебания уровней МП наблюдаются в кабине водителя – 48-325 мкТл, в пассажирском салоне у кабины водителя – 134 мкТл и возле двигателей – 255-265 мкТл. В указанных точках перепады их амплитуды превосходят величину постоянного МП Земли в 5-10 раз. Частота скачков магнитного поля, возникающая при разгоне и торможении троллейбуса, достигает 5-10 в 1 мин (f = 0,08-0,16 Гц). ПДУ для МП в указанном диапазоне частот не разра­ботаны. Однако данные поля относятся к ультра­низкому частотному спектру, который, по современным представлениям о механизмах действия электромагнитных полей, обладает повышенной биологической активностью, поскольку они совпадают с ритмическими процессами в организме.

В ряде работ подчеркивается, что профессиональная группа водителей электротранспорта представлена в основном женщинами [5, 14] . Так, в статье В.Е. Урбан с соавт. (2022) указано, что по данным статистики среди сотрудников подвижного состава трамвайного депо и ряда других подразделений доля женщин приближается к 90% [15].

Результаты исследования И. Н. Горской (2005), свидетельствуют, что труд женщин-водителей трамваев относится по тяжести труда ко 2 классу (допустимый), по напряженности к 3 классу 1-2 степени вредности [14]. При частом сочетанном воздействии неблагоприятного микроклимата на рабочем месте, шума, вибрации, электромагнитных полей и др. отмечается чрезмерное нервно-эмоциональное и зрительное напряжение. В структуре заболеваемости с временной утратой трудоспособности (ЗВУТ) первые места занимают болезни органов дыхания (БОД) (37,2%), прочие заболевания и болезни нервной системы (БНС) (12,8%), далее следуют болезни органов пищеварения (БОП) (8,1%). Общий уровень заболеваемости с временной утратой трудоспособности составил 81,4 случай и 1009,4 дня, средняя длительность 12,4 дня. Установлено, что частота заболеваний органов дыхания, пищеварения, мочеполовой системы коррелирует с возрастом, стажем работы по специальности и с условиями трудовой деятельности (р<0,05). В структуре акушерско-гинекологической патологии у женщин-водителей преобладают воспалительные заболевания женских половых органов – 44,7%. Выявлена также такая патология, как опухолевые процессы (15,9%), нарушения менструального цикла (12,4%), заболевания шейки матки (11,8%); отмечается высокий удельный вес женщин с осложнением течения беременности и родов, анемией. Повышенный риск акушерско-гинекологической патологии у женщин-водителей городского электротранспорта определяется такими факторами как возраст (особенно в группах 40-49 лет), уровень медико-социальной активности и особенности образа жизни, гигиенические характеристики трудовой деятельности. Полученные результаты позволили автору дать рекомендации Комитету по здравоохранению администрации г. Санкт-Петербурга о целесообразности разработки региональной программы в развитие федеральной «Концепции охраны репродуктивного здоровья населения» для решения задач по раннему выявлению и предупреждению репродуктивных нарушений, связанных с воздействием вредных факторов производственной среды на здоровье работающих женщин-водителей электротранспорта.

Е. Г. Мажбиц (2005) в своей диссертационной работе показала, что в структуре ЗВУТ женщин-водителей трамваев г. Волгограда ведущее место занимают БОД, болезни мочеполовой системы (БМПС), системы кровообращения (БСК). Среди хронических заболеваний преобладают БМПС (43,9%), БОП (17,5%), болезни костно-мышечной системы (БКМС) (13,2%), БСК (11,8%). Рассчитанные величины относительного риска (RR) и этиологической доли (EF) позволили автору предположить профессиональную обусловленность БОП (RR=12,7; EF=92,1%), БКМС (RR=4,5; EF=77,8%), БОД (RR=3,4; EF=70,6%), воспалительных заболеваний женских половых органов (RR=2,2; EF=54,5%) [5].

Профессиональная особенность работы операторов городского электротранспорта определяется сложностью дорожно-транспортной обстановки, ответственностью за безопасность пассажиров и сохранность транспортного средства, что приводит к развитию значительного нервно-эмоционального напряжения [16]. Для успешной трудовой деятельности водителям необходимо обладать набором определенных личностных профессиональных качеств. Наиболее важными являются такие, как реакция на движущийся объект, точность и координация движений, сила и подвижность нервной системы, уравновешенность нервных процессов [7, 17]. Результаты исследования психофизиологического статуса водителей трамваев и троллейбусов свидетельствовали, что они соответствуют норме, хотя мотивация к достижению успеха и избеганию неудач достоверно выше были у водителей трамваев; профессионально важные личностные качества водителей электротранспорта в период обучения проходят развитие и становление [16].

Проведенное в г. Санкт-Петербурге среди водителей трамваев медико-социальное исследование показало, что нервно-эмоциональное напряжение у них было достоверно выше, чем у не водителей (контрольная группа). Это свидетельствует о высокой психической нагрузке водителей трамваев, связанной с повышенной ответственностью на рабочем месте. В структуре хронической заболеваемости водителей трамвая первое место занимали нарушения остроты зрения (37,9 %), второе – БСК (32,4 %), третье – БКМС (12,6 %). Кроме того, у них отмечаются алиментарное ожирение, дерматологические заболевания, заболевания желудочно-кишечного тракта, моче-половой системы и ЛОР-органов (тугоухость). Лишь треть водителей считают необходимым придерживаться принципов здорового образа жизни (ЗОЖ). Основной причиной несоблюдения принципов ЗОЖ является недостаток свободного времени. Авторы считают, что факторами образа жизни, имеющими наибольшее влияние на возникновение заболеваний, являются высокий уровень нервно-эмоционального напряжения и несоблюдение режима труда и отдыха, что связано со спецификой трудового процесса водителей трамваев [6, 18].

Результаты гигиенической оценки условий труда водителя трамвая, выполненной Е. В. Урбан с соавт. (2022), выявили, что ведущим вредным производственным фактором является неблагоприятный микроклимат, который был отнесен к 3-му классу 2-й степени. В теплый период года отмечается высокая тепловая нагрузка на рабочем месте за счет особенностей кондиционирования вагона, в холодный период года – большие перепады температуры за счет не изолированности кабины водителя. При этом у водителя трамвая часто возникает необходимость выходить из теплой кабины на открытый воздух, в том числе и в зимний период. К неблагоприятным факторам также отнесены рабочая поза («сидя» в течение 12-часовой смены), шум, вибрация, психо-эмоциональное напряжение [15].

Изучение распространенности заболевания опорно-двигательного аппарата среди водителей общественного транспорта в США показало, что среди трех когорт (водители автобусов, трамваев, троллейбусов) самый высокий процент дорсопатий был зарегистрирован в группе водителей троллейбусов (48%), за которыми следуют водители трамваев (43%) и автобусов (42%) [19]. Во всех трех группах был обнаружен значительный процент грыж межпозвоночных дисков уже в возрастной группе 36-45 лет. Выявленные факторы профессионального риска позволили разработать авторам комплекс профилактических мероприятий.

По мнению Н.В. Садко (2011) концептуальная модель комплексной целевой программы оптимизации медико-социального обеспечения здоровья работников электрического транспорта должна развиваться по трем основным направлениям: эффективная кадровая политика, оздоровительная и реабилитационная работа по повышению адаптационных механизмов и формированию санитарно-гигиенического поведения (здорового образа их жизни) [20].

Современные социально-экономические тенденции развития общества обусловливают необходимость создания более благоприятных условий труда, снижения профессиональной заболеваемости работников данного вида деятельности. В этих целях в ближайшие годы предполагается как развитие и обновление подвижного состава (рис.), так и коренная техническая переоснащенность трамвайных и троллейбусных хозяйств, занятых ремонтными работами городского электротранспорта [21].

В рамках III Международного инновационного форума пассажирского транспорта SmartTRANSPORT-2017, проведенного в «Год экологии», обсуждались вопросы перехода на экологически чистые виды транспорта. Были представлены новинки подвижного состава Горэлектротранса, которые в ближайшее время появятся, в частности, на улицах г. Санкт-Петербурга: электробус с динамической зарядкой и двухсекционный трамвай «Богатырь» производства «ПК Транспортные системы» [22].

Низкопольный трамвай 71-414 может двигаться со скоростью 75 км/ч, вместимость почти 300 человек

Тролза-5265 «Мегаполис» характеризуется социальной направленностью, современным дизайном и удобством в эксплуатации

Рисунок – Современные модели городского электротранспорта

 

Также на стенде Горэлектротранса можно было познакомиться с современными технологиями организации работы городского электротранспорта. Был проведен круглый стол, посвященный развитию экологического транспорта, перспективам производства и эксплуатации транспорта, работающего на альтернативных источниках энергии, в том числе электробусов и троллейбусов с увеличенным автономным ходом. На форуме был представлен комплекс удалённого предрейсового контроля, который предоставляет возможность анализировать состояние здоровья водителя и выдавать заключение перед выездом на линию, что можно рассматривать как систему, направленную на мониторинг с целью выявления нарушений функций организма и обеспечения безопасности пассажиров и, в целом, дорожного движения.

Таким образом, электротранспорт широко используется в организации передвижений жителей городов и, благодаря важному преимуществу – экологической чистоте – имеет перспективы к дальнейшему развитию. За более чем вековую историю произошли кардинальные изменения в укладке дорожного полотна и рельсов, претерпели изменения технические характеристики городского электротранспорта, гигиенические требования к обеспечению безопасности, и, соответственно, сами условия труда водителей. Благодаря этому, вопросы изучения профессионального риска данной категории трудящихся являются актуальными и в настоящее время.

Факторами, оказывающими влияние на формирование неблагоприятных условий труда водителя трамвая, являются следующие:

- высокое нервно-эмоциональное напряжение, обусловленное риском возникновения дорожно-транспортных происшествий во время пробега на маршруте в условиях городского напряженного движения на автомагистралях;

- запыленность, загазованность на городских транспортных путях, что негативно сказывается на состоянии воздуха кабин трамваев и троллейбусов;

- шум, общая и локальная вибрация;

- воздействие электрических полей;

- физические нагрузки при эксплуатации и срочном ремонте трамвая;

- особенности микроклимата и тепловой комфорт.

Следует отметить, что за последние 10 лет у водителей пассажирского транспорта, в том числе и электрического, возросла профессиональная заболеваемость [15]. Задачей профилактики профессиональной патологии у водителей наземного электротранспорта является обеспечение таких условий производственной деятельности, при которых не наносится ущерба здоровью работника. В последние годы во многих городах России началось переоснащение парка электротранспорта. В Москве на маршрут вышли первые трёхсекционные вагоны 71-414 (PESA Fokstrot), с 2017 года происходит массовое поступление трёхсекционных вагонов 71-931М «Витязь-М». Новые трамваи отвечают всем современным требованиям комфорта и безопасности как для пассажиров, так и для водителей. С позиции профилактики профессиональной и профессионально обусловленной патологии необходимо дальнейшее изучение факторов риска на рабочем месте водителей пассажирского электротранспорта, что будет гарантировать сохранение их работоспособности и способствовать поддержанию ее на высоком уровне.

 

Для 7 стр - Когортные исследования это такой тип медицинских исследований, который используется для выявления причин заболевания, установления связей между факторами риска и их последствий для здоровья. Такие исследования, как правило, являются прогнозными, или перспективными – то есть они планируются заранее и проводятся в течение определенного отрезка будущего периода времени.

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

1. Фридман К.Б., Крюкова Т.В. Урбанизация – фактор повышения риска здоровью // Гигиена и санитария. – 2015. – 94 (1). – С. 8-11. Петрянина Л.Н., Викторова О.Л., Матиева Ю.А. Урбанистические тенденции городской среды // Методические указания для самостоятельной работы студентов /Под общ.ред. д-ра техн. наук, проф. Ю.П. Скачкова. – Пенза: ПГУАС, 2015. – 41 с.

2. Мирзоева Ф.М., Шекихачева З.З. Проблемы экологической обстановки на автомобильном транспорте в Российской Федерации // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 11-12. – С. 2665-2668. – URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id =36042 (дата обращения: 28.09.2022).

3. Город и автомобиль [Электронный ресурс].– URL: http://www.chelpogoda.ru/pages/ 613.php (дата обращения 10.10.2022).

4. Human monitoring facts and figures. Copenhagen: WHO European Re­gional Office.2015. – [Электронный ресурс]. – URL: http://www.euro.who.int/data/assets/pdf_file/0007/276388/ Human-biomonitoring-facts-figures-ru.pdf (дата обращения 12.12.2021)

5. Мажбиц Е.Г. Гигиена труда и оценка профессионального риска для здоровья женщин-водителей городского пассажирского электротранспорта [Текст]: автореф. дис. ... канд. мед.наук : 14.00.07. – Волгоград, 2006. – 21 с. [Электронный ресурс]. – URL: http://library.sgmu.ru/cgi-bin/irbis64r_91/cgiirbis_64 (дата обращения 10.10.2022).

6. Кондратенко А.А., Глущенко В.А.. Пузырев В.Г. Влияние условий и образа жизни на здоровье водителей трамвая // Медицина и организация здравоохранения. – 2017. – Т. 2. – №1. – С. 31-34. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29422355.

7. Комаров Ю.Я., Метлев В.С., Дятлов М.Н., Лемешкин А.В., Бердников Д.А. Особенности отбора, обучения и повышения квалификации водителей троллейбуса // International Journal of Humanities and Natural Sciences,2018 vol.11-1 Р. 78-80. – DOI: 10.24411/2500-1000-2018-10181

8. Spousta J., NémethZ.Á.,WolekM., Weiß A., ChickD.G. TROLLEY. Trolleybus Intermodal Compendium, 2013. [Электронный ресурс]. – URL: www.trolley-project.eu (дата обращения 22.10.2022).

9. Кочергин С.С. Оценка профессионального риска работников электротранспорта: Тезисы науч.-практ. конф. «Мечниковские чтения-2013». – СПб, 2013. – С.15.

10. Истомин С.В.Ю Турченков В.М., Гамаюнов С.Ю. Условия труда и профессиональные риски водителей городского наземного электротранспорта // Научное обозрение. – 2015. – №17. – С. 390-395 https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24382177.

11. Киселева В.В., Адгамов Р.И., Добренко А.М. Исследование условий труда водителей городского электротранспорта // Техносферная безопасность: Материалы Пятой Всероссийской молодежной научно-технической конференции с международным участием. Минобрнауки России, ОмГТУ, каф. «Безопасность жизнедеятельности»; НАЦОТ; ПАО «СВК ВДНХ». – Издательство: Омский государственный технический университет (Омск). Омск, 28 апреля 2018. – 2018. – С. 51-53. [Электронный ресурс]. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35136682&pff=1 (дата обращения 20.10.2022).

12. Jeremy M. London transport workers study. The Cohort Studies (1947-1972). – [Электронный ресурс]. – URL: http://www.epi.umn.edu/cvdepi/study-synopsis/london-transport-workers-study/ (дата обращения 10.10.2022).

13. Свидовый В.И., Никитина В.Н., Филимонов И.А., Яковлева Г.И., Ляшко Г.Г. Гигиена труда и состояние здоровья водителей трллейбусов // Гигиена и санитария. – 1999. - №3. – С. 31-33.

14. Горская И.Н. Научное обоснование организационных форм профилактики акушерско-гинекологической патологии у женщин-работниц городского электротранспорта. – [Текст]: автореф. дис. ... канд. мед.наук : 14.00.33. – С.Пб, 2005. – [Электронный ресурс]. – URL: https://www.dissercat.com/content/nauchnoe-obosnovanie-organizatsionnykh-form-profilaktiki-akushersko-ginekologicheskoi-patolo (дата обращения 12.10.2022).

15. Урбан В.Е., Зязев Б.Ю., Любская О.Г. Особенности работы водителей городского наземного пассажирского электротранспорта // Наукосфера. – 2022. – №3(2). – С. 190-193. – DOI: 10.5281/zenodo.6384601

16. Гарюшкин Д.С., Псядло Э.М., Пузанова А.Г., Панов Б.В. Влияние мотивационного компонента на профессиональный выбор операторов электротранспорта // Актуальные проблемы транспортной медицины. – 2012. – № 3 (29). – С. 38-45.– URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17996022.

17. Дятлов М.Н., Кудрин Р.А., Абраменко Е.В., Шабалина О.А., Метлев В.С. Профессиографическое исследование трудовой деятельности водителя троллейбуса // Современная психология и педагогика: проблемы и решения: сб. ст. по матер. XXV междунар. науч.-практ. конф. № 8(24). – Новосибирск: СибАК, 2019. – С. 57-64. [Электронный ресурс]. – URL: https://sibac.info/conf/pedagogy/xxv/151818 (дата обращения 08.10.2022).

18. Кондратенко А.А. Оценка состояния здоровья и образа жизни водителей трамваев /. - Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции «Перспективы развития науки и образования» Душанбе, Таджикистан, 06 июня 2016 года / Под общей редакцией А.И. Вострецова.– Нефтекамск: Издательство: Научно-издательский центр "Мир науки", 2016. [Электронный ресурс]. https://www.elibrary.ru/item.asp?id =27810516&pff=1 (дата обращения 10.10.2022).

19. Mihăilă D.,  Iordache R.M., Petreanu V. Dorsopathy in urban public transport drivers in relation to occupational risks and workload // MATEC Web of Conferences. UNIVERSITARIA SIMPRO 2021. – 2021. – V. 342, 01018. [Электронный ресурс].URL: https://doi.org/10.1051/matecconf/202134201018 (дата обращения 10.10.2022).

20. Cадко Н.В. Основные направления сохранения здоровья трудовых ресурсов городского электрического транспорта (на примере г. Хабаровска). [Текст]: автореф. дис. ... канд. мед.наук : 14.00.33. – Хабаровск, 2011. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.dslib.net/medicina/osnovnye-napravlenija-sohranenija-zdorovja-trudovyh-resursov-gorodskogo.html (дата обращения 18.10.2022).

21. Крюков Н.П., Турченко В.Н., Гамаюнов С.Ю. Анализ условий труда работников, занятых обслуживанием и ремонтом городского электротранспорта // Научно-технический вестник Поволжья. – 2015. – №4. – С. 79-84. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp ?id=24115110

22. III Международный инновационный форум пассажирского транспорта SmartTRANSPORT 2017. – [Электронный ресурс]. – URL: https://www.electrotrans.spb.ru/ anonsi_predstoyaschih_meropriyatiy/2017/108_III_mezhdunarodniy_innovacionniy_forum_ passazhirskogo_transporta_SmartTRANSPORT_2017 (дата обращения 10.10.2022).