УДК 331.45: 613.62 DOI 10.54904/52952_2023_2_43
Доступность медицинской помощи населению отдаленных населенных пунктов
Д.С. Шульга, В.А. Капцов
Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийский научно-исследовательский институт гигиены транспорта Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ВНИИЖГ)» (ФГУП ВНИИЖГ Роспотребнадзора)
e-mail: d.shulga@vniijg.ru
Аннотация: статья посвящена работе передвижных консультационно-диагностических центров на базе поездов РЖД (ПКДЦ) и передвижных медицинских комплексов (ПМК) для оказания профессиональной медицинской и профилактической помощи населению отдаленных населенных пунктов в России.
Ключевые слова: передвижные консультационно-диагностические центры; передвижные медицинские комплексы; медицинская помощь
Mobile consulting and diagnostic centers based on trains of Russian railways, mobile medical complexes
D.S. Shulga, Researcher
V.A. Kaptsov, Corresponding Member of the Russian Academy of Scien-
ces, Dr. Sci. (Med.), Professor, Head of Department
Federal State Unitary Enterprise «All-Russian Research Institute of Transport Hygiene of the Federal Service for Supervision of Consumer Rights Protection and Human Welfare (VNIIZHG)» (FSUE VNIIZHG Rospotrebnadzor) Moscow, Russia
Annotation: The article is devoted to a review of mobile consulting and diagnostic centers based on Russian Railways trains and mobile mobile complexes, which provide qualified preventive and therapeutic assistance to residents of remote settlements of Russia. they are provided with qualified preventive and curative care.
Keywords: mobile consulting and diagnostic centers; mobile complexes; medical care
Введение
Оптимизация здравоохранения России и проведенные реформы, привели к ликвидации сельских участковых больниц с врачебными штатами (на их месте в ряде случаев созданы пункты круглосуточного дежурства фельдшера), часть ФАП были закрыты, оставшиеся переподчинены напрямую центральным районным больницам. Возникли проблемы с амбулаторным обслуживанием пациентов, проведением текущих санитарно-противоэпидемических мероприятий в населённых местностях, где ФАП были сокращены. В связи с необходимостью лицензирования медицинской деятельности самого ФАП, связанной с отпуском (продажей) лекарств населению, в большинстве ФАП исчезла и функция аптек, возлагавшаяся на них ранее.
В дальнейшем, признав избыточность сокращения ФАП, часть зданий из них была отремонтирована или построена заново, оснащена оборудованием, но при этом возникли проблемы связанные с дефицитом квалифицированных кадров и существенных региональных различий в обеспеченности ими из-за низкой оплаты труда, высокой зависимости от импорта лекарственных препаратов, медицинских изделий и их комплектующих, приборов, оборудования, недостаточным финансированием.
Сегодня существует острая проблема оказания медицинской и профилактической помощи населению, проживающих в отдаленных частях страны, обеспечения медицинскими кадрами сельской местности, отдаленных населенных пунктов, так как хорошо оснащенные больницы и поликлиники в отдаленных поселках и на станциях, где живет 20-100 человек, построить невозможно. Также на отдаленных от городов и поселков участках выполняют свою трудовую функцию работники железнодорожного транспорта, которым необходимо оказывать не только лечебную помощь, но и в первую очередь профилактическую, а именно прохождение медицинских осмотров. Труд работников железнодорожного транспорта связан с движением железнодорожного транспорта и с воздействием вредных и опасных производственных факторов, таких как шум, вибрация, охлаждающий и нагревающий микроклимат, с тяжестью и напряженностью трудового процесса, обязаны проходить медицинские осмотры Согласно приказу Минздрава России от 28.01.2021 № 29н (ред. от 01.02.2022) «Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры» работодатель обязан проводить медицинские осмотры всем работникам при поступлении на работу, а также тем работникам, которые выполняют свои трудовые функции во вредных и опасных условиях труда.
Обязательные периодические медицинские осмотры (обследования) проводятся в целях динамического наблюдения за состоянием здоровья работников, своевременного выявления начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды, трудового процесса на состояние здоровья работников в целях формирования групп риска развития профессиональных заболеваний, выявления медицинских противопоказаний к осуществлению отдельных видов работ, для определения пригодности работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний.
Поэтому для оказания медицинской и профилактической помощи населению и работникам железнодорожного транспорта в отдаленных участках страны, были разработаны и реализованы консультационно-диагностические центры на базе железнодорожных поездов, а также передвижные мобильные комплексы.
Это новый уровень современной медицины, выполненный в виде небольшой клиники, полностью укомплектованной медицинским оборудованием, мебелью и всем сопутствующим лечебным инвентарем.
Основная часть
В России действуют пять передвижных консультативно-диагностических центров на базе железнодорожных поездов: «Здоровье», «Доктор Войно-Ясенецкий — Святитель Лука» Назван в честь русского хирурга и святого православной церкви святителя Луки (Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого), «Терапевт Матвей Мудров» Назван в честь врача, профессора патологии и терапии Московского университета Матвея Яковлевича Мудрова, «Академик Федор Углов», «Хирург Николай Пирогов», Назван в честь русского хирурга и анатома Николая Ивановича Пирогова.
История появления
Самый первый поезд «Здоровье» был задуман в 1989 году, а тестовые выезды начались уже в 1990 году. Изначально «Здоровье» задумывался как проект для медицинской поддержки работников железной дороги, живущих на отдалённых станциях. Им даже для прохождения плановой медкомиссии приходилось ездить в крупные ж/д узлы вроде Новосибирска, Омска. В случае заболеваний ситуация становилась ещё сложней. Поезд «Здоровье» с 1993 года курсирует по территории четырех областей и Алтайского края, расположенных вдоль Западно-Сибирской железной дороги.
В январе 1994 года «Здоровье» впервые проехал по мелким станциям для осмотра работников железной дороги. Почти сразу же стало ясно, что проблема касается и остальных жителей этих удалённых мест. Поэтому маршруты поезда стали включать и обычные деревни и посёлки. «Врачебная бригада» включала специалистов совершенно разных профилей – кардиолога, невролога, гастроэнтеролога. В самом поезде были устроены отделения ультразвуковой диагностики, флюорографии, клинико-биохимическая лаборатория. Целый вагон этого первого состава «Здоровья» был отведён под профилактику и пропаганду здорового образа жизни.
«Академик Федор Углов»
История поезда началась в 2008 году, когда на рабочей встрече Президента ОАО «РЖД» В.И. Якунина и губернатора Иркутской области И.Э. Есиповского была достигнута договоренность о запуске на полигоне Восточно-Сибирской железной дороги поезда здоровья. Целью проекта стало обеспечение качественной и бесплатной медицинской помощью жителей труднодоступных территорий. Весь следующий год велись проектные и строительные работы по созданию передвижного центра, а 22 декабря 2009 года состоялась презентация поезда на Ярославском вокзале в Москве. Первая рабочая поездка «Федора Углова» началась 21 января 2010 года. Поезд стал пятым из серии ПКДЦ, курсировавших по железным дорогам в начале нулевых. За это время, поезд совершил 115 поездок, а врачи клинической больницы «РЖД-Медицина» города Иркутск, которые обслуживают поезд, осмотрели 135 тысяч человек. Было проведено около 500 тысяч ультразвуковых, эндоскопических, лабораторных и функциональных исследований. 16 тысяч человек были направлены на углубленную диагностику или госпитализацию в ведущие клиники регионов.
ПКДЦ «Академик Федор Углов» – это современный, мобильный диагностический комплекс, состоящий из 10 вагонов. Из них – 6 медицинских, 2 служебно-бытовых, вагон-ресторан и вагон с дизель-генератором. В медицинских вагонах есть рентгеновский и флюорографический аппараты, ультразвуковое оборудование. В эндоскопическом кабинете имеются дуоденофиброскопы для диагностических и лечебных манипуляций. Оборудование позволяет выполнять забор материала для диагностики предопухолевых и опухолевых состояний. В биохимической и клинической лаборатории установлены автоматические и полуавтоматические анализаторы, позволяющие исследовать 18 различных показателей. В поезде принимают врачи-специалисты терапевт, невролог, стоматолог, эндокринолог, гинеколог, кардиолог, офтальмолог, ЛОР-врач и хирург. При этом наиболее востребованными специалистами являются врач-УЗИ и офтальмолог.
«Хирург Николай Пирогов»
Поезд «Хирург Николай Пирогов» сформирован по заказу ОАО «РЖД» в рамках развития национальной программы по здравоохранению и предназначен для медицинского обслуживания жителей регионов, удаленных от центра страны (Крайний Север, Дальний Восток, Сибирь). Создание этого поезда обошлось РЖД в 2 миллиона долларов. Поезд был введен в эксплуатацию в феврале 2005 года. 17 июня 2005 года поезд отправился в свой первый рейс. В течение 2005 года поезд посетил 28 станций Северной железной дороги, за консультациями обратились в общей сложности около 8500 человек, в том числе 1800 железнодорожников, 5570 пенсионеров и ветеранов СЖД, 460 членов семей железнодорожников и 595 местных жителей, не имеющих отношения к железнодорожному транспорту.
В 2007 году передвижной консультативно-диагностический центр «Хирург Николай Пирогов» совершил 11 выездов на 41 станцию, где консультацию получили более 9900 человек.
В 2008 году поезд «Хирург Николай Пирогов» совершил 10 поездок. За помощью к врачам обратились 8340 человек.
В 2009 году поезд совершил 9 поездок. За помощью к врачам обратились 7579 человек.
В 2010 году услугами поезда «Хирург Николай Пирогов» воспользовались более 9 000 человек.
По состоянию на начало 2012 года поезд совершил более 60 рейсов, во время которых обслужено свыше 51 тысячи железнодорожников, членов их семей и территориальное население.
«Терапевт Матвей Мудров»
Поезд был сформирован в 2005 году и отправился к месту приписки на Дальний Восток 12 января 2006 года.
Приписан к НУЗ «Отделенческая поликлиника» на ст. Хабаровск-1 ОАО «РЖД» Дальневосточной железной дороги, но помимо этой дороги обслуживает по договорённости Забайкальскую железную дорогу, восточную зону БАМа на Восточно-Сибирской железной дороге, южную часть Якутии (ЖДЯ).
Специальный поезд, предназначенный для медицинского обслуживания жителей регионов, удаленных от центра страны, сформирован по заказу ОАО «РЖД» в рамках развития национальной программы по здравоохранению.
В состав поезда включены лаборатория, флюоростанция и кабинет телемедицины, оснащенный спутниковой системой связи для обеспечения видеоконференций и консультаций со специалистами ведущих клиник страны. Для автономного энергоснабжения в состав поезда включён один вагон, оборудованный дизель-генераторными агрегатами.
По состоянию на 31 декабря 2011 года поезд совершил 63 рейса и оказал медицинские услуги 55 000 человек.
По состоянию на начало 2013 года поезд совершил более 70 рейсов и оказал медицинские услуги 64 тысячам пациентов, в том числе и работникам железнодорожного транспорта.
«Доктор Войно-Ясенецкий – Святитель Лука»
С 13 ноября 2007 года поезд совершает поездки на самые отдалённые станции Красноярского края, Кемеровской области и Хакасии.
Этот ПКДЦ предназначен для оказания медицинских услуг жителям станций и населенных пунктов, расположенных по маршруту следования поезда.
Специалисты поезда провели около 30 000 УЗИ-исследований, почти 9000 маммографических исследований, около 106 000 исследований выполнено офтальмологом.
К концу 2011 года поликлиника на колесах приняла 68 тысяч пациентов.
Организация работы медицинского персонала на поездах
Два раза в месяц бригады, укомплектованные высококвалифицированными врачами железнодорожных больниц, отправляются на отдаленные станции. Время такой «мобильной» работы врачей составляет в среднем от 10 до 16 дней. В день принимается от 60 до 100 человек.
Персонал поезда включает в себя 38 медиков и 36 человек обслуживающего персонала.
Поезда совершают в месяц по одному «туру», на который уходит 15-20 дней. Как правило, поезд передвигается ночью, а утром начинается приём на новой станции. Но на некоторых станциях, приходится работать по несколько дней – это зависит от количества жителей. ПКДЦ оснащен современной медицинской техникой, которая специально разработана для работы в экстремальных условиях высоких и низких температур. Наличие дизельного генератора позволяет поезду работать при отсутствии электричества и связи.
Обязательным в составе медпоездов стал вагон-ресторан, жилые вагоны для врачей с душевыми кабинами в каждом «номере», вагоны с кабинетами со всем необходимым для работы специалистов и даже операционная – таков, оптимальный состав поезда.
Все купейные вагоны оборудованы экологически чистыми туалетами «ЭКОТОЛ-В». Комплекс предназначен для удовлетворения физиологических и гигиенических потребностей персонала и пассажиров, а также для гигиенического хранения отходов в сливном баке до их удаления. Рабочий объем бака – 260 л. Стоматологический вагон оборудован душевой кабиной, а вагон-ресторан бытовым помещением, душевой, раздевалкой, гладильной, прачечной комнатой.
В служебном отделении купейных вагонов установлен кухонный блок. Он предназначен для эффективного выполнения проводником функций по обслуживанию персонала, пассажиров и для личных нужд (мытье, сушка посуды и столовых приборов, обеспечении пассажиров питьевой фильтрованной обеззараженной водой и горячим чаем из аппарата охлаждения/нагрева термоэлектрического с нишей для бутыли с водой). Кроме того, установлен термоэлектрический холодильник в купе проводников и в каждом жилом купе.
В малом коридоре купейных вагонов установлен водонагреватель на 50 л с насосной станцией. Водонагреватель обеспечивает нагрев воды, поддержание температуры и давления в сети водоснабжения для нужд медицинского персонала, пассажиров и обслуживающего персонала.
Все вагоны оборудованы системой водяного отопления. Оно позволяет вести работу нагрева котла отопительного в трех режимах:
– электрическое отопление,
– угольное отопление,
– жидкостное отопление (дизельное) системой СВОП-КП.
Расход дизельного топлива не более 5 кг/час, что позволяет вести работу без дозаправки в течение 100 ч.
Известно, что для медицинского оборудования критичны внешние факторы вроде вибрации или действие электромагнитного поля, эти проблемы, тоже решены – все вагоны, где есть подобное оборудование, экранированы.
Рабочие места врачей объединены в единую локальную сеть, способную работать в автономном режиме 7 суток, при этом поезда оснащены спутниковой связью, которая в том числе позволяет в онлайн-режиме проводить консультации и даже небольшие симпозиумы врачей.
То есть при особых случаях специалист прямо из поезда может связаться с коллегами, находящимися в данный момент в своих больницах, и обсудить возникшие проблемы.
Телемедицина также широко используется специалистами, причём появилось это в поездах ещё в нулевых, когда и были по примеру «Здоровья» запущены медицинские составы на других магистралях.
Спутниковое коммуникационное оборудование поезда позволяет осуществлять дистанционные видео консультации пациентов не только со специалистами центральных больниц ОАО «РЖД», но и со специалистами ведущих медицинских центров страны.
В каждом кабинете медперсонала установлен компьютер и телефон с общей локальной сетью по всему составу.
Медицинские услуги
Все поезда созданы таким образом, что пациент, зайдя через регистратуру, проходит диагностическую лабораторию и, получив результаты экспресс-анализов, в течение дня обследуется у врачей-специалистов, получая рекомендации по лечению от терапевта и профильных специалистов. Поезда оснащены новейшим диагностическим оборудованием отечественного и зарубежного производства. Медицинская аппаратура позволяет проводить следующие исследования:
– цифровую малодозную флюорографию,
– аудиометрию,
– ультразвуковые исследования,
– фиброэзофагогастродуоденоскопию,
– лабораторные исследования крови и мочи,
– ЭКГ,
– велоэргометрию,
– электроэнцефалографию,
– доплерографию с компьютерным анализом.
К услугам пациентов целый спектр офтальмологических исследований для наиболее полной оценки состояния зрения. В распоряжении офтальмолога проектор знаков, авторефрактометр, бесконтактный тонометр, многоцветовой аномалоскоп, электронный периметр.
Особое значение сегодня имеет время работы ПКДЦ, время новых вызовов и их решений.
К 120-летию Западно-Сибирской железной дороги и 300-летию Омска сформирован специальный состав из 9 вагонов для оказания медицинской помощи и диагностики ветеранам и работникам Западно-Сибирской железной дороги, проживающим на отдаленных и малодоступных железнодорожных станциях. Особое внимание уделяется ветеранам войны и труда, многодетным семьям и семьям, воспитывающим детей-инвалидов.
Специалисты Западно-Сибирской железной дороги сообщают, что за 12 лет работы поезда более 60 тыс. железнодорожников и членов их семей получили квалифицированное заключение о состоянии своего здоровья, были своевременно направлены на оперативное и поддерживающее лечение в лечебных учреждениях компании, получили необходимые средства неотложной помощи и малой реабилитации.
Россия сможет одержать победу в спецоперации на Украине, если общество проявит консолидацию и собранность, а противник увидит это. Такое заявление во время посещения Улан-Удэнского авиационного завода сделал президент РФ Владимир Путин.
В то же время он поставил задачу максимального сбережения жизни и здоровья военнослужащих, что требует совершенствования управления передвижными консультационно-диагностическими центрами в условиях новых вызовов. Сегодня наряду с лечением, передвижные консультационно-диагностические центры как во время Отечественной войны становятся местом лечения и медицинской реабилитации солдат и офицеров раненых в специальной военной операции для скорейшего восстановления их здоровья и боеспособности, а также медицинской и социальной реабилитации тех из них, кто по состоянию здоровья будет признан негодным для военной службы.
Все это ставит перед гигиенистами труда новые задачи по изучению условий труда персонала ПКДЦ с целью оптимизации их труда и сохранения состояния их здоровья.
В тех случаях, когда невозможно использовать ПКДЦ, медицинская помощь оказывается врачами передвижных мобильных комплексов.
Передвижные мобильные комплексы
Это специализированные автомобили-фургоны, которые применяются в местах, где нет стационарных медицинских учреждений, а потребность населения в квалифицированной медицинской помощи очень высока. Преимущества медицинских комплексов на передвижной платформе:
– универсальность: с помощью ПМК можно проводить профилактические осмотры с целью диагностики, экстренное оказание медицинской помощи, в том числе и пострадавшим в результате автомобильных катастроф, оперативную диспансеризацию и обслуживание спортивных мероприятий;
– экономичность: нет необходимости тратить средства на постройку и подготовку помещения под амбулаторию. Мобильная медицинская клиника может быть установлена, как на день, так и на год, при этом затраты на ее содержание будут обходиться намного дешевле содержания здания целиком. Доступность и высокое качество предоставляемых услуг: использование ПМК позволяет проводить своевременную диагностику и лечение жителей, находящихся в труднодоступных и отдаленных регионах страны. Наличие современного медицинского оборудования позволяет оказывать спектр медицинских услуг, ранее недоступный в этом регионе;
– удобство: ПМК оснащены эргономичной лестницей с поручнями, которая убирается на время перемещения. Все внутренние коммуникации предусматривают активное использование;
– безопасность: стены ПМК, оснащенного оборудованием для рентгена, (после изготовления фургона) отделываются радиочастотной решеткой, снижающей радиационное поле вокруг комплекса. В каждый передвижной комплекс устанавливается система пожарной безопасности и круглосуточная радиосвязь с ближайшими стационарами. Оснащение передвижных медицинских комплексов ПМК предусматривает около двадцати вариантов медицинского оснащения, и может включать в себя: диагностическое; лабораторное; амбулаторное; физиотерапевтическое; гериартрическое; лабораторно-диагностическое оборудование. Комплектация медицинского оборудования, устанавливаемого в мобильный медицинский передвижной комплекс, оговаривается для каждого заказа индивидуально, в зависимости от направления деятельности ПМК.
Модификации передвижных мобильных комплексов
ПМК «диспансеризация», ПМК «ФАП», ПМК «женское здоровье» мобильный кабинет гинеколога, ПМК «маммография», ПМК «офтальмология», ПМК «стоматология», ПМК «передвижной флюорограф», ПМК «пульмомобиль», ПМК «кардиомобиль».
К преимуществам передвижных диагностических медицинских комплексов относятся:
-
автономное функционирование;
-
быстрое реагирование;
-
мобильность и универсальность;
-
доступность и всесезонность.
Устройство ПМК
Передвижные медицинские комплексы изготавливаются на основе многосекционных изотермических фургонов, которые могут устанавливаться на любое автотранспортное шасси (шасси грузовика, в том числе полноприводного, прицепа и полуприцепа). Фургоны могут иметь следующие габаритные размеры: длина – 6, 8 и 13 м; ширина – 2,6 м; высота – не менее 2,2 м.
Таким образом, внутри фургона мобильного госпиталя может быть устроено от 1 до 5 отсеков медицинского приема с площадью помещения от 3 кв. м до 8 кв. м, коридор для ожидания пациента, санитарный и генераторный отсеки.
Все материалы, применяемые при изготовлении изотермических фургонов, имеют гигиенические сертификаты и допущены к применению в медицинских учреждениях.
Медицинское и вспомогательное оснащение
Все помещения передвижных поликлиник имеют эргономичные рабочие места, оснащенные соответствующим медицинским оборудованием, мебелью и бытовой техникой.
Специально подобранное медицинское оборудование проходит дополнительную доработку, снижающую вероятность поломок и увеличивающую эффективность применения.
Сегодня 15 мобильных передвижных комплексов охватывают 48 субъектов РФ, с возможностью выезда до 700 км от мест базирования.
Пропускная способность каждого ПМК в год составляет 13600 медицинских осмотров в год, а 15 ПМК могут уверенно отчитываться о проведении до 217 000 осмотров и 2 600 000 медицинских манипуляций в год.
Передвижной медицинский комплекс включает в себя: полуприцеп с 8 консультационными кабинетами; отдельный рентгенологический кабинет с флюорографом и маммографом на базе автомобиля «Камаз»; пассажирский автобус «Газель» для транспортировки медицинского персонала.
В состав бригады обычно включаются следующие специалисты: терапевт (профпатолог), невролог, хирург, оториноларинголог, психиатр-нарколог, гинеколог, офтальмолог, дерматовенеролог, врач функциональной диагностики, врач УЗД, стоматолог, рентген-лаборант.
Типовое оснащение ПМК включает лабораторию с гематологическим анализатором, биохимическим экспресс-анализатором, анализатором для химико-токсикологических исследований.
Медицинские процедуры: проведение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров, вакцинация, ПЦР тестирование, проведение диспансеризации.
Мобильные комплексы предназначены для проведения скрининговых рентгенологических исследований, в том числе при проведении диспансеризации, которые позволят проводить обследование на местах: в труднодоступных районах и селах республики.
С помощью этого оборудования можно проводить флюорографию, рентгенографию органов грудной клетки с целью ранней диагностики, в том числе онкозаболеваний, туберкулеза, а также маммографию, электрокардиографические, ультразвуковые и другие обследования. Кроме того, в передвижных комплексах есть стоматологические кресла, которые позволят врачам-стоматологам проводить диагностику заболеваний полости рта.
Вывод
Оказание медицинской и профилактической помощи населению в отдаленных участках страны стало более доступным, позволило улучшить качество здоровья населения, выявление заболеваний на ранних стадиях, а также обеспечило их профилактику, вакцинацию населения профилактическими прививками, повысило доступность приобретения лекарственных средств.
В то же время труд врачей и среднего медицинского персонала ПКДЦ и ПМК, характеризующийся специфическими особенностями нуждается в проведении специальных комплексных гигиенических исследований и разработке мероприятий по охране труда, сохранению их здоровья.
Список литературы:
1. Здравоохранение в России. [Электронный ресурс] Материал из Википедии – свободной энциклопедии «Здравоохранение в России» / Первые итоги реформы здравоохранения.
2. Оптимизация здравоохранения. Материал с сайта «Служба здоровья ГБУЗ ЛО “Токсовская МБ”».
3. Медицинские поезда мирного времени. [Электронный ресурс] Материал из Википедии – свободной энциклопедии.
4. Передвижной консультативно-диагностический центр (ПКДЦ) «Академик Федор Углов». [Электронный ресурс] Материал с сайта «РЖД. Восточно-Сибирская железная дорога».
5. Передвижной консультативно-диагностический центр (ПКДЦ) «Академик Федор Углов». [Электронный ресурс] Материал из Википедии – свободной энциклопедии.
6. Передвижной консультативно-диагностический центр (ПКДЦ) «Академик Федор Углов». [Электронный ресурс] Материал с сайта «РЖД Медицина».
7. Передвижной консультативно-диагностический центр (ПКДЦ) «Хирург Николай Пирогов» (поезд). [Электронный ресурс] Материал из Википедии – свободной энциклопедии.
8. Передвижной консультативно-диагностический центр (ПКДЦ) «Терапевт Матвей Мудров» (поезд). [Электронный ресурс] Материал из Википедии – свободной энциклопедии.
9. Передвижной консультативно-диагностический центр (ПКДЦ) «Доктор Войно-Ясенецкий – Святитель Лука». [Электронный ресурс] Материал из Википедии – свободной энциклопедии.
10. Передвижной консультативно-диагностический центр (ПКДЦ) «Доктор Войно-Ясенецкий – Святитель Лука». [Электронный ресурс] Материал с сайта «РЖД Медицина».
11. Передвижной консультативно-диагностический центр (ПКДЦ) «Доктор Войно-Ясенецкий – Святитель Лука». [Электронный ресурс] Материал с сайта «Энциклопедия Красноярского края».
12. Передвижные медицинские комплексы (ПМК). [Электронный ресурс] Материал с сайта https://medcar.ru.
13. Передвижные медицинские комплексы (ПМК) [Электронный ресурс] Материал взят с сайта https://mosdesignmash.ru.