Проект евробезопасности (Eusafe Project). Клаудио Мунфорти (№4, 2012)

Скачать выпуск "Безопасность и охрана труда" №4 2012

Проект евробезопасности (Eusafe Project).

К.Мунфорти, проектный менеджер Eusafe

Проектные цели

Конечная цель проекта — облегчить свободное перемещение квалифицированной рабочей силы в странах Евросоюза и унифицировать профессиональные требования для специалистов, занятых в области профессиональной безопасности и здоровья (OSH).

Проект будет представлять интерес с разных точек зрения:

  • для специалистов, уже работающих или готовящихся к работе в области охраны труда;

  • для работодателей, которые хотят знать перечень документов, необходимых для подтверждения уровня компетенций;

  • для профсоюзных лидеров, которые должны быть уверены в обеспечении работодателем безопасных условий труда;

  • для регулирующих органов, несущих ответственность за корректное прочтение и практическое применение работодателями или сотрудниками охраны труда стандартов ЕС.

  • Цели и результаты проекта требуют оформления в надлежащем виде, т. к. в документах должно быть обеспечено:

  • знакомство с профессиональными стандартами и работами в сфере охраны труда;

  • обучение и профподготовка руководства;

  • применение единых терминов, принятых в ЕС в системе образования и обучения;

  • возможность развития непрофессиональных навыков, встречаемых на практике.

Ознакомиться с национальными формами обучения, Европейскими квалификационными стандартами и прочесть про кредит для профобразования читатель может только в сетях*. (http://ec.europa.eu/education/lifelong-learning-policy /doc/eqf/ brochexp_en.pdf и http://ec.europa.eu/education/lifelong-learningpolicy/ ecvet_en.htm)

Для некоторого упрощения в проекте использованы термины: инженер охраны труда (эквивалент ECVET уровней 4 и 5) и менеджер охраны труда (ECVET уровней 6 и 7).

Результаты

Общими результатами проекта стоит считать:

  • анализ текущей ситуации в подготовке специалистов по охране труда;

  • подготовка уровня требований по квалификации и оценке компетентности специалистов, оказание практической помощи в разработке учебной литературы;

  • раскрытие возможности для государств, где есть упомянутые профессии, найти еще один язык общения через призму единого понимания компетентности специалистов;

  • возможность тем же государствам налаживать необходимые связи, позволяющие специалистам повышать квалификацию на основе международных знаний в области охраны труда.

Проект был разделен на пакеты работ (WP), и ниже дается краткое описание некоторых из них.

WP3 Обзор системы образования и подготовки специалистов по охране труда в Европейском союзе.

Был предпринят обзор существующих возможностей получения такого образования и создана база данных для 29 государств, где содержится исчерпывающий объем требуемой информации.

Данные были проанализированы и систематизированы в полном соответствии с Европейскими квалификационными стандартами (ECK) для получения общего представления о существующих квалификациях и их соответствии профессиональным стандартам — EurOSHM и EurOSHT.

WP4 Методика признания требуемой квалификации.

Был определен инструмент для оценки требований при обучении менеджера и специалиста (техника) по охране труда. Серия стандартов была разработана и адаптирована к системам EurOSHM и EurOSHT, где они были идентифицированы как уровни квалификации 6/7 и 4/5 ЕСК, а стандарты работ обозначены в соответствии с этими уровнями. Последние могут быть использованы при

выпускном тестировании или экзаменовке.

Cтандарты WP4 — это база для начинающих с уровня 4/5 или же специалистов уровня 6/7.

Матрица WP4 представлена вашему вниманию ниже; она представляет:

  • диапазон для описания контекста деятельности;

  • эксплуатационные элементы и критерии;

  • дополнительные установки, которые легко выделить в качестве отдельных компонентов;

  • уровни, на которых эти отдельные установки предполагаются ответственными за их завершение.

WP5 Повышение профессиональной квалификации.

Уровень обучения был разработан для согласованной категории профилей, связанных с характеристикой стандартов WP4 и описан как знания, умения и профессионализм в соответствии с ECK.

Учебные планы и материалы были разработаны для каждого из четырех контрольных уровней с акцентом на результаты и режим обучения/профессиональной подготовки.

Всё это требует понимания вопросов охраны труда и возможных последствий влияния плохого профессионального здоровья на бизнес и общество.

Также необходимо осознавать важность принятия решений и проводить выбор методов управления профзаболеваемостью на рабочем месте; своевременно обращаться к специалистам, способным провести необходимые консультации по конкретным вопросам.

Следует иметь реальную возможность проводить профессиональную деятельность по гигиене труда и получать медицинские показатели по профзаболеваниям; необходимо уметь работать с информацией по наиболее общим вопросам охраны здоровья и проводить требуемое управление рисками в организации.

Возможные угрозы здоровью на рабочем месте: шум, вибрация, работа в жарких/холодных условиях, опасность радиации или воздействия опасных веществ… Но всегда следует сосредотачиваться на том, что наиболее возможно на каждом конкретном рабочем месте.

Необходимо уметь сочетать вопросы планирования охраны труда с практическими решениями и процедурами для конкретных рабочих мест и работников.

Помимо контроля на рабочем месте рисков для здоровья должно еще быть и понятие «благополучия» рабочей силы и трудовой деятельности.

Обеспечение требуемых условий на рабочем месте может и должно быть позитивным вкладом в здоровье и благополучие работников.

Модели были сопоставлены с примерами существующих курсов для каждой категории профиля и уровня.

Особого внимания потребовало уменьшение дублирования предметов при обучении. Например, необходимо уметь делать нужные замеры и записывать различные параметры безопасности и здоровья, которые появляются во многих задачах WP4, а WP5 обращается к этому вопросу уже в гораздо более простых формах и значительно реже.

В приведенном примере можно увидеть, что на четвертом уровне проведение замеров ложится на техников. Это не значит, что они не будут делать этого наравне с более старшими специалистами по охране труда, но вся ответственность за проведение требуемых записей будет лежать на них. Участие специалистов четвертого уровня прописывается в документе WP5 так:

По окончании курса человек должен уметь:

  • участвовать в проведении контроля и мониторинга системы;

  • фиксировать важные наблюдения;

  • владеть умением ведения записей.

WP6 Менеджера 6-го уровня привлекают уже для более широкого охвата и более глубокого изучения вопросов, касающихся нескольких профессиональных областей. В рамках программы обу-

чения делается запись:

По окончании курса человек должен уметь:

  • определять возможные угрозы и степень их опасности в разных сферах;

  • контролировать возможный риск в разных областях;

  • выбирать средства контроля для оказания помощи предприятиям в ответ на их запросы;

  • владеть инструментами контроля с умением широкого анализа полученных результатов.

WP7 Передача информации и обмен опытом.

Этот пакет работ нацелен на проведение необходимых консультаций и получение информации о результатах действия проекта, а также для распространения результатов в Европе и других странах. Это позволит убедиться, что работы были должным образом оценены и нашли практическое применение.

Планируется распространение информации — отчетов, методик и всего нового — через электронные сети, чтобы собрать необходимые ответы для подготовки итогового отчета WP и предложить проверенную базу знаний и умений уже конечным пользователям.

А кто сможет воспользоваться полученными результатами?

  • ЕС и органы местного самоуправления в соответствии со стратегией ЕС до 2020 г. Они же смогут воспользоваться и базой полученных данных для получения широкого доступа ко всем надлежащим образом квалифицированным и опытным специалистам.

  • Ассоциации и специалисты по охране труда, которые стремятся к получению профессионального признания в европейских странах. Они смогут достичь этого через укрепление собственной мобильности, повышение образовательного уровня и расширение учебных программ для тех, кто уже работает в рамках дисциплины охраны труда.

  • Профессиональное обучение — учебные курсы, университеты и колледжи в сфере охраны труда, преподаватели и консультанты, коммерческие курсы и прочие учебные заведения — получат явную пользу от результатов проекта, для чего достаточно иметь утвержденный выше учебный профиль.

  • Работодатели смогут надежно проверить заявленный уровень своих специалистов по охране труда и рассчитать требуемые средства для их обучения. Они же смогут использовать эту информацию для общей оценки рынка рабочих мест в странах ЕС или при оценке и выборе консультанта по охране труда. Станет проще найти и выбрать необходимые учебные заведения для уже работающего в его стенах специалиста по охране труда.

  • Профсоюзы также смогут укрепить свои позиции, чтобы способствовать безопасности на рабочем месте на основе общей, более четкой и прозрачной интерпретации профессиональных компетенций по охране труда. На качество рабочих мест должна повлиять еще и общая методика взаимодействия представителей профсоюзов по этим же вопросам.

А что там, впереди?

Следует четко понимать, что данный проект можно использовать лишь в качестве отправной точки, и мы надеемся на появление в дальнейшем единой системы. Важно создать прочную основу для разработки методик обучения и последующих квалификаций, из чего можно было бы извлечь возможности для создания общих европейских рамок профессионального уровня и системы проф-

образования и обучения.

Обеспечение специалистов по охране труда инструментами поиска.

Установка единого уровня квалификаций, знаний и умений позволит программам квалификации и программам профподготовки быть зарегистрированными в поисковой базе данных. Она будет также предоставлять возможности для предпринимателей, которые смогут делать нужные инвестиции при подготовке бюджетов с гарантией получения специалистов необходимой квалификации, подходящих для конкретных целей.

Предоставление платформы для регулирования профессиональной регистрации и квалификации.

Конечной целью может быть то, что, основываясь на признанных в ЕС категориях квалификации, можно будет законно работать уже в любом уголке Европейского союза; специалисты по охране труда смогут избежать получения разных квалификаций в государствах-членах. Процесс распространения информации позволит (и — в конечном счете — «настоятельно рекомендовать») этим государствам работать вместе и выявлять любые несоответствия между результатами проекта Eusafe и их собственными национальными стандартами, если таковые существуют.

Расширение сферы применения результатов проекта Eusafe. Проделанная работа нацелена на удовлетворение потребностей в специалистах широкого профиля в сфере охраны труда. Весьма полезным может быть и дополнительное получение специалистами как технических знаний (например, умение разбираться в вопросах ядерной или пожарной безопасности и т. д.), так и управленческих навыков (лидерские качества или поведение, основанное на обеспечении безопасности).

Интеграция профессии охраны труда, создание сети обмена передовым опытом.

Более широкое распространение проекта даст безусловные преимущества странам ЕС, т. к. будет объединять представителей государств-членов и профессиональных организаций, а также отдельных лиц для «саморегулирования и развития» уже принятых стандартов в профессии, а в конечном итоге и для личного развития.

Повышение конкурентоспособности Европы на мировом рынке.

Укрепление позиций ЕС на профессиональном уровне в области охраны труда позволит упростить работу с похожими схемами по всему миру. Не секрет, что многие из них были разработаны ранее нашими коллегами из США и Австралии, и некоторые такие рычаги до сих пор оказывают значительное влияние на производственные процессы как в ЕС, так и в отдельных наших государствах-членах.

Уже полученные результаты требуют дополнительных усилий, но партнеры по Eusafe надеются найти необходимые рычаги и внести вклад в будущее развитие событий.