Набор высоты. Об устройствах и приспособлениях для работы на высоте. И. П. Карначев,В. С. Терещенко (№4, 2012)

Скачать выпуск "Безопасность и охрана труда" №4 2012

Набор высоты.

Об устройствах и приспособлениях для работы на высоте

И.П. Карначев, старший научный сотрудник, к.т.н. (НИЛ ФБУН СЗНЦ гигиены и общественного здоровья, Мурманская область, гг. Кировск и Апатиты)

В.С. Терещенко  ведущий инженер охраны труда и промышленной безопасности (ОАО «Апатит», Мурманская область, Россия)

Устойчивое социально – экономическое развитие любой страны зависит от состояния её трудовых ресурсов, качество которых определяется численностью и уровнем здоровья населения трудоспособного возраста. За последние двадцатилетие лет смертность населения трудоспособного возраста в России выросла в полтора–два раза. Чрезвычайно высокая смертность в самом трудоспособном возрасте (до 40 лет) служит источником огромных демографических потерь [1]. Такая ситуация вызывает тревогу, а поэтому сегодня особое внимание необходимо уделять созданию мотивации и соответствующих комфортных условий труда для здорового образа жизни работоспособного населения страны. Повышение безопасности людей во всех сферах жизнедеятельности требует выделения средств на максимальную нейтрализацию опасных и вредных факторов и минимизацию профессиональных рисков. В современных условиях основой любой модели  экономики являются трудовые ресурсы. Поэтому при решении задач, связанных с созданием инновационной экономики в России, возникают серьезные вызовы, связанные с сохранением человеческого капитала, и особенно это относится к численности и «качеству» здоровья для населения трудоспособного возраста. Новые условия хозяйствования, динамично изменяющееся законодательство требуют внедрения  новых подходов к системе управления охраной труда, и её гармонизации с положениями Конвенций и рекомендаций Международной организации труда (МОТ). Проблема создания безопасных и здоровых условий труда работников не только социально-экономическая, но и политическая задачи, ведь для их решения требуется комплексный подход, поскольку здоровье работников любой страны – национальный капитал.

По данным МОТ более двух миллионов человек умирают ежегодно от профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве, и ещё 400 миллионов заболевают или получают травмы без фатального исхода в процессе труда. МОТ определяет экономический эффект от этих потерь примерно в 4 % от глобального стоимостного размера ВВП [2]. Эти цифры правомерно поднимают вопрос о необходимости анализа и оценки экономических последствий для стран в целом и для отдельных промышленных предприятий, и в частности, реальных сдвигов в соотношении между профессиональными заболеваниями и профессиональным здоровьем. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) смертность от несчастных случаев в наше время занимает третье место, после сердечно–сосудистых и онкологических заболеваний. Но если от этих заболеваний умирают, главным образом, люди старшего возраста, то от несчастных случаев гибнут преимущественно трудоспособные люди молодого и среднего возраста. И статистика показывает, что у мужчин в возрасте от 15 до 36 лет наиболее распространённой причиной смерти является несчастный случай, произошедший на производстве. Можно утверждать, что проблема снижения травматизма разного рода во всём мире чрезвычайно актуальна и заслуживает постоянного внимания.Самые распространенные причины смерти в нашей стране в рейтинговой последовательности выглядят так - инфаркты, инсульты и травматизм на производстве.

В странах Евросоюза, США, Китая и России работа на высоте стоит на втором месте после дорожно–транспортных происшествий по травматизму. Так, согласно  Межотраслевых правил по охране труда при работе на высоте (ПОТ РМ 012-2000), к таким видам работ относятся:

  1. работы, при выполнении которых работник находится на расстоянии менее 2 м от неограждённых перепадов по высоте 1,3 м и более. При невозможности устройства ограждений работы должны выполняться с применением предохранительного пояса и страховочного каната;
  2. работы, выполняемые на высоте более 5 м от поверхности земли, перекрытия или рабочего настила, над которыми производятся работы непосредственно с конструкций или оборудования при их монтаже или ремонте, при этом основным средством, предохраняющим работников от падения, является предохранительный пояс (верхолазные работы).

Сооружение высотных объектов человечеством ведётся давно, а предел высоты постоянно увеличивается. К сожалению, в ряде случаев выполнение этих работ сопровождается травматизмом. Среди основных последствий влияния фактора высоты – человеческие падения. Анализ причин производственного травматизма показывает, что большинство несчастных случаев (они составляют до 70-80%) связано с так называемым человеческим фактором. Причинами несчастных случаев становятся нервно–эмоциональные нагрузки вследствие следующих факторов:

  • влияния высоты на организм работника;

  • техническая и технологическая особенность рабочего места (ограниченность в пространстве рабочих движений и передвижения работника, неудобство некоторых позиций работника);

  • влияние атмосферных явлений (солнечная активность, дождь, ветер, снег, резкая смена атмосферного давления и т.д.);

  • загрязнение воздуха;

  • шум от работы цехового оборудования;

  • электромагнитное излучение от линий электропередачи высокого напряжения;

  • психологическая и профессиональная неподготовленность верхолазов к работе на высоте.

    Это ещё раз говорит о том, что к работе на высоте работник должен быть подготовлен, и немаловажно отметить, что к работе на высоте допускаются работники, прошедшие медицинское обследование. Психологическая и профессиональная подготовка работников для работы на высоте неразрывно связаны между собой, что можно «естественным образом» объяснить исключительно влиянием фактора высоты на организм работника. Имеется опыт некоторых промышленных предприятий, где решают проблемы психологической и профессиональной подготовки работников для выполнения работ на высоте с помощью психологических служб. Также успешно работают те научные учреждения, в которых решаются подобные проблемы, например, при подготовке лётчиков и космонавтов. К сожалению, этого нельзя сказать о подготовке работников, выполняющих строительно–монтажные, ремонтные, аварийно–восстановительные работы и целый ряд  работ, проводимых  на высоте.

    Общеизвестно, что опасность сопутствует любому виду человеческой деятельности, а ее степень характеризуют уровнем профессионального риска. Противоположным понятием является понятие безопасности. Риск – это возможность того, что человеческие действия или результаты его деятельности приведут к последствиям, которые воздействуют на человеческие ценности [3]. В современном мире внедрение дистанционного управления, автоматизации, роботизации и других «продвинутых» мероприятий с учетом прогресса научно-технической революции позволяет освободить персонал от работы в опасных зонах. Нормализация рабочей зоны достигается путём исключения опасностей и приведения вредных факторов среды к нормативным значениям. К сожалению, при ведении работы на высоте, исключить присутствие человека бывает невозможно, причем всем понятно, что высота – зона постоянного риска, влияющая на психофизиологическое состояние человека. Приспособлению работников к соответствующей производственной среде способствуют обучение, тренировки (на земле, на высоте до 5 м), индивидуальная защита и др. Для работы на высоте широко применяются строительно–монтажные люльки (ГОСТ 27372-87), строительные подъёмники, вышки. Работа с этими устройствами и приспособлениями стала намного безопаснее, мобильность рабочих бригад увеличилась, качество работ улучшилось. А там, где всё-таки нет возможности механизировать рабочий процесс на высоте, в отечественной практике используются устройства и приспособления, такие как, например - лестницы и площадки различного рода (ГОСТ 26887-86), строительные леса (ГОСТ 27321-87), ограждения инвентарные (ГОСТ 23407-78, ГОСТ 12.4.059-89), канаты страховочные (ГОСТ 12.4.107-82) и др. При любом способе работы на высоте последним барьером для защиты человека от опасности являются средства индивидуальной защиты. Отметим тот позитив, что за временной период 1999-2009 гг., в соответствии с планами стандартизации Ростехрегулирования, Техническим комитетом по стандартизации (ТК-320) с его подкомитетами было разработано 22 государственных стандарта на СИЗ от падения с высоты и на СИЗ головы. Требования этих стандартов соответствуют основным требованиям международных (ISO) и европейских (EN) стандартов по безопасности. Стандарты являются основополагающими для построения всех страховочных систем, которые применяются на практике. Использование новых стандартов значительно расширяет возможности для применения отечественных и зарубежных СИЗ от падения с высоты [4].

    На первый взгляд, большое разнообразие способов и средств коллективной и индивидуальной защиты для работ на высоте. И как-то не сразу бросается в глаза, что действия всех современных люлек, подъёмников, вышек направлены на выполнение главного движения вверх – вниз, по горизонтали, что просто и достаточно примитивно. Гораздо более разнообразный спектр действий выполняет грузоподъёмный кран - это и движение вверх или вниз, движение по горизонтали, а самое главное – это возможность поднять люльку с людьми, перевести за высокое препятствие и снова опустить их на необходимую высоту.

    Необходимость использования грузоподъёмных кранов для подъёма людей созрела уже давно и подтверждается многообразием, нестандартностью ремонтных, строительных, аварийно – восстановительных работ. В нашей стране большое количество крупных промышленных предприятий, как правило, построенных в давние времена. Цеха не были предназначены для современного оборудования, это значит, что процесс реконструкции и модернизации производства коснулся многих из них. И хотя установка промышленного оборудования производится по проектам, следует понимать, что в каждом проекте найдётся место для компромисса, а именно: зауженный или заниженный проход, расположение оборудования на площадках разной этажности, большое количество лестниц и переходов, скученность трубопроводов или электрокабелей – всё это создаёт трудности для будущих ремонтных работ, в том числе и проводимых именно на высоте. В таком цеху использование подъёмников, вышек, строительных лесов всегда проблематично, и поэтому вся надежда приходится на мостовой кран. С помощью мостового крана люльку с работниками и инструментом можно доставить почти в любое место в зоне действия крана. Производить работы на высоте можно и без вмешательства в технологический процесс над нижерасположенным оборудованием. К сожалению, практика показывает, что в любом цеху мостовой кран может обслужить не более 70-80% территории цеха (как по горизонтали, так и по вертикали). Часть ремонтных работ выполняется на высоте вне зоны действия крана, в местах с ограниченной доступностью, рядом или над работающим оборудованием, которое не всегда возможно остановить по технологическим причинам. Весь инструмент, материалы доставляются в этих условиях на место работы вручную. Работники используют современные страховочные системы и устройства, но, проделывая неоднократно путь среди стеснённых металлоконструкций (естественно, сильно загрязнённых), поднимаясь на высоту и опять опускаясь, они остаются один на один с человеческим фактором, когда всего лишь одна ошибка может стать роковой. В итоге замена даже небольшого участка трубопровода может продолжаться 1-2 недели, что с экономических позиций - неэффективно. Поближе к таким местам работников и инструмент можно доставлять с помощью мостового крана и люльки. На территории любого промышленного предприятия найдётся далеко не одна эстакада с трубопроводами или электрическими кабелями, другие технические сооружения, где понадобится необходимость не только поднять работника на определённую высоту, но и опустить его между сооружениями. Использование грузоподъёмных кранов для подъёма людей – это не панацея от всех бед и проблем, а реальная возможность грамотно и профессионально решить узко-специфические проблемы, когда применение других специализированных средств либо невозможно, либо они отсутствуют по какой-либо объективной причине. В такой ситуации у работника всегда будет допустимый уровень риска – т.е. такого риска, который в данной ситуации можно считать приемлемым при существующих гуманитарных ценностях [5]. В противном случае весь процесс данной работы будет выполняться человеком на высоте, где единственным  последним барьером для защиты его от опасности будут лишь имеющиеся у него средства индивидуальной защиты.  

    В мировой практике давно исследуется возможность подъёма или опускания людей грузоподъёмными кранами  (см. например  стандарт ISO 12480-1:1997 «Краны грузоподъёмные. Безопасная эксплуатация». Ч. 1: Общие положения). В России также, например, для речных и морских портов, судоремонтной и судостроительной промышленности имеются разработанные ОАО «ВНИИПТМАШ» Технические условия ТУ-24-56327 «Кабины для подъема людей кранами» и разработанные при участии ряда организаций Технические условия ТУ-24-0807-02 «Кабины для подъема людей кранами при креплении и раскреплении крупнотоннажных контейнеров на судах» [6].  Технические условия согласованы Управлением по котлонадзору и надзору за подъемными сооружениями Ростехнадзора России. Упомянутые технические условия допускают подъем краном людей в специальной кабине для производства работ по креплению и раскреплению крупнотоннажных контейнеров, а также для производства окрасочных и ремонтных работ, осмотра металлоконструкций перегрузочных машин, когда отсутствуют другие безопасные способы подъема людей на высоту. Кроме того, навесное оборудование для подъёма людей (люлька) может изготавливаться по специальным проектам согласно требованиям отдельных правил. ОАО «Мотовилихинские заводы» (г. Пермь) выпускает автомобильный гидравлический кран КС-5579.2 с навесной люлькой грузоподъёмностью 300 кг. Это навесное оборудование (люлька) выполнено с учётом требований Правил устройства и безопасной эксплуатации подъёмников (вышек) (ПБ 10-611-03), Правил устройства и безопасной эксплуатации строительных подъёмников (ПБ 10-518-02), Правил устройства и безопасной эксплуатации лифтов (ПБ 10-558-03).

    Краны–манипуляторы и крано-манипуляторные установки (КМУ) – быстро развивающийся тип грузоподъёмных машин, которые за счёт многофункциональности, особенностей конструкции, эксплуатационных качеств, а также дешевизны вытесняют другие грузоподъёмные машины (стреловые краны, автокраны, подъёмники (вышки)). За рубежом краны – манипуляторы (в частности, производства Кореи, Японии) выпускаются с большим количеством навесного оборудования, и в том числе, и с люльками для подъёма людей. Во время работы с люлькой одновременно может работать и грузовой крюк. В России люльки на кранах–манипуляторах используются редко из-за сложностей правил, так как их применение строго регламентируется Правилами устройства и безопасной эксплуатации подъёмников (вышек) (ПБ 10-611-03). Соблюдение этих правил для кранов – манипуляторов со сменной люлькой – это преобразование крана в подъёмник (вышку), машину более дорогую и сложную, что экономически не выгодно. Зарубежные  краны–манипуляторы с люльками имеют более простые и дешёвые системы защиты. Как показывает практика, производственная безопасность таких машин вполне достаточна [7].  

    Подъём людей в люльке, подвешенной на стреле крана, крана– манипулятора или на грузовом крюке крана горячо обсуждается в последние годы. Вопрос этот очень серьёзный, так как касается безопасности человека. Именно поэтому пришло время собрать воедино все правила, касающиеся перевозки людей в люльках, и объединить их, как вариант, в Правила  устройства и безопасной эксплуатации люлек для перевозки людей грузоподъёмными машинами. Люльки могут быть с креплением на стрелу крана или с креплением на грузовой крюк. Система безопасности для работы с навесным оборудованием (люльками) для перевозки людей должна быть всесторонне продумана на базе имеющегося в России и зарубежного опыта с учётом имеющихся научно-практических разработок.

    Список литературы:

    1. Измеров Н.Ф., Тихонова Г.И. Проблемы здоровья работающего населения в России. URL –  http://www.ecfor.ru/pdf.phpid=2011/3/04

    2. И. Рыдлевска–Лижковска, П. Саковски. Экономический анализ инвестиций в профессиональное здоровье. - Бюллетень по охране и гигиене труда. Баренц регион.  – 2010.  - № 3. - С. 106-108.

    3. Акимов В.А., Лесных В.В., Радаев Н.Н. Основы анализа и управления риском в природной и техногенной сферах. М.: Деловой экспресс, 2004. – 303 с.

    4. В. Родин. Последний барьер. Охрана труда и социальное страхование, № 3, 2010.- С. 16-18.

    5. ГОСТ Р 51898-2002 «Аспекты безопасности. Правила включения в стандарты» (введён Постановлением Госстандарта России от 05.06.2002г. № 228-ст). – 12 с.

    6. В. Лаздин. О применении грузоподъёмных кранов для подъёма людей. Охрана труда (Республика Украина), № 10, 2008.. – С. 111-115.

    7. В.Г. Жуков. Возможность использования грузоподъёмных кранов и кранов – манипуляторов для подъёма людей. – Безопасность труда в промышленности, № 5, 2010. С. 65-67.