До пятидесяти.
Совершенствование системы управления охраной труда
на предприятиях строительной отрасли со среднесписочной численностью
работников до 50 человек.
В. А. Сенченко, ведущий инженер службы охраны труда
Волгоградского филиала МРФ «Юг» ОАО «Ростелеком»
В СООТВЕТСТВИИ СО СТ. 217 ТРУДОВОГО КОДЕКСА «Служба охраны труда в организации» у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.В организациях, численность работников в которых не превышает 50 человек, работодатель самостоятельно принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности.
При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции должен осуществлять работодатель или другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации.
Практика работы строительных компаний (по данным Волгоградского центра охраны труда и экологии от А до Я) со среднесписочной численностью работников до 50 человек показывает, что работодатель как правило, не ведет системной работы в области охраны труда, в организации отсутствует квалифицированный специалист по охране труда и не заключен договор на абонентское обслуживание с организацией и специалистом в области охраны труда. Работа в области охраны труда, как правило ведется бессистемно, от случая к случаю.
В настоящее время госконтроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового праваосуществляется федеральной инспекцией труда. В регионах - Государственной инспекции труда субъекта Российской Федерации (статья 353 Трудового кодекса РФ). Порядок проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей установлен ФЗ от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". В соответствии с ФЗ №294 проверки подразделяются на плановые и внеплановые, документарные и выездные.
Плановые проверки, как правило, должны проводиться не чаще, чем раз в три года (за исключением организаций, осуществляющих деятельность в сфере образования, здравоохранения и социальной сфере). Ежегодный сводный план проверок составляется Генеральной прокуратурой и размещается на официальном сайте Генеральной прокуратуры.
Внеплановые проверки возможны только в определенных случаях: если есть угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан, либо причинения вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также в случае угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Таким образом, плановая проверка малого предприятия строительной отрасли может быть проведена не чаще чем один раз в 3 года. А с учетом небольшой штатной численности и загруженности работников Государственной инспекции труда в субъектах РФ, то такие проверки проходят еще реже.
Ввиду того что за малыми предприятиями строительной отрасли отсутствует постоянный и регулярный контроль в области соблюдения норм охраны труда, то системно проводить работу в области охраны труда на малом предприятии строительной отрасли многие руководители считают не целесообразно. Достаточно готовиться к проверкам, временами закупать средства индивидуальной защиты и так далее. В условиях рыночной экономики тратить деньги на охрану труда хотят только стабильные предприятия.
Чтобы изменить ситуацию в современных условиях на предприятиях строительной отрасли со среднесписочной численностью работников до 50 человек необходимы действенные меры, которые побуждали бы предприятия строительной отрасли к выполнению норм охраны труда. Один из возможных механизмов – это контроль за состоянием охраны труда на предприятиях через саморегулируемые организации (далее – СРО).
В настоящее время для допуска к работам по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции и капремонту, которые влияют на безопасность особо опасных и технически сложных объектов нужно специальное свидетельство. Его выдают саморегулируемые организации в соответствующей области. Постановлением Правительства РФ от 24 марта 2011 г. N 207 "О минимально необходимых требованиях к выдаче саморегулируемым организациям свидетельств о допуске к работам на особо опасных и технически сложных объектах капитального строительства, оказывающим влияние на безопасность указанных объектов" устанавливает требования к получению такого свидетельства. В данном постановление не установлен критерий для выдачи свидетельства о допуске к работе как наличие системы управления охраной труда на предприятии.
Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ Глава 6.1. «Саморегулирование в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства» устанавливает требования к саморегулируемым организациям (далее СРО), а так же требования к внутренним документам СРО [3]. В ФЗ №190 отсутствует прямая ссылка на необходимость наличия и регулярного контроля системы управления охраной труда на малом предприятии.
В Градостроительном кодексе установлено, что СРО обязана разработать и утвердить правила контроля в области саморегулирования - документ, устанавливающий правила контроля за соблюдением членами саморегулируемой организации требований к выдаче свидетельств о допуске, требований стандартов саморегулируемых организаций и правил саморегулирования (статья 55.5). А так же СРО может утверждать свои стандарты, не противоречащие действующему законодательству. Но зачем СРО устанавливать дополнительные требования, которые необходимо будет проверять и требовать их исполнения. Тогда в это конкретное СРО будет вступать меньше участников.
Таким образом, на законодательном уровне прямо не установлено, что допуск к работам, которые влияют на безопасность особо опасных и технически сложных объектов требуется на предприятии наличие системы управления охраной труда, наличие спецодежды у работников рабочих профессий, наличие медицинских осмотров и так далее. Если никто не требует, то данное мероприятие исполняется в самую последнюю очередь.
Строительная отрасль имеет определенный опыт работы по созданию документации по функционированию системы управления охраной труда (далее СУОТ). А именно ОАО "Центр проектной продукции в строительстве" совместно с ФГУ "ВНИИ охраны и экономики труда" Росздрава подготовлен документ МДС 12-53-2010 "Макеты распорядительных и регламентных документов системы управления охраной труда строительной организации" [4]. В этом документе, содержатся макеты распорядительных, регламентных документов, определяющих порядок и последовательность действий по функционированию СУОТ в условиях конкретной строительной организации. Поэтому типовая система управления охраной труда в строительной отрасли уже имеется, единственное, что ее необходимо повсеместно внедрять и контролировать ее выполнение.
С целью улучшения условий и охраны труда на предприятиях строительной отрасли (особенно на предприятиях со среднесписочной численностью персонала до 50 человек) необходимо на законодательном уровне установить СРО контролировать наличие системы управления охраной труда на предприятии и регулярно контролировать эффективность ее работы. Так как мероприятия в области охраны труда являются обязательными, то это не будет противоречить требованиям законодательства Российской Федерации и привести к ограничению или устранению конкуренции.
В связи с вышеизложенным, считаю актуальными вопросами на сегодняшний день это:
-
обоснование предложенных механизмов повышение эффективности системы управления охраной труда;
-
подготовка практических рекомендаций и нормативных документов для практического внедрения в СРО;
-
внедрение и апробация полученных результатов на одном из СРО;
-
разработка конкретных рекомендаций по изменению действующего законодательства.
Литература:
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ // «Консультант плюс» :Региональный информационный центр. Дата обращения 02.10.2012 г. http://www.infocom.su.
- Постановление Правительства РФ от 24 марта 2011 г. N 207 "О минимально необходимых требованиях к выдаче саморегулируемыми организациями свидетельств о допуске к работам на особо опасных и технически сложных объектах капитального строительства, оказывающим влияние на безопасность указанных объектов" // «Консультант плюс» :Региональный информационный центр. Дата обращения 02.10.2012 г. http://www.infocom.su.
- Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ // «Консультант плюс» :Региональный информационный центр. Дата обращения 02.10.2012 г. http://www.infocom.su.
- А.В. Алексеев Модернизация системы управления охраной труда в строительстве, Справочник специалиста по охране труда №6/2010 год стр. 32-36.