До пятидесяти. Совершенствование СУОТ на предприятиях строительной отрасли (№4, 2012)

Скачать выпуск "Безопасность и охрана труда" №4 2012

До пятидесяти.

Совершенствование системы управления охраной труда

на предприятиях строительной отрасли со среднесписочной численностью

работников до 50 человек.

В. А. Сенченко, ведущий инженер службы охраны труда 

Волгоградского филиала МРФ «Юг» ОАО «Ростелеком»

В СООТВЕТСТВИИ СО СТ. 217 ТРУДОВОГО КОДЕКСА «Служба охраны труда в организации» у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.В организациях, численность работников в  которых не превышает 50 человек, работодатель самостоятельно принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности.

При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции должен осуществлять работодатель или другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации.

Практика работы строительных компаний (по данным Волгоградского центра охраны труда и экологии от А до Я) со среднесписочной численностью работников до 50 человек показывает, что работодатель как правило, не ведет системной работы в области охраны труда, в организации отсутствует квалифицированный специалист по охране труда и не заключен договор на абонентское обслуживание с организацией и специалистом в области охраны труда. Работа в области охраны труда, как правило ведется бессистемно, от случая к случаю.

В настоящее время госконтроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового праваосуществляется федеральной инспекцией труда. В регионах - Государственной инспекции труда субъекта Российской Федерации (статья 353 Трудового кодекса РФ). Порядок проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей установлен ФЗ от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". В соответствии с ФЗ №294 проверки подразделяются на плановые и внеплановые, документарные и выездные.

 Плановые проверки, как правило, должны проводиться не чаще, чем раз в три года (за исключением организаций, осуществляющих деятельность в сфере образования, здравоохранения и социальной сфере). Ежегодный сводный план проверок составляется Генеральной прокуратурой и размещается на официальном сайте Генеральной прокуратуры.

Внеплановые проверки возможны только в определенных случаях: если есть угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан, либо причинения вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также в случае угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Таким образом, плановая проверка малого предприятия строительной отрасли может быть проведена не чаще чем один раз в 3 года. А с учетом небольшой штатной численности и загруженности работников Государственной инспекции труда в субъектах РФ, то такие проверки проходят еще реже.

Ввиду того что за малыми предприятиями строительной отрасли отсутствует постоянный и регулярный контроль в области соблюдения норм охраны труда, то системно проводить работу в области охраны труда на малом предприятии строительной отрасли многие руководители считают не целесообразно. Достаточно готовиться к проверкам, временами закупать средства индивидуальной защиты и так далее. В условиях рыночной экономики тратить деньги на охрану труда хотят только стабильные предприятия.

Чтобы изменить ситуацию в современных условиях на предприятиях строительной отрасли со среднесписочной численностью работников до 50 человек необходимы действенные меры, которые побуждали бы предприятия строительной отрасли к выполнению норм охраны труда. Один из возможных механизмов – это контроль за состоянием охраны труда на предприятиях через  саморегулируемые организации (далее – СРО).

В настоящее время для допуска к работам по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции и капремонту, которые влияют на безопасность особо опасных и технически сложных объектов нужно специальное свидетельство. Его выдают саморегулируемые организации в соответствующей области. Постановлением Правительства РФ от 24 марта 2011 г. N 207 "О минимально необходимых требованиях к выдаче саморегулируемым организациям свидетельств о допуске к работам на особо опасных и технически сложных объектах капитального строительства, оказывающим влияние на безопасность указанных объектов" устанавливает требования к получению такого свидетельства. В данном постановление не установлен критерий для выдачи свидетельства о допуске к работе как наличие системы управления охраной труда на предприятии. 

Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ Глава 6.1. «Саморегулирование в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства» устанавливает требования к саморегулируемым организациям (далее СРО), а так же требования к внутренним документам СРО [3].   В ФЗ №190 отсутствует прямая ссылка на необходимость наличия и регулярного контроля системы управления охраной труда на малом предприятии. 

В Градостроительном кодексе установлено, что СРО обязана разработать и утвердить правила контроля в области саморегулирования - документ, устанавливающий правила контроля за соблюдением членами саморегулируемой организации требований к выдаче свидетельств о допуске, требований стандартов саморегулируемых организаций и правил саморегулирования (статья 55.5). А так же СРО может утверждать свои стандарты, не противоречащие действующему законодательству. Но зачем СРО устанавливать дополнительные требования, которые необходимо будет проверять и требовать их исполнения. Тогда в это конкретное СРО будет вступать меньше участников.

Таким образом, на законодательном уровне прямо не установлено, что допуск к работам, которые влияют на безопасность особо опасных и технически сложных объектов требуется на предприятии наличие системы управления охраной труда, наличие спецодежды у работников рабочих профессий, наличие медицинских осмотров и так далее. Если никто не требует, то данное мероприятие исполняется в самую последнюю очередь.

Строительная отрасль имеет определен­ный опыт работы по созданию документации по функционированию системы управления охраной труда (далее СУОТ). А именно ОАО "Центр проектной продукции в строительстве" совместно с ФГУ "ВНИИ охраны и экономики труда" Росздрава подготовлен документ МДС 12-53-2010 "Макеты рас­порядительных и регламентных документов системы управления охраной труда строитель­ной организации" [4].  В этом документе, содержатся макеты распорядительных, регламентных документов, определяющих по­рядок и последовательность действий по функ­ционированию СУОТ в условиях конкретной строительной организации.  Поэтому типовая система управления охраной труда в строительной отрасли уже имеется, единственное, что ее необходимо повсеместно внедрять и контролировать ее выполнение.

С целью улучшения условий и охраны труда на предприятиях строительной отрасли (особенно на предприятиях со среднесписочной  численностью персонала до 50 человек) необходимо на законодательном уровне установить СРО контролировать наличие системы управления охраной труда на предприятии и регулярно контролировать эффективность ее работы. Так как мероприятия в области охраны труда являются обязательными, то это не будет противоречить требованиям законодательства Российской Федерации и привести к ограничению или устранению конкуренции.

 В связи с вышеизложенным, считаю актуальными вопросами на сегодняшний день это:

  • обоснование предложенных механизмов повышение эффективности системы управления охраной труда;

  • подготовка практических рекомендаций и нормативных документов для практического внедрения в СРО;

  • внедрение и апробация полученных результатов на одном из СРО;

  • разработка конкретных рекомендаций по изменению действующего законодательства.

Литература:

  1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ // «Консультант плюс» :Региональный информационный центр. Дата обращения 02.10.2012 г. http://www.infocom.su.
  2. Постановление Правительства РФ от 24 марта 2011 г. N 207 "О минимально необходимых требованиях к выдаче саморегулируемыми организациями свидетельств о допуске к работам на особо опасных и технически сложных объектах капитального строительства, оказывающим влияние на безопасность указанных объектов"  // «Консультант плюс» :Региональный информационный центр. Дата обращения 02.10.2012 г. http://www.infocom.su.
  3. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ // «Консультант плюс» :Региональный информационный центр. Дата обращения 02.10.2012 г. http://www.infocom.su.
  4. А.В. Алексеев Модернизация системы управления охраной труда в строительстве, Справочник специалиста по охране труда №6/2010 год стр. 32-36.