2500 с минусом. К новому порядку обучения по охране труда. Н. Р. Абрамов (№4, 2012)

Скачать выпуск "Безопасность и охрана труда" №4 2012

2500 с минусом.

К НОВОМУ ПОРЯДКУ ОБУЧЕНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

Н.Р. Абрамов, директор по развитию Саморегулируемой организации

Некоммерческое Партнерство «Национальное общество аудиторов трудовой сферы»,  к. т. н., доцент (г.Москва)

Качество оказания услуг по организации и проведению обучения охране труда должно соответствовать вызовам времени и способствовать перелому негативной статистики состояния безопасности и условий труда работников. Как говорится, кто обучен - тот защищён.

СЕГОДНЯ В БОЛЕЕ ЧЕМ В 70 СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ действуют порядка 2500 аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, половина из которых относится к обучению работодателей и работников вопросам охраны труда. Необходимость развития рынка оказания услуг определяют негативные данные состояния производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в Российской Федерации. Несмотря на некоторую стабилизацию роста несчастных случаев на производстве в последние годы, их относительное количество значительно хуже по сравнению с данными ведущих стран мира. Отчасти это связано с уменьшением численности персонала в базовых видах экономической деятельности. Задача всех заинтересованных организаций – совершенствование мониторинга состояния безопасности и условий труда и на его основе принятие адекватных мер по его улучшению, среди которых первостепенной является качественное обучение и проверка знания требований охраны труда.

Обучение работодателей и работников вопросам охраны труда в соответствии со статьей 225 Трудового кодекса – важный инструмент, позволяющий через знания и соблюдение требований охраны труда влиять на положение безопасности и условий труда работников. Для исполнения возложенных трудовым законодательством обязанностей работодатели, особенно в среднем и малом предпринимательстве, нуждаются в привлечении организаций, оказывающих услуги в области охраны труда и аккредитованных в установленном порядке

Проект приказа Минтруда России от 18 сентября 2012 г. «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда», разработанный в рамках реализации статьи 225 Трудового кодекса РФ, имеет актуальное значение для повышения уровня профессиональных компетенций в области охраны труда работодателей и всех работников. Его последняя версия от 21 ноября 2012 года представлена на сайте Минтруда России www.rosmintrud.ru.

В соответствии с приказом новый Порядок обучения планируется ввести в действие с 1 июля 2013 года, а действующее постановление Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 года №1/29 признается утратившим силу.

В вводимом Порядке содержится ряд новаций, связанных с уточнением и детализацией форм обучения, дифференциацией категорий обучаемых и объема программ обучения, механизмами проверки знаний комиссиями по проверке знаний требований охраны труда работодателей и обучающих организаций, обязательное введение компьютерного тестирования и др.

Ниже приводятся основные замечания и предложения, связанные со специальным обучением по охране труда проекта нового Порядка, в соответствии с опытом работы автора по обучению вопросам охраны труда работодателей и работников. И второй момент, который настораживает – упало качество обучения, учебные центры в области охраны труда практически бесконтрольны с позиций качества оказания услуг.

Основные типичные нарушения  образовательной деятельности обучающих организаций следующие:

  • не соблюдается выполнение требуемого40-часового объёма обучения;

  • требуется повышение квалификации преподавателей;

  • не проводится оформление журналов ведения занятий в соответствии с объемами обучения,квалификацией преподавателей, формой обучения (как с отрывом от производства, так и с частичным отрывом в форме модульного, дистанционного обучения);

  • не ведутся журналы выездного обучения у работодателей;

  • не указываются места (адреса) проведения обучения;

  • имеется несоответствие объёма обучения и количества преподавателей,

  • не осуществляется актуализация вопросов учебных программ и планов, в том числе модульного обучения;

  • отсутствует периодические проверки обучающих организаций лицензиарами и надзорно-контрольными органами в области охраны труда.

    Для улучшения сложившегося положения  в обучении вопросам охраны труда СЛЕДУЕТ УЧЕСТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ПОЯСНЕНИЯ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

    1. Необходимо отразить и разделить в новом Порядке обучения требования к организации обучения объёмом 18 и 40 часов, с одной стороны, и обучения по охране труда в рамках повышения квалификации (72 и 144 часа), с другой. При этом удостоверения проверки знаний могут быть различны. Во втором случае (в рамках повышения квалификации 72 и 144 часа) – удостоверения установленного государственного образца (Гознака).

 Организации дополнительного профессионального образования лицензируются по программам не менее 72 часов, а в данном порядке минимальная программа составляет 18 часов. При этом обучающие организации должны удовлетворять требованиям лицензирования и согласования с органами образования в субъектах РФ.

На обучающие организации, которые проводят обучение по охране труда, распространяется действие Постановления Правительства Российской Федерации от 16 марта 2011 г. № 174 "Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности". В этом постановлении (пункт 4) определено, что «Образовательная деятельность, осуществляемая путем проведения разовых занятий различных видов (в том числе лекций, стажировок, семинаров) и не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании, деятельность по содержанию и воспитанию обучающихся и воспитанников, осуществляемая без реализации образовательных программ, а также индивидуальная трудовая педагогическая деятельность не подлежат лицензированию».

Обучающие организации, аккредитованные в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда,  подлежат лицензированию образовательной деятельности, что соответствует приказу Минздравсоцразвития России от 1 апреля 2010 г. № 205н «Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда».

В соответствии с п. 7  Постановления Правительства РФ от 26 июня 1995 г. № 610 «Об утверждении Положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов (в ред. Постановлений Правительства РФ от 10.03.2000 № 213, 23.12.2002 № 919, 31.03.2003 № 175) повышение квалификации включает в себя следующие виды обучения:

  • краткосрочное (не менее 72 часов) тематическое обучение по вопросам конкретного производства, которое проводится по месту основной работы специалистов и заканчивается сдачей соответствующего экзамена, зачета или защитой реферата;

  • длительное (свыше 100 часов) обучение специалистов в образовательном учреждении повышения квалификации для углубленного изучения актуальных проблем науки, техники, технологии, социально-экономических и других проблем по профилю профессиональной деятельности.

    Требования к минимуму содержания дополнительных профессиональных образовательных программ и уровню профессиональной переподготовки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим проведение единой государственной политики в области дополнительного профессионального образования, совместно с другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции (в ред. Постановления Правительства РФ от 10.03.2000 № 213).

2. Программы дополнительного профессионального образования подлежат лицензированию и содержат не менее 72 часов. Они должны сопровождаться итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании. Возникает необходимость лицензирования органом исполнительной власти в сфере образования в субъектах РФ программ дополнительного профессионального образования для обучения категорий обучаемых 7г, 7ж, 7и и категории обучаемых, указанных в п. 18 проекта Порядка, а также согласно требованиям  приказа Минздравсоцразвития России от 1 апреля 2010 г. № 205н.

Форма удостоверения о проверке знания требований охраны труда (приложение проекта Порядка) не правомерна и не должна распространяться на продолжительность обучения 72 и 144 часа и категории обучаемых 7г, 7ж, 7и и категории обучаемых, указанных в п. 18 проекта Порядка. Во этом случае  выдаются удостоверения установленного государственного образца (Гознака).

3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 8 декабря 2011 г. № 2805 "Об утверждении форм документа, подтверждающего наличие лицензии на осуществление образовательной деятельности, приложения к нему и технических требований к указанным документам" (зарегистрировано в Минюсте РФ 2 апреля 2012 г., регистрационный N 23675) определяет требования к лицензиатам (обучающим организациям), указания места (мест) проведения обучения. Последнее указание ставит вопрос о возможности выездного обучения у работодателя (п. 11 проекта Порядка).

4. Специальное обучение по охране труда проводится на основе учебно-тематических планов и учебных программ по охране труда (п.12 проекта Порядка). В чем разница между этими документами не все обучающие организации понимают и путают, их типовые формы необходимо представить в приложении к данному Порядку.

5. Обучающие организации просят привести формы журнала вводного инструктажа и журнала инструктажа на рабочем месте (в приложениях).

6. Вызывают затруднения по причинам оснащенности и возможностей обучающих организаций и работодателей (особенно в районах субъектов РФ, сельском хозяйстве и т.п.) реализация пунктов 15 и 19 проекта Порядка. Пункт 15 требует более подробного разъяснения и детализации.

7. Необходимо форму реестра обученных лиц, сведений об обучающей организации (п. 21 проекта Порядка) на электронном носителе в федеральную систему сбора, обработки и хранения данных представить в приложении 1 к данному Порядку по аналогии приложению 10 «Сведения об аттестующей организации» в Порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденном приказом Минздрасоцразвития России от 26 апреля 2011 г. № 342н. В частности, отразить сведения:

  • о сроках (датах начала и окончания обучения, включая формы обучения не только с отрывом от производства, но и с частичным отрывом, в форме дистанционных образовательных технологий и т.п.),

  • адреса мест осуществления образовательной деятельности лицензиатаили его филиала (в соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от 8 декабря 2011 г. N 2805);

  • об обученных лицах (фамилии и инициалы),

  • о преподавателях (фамилии и инициалы),

  • о комиссии по проверке знаний (фамилии и инициалы).

    Конкретный и полный реестр будет способствовать ответственности обучающих организаций за качество предоставляемых услуг, информированности о состоянии обучения государственных органов в сфере труда в целом по России и в субъектах РФ, а также проведения действенного контроля обучения уполномоченными органами. От качественного обучения выиграют и работодатель, и работники, и, в общем, система обеспечения безопасности труда и здоровья.