Аттестующие организации: к качеству оказания услуг. Н. Р. Абрамов (№4, 2011)

Скачать выпуск "Безопасность и охрана труда" №4 2011

Аттестующие организации:

к качеству оказания услуг

 

Н.Р. Абрамов,

Директор по развитию Саморегулируемой организации

Некоммерческое Партнерство

«Национальное общество аудиторов трудовой сферы»,  к. т. н.

(г. Москва)

 

На Втором съезде аттестующих организаций, состоявшемся в конце сентября 2011 года в Москве, подняты и проанализированы первые результаты развития рынка оказания услуг в области охраны труда, касающиеся аттестации рабочих мест по условиям труда.

 В выступлениях заместителя министра здравоохранения и социального развития А.Л. Сафонова, начальника Управления надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства Федеральной службы по труду и занятости И.А. Воробьева, заместителя руководителя Департамента заработной платы, социального партнерства и охраны труда В.А. Коржа, руководителя Департамента страхования профессиональных рисков Фонда социального страхования Российской Федерации И.Г. Барановского, исполнительного директора Саморегулируемой организации Некоммерческое Партнерство «Национальное общество аудиторов трудовой сферы» В.В. Савинова, заместителя председателя Совета Саморегулируемой организации Некоммерческое Партнерство «Национальное общество аудиторов трудовой сферы» О.А. Косырева и других участников съезда показано состояние рынка оказания услуг и высказаны предложения по повышению качества оказания услуг в данной области.

Замминистра А.Л. Сафоновым отмечено, что в 61 субъекте РФ действуют аккредитованные министерством  более 650 аттестующих организаций. Необходимость развития рынка оказания услуг определяют негативные данные состояния производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в Российской Федерации. Несмотря на некоторую стабилизацию роста несчастных случаев на производстве – 3120 погибших в 2010 году (уменьшение на 2,5 % по сравнению с предыдущим годом) и 63453 человек с легким и тяжелым исходом травматизма, их относительное количество значительно хуже по сравнению с данными ведущих стран мира.   Отчасти это связано с уменьшением численности персонала в базовых отраслях экономики. Но более 30 % работников трудятся во вредных и (или) опасных условиях труда, и их количество в последние годы растет. Задача министерства – совершенствование мониторинга состояния безопасности и условий труда и на его основе принятие адекватных мер по его улучшению. Аттестация рабочих мест по условиям труда – важный инструмент, позволяющий определять реальную картину состояния условий труда и влиять на положение условий труда работников.

Министерство считает необходимым введение регламентации и усиления ответственности за исполнение своих функций работодателями (в том числе, увеличением штрафов за непроведение и нарушение порядка проведения аттестации рабочих мест), выработке стандартов поведения на этом рынке, дифференцирование ставок страховых тарифов работодателя в зависимости от состояния условий труда и несчастных случаев на производстве, результатов аттестации рабочих мест и др. Разделение сфер влияния очевидно – работодатель обязан организовать проведение аттестации рабочих мест, а за качество оказания услуг должны отвечать аттестующие организации.

Важным направлением в этой деятельности является саморегулирование в области охраны труда, институт которого на базе первой и крупнейшей СРО НП «Национальное общество аудиторов трудовой сферы» объединяет более 150 аттестующих организаций из 50 субъектов РФ. Такое бизнес-сообщество в области охраны труда действует по единым стандартам и правилам предпринимательской и профессиональной деятельности, имеет соответствующий контроль их деятельности и оказание консультационной и методической помощи.

В инновационном обществе охрана труда должна отвечать запросам времени. Россия конкурирует на мировом рынке, конкуренция обостряется, компании и корпорации должны соответствовать международным нормам, в том числе по безопасности и условиям труда. Отчасти на это направлен новый порядок аттестации рабочих мест, введенный с 1 сентября 2011 года (приказ Минздрасоцразвития России от 26 апреля 2011 г. № 342н). Поправка в этот приказ, касающаяся независимости аттестующих организаций от работодателя, предполагает формирование сообщества ответственных аттестующих организаций за качество аттестации рабочих мест.

Формирование конкурентной среды определяет формирование общенационального рынка оказания услуг. Но при этом будут усиливаться проверки со стороны Роструда, продолжение мониторинга рынка оказания услуг по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда  Саморегулируемой организацией (СРО). Процедура усиления контроля продолжится. Планируется межведомственный контроль, ведение регламента исполнения контроля, взаимодействие с Росстандартом по вопросам о реальном оборудовании аттестующих организаций, контроль за ценами на рынке оказания услуг и предотвращения демпинга, мошенничества и т.п.

Совершенствование системы оказания услуг в области охраны труда  – вызов времени. В связи с этим вводятся:

  • федеральный реестр (автоматизированная система) данных о результатах и качестве аттестации;
  • обучение по аттестации рабочих мест на базе обучающих программ с ключевыми позициями по госэкзаменам, проводимым госкомиссиями;
  • развитие института государственной экспертизы условий труда, оснащение их специализированными лабораториями;
  • электронная отчетность с 2012 года аттестующими организациями по результатам аттестации рабочих мест у работодателей.

Качество оказания услуг по проведению аттестации рабочих мест должно соответствовать вызовам времени и способствовать перелому негативной статистики роста количества работников, находящихся в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам.

Большое внимание должно уделяться анализу состояния качества оказания услуг по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда.

По данным Роструда, статистика проведения аттестации рабочих мест (АРМ) показывает следующее: в 2010 году в целом было проведено 89 тысяч проверок и выявлено 665,7 тысяч нарушений законодательства о труде и об охране труда. Количество проверок установленного порядка АРМ работодателей составило 9,3 тысячи, в которых выявлено 43,3 тысячи нарушений. Вообще,  с сентября 2008 года по июль 2011 года были представлены результаты аттестации работодателями в территориальные органы Роструда от 41тысячи хозяйствующих субъектов (менее 1 % всех хозяйствующих субъектов в стране), что соответствует 2289524 рабочих мест, на которых проведена АРМ. Проверки аттестующих организаций, оказывающих услуги работодателям, охватили 304 из 633 аккредитованных организаций, из которых 48 в 31 субъекте РФ имеют несоответствия (нарушения) требованиям аккредитации. Из них отсутствие оборудования - 18, отсутствие штатных специалистов - 16, отсутствие руководства по качеству – 12 испытательными лабораториями, а также ряд других нарушений в области трудового законодательства. Выявлен в ряде случаев заказной характер аттестации, что определяет ужесточение требований к качеству проведения аттестации и усилению контроля. В итоге по результатам проверок Роструда в 2011 году, связанных с выявлением  состояния и качества оказания услуг, 8 аттестующих организаций исключены из реестра Министерства.

В 2012 году территориальными органами Роструда планируется проведение плановых проверок аттестующих организаций, в том числе с участием Саморегулируемой организации. В соответствии с пунктом 10 статьи 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» плановая проверка органом государственного контроля (надзора) юридических лиц, индивидуальных предпринимателей - членов СРО проводится в отношении не более чем десяти процентов общего числа членов СРО и не менее чем двух членов СРО в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок, если иное не установлено федеральными законами. План проверок вывешен на сайте Роструда в декабре 2011 года.

В свою очередь Министерством отмечено, что исключение из реестра – это наличие серьёзнейших нарушений, связанных с  отсутствием ключевой приборной базой, несоответствие представленных материалов при уведомительной регистрации и др. Направлениями контроля аттестующих организаций являются борьба против «клонов»-приборов, сотрудников, недопустимость субподрядов и их многоступенчатых схем на проведение работ по аттестации и др.. В ближайшие месяцы Министерством вводится автоматизированная система федерального реестра работодателей и аттестующих организации по результатам АРМ. Всем аттестующим  организациям направлены технические требования к рабочим местам пользователей аттестующих организаций, включающие клиентское приложение для сбора сведений о проведении аттестаций рабочих мест, наличие широкополосного доступа в интернет, наличие установленного на рабочем месте пользователя сертифицированного криптопровайдера, наличие электронного носителя закрытого электронного ключа.

Новый порядок проведения аттестации рабочих мест определяет статус аттестующих организаций и предъявляет к ним повышенные требования. Аттестацию проводят совместно работодатель и аттестующая организация, привлекаемая работодателем для выполнения работ по аттестации, на основании договора гражданско-правового характера.

В вышеуказанном приказе дано определение аттестующей организации. Аттестующая организация – юридическое лицо, аккредитованное в установленном порядке[1] в качестве организации, оказывающей услуги по аттестации и выполняющей на основании договора гражданско-правового характера с работодателем измерения и оценки, а также оценку соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, проводимой оформление и подготовку отчета об аттестации.

Подчеркивается, что аттестующая организация должна быть независимым лицом по отношению к работодателю, на рабочих местах которого данной аттестующей организацией проводится аттестация.

Работодатель вправе привлечь для выполнения работ по аттестации несколько аттестующих организаций. При этом между аттестующими организациями работа по аттестации может быть распределена как по количеству рабочих мест, подлежащих аттестации, так и по видам работ, выполняемых на данных рабочих местах.

Напомним, при проведении аттестации аттестующая организация:

  • определяет методы проведения измерений и оценок на основе действующих нормативных правовых актов и указанного Порядка аттестации, а также количественный и персональный состав специалистов, проводящих измерения и оценку;
  • исследует в полном объеме документацию, связанную с организацией работы по обеспечению требований охраны труда у работодателя, на рабочих местах которого проводится аттестация;
  • запрашивает и получает у работодателя (его представителя) разъяснения по возникшим в ходе аттестации вопросам;
  • отказывается  от проведения аттестации в случае непредставления работодателем необходимой документации или отказа работодателя обеспечить требуемые нормативной документацией условия проведения измерений и оценок.

При проведении аттестации аттестующая организация обязана представлять по требованию работодателя обоснования выводов, сделанных аттестующей организацией по результатам аттестации.

Как видно, к аттестующей организации предъявляются требования и организационного, и методического характера к качеству оказания услуг, обозначены требования по взаимодействию с работодателем.

Один из механизмов наведения порядка по оказанию качественных услуг - развитие саморегулирования в области охраны труда. СРО призвана осуществлять анализ деятельности своих членов и контроль за предпринимательской деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований стандартов и правил саморегулируемой организации, условий членства в саморегулируемой организации; организовать профессиональное обучение, аттестацию работников членов саморегулируемой организации; обеспечить информационную открытость деятельности своих членов, опубликовывать информацию об этой деятельности; рассматривать жалобы на действия членов саморегулируемой организации и дела о нарушении ее членами требований стандартов и правил саморегулируемой организации, условий членства в саморегулируемой организации, решение проблем метрологического обеспечения аттестации рабочих мест и т.д.

Одним из аспектов регулирующей роли СРО может являться анализ системы ценообразования в рамках оказания услуг по аттестации рабочих мест по условиям труда и внедрение стандарта предпринимательской деятельности по определению трудозатрат при оказании данной услуги. Для объективной оценки и сопоставления результатов анализа в качестве исходной единицы использовалось понятие: стоимость аттестации одного рабочего места. В исходном анализе ценообразования положены результаты открытых торгов на право проведения аттестации рабочих мест бюджетными организациями; усредненные данные стоимости аттестации одного рабочего места по данным Фонда социального страхования; экспертные оценки членов СРО; ценообразование в госсекторе. На основе анализе введен стандарт СРО «СТО 82482721.201 – 2011 «Оказание услуг в области охраны труда. Определение трудозатрат и методика расчета стоимости оказания услуги по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда. Общие требования», размещенный на сайте СРО. На текущий момент средняя стоимость аттестации рабочего места составляет немногим более 2000 рублей. Справедливая средняя цена по мнению организаций, оказывающих услуги, находится в диапазоне 2000 – 3000 рублей. Расхождение в цене спроса и предложения вызвано демпингом на рынке услуг, а также объективными региональными особенностями и сложностью оценки условий труда, обусловленной набором вредных и (или) опасных факторов рабочей среды и трудового процесса.

Для реализации задач, вытекающих из материалов Второго съезда, нашей организацией предлагается проведение соответствующего анализа качества оказания услуг в области охраны труда. В основу анализа положена отчетная информация организаций-членов СРО по итогам годовой деятельности.

Исходные сведения формируются на основе данных, представленных аттестующими организациями по группам:

  1. сведения об организации, оказывающих услуги в области охраны труда;
  2. результаты проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в прошедшем году.
Обработка отчетной информации проводится на основании сведений по предложенным формам
 

[1]              Приказ Минздравсоцразвития России от 1 апреля 2010 г. № 205н «Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда» (зарегистрирован Минюстом России 29 июня 2010 г. № 17648), с изменениями, внесенными приказом Минздравсоцразвития России от 10 сентября
2010 г. № 794н «О внесении изменений в приказ Минздравсоцразвития России от 1 апреля 2010 г. № 205н «Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда» (зарегистрирован Минюстом России 4 октября 2010 г. № 18605).

 

  1. Сведения об организации
 
 
 

 

  1. Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда

 

Анализ состояния деятельности по оказанию услуг в области охраны труда позволит определить глубину существующих проблем на данном рынке:

  • качество оказания услуг по всем аккредитуемым направлениям, включающее удельные показатели как по организациям, так и регионам, работодателям и т.п.;
  • кадровое насыщение и штатный потенциал членов СРО;
  • повышение квалификации руководителей и специалистов организаций, оказывающих услуги;
  • взаимодействие с работодателями, оценка ими оказываемых услуг;
  • использование программных продуктов, стандартов, методик, пособий и т.п.;
  • привлечение совместителей для оказания услуг в области охраны труда;
  • наличие и состояние филиальной сети (обособленных структурных подразделений);
  • недобросовестность ведения деятельности и сокрытие информации;
  • и др.

Выводы.

  1. Качественное оказание услуг по проведению аттестации рабочих мест – непреложное условие допуска на его рынок аккредитованных аттестующих организаций и осуществление федерального и регионального мониторинга этого процесса и состояния улучшения условий труда для своих работников работодателями.
  2. Саморегулирование в области охраны труда набирает обороты и может являться действенным механизмом для аккредитации и качественного оказания услуг аттестующими организациями.