Уроки труда. О подготовке специалистов по охране труда в образовательных организациях высшего образования. В. Е. Рябова (№ 4, 2017)

Скачать выпуск "Безопасность и охрана труда" №4,2017
УДК 331.45: 378.1
О подготовке специалистов по охране труда в образовательных организациях высшего образования
В.Е. Рябова 
кандидат экономических наук, начальник отдела ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Минтруда России, Москва, Россия, 
E-mail:  ryabova@vcot.info
 
Реферат
В статье рассматриваются вопросы, характеризующие уровень подготовки руководителей и специалистов, отвечающих за обеспечение вопросов охраны труда на предприятии; отдельные аспекты качества подготовки специалистов в образовательных организациях высшего образования.
Ключевые слова: обучение по охране труда, причины нарушений требований охраны труда, профессиональный стандарт, образовательные программы, качество подготовки.
About graduated of specialists on occupational safety and health in the educational organizations of the higher education
V.E. Ryabova
Candidate of Economic Sciences, Нead of department of Federal State Budgetary Institution All-Russian Research Institute of Labor of the Labor Ministry of the Russian Federation, Moscow, Russia
 
Abstract
In this article the questions characterizing level of training of the heads and experts who are responsible for providing questions of occupational safety and health at the enterprise are considered; separate aspects of quality of training of experts in the educational organizations of the higher education.
Keywords: training on occupational safety and health, reasons of violations of occupational safety and health requirements, professional standard, educational programs, quality of training.
 
В конце августа на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов regulation.gov.ru/ было опубликовано Уведомление о начале разработки проекта приказа «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций (ID проекта 01/02/08–17/00072544, дата создания 25 августа 2017 г., разработчик – Минтруд России). Проект приказа представлял собой только приказную часть нормативного правового акта, который должен будет утвердить новый Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций (далее – Порядок).
Уведомление положило начало новой волне предложений и замечаний от обучающих организаций, руководителей отдельных организаций и профессиональных объединений, квалифицированных специалистов в области охраны труда для уточнения и дополнения отдельных норм действующего Порядка.
Действующий Порядок, утвержденный постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации от 13 января 2003 г. № 1/29, в настоящее время по многим позициям не отвечает современным требования законодательства о труде и законодательства в сфере образования; запросам руководителей организаций, направляющих своих специалистов на обучение в обучающие организации и отвечающих непосредственно за исполнение требований Порядка в самой организации. Устранение имеющихся недостатков в действующем Порядке важно как с точки зрения решения отдельных организационных моментов, так и обновления его методической части.
Обучение по охране труда рассматривается как одно из важнейших превентивных (профилактических) мероприятий по охране труда, способствующих обеспечению на каждом рабочем месте безопасных условий труда. И тем более непонятно, почему постоянно в ходе надзорно-контрольной деятельности госинспекторами труда выявляются нарушения, связанные с обучением и инструктированием работников по охране труда, составляющие 10,7% от общего количества нарушений в 2016 году. В результате проверок было выявлено 51,4 тыс. таких нарушений, несмотря на их существенное сокращение по сравнению с 2015 годом (почти на 24,6 %).
В числе наиболее распространенных нарушений – непрохождение руководителями и специалистами проверки знаний требований охраны труда, допуск работников к самостоятельной работе без обучения и проверки знаний требований охраны труда, непроведение стажировки на рабочих местах. В связи с чем по требованию государственных инспекторов труда в 2016 году было отстранено от работы 35,6 тыс. работников. И это при том, что Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. №195-ФЗ предусмотрены административные штрафы за нарушения такого рода:
«Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц – от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей».
Говоря о причинах такого количества вышеназванных нарушений нельзя не отметить, конечно, роль просто человеческого фактора (халатности)! Но все-таки главное – это недостаточно высокий уровень подготовки руководителей и специалистов, отвечающих за обеспечение вопросов охраны труда в целом на предприятии, в том числе и за своевременность, правильность организации и проведения необходимых мероприятий, связанных с обучением по вопросам охраны труда.
О подготовке специалистов в области охраны труда достаточно много сказано, написано и принципиально новых открытий в этом вопросе нет. Очевидно и ясно давно, что основные причины недостатков в подготовке специалистов – расхождение между качеством подготовки выпускника в учебном заведении и требованиями, предъявляемыми к специалисту производством, работодателями.
Под качеством подготовки специалистов принято понимать соответствие уровня подготовки специалиста требованиям профессиональной среды, в которой ему предстоит работать. В числе основных критериев, характеризующих качество подготовки специалиста, уровень его компетентности – профессиональные знания, т. е. те знания, умения, практические навыки, которые он приобрел в результате освоения той или иной основной образовательной программы профессионального образования, сформированной с учетом специфики профессиональной деятельности – требований профессиональных стандартов.
В настоящее время подготовка специалистов по охране труда в образовательных организациях высшего образования осуществляется по направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность, что официально закреплено в профессиональном стандарте «Специалист в области охраны труда», утвержденном приказом Минтруда России от 4 августа 2014 года №524н. Общее количество ВУЗов, ведущих подготовку специалистов в области охраны труда, из года в год возрастает: в 2016 году по направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность и соответствующим профилям были подготовлены специалисты в 312 высших учебных заведениях. В 2012 году таких организаций было 248. Казалось бы количество ВУЗов растет, численность выпускников по этой специальности увеличивается, а вот качество отставляет желать лучшего!
В основе подготовки наших специалистов лежит образовательная программа высшего образования по направлению подготовки 20.03.01 «Техносферная безопасность», разработанная на основе соответствующего Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 марта 2016 года №246.
Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата, включает обеспечение безопасности человека в современном мире, формирование комфортной для жизни и деятельности человека техносферы, минимизацию техногенного воздействия на окружающую среду, сохранение жизни и здоровья человека за счет использования современных технических средств, методов контроля и прогнозирования.
При детальном рассмотрении содержания непосредственно ФГОСа и образовательной программы очевидно отсутствие в перечне профессиональных задач типов, соответствующих целям вида профессиональной деятельности профессионального стандарта «Специалист в области охраны труд». Формулировки общепрофессиональных компетенций не содержат конкретики относительно знаний, которые выпускники должны были бы получить по вопросам охраны труда в процессе освоения данной образовательной программы.
И в то же время «Правила разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений», утвержденные постановлением Правительства РФ от 5 августа 2013 г. N 661 с изменениями от 29 декабря 2016 года» (п.21), предусматривают «обеспечение формирования требований стандартов профессионального образования к результатам освоения основных образовательных программ профессионального образования в части профессиональной компетенции на основе соответствующих профессиональных стандартов:
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации представляет в Министерство образования и науки Российской Федерации информацию об утвержденных профессиональных стандартах (изменениях, внесенных в профессиональные стандарты) в течение 10 календарных дней со дня их вступления в силу;
Министерство образования и науки Российской Федерации в течение 20 календарных дней со дня получения от Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации информации об утвержденных профессиональных стандартах (изменениях, внесенных в профессиональные стандарты) направляет информацию о профессиональных стандартах разработчикам;
разработчики в месячный срок проводят анализ указанной информации и направляют в Министерство образования и науки Российской Федерации сведения о том, что профессиональные компетенции стандартов профессионального образования соответствуют требованиям профессиональных стандартов либо требуются доработка стандартов и (или) разработка проектов новых стандартов в целях обеспечения формирования требований стандартов профессионального образования к результатам освоения основных образовательных программ профессионального образования в части профессиональной компетенции на основе соответствующих профессиональных стандартов…»
На протяжении ряда последних лет на законодательном уровне были предусмотрены определенные последовательные действия для решения задачи по актуализации образовательных программ высшего образования на соответствие действующим профессиональным стандартам. На сегодняшний день разработано и утверждено более тысячи профессиональных стандартов, сформированных с учетом запросов и требований профессионального сообщества к той или иной профессии. И далее важно, чтобы образовательные организации перестраивали свои профессиональные программы, ориентируясь на те или иные профстандарты.
Профессиональный стандарт «Специалист в области охраны труда» был утвержден три года тому назад; предпосылки на законодательном уровне для приведения в соответствие образовательных программ высшего образования и конкретно по направлению подготовки 20.03.01 «Техносферная безопасность» на сегодняшний день были и есть, но нет одного – реальных изменений в содержании выше названной программы.
На страницах периодической печати все чаще стали появляться небольшие заметки о том, что «компании стали меньше интересоваться молодыми специалистами». Аналитики утверждают, что работодателей не устраивает отсутствие опыта практической работы у выпускников ВУЗа и уровень подготовки специалистов.
Понятно, что опыт дело наживное – нужно время, а уровень подготовки – это претензии к ВУЗу и к качеству подготовки и, в частности, к содержанию образовательных программ.
Еще одним шагом к повышению качества подготовки специалистов в образовательных организациях, качества содержания образовательных программ может стать нововведение в законодательстве, касающееся независимой оценки квалификации на основе разработанных с участием работодателей профстандартов. Предполагается, что система оценки квалификации, независимая от системы образования, действующая под эгидой профессиональных сообществ и объединений работодателей, позволит оценить знания, умения, навыки, опыт работы как молодых специалистов-выпускников ВУЗов, так и работников, тем самым способствуя их стремлению к повышению уровня компетентности в тех или иных видах профессиональной деятельности. При этом очень важно, что работодатели получили серьезные налоговые льготы, если они направляют работника на оценку квалификации. Такие работники будут понятны на рынке труда с точки зрения того, что они знают.
Для специалистов по охране труда, вчерашних выпускников ВУЗов, в ближайшее время процедуры независимой оценки квалификации на соответствие требованиям профессионального стандарта «Специалист в области охраны труда» станут реальностью. И поэтому очень важно, чтобы изначально качество подготовки таких специалистов, стало несколько выше с учетом актуальных на сегодня требований профессионального стандарта.