Инструктивные карты безопасных методов и приёмов труда в подготовке персонала АПК. О. П. Кейн, Е. В. Климова (№ 4, 2017)

Скачать выпуск "Безопасность и охрана труда" №4,2017

Совершенствование подготовки персонала апк путем внедрения инструктивных карт безопасных методов и приемов труда

 

О.П. Кейн

кандидат технических наук, доцент 
кафедры безопасности жизнедеятельности, Институт механики и энергетики 
ФГБОУ ВО «Мордовский государственный университет 
им. Н.
 П. Огарëва»

е-mailopkein@yandex.ru

Е.В. Климова

кандидат технических наук, доцент кафедры промышленной безопасности и охраны окружающей среды, Институт геологии, нефтегазодобычи и трубопроводного транспорта ФГБОУ ВО «Ухтинский государственный технический университет»

е-mailbgd4@mail.ru

 

Реферат

В статье рассматривается процесс разработки инструктивных карт безопасных методов и приемов труда для операций с повышенным риском травмирования персонала агропромышленного комплекса – возделывания яровой пшеницы. Инструктивная карта – это подробная инструкция-схема выполнения определенных работ (трудовых операций), включающая требования безопасности. Данные карты реализуют риск-ориентированный подход в вопросах обучения персонала, закрепляя определенные действия работников, выполнение которых в соответствии с заявленной последовательностью и полнотой, исключают возникновение и развитие неблагоприятных событий.

Ключевые слова:инструктивная карта; безопасность; методы труда; приемы труда; персонал; травматизм.

 

Improvement of training of personnel of the agricultural complex by introducing the instructive cards of safe methods and techniques of work

O.P. Kein

associate Professor of the Department of life safety, Institute of mechanics and energy, OgarevMordovia State University, Russia

 

I.V. Klimova

associate Professor of the Department of industrial safety and environmental protection, Institute of geology, oil and gas production and pipeline transport, Ukhta State Technical University, Russia.

Abstract

The article deals with the process of developing instructive cards of safe methods and methods of labor for operations with an increased risk of traumatizing the personnel of the agricultural complex – the cultivation of spring wheat. An instruction card is a detailed instruction-scheme for the performance of certain works (labor operations), including safety requirements. These cards implement a risk-oriented approach to personnel training, fixing certain actions of employees, the fulfillment of which, in accordance with the stated sequence and completeness, excludes the emergence and development of adverse events.

Keywords: instructive card; security; methods of work; labour; personnel; injuries.

 

Обучение персонала безопасным методам и приемам труда – одна из важнейших задач охраны труда. Агропромышленный комплекс Российской Федерации представляет собой сочетания отраслей хозяйства, принимающих участие в производстве сельскохозяйственной продукции, ее переработке и доведения до потребителя, то есть обеспечение продовольствием населения.

Машины и оборудование, применяемые в АПК призваны, в первую очередь, автоматизировать трудоемкий процесс выполнения монотонных операций. Для совершенствования процесса обучения работников предлагается разработка и внедрение инструктивных карт безопасных методов и приемов труда.

Инструктивная карта – это подробная инструкция-схема выполнения определённых работ (трудовых операций), включающая требования безопасности [1–4]. Данные карты реализуют риск-ориенти­рованный подход в вопросах обучения персонала, закрепляя определенные действия работников, выполнение которых в соответствии с заявленной последовательностью и полноте, исключают возникновение и развитие неблагоприятных событий.

Рассмотрим более подробно создание инструктивной карты для растениеводства, в котором задействовано наибольшее количество специальной техники.

Весь объем работ при возделывании сельскохозяйственных культур, например, яровой пшеницы, можно разделить на 7 этапов, представленных в таблице 1.

 

Обработка почвы (этап № 1) включает зяблевую (основную или осеннюю вспашку) и предпосевную (весеннюю) обработку. Зяблевая вспашка является важным технологическим подготовительным этапом, так как яровая пшеница очень требовательна к качеству подготовки почвы. Способы основной и предпосевной обработки почвы под яровую пшеницу зависят от предшественников и типа почвы. Основная обработка почвы после уборки стерневого предшественника состоит из лущения стерни дисковыми лущильниками. После пропашных культур проводят культивацию. Через 2–3 недели после культивации или лущения проводят вспашку плугом с предплужником и катком на глубину пахотного слоя.

Лущение – это прием обработки почвы на глубину 6–14 см, обеспечивающий рыхление и перемешивание верхнего слоя. С помощью этого приема заделывают пожнивные остатки и семена сорняков в почву, чтобы спровоцировать их к прорастанию. Лущение жнивья проводят одновременно с уборкой предшественника или не позднее чем через 2–3 дня после нее. Между лущением и зяблевой вспашкой должно пройти около 15 дней, чтобы опавшие семена сорняков успели прорасти. Перед началом работы лущильных агрегатов поле очищают от соломы. Разбивают его на загоны так, чтобы агрегаты двигались вдоль долинных сторон поля.

На зябь пашут плугами с предплужниками. Пахать зябь необходимо в ранние сроки, когда появятся всходы сорняков, так как на рано вспаханномзябе накапливается больше влаги и питательных веществ за счет разложения питательных остатков и зарытых сорняков. Также, во время зяблевой вспашки на лущеном поле, кроме уничтожения всходов сорняков, запахивают органические и минеральные удобрения в почву.

При прямоточной технологии удобрения транспортируют и вносят одними и теми же техническими средствами: тракторными кузовными разбрасывателями марок ПРТ, РОУ или МТТ грузоподъемностью от 3 до 20 т, обеспечивающими достаточно высокую равномерность распределения органических удобрений по поверхности почвы. В кузова этих машин удобрения загружают погрузчиками ПЭ-0,8Б, ПЭ-Ф-1А или ПФП-1,2, монтируемыми на трактора.

При перевалочной технологии удобрения вывозят из прифермского навозохранилища на край поля и там формируют бурты. Для внесения удобрений используют технические средства, указанные выше.

При двухфазной технологии навоз вывозят на поле автосамосвалами или тракторными прицепами одинаковой грузоподъемности и формируют в кучи согласно заданной норме внесения. Из куч его распределяют по полю валкователями-разбрасывателями РУН-15Б или «Буран». Первые две технологии применяют практически во всех зонах страны. Эффективность этих технологий зависит от грузоподъемности и радиуса перевозок. Машины грузоподъемностью до 6 т целесообразно применять при радиусах перевозок до 3 км. При перевозках на более длинные расстояния используют машины грузоподъемностью 10–26 т.

Не смотря на многообразие технологий, применяемых для зяблевой обработки почвы, обязательными операциями остаются лущение и вспашка. Пример составления инструктивной карты при проведении этих операций показан на рисунке 1.

В блоке названия указывается непосредственное наименование вида работ, то есть, для какой именно операции разработана инструктивная карта.

В части 1«Характеристика оборудования» приводится краткая характеристика применяемого оборудования, технических устройств с графическими материалами. При необходимости могут быть приведены принципиальные схемы, фотографии оборудования. Особое внимание необходимо уделить основным элементам, устройствам защиты. При этом следует исключать информацию, которая не является необходимой при выполнении работ и не влияет на безопасность работника и оборудования во время проведения работ.

В части 2«Требования безопасности труда при выполнении работ» описываются вредные и опасные производственные факторы, характерные выполняемой работе и применяемому оборудованию. Возможно указать методы безопасной, безаварийной работы и приемы уменьшения или исключения воздействия данных факторов на работников. В данной части также указываются необходимые и применяемые при выполнении работ спецодежда, спецобувь, средства индивидуальной и коллективной защиты.

Часть 3 «Порядок проведения и меры безопасности при выполнении работ» является основной и самой большой частью инструктивной карты, где приведен подробный алгоритм выполнения операций работником с соблюдением безопасных методов и приемов выполнения работ.

В этой части целесообразно выделять 3 основных раздела: подготовка к выполнению работ; выполнение работ; завершение работ.

Все подразделы инструктивной карты оформляются в виде таблицы, с желательной нумерацией операции в хронологическом порядке. Описание выполняемых операций должно быть однозначно понимаемым и не должно трактоваться каждым рабочим по-разному. Также можно указывать место, занимаемое работником во время операции и техники, что особо важно при соблюдении установленной траектории движения по обрабатываемым полям.

При наличии условий, запретов, предупреждений, на которые работнику необходимо обратить особое внимание при проведении операций, они описываются под словом «ВНИМАНИЕ!» (оформляется красным цветом для указания особой важности при выполнении операции и привлечения внимания работника к данному пункту). Все подразделы сопровождаются фотографиями или графическими изображениями для наглядности, а также лучшего понимания и запоминания рабочими информации. Условия под надписью «ВНИМАНИЕ!» необходимо указывать до или после описания операции, в зависимости от того, в какой период времени работнику необходимо на них обратить внимание, то есть в хронологическом порядке.

В части 2 и 3 возможно использование специального блока «ЗАПРЕЩАЕТСЯ», в котором приводятся общие запреты при проведении работ вне зависимости от очередности операций.

Основная цель разработки и внедрения инструктивных карт – это повышение качества подготовки работников непосредственно на рабочих местах дляпредупреждение производственного травматизма.

Задачами инструктивных карт являются:

– наглядное представление и детальное описание выполнения каждой элементарной операции работниками;

– акцентирование внимания работника на важных моментах при проведении работ, влияющих на его безопасность и безопасность процесса в целом;

– формирование зрительной памяти работника при изучении инструктивных карт;

– исключение неточных определений и операций, предоставляющих работнику право ошибочного выбора действий при выполнении работ;

– соблюдение отведенного времени на проведение работ без снижения уровня безопасности системы «человек – машина – окружающая среда».

При обучении рабочих вопросам охраны труда и безопасности необходимо рассматривать работников, технические устройства, объект как единую слаженную систему. Исходя из этого, важно понимать, что при нарушении работы одного из звена данной системы могут возникнуть неблагоприятные исходы, предотвращение которых – основной принцип разработки инструктивной карты.

Литература

1. Afanasjeva, I. V. Improving procedures of training employees by implementing guidance cards safe methods and techniques of work / 
I. V. Afanasjeva, R. I. Fathutdinov // Machines. Technologies
.Materials.Internationalscientificjournal. – № 10. – 2016. – Р. 10–12.

2. Климова, И. В. Инструктивная карта как инструмент предупреждения аварий, инцидентов, производственного травматизма на объектах добычи и транспортировки нефти и газа / И. В. Климова, Р. И. Фатхутдинов // Нефтегазовое дело. – № 4. – 2016. – С. 195–200.

3. Климова, И. В. Внедрение инструктивных карт безопасных методов и приемов труда с целью повышения эффективности обучения персонала нефтегазовых предприятий / И. В. Климова, Д. Г. Селиванов // Материалы международной конференции «Рассохинские чтения» 
(2–3 февраля 2017 года). В 2 ч. Ч. 2 / под ред. Н. Д. Цхадая. – Ухта: УГТУ, 2017. – С. 233–236.

4. Климова, И. В. Применение алгоритмического подхода при разработке инструктивных карт безопасных методов и приемов труда для нефтешахт / И. В. Климова // Сборник статей ЦНС «Международные научные исследования» по материалам XV международной научно-практической конференции: «Проблемы и перспективы современной науки», Москва: сборник статей (уровень стандарта, академический уровень). – Москва: «ISI-journal», 2017. – С. 26–30.