Игровая приставка. Общественная безопасность по результатам судебных технических экспертиз несчастных случаев. О. В. Лонский (№ 4, 2017)

Скачать выпуск "Безопасность и охрана труда" №4,2017
УДК 791.7:331.821
Анализ общественной безопасности по результатам 
судебных технических экспертиз несчастных случаев
 
О.В. Лонский
кандидат технических наук, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности Пермского национального исследовательского политехнического университета
е-mail:bg@pstu.ru
Реферат
В нашей стране наблюдается настоящий бум в развитии малого и среднего бизнеса в области создания баз отдыха, парков развлечений и отдельных аттракционов, размещенных в зонах отдыха населения, как для детей так и для взрослых, а также оснащения территорий детских садов, придомовых территорий детскими площадками.
Парки развлечений с захватывающими аттракционами и детские площадки не так безопасны, как кажется. Об этом говорит и статистика несчастных случаев на аттракционах в Российской Федерации.
В связи с полной технической неграмотностью в области безопасности предпринимателей, сотрудников управляющих компаний, ТСЖ и других субъектов эксплуатирующих аттракционы и детские игровые площадки, спортивные сооружения, необходимо организовать их обучение безопасности аттракционов и детских игровых площадок, например, в существующих учебных центрах.
До настоящего времени должного контроля за проектированием, производством, эксплуатацией аттракционов и детских игровых площадок не велось, так как не было государственного контролирующего органа. С введением в действия Технических регламентов «О безопасности аттракционов» и «О безопасности комплекса детских площадок» и, как следствие, с введением государственного контроля за проектированием, производством, эксплуатацией аттракционов и детских площадок следует ожидать значительного уменьшения травматизма на аттракционах и детских игровых площадках.
Необходимо усилить административную и уголовную ответственность предпринимателей эксплуатирующих аттракционы и детские площадки за травмы и смерти людей и в первую очередь детей, случившиеся из-за нарушения нормативных требований к устройствам для развлечения и отдыха по вине предпринимателя. Анализ общественной безопасности по результатам судебных технических экспертиз несчастных случаев показывает это.
Ключевые слова: безопасность, аттракцион, детская игровая площадка, технический регламент, обучение, ответственность, экспертиза.
Analysis of public security according to the results 
of forensic and technical expertise of accidents
O.V.Lonskiĭ
Ph.D. in Technical Sciences, assistant professor of the Department of Life Safety, Perm National Research Polytechnic University
 
Abstract
In our country small and medium-sized businesses have been currently booming. Recreation camps and amusement parks have been built; in public recreation areas certain amusement rides, both adults’ and children’s, have been set; and children’s playgrounds have been arranged at kindergartens and grounds adjacent to residential buildings.
Thrilling amusement rides in amusement parks and children’s playgrounds are not seemingly safe. The evidence is the rate of accidents at amusement rides in the Russian Federation.
Due to complete lack of technical expertise by businessmen and employees of condominiums, facility managers, and other bodies maintaining attraction rides and children’s playgrounds, it is essential to organize safety control training of persons in charge. The training can be arranged in current training centres.
Up to date, there was no due control of design, production and maintenance of playgrounds and amusement rides as far as there was no state controlling entity.
As soon as the Technical Regulations “AmusementRide Safety” and “Children’s Playround Safety” have been introduced and, hence, the state control of design, production and maintenance of playgrounds and amusement rides has been instituted, considerable reduction of accidents at amusement rides and children’s playgrounds can be expected.
It is essential to strengthen administrative and criminal responsibility of businessmen, who operate amusement rides and children’s playgrounds, for people’s (in the first place children’s) injuries occurred as a result of businessmen’s violation of regulatory requirements to amusement rides. Analysis of public security according to the results of forensic and technical expertise of accidents shows this.
Keywords: safety, amusement ride, children’s playground, technical regulation, training, responsibility, examination.
 
В настоящее время в нашей стране наблюдается настоящий бум в развитии малого и среднего бизнеса в области создания баз отдыха, парков развлечений и отдельных аттракционов, размещенных в зонах отдыха населения, как для детей так и для взрослых, а также оснащения территорий детских садов, школ, придомовых территорий детскими площадками и спортивными сооружениями. Об этом говорит и статистика несчастных случаев на аттракционах в Российской федерации [1]. Несчастные случаи происходят и при проведении массовых мероприятий на площадях, улицах городов, городских парках, на придомовых территориях, детских площадках детских садов, спортивных площадках школ, лицеев и т.д.
Ежегодно тысячи российских детей получают около 40 тыс. травм на детских и спортивных площадках [2]. Причиной этих происшествий является наличие на этих площадках не сертифицированных, не проверенных на физическую безопасность для детей сооружений. За границей индустрии развлечений и в частности созданию различных луна парков насыщенных различными аттракционами существует давно, но и там происходят постоянно несчастные случаи, поэтому безопасности аттракционов там уделяется большое внимание. [3–5]. Авторы ряда статей сетуют на отсутствие обязательных для исполнения изготовителями и эксплуатационниками нормативно-технических документов ГОСТов, СНиПов, СанПинов, Технических регламентов, но это не совсем так. [6–8].
До принятия технического регламента Таможенного союза или ЕврАзЭС «О безопасности аттракционов» и аналогичного по безопасности детских игровых площадок действует статья 46 Закона «О техническом регулировании»
Это означает, что ГОСТ 53130–2008 Безопасность аттракционов Общие требования, ГОСТ Р 52170–2003 Безопасность аттракционов механизированных. Основные положения по проектированию стальных конструкций, ГОСТР52169–2012 Оборудование и покрытия детских игровых площадок Безопасность конструкции и методы испытаний Общие требования, ГОСТ Р 52167–2012 Оборудование и покрытия детских игровых площадок Безопасность конструкции и методы испытаний качелей. Общие требования и ряд других ГОСТов, касающихся безопасности должны выполняться, но очень часто не выполняются.
Тезис о том, что нельзя кошмарить малый бизнес проверками должен подкрепляться значительным усилением административной и уголовной ответственности предпринимателей эксплуатирующих аттракционы и детские площадки за травмы и смерти людей и в первую очередь детей случившиеся из-за нарушения нормативных требований к устройствам для развлечения и отдыха по вине предпринимателя [9].
Нарушение требований нормативных документов по безопасности в области аттракционов и детских игровых площадок сплошь и рядом сопровождается отсутствием каких либо контролируюших и надзорных органов в этой области в субъектах федерации. Предложения поручить контроль и надзор за этими объектами Ростехнадзору, к сожалению, нереальны [7].
В Москве надзор за техническим состоянием и безопасной эксплуатацией аттракционов поручен Специализированной государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники (Спецгортехнадзор), но про детские площадки там нет ни слова. Очевидно, что до вступления в силу технических регламентов по вопросам безопасности аттракционов и детских площадок, которые должны определить органы надзора необходимо требовать с предпринимателей выполнения требований безопасности и организовывать контроль на уровне субъектов федерации, но этого не происходит, пока не случаются несчастные случаи и как не прискорбно в основном с детьми и заводятся уголовные дела.
Примером таких нарушений являются несчастные случаи, произошедшие в Пермском крае в 2015 году, техническую судебную экспертизу которых проводили сотрудники нашей кафедры.
Первый несчастный случай произошел с двенадцатилетней девочкой в городском парке развлечений. Телесные повреждения пострадавшая получила при оказании ей услуг на аттракционе «Веревочный парк», при спуске на участке «Тарзанка». В результате падения с высоты около 4 метров девочка получила травмы, с которыми была доставлена в медицинское учреждение, где ей была оказана медицинская помощь.
При проведении технической судебной экспертизы по возбужденному уголовному делу выяснились следующие нарушения:
аттракцион был построен самим предпринимателем без проекта;
технической документации на аттракцион нет;
после сборки аттракциона не были проведены приемо-сдаточ¬ные испытания с оформлением соответствующего акта;
журнал учета технического обслуживания и ремонта велся не в соответствии с требованиями ГОСТа 53130;
на аттракционе «Тарзанке» был применен трос диаметром 8 мм, что недопустимо при использовании роликовой тандем-каретки с прорезью 7 мм;
тандем-каретка на «Тарзанке» использовалась без дополнительной страховки отдельным усом с карабином;
государственного (регионального) контроля за эксплуатацией аттракциона не велось.
В литературе веревочные парки широко рекламируются как безопасные и интересные аттракционы [10].
Второй несчастный случай произошел 01.05.2015 в дневное время на территории базы отдыха, в ходе пользования качелей виде лодки кустарного изготовления, не отвечающей требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей.
Пятилетняя девочка получила телесные повреждения в виде ушибленных ран 2,3,4 пальцев правой кисти, открытые переломы средних фаланг 3 и 4 пальцев правой кисти со смещением, из за падения правой задней части качели на землю из-за откручивания стягивающего механизма (талрепа) металлической тяги качели, дальнейшего ударного воздействия металлического корпуса посадочного места в форме лодки и металлической стойки качели. Полученные девочкой травмы классифицируются как вред здоровью средней тяжести.
При проведении технической экспертизы по возбужденному уголовному делу выяснились следующие нарушения:
аттракцион качели был сконструирован и построен деревенским жителем по заказу предпринимателя без проекта,
не было никакой технической документации на аттракцион качели
конструкция качелей не соответствовала требованиям ГОСТ Р 52167–2012 по которому на качелях запрещается применять жесткие элементы подвеса, а качели на базе были подвешены на металлических прутьях с использованием талрепов для регулировки подвеса;
после сборки качелей не проведены приемо-сдаточные испытания с оформлением соответствующего акта;
журнал учета технического обслуживания и ремонта не велся;
правил поведения для посетителей, включая требования к физическим и антропометрическим данным посетителей, на которых рассчитаны аттракцион качели, максимальную скорость движения, время катания, необходимые перерывы между сеансами и т.д. на базе не было;
конструкция качелей не соответствовала требованиям ГОСТ Р 52167–2012 по которому на качелях запрещается применять жесткие элементы подвеса, а качели на базе были подвешены на металлических прутьях с использованием талрепов для регулировки подвеса;
государственного (регионального) контроля за эксплуатацией качелей не велось.
Ни руководитель базы отдыха, ни ее сотрудники не имеют технического образования.
До этого, 19 июля 2013 года в городском парке развлечений 38 летняя женщина выпала из кабинки во время катания на аттракционе TwisterCoaster с высоты около 3 метров и получила тяжёлые травмы. В дальнейшем она скончалась в больнице.
Последняя трагедия произошла в Суксунском районе Пермского края 28.08.2017, когда на спортивной площадке села Орда упали футбольные ворота на 11-летнюю девочку, которая от полученных травм скончалась. И это не первый случай в Пермском крае, когда футбольные ворота травмируют детей.
Проведение массовых мероприятий на площадях города зачастую также приводят к несчастным случаям. Примером этому является падение металлической конструкции 24.05.2017 при проведении репетиции «Фестиваля Хоров», на площади напротив главного входа в здание МАУК «Пермский городской дворец культуры имени А.Г. Солдатова», расположенного по адресу: г. Пермь, Комсомольский проспект, 79.
В результате падения указанной металлической конструкции, семи малолетним и несовершеннолетним потерпевшим причинены травмы различной степени тяжести, а несовершеннолетней Павловой М.Э., 21.06.2002 года рождения, – тяжкий вред здоровью.
В Москве действует Временное положение о порядке организации и проведения массовых культурно-просветительных, театрально-зрелищных, спортивных и рекламных мероприятий в Москве (Приложение к распоряжению Мэра Москвы от 5 октября 2000 года N 1054-РМ (с изменениями на 30 августа 2016 года). В Пермском крае подобного документа нет.
Во многих субъектах РФ, как и в Пермском крае, нет органов надзора, и никто не проверяет состояние аттракционов и тем более детских площадок, спортивных сооружений. Безопасность технического состояния сооружений при проведении массовых мероприятий также ни кто не проверяет. Все проверки если и проводятся то самими предпринимателями, которые как показывает практика технически некомпетентны.
В ряде регионов созданы учебные центры по безопасности аттракционов, например, ООО «Центр по безопасности аттракционов» в Краснодаре. На самом деле необходимо обучать безопасности всех предприниматели так или иначе участвующие в создании и эксплуатации технических устройств в местах с массовым пребыванием людей.
В результате проведенного исследования проблемы обеспечения безопасности технических средств используемых при проведении массовых мероприятий можно сделать следующие выводы:
травматизм на аттракционах и детских игровых площадках спортивных сооружениях в РФ очень велик;
в связи в полной технической неграмотностью в области безопасности предпринимателей, сотрудников управляющих компаний, ТСЖ и других субъектов необходимо организовать их обучение безопасности в существующих учебных центрах;
необходимо усилить административную и уголовную ответственность предпринимателей эксплуатирующих технические средства используемые при проведении массовых мероприятий за травмы и смерти людей и в первую очередь детей, случившиеся из-за нарушения нормативных требований к устройствам для развлечения, спорта и отдыха по вине предпринимателя.
Литература:
1. Цвиркун С. Вот такая карусель // Саморегулирование и бизнес. 2014. № 54 (10). – С. 68–70.
2. Грухин Ю.А. Шкитина Е. Д. Травмоопасные детские площадки // Новые парадигмы общественного развития: экономические, социальные, философские, политические, правовые, общенаучные тенденции и закономерности / Материалы международной научно-практической конференции (28 декабря 2015г.): в 4 ч. – Саратов: Академия управления 2016. – Ч.4. С. 42–43.
3. Cameron S. Safety on the agenda at compressed IAAM Confab // Amusement Business. – 2004. – Vol. 116, № 24. – P. 25–26.
4. Dodge D. Product safety and the amusement park industry // Professional Safety. 2001. – Vol. 46. № 10. – P. 43.
5. O'Brien T. Aims safety boasts record // Amusement Business. – 
2003. – Vol. 115,№ 4. – P. 3.
6. Худошин А.А., Сорокин В.А., Зимина В.А. Аттракционы как объекты повышенной опасности // Безопасность труда в промышленности. – 2007. – № 4. – С. 31–33.
7. Худошин А.А., Зимина В.А., Плужников А.А. Аттракционы как объекты повышенной опасности // Безопасность труда в промышленности. – 2008. – № 4. – С. 17–18.
8. Зубарева И. Катайся кто может //Российская бизнес-газета – 05.08.2014. – №959 (30) – с. 4.
9. Гончарова О. В. Обеспечение безопасности детских игровых площадок // Сборник конференции НИЦ Социосфера. – 2014. – № 63. – С. 27–31.
10. Козина Ж.Л., Козин С.В., Антонов О.В., Гринь Л.В. Веревочные парки как средство повышения двигательной активности учащейся молодежи // Физическое воспитание студентов. – 2011. – № 6. – С. 40–44.