Выполнение работ на высоте на ВЛС в Волгоградском филиале ПАО «Ростелеком». В. А. Сенченко, Е. А. Глумов (№4, 2015)

Скачать выпуск "Безопасность и охрана труда" №4,2015

Сенченко В.А.,

Ведущий специалист по охране труда ПАО «Ростелеком» 

E-mail: Vladimir_Senchenko@vlg.south.rt.ru

 

Глумов Е.А.,

Начальник службы охраны труда

Волгоградского филиала ПАО «Ростелеком»

 

Травматизм при выполнении работ на высоте в целом по Российской Федерации занимает значительную долю. В отрасли «Связь» падение пострадавших с высоте составляет 15 % от общего количества несчастных случаев на производстве [1]. Такая ситуация наблюдается и в других отраслях народного хозяйства. К примеру, согласно данным Росстата по отрасли «Строительство» [1], общее число несчастных случаев на производстве в 2014 г. составило 3310, из них 862 случая (26 %) — падение пострадавших с высоты. Такая статистика, достаточно стабильная из года в год, привела к принятию новых нормативных документов по охране труда при выполнении работ на высоте. Поэтому с 2015 года были ужесточены требования безопасности при выполнении работ на высоте в новых Правилах по охране труда при работе на высоте (далее Правил) [2].  В новой редакции Правил законодатель добавил новые организационные мероприятия при работе на высоте. Теперь в соответствие с пунктом 17 Правил работодатель до начала выполнения работ на высоте должен организовать проведение технико-технологических и организационных мероприятий  включающие в себя разработку и выполнение плана производства работ на высоте (далее - ППР на высоте), выполняемых на рабочих местах с территориально меняющимися рабочими зонами. Таким образом, для производства работ на высоте необходим еще один документ, который регламентирует меры безопасности при производстве работ [3]. Данные мероприятия преследуют цель подробно регламентировать работы на высоте, что в конечном итоге должно привести к снижению производственного травматизма на высоте.

В Волгоградском филиале в настоящее время утверждены планы производства работ по всем видам работ на высоте. Основная масса работ на высоте в Волгоградском филиале проводятся на воздушных линиях связи (далее ВЛС). Поэтому мерам безопасности при производстве работ на ВЛС в филиале уделяется повышенное внимание.

Все работы на высоте на воздушных линиях связи проводятся по наряду - допуску. До начала выполнения работ по наряду-допуску для выявления риска, связанного с возможным падением работника, проводиться осмотр рабочего места на предмет соответствия Правилам по охране труда при работе на высоте и наличию вредных и опасных производственных факторов. Осмотр рабочего места проводится ответственным руководителем работ в присутствии ответственного исполнителя работ.

При осмотре рабочего места должны выявляться причины возможного падения работника. Проверить состояние опоры по результатам контрольного осмотра опор, проведенного  в соответствии с Инструкцией о порядке проведения контрольного осмотра воздушных линий связи Макрорегионального филиала «Юг» ОАО «Ростелеком» (приказ МРФ «Юг» от 28.05.2012 г. № 235). А так же проверить надежность и механическую прочность опор на ремонтируемом участке [6].

При выполнении работ на высоте в охранных зонах сооружений или коммуникаций наряд-допуск выдается при наличии письменного разрешения владельца этого сооружения или коммуникации.

Если работы на высоте проводятся одновременно с другими видами работ, требующими оформления наряда- допуска, то может оформляться один наряд-допуск с обязательным включением в него сведений о производстве работ на высоте и назначением лиц, ответственных за безопасное производство работ.

Не допускается выполнение работ на высоте:

- в открытых местах при скорости воздушного потока (ветра) 15 м/с и более;

- при грозе или тумане, исключающем видимость в пределах фронта работ, а также при гололеде с обледенелых конструкций и в случаях нарастания стенки гололеда на проводах, оборудовании, инженерных конструкциях (в том числе опорах линий электропередачи), деревьях;

- при монтаже (демонтаже) конструкций с большой парусностью при скорости ветра 10 м/с и более.

Работы на опорах ВЛС выполняются бригадой, не менее чем из двух человек. Количественный состав бригады, необходимое оборудование, инструменты и приспособления, а так же необходимость применения машин и механизмов, в каждом конкретном случае в зависимости от проводимой работы на столбах воздушной линии связи (подъем грузов на опору, подвеска проводов и кабелей, сварка проводов, демонтаж линий и т.д.) определяется руководителем, имеющим право выдачи нарядов-допусков.

Работы на ВЛС вблизи проезжей части проводятся в соответствие с Инструкцией о порядке соблюдения требований охраны труда при организации и проведении работ на проезжей части (вблизи проезжей части) автомобильных дорог в Волгоградском филиале ОАО «Ростелеком»  (Редакция 1), утвержденной Приказом Волгоградского филиала №0403/01/749-14 от 13.11.2014 года.  

Все работы на проезжей части и на полосе отвода автомобильной дороги являются работами с повышенной опасностью. При выполнении этих работ необходимо оформлять наряд – допуск на производство работ в местах действия опасных и вредных производственных факторов и составить, с привязкой к местности, схему организации движения транспортных средств и пешеходов на участке проведения работ. Схемы организации движения и ограждения мест производства работ должны быть заблаговременно согласованы с органами ГИБДД и, при необходимости, с руководством дорожно-эксплуатационной организации.

Основной способ подъема на опору в Волгоградском филиале считается подъем с помощью автовышки и приставной лестницы. При применении приставной лестницы до начало ее использования необходимо проверить ее на прочность [7].

Работы по натяжению проводов, работы с использованием механизированного инструмента (например, при пробивке отверстий пневматическим или электрическим молотком), работы по поддержанию на высоте тяжелых деталей и т.п. проводить с лестниц запрещается.

Работы на ненадежных опорах необходимо осуществлять с помощью автовышки. Подъем на ненадежные опоры без автовышки можно осуществлять только после укрепления таких опор рогачами.

Допускается подъем на опоры с помощью когтей или лазов в необходимых на то случаях в соответствии с требованиями раздела 3.3 отраслевых Правил по охране труда при работах на воздушных линиях связи и проводного вещания (радиофикации) ПОТ РО-45-006-96 и соблюдении требований к когтям и лазам согласно пунктов 164-171 Правил по охране труда при работе на высоте.

Подъем на опоры, имеющие ступени, осуществляется по ступеням с использованием страховочных систем.

Система обеспечения безопасности работ на высоте состоит из:

а) анкерного устройства;

б) привязи (страховочной и для позиционирования);

в) соединительно-амортизирующей подсистемы (стропы, канаты, карабины, амортизаторы, средство защиты от падения ползункового типа на гибкой или на жесткой анкерной линии).

При подъеме на ВЛС и линий проводного вещания (радиофикации) в качестве анкерного устройства необходимо использовать гибкую анкерную линию [4].

При выборе места, где анкерные устройства должны быть установлены или размещены, следует учитывать планируемые особенности работ, которые будет осуществляться на них, например, что точка, где начинается спуск находится прямо над предполагаемым местом работы [5].

Анкерные устройства должны быть расположены так, чтобы исключить возможность контакта присоединяемых анкерных линий с любыми опасными поверхности, например острыми краями; высоковольтной линии электропередач. Если это невозможно или практически неосуществимо, анкерные линии должны быть соответствующим образом защищены от таких опасных поверхностей, например путем использования отклонителей, протекторов на угол или протекторов для веревки. Это очень важно для безопасности пользователя.

Рекомендуется, чтобы искусственные или естественные структуры, которые будут использоваться для инсталляции или размещения анкерного устройства оценивались инженером, а если это не ясно - компетентным лицом, на предмет того, что эта структура достаточно стабильна и прочна. Примером, когда инженер может не потребоваться, является анкерный строп соответствующей прочности, закрепленный вокруг твердой стационарной структуры, такой как дерево или большая стальная балка. В случае каких-либо сомнений относительно адекватности функции искусственной или естественной структуры - инженер должен произвести оценивание. Инженер должен письменно подтвердить что все комбинации нагрузок, которые могут возникнуть в самом худшем случае предлагаемая искусственная или естественная структура смело выдержит, учитывая и то, что динамические нагрузки, например, при ситуации остановки падения, могут быть значительно выше, чем статические или квази-статические нагрузки, создаваемые при нормальной деятельности на веревке техником веревочного доступа.

Установка анкерного устройства должна быть такой, чтобы они не ухудшали целостность искусственной или естественной структуры.

 При выполнении работ на опорах воздушных линиях связи в качестве точек крепления гибкой анкерной линии допускается использовать: верхнюю часть опоры при помощи крепежной петли (Рис. 1); траверсу при помощи специальных крюков; верхний край лестницы через опору. А так же допускается использовать в качестве гибкой анкерной линии удлинитель стропа, который крепит верхний край лестницы к опоре (2). В данном случае удлинитель стропа выполняет двойную функцию: крепит лестницу к опоре и служит гибкой анкерной линией. Удлинитель стропа проходит вокруг опоры и крепится карабином. Таким образом, выполняется требование к допустимым нагрузкам на анкерные точки крепления.

 

 

 

  Рис. 1. Схема крепления на опоры гибких анкерных точек: 1 — анкерная петля; 2 — овальный карабин; 3 — рабочий страховочный трос; 4 — телескопическая штанга

Рис. 2  Крепление гибкой анкерной линии удлинителем стропа, который крепит верхний край лестницы к опоре.

   При работе на ВЛС и линиях проводного вещания (радиофикации) работники должны использовать привязи для страховки и позиционирования на опоре. Страховочная привязь (пояс предохранительный лямочный) это компонент страховочной системы для охвата тела человека с целью предотвращения от падения с высоты, который может включать соединительные стропы, пряжки и элементы, закрепленные соответствующим образом, для поддержки всего тела человека и для удержания тела во время падения и после него.

Страховочная привязь должна иметь точки крепления (на груди и спине) для присоединения к системе защиты от падения и две боковые точки крепления на поясе для работы в подпоре (при позиционировании).

Подсоединение соединительно-амортизирующей подсистемы к работнику осуществляется за элемент привязи, имеющий маркировку A. Подсоединение к точке, расположенной на спине и помеченной на схеме буквой A, является предпочтительным, поскольку исключает возможность случайного ее отсоединения (отстегивания) самим работником и не создает помех при выполнении работ.

Перед применением страховочной привязи необходимо провести ее осмотр. Осмотр в Волгоградском филиале проводиться в соответствие с Методикой осмотра средств защиты от падения с высоты до и после использования в Волгоградском филиале ПАО «Ростелеком». Осмотр страховочной привязи проводиться до и после каждого использования. Данные периодической проверки страховочной привязи фиксируются в идентификационной карте страховочной привязи.

В систему обеспечения безопасности работ на высоте входит соединительно – амортизирующие подсистемы. Это стропы, канаты, карабины, амортизаторы, средство защиты от падения ползункового типа на гибкой или на жесткой анкерной линии. Подсоединение соединительно-амортизирующей подсистемы к работнику осуществляется за элемент привязи, имеющий маркировку A. Подсоединение к точке, расположенной на спине и помеченной на схеме буквой A, является предпочтительным, поскольку исключает возможность случайного ее отсоединения (отстегивания) самим работником и не создает помех при выполнении работ

При подъеме на опору работник присоединяет блокирующее устройство ползункового типа к гибкой анкерной линии (Рис. 3).

Подсоединение соединительно-амортизирующей подсистемы к работнику осуществляется за токи крепления на груди.

 При подъеме (или спуске) на опору блокирующее устройство ползункового типа перемещается по гибкой анкерной линии.

При падении работника блокирующее устройство фиксируется на гибкой анкерной линии и работник зависает.

 

Рис. 3. Крепление работника при помощи блокирующего устройства ползункового типа к гибкой анкерной линии и страховочной привязи

 

Когда работник поднялся на опору регулируемым стропом работник может позиционироваться на опоре. При выполнении работы на опоре этот строп служит системой позиционирования на опоре.

Поднявшись на опору воздушной линии связи, необходимо с помощью указателя напряжений убедиться в отсутствии на проводах постороннего напряжения. Проверять отсутствие постороннего напряжения следует сначала указателем высокого напряжения, а после этого - указателем низкого напряжения.

При работе на угловой опоре с траверсным профилем нужно располагаться с внешней стороны угла по отношению к проводам, на которых производится работа. Перед началом работы необходимо проверить прочность насадки изоляторов на штыри у провода, по отношению к которому работник будет находиться с внутренней стороны угла. Поврежденные изоляторы необходимо снимать с крюков и штырей в рукавицах.

На угловой опоре с крюковым профилем необходимо работать с внешней стороны угла, образованного проводами.

Устанавливать лестницы и работать на угловых кабельных опорах разрешается только с внешней стороны угла, образованного кабелями.

Подъем на опору арматуры, проводов и т.п. следует производить при помощи веревки и после того, как работник устойчиво и надежно укрепится на опоре. К середине веревки привязывают необходимые предметы, второй конец веревки находится в руках у стоящего внизу работника, который удерживает поднимаемые предметы от раскачивания.

Запрещается при подъеме на опору поднимать с собой провода, траверсы, трансформаторы и другие тяжелые предметы.

Подъем на опору груза с массой, превышающей 15 кг, производится с помощью блока. Ослабить удерживающую веревку разрешается после того, как груз будет надежно закреплен на опоре.

Паяльную лампу или разогретую кабельную массу на кабельную опору надо подавать в ведре. Вынимать лампу или чайник с кабельной массой из ведра разрешается только в рукавицах, когда ведро надежно установлено на кабельной площадке.

В заключении можно сказать следующее:

1. Грамотное и четкое формулирование требований безопасности при проведении работ на воздушных линиях связи и проводного вещания является фундаментом обеспечения безопасности работ на высоте;

2. Разработка и утверждение планов производства работ на высоте является механизмом для проработки мер безопасности для конкретных работ в организации.

3. Для типовых видов работ необходимо на законодательном уровне разработать и утвердить типовые планы производства работ, которые могли бы адаптировать у себя организации. 

 

Библиографический список:

 

1. Письмо Росстата №1199/ОГ от 29.07.2015. «Данные о среднесписочной численности работников строительства и связи, а также распределение пострадавших по основным видам происшествий, приведших к несчастному случаю в Российской Федерации за 2014 год». // Росстат: URL: http://www.gks.ru / Официальная статистика / Базы данных / ЕМИСС / Федеральная служба государственной статистики / Рынок труда / Численность и начисленная заработная плата одного работника по полному кругу организаций (дата обращения: 02.10.2015).

2. Приказ Минтруда России от 28.03.2014 № 155н «Об утверждении Правил по охране труда при работе на высоте» // КонсультантПлюс: региональный информационный центр. URL: http://www.infocom.su (дата обращения: 02.12.2015).

3. Карауш С. А., Сенченко В. А. Внедрение новых организационных мер безопасности при работе на высоте в строительстве // Вестник ТГАСУ. 2015. № 4. С. 186–191.

4. Гибкие анкерные линии // SAFE-TEC: Высокий стандарт безопасности. Захват на гибкой анкерной линии. URL: http://www.safe-tec.ru/products/zakhvaty/ (дата обращения: 01.10.2015).

5. ГОСТ Р ЕН 795–2012 ССБТ. Средства индивидуальной защиты от падения с высоты. Анкерные устройства. Общие технические требования. Методы испытаний. URL: http://docs.cntd.ru/document/1200097846 (дата обращения: 15.11.2015).

6. Сенченко В. А. Железобетонная связь. Контрольный осмотр при ремонте и техническом обслуживании воздушных линий связи // Безопасность и охрана труда. 2014. № 4. С. 47–49.

7. Сенченко В. А. Проблемы испытания средств индивидуальной защиты при работе на высоте на малых предприятиях строительной отрасли // Интернет-вестник ВолГАСУ. Сер.: Политематическая. 2014.Вып. 1(31). URL: http://vestnik.vgasu.ru/attachments/Senchenko1-2014_1(31).pdf