Пост технического диагностирования. Л. А. Буренко, В. А. Казакова, И. Б. Ивлева (№4, 2015)

Скачать выпуск "Безопасность и охрана труда" №4,2015

Л.А. Буренко., к.т.н.

В.А. Казакова, зав.сектором стандартизации

И.Б. Ивлева, ведущий инженер-маркетолог

ФГБНУ ГОСНИТИ

E-mail: ecoserv@mail.ru

 

L. A. Burenko

Senior researcher of Laboratory № 14, Cand. of Sci. (Techn.)

V. A. Kazakova

Manager of standardization department All-Russia Research Institute for the Agricultural Machines

I. B. Ivleva

Leading engineer and marketing specialist and Harvesters Engineering Technology and Services, Moscow

 

Technical diagnostics unit

The article presents labor dangers at stations of technical diagnostics of tractors and combines in the workshops of farms and enterprises. Recommendations are given on safety control when organizing and carrying out works at the stations, control devices are presented.

 

В настоящее время в хозяйствах агропромышленного комплекса сельскохозяйственные работы выполняются на тракторах «Беларусь», ДТ-75, Т-150, К-701 и др.; уборку зерновых культур (пшеница, ячмень и др.) – на зерноуборочных комбайнах типов «Нива», «Колос», «Сибиряк» и высокопроизводительных комбайнах «Дон-1500». При ремонте и техническом сервисе этих машин в мастерских  и на производственных участках необходимо соблюдать требования безопасности.

Расскажем подробнее о возможных источниках опасности и мерах  обеспечения безопасности на постах технического диагностирования.

Чтобы определить техническое состояние тракторов, комбайнов на предприятиях, в мастерских хозяйств организуют диагностику или безразборную проверку машин. Для этого оборудуют пост диагностики, который должен соответствовать следующим требованиям безопасности.

Размещение оборудования и приборов не должно мешать обзору оператора за комбайном (трактором) на посту.

Кроме общеобменной вентиляции, на посту диагностики устраивают местный (шланговый или дистанционный) отсос отработавших газов.

Номенклатура контролируемых параметров и рекомендуемых средств контроля по обеспечению безопасности на производственном участке диагностирования тракторов и сельскохозяйственных машин приведена в таблице.

Машины перемещают только после включения сигнала (звукового, светового). На рабочем месте оператора монтируют вращающийся регулируемый по высоте стул. Контрольные приборы устанавливают с не слепящими для оператора светильниками. В помещении поста должны быть огнетушители, аптечка первой помощи, бачок с питьевой водой.

Диагностированию подвергаются двигатель, трансмиссия, гидропривод, ходовая часть и другие части комбайна (трактора).

Большинство диагностических операций безопасно при выполнении, однако следует опасаться микротравм. При нарушении технологической последовательности, ослаблении внимания, потери осторожности мастера-наладчики, мастера-диагносты, слесари, механизаторы могут быть травмированы частями и механизмами обслуживаемой машины, рабочими жидкостями, диагностическими приборами и оборудованием в процессе разборочно-сборочных операций и диагностировании.

В большей мере это относится к операциям диагностирования, которые выполняются при работающем дизеле или прокручивании его пусковым двигателем, что требует от исполнителей повышенного внимания. При диагностировании дизеля следует обратить внимание на выполнение следующих операций. При проверке степени загрязненности фильтрующих элементов тонкой очистки топлива, состояния топливоподкачивающего насоса и перепускного клапана приспособлением КИ-13943 надо иметь дополнительную емкость (ведро, банку и т.п.) для обеспечения слива топлива.

 

Таблица – Номенклатура контролируемых параметров и рекомендуемых средств контроля по обеспечению технической и экологической безопасности на производственных участках диагностирования тракторов и самоходных сельскохозяйственных машин

 

Контролируемый параметр

Нормативное значение

Средство контроля

Выбросы в воздух:

сажа,%

СО,СН, NO2,%

пары бензина и дизельного топлива (углеводородные соединения), мг/м3 :

бензин-растворитель

бензин топливный

керосин

масла нефтяные

 

< 15

< 1

 

 

< 300

< 100

< 300

< 5

 

Дымомер

Газоанализатор

 

Газтестер

Выбросы нефтепродуктов в сточные воды, мг/л

< 5

 

«Экотест-110»

Освещенность, лк

> 200 (при общем освещении)

> 300 (при комбинированном)

Омметр

Электробезопасность, сопротивление:

заземляющих проводов, Ом

изоляции электроустройств, МОм

 

< 5

> 0,5

 

Омметр

Мегаомметр

Уровень шума (звуковое давление), дБ

< 80

 

Измеритель уровня звука (шумомер)

Воздух:

температура, оС

 

относительная влажность, %

скорость движения (сквозняки), м/с

 

18 – 20 (холодное время года)

21 – 23 (теплое время года)

6 – 40

< 0,2 (холодное время года)

< 0,3 (теплое время года)

 

Метеометр

 

Во время прослушивания автостетоскопом стуков в сопряжениях кривошипно-шатунного механизма дизеля, а также при проверке им работоспособности турбокомпрессора прибор следует подсоединять только к корпусу компрессора, а не к корпусу турбины.

Очищают и промывают диагностируемые составные части (форсунки, фильтры, воздухоочиститель) щетинной щеткой скребками и другими средствами, предупреждающими повреждение кожи рук абразивами и заусенцами, а также загрязнение ее смолистыми веществами. При проверке давления впрыскивания и качества распыливания топлива форсунками нельзя допускать попадания струи топлива на руки, так как возможны повреждения кожи и воспалительные процессы. Недопустимо попадание паров топлива в зону дыхания. Так, например, при использовании механотестера топливной аппаратуры дизеля КИ-16301М (рисунок 1), чтобы избежать этого, на штуцеры непроверяемых секций топливного насоса надо навинчивать защитные колпачки.

Рисунок 1 - Устройство для проверки форсунок и прецизионных пар  ТНВД дизеля (механотестер)  КИ-16301М

 

При диагностировании форсунок дизеля с помощью прибора люфтомера ИСЛ-М (рисунок 2) можно получить травму при снятии и постановке форсунок на дизель, а при проверке – от попадания топлива на лицо и части тела. Во время этой операции ни в коем случае нельзя пользоваться открытым огнем и курить.

Рисунок 2 - Измеритель суммарного люфта ИСЛ-М

 

Приспособлением КИ-13918М проверяют натяжение ремней. В случае соскакивания приспособления с ремня можно травмировать руку.

При опробовании комбайна (трактора) для проверки на функционирование основных составных его частей запрещено находиться вблизи него и работающих механизмов.

Наибольшую опасность представляют операции диагностирования гидропривода и рабочих органов комбайна, так как они выполняются мастером-наладчиком (диагностом)  при работающем двигателе и большом давлении в системе гидропривода в зоне, не обозреваемой механиком-комбайнером. Лучше такие операции выполнять с участием третьего лица, находящегося в зрительной связи с мастером-наладчиком и механиком-комбайнером и являющегося посредником при передаче сигналов. При диагностировании гидропривода следует опасаться попадания под струю жидкости в случае разрыва шланга или сильного истечения из неплотных соединений. Запрещается пытаться визуально установить место истечения или подтягивать крепления при работающем двигателе комбайна и давлении в гидроприводе. Необходимо выключить двигатель и лишь после этого приступить к устранению неполадки. В случае «запотевания» шланга в местах заделки его со штуцером (это может свидетельствовать о возможности взрыва шланга), необходимо прекратить работу и заглушить двигатель комбайна. Также следует поступить в случае сильного местного нагревания шланга, которое возникает в нагнетательной магистрали в случае повышения гидравлического сопротивления из-за залегания клапана, засорения и других подобных причин. Запрещается работать со шлангами, имеющими внешние повреждения, особенно металлической оплетки, так как возможен разрыв шланга и тяжелое травмирование работающих. В случае разрыва шланга и попадания под струю диагноста комбайнер (тракторист) должен немедленно выключить двигатель и принять меры по оказанию помощи пострадавшему.

 

Литература

 

1 Буренко Л.А. Обеспечение безопасности при техническом сервисе сельскохозяйственной техники: - М.: ГНУ ГОСНИТИ Россельхозакадемии, 2014.- 332с.