Консервация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I – II классов опасности. А. В. Люхин, А. А. Ожегина, А. И. Горонин, А. С. Мелентьев, В. А. Пушков, Д. В. Ястребов, А. В. Люхин (№4, 2015)

Скачать выпуск "Безопасность и охрана труда" №4,2015

А.В. Люхин,

технический директор ООО «НИЛИМ»

А.А. Ожегина,

начальник отдела промышленной безопасности и охраны труда ЗАО «НХП»,

А.И. Горонин,

директор ООО « Новтехмонтаж»,

А.С. Мелентьев,

главный инженер ООО «НИЛИМ»,

В.А. Пушков,

директор по производству ООО «НИЛИМ»,

А.В. Люхин,

директор технический ЗАО «НХП»

 (Кстово Нижегородской обл.)

Д.В. Ястребов,

главный инженер ООО « Новтехмонтаж»

(Нижний Новгород)

 

ООО «НИЛИМ» г. Нижний Новгород

E-mail: nilim_exp@mail.ru

 

 

A. V. Lyukhin Technical director, LLC “NILIM”, N. Novgorod

A. A. Ozhegina Head of the department of industrial health and safety, CJSC “NHP”, Kstovo

A. I. Goronin Director, LLC “Novtehmontazh”, N. Novgorod

A. S. Melent’ev Chief engineer, LLC “NILIM”

V. A. Pushkov Production director, LLC “NILIM”

D. V. Yastrebov Chief engineer, LLC “Novtehmontazh”

A. V. Lyukhin Director technical, CJSC “NHP”, Kstovo

Preservation of explosive and chemically hazardous production facilities of i and ii hazard classes

The development of chemical and petrochemical complex in Russia simultaneously with the start-up of new facikities also means carry-ing out conservation and elimination of obsolete and uncompetitive industries. The aim of the article is to summarize the experience of preservation of explosive and chemically hazardous production facilities I – II hazard classes.

 

 

Соблюдение требований закона о промышленной безопасности [1] и РД 09-390-00 [2] требует от предприятий химического и нефтехимического комплекса в случае прекращения выпуска товарной продукции или остановки эксплуатации объекта (оборудования) по производственной необходимости на срок более 3 месяцев с перспективой возобновления эксплуатации его в будущем провести работы по остановке объекта (оборудования) и его консервации. При консервации взрывопожароопасных и химически ОПО значительно снижаются эксплуатационные расходы на их содержание, не проводятся амортизационные отчисления и выплаты за выбросы вредных веществ. Особенности процедуры консервации описаны в РД 09-390-00 [2] и в статье «О консервации взрывопожароопасных и химически ОПО» [3] (опубликованной в журнале «Химическая техника» № 2). Однако данные материалы не учитывают особенности консервации ОПО I и II класса опасности в свете изменений законодательства о промышленной безопасности [1].

Консервация ОПО выполняется на основании документации, разработанной проектной организацией. Схема организации работ по консервации ОПО I и II класса опасности представлен на рисунке 1. Консервация ОПО предусматривает осуществление комплекса организационных и технических мер, обеспечивающих промышленную и экологическую безопасность при остановке объекта; материальную сохранность объекта; предотвращение его разрушения, в том числе вследствие коррозии, а также его работоспособность после расконсервации.

Необходимо учитывать, что РД 09-390-00 [2] определяет необходимость решения по остановке согласовывать с надзорными органами не менее чем за 1 месяц до начала работ по остановке объекта на длительный период и (или) его консервации (для отдельных узлов или блоков не менее чем за 2 недели), а также выполнять уведомление Ростехнадзора до начала работ по остановке и консервации.

Безопасную остановку производственной деятельности объекта предприятий химического и нефтехимического комплекса можно выполнить с учетом основополагающихся документов: технологического регламента [10] и плана локализации и ликвидации последствий аварий [6].

Технологический регламент c 30.11.2015 г. требуется разрабатывать в соответствии с требованиями приказа Ростехнадзора от 31.12.2014 N 631 [10].

В свете последних изменений в соответствии с требованиями законодательства в области промышленной безопасности [1, 4, 7] вместо одного плана локализации и ликвидации последствий аварий, предприятиям требуется разрабатывать два документа: план мероприятий по локализации аварий и ликвидации последствий аварий на ОПО (согласно требований постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 730 [5]) и план локализации и ликвидации аварий на взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах (согласно требований приказа Ростехнадзора от 26.12.2012 N 781 [6]). Для проведения консервации вышеперечисленных документов недостаточно.

Рисунок 1 - Схема организации работ по консервации ОПО I и II класса опасности

 

Для начала работ по консервации, должно быть принято решение по остановке и консервации предприятия (объектов). Решение по остановке и консервации предприятия (объектов) - это комплект документов, в состав которого входят документы, представленные на рисунке 2. После утверждения решения организация, планирующая провести работы по консервации, организует подготовку документации на консервацию.

Закон о промышленной безопасности [1] обязывает организации, эксплуатирующие ОПО, проводить экспертизу промышленной безопасности такой документации. В соответствии с Правилами проведения экспертизы [8] экспертиза проводится с целью определения соответствия объекта экспертизы предъявляемым к нему требованиям промышленной безопасности и основывается на принципах независимости, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники. Экспертная организация становится гарантом соблюдения в проекте требований промышленной безопасности.

 

 

Рисунок 2 – Состав документов, входящих в решение по остановке и консервации

 

Экспертиза документации на консервацию проводится перед принятием решения о начале консервации ОПО [3]. Документацию на консервацию рекомендуется разрабатывать с учетом Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию [8]. При экспертизе документации на консервацию рассматриваются следующие документы:

  • пояснительная записка;
  • исходные данные для консервации, в том числе сведения об основных взрывопожароопасных и токсичных свойствах веществ, обращающихся в производстве;
  • сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений;
  • рабочая документация по разделам проекта (Раздел 5 Сведения об инженерном оборудовании, сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений; Раздел 9 Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности и др. разделы при необходимости).

Отличительной особенностью документации на консервацию для объектов I и II класса опасности является необходимость разработки декларации промышленной безопасности в составе документации (см. рисунок 3).

Одной из наиболее часто встречающихся ошибок при экспертизе документов на консервацию является не выполнение требования РД 09-390-00 [2]: разработанные мероприятия (проектные решения) должны содержать все необходимые «ссылки» на действующую нормативную документацию, включая отраслевые правила безопасности (федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности), стандарты, строительные нормы и правила (своды правил), другие нормативные документы и инструкции по проведению соответствующих видов работ, а также на паспорта оборудования. Как правило, разработчик документации на консервацию не обосновывает предложенные мероприятия, ссылаясь на ссылки нормативно-правовых актов.

 

Рисунок 3 – Информация о составе документации на консервацию

 

После получения положительной экспертизы на документацию, организация приступает к выполнению непосредственно организационно-технических мероприятий, указанных в документации по объекту и составляется акт, утверждаемый техническим руководителем организации. В акте отражаются следующие данные представленные на рисунке 4.

 

Рисунок 4 – Состав данных, отражаемых в акте на консервацию объекта

 

Выводы

В статье раскрыты особенности разработки документации на консервацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов (ОПО) I и II класса опасности, а также описан порядок работ по консервации.

Список литературы

1 Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (с изменениями).

2 РД 09-390-00 Типовое положение о порядке организации и проведения работ по безопасной остановке на длительный период и (или) консервации химически опасных промышленных объектов.

3 О консервации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов / Ефросинин В.В., Нуритдинова Л.М., Солодовников А.В. Химическая техника. 2015. № 2. С. 31.

4 Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств". Утв. приказом Ростехнадзора от 11.03.2013 N 96.

5 Положение о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах. Утв. постановлением Правительства РФ от 26.08.2013 N 730.

6 Рекомендации по разработке планов локализации и ликвидации аварий на взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах. Утв. приказом Ростехнадзора от 26.12.2012 N 781.

7 Подготовка сведений о готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий/ Солодовников А.В., Зюзев Е.В., Тихонов В.В., Лимонов О.Л., Жуков В.Г., Перезолова И.И. - Химическая техника. 2015. № 4. С. 38.

8 Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Порядок осуществления экспертизы промышленной безопасности в химической, нефтехимической и нефтегазоперерабатывающей промышленности". Утв. приказом Ростехнадзора от 15.10.2012 N 584.

9 Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию (с изменениями на 10.12.2014 г.). Утв. постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 г. N 87.

10 Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Требования к технологическим регламентам химико-технологических производств" Утв. приказом Ростехнадзора Ростехнадзора от 31.12.2014 N 631.