Единой строкой. Об организации работ по охране труда при оказании услуг на территории стран Евразийского экономического союза. Г. З. Файнбург (№4, 2014)

Скачать выпуск "Безопасность и охрана труда" №4,2014

Г.З. Файнбург, директор Института безопасности труда, производства и человека Пермского национального исследовательского политехнического университета, Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, доктор технических наук, профессор

 

Аннотация: Рассматривается организация охраны труда в системе Заказчик-Подрядчик-Субподрядчик-Трудящийся на территории стран Евразийского экономического союза. Анализируются общие нормативные документы добровольного характера – межгосударственные стандарты системы ССБТ. Основное внимание уделено системам управления охраной труда, трудовым правоотношениям, другим различиям в национальных законодательствах по охране труда.

Ключевые слова: охрана труда, безопасность, системы управления охраной труда, ЕАЭС, трудовые правоотношения, подрядные работы, оказание услуг

Name of the article: On the organization of occupational safety and health in the provision of services оn Eurasian Economic Union territory

G.Z. Fainburg, Director of the Institute for safety and health in Perm National Research Polytechnic University, Honored Worker of Higher Education of the Russian Federation, Ph.D (technical Sciences), Professor

Annotation

The article presents the organization of occupational safety and health in a system - customer-contractor-subcontractor workers оn the territory of the Eurasian Economic Union. General regulations of voluntary nature (interstate standards of Occupational Safety) are analyzed. Emphasis is placed on OSH management systems, labor relations, other differences in national legislation on labor relation and occupational safety and health.

Keywords: occupational safety and health, safety, occupational safety management system, EAEC, labor relations, contract work, services

С Нового 2015 года вступают в силу требования Евразийского экономического союза, объединяющего экономическое пространство Беларуси, Казахстана и России. И первым начинается «безграничное» оказание услуг, характер выполнения которых существенно отличается от распространения и продажи товаров, особенно с позиций охраны труда лиц, своими рабочими операциями реализующих эти услуги.

Обратим внимание читателя, что практически любое оказание услуг субъекту предпринимательской деятельности означает в той или иной мере аутсорсинг и возникновения отношений гражданско-правового характера Заказчик-Подрядчик-Субподрядчик-Трудящийся.

И самый важный вопрос, который встает при выборе партнера – подрядчика - не принесет ли он убыток, существует ли у него порядок в управлении, есть ли дисциплина соблюдения требований технологической, производственной и трудовой деятельности. Заметим, что последняя включает в себя обязательное соблюдение требований охраны труда, которые могут быть рассмотрены как «маркеры» общего порядка и дисциплины, поскольку находятся не на первых местах внимания, а на последних. Но если уже и они в полном порядке, то все остальное выше всяких требований.

Идея о том, что состояние условий и охраны труда является «маркером» - показателем, индикатором общего порядка на предприятии глубока по смыслу, но требует значительных усилий для реализации. Дело в том, что охрана труда настолько всеобща, что это затрудняет ее достоверную и реалистичную оценку – показателей слишком много.

Существенного «прорыва вперед» удалось достигнуть, когда появились стандарты создания и функционирования систем управления охраной труда.

Дело не в том, работодатель может добиться с помощью системы управления охраной труда существенных результатов по предотвращению травматизма и профессиональной заболеваемости. Дело не в том, системность намного лучше и эффективнее бессистемности, поскольку надежнее и экономичнее, более управляема, более результативна. Недаром известное всему миру по экономической эффективности бережливое производство означает в первую очередь систему организации работ! В высшей мере это справедливо и для охраны труда.

Дело в том, что Система управления охраной труда, выполненная по тому или иному известному всем и доступному всем Стандарту, позволяет оценить порядок ВСЕЙ организации работ у работодателя, служит «лакмусовой бумажкой» его серьезности и надежности как делового партнера, хотя справедливо считается, что Система управления охраной труда (далее – СУОТ) разрабатывается и внедряется в организациях в первую очередь в целях профилактики производственного травматизма и профессиональных заболеваний, улучшения условий и охраны труда, обеспечения полной и своевременной идентификации опасностей и систематической оценки рисков, определения мер управления рисками и анализа эффективности всей этой работы.

Сегодня в мире существует всего один официальный международный документ по системам управления охраной труда. Это «Руководство по системам управления охраной труда. МОТ-СУОТ 2001 / ILO-OSH 2001» («Guidelines on Occupational Safety and Health Management Systems. ILO-OSH 2001») Международной организации труда. На его базе принимаются национальные и межгосударственные нормативные документы.

Для России и стран Евразийского экономического сообщества огромное значение имеет межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования», требования которого идентичны требованиям Руководства МОТ-СУОТ 2001. За него проголосовали все страны СНГ кроме Грузии.

Обратим внимание, что выявившиеся в процессе практики нечеткости в переводе были устранены Изменением № 1 ГОСТ 12.0.230-2007. На территории Российской Федерации это Изменение №1 начало действовать с 1-го марта 2014 года.

Руководство МОТ-СУОТ 2001 и межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.230 –2007 говорят о важнейших элементах системы управления охраной труда, но этого оказывается мало. Широкое использование систем управления охраной труда (СУОТ) показало, что лицам, осуществляющим разработку, внедрение и обеспечение устойчивого функционирования систем управления охраной труда и безопасностью производства, помимо основополагающего документа, в качестве которого выступает Руководство МОТ-СУОТ 2001, а в странах СНГ - межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования», требуются дополнительные руководящие и нормативно закрепленные рекомендации.

Такие рекомендации, образующие своеобразный кластер вокруг основного документа, наиболее целесообразно создать в странах ЕАЭС в статусе межгосударственных добровольных стандартов (МГС), разрабатываемых Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации Содружества Независимых Государств (Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации (МГС) Содружества Независимых Государств (СНГ) является межправительственным органом СНГ по формированию и проведению согласованной политики по стандартизации, метрологии и сертификации). Такая работа была начата Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) в рамках Технического комитета ТК-251 «Безопасность труда» (руководитель – В.В. Трумель; ответственный секретарь – Е.В. Лотышев) несколько лет назад, и мы активно участвуем в этой работе, помогая ее вести.

Кстати говоря, в нашей стране 15 октября 2014 г. Государственная Дума РФ приняла в первом чтении  проект федерального закона "О стандартизации в Российской Федерации", направленный на формирование правовых основ единой государственной политики в сфере стандартизации. Закон наконец-то позволит после многих лет «правовой разрухи», вызванной законом о техническом регулировании в первоначальной редакции, узаконить базовые цели, принципы стандартизации, в том числе в сфере обороны и безопасности государства, определить документы и процедуры по стандартизации в рамках национальной системы стандартизации. Важнейшим сущностным моментом нового закона станет то, что область стандартизации будет определяться значительно шире, чем обеспечение безопасности продукции. Это позволит сделать стандартизацию эффективным инструментом модернизации российской экономики.

Законопроект предусматривает, что международные стандарты, региональные стандарты, стандарты иностранных государств будут применяться для широкого использования на территории РФ посредством принятия соответствующих национальных стандартов. Вместе с тем заинтересованные предприятия вправе применять такие стандарты напрямую без их адаптации в качестве национальных стандартов, что, по мнению разработчиков, может способствовать трансферту современных достижений науки и техники в рамках деятельности конкретных предприятий. Законопроект предусматривает необходимость преобразования стандартов отраслей промышленности (ведомственных отраслевых стандартов) в национальные стандарты или своды правил в течение десяти лет с момента его вступления в силу, что позволит сохранить нормативные требования, применяемые в ряде отраслей промышленности.

Общеизвестно, что нельзя ни о чем говорить, не понимая значений слов, терминов, понятий. Обеспечение безопасности трудовой деятельности также требует максимальной однозначности, четкости и единообразия понимания границ понятий и отражающих их терминов, как по отдельности, так и в цельной понятийно-терминологической системе, какой является безопасность труда.

Поэтому одним из важнейших документов становится межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.002–2014 «Система стандартов по безопасности труда. Термины и определения», голосование стран-участниц Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации стран СНГ по которому уже положительно завершилось.

Этот стандарт устанавливает и дает системные взаимосвязанные максимально обобщенные определения наиболее общим, базовым и кардинально значащим для науки, техники и производства понятиям и отражающим их терминам в области безопасности трудовой деятельности, включая охрану труда. Он обеспечивает терминологическую поддержку взаимопонимания между субъектами научно-технической, хозяйственной и нормотворческой деятельности в сфере безопасности труда всех работающих, охраны труда (трудовой деятельности) наемных работника и лиц, приравненных к ним, и безопасности производства (производственной деятельности) работодателя, на основе межгосударственной унификации понятийно-терминологической системы общения, обеспечения сопоставимости терминологии, применяемой на межгосударственном и национальном уровнях.

В данном стандарте изложена единая, открытая к развитию понятийно-терминологическая система терминов, описывающая систему понятий сферы безопасности трудовой деятельности, включая охрану труда, и безопасности производственной деятельности. Положения этого стандарта предназначены для использования всеми специалистами в сфере обеспечения безопасности трудовой и производственной деятельности, а также законодателями и другими участниками национального нормотворчества и могут рассматриваться как практический инструмент использования общепринятых терминов для осуществления ясного и взаимопонятного диалога на русском языке по безопасности труда и смежным вопросам. Именно поэтому этот стандарт также определяет и «язык» СУОТ.

В соответствии с фундаментальным принципом охраны труда о различении материальных: технической, технологической, гигиенической сторон труда и охраны труда и социальных: правовой, экономической, организационной сторон труда и охраны труда становится необходимыми рассмотреть производственный процесс, как такой материальный процесс, который лежит в основе организации производства и организации простого процесса труда.

Поэтому еще одним из важнейших документов становится межгосударственный стандарт ГОСТ 12.3.002–201* «Система стандартов по безопасности труда. Процессы производственные. Общие требования безопасности». Этот стандарт устанавливает (голосование по стандарту положительно завершилось в 2014 году)общие требования безопасности к производственным процессам с позиций предотвращения неблагоприятного воздействия на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов и предназначен для применения при разработке конструкторской и технологической документации при проектировании, внедрении в производство и осуществлении деятельности производственных процессов всех видов экономической деятельности.

Этот стандарт являются основой для установления требований безопасности в стандартах, технических условиях, технологических регламентах, эксплуатационных и других конструкторских документах на группы производственных процессов.

Важнейшей процедурой охраны труда и безопасности производства, а также системы управления охраной труда, является идентификация опасностей и оценка риска их воздействия. Для того чтобы выполнять эту процедуру унифицированным способом необходима классификация опасностей, в том числе и с позиций наиболее типичных рисков их воздействия. Поэтому еще одним из важнейших документов становится межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.003–201* «Система стандартов безопасности труда. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация» (Проект стандарта обсуждается).

Данный стандарт использует лишь наиболее общие и существенные основания деления и тем самым показывает в полном объеме структуру совокупности действующих на практике опасных и вредных производственных факторов. При необходимости, имея в виду иные конкретные цели, вызванные потребностями практики или теоретического анализа, опираясь на положения и методологию этого стандарта, можно построить и иные необходимые классификации.

Важнейшей процедурой охраны труда, а также системы управления охраной труда, являются процедуры измерения значений производственных факторов. Поэтому еще одним из важнейших документов для СУОТ становится межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.005–201* «Система стандартов безопасности труда. Метрологическое обеспечение в области безопасности труда. Основные положения».

Основным назначением этого стандарта (голосование по стандарту положительно завершилось в 2014 году) является обеспечение единства измерений в процессе контроля параметров, определяющих состояние условий труда с позиции безопасности труда. При проведении любых видов оценки соответствия в области безопасности труда должна осуществляться проверка выполнения требований, изложенных в данном стандарте.

Известно, что одним из наиболее действенных способов профилактики травматизма является обучение работников по охране труда. Поэтому еще одним из важнейших документов для СУОТ становится межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.004–201* «Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Основные положения» (Проект стандарта обсуждается). Данный стандарт устанавливает основные виды и формы обучения и проверки знаний по безопасности труда и иных видов деятельности. НЕ ДУБЛИРУЯ национальные документы, тем более, что в каждой стране существует свой порядок обучения.

Основным назначением этого стандарта является обеспечение единства обучения в процессе формирования и контроля профессиональной компетентности работников, определяющих безопасность их действий и деятельности в конкретных условиях труда.

Практика показала, что лицам, осуществляющим разработку, внедрение и обеспечение устойчивого функционирования систем управления охраной труда помимо основного документа по СУОТ требуются дополнительные руководящие и нормативно закрепленные рекомендации.

Для детализации применения требований межгосударственного стандарта ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования» нами был разработан межгосударственный стандарт межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.*-201* «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Руководство по применению ГОСТ 12.0.230-2007»  (Проект стандарта обсуждается). Настоящий стандарт разъясняет основные принципы системы управления охраной труда и смысл каждого требования ГОСТ 12.0.230, дает руководящие указания и рекомендации по их реализации. Вкупе с нашими пособиями по системам управления (Создание, внедрение и функционирование систем управления охраной труда на основе требований ГОСТ 12.0.230-2007 (в условиях законодательства Республики Казахстан): Методические рекомендации / Автор Г.З. Файнбург. – Изд-во ПНИПУ - Пермь, 2012. 150 С. Создание и функционирование системы управления охраной труда: практическое пособие для работодателя / Автор Г.З. Файнбург. – Изд-во ПНИПУ. – Пермь, 2014. – 280 с.), они будут весьма полезными.

Область применения настоящего стандарта совпадает с областью применения ГОСТ 12.0.230, поскольку основным назначением настоящего стандарта является методическая и направляющая деятельность работодателя помощь.

Мировая практика применения систем управления показала, что одним из важнейших элементов всей системы использования общепринятых стандартов для создания и функционирования СУОТ, является оценка созданной СУОТ требованиям того стандарта, по которому она создавалась.

Поэтому еще одним из важнейших документов для СУОТ становится межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.004–201* «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Оценка соответствия. Требования» (Проект стандарта обсуждается).

Данный стандарт устанавливает основные критерии и содержит рекомендации по проведению оценки соответствия систем управления охраной труда требованиям, установленным ГОСТ 12.0.230.

Помимо этого в 2007-2010 гг. для разъяснения и национальной детализации требований межгосударственного стандарта ГОСТ 12.0.230-2007 были приняты добровольные для применения национальные стандарты:

ГОСТ Р 12.0.007-2009 ССБТ. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию;

ГОСТ Р 12.0.008-2009. ССБТ. Система управления охраной труда в организациях. Проверка (аудит);

ГОСТ Р 12.0.009-2009 ССБТ. Система управления охраной труда на малых предприятиях. Требования и рекомендации по применению;

ГОСТ Р 12.0.010-2009 ССБТ. Системы управления охраной труда. Определение опасностей и оценка рисков.

Такие стандарты содержат более детальные и более учитывающие законодательство России методические рекомендации по созданию и функционированию системы управления охраной труда. К сожалению, постоянная сверхбыстрая кардинальная перестройка национального российского законодательства по охране труда во многом делает документы, включая стандарты, привязанные к нормативной базе РФ, быстро устаревающими, и тем самым, почти бесполезными.

Работодатель может создавать систему управления охраной труда и по другим «канонам». Для этого в 2012 году был осуществлен перевод BS OHSAS 18001-2007. С 1 января 2013 года он действует в России в качестве национального стандарта ГОСТ Р 54934-2012/OHSAS 18001:2007 «Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья. Требования».

Заметим, что в соответствии с 212 статьей Трудового кодекса РФ работодатель обязан «обеспечить создание и функционирование системы управления охраной труда», но никакой конкретизации не произведено. Обратим внимание читателя, что тем самым Трудовой кодекс РФ фактически закрепил за корпоративными системами управления охраной труда работодателя официальное название «система управления охраной труда» и тем самым сделал использование терминологии типа «системы менеджмента безопасности труда и здоровья», «системы менеджмента в области охраны труда и техники безопасности», «системы менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда»  юридически некорректным.

Летом этого года широким кругам специалистов по охране труда стал доступен разработанный Минтрудом России проект «Типового положения о системе управления охраной труда», упоминающегося в Трудовом кодексе РФ. К сожалению, этот документ пока все еще настолько далек от приемлемого уровня, что признают практически все специалисты по охране труда, что обсуждать его мы просто не будем (ибо, скорее всего, он будет существенно переработан, ибо применять его в таком виде просто нельзя).

В Республике Беларусь вся организация работ по охране труда опирается на Трудовой кодекс Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь «Об охране труда» от 23 июня 2008 г. №356-3 в редакции от 12 июля 2013 г. №61-3.

Создание и функционирование систем управления охраной труда ведется на основе государственного стандарта Республики Беларусь СТБ 18001-2009 «Системы управления охраной труда. Требования» (является неэквивалентным подобием британского стандарта BS OHSAS 18001:2007) с учетом нормативного акта «Типовое положение о службе охраны труда организации», (Утверждено Минтруда РБ 30 сентября 2013 г. №98).

В соответствии с законодательством Республики Беларусь на нанимателя возложена обязанность по организации безопасного труда работающих. При этом в соответствии с требованиями Закона Республики Беларусь «Об охране труда» работодатель обязан обеспечить идентификацию опасностей, оценить профессиональные риски, подготовить и реализовать мероприятия по снижению рисков с проведением анализа их эффективности. Все это должно быть сделано на основе системы управления охраной труда. Поскольку Президентом Республики Беларусь была поставлена задача по внедрению в организациях государственного стандарта Республики Беларусь СТБ 18001–2009 «Системы управления охраной труда. Требования», утвержденного постановлением Госстандарта Республики Беларусь 24 апреля 2009 г. № 19, введенного в действие с 01 октября 2009 г., то основной упор делается на внедрение этого стандарта. Сложность этой работы определяется тем, что стандарт практически никак не увязан с действующим законодательством, но особенно плохо стыкуется с ранее действовавшими оригинальными по содержанию и весьма хорошими по продуманности национальными документами по системам управления охраной труда. Это приводит к тому, что как пишут белорусские источники (О некоторых вопросах внедрения СТБ 18001-2009 / Семич В.П. // «Охрана труда», 2013, №10), «Отношение к СТБ 18001 по-прежнему неоднозначное. Одни специалисты называют внедрение СТБ 18001 революцией в управлении охраной труда, другие выражают сдержанное и даже отрицательное отношение к нему. Однако, наверное, больше всего тех, кто молчаливо его не приемлет и не проводит работ по его внедрению. Данные о количестве организаций, внедривших СУОТ, и количестве организаций, получивших сертификаты на соответствие своих СУОТ требованиям СТБ 18001, свидетельствуют о том, что работа по повсеместному внедрению стандарта еще далека от завершения. Следует признать, что СТБ 18001 оказался лишь продуктом механического копирования чужого опыта и не был адаптирован к сложившимся в Республике Беларусь требованиям и практике работы по охране труда».

«Необходимо отметить также еще одно обстоятельство, имеющее принципиальное значение. С введением в организациях СУОТ, соответствующих СТБ 18001, системы, действовавшие прежде, не отменены. По-прежнему продолжают действовать обязательные требования относительно планирования работы по охране труда, проведения паспортизации санитарно- технического состояния условий и охраны труда, аттестации рабочих мест по условиям труда, проведения комплексной гигиенической оценки условий труда работающих, осуществления многочисленных обязательных видов контроля и др. В связи с этим внедрение СТБ 18001 приводит не к замене одной СУОТ на другую, а к их наслоению».

В силу действия на пост-советском пространстве известного принципа «заставь дурака молиться, он лоб расшибет», консалтинговые организации, продвигающие СУОТ, навязывают своим клиентам разработанный по единому шаблону пакет документов, «структура которых с аптекарской точностью воспроизводит структурные элементы СТБ 18001». При этом зачастую не принимаются во внимание имеющиеся в организации документы и традиции, в соответствии с которыми осуществлялось управление охраной труда. Поэтому насаждаемые формальные СУОТ практически не имеют никаких различий, вытекающих из специфики осуществляемых работодателем видов деятельности (производства продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг).

В Республике Казахстан вся организация работ опирается на Трудовой кодекс Республики Казахстан, непосредственно на ГОСТ 12.0.230-2007 и серию национальных стандартов, введенных в действие приказом Председателя Комитета технического регулирования и метрологии Министерства индустрии и новых технологий Республики Казахстан от 22.09.2010 №423од:

СТ РК 12.0.002-2010. Система управления охраной труда в организациях. Руководство по оценке и управлению рисками.

СТ РК 12.0.003-2010. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию.

СТ РК 12.0.004-2010. Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда на малых предприятиях. Требования и рекомендации по применению.

СТ РК 12.0.005-2010. Система управления охраной труда в организациях. Организация проверки (аудита).

В соответствии с пунктом 2 статьи 308 Трудового кодекса Республики Казахстан требования по безопасности и охране труда, в том числе стандарты безопасности и охраны труда обязательны для исполнения работодателями и работниками при осуществлении ими деятельности на территории Республики Казахстан. При этом в соответствии со статьей 23 Закона Республики Казахстан «О техническом регулировании» стандарты организаций разрабатываются и утверждаются организациями самостоятельно.

И, конечно, работодатель может использовать стандарты серии BS OHSAS 18001 для регламентации своей системы управления охраной труда и производственной безопасностью. Также в Республике Казахстан есть два национальных стандарта СТ РК OHSAS 18001-2008 «Системы менеджмента профессиональной безопасности и здоровья. Требования» и СТ РК OHSAS 18002-2010 «Системы менеджмента в области охраны труда и предупреждения профессиональных заболеваний. Руководящие указания по внедрению СТ РК OHSAS 18001-2008».

Таким образом, в странах ЕАЭС имеется достаточное количество нормативных документов и опыта внедрения систем управления охраной труда, позволяющих предпринимателю создать и обеспечить функционирование системы управления охраной труда, понятной и признаваемой на всем экономическом пространстве стран ЕАЭС.

Не вдаваясь в детали различных законодательств, отметим, что все стандарты систем управления охраной труда направлены (в области использования сил подрядчиков) на такую организацию работ Заказчиком (Подрядодателем), которая бы минимизировала или вообще элиминировала бы риски.

Как правило, Заказчик (Подрядодатель) требует от Подрядчика, а тот должен обеспечить у себя и у всех своих субподрядчиков наличие систем управления охраной труда, которые должна быть совместимы с системой охраной труда Заказчика и друг с другом в области выполнения подрядных работ и обеспечения безопасности работ при работе «работников» нескольких «работодателей» на одной промышленной площадке.

Для этого в СУОТ прописывают мероприятия по применению подрядчиками, субподрядчиками и их работниками требований Подрядодателя по охране труда, а также обеспечивают своевременную корректировку этих мероприятий.

Эти мероприятия в отношении подрядчиков, работающих на площадке Подрядодателя, должны:

а) включать критерии охраны труда в процедуры оценки и выбора подрядчиков;

б) устанавливать эффективную текущую связь и координацию между соответствующими уровнями управления Подрядодателя и подрядчиком и его субподрядчиками до начала работы. При этом следует обеспечить условия для информирования обеими сторонами об опасностях выполнения подрядных работ и разработать меры по предупреждению и ограничению их воздействия;

в) включать мероприятия по уведомлению о травмах, ухудшениях здоровья, болезнях и инцидентах с работниками подрядчика при выполнении работ для Подрядодателя в отчетность Подрядодателя;

г) обеспечивать соответствующие ознакомление с опасностями рабочих мест для обеспечения безопасности и охраны здоровья и подготовку для официальных должностных лиц подрядчиков или их работников перед началом работы или в ходе работы, в зависимости от необходимости;

д) методично отслеживать соблюдение требований охраны труда в деятельности подрядчика на площадке Подрядодателя;

е) описать в договоре гарантии и штрафные санкции для того, чтобы требуемые процедуры и мероприятия по охране труда на площадке Подрядодателя были бы безусловно выполнены подрядчиком (и их субподрядчиками) в полном объеме.

Процесс выбора подрядчиков, работающих на площадке Подрядодателя, содержит:

а) оценку способности подрядчиков предоставлять безопасные услуги;

б) формулировку мер по защите от опасностей выполнения подрядных работ;

в) эффективную связь и координацию между соответствующими уровнями управления Подрядодателя и подрядчиками до начала работы и во время работы;

г) контроль выполнения подрядчиками на площадке Подрядодателя требований Подрядодателя в области охраны труда.

Заметим, что Подрядчик может широко применять труд не только своих «работников» и работников своих Субподрядчиков, но и физических лиц, оказывающих «услуги» по договорам гражданско-правового характера. Но, если правоотношения «работника» и «работодателя» в трудовом праве разных стран ЕАЭС примерно эквивалентны, то правоотношения «нанимателя» и «нанятого» по договору гражданско-правового характера в разных странах пока существенно различны.

Дело в том, что развитие рыночных отношений в странах пост-советского пространства вызвало к жизни многочисленные «нестандартные» отношения по поводу труда, оформление правоотношений которых пока недостаточно четко из-за отсутствия четких правовых норм.

Классическое трудовое право, закрепленное в Трудовых кодексах РБ, РК, РФ, предусматривает относительное постоянство работы, защиту таких трудовых прав, как необоснованное и внезапное увольнение, своевременную и легальную заработную плату и стимулирующие выплаты, поддержание нормальных условий труда, компенсации за вредные и(или) опасные условия труда, обучение по охране руда и обеспечение работников средствами индивидуальной защиты, поддержание режима труда и отдыха, включая длительность смены, выходные, праздники, очередной отпуск, регулирование сверхурочных работ, оплату временной нетрудоспособности и страхование от профессиональных рисков т.п.

Однако постоянно ухудшающаяся экономическая ситуация толкает предпринимателей на отказ от этих принципов трудового права, завоеванных трудящимися ценой ожесточенной борьбы. Так повсеместно происходит замена бессрочных договоров на срочные, ликвидация всех социальных гарантий и компенсаций и на многие другие аналогичные действия, направленные на снижение социальной и экономической ответственности работодателя (так строго говоря, можно и нужно называть «нанимателя», имеющего хотя бы одного работника нанятого по классическому трудовому договору) перед работником  (так и только так нужно называть физическое лицо, работающее по найму по трудовому договору; как в рамках закона, так и далеко за его рамками).

Одним из средств ухода работодателя от ответственности за охрану труда работника являются договоры гражданско-правового характера (или гражданско-правовые договоры (ГПД)). Они существенно отличаются от трудовых договоров отсутствием каких-либо гарантий на безопасную работу, на социальное обеспечение и социальную защиту пострадавших (утративших трудоспособность или погибших на работе).

Подчеркнем, что трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на лиц, работающие на основании договоров гражданско-правового характера (если в установленном Трудовым кодексом РФ порядке они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей) (ст. 11 Трудового кодекса РФ). Аналогичны ситуации в Республике Казахстан и в Республике Беларусь.

Дело в том, что договоры гражданско-правового характера действует на основе гражданского права с его полным равноправием сторон договора и подразумевают либо (1) получение одной стороной конкретного материального результата (говорят – выполнения работ), которого своими или чужими силами, действуя так как она считает нужным, достигла другая сторона, либо (2) выполнение того или иного процесса (говорят – оказание услуг), выполняемых опять же на свой «страх и риск» исполнителем.

Оба эти случая похожи друг на друга и могут быть использованы для подмены трудовых отношений, хотя в России с января 2014 года заключение гражданско-правовых договоров в случаях, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем, не допускается (часть вторая ст. 15 Трудового кодекса РФ; видимо, за исключением гражданско-правового договора со специалистом, оказывающим услуги в области охраны труда, если численность работников работодателя не превышает 50 человек, ибо только так работодатель реализует предусмотренное ст. 217 Трудового кодекса РФ право на привлечение специалиста, оказывающего услуги в области охраны труда, по гражданско-правовому договору, в то время как ст. 15, ст. 16, ст. 19.1, ст. 67.1 Трудового кодекса РФ прямо предусматривают запрет на заключение такого договора.. Более того, с 1 января 2015 года за необоснованное заключение гражданско-правового договора, связанного с использованием личного труда, устанавлена административная ответственность работодателя и его должностных лиц по ч. 3 ст. 5.27 КоАП РФ, которая предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 000 до 20 000 рублей; на юридических лиц – от 50 000 до 100 000 рублей.

Если отношения, связанные с использованием личного труда, возникли на основании гражданско-правового договора, но впоследствии в установленном порядке были признаны трудовыми отношениями, к таким отношениям применяются положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права (ст. 11 Трудового кодекса РФ).

Обращаем внимание, что в соответствии с частью четвертой ст. 11, ст. 19.1 Трудового кодекса РФ, если с лицом заключен гражданско-правовой договор, связанный с использованием его личного труда, и отношения по этому договору не прекращены, государственная инспекция труда вправе провести внеплановую проверку по указанному факту и признать отношения трудовыми, выдав предписание о заключении трудового договора с таким лицом.

После прекращения с лицом отношений по гражданско-правовому договору признание этих отношений трудовыми отношениями осуществляется только судом на основании, в частности, материалов (документов), направленных государственной инспекцией труда, иными органами и лицами, обладающими необходимыми для этого полномочиями в соответствии с федеральными законами.

Таким образом, сегодня переквалифицировать гражданско-правовой договор в трудовой договор может не только суд, но и государственная инспекция труда по результатам проведения проверки.

Основанием для проведения проверки государственной инспекцией труда может быть как обращение самого лица, являющегося исполнителем по гражданско-правовому договору, так и поступление информации о заключении гражданско-правовых договоров, связанных с использованием его личного труда, от органов государственной власти, органов местного самоуправления, профсоюзов, из средств массовой информации (абзац четвертый части седьмой ст. 360 Трудового кодекса РФ).

Заметим, что существенными необходимыми признаками «трудовых отношений» является «встроенность» работника в ритм производственной деятельности его работодателя, подчинение правилам внутреннего трудового распорядка, работа на территории и на объектах работодателя, использование его оборудования и инструмента. Однако этих признаков часто бывает недостаточно для признания гражданско-правового договора ничтожным.

Важнейшим «недостатком» договора гражданско-правого характера является то, что, как правило, работающий оказывается не застрахованным от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, поскольку физические лица, выполняющие работу на основании гражданско-правового договора, подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний только в случае, если в соответствии с указанным договором заказчик обязался как страхователь уплачивать страховщику соответствующие страховые взносы.

В этой ситуации заказчик выступает в качестве страхователя (ст. 5 Федерального закона от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ), а страхователь обязан обеспечивать меры по предотвращению наступления страховых случаев (ст. 17 Федерального закона от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ).

Основание – ст. 11, 15, 19.1, 360 Трудового кодекса РФ, ст. 5, 17 Федерального закона от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Наиболее серьезным различием вышеназванных договоров является фактическое отсутствие «охраны труда» у работающих не по трудовому договору.

Поэтому важным шагом стала попытка расширения действия требований охраны труда практически для всех работающих. Для этого введено понятие «работающий» в Закон по охране труда Республики Беларусь: работающие – это

физические лица, работающие:

- по трудовым договорам (далее – работники),

- по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ (оказание услуг) и создание объектов интеллектуальной собственности (далее – гражданско-правовой договор), а также на основе членства (участия) в организациях любых организационно-правовых форм;

физические лица, являющиеся

главами и членами крестьянских (фермерских) хозяйств,

обучающимися в учреждениях образования и привлекаемыми к работам в организациях в период прохождения практики, производственного обучения, стажировки, клиническими ординаторами;

военнослужащими Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований, привлекаемыми в соответствии с законодательством к выполнению работ (оказанию услуг) и исполнению иных обязанностей, не обусловленных военной службой;

физические лица, привлекаемые в соответствии с законодательством к выполнению оплачиваемых работ, для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Изменилось и понятие работодатель (ранее почти не применявшееся из-за аналога «нанимателя». Теперь работодатели – юридические лица, их обособленные подразделения, имеющие учетный номер плательщика, и индивидуальные предприниматели, предоставляющие работу гражданам по трудовым договорам, гражданско-правовым договорам, физические лица, предоставляющие работу гражданам по трудовым договорам, юридические лица, предоставляющие работу на основе членства (участия) в организациях любых организационно-правовых форм, а также юридические лица, привлекающие граждан к выполнению работ (оказанию услуг) в порядке и на условиях, установленных законодательством;

Это позволило применить Закон об охране труда в отношении всех работодателей и работающих граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства.

Работающий имеет право на:

получение от работодателя достоверной информации о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте, а также о средствах защиты от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов;

обучение безопасным методам и приемам работы, проведение инструктажа по вопросам охраны труда;

личное участие или участие через своего представителя в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда, проведении органами, уполномоченными на осуществление контроля (надзора), в установленном порядке проверок соблюдения законодательства об охране труда на его рабочем месте, расследовании произошедшего с ним несчастного случая на производстве и (или) его профессионального заболевания.

Работник помимо прав, указанных в части первой настоящей статьи, имеет право на:

рабочее место, соответствующее требованиям по охране труда;

обеспечение необходимыми средствами индивидуальной защиты, средствами коллективной защиты, санитарно-бытовыми помещениями, оснащенными необходимыми устройствами и средствами;

отказ от выполнения порученной работы в случае возникновения непосредственной опасности для жизни и здоровья его и окружающих до устранения этой опасности, а также при непредоставлении ему средств индивидуальной защиты, непосредственно обеспечивающих безопасность труда. При отказе от выполнения порученной работы по указанным основаниям работник обязан незамедлительно письменно сообщить работодателю, предоставляющему работу гражданам по трудовым договорам (далее – наниматель), либо уполномоченному должностному лицу нанимателя о мотивах такого отказа, подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка, за исключением выполнения вышеуказанной работы.

Работающий по гражданско-правовому договору на территории работодателя и действующий под контролем работодателя за безопасным ведением работ (оказанием услуг) либо действующий под контролем работодателя за безопасным ведением работ (оказанием услуг) вне территории работодателя вправе отказаться от исполнения гражданско-правового договора полностью или частично в случае, если работодателем не созданы или ненадлежащим образом созданы безопасные условия для выполнения работ (оказания услуг), предусмотренные гражданско-правовым договором.

Все это нужно учитывать при выполнении работ услуг на территории стран Евразийского экономического союза.