И. А. Умнягина, Т. Н. Васильева, И. В. Федотова, Е. Ф. Черникова Модели поведения представителей различных профессий в контексте здорового образа жизни (№4, 2019)

Скачать выпуск "Безопасность и охрана труда" №4, 2019

УДК 613.62

Модели поведения представителей различных профессий в контексте здорового образа жизни

И.А. Умнягина,

кандидат медицинских наук, директор

E-mail: recept@niigp.runniigp@mail.ru.

Т.Н. Васильева,

кандидат биологических наук, научный сотрудник лаборатории психофизиологических исследований и здоровьесберегающих технологий отдела гигиены

Е-mail: tatiana.vasilvas@yandex.ru

И.В. Федотова,

доктор медицинских наук, доцент, заведующая отделом гигиены

e-mail: irinavfed@mail.ru

Е.Ф. Черникова,

кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник лаборатории гигиены и анализа риска с группой физических методов исследования отдела гигиены

e-mail: chernikova_ef@mail.ru

ФБУН «Нижегородский НИИ гигиены и профпатологии» Роспотребнадзора

 

Аннотация

Пропаганда здорового образа жизни является важной составляющей государственной политики в современном мире. Его формирование должно обеспечиваться на общественном и личностном уровнях. Однако у населения наблюдается невысокий уровень мотивации для его поддержания.

Цель исследования: изучение представлений о здоровье и степени ответственности за его сохранение в трех профессиональных группах респондентов разного возраста и социального статуса.

В анонимном тестировании с помощью стандартной анкеты «Здоровый образ жизни» принимали участие 18 представителей социономической сферы, 51 работник предприятия (лица рабочих профессий), 34 студента старших курсов медицинского вуза.

Результаты исследования продемонстрировали, что большинство респондентов всех трех групп знают принципы здорового образа жизни и осознают важность их соблюдения для сохранения здоровья. Однако лишь незначительная часть участников опроса (менее трети) действительно придерживается рационального питания и еще меньше – регулярно занимается спортом. Причинами такого поведения чаще называют недостаток времени и отсутствие упорства и воли и несколько реже – материальные трудности. Положительным фактом является большая доля лиц, не употребляющих алкоголь и некурящих среди студенческой молодежи особенно по сравнению с представителями рабочих профессий.

Целесообразным для преодоления вредных привычек и ломки не отвечающих здоровому образу жизни стереотипов является обучение надлежащим стратегиям поведения, для чего могут использоваться социально-адаптирующие и личностно-развивающие (здоровьесберегающие) технологии.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, анкетирование, здоровьесберегающие технологии.

 

Models of behavior of representatives of various profes­sions in the context of a healthy lifestyle

I.A. Umnyagina,

candidate of medical Sciences, director of Nizhny Novgorod Research institute of hygiene and occupational pathology Federal Service for the Oversight of Consumer Protection and Welfare

T.N. Vasilyeva, candidate of biology, researcher, laboratory of psychophysiological research and health technologies of Department of hygiene

I.V. Fedotova,

holder of Habilitation degree in Medicine, senior lecturer, head of Hygiene department

E.F. Chernikova,

holder of a Doctorate degree in Medicine, Senior Researcher at the Laboratory of hygiene and risk analysis with the group of physical research methods of the Hygiene Department.

Annotation

The purpose of the study is to study ideas about health and the degree of res-ponsibility for maintaining it in three professional groups of respondents of different ages and social status.Anonymous testing “Healthy Lifestyle” was attended by 18 representatives of the socionomy sphere, 51 employees of the enterprise (persons of working professions), 34 senior students of a medical university.Most respondents in all three groups know the principles of a healthy lifestyle and recognize the importance of following them to maintain health. However, only a small part of the survey participants (less than a third) really adhere to a balanced diet and even less — they regularly engage in sports.It is advisable to teach appropriate behavioral strategies, for which social adap-tation and personal development (health saving) technologies can be used.

Keywords: healthy lifestyle; questionnaire; health-saving technologies

 

Проблема укрепления здоровья населения, повышения профессионального долголетия привлекает специалистов разных профилей – медиков, гигиенистов, социологов, политиков экономистов, культурологов и т.д. Согласно ВОЗ здоровый образ жизни (ЗОЖ) – это поведение, направленное на поддержание и укрепление здоровья в условиях взаимодействия с окружающей средой [14].

Известно, что формирование ЗОЖ у населения должно осуществляться на трех уровнях: государственном, общественном и индивидуальном. Задача сохранения, укрепления и развития здоровья, формирование ценностей ЗОЖ и сознательного отношения к нему является приоритетной в политике Российского государства. По мнению И.С. Паутова и Н.И. Паутовой (2014), формы продвижения самосохранительного по­ведения, которые используются современной российской государствен­ной властью, достаточно разнообразны: от законодательных инициати­в в сфере пропаганды здоровья, личных примеров заботы о здоровье до подготовки и проведения мировых спортивных состязаний в современной Рос­сии. В то же время отмечается неоднозначная реакция населения на формирование культуры здоро­вья, что можно объяснить устойчивостью сложившихся стереотипов поведения, а также наличием материально-бытовых проблем (недостаточные финансовые возможности, нехватка времени и др.) [13, 22-24].

Базовым законом, регулирующим правовое обеспечение ЗОЖ, является федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской федерации» (последняя редакция от 25.11.2013 N 317-ФЗ). В данном законе (ст.2) даются понятия охраны здоровья, медицинской услуги, медицинского вмешательства и профилактики; представлен анализ принципов поддержания здоровья (ст. 4), один из которых говорит о приоритете профилактического направления.

В 2009 г. была принята государственная программа «Здоровая нация – здоровая Россия», главная цель которой – формирование у соотечественников бережного отношения к своему здоровью. Для ее достижения поставлена задача сделать ЗОЖ по-настоящему престижным и модным, что предусматривает необходимость мероприятий, направленных на социально-экономическое и демографическое развитие путем модернизации системы здравоохранения. Указанная программа имеет свой сайт-проект «Так здорово», на котором можно найти полезные сведения о правильном питании, физических упражнениях, полезных привычках и многом другом [17]. Ответственность за реализацию программы возложена на Роспотребнадзор, Минздрав РФ, а также академию питания РАМН.

В обзорной статье М.Д. Петраш и Р.И. Муртазиной (2018) представлены обобщающие определения понятий «ЗОЖ», «самосохранительное» и «здоровьесберегающее поведение» в отечественной и зарубежной литературе [14]. Общепринято, что термин «ЗОЖ» в его ши­роком понимании предполагает «благоприятные условия жизнедея­тельности человека, уровень его культуры, в том числе поведенческой, и гигиенических навыков, позволяющих сохранять и укреплять здоровье, способствующих предупреждению развития нарушений здоровья и под­держивающих оптимальное качество жизни» [13, с. 496]. В то же время в общественных дискуссиях понятие «ЗОЖ» зачастую трактуется в узком смысле – на первый план выходят пове­денческие аспекты: отказ от «вредных привычек», полноценное питание, физическая активность, гигиена, режим труда и отдыха, психологическое благополучие и др. [13, 14, 22].

В зарубежных исследованиях термин «самосохранительное поведение» используется при изучении профессиональных групп в контексте отношения к своему физическому состоянию, когда затрагиваются вопросы, связанные с риском получения травм разного генеза на производстве [25, 26]. Российские авторы считают, что «самосохранительное поведение» – это поведение, ориентированное на здоровье и предупреждение развития заболеваний, и напрямую зависит от культуры, традиций, ценностей индивида и общества, государственной политики и т.д. [7, 9, 12]. «ЗОЖ» и «самосохранительное поведение» вместе нацеливают деятельность человека в сторону укрепления и развития индивидуального и общественного здоровья.

К доминирующим стратегиям в этом направлении относится поведение, связанное с медико-профилактическими мероприятиями. В рамках указанной концепции подразумевается деятельность личности, направленная на защиту здоровья, независимо от ее объективной эффективности, например, отказ от вредных привычек, культура питания, физическая активность и гигиена сна [10, 11, 14].

Ряд авторов считает, что наблюдающееся ухудшение здоровья населения можно объяснить наряду со структурными преобразованиями в обществе его низким образовательным и культурным уровнем в вопросах достижения и поддержания ЗОЖ [15, 16, 22, 23].

Отмечается, что для большинства людей в России характерно потребительское отношение к своему физическому состоянию и пассивно-выжидательные копинг-стратегии, невысокий уровень мотивации на «самосохранение» [2, 3, 6].

Обозначены возрастные особенности здоровьесберегающего поведения. Так, данные социологического мониторинга по проблеме физического состояния 1500 респондентов, проведенного ФГБУН «Вологодский научный центр РАН» в 2016 г. выявили, что молодые люди (18-29 лет) реже обращаются к врачу, ведут более активную жизнь, в два раза чаще по сравнению с более старшими испытуемыми занимаются физкультурой и спортом. Вместе с тем в их жизни присутствуют и саморазрушительные практики, сосредоточенные на преодоление стрессовых состояний: более частое по сравнению с представителями других возрастных групп употребление слабоалкогольных напитков (пива), фастфуда, курение. Авторы считают, что адекватными инструментами могут быть создание социально одобряемого «модного» образа здорового человека через СМИ, Интернет и произведения искусства, разработка программ укрепления здоровья в учебных заведениях и на рабочем месте, повышение доступности профилактических медицинских услуг для раннего выявления заболеваний [5, 8].

А.А. Шабунова, А.В. Короленко (2017) утверждают, что ЗОЖ формируется на основе медико-гигиенической грамотности населения. Авторами выявлены оздоровительные поведенческие практики населения Вологодской области; среди них: отказ от курения, посещение сауны и бани, ограничение употребления алкоголя, стремление употреблять чистую питьевую воду, контроль веса и частые пешие прогулки. Для людей, поддерживающих такой образ жизни, важны положительные оценки своего питания и стремление его улучшить благодаря качеству продуктов, редкому употреблению фастфуда и полуфабрикатов. Также и более выражены здоровьесберегающие способы борьбы со стрессом: занятия спортом, переключение на любимое дело или хобби, прогулки на свежем воздухе. Но менее популярны регулярные медицинские осмотры, прохождение курсов лечения в санаториях, занятия физической культурой и закаливание организма. Авторы выделили основные направления профилактики в ЗОЖ: работа с установками, мотивами и ценностями населения; активная пропаганда, просвещение с целью повышения медико-гигиенической грамотности; повышение доступности услуг медицины, физкультуры, туризма, активного досуга; развитие системы медико-психологического консультирования; мониторинг результативности мероприятий по укреплению общественного здоровья и распространению ЗОЖ [23].

З.Ж. Арстангалиева с соавт. (2015) отметили часто используемые практики здоровьесбережения 220 работающих пенсионеров Саратовской области (55-65 лет): регулярная физическая активность, пешие прогулки, утренняя гимнастика, работа по дому и на даче. Однако отсутствует осознанная стратегия в отношении пищевого поведения, при этом выбор респондентами той или иной практики заботы о своем здоровье определяется уверенностью в собственном опыте (34,5%), рекомендациями врачей, информацией из медицинских справочников и Интернет-сайтов, советами работников аптек [1].

По мнению Е.А. Спиридонова, Р.И. Жданова (2016) для решения задач, связанных с вопросами достижения, сохранения и поддержания здоровья населения, необходим системный подход, включающий формирование ценностей, внедрение в практику оздоровительных технологий и развитие научно-исследовательской базы. Акцентируется внимание на разделение двух самостоятельных направлений здравоохранения: первое, занимающееся болезнями, и второе – достижение, сохранение и поддержание здоровья (где последнее рассматривается как способность переносить напряжение). Данное разделение позволит сконцентрироваться на ключевых проблемах здоровьесбережения и даст возможность провести фундаментальные исследования для создания основ по определению характеристик индивидуальных методик на физическом, эмоциональном и ментальном уровнях с учетом пола, возраста, наличия патологий и перенесенных заболеваний [4, 15, 16].

Цель исследования: изучение представлений о здоровье и степени ответственности за его сохранение в трех профессиональных группах респондентов разного возраста и социального статуса.

Материал и методы исследования. В исследовании принимали участие 108 испытуемых:

1 группа – 18 представителей социономической сферы (медицинские сестры, социальные педагоги, учителя, воспитатели) в возрасте от 21 до 45 лет (28,1±2,0), 16 женщин, 2 мужчин;

2 группа – 51 работник Выксунского трубопрокатного завода (ВТЗ) – лица рабочих профессий в возрасте от 27 до 57 лет (38,1±0,96), 15 женщин, 36 мужчин;

3 группа – 34 студента старших курсов (4-6) ФГБОУ ВО «Приволжский исследовательский медицинский университет» Минздрава России (г. Нижний Новгород), 3 мужчин, 31 женщина в возрасте от 20 до 25 лет (22,4±0,24).

Испытуемые участвовали в анонимном тестировании с помощью стандартной анкеты «Здоровый образ жизни», состоящей из 18 вопросов открытого и закрытого типа. Опрос проводился в первой половине дня, временные ограничения на ответы нами не устанавливались. Статистическая обработка полученных данных проведена с использованием электронных таблиц MS Excel, комплекта прикладных программ и традиционных методов вариационной статистики. Для оценки достоверности различия результатов в группах рассчитывался показатель отношения шансов (ОШ) с 95% доверительным интервалом (ДИ) с помощью программы «Медицинская статистика» (http://medstatistic.ru/calculators/calcodds.html).

Результаты и их обсуждение. Результаты анонимного анкетирования по предлагаемой анкете позволяют, с одной стороны, выявить степень сформированности представлений личности о ЗОЖ (вопросы анкеты 1-3), с другой – определить отношение респондентов к здоровью как ценностной категории (вопросы 4-18).

Анализ степени сформированности представлений о ЗОЖ показал, что большинство респондентов во всех группах понимают, что поведением, отражающим выражение «здоровый образ жизни», является соблюдение здорового питания и отказ от вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики) – эти ответы выбирали от 66,7 до 94,1% лиц в каждой группе. Занятия спортом также считают важными для ЗОЖ работники социономической сферы и студенты-медики (83,3 и 79,4 % соответственно) в отличие от представителей рабочих профессий (39,2%; ОШ1-2=7,75; ДИ=1,99-30,23; ОШ2-3=5,98; ДИ=2,19-16,31).

Для большинства студентов представление о ЗОЖ включает необходимость соблюдения режима дня и правил гигиены (61,8% и 85,0% соответственно), респонденты в других группах придают этим составляющим меньшее значение (55,6 и 50,0% в 1 группе; 43,2 и 41,2% – во второй). Половина участников опроса в 1-ой и 3-ей группе и треть – во 2-ой отметили и такой важный атрибут ЗОЖ как отсутствие беспорядочной половой жизни. Во всех группах незначительна доля лиц, считающих необходимым для ЗОЖ умеренное потребление алкоголя – от 12,5% в 3-ей группе до 23,5% – во 2-ой.

Необходимым поведением, соответствующим ЗОЖ, большинство участников опроса в 1-ой и 2-ой группах и меньше трети студентов считают регулярное посещение врача (55,5; 64,7 и 29,4% соответственно). Для работников социономической сферы также важным представляется умение справляться со своими эмоциями (66,7% в отличие от 33,3 % – во 2-ой и 44,1% в 3-ей группах; ОШ1-2=4,00; ДИ=1,28-12,51). Несколько большая часть студентов по сравнению с другими группами считают характерными для ЗОЖ проявление интереса к информации о здоровом образе жизни и богатая духовная жизнь (41,1 и 44,1% по сравнению с 27,8 и 33,3% в 1-ой группе и 37,3 и 27,5% – во 2-ой). Участники 1-ой и 2-ой групп при ответе на вопрос «Считаете ли Вы необходимым придерживаться принципов ЗОЖ?» отдают предпочтение варианту «считаю, что это необходимо» (66,7 и 60,8%) по сравнению с вариантом «считаю, что это необходимо, но не главное в жизни» – 33,3 и 39,2%. У студентов доля лиц, выбравших эти варианты ответов составила по 50%. Никто из участников опроса не выбрал ответ – «эта проблема меня не волнует».

Анализ отношения респондентов к здоровью как ценностной категории показал, что придерживаться принципов ЗОЖ большинству респондентов 2-ой и 3-ей групп мешает недостаток времени (72,5 и 76,4% по сравнению с 38,9% в 1-ой группе; ОШ1-2=4,15; ДИ=1,34-12,85 и ОШ1-3=5,11; ДИ=1,49-17,57). Значительная доля лиц 1-ой и 2-ой групп отметили также в качестве мешающего фактора отсутствие необходимого упорства и воли (55,6 и 47,1% по сравнению с 19,6% во 2–ой группе; ОШ1-2=5,13; ДИ=1,61-16,33; ОШ2-3=3,64; ДИ=1,39-9,50). Больше половины студентов отмечают материальные трудности в качестве причины, не позволяющей соблюдать принципы ЗОЖ (52,9% по сравнению с 22,2 и 25,5% в 1-ой и 2-ой группах).

Обращает внимание факт, что большая часть представителей 1-ой и 2-ой групп считают состояние своего здоровья хорошим (55,6 и 54,9%), тогда как 73,5% студентов – лишь удовлетворительным (ОШ3-1=4,37; ДИ=1,29-14,72; ОШ3-2=3,66; ДИ=1,43-9,30). В этой группе также меньше лиц, ответивших, что не имеют каких-либо заболеваний – 50,0% по сравнению с 66,7 и 72,5% в 1-ой и 2-ой группах. Наибольшую долю среди хронической патологии, которой страдают студенты, составляют заболевания желудочно- кишечного тракта (32,4% по сравнению с 27,8 и 9, 8% в 1-ой и 2-ой группах). Наиболее частой патологией у работников социономической сферы являются заболевания сердечно-сосудистой системы 50,0% (3,9 и 14,7% во 2-ой и 3-ей группах, ОШ1-2=24,50; ДИ=4,53-132,65). Половина участников опроса 2-ой и 3-ей групп ежегодно проходят медосмотр (51,0 и 55,9% по сравнению с 22,2% в 1-ой группе; ОШ1-2=3,64; ДИ=1,05-12,57; ОШ1-3=4,43; ДИ=1,21-16,29). Для большинства респондентов характерно редкое посещение врачей (не более 2-3 раз в год) и редкий прием лекарственных препаратов.

Интересно, что наибольшее число положительных и наименьшее число отрицательных ответов на вопрос «Придерживаетесь ли Вы здорового рациона и режима питания?» оказалось в группе работников ВТЗ – 33,3 и 3,9% по сравнению с 22,2 и 14,7% и 16,7 и 14,7% в 1-ой и 3-ей группах. К сожалению, чаще во всех группах участники опроса выбирали вариант ответа «иногда» – 55,6, 62,7 и 70,6% соответственно в 1-3 группах. Незначительна доля лиц, занимающихся регулярно (2-3 раза в неделю) спортом – 16,7, 7,8 и 11,8%; ОШ1-2=2,35; ДИ=0,47-11,71. Наибольшее число ответов приходятся на варианты «не занимаюсь» или «занимаюсь иногда».

На вопросы, касающиеся вредных привычек, преобладающими ответами во всех группах являются «нет» и «редко». Доля лиц, ежедневно употребляющих алкогольные напитки, составила соответственно по группам 5,6; 13,7 и 2,9%; курящих – 22,2; 45,1 и 9,4%; пробовавших наркотические или токсические вещества – 11,1; 2,0 и 8,8%.

Характерными для социального статуса групп являются ответы на вопросы: «Часто ли Вы подвержены стрессам?» и «Какие причины вызывают у Вас стресс?». Ожидаемо наибольшее число ответов на первый вопрос приходится на группу студентов 61,8% (22,2 и 9,8% в 1-ой и 2-ой группах; ОШ2-3=14,86; ДИ =4,69-47,09). Однако лишь 5,9% из них называют причиной стресса «проблемы с учебой». Наименее подверженными стрессу оказались работники ВТЗ – 45,1% по сравнению с 11,1 и 5,95 в 1-ой и 3-ей группах.

В 1-ой и 2-ой группах, представители которых относятся к занятому профессиональной деятельностью контингенту, значительная доля ответов на вопрос о причинах стресса приходится на вариант «финансовые трудности» (50,0 и 45,1% по сравнению с 3-ей группой – 26,5%). Среди студентов приблизительно равные доли составили варианты ответов «финансовые трудности» (26,5%), «проблемы в семье» (35,3%) и «одиночество» (32,4%). Меньше всего от одиночества страдают работники ВТЗ (3,9%); в группе социономических работников подобных ответов 22,2% (ОШ1-2=7,00; ДИ=1,16-42,28; ОШ2-3=11,72; ДИ=2,40-57,23). Треть из них отметили также как причину стресса «проблемы в семье» (33,3%).

Соответствует эпохе цифровизации доля ответов об источниках информации о ЗОЖ – для большинства респондентов во всех группах это Интернет – от 64,7% во 2-ой группе до 85,3% – в 3-ей. Показательно, что 67,6% студентов-медиков указали в качестве таковых учебные занятия.

Таким образом, результаты опроса свидетельствуют о том, что большинство респондентов прекрасно осознает важность соблюдения принципов ЗОЖ для здоровья, однако находит причины, которые не позволяют им его вести. И в качестве таковых большинство указывает на недостаток времени и отсутствие упорства и воли. Как свидетельствуют многочисленные психологические практики, последняя причина, пожалуй, является основной проблемой, поскольку ЗОЖ часто требует отказа от любимых многими «вредных блюд», повышения физической активности, определенного эмоционального настроя. По-видимому, просто осознание необходимости придерживаться здорового образа жизни является недостаточной мотивацией для действительной реализации ЗОЖ. Это утверждение оказывается верным для представителей всех трех групп, отличающихся возрастом и социальным статусом. Все же, как положительный факт можно отметить большую долю не употребляющих алкоголь и некурящих среди студенческой молодежи особенно по сравнению с работниками ВТЗ (26,5 и 13,7% и 70,0 и 39,2%; ОШ3-2=3,72; ДИ=1,47-9,40).

Поскольку поддержание ЗОЖ действительно связано со значительными волевыми усилиями для преодоления вредных привычек и ломки не отвечающих ЗОЖ стереотипов, многим людям оказывается необходимым обучение соответствующим стратегиям поведения. Для этого могут использоваться активно обсуждаемые модели реализации здоровьесберегающих технологий, в том числе социально-адаптирующие и личностно-развивающие (САЛРТ). САЛРТ включают технологии, обеспечивающие формирование и укрепление психологического здоровья работников, повышение ресурсов психологической адаптации личности. Сюда относятся разнообразные социально-психологические тренинги (ассертативности, личностного роста, делового общения), в рамках которых возможна диагностика уровня психологического здоровья и выраженности профессионального выгорания, психокоррекция эмоционально-волевой сферы и неэффективных моделей делового общения, формирование стрессоустойчивости, коммуникативной компетентности, навыков саморегуляции, профессиональных умений и др.

 

Литература:

  1. Арстангалиева З.Ж., Чернышкова Е.В., Андриянова Е.А. Практики здоровьесбережения современных работающих пенсионеров //Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), Modern Research of Social Problems. 2015. №7(51). С. 41-51.
  2. Бакланов К.В. Развитие профессионального самосознания как условие сохранения психологического здоровья специалиста социально-культурной деятельности //Вестник МГУКИ. 2015. 6 (68). С. 208-213.
  3. Березовская Р. А. Исследования отношения к здоровью: современное состояние проблемы в отечественной психологии //Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. Вып. 1. 2011. С. 221–226.
  4. Брындин Е.Г., Брындина И.Е. Становление здоровьесберегающей медицины //Здоровье и образование в XXI веке. 2016. 18 (11). С.28-31
  5. Груздева М.А., Короленко А.В. Поведенческие факторы сохранения здоровья молодежи //Анализ риска здоровью. 2018. 2. С. 41-51.
  6. Даулеткалиева Ж.А. Внедрение принципа солидарной ответственности населения за собственное здоровье – одно из главных направлений развития отечественного здравоохранения (обзор литературы) //Наука и здравоохранение. 2014. 5. С. 8-11.
  7. Зелионко А.В., Лучкевич В.С., Филатов В.Н., Мишкич И.А. Формирование групп риска населения по уровню гигиенической информированности и мотивированности к здоровьесберегающему поведению //Гигиена и санитария. 2017. 96(4). С.313-319. DOI: http://dx.doi.org/10.18821/0016-9900-2017-96-4-313-319
  8. Корчагина П.С., Калачикова О.Н. Самосохранительное поведение как фактор формирования здоровья населения //Вопросы территориального развития. 2013. 2. С.2.
  9. Кучма В.Р., Соколова С.Б. Основные тренды поведенческих рисков, опасных для здоровья //Анализ риска здоровью. 2019. 2. 4-13.
  10. Муртазина И. Р. Самосохранительное поведение, качество жизни и предпочитаемые копинг-стратегии мужчин и женщин в период ранней взрослости //Электронный научный журнал «Пензенский психологический вестник». 2018 1(10). С.89-110.
  11. Муртазина И.Р. Качество жизни и личностные характеристики взрослых в контексте здорового образа жизни //Мир науки. Педагогика и психология. 2019. 1. https://mir-nauki.com/PDF/03PSMN119.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI 10.14526/2070-4798-2018-13-4-82-86
  12. Обручева О.Н. "Назарова И. Б. Здоровье занятого населения. М.: Макс Пресс, 2007. 526 с. ISBN 978-5-317-02057-6. //Журнал исследований социальной политики. 2009. 7 (4). С. 564-565.
  13. Паутов И.С., Паутова Н.И. "Продвижение здорового образа жизни как инструмент реализации государственной политики в сфере охраны здоровья в современной России"//Журнал исследований социальной политики. 2014. 12(4). С.493-508.
  14. Петраш М.Д., Муртазина И.Р. «Понятие «здоровый образ жизни» в психологических исследованиях //Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология и педагогика. 2018. Т. 8. Вып. 2. С. 152–165.
  15. Спиридонов Е.А., Жданов Р.И. Об эффективности управления процессами оздоровления и здоровьесбережения //Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2016. 24 (5). С. 287-292.
  16. Спиридонов Е.А. Философия здоровья: опыт анализа //Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2016.18 (12). С.121-127.
  17. Так здорово - официальный ресурс программы «Здоровая Россия». [Электронный ресурс]. http://www.takzdorovo.ru/ (дата обращения: 25.08.2019).
  18. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (с изменениями и дополнениями)
  19. Федеральный закон от 21 ноября 2011 (а) N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» //Информационно-правовая система ГАРАНТ. 21.11.2011 [Электронный ресурс]. http://base.garant.ru/12191967/ (дата обращения: 20.09.2019).
  20. Федеральный закон от 18 июля 2011 (b) N 218-ФЗ «О внесении изменений в Феде­ральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этило­вого спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»» //Российская газета. 22.07.2011. [Электронный ресурс]. http://www.rg.ru/2011/07/22/pivo-dok.html (дата обращения: 19.09.2019).
  21. Федеральный закон от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воз­действия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» //Инфор­мационно-правовая система ГАРАНТ. 23.02.2013 [Электронный ресурс]. http://base.garant.ru/70321478 (дата обращения: 20.09.2019).
  22. Шабунова А.А. Здоровье населения в России: состояние и динамика: монография [Текст] /А.А. Шабунова. – Вологда: ИСЭРТ РАН, 2010. 408 с.
  23. Шабунова А.А., Короленко А.В. Современная модель здорового образа жизни: место профилактики в повседневных практиках населения региона //Демографический потенциал стран ЕАЭС: сборник статей VIII Уральского демографического форума /Отв. ред. д-р социол. наук А.И. Кузьмин. – Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2017. Т. II. С. 489–497.
  24. Шубович М.М., Гринева Е.А., Бибикова Н.В. Здоровьесберегающие технологии по профилактике вредных привычек студенческой молодежи //Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2018; 13(4): 80-86. DOI 10.14526/2070-4798-2018-13-4-82-86
  25. Kim S. A., Oh H. S., Suh Y. O., Seo W. S. An integrative model of workplace self-protective behavior for Korean nurses //Journal of Asian Nursing Research. 2014. Vol. 8 (2). Р. 91–98.
  26. Stedma-Smith M., Dubois C. L., Gray S. Workplace hand hygiene and wellness: A survey of knowledge, belief, and practice //Workplace Health and Safety. 2012. Vol. 60 (11). Р. 477–485.