М. А. Картавых, Н. В. Батракова, Е. В. Мазина Методические аспекты обучения по охране труда будущих педагогов (№4, 2019)

Скачать выпуск "Безопасность и охрана труда" №4, 2019

УДК 331.45: 37.013.42

 

Методические аспекты обученияпо охране труда будущих педагогов

 

М.А. Картавых, д.п.н., доцент, зав. кафедрой физиологии и безопасности жизнедеятельности человека Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина, mkartavykh@rambler.ru

 

Н.В. Батракова, магистрант Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина

 

Е.В. Мазина, магистрант Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина

 

Аннотация: В статье обоснована актуальность и рассмотрены основные методические аспекты обучения по охране труда будущих педагогов. Охарактеризовано содержание процесса обучения студентов по охране труда в общепрофессиональном и профильном вариантах. Приведены примеры применения педагогических технологий обучения будущих педагогов по охране труда.

Ключевые слова: охрана труда, образовательный процесс, обучение, педагогические технологии.

 

Methodological aspects of training on labor protection of future teachers

 

M.A. Kartavykh,

Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Physiology and Human Safety,

Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University

 

N.V. Batrakova,

master, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University

 

E.V. Mazina,

master, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University

 

Abstract: The article justifies the relevance and considers the main methodological aspects of training on labor protection of future teachers. The content of the process of training students in labor protection in general professional and profile versions is described. Examples of application of pedagogical technologies of training of future teachers on labor protection are given.

Keywords: Labor protection, educational process, training, pedagogical technologies.

 

В профессиональной деятельности педагога в условиях развития постиндустриального общества проявляются все его ключевые тренды, подразумевающие активное внедрение информационно-коммуникационных технологий, а сама сфера образования превращается в стратегический ресурс эффективного функционирования государства. При этом ведущей, не теряющей актуальности и по сей день, остается проблема обеспечения безопасности образовательного процесса, активными субъектами которого выступают педагоги, обучающиеся, их родители и другие заинтересованные лица. В этой связи охрана труда является неотъемлемой составляющей системы образования, а педагогические работники должны обладать всем необходимым опытом в данной сфере, чтобы обеспечить безопасные условия труда для себя самих и обучения для учащихся, то есть владеть соответствующей компетентностью. Обозначенный социальный заказ получил легитимность в требованиях к уровню подготовки педагогов, отраженных в Федеральном государственном стандарте по направлениям подготовки бакалавров в рамках укрупненной группы «Образование и педагогические науки». Нами обращается внимание на общепрофессиональную компетенцию, согласно которой педагоги должны быть готовы обеспечить охрану жизни и здоровья обучающихся [1], что подразумевает необходимость владения будущими педагогами опытом по безопасности жизнедеятельности и охране труда. Теоретические аспекты обучения по охране труда будущих педагогов рассмотрены в работах Ю.А. Белярова, С.Н. Вольхина, В.А. Девисилова, О.С. Ефремовой, М.А. Картавых, Ю.К. Недоступова, С.В. Петрова, М.С. Петровой, В.В. Хлопкова [4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11].

Обучение по охране труда будущих педагогов имеет системный характер и реализуется в двух вариантах: общепрофессиональном и профильном. Общепрофессиональный вариант обучения по охране труда предусматривает рассмотрение обозначенных вопросов всеми будущими педагогами без учета их специализации – будущие воспитатели, учителя начальных классов, русского языка и литературы, математики, физики, географии, биологии, химии, истории, иностранного языка, педагоги – дефектологи и так далее. Их обучение по охране труда реализуется через освоение обязательного курса «Безопасность жизнедеятельности», в котором предусмотрен модуль «Безопасность образовательной среды». В рамках освоения модуля студенты рассматривают санитарно-гигиенические требования к обеспечению безопасности образовательного процесса, основные положения которых представлены в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» [3]; рассматривается классификация опасных и вредных производственных факторов, обзорно приводится их характеристика. Предусмотрено проведение лабораторного практикума «Оценка санитарно-гигиенического состояния учебного помещения».

Профильный вариант системы обучения по охране труда применяется для педагогов, избравших профессию учителя безопасности жизнедеятельности. В рамках профильной подготовки студенты осваивают учебную дисциплину «Охрана труда на производстве и в учебном процессе». В содержательном плане учебная дисциплина включает два раздела (модуля):

- Организационно-правовые аспекты охраны труда на производстве и в образовательном процессе, предусматривающие подробное изучение нормативной базы по охране труда, в первую очередь, Трудового кодекса Российской Федерации, Федеральных законов, упомянутых выше Санитарных правил и норм и других нормативных документов разного уровня с акцентом на контекст специфики педагогической деятельности[2, 3];

- Опасные и вредные производственные факторы, подразумевающие рассмотрение заявленной тематики на лекционных и лабораторно-практических занятиях. В качестве лабораторных практикумов применяется традиционная работа: «Оценка санитарно-гигиенического состояния учебного помещения», в которой рассматриваются соответствие площади и кубатуры помещения количеству посадочных мест, проводится оценка микроклиматических показателей (температуры, влажности, скорости движения воздуха), показателей освещенности, вентиляционного режима, шума, радиационного фона нормативным значениям; «Эффективность и качество освещения»; «Звукоизоляция и звукопоглощение»; «Защита от теплового излучения».

В процессуально - технологическом контексте учебная дисциплина «Охрана труда на производстве и в учебном процессе» завершает профильную подготовку учителя безопасности жизнедеятельности и предусматривает применение разнообразных педагогических технологий.

Технологическую основу обучения будущего учителя безопасности жизнедеятельности по охране труда составляет проблемная технология, выступающая своеобразной «осью», на которую «нанизываются» все остальные педагогические технологии. Обеспечение безопасности и охрана здоровья участников образовательного процесса представляют проблему и в настоящее время, поскольку, зачастую предусматривают неоднозначность в принятии каких-либо решений. Рассмотрим варианты применения различных педагогических технологий при обучении будущих учителей безопасности жизнедеятельности по охране труда.

При рассмотрении организационно-правовых основ организации охраны труда в образовательных организациях применяется технология развития критического мышления. Учебное занятие строится по схеме трех классических стадий обозначенной технологии: вызов, осмысление, рефлексия. На стадии вызова используется прием «корзина идей», при котором студентами высказываются предположения о том, на какие позиции следует обращать внимание при обеспечении безопасности субъектов образовательного процесса (организации охраны труда педагогов и охраны здоровья обучающихся). Все предлагаемые мнения фиксируются и заносятся в импровизированную «корзину идей», чтобы в последующем соотнести высказанные предположения с выявленными нормативно-правовыми требованиями. На стадии осмысления осуществляется работа с содержанием нормативной документации и проходит активный информационный поиск. Предусмотрено применение приема «инсерт» - маркировка текста. Работая с индивидуальными вариантами распечатанного теста СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» [3], студенты на полях расставляют пометки «V» - «я это уже знаю»; «+» - «эта информация для меня является новой»; «-» - «я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал»; «?» - «это мне непонятно, требуются пояснения». По завершению работы студентами заполняется таблица, состоящая из четырех колонок, в которой в генерализованном виде обучающиеся записывают информацию по каждой из рассматриваемых позиций. Затем информация обсуждается в студенческой группе с преподавателем, особенно делается акцент на противоречивых и непонятных для студентов позициях. На стадии рефлексии студентам предлагается написать эссе, в котором раскрыть вопрос какой должна быть система охраны труда в образовательной организации.

Применение проектной технологии предусмотрено при выполнении студентами заданий, связанных с разработкой проектов безопасных условий труда для учителя в школе будущего, а также оптимального расписания учебных занятий для обучающихся общеобразовательных школ.

Информационно-коммуникационные технологии при обучении будущих учителей безопасности жизнедеятельности по охране труда используются в процессе информационного поиска студентами, получении консультаций от преподавателя в режиме online или offline при выполнении самостоятельной работы, подготовке компьютерных презентаций, работа с лекционным материалом, решение тестовых заданий в электронной информационной образовательной среде.

Реализация представленных методических аспектов обучения по охране труда показывает эффективность в формировании у будущих педагогов необходимых профессиональных компетенций.

 

Литература:

  1. Приказ Минобрнауки РФ от 04 декабря 2015г. № 1426 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата)».
  2. Приказ Минобрнауки РФ от 28 декабря 2010 г. № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников».
  3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.22821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
  4. Беляров Ю.А., Хлопков В.В. Охрана труда в организации: Практ. рекомендации.- Москва: Книжный мир, 2009.
  5. Девисилов В.А. Охрана труда: учеб. для студентов учреждений сред. проф. образования: рек. М-вом образования и науки РФ. - Москва: ФОРУМ, 2009.
  6. Ефремова О.С. Охрана труда от А до Я. - Москва: Альфа-Пресс, 2010.
  7. Картавых М.А., Агеева Е.Л., Веряскина М.А. Использование электронной образовательной среды в изучении обучающимися безопасности жизнедеятельности // Интернет-журнал Науковедение. 2015. Т. 7. № 3 (28). С. 158.
  8. Картавых М.А., Филатова О.М. Концепция методической подготовки учителя безопасности жизнедеятельности // Вестник Мининского университета. 2014. № 3 (7). С. 17.; URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/507.
  9. Картавых М.А. Экологическая безопасность: учеб. пособие. – НГПУ им. К. Минина, 2011.
  10. Петрова М.С., Вольхин С.Н. Основы производства. Охрана труда: Учеб. пособие для студентов вузов: Рек. учеб.-метод. объединением по спец. пед. образования. - Москва: Академия, 2007.
  11. Фриш Г.Л. Охрана труда и техника безопасности в образовательных учреждениях. - Москва: Перспектива, 2001.