Законопись. Анализ итоговой концепции проекта Федерального закона А. Г. Федорец (№3, 2013)

Скачать выпуск "Безопасность и охрана труда" №3 2013

А.Г. Федорец, Директор АНО «ИБТ», ктн, доцент

-Федеральным законом от 3декабря 2012г. №243-ФЗ "Овнесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования" внесены изменения в статью58.3 Федерального закона от 24июля 2009г. №212-ФЗ "Остраховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", согласно которым, начиная с 2013года, установлен дополнительный тариф страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации для плательщиков, использующих труд наемных рабочих, чьи профессии предусмотрены Списками №1 и №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденных постановлением Кабинета Министров СССР от 26января 1991г. №10.

 

-Проект Федерального закона «О специальной оценке условий труда» разработан в рамках реализации положений Федерального закона от 3декабря 2012г. №243-ФЗ "Овнесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 26декабря 2012г. №Пр-3499.

 

-В соответствии с первоначальной Концепцией Федерального закона «О специальной оценке условий труда» (утв. 24.02.2013) главной целью разработки законопроекта являлось решение проблемы «списочного» установления прав работников на досрочное назначение трудовой пенсии, путем формирования правовых основ для установления (сокращения) отмены дополнительных тарифов страховых взносов, уплачиваемых работодателями в Пенсионный фонд РФ в связи с занятостью работников в различных «особых» условиях труда и/или на «особых» работах (в «особых» производствах).

 

-В соответствии с текстом Пояснительной записки к законопроекту № основной целью принятия законопроекта является унификация процедуры оценки условий труда на рабочих местах как единого способа реализации установленного пенсионным законодательством механизма освобождения работодателей от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

 

- Эту цель, сформулированную в ч.4 ст.33.2 ФЗ и в Поручении Президента РФ от 26.12.12 № Пр-3499 разработчики самопроизвольно расширили, включив в законопроект элементы механизма предоставления предусмотренных законодательством гарантий и компенсаций. Каких именно, авторы не уточняют, но по тексту законопроекта можно догадаться, что речь идет о «гарантиях и компенсациях» обусловленных занятостью в каких-либо из многочисленных «особых» условий труда.

 

- Несмотря на эти декларации, ни задача пенсионных «Списков», ни проблема так называемых «компенсаций» законопроектом не решаются. Возможно, решение этих действительно принципиальных проблем трудового права, ввиду недостатка времени перенесено в подзаконные нормативные правовые акты. Однако, по мнению АНО «ИБТ» пути решения этих проблем, эскизно обозначенные в законопроекте являются объективно не реализуемыми.

Можно предположить, что право на досрочную пенсию для категорий работников, перечисленных в пп.3-21 не связано с конкретными измеримыми (вредными) факторами условий труда, а связано с особенным характером работы, не поддающимся объективному измерению. Однако, какие есть убедительные основания, чтобы то же самое не сказать и в отношении категорий работников, относящихся к Списку №1 и Списку №2? Например, категорий работников принадлежащих к Списку №1:

o 1010100в Руководители шахт, шахтоуправлений (директора, главные инженеры)

 

o 1030300б-23187 Мастера, старшие мастера, занятые на горячих (?) участках работ и на работах с «вредными (?) условиями труда»

 

o 1030400а-1753а Рабочие ремонтных служб, занятые ремонтом оборудования в местах его установки на участках (рабочих местах) действующих производств, где основные рабочие, ведущие технологический процесс, пользуются правом на льготное пенсионное обеспечение по Списку № 1: слесари - ремонтники, электрогазосварщики, электросварщики ручной сварки, электромонтеры по ремонту и обслуживанию электрооборудования.

 

o 12201000-1754а Рабочие, руководители и специалисты, постоянно занятые в условиях радиационной или бериллиевой вредности на опытных, опытно - производственных и укрупненных лабораторных установках …

 

-Или, принадлежащие к Списку №2:

 

o 2010100а-10065 Аппаратчики всех (?) наименований

 

o 2010100а-11307 Вагонетчики воздушно - канатной дороги

 

o 2010100а-13486 Матросы драг

 

o 2010100б-23780 Начальники драг

 

-Эти профессии (должности) до сих пор условно (по понятиям) считаются «вредными» в предположении, что технологии работ не менялись в течение последних 50 лет.

 

-Притом, что в соответствии с Законом СССР «О пенсионном обеспечении граждан в СССР» применение Списков №№ 1 и 2 должно было производиться не по «списочному принципу», а «с учетом аттестации рабочих мест». В соответствии с постановление Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 (п.3) конкретные решения о предоставлении права на льготную пенсию принимали руководители предприятий … после «проведения аттестации рабочих мест и принятия необходимых мер к улучшению условий труда».

1. Статья 3 часть 1 «утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов)»

  1. Статья 6 часть 2 п.2 «применять аттестованные в установленном порядке методики исследований (испытаний) и методики (методы) измерений …» (повтор требования в ст.12 ч.4);
  2. Статья 8 ч.3. «Специальная оценка условий труда проводится на рабочих местах работодателя в соответствии с методикой проведения специальной оценки условий труда, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, …».
  3. Статья 10 ч.1. «… Классификатором вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда…».
  4. Статья 10 ч.6 «…. занятых работниками, которым в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу во вредных и(или) опасных условиях труда».
  5. Статья 11 ч.1 «… декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, оформленная в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики …».
  6. Статья 11 ч.2 «… ведение реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда».
  7. Статья 12 ч.2 «Перечень идентифицированных потенциально вредных и(или) опасных факторов, подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям, формируется комиссией исходя из государственных нормативных требований охраны труда…» (на сегодня таковых пока нет).
  8. Статья 12 ч.5 п.8 «… в ходе организованного в установленном порядке на рабочем месте производственного контроля за условиями труда,…»;
  9. Статья 14 ч.6 «…класс (подкласс) условий труда может быть снижен в соответствии с методикой, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики …»..
  10. Статья 18 ч.1. «Результаты специальной оценки условий труда подлежат передаче в Федеральную государственную информационную систему учета результатов специальной оценки условий труда …»; ч.7. «Порядок формирования, хранения и использования сведений, содержащихся в информационной системе учета, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики …».
  11. Статья 19 ч.1. п. 4 «организация должна быть застрахована в системе обязательного страхования ответственности организаций, проводящих специальную оценку условий труда» (таковой пока нет).
  12. Статья 19 ч.2. «Ведение реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, …, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации».
  13. Статья 20 ч.1. «Экспертами признаются физические лица, прошедшие в установленном Правительством Российской Федерации порядке аттестацию на право выполнения работ …».
  14. Статья 20 ч.3. п. 2 «Лица, претендующие на получение сертификата эксперта, должны соответствовать следующим требованиям: … наличие дополнительного профессионального образования (в объеме не менее 72 часов), включающего изучение вопросов оценки условий труда» (программу обучения экспертов предстоит разработать);
  15. Статья 20 ч.4 «Форма, технические требования и инструкция по заполнению бланка сертификата эксперта устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда».
  16. ч.5. «Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, ведет реестр лиц, имеющих сертификат эксперта (далее - реестр экспертов), в установленном им порядке».
  17. Статья 23 ч.1. «Экспертиза качества специальной оценки условий труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, …».

Однако, это далеко не весь перечень обязательных к применению документов, без которых легитимное применение закона невозможно.

Прежде всего, придется разработать, провести экспертизу, утвердить и ввести в действие (с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии), по меньшей мере, несколько десятков нормативных правовых актов, содержащих нормативы (очевидно, все-таки - «гигиенические нормативы») без которых проведение СОУТ теряет смысл. В настоящее время практически все гигиенические нормативы для физических и химических факторов (не менее 95%) не имели или утратили общеобязательную силу. А для разработки, экспертизы и утверждения этих гигиенических нормативов необходимо будет разработать новую государственную систему санитарно-гигиенического нормирования, поскольку формально существующая (но не действующая) сегодня система создавалась для других правовых условий, без учета современных принципов технического регулирования, порядка разработки и введения в действие нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Для того, чтобы эта система соотносилась с принципами технического регулирования, с европейскими нормами, ее необходимо будет строить не Концепции абсолютной безопасности (на советском пороговом принципе нормирования уровня фактора в среде, «вредно - не вредно»), а на основе Концепции приемлемого риска (риск – «допустимый»- «не допустимый»).

Это работа на годы….(не менее 5 лет).

-В тексте законопроекта неоднократно упоминалось требование «применять аттестованные в установленном порядке методики исследований (испытаний) и методики (методы) измерений».

 

-В настоящее время существуют методики выполнения измерений (МВИ), пригодные для однократных измерений в специальных (стандартных) условиях. Сложно представить, как можно определить стандартные условия для непрерывно меняющихся производственных условий. Кроме того, для удовлетворения требованиям целей СОУТ (или уходящей в прошлое АРМ) методики должны содержать программы выполнения многократных измерений с алгоритмами статистической обработки результатов измерений с учетом возможной продолжительности «трудового периода». А это уже буде полная фикция! В настоящее время методик, пригодных для установления классов условий труда в целях АРМ или СОУТ просто нет!

 

-Возможна ли вообще их разработка - вопрос спорный, до сих пор – не исследованный. По мнению АНО «ИБТ» разработка аттестованных методик измерений производственных факторов, применяемых в реальных производственных условиях не возможна.

 

-В лучшем случае, после того как будут утверждены «гигиенические нормативы» необходимо будет разработать, аттестовать и утвердить методики измерений и исследований, позволяющие получить результаты измерений, пригодные для оценки условий труда на временной шкале от 8 часов до десятков лет…..

Приложение

Сводная таблица условий
для назначения досрочной трудовой пенсии по старости

№ п/п

Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ
(ред. от 02.07.2013) "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"

Статья 27. Сохранение права на досрочное назначение трудовой пенсии

Постановления Правительства РФ

 

Дополнения и уточнения

 

1. Трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам:

 

 

1.

1) мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.

Постановление Правительства РФ РФ от 18 июля 2002 г. № 537 «О списках производств, работ, профессий

и должностей, … соответствии со статьей 27 Федерального закона…»а) при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, - Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10.

Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях (прилагается) - Постановление Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 (ред. от 02.10.1991) "Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение…»

 

Вывод по п.1:

условия применения правовых норм, предусмотренных пп.1 п.1. ст27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ, а именно: подземные работы, на работы с вредными условиями труда и в горячих цехах не в полной мере соответствуют условиям, указанным в постановлении Правительства РФ от 18 июля 2002 г. № 537 и постановлении Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 (подземные работы, работы с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда).

 

2.

2) мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

б) при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, - Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10.

Список N 2 производств, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях (прилагается) - Постановление Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 (ред. от 02.10.1991) "Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение…»

 

Вывод по п.2:

условия применения правовых норм, предусмотренных пп.2 п.1. ст27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ, а именно: тяжелые условия труда, стаж работы в этих условиях и общий страховой стаж не в точности соответствуют условиям, указанным в постановлении Правительства РФ от 18 июля 2002 г. № 537 и постановлении Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 (вредные и тяжелые условия труда).

3.

3) женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в качестве трактористов-машинистов в сельском хозяйстве, других отраслях экономики, а также в качестве машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин не менее 15 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет;

В постановлении Правительства РФ от 18 июля 2002 г. № 537 и постановлении Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 аналоги отсутствуют

4.

4) женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 20 лет в текстильной промышленности на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью;

в) при досрочном назначении трудовой пенсии по старости женщинам, занятым в текстильной промышленности на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью, - Список производств и профессий текстильной промышленности, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 марта 1992 г. № 130.

 

 

 

 

18pt;">

 

18.0pt;">Вывод по п.4: условия применения правовых норм, предусмотренных пп.4 п.1. ст27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ, а именно: работы с повышенной напряженностью и тяжестью в точности соответствуют условиям, указанным в постановлении Правительства РФ от 18 июля 2002 г. № 537. Однако, определение понятия «работы с повышенной напряженностью и тяжестью» в правовой базе никогда не существовало и идентификации не подлежит.

 

18.0pt;">Постановлением Правительства РФ от 1 марта 1992 г. № 130 «Об утверждении списка производств и профессий текстильной про­мыш­лен­ности, работа в которых дает женщинам право на пенсию по возрасту по достижении 50 лет и при стаже работы в этих производствах и профессиях не менее 20 лет». Это постановление такое условие как «работы с повышенной напряженностью и тяжестью» не применяет, опираясь на чистый списочный подход.

 

18.0pt;"> РешениемВерховного Суда РФ от 14 июня 2013г. NАКПИ13-506 настоящее постановление признано не противоречащим действующему законодательству.

 

5.

5) мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет;

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 г. N 272 «Об утверждении списка профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда":

г) при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым в качестве рабочих локомотивных бригад, и работникам отдельных категорий, непосредственно осуществляющим организацию перевозок и обеспечивающим безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, - Список профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, утвержденный

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии"

При подсчете специального стажа работы следует учитывать, работал ли истец по профессии (занимал ли должность), указанной (указанную) в Списке профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 года N 272, и была ли выполняемая им работа сопряжена с неблагоприятными воздействиями различного рода факторов, указанных в этом Списке (например, занятость на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов для монтеров пути, бригадиров).

Или например: Дежурные по железнодорожным станциям внеклассным и первого класса, занятые приемом, отправлением и пропуском поездов на участках магистральных железных дорог с особо интенсивным движением.

 

Вывод по п.5: условия применения правовых норм, предусмотренных пп.5 п.1. ст27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ ограничиваются наименованиями профессий и мест выполнения работ. С конкретными условиям труда не связаны, за исключением метрополитена (движение в тоннеле). Постановление Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 г. N 272 вводит ограничение – «особые условия труда», которое Верховный суд РФ в одном из частных случаев охарактеризовал «очень однозначно и объективно» как занятость «…на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов…». Сколько еще есть вариантов судебных решений в подобном стиле?

6.

6) мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет;

Постановление Правительства РФ от 11.07.2002 N 516 (ред. от 25.03.2013) "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"

7. При досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с полевыми геолого-разведочными, поисковыми, топографо-геодезическими, геофизическими, гидрографическими, гидрологическими, лесоустроительными и изыскательскими работами в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах периоды указанных работ непосредственно в полевых условиях учитываются в следующем порядке:

работа от 6 месяцев до одного года - как один год;

работа менее 6 месяцев - по фактической продолжительности.

 

 

Вывод по п.6: условия применения правовых норм, предусмотренных пп.5 п.1. ст27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ « в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых … работах» не полностью соответствуют формулировке Постановление Правительства РФ от 11.07.2002 N 516 «непосредственно в полевых условиях», которая, исключая форму организации труда (экспедиция, партия, отряд, на участок в бригада) и, следовательно исключая из условия характер труда, расширяет список претендентов.

7.

7) мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования, и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет;

Постановление Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 г. N 273 «Об утверждении Списка профессий и должностей рабочих и мастеров, занятых непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда»:

д) при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым в качестве рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования…

 

 

Вывод по п.6: условия применения правовых норм, предусмотренных пп.7 п.1. ст27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ не полностью соответствуют формулировке Постановления Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 г. N 273, которое содержит ограничивающее условия – только с «особыми условиями труда». С другой стороны понятие «особые условия труда» в правовой базе отсутствует.

8.

8) мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 20 и 15 лет в качестве механизаторов (докеров-механизаторов) комплексных бригад на погрузочно-разгрузочных работах в портах и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет:

Определение Конституционного Суда РФ от 18.07.2006 N 316-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кошева Федора Владимировича на нарушение его конституционных прав подпунктом 8 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"

«…законодатель связывает право на назначение пенсии до достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в той или иной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, влияющими на утрату профессиональной трудоспособности; при этом учитываются и различия в характере работы, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных условиях, в том числе - в течение полного рабочего дня или при неполной занятости на соответствующих работах.

Очень однозначно, понятно и бесспорно. Не правда ли?

9.

9) мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет;

10.

10) мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах соответственно не менее 20 и 15 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет;

 

Сравните работу водителя трамвая и водителя маршрутки по «тяжести», «напряженности» и пр. факторам.

11.

11) лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, независимо от возраста, если они работали на указанных работах не менее 25 лет, а работникам ведущих профессий - горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин, если они проработали на таких работах не менее 20 лет;

Список работ и профессий, дающих право на пенсию за выслугу лет независимо от возраста, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 13 сентября 1991 г. N 481:

е) при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горно-спасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников.

Ограничивающие условия:

1. Подземные горные работы в действующих и строящихся шахтах (рудниках) по добыче угля (сланца), руды и других полезных ископаемых, содержащих (в том числе и во вмещающих породах) двуокись кремния 10% и более, или при наличии газодинамических явлений, горных ударов…

2. Горноспасательные части, обслуживающие шахты и рудники, опасные по газодинамическим явлениям, горным ударам, сверхкатегорные и третьей категории по газу

3. Открытые горные работы по добыче (вскрыше) угля, руды и других полезных ископаемых в разрезах и карьерах глубиной 150 м и более, кроме работ на поверхности (включая отвалы)

 

27pt;">Вывод по п. 11: Постановление Совета Министров РСФСР от 13 сентября 1991 г. N 481 содержит множество дополнительных условий, затрудняющих однозначное установление права работника на досрочную пенсию: «содержание двуокиси кремния 10% и более», «наличие газодинамических явлений, горных ударов», «опасные по газодинамическим явлениям, горным ударам, сверхкатегорные и третьей категории по газу», «в разрезах и карьерах глубиной 150 м и более». Законопроект «О СОУТ» оценку шахт по этим параметрам не предусматривает».

 

12.

12) мужчинам и женщинам, проработавшим соответственно не менее 25 и 20 лет на судах морского флота рыбной промышленности на работах по добыче, обработке рыбы и морепродуктов, приему готовой продукции на промысле (независимо от характера выполняемой работы), а также на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности;

ж) при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности, - Список работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет рабочим и специалистам, работающим на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 1992 г. N 467 (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1992, N 2, ст. 40);

Все виды работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет рабочим и специалистам, работающим на следующих видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности:

Агломератовозы

Буксиры-толкачи, постоянно занятые на транспортировке нефтяных барж

Газовозы

Нефтеналивные

Нефтеперекачивающие, нефтебункеровочные и зачистные станции

Подводные аппараты (лаборатории)

Суда с атомными энергетическими установками

Суда атомного технологического обслуживания

Суда, постоянно работающие в Арктике

Химовозы

 

27pt;">Вывод по пп. 12 ст27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ с учетом Постановления Правительства Российской Федерации от 7 июля 1992 г. N 467: право на досрочную пенсию перечисленные категории имеют независимо от характера работы и условий труда! СОУТ ничего не дает.

 

13.

13) мужчинам, проработавшим не менее 25 лет, и женщинам, проработавшим не менее 20 лет в летном составе гражданской авиации, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья - мужчинам, проработавшим не менее 20 лет, и женщинам, проработавшим не менее 15 лет в указанном составе гражданской авиации;

з) при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым в летном составе гражданской авиации, - Список должностей работников летного состава авиации, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 г. N 459:

Список должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правиламстатьи 79Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР"

1. При исчислении сроков выслуги для назначения пенсий работникам летного состава считается:

а) каждые 20 часов налета на самолетах (кроме налета и работы, предусмотренных вподпунктах "б" - "г"настоящего пункта) - за один месяц выслуги;

б) каждые 12 часов налета: на вертолетах, в авиации специального применения (санитарные полеты, авиахимические работы, аэрофотосъемка, патрулирование, зондирование атмосферы и другие виды работ); в должностях летного состава групп сопровождения иностранных воздушных судов (лидировщики); в должностях командно-летного и летно-инструкторского состава, в том числе в высших и средних учебных заведениях по подготовке и повышению квалификации кадров летного состава авиации, - за один месяц выслуги;

…..

 

Право на досрочную пенсию для летного состава гражданской авиации предусматривается без оценки условий труда – исключительно за выслугу лет, т.е. по налету. Измерение уровня шума в кабине, температуры и влажности воздуха совершенно ни к чему.

 

 

14.

14) мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах по непосредственному управлению полетами воздушных судов гражданской авиации соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и не менее 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет;

15.

15) мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации соответственно не менее 20 и 15 лет и имеют страховой стаж в гражданской авиации соответственно не менее 25 и 20 лет;

Список должностей инженерно-технического состава авиации, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 г. N 459 (за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР"):

и) при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам инженерно-технического состава, занятым на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации,

 

Право на досрочную пенсию для ИТС гражданской авиации предусматривается без оценки условий труда – исключительно за выслугу лет. Измерение уровня шума на аэродроме, температуры и влажности воздуха зимой и летом совершенно ни к чему.

16.

16) лицам, проработавшим не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, по достижении возраста 40 лет либо независимо от возраста;

Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 (ред. от 26.05.2009) "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"

а) лицам, проработавшим в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, - перечни должностей и специальностей работников, постоянно работавших спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2001 г. N 702 («Об утверждении перечней должностей и специальностей работников профессиональных аварийно - спасательных служб, профессиональных аварийно - спасательных формирований, дающих право на пенсию в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет»).

 

27pt;">Для назначения досрочной трудовой пенсии по старости оценивать условия труда спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях - не требуется.

 

27pt;">

 

27pt;">

 

17.

17) мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, соответственно не менее 15 и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет;

Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 N 781:

б) лицам, которые были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений Министерства юстиции Российской Федерации, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, - список работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 г. N 85

 

27pt;">Никакие дополнительные условия кроме названия профессии (должности) при назначении досрочной трудовой пенсии по старости для рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы – не требуются.

 

18.

18) мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

19.

19) лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста;

20.

20) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста;

21.

21) лицам, осуществлявшим творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях (в зависимости от характера такой деятельности) не менее 15 - 30 лет и достигшим возраста 50 - 55 лет либо независимо от возраста.