Повышение компетентности персонала в сфере обеспечения безопасности труда. В. В. Иванов (№3, 2013)

Скачать выпуск "Безопасность и охрана труда" №3 2013

Повышение компетенции персонала в сфере обеспечения безопасности труда

Директор по персоналу, социальным и общим вопросам ОАО «Белон» Иванов В.В.

Исследования, выполненные «Научным центром ВостНИИ по безопасности работ в горной промышленности», установили, что почти 70% случаев травматизма обусловлены некомпетентными действиями работников различного уровня.

Таким образом, каждый работник должен управлять собственной безопасностью, и в случае обнаружения опасности – сообщить об этом в установленном порядке для недопущения несчастных случаев с коллегами по работе.

В 2010 году в ОАО «Белон» для достижения стратегических целей Компании было принято решение о создании такой программы обучения, которая бы формировала компетентностный подход к управлению личной безопасностью работников.

Целями обучения являлись:

  1. Изменение сознания работников в части ответственности за управление личной безопасностью и безопасностью коллег.
  2. Получение работниками знаний об опасных и вредных производственных факторах и возможных последствиях от их воздействия.
  3. Формирование у работников умений выявлять, визуализировать и предотвращать риски и опасности.

Реализация проекта «Лидерство в ПБ»

  1. Приказом генерального директора ОАО «Белон» был инициирован внутренний проект, создана рабочая группа.
  2. Выбран подрядчик – Кузбасский межотраслевой центр охраны труда,. Заключен договор.
  3. Были разработаны 3 учебные программы и соответствующий лекционный материал:
    • для внутренних преподавателей – работников предприятий ОАО «Белон»;
    • для РСС (руководители, специалисты служащие);
    • для рабочих.

Структура программы обучения

Первый раздел программы. .Состояние промышленной безопасности в угольной отрасли. Состояние ПБ в Компании, и ее место среди угольных предприятий Кузбасса – один час.

Цель раздела - убедить работника в том, что он трудится в компании, где его личной безопасности уделяется необходимое внимание.

Второй раздел программы. Выявление опасностей, оценка и управление профессиональными рисками, ответственность за некомпетентные действия – два часа.

Цель раздела - обучить и убедить работника в том, что он способен самостоятельно идентифицировать опасности, оценивать профессиональные риски и управлять ими.

Третий раздел программы. Требования к личной компетентности - два часа.

Цель раздела - обучить работника методам развития своей компетентности и вселить в работника уверенность, что личные компетентные действия повышают его безопасность в 2-4 раза.

Четвертый раздел программы. Методы обеспечения лидерства в области промышленной безопасности - три часа.

Цель раздела - обучить основным приемам безопасного выполнения работ и вселить в работника уверенность, что личные компетентные действия повышают его безопасность в 2-4 раза.

Раздаточный материал- практические задания и пособия

Анализ опросных листов работников по вопросам безопасности труда.

Цель: Определение уровня компетентности младшего и среднего звена управления.

Памятка «Связь трудовых обязанностей, прав и гарантий».

Цель: Самостоятельное ознакомление работников с обязанностями, правами и гарантиями в сфере трудовых правоотношений.

Памятка «Ответственность за некомпетентные действия».

Цель: Стимулирование самостоятельного контроля и ответственности за соблюдением трудовых прав и обязанностей в области промышленной безопасности и охраны труда.

Памятка «Контроль и самоконтроль».

Цель: Ознакомление работников с Учетной Системой контроля и самоконтроля на рабочем месте в области промышленной безопасности и охраны труда на ОАО «БЕЛОН».

Памятка «Как повысить компетентность».

Цель: Самоконтроль собственной компетентности и порядок прохождения профессиональной подготовки.

Памятка и отрывные талоны.

Памятка об оценке опасностей в подземных горных выработках.

Отрывные талоны по учету уведомлений о выявленных опасностях.

Цель: Стимулирование работников на выявление, оценку и управление профессиональными рисками. Самостоятельное выявления наиболее опасных мест на рабочем месте.

«Журнал учета уведомлений о выявленных опасностях».

Цель: Фиксация всех самостоятельно выявленных опасностей работниками в процессе рабочей смены.

Тест «Знаете ли Вы своё рабочее место».

Цель: Определение компетентности работника.

Основной особенностью обучения по данной программе являлось широкое использование различных приемов визуализации учебного материала, в частности общий объем видеофильмов составил порядка трех часов из шести часового курса обучения.

Визуализацию текстовой информации лекций обеспечивали – 74 слайда.

Использовались видеофильмы «Вредные и опасные производственные факторы», "Оказание первой помощи пострадавшим на производстве", «Действия в аварийной ситуации», "Методы выявления и управления профессиональными рисками", «Обязанности работника» и так далее.

Разбор конкретных аварий и инцидентов осуществлялся на компьютерных 3D моделях реальных несчастных случаев.

Также на шахтах, с участием работников предприятий ОАО «Белон», были отсняты учебные фильмы и видеоинструкции по охране труда, в том числе инструкции с которыми можно работать в интерактивном режиме.

Например, "Правила передвижения на ленточных конвейерах", "Пожар в электроустановках".

Лекционный материал базировался на следующих понятиях и определениях.

Компетентность в промбезопасности и охране труда – способность работника самостоятельно выполнять работы с соблюдением требований безопасности, основанная на личностных характеристиках, необходимых знаниях, умениях, навыках и опыте в сфере промышленной безопасности и охраны труда.

Личностные характеристики - Возраст, пол, здоровье, иные требования.

Знания - Законы, правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, которые необходимо соблюдать при исполнении трудовой функции.

Умения - Владение безопасными методами и приемами выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим на производстве

Навыки - Доведенное до автоматизма умение применять безопасные методы и приемы выполнения работ.

Опыт - Совокупность практически усвоенных знаний, уменья, навыков, необходимых для безопасного выполнения работ.

Лидер в охране труда и промышленной безопасности – работник способный качественно выполнять свою работу с минимальным риском для себя и других работников, за счет высокой компетентности, умения вести за собой личным примером.

Высокая компетентность работника в вопросах безопасности – самостоятельное выполнение работы с соблюдением требований промышленной безопасности и охраны труда.

Умение вести за собой личным примером – постоянная и уверенная реализация личных прав на безопасный труд.

Кроме системы обучения, были разработаны предложения по внедрению учетной политики и системы визуализации рисков и опасностей:

  1. Отрывные талоны – уведомления о выявленных опасностях и рисках
  2. Журнал учета опасностей и рисков
  3. Различные памятки безопасного поведения работника
  4. инструменты визуализации рисков и опасностей

Перед началом обучения "Кузбасс-ЦОТ" провел двухдневные курсы для внутрнних преподователей ОАО "Белон".

Численность обученных работников по программе «Лидерство в промышленной безопасности» за 2 года реализации данной программы (II полугодие 2011 – I полугодие 2013 г.) составляет 2960 человек или 53,6 % от общей численности персонала. Ожидаемое за 3 года обучения составит 80,4 %.

Как следует из графиков приведенных на рисунке в результате реализации программы обучения произошло существенное снижение производственного травматизма. Считаем, что цель данного проекта достигнута.