Качественный мониторинг охраны труда как необходимый элемент государственной системы управления охраной труда. Г. Ж.Склеменов, В. А. Сидоров (№3, 2013)

Скачать выпуск "Безопасность и охрана труда" №3 2013

Г.Ж. Склеменов - заместитель руководителя департамента труда и занятости населения Краснодарского края

В.А. Сидоров – начальник отдела управления охраной труда департамента труда и занятости населения Краснодарского края

В Краснодарском крае мониторинг состояния условий и охраны труда в организациях (далее – Мониторинг) является одним из самых важных элементом краевой государственной системы управления охраной труда. Основными целями и задачами Мониторинга являются получение оперативной информации и оценка состояния условий и охраны труда, анализ информации и на ее основе своевременное выявление изменений, происходящих в области условий и охраны труда в крае, а также прогнозирование развития процессов в сфере охраны труда. Не менее важной задачей является информирование органов государственной власти федеральных и региональных, органов местного самоуправления, организаций и населения о результатах, полученных в ходе мониторинга.

Сбор и обработка информации о состоянии условий и охраны труда в крае органами по труду осуществляется более 15 лет и эта работа постоянно совершенствуется. В результате в настоящее время в крае создана система Мониторинга, которая охватывает организации всех муниципальных образований края и успешно функционирует в рамках организационной структуры краевой системы управления охраной труда. Мониторинг проводится по единой методике, разработанной и утвержденной департаментом труда и занятости населения Краснодарского края (далее – департамент), в том числе с использованием программного комплекса «Катарсис».

Основными объектами Мониторинга являются состояние условий труда и обеспечение охраны труда на рабочих местах в организациях края, а также уровень производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. Мониторинг включает в себя также сведения о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда, об обеспеченности работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, сведения об обучении по охране труда и проверке знаний требований охраны труда работников организаций, о проведении обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров. Отслеживается информация о разработке и реализации краевых, отраслевых и муниципальных целевых программ улучшения условий и охраны труда, сведения о социальном страховании работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, информация о реализации мероприятий, направленных на профилактику несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и их финансирование. В число объектов Мониторинга нами включены сведения о количестве получателей пенсий, назначенных в связи с их занятостью на работах с вредными и (или) опасными условиями труда и суммах назначенных им пенсий, об организации в Краснодарском крае общественного контроля за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда, о реализации задач в области улучшения условий и охраны труда в рамках социального партнерства и другие.

Мониторинг проводится в отношении организаций, объединений организаций и индивидуальных предпринимателей (далее – работодатель) независимо от их организационно-правовых форм и ведомственной принадлежности, зарегистрированных на территории Краснодарского края.

Сведения, необходимые для проведения Мониторинга, кроме работодателей, представляются территориальными органами федеральных органов контроля (надзора) в сфере охраны и условий труда, Краснодарским региональным отделением Фонда социального страхования РФ, краевым отделением Пенсионного фонда РФ, Федеральным учреждением МСЭ по Краснодарскому краю, краевым профобъединением, иными органами и организациями, которые представляют их непосредственно в департамент. Работодателями сведения представляются в государственные казенные учреждения Краснодарского края «Центр занятости населения» в муниципальных образованиях, подведомственные департаменту и наделенные краевым законом «Об охране труда» соответствующими полномочиями в области охраны труда.

Основными функциями департамента являются свод, обобщение и анализ результатов краевого Мониторинга, на основании которого информация о состоянии условий и охраны труда направляется в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (в рамках общероссийского Мониторинга), а также в краевую прокуратуру и в администрацию Краснодарского края. По результатам анализа данных Мониторинга разрабатываются мероприятия, направленные

на улучшение условий и охраны труда, профилактику производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работников организаций края, включаются в краевые целевые программы и планы мероприятий. Результаты Мониторинга публикуются на сайте департамента, в ежеквартальном краевом информационно-аналитическом бюллетене, других средствах массовой информации.

Общеизвестно, что информация о состоянии условий и охраны труда в том или ином разрезе формируется также и другими органами и организациями, имеющими разную ведомственную принадлежность и разные методики и источники её формирования. Это органы государственной статистики, фонда социального страхования РФ, Федеральной инспекции труда, Роспотребнадзора. Как правило, информация по одному и тому же показателю трудоохранной тематики может значительно отличаться у разных ведомств.

Выстроенная в Краснодарском крае система Мониторинга обеспечивает, на наш взгляд, получение наиболее объективных и достоверных данных о состоянии условий труда, производственного травматизма и в целом охраны труда в крае. Мы увеличили число объектов мониторинга такие как сведения об установлении инвалидности вследствие несчастных случаев на производстве, затраты на страховое обеспечение пострадавших на производстве, информация о профилактической работе по организации охраны труда несовершеннолетних и другие. В ходе проведения мониторинга потребовали решения такие проблемы, как неполный охват организаций края мониторингом вследствие недостаточной ответственности работодателей по своевременному предоставлению сведений о состоянии условий и охраны труда в организации, полноте и достоверности этих данных. В первую очередь это касается организаций малого бизнеса. Только треть работодателей края, зарегистрированных в качестве страхователей, своевременно и в полном объеме представляют в центры занятости населения необходимую информацию. Это значительно снижает эффективность и достоверность проводимого Мониторинга, так как анализ неполных результатов мониторинга может привести к неправильным выводам и, соответственно, принятию управленческих решений в сфере охраны труда в крае, неадекватных фактическому положению дел. В целях решения проблемы нами внесены изменения и дополнения в Закон Краснодарского края «Об охране труда», а также постановлением губернатора Краснодарского края утверждены формы и сроки представления работодателями в центры занятости населения в муниципальных образованиях сведений о состоянии условий и охраны труда. На основании заключенных департаментом Соглашений о взаимодействии в сфере охраны труда с Государственной инспекцией труда в Краснодарском крае и Краснодарским региональным отделением Фонда социального страхования РФ проводятся ежеквартальные пофамильные сверки пострадавших при несчастных случаях на производстве, вносятся соответствующие коррективы в итоговую информацию. При определении победителей краевых и муниципальных смотров-конкурсов на лучшую организацию работы в области охраны труда в критерии оценки деятельности работодателей нами включен показатель активности участия работодателя в краевом Мониторинге, что также является определенным стимулом для работодателя. Кроме того, информация о нерадивых работодателях, нарушающих нормы федерального и краевого законодательства по охране труда в части предоставления сведений органу исполнительной власти субъекта РФ, необходимых для осуществления им своих полномочий, направляются в Государственную инспекцию труда в Краснодарском крае для принятия мер административного воздействия по статье 5.27 КоАП.

Уже по итогам работы за первое полугодие текущего года принимаемые меры привели к тому, что в крае на 5% выросло количество организаций, охваченных Мониторингом, в которых работает около 190 тысяч работников. В сравнении с 1 полугодием 2012 года произошло заметное снижение общего числа пострадавших на производстве. Уровень производственного травматизма в расчете на 1000 работающих снизился на 31,7 % по сравнению с аналогичным периодом 2012 года (0,41) и составил 0,28. В 1 полугодии 2013 года коэффициент смертности остался на уровне аналогичного периода прошлого года и составил 0,015. С вредными факторами производственной среды в крае контактировало 13,4 % от общей численности работающих в охваченных мониторингом организациях.

Организационной формой управленческих решений на всех уровнях вертикали управления охраной труда в крае являются точно определенные целевые значения основных индикаторов. В процессе реализации этих решений департаментом непрерывно отслеживаются значения указанных параметров, осуществляется управление по конечным результатам. Разрабатываемые и реализуемые мероприятия в крае носят адресный характер, причем приоритет отдается наиболее отстающим объектам Мониторинга.