Бумажные шаги. Нерешенные вопросы оценки гарантий и компенсаций за работу с вредными и/или опасными условиями труда. А. А. Зорин, Е. А. Розенфельд (№3, 2012)

Скачать выпуск "Безопасность и охрана труда" №3 2012

Бумажные шаги.

Нерешенные вопросы гарантий и компенсаций

за работу с вредными или опасными условиями труда.

Сто путей - тысяча ошибок

Вьетнамская поговорка

А.А.Зорин, кандидат технических наук, доцент, Пермского краевого центра охраны труда

Е.А.Розенфельд, младший научный сотрудник,

Пермского краевого центра охраны труда

В соответствии со ст. 219 Трудового кодекса РФ, каждый работник имеет право на «компенсации, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда».

При этом, «Размеры компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и условия их предоставления устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Повышенные или дополнительные компенсации за работу на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом с учетом финансово-экономического положения работодателя.

В случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест по условиям труда или заключением государственной экспертизы условий труда, компенсации работникам не устанавливаются».

Итак, право есть, нужно его претворять в жизнь. Но как? Вышеприведенного отрывка из ТК РФ для этого явно недостаточно.

Сначала нужно понять, что такое компенсация? В принципе и в общем понимании этого слова, компенсация чего-либо может быть осуществлена в натуральной (не монетизированной) или в денежной (монетизированной) формах.

Ст.164 Трудового кодекса РФ «Понятие гарантий и компенсаций» прямо говорит о том, что компенсации - денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами. Но в сфере охраны труда работник не несет никаких денежных затрат - их несет работодатель (статья 226 ТК РФ). Конечно, на работе работник затрачивает свое здоровье, свою физическую и умственную энергию, но не о них идет речь в ст. 164 ТК РФ.

Однако, используя так называемую «аналогию закона» и слова ст. 169 ТК РФ о повышенных или дополнительных компенсациях, можно считать, что в охране труда компенсации так же носят характер денежных доплат к основной заработной плате и иным дополнительным выплатам, а все иные - не денежные - компенсации (в широком смысле этого слова) в охране труда следует называть «гарантиями». Напомним, что согласно ст. 164 ТК РФ  «гарантии - средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений».

Поскольку воздействие вредных условий труда тем больше, чем больше время их экспозиции (воздействия на организм человека), сокращение времени работы в таких условиях является одной из реальных мер охраны труда.

Поэтому статья 92 ТК РФ устанавливает, что «Сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, - не более 36 часов в неделю в порядке, установленном Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений».

Наличие дополнительного отпуска также снижает время экспозиции, а потому статья 116 ТК РФ устанавливает, что «Ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда… Работодатели с учетом своих производственных и финансовых возможностей могут самостоятельно устанавливать дополнительные отпуска для работников, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и иными федеральными законами. Порядок и условия предоставления этих отпусков определяются коллективными договорами или локальными нормативными актами, которые принимаются с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации». Более детально о ежегодном дополнительном оплачиваемом отпуске работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гласит ст. 117 ТК РФ: «Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда: на подземных горных работах и открытых горных работах в разрезах и карьерах, в зонах радиоактивного заражения, на других работах, связанных с неблагоприятным воздействием на здоровье человека вредных физических, химических, биологических и иных факторов.

Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и условия его предоставления устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений».

Поскольку в неблагоприятных условиях труда организм человека изнашивается быстрее, то есть определенная целесообразность (но не для буржуазного общества) более раннего отстранения от работы и выхода на пенсию. Трудовой кодекс РФ не рассматривает этот вопрос и он решен в других нормативных документах.

Еще одними из гарантий считают бесплатную выдачу молока и бесплатное предоставление лечебно-профилактического питания. Ст. 222 ТК РФ гласит: «На работах с вредными условиями труда работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты. Выдача работникам по установленным нормам молока или других равноценных пищевых продуктов по письменным заявлениям работников может быть заменена компенсационной выплатой в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, если это предусмотрено коллективным договором и (или) трудовым договором.

На работах с особо вредными условиями труда предоставляется бесплатно по установленным нормам лечебно-профилактическое питание.

Нормы и условия бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов, лечебно-профилактического питания, порядок осуществления компенсационной выплаты, предусмотренной частью первой настоящей статьи, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений».

Заметим, что в данной статье ТК РФ употребляются такие термины как «особо вредные условия труда» и «компенсационные выплаты», а выдача молока или других равноценных пищевых продуктов не предусмотрена для работников, работающих в «опасных условиях труда».

Кроме вышеизложенного, работа во вредных и/или опасных условиях вызывает необходимость выдачи средств индивидуальной защиты, специального обучения работников и прохождения ими медицинских осмотров, но это традиционно, почему-то, не считается выполнением гарантий.

Есть какая-то нечеткость в том, что аттестация рабочих мест оценивает (но не полностью) условия труда и тем самым (по сути) предопределяет характер предоставляемых гарантий и компенсаций. Однако ТК РФ специально говорит об использовании результатов аттестации только для компенсаций, умалчивая о гарантиях. Как это понимать ведомо только Всевышнему.

Закон относит все детали и сам порядок реализации вышеизложенных прав работника на усмотрение Правительства РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Обратимся теперь к подзаконным актам.

В 2008 году Правительством РФ было принято Постановление от 20 ноября 2008 г. № 870 (Действующая редакция данного Постановления вступила в силу 10.07.2012 г.) «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда» согласно которому, якобы «в соответствии с Трудовым кодексом РФ» было решено:

1. Установить работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест следующие компенсации:

сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю в соответствии со статьей 92 Трудового кодекса Российской Федерации;

ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск - не менее 7 календарных дней;

повышение оплаты труда - не менее 4 процентов тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.

2. Минздравсоцразвития РФ в 6-месячный срок после вступления в силу настоящего Постановления установить в зависимости от класса условий труда и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращенную продолжительность рабочего времени, минимальную продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, минимальный размер повышения оплаты труда, а также условия предоставления указанных компенсаций.

3. Утратил силу по Постановлению Правительства РФ от 28.06.2012 № 655.

Это Постановление уже четыре года будоражит людей, тщетно пытающихся его понять и выполнить.

Во-первых, хотелось бы знать, что такое «иные особые условия труда», не содержащиеся в гигиенических критериях и не определяемые аттестацией рабочих мест (Специалистам по охране труда известно применение термина «особые условия труда» (согласно ГОСТ) для отдельных работ типа работ под водой или в стеснениях, но ТК РФ не использует этот термин).

 Являются ли «особые условия труда» таким же юридическим термином, как например, «вредные условия труда» или «безопасные условия труда» или речь идет о каких-то иных от общеизвестных, «особых» в этом смысле, условиях труда.

Во-вторых, что такое «нормальные условия труда», в принципе, понятные для людей живущих по «понятиям», но не используемые законом.

В-третьих, термин «компенсации» использован и для натуральных льгот, и для денежных выплат (а для последних, видимо, следует употреблять термин «компенсационная выплата». При этом денежные выплаты названы «повышением оплаты труда». Такое «жонглирование» терминологией только затрудняет выполнение данного Постановления и порождает конфликтные ситуации, из которых «законным» путем невозможно выйти.

В-четвертых, как определить тарифную ставку (оклад), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда, если данный вид работ изначально «не нормальный» - например, у шахтеров, и не имеет «нормальных» аналогов?

И, наконец, в-пятых, Регулятор вот уже 8 предписанных сроков не выполняет пункт 2, без которого пункт 1 – становится просто декларацией о намерениях.

Хотелось бы отметить, что в период существования Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации им принимались неудачные попытки по разработке документов, устанавливающих новый порядок предоставления компенсаций К таким документам можно отнести приказы [6; 7]). Таким образом, на сегодняшний день документов, устанавливающих новый порядок предоставления компенсаций до сих пор нет.

Можно надеяться, такой документ будет разработан Министерством труда и социальной защиты РФ, т.к. по Указу Президента РФ №  636 от 21.05.2012 г. данный вопрос относится к функциям именно этого министерства.

А ведь жизнь давно уже требует ответа по всем вышепоставленным вопросам, ибо по опыту нашей работы на сегодняшний день, в соответствии с «Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда», утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России № 342н от 26 апреля 2011 года большинство рабочих мест по условиям труда оцениваются как вредные, а, следовательно, работодатель обязан предоставить всем работникам, занятым на рабочих местах с вредными условиями труда, соответствующие гарантии и компенсации. Вместе с тем, вопрос установления размера компенсаций в зависимости от класса условий труда является чрезвычайно существенным, ведь приравнивать классы 3.1. и 3.4. по меньшей мере, нелогично, т.к. ущерб здоровью от работы в таких разных условиях несопоставим.

Тем временем мы продолжим анализ Постановления Правительства РФ № 870 от 20 ноября 2008 г. Рассмотрим порядок предоставления гарантий и компенсаций, как он действует сейчас.

Досрочная трудовая пенсия в связи с неблагоприятными условиями труда

Среди предоставляемых «компенсаций» за неудовлетворительные условия труда особое место занимают гарантии по пенсионному обеспечению – досрочный выход на пенсию по старости или за выслугу лет, установленные Законом РФ «О государственных пенсиях в РФ». Досрочная пенсия выплачивается пожизненно.

Основной контингент получателей пенсионных льгот за работу во вредных, тяжелых и опасных условиях труда содержится в Списках № 1 и 2 производств, работ, профессий и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утверждённых постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10. Данные Списки № 1 и 2 применяются на территории Российской Федерации со всеми дополнениями и изменениями в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 2 октября 1991 года № 517.

Для назначения пенсии по старости в связи с особыми условиями труда необходимо иметь общий и специальный трудовой стаж, дающий право на указанную пенсию. Специальный трудовой стаж, представляющий собой суммарную продолжительность определённой трудовой деятельности, исчисляется по профессиям и должностям, а в некоторых случаях определяется исходя из занятости на конкретных работах (в производствах) с особыми условиями труда.

Трудовой стаж устанавливается на основании документов, выдаваемых в установленном порядке организацией. Характер работы, а также условия, при которых назначается пенсия в связи с особыми условиями труда, подтверждается в каждом конкретном случае уточняющей справкой, выдаваемой администрацией организации со ссылкой на архивные документы того периода, когда проводились работы. Свидетельские показания о характере работы не являются основанием для предоставления пенсионных льгот.

Правильно представить работника к назначению пенсии в связи с особыми условиями труда – значит установить на основании соответствующих документов полное соответствие между фактически выполняемой или выполнявшейся работой конкретным работником работой, предусмотренной Списками, при этом Списки составлены по производственному признаку, т.е. по видам производств, которых насчитываются более 100.

При оформлении на пенсию необходимо соблюдать следующие условия:

  • во-первых, нужно установить производство, к которому относится выполняемая работа;

  • во-вторых, подтвердить занятость конкретного лица в определённом структурном подразделении предприятия или производства (в цехе, на участке, в отделении);

  • в-третьих, установить соответствие наименования профессии (должности) того или иного работника или должности, с наименованиями, предусмотренными Списками;

  • в-четвёртых, подтвердить уточняющими справками характер работы и условий труда, для которых назначается досрочная пенсия

  • в-пятых, подтвердить время фактической занятости во вредных условиях труда (не менее 80% рабочего времени).

    Данные о праве на досрочное пенсионное обеспечение отражаются в строке 040 карты аттестации рабочего места по условиям труда.

    В Постановлении Правительства РФ № 870 от 20 ноября 2008 г. относительно данного вида компенсации ничего не сказано.

Дополнительный отпуск и сокращённый рабочий день

Установление дополнительного отпуска определяется, согласно ТК РФ, Перечнем производств, работ, профессий и должностей, работа в которых даёт право на дополнительный оплачиваемый отпуск, который утверждается Правительством РФ с учётом мнения Российской трёхсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений.

До принятия Перечня Правительством РФ следует руководствоваться «Списком производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых даёт право на дополнительный отпуск и сокращённый рабочий день», утверждённым постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 г. №298/П-22, с последующими изменениями и дополнениями. Порядок применения данного Списка установлен «Инструкцией о порядке применения списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых даёт право на дополнительный отпуск и сокращённый рабочий день», утверждённый постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС № 273/П-20 от 21 ноября 1975 г.

Сокращённый рабочий день, согласно указанной в Списке продолжительности, устанавливается рабочим, инженерно-техническим работникам и служащим лишь в те дни, когда они заняты во вредных условиях труда не менее половины сокращённого рабочего дня, установленного для работников данного производства, цеха, профессии или должности.

Вместе с тем в соответствии с п.1 Постановления Правительства РФ № 870 от 20 ноября 2008 г. работникам устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю в соответствии со статьей 92 Трудового кодекса Российской Федерации

Поскольку самыми распространёнными являются 8-ми часовые смены, то при пятидневной 40-часовой рабочей неделе каждую неделю работник должен работать (в неблагоприятных условиях труда) на 4 часа меньше. Поскольку в году 53 недели, то за вычетом 4 недель отпуска, получается 49 рабочих недель со 196 часами сокращения рабочего времени. Если поделить это число на сокращенный рабочий день - 7,2 часовую смену, то получится, что работник будет отсутствовать на рабочем месте по закону 27,2 смены (т.е. 1,5 месяца) по пункту 1 Постановления. А по пункту 2 еще получить ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск - не менее 7 календарных дней.

Таким образом, примерно 2,5 месяца (с учетом основного отпуска) в году работник будет отсутствовать на рабочем месте. Чтобы компенсировать длительное отсутствие работников на рабочих местах, работодатель будет вынужден вводить новые ставки, принимать новых временных работников, а все это приводит к дополнительным затратам, к увеличению себестоимости продукции и услуг, росту цен, что неблагоприятно сказывается на потребителях.

Выдача молока и предоставление лечебно-профилактического питания

Бесплатная выдача молока или других равноценных пищевых продуктов производится на основании «Норм и условий бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов, порядка осуществления компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, и перечня вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов», утвержденных Приказами Минздравсоцразвития России № 45н от 16.02.2009 г. и № 245н от 19.04.2010 г.

Основанием для принятия работодателем решения о прекращении бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов или компенсационных выплат являются:

  • наличие результатов АРМ по условиям труда, которые подтверждают отсутствие превышения установленных нормативов по выявленным при проведении аттестации рабочих мест вредным производственным факторам и времени занятости в данных условиях труда менее 50 %;

  • согласие первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при их наличии у работодателя) на прекращение бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов работникам, на рабочих местах которых по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда не выявлено наличия предусмотренных Перечнем вредных производственных факторов или превышения установленных нормативов по указанным в Перечне и выявленным при проведении аттестации рабочих мест вредным производственным факторам.

За счет прибыли может также представляться и молоко.

Также в соответствии со статьёй 222 ТК РФ на работах с особо вредными условиями труда предоставляется бесплатно по установленным нормам лечебно-профилактическое питание.

Выдача лечебно-профилактического питания должна производиться в строгом соответствии с «Перечнем производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда, рационов лечебно-профилактического питания, норм бесплатной выдачи витаминных препаратов и правил бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания», утвержденных Приказом Минздравсоцразвития [10]. Работодатель может принимать решения о прекращении бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания в случае создания безопасных условий труда, подтверждённых результатами аттестации рабочих мест, при положительном заключении государственной экспертизы условий труда субъекта РФ и органов Роспотребнадзора.

В Постановлении [3]относительно данного вида компенсации ничего не сказано.

Установление доплат

В соответствии со ст.147 ТК РФ оплата труда работников, занятых на тяжёлых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными условиями труда, устанавливается в повышенном размере, по сравнению с тарифными ставками (окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда.

Расчёт доплат производится в соответствии с «Типовыми положениями об оценке условий труда на рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим по условиям труда», утверждёнными постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 3 октября 1986 года №387/22-78. Класс вредности и соответственно баллы необходимо рассчитывать по прилагаемой к этому документу «Гигиенической классификации труда». Установленный при этом класс вредности используется только для расчета доплат.

Конкретные размеры доплат определяются на основе аттестации рабочих мест по условиям труда. При обеспечении  на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест по условиям труда или заключением государственной экспертизы условий труда, компенсации работникам не устанавливаются». В этом случае в карте аттестации делается запись – «не предусмотрено».

В соответствии с п.1 Постановления Правительства РФ № 870 от 20 ноября 2008 г. работникам устанавливается повышение оплаты труда - не менее 4 процентов тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда. Так как нормативный правовой акт, устанавливающий размеры доплат в зависимости от класса работ, еще не разработан, то согласно Письму Минздравсоцразвития РФ [11]: «продолжает действовать законодательство бывшего СССР, регламентирующее эти вопросы, - Постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 17 сентября 1986 года № 1115 и принятое в соответствии с ним Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 3.10.1986 г. № 387/22-78».

Вместо заключения подчеркнем, что поскольку пункт 2 [3] Постановления Правительства РФ № 870 от 20 ноября 2008 г. не выполнен и требуемого нормативного документа все еще нет, то при предъявлении результатов аттестации, в которых используется данное Постановление, между аттестующими организациями-исполнителями и работодателями-заказчиками возникают разногласия, поскольку заказчики весьма неохотно  принимают такие результаты, ведь они связаны с существенными издержками на предоставление работникам компенсаций, указанных в Постановлении.

Отметим, что некоторые работодатели, ссылаясь на письмо Федеральной службы по труду и занятости [12] считают, что до тех пор, пока данное постановление официально не будет отменено и не вступит в силу нормативный правовой акт федерального органа исполнительной власти, устанавливающий работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращенную продолжительность рабочего времени, минимальную продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, минимальный размер повышения оплаты труда, а также условия предоставления указанных компенсаций, т.е. до принятия нового порядка предоставления компенсаций, вышеназванный Список может и должен применяться. К сожалению, данное письмо не носит нормативный характер и в нем ничего не говорится о невозможности применения п.1 Постановления Правительства РФ [3].

Подведя итоги всему вышесказанного, мы рекомендуем при определении гарантий и компенсаций, предоставляемых работникам за работу с вредными и/или опасными условиями труда, применять и документы, принятые до появления Постановления, которые официально не утратили свою силу, а само Постановление Правительства [3] только в части пункта 1.

Список литературы:

  1. Трудовой кодекс РФ.

  2. Порядок проведения и использование результатов аттестации рабочих мест по условиям труда: Практические рекомендации для членов профессиональных союзов /Серия: За безопасный и достойный труд: в помощь членам профессиональных союзов. Вып. 2 / Файнбург Г.З., Щеколдина М.В., Зорин А.А., Порываев А.А. Под ред. проф. Г.З. Файнбурга. – Изд. ПГНИПУ – Пермь, 2012. – 93 c.

  3. Постановление Правительства РФ № 870 от 20 ноября 2008 г. «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплата труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда».

  4. Постановление Правительства РФ от 28.06.2012 № 655 «О признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ».

  5. Указ Президента РФ № 636 от 21.05.2012 «О структуре федеральных органов исполнительной власти».

  6. Приказ Минздравсоцразвития России № 173н от 22 марта 2010 г. «Об утверждении размеров компенсаций (сокращенной продолжительности рабочего времени, минимальной продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска и минимального размера повышения оплаты труда) работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда».

  7. Приказ Минздравсоцразвития России № 175н от 22 марта 2010 г. «Об утверждении условий предоставления сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска и повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест».

  8. Приказ Минздравсоцразвития России № 45н от 16.02.2009 г. «Об утверждении норм и условий бесплатной выдачи работникам, занятых на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов, порядка осуществления компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, и перечня вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов»

  9. Приказ Минздравсоцразвития России № 245н от 19.04.2010 г. «О внесении изменений в нормы и условия бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов, которые могут выдаваться работникам вместо молока, утвержденные приказом Минздравсоцразвития РФ от 16.02.2009 г. № 45 н».

  10. < >

    Письмо Минздравсоцразвития от 9 апреля 2009 г.№ 22-2-15/4 «Минимальные размеры повышения заработной платы работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда».

  11. Письмо Федеральной службы по труду и занятости от 19 июня 2012 г. № ПГ/4463-6-1«О применении постановления Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 г. № 298/П-22 «Об утверждении списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиямитруда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращённый рабочий день».