Современные подходы к формированию финансово-экономического обеспечения охраны труда. О. В. Усикова (№3, 2016)

Скачать выпуск "Безопасность и охрана труда" №3,2016

О.В.  Усикова,

Сибирский государственный университет геосистем и технологий,

аспирант, инженер кафедры Техносферной безопасности Сибирского государственного университета геосистем и технологий

E-mail: o.v.usikova@yandex.ru

 

 Реферат

 В исследовании обозначена проблема недофинансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда в Российской федерации, а также наличие остаточного принципа финансирования данного направления. Приведено решение данной проблемы посредством современных подходов к формированию финансового обеспечения охраны труда в виде семи принципов и семи источников финансирования.

Ключевые слова: подход, охрана труда, принцип, финансирование, инвестиции, обеспечение, производительность труда, источники, возвратность.

 

На современном этапе развития Российской Федерации превалирует тенденция недофинансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, которая в данном случае является определяющей в системе организации процесса финансирования охраны труда. Установленный трудоохранным законодательством  финансовый норматив в размере не менее  0,2 % от суммы затрат  на производство продукции, товаров и услуг, явно не достаточен, это подтверждают результаты многих исследований, в том числе аккумулированное мнение государственных надзорных органов в сфере охраны труда. На практике работодатели не стремятся превышать норматив, вследствие этого средств на выполнение государственных нормативных требований охраны труда  бывает недостаточно. Одновременно с этим действует так называемый «остаточный» принцип финансирования данного направления, который можно сформулировать следующим образом: охрана труда не считается одним из основных показателей деятельности организации, демонстрирующим  интенсивную отдачу в виде увеличения прибыли, поэтому ее можно финансировать в последнюю очередь и из тех ресурсов, что остались не реализованными.

Искоренение «остаточного» принципа в процессе  финансирования охраны труда и осознанная позиция работодателей могут быть достигнуты за счет мотивационной  базы, основанием которой должны послужить предлагаемые  современные подходы к  формулированию  принципов и  формированию   источников  финансирования  системы охраны труда в организациях Российской Федерации, это  является основной детерминантой данной работы и определяет ее актуальность.

         В свою очередь целью исследования позиционируется совершенствование экономического обоснования для финансового и инвестиционного обеспечения  охраны труда на предприятиях и в организациях Российской Федерации посредством создания  общих принципов организации процесса финансирования и структуры источников  финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны  труда.

           Таким образом, предлагается экономическое обоснование для финансового и инвестиционного обеспечения мероприятий по улучшению условий и  охраны труда в организациях Российской Федерации  в виде, на данный момент сложившихся, семи принципов и семи источников финансирования охраны труда, являющихся одним из базовых компонентов для дальнейшего развития системы управления охраной труда в организациях Российской Федерации.

  Рассмотрим структуру источников, которая  выглядит следующим образом:

 - законодательно установленные источники финансирования;

- дополнительные источники финансирования.

В современных условиях  источниками финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда предусмотренными трудовым законодательством считаются следующие источники:

1. Обязательное финансирование, которое  в соответствии со статьей 226 ТКРФ должно составлять не менее 0,2 % от  суммы затрат на производство продукции, товаров и услуг. Необходимо отметить, что несмотря на обширное количество законодательных актов в области охраны труда, до сих пор не разработан нормативный  документ отражающий единую методику расчета 0,2 % от суммы затрат на цели финансирования охраны труда. Алгоритм расчета финансового обеспечения охраны труда в организации можно представить в виде схемы на рисунке 1.

 

 

 

 

 

Рисунок 1-Алгоритм расчета финансового обеспечения охраны труда

 

2. Финансирование за счет  Фонда социального страхования Российской Федерации

Частичное финансирование предупредительных мер за счет  средств ФСС РФ в размере  до 20% от уплаченных страховых взносов в  предшествующем году;

- Сумма полученная в результате экономии денежных средств за счет установленной  скидки в размере до 40% от ставки страхового тарифа.

Финансирование охраны труда,  в частности инвестирование охраны труда на добровольной основе предлагается осуществлять,  за счет следующих источников представленных ниже.

1. Нераспределенная (чистая) прибыль. Финансирование за счет нераспределенной прибыли для акционерных обществ (чистой для иных организаций) предполагается следующим образом: работодатель должен принять решение об отчислении некоторой n-ной суммы денежных средств,  в пределах нескольких процентов, от размера такой прибыли в фонд охраны труда, который может быть создан в организации.

Данный процент должен определяться руководством компании, в особенности финансовыми менеджерами, таким образом, чтобы изъятие данной суммы не сказалось негативно на экономические  показатели организации. Нам представляется, что вполне реальным было бы отчисление в размере 3-5% от прибыли.

2. Инвестирование охраны труда  посредством выпуска и размещения акций по реально обоснованной цене. В литературе встречалась не получившая дальнейшего развития  мысль онедооценке компаний при первичном размещением акций как фактор, влияющий на размеры инвестиций в охрану труда. Поэтому предлагается учитывать трудоохранные инвестиции в размере 1 % в стоимости акции. Однако этот источник присущ только ПАО.

          3. Банковский кредит. Кредит на улучшение условий и охраны труда, предоставляемый работодателям по пониженной ставке, существенно отличной от ставок по остальным кредитным продуктам, только на мероприятия по улучшению условий и охраны труда, утвержденные Типовым перечнем ежегодно реализуемых мероприятий по улучшению условий и охране труда, с дальнейшим мониторингом банка и отчетностью клиента о расходовании средств по кредиту. Ставка процента на уровне индекса потребительских цен плюс 2 - 3 процентных пункта, максимальный срок  12 -13 лет.

4. Процент от размера выгоды получаемой за счет уменьшения налогооблагаемой базы организации. Уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль организации в соответствии со статьями  Налогового кодекса РФ, указанными на слайде.

5. Средства, полученные в результате экономии от проведенного функционально-стоимостного анализа (ФСА). Еще одним вариантом экономии денежных средств, которые можно использовать для финансирования охраны труда, является проведение функционально-стоимостного анализа структуры управления и рабочего звена, для оптимизации рабочего времени и экономии средств.

Для устранения проблемы недофинасирования охраны труда и уменьшения влияния остаточного принципа финансирования,   считается  необходимым сформулировать следующие принципы финансирования мероприятий по улучшению условий и  охране труда:

1. Приоритетность - необходимо  заменить остаточный принцип финансирования охраны труда, которым руководствуются на данный момент работодатели, принципом приоритетности и первоочередности инвестирования средств в систему сохранения жизни и здоровья  трудовых ресурсов для повышения экономических результатов деятельности предприятия.

          2. Возвратность - финансовые средства,  затраченные на мероприятия по сохранению жизни и здоровья  работников, профилактику профессиональных заболеваний и производственного травматизма, а также на улучшение  условий труда  должны окупиться в определенном соотношении затраченных и полученных средств. В данном случае 1 : 3.

3. Стимулирование и мотивация  - Необходимо тщательно продумывать систему мотивации в области охраны труда, так как это немаловажный аспект сохранения профессионального здоровья работников, о котором, как выяснилось, сами работники не всегда задумываются. Система мотивации должна учитывать разницу в поколенных группах работающих. Непосредственное стимулирование выражается в проведение конкурсов  в области охраны труда на звание «лучшего», организация доски почета,   проведение дней охраны труда,  разработка положения о материальном поощрение за работу без несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве, аварий и т.д.

4. Социальное партнерство между работником и работодателем в области охраны труда  - базируется на выгоде для обеих сторон от соблюдения требований охраны труда. Совместное управление  безопасностью и охраной труда повысит ответственность работников к выполнению требований безопасности, что в дальнейшем положительно скажется на уровне вынужденных затрат в области охраны труда.

     5. Частно-государственное партнерство–инвестировать средства в охрану труда должен не только работодатель, но и государство, так как сохранение человеческих ресурсов трудоспособными реализуется, в первую очередь,  через снижение уровня производственного травматизма на производстве. Предлагается  несколько вариантов частно-государственного партнерства в области охраны труда. Первый вариант партнерства заключается в выделении государственных субсидий предприятиям малого бизнеса для выполнения государственных нормативных требований охраны труда на начальном этапе их функционирования. Иной вариант представляется в покрытие государством (государственным или региональным  фондом охраны труда) суженной стоимости  (процентов) по кредиту на мероприятия по улучшению условий и охраны труда. Третий вариант взаимодействия – создание государственных (региональных) программ по реализации помощи в организации охраны труда в секторе малого бизнеса. Вариант такой программы представлен  на рисунке 2. Цель программ – двусторонний опыт: студенты получают возможность практического опыта, а организации обеспечивают  выполнение государственных нормативных требований охраны труда, тем самым снижается вероятность возникновения несчастных случаев и профессиональных заболеваний.

 

Рисунок 2 – Программа улучшения охраны труда в секторе малого бизнеса

 

6. Минимизация воздействия «человеческого фактора». Необходимо свести к минимуму «человеческий фактор» посредством вложения  средств в мероприятия по улучшению условий труда: создание помещений психологической разгрузки, релаксации, применение новых подходов к обучению и проверке знаний требований охраны труда, проведение тренингов на самообладание и стрессоустойчивость в опасных ситуациях. Проведения профилактических мероприятий с привлечением специалистов педагогов и психологов, для устранения психоэмоциональных личностных компонентов, которые влияют на соблюдение требований охраны труда.

7. Профессиональное окультуривание - принцип  заключается в продвижении культуры безопасности,  воспитании в работнике отношения к безопасному труду и к профессиональному здоровью.

В завершении хотелось бы отметить, что Предложенные источники и принципы учитывают международную практику и современные тенденции в области охраны здоровья и безопасности  труда,  составляя тем самым    основу экономического обоснования для финансового и инвестиционного обеспечения охраны труда в организациях любых организационно-правовых форм. Они раскрывают сущностно-экономические характеристики охраны труда и обосновывают причины, по которым вложение средств в  данную сферу становится выгодным, тем самым, мотивируют  работодателей к добровольному и целенаправленному процессу инвестирования мероприятий по  охране труда.