Применение процессного подхода к управлению мероприятиями охраны труда в организации. Е. Н. Мишутинская (№3, 2016)

Скачать выпуск "Безопасность и охрана труда" №3,2016

Е.Н. Мишутинская,
заместитель директора АНО «Институт безопасности труда», г. Москва

E-mail: expert@ohsi.ru

Реферат

В статье изложены результаты и выводы, основанные на практике внедрения элементов процессного подхода в реализацию мероприятий охраны труда. Известно, что применение процессного подхода в системах менеджмента безопасности труда и охраны здоровья является обязательным. В то же время особенности сферы «охраны труда», обусловленные принципом государственного (то есть, внешнего) управления охраной труда, не позволяют применить к этой сфере процессный подход в целом. Тем не менее, внедрение элементов процессного подхода в реализацию мероприятий охраны труда, в частности, в обеспечение работников СИЗ, возможно, целесообразно и при ответственном подходе может принести реальную пользу организации.

Ключевые слова: охрана труда, система управления охраной труда, мероприятия охраны труда, средства индивидуальной защиты, процесс, процессный подход.

 

The process approach in occupational safety and health

management activities in organization

E. N. Mishutinskaya

Deputy Director of the NGO “Institute of Occupational Safety”, Moscow

Abstract

The article presents the results and conclusions based on practical implementation of the elements of the process approach in the execution of measures of labor protection. It is known that the use of the process approach to occupational safety and health manage-ment systems is necessary. At the same time, principle of the government labor protection control (i. e., external control) does im-possible to apply the process approach to this sphere as a whole. However, the introduction of elements of the process approach in the implementation of measures of labor protection, particularly in the provision of employees with personal protective equipment, it may be appropriate and responsible approach can bring real bene-fits to the organization.

Keywords: occupational health and safety management system, labor protection control system, personal protective equipment, pro-cess, process approach

 

Как известно система охраны труда организации представляет собой комплекс мероприятий, состав которых исчерпывающим образом определен в статье 212 Трудового кодекса РФ. Наиболее сложными, требующими вовлечения различных служб и специалистов являются мероприятия, связанные с проведением специальной оценки условий труда, обучения работников по охране труда, организация обеспечения работников СИЗ, организация проведения медицинских осмотров.

Следует обратить внимание, что документы, которыми регулируется порядок проведения этих мероприятий, являются «нормативными правовыми актами». Нормативный правовой акт (НПА) – документ, прежде всего, - юридический, содержит правовые (юридические) нормы, которые отличаются особым стилем изложения. Адресован НПА и все его требования – «работодателю», то есть организации, юридическому лицу. Каждое положение НПА (каждая правовая норма НПА) требует для реализации внутри организации участия нескольких (обычно -  3-4-х участников), роли которых в реализации этого требования распределяются локальными нормативными актами (ЛНА) и организационно-распорядительными документами (ОРД) организации.

С точки зрения современных подходов к управлению, реализация каждого такого требования и представляет собой процесс – «деятельность, преобразующая входы процесса в его выходы». В системах менеджмента каждый вход и выход процесса представляет собой документ.

В организациях, занимающих лидирующие позиции в экономике, для управления производственными и организационными процессами широко применяется «процессный подход» [1]. Этот подход является обязательным к применению в системах менеджмента качества, экологического менеджмента, менеджмента безопасности труда и охраны здоровья [2,3,4]. В то же время в сфере охраны труда, в системах управления охраной труда, в реализации мероприятий охраны труда этот подход, как правило, не применяется. Причины такого состояния являются объективными. Они обусловлены «государственным управлением охраной труда», что достаточно ясно и подробно изложено в статье директора АНО «ИБТ» А.Г. Федорца [5]. Поэтому здесь останавливаться на них не будем.

Тем не менее, практический опыт АНО «Институт безопасности труда» показывает, что и в сфере «охраны труда» вполне возможно применение современных методов менеджмента и к управлению мероприятиями охраны труда.

Поскольку в настоящее время широкое распространение получают автоматизированные системы управления документооборотом, то при наличии достаточного количества однотипных действий, требующих применения унифицированных форм документов, такие операции могут быть в значительной степени автоматизированы. Следует отметить, что автоматизация принятия именно управленческих решений в организационных системах пока применяется достаточно редко. Управленческое решение, как правило, принимает человек – должностное лицо, руководитель. Однако многие типовые задачи можно проанализировать заранее и подготовить для них стандартные решения, которые, тем не менее, подлежат обязательному санкционированию уполномоченным лицом. За каждое решение, вырабатываемое автоматизированной системой ответственность несет конкретный человек.

Практически все мероприятия охраны труда возможно представить и реализовать в виде взаимосвязанных процессов, но далеко не каждое мероприятие подлежит автоматизации (с учетом целесообразности).

Для оценки целесообразности автоматизации рекомендуется применять критерий   Джорджа Миллера «7±2» - число объектов, которыми наиболее комфортно оперирует человеческая память. В соответствии с этим критерием автоматизация процесса нецелесообразна, если число его основных элементов (участников, документов) менее 5 и безусловно целесообразна, если число таких элементов более 7. При этом следует иметь в виду, что небольшие процессы можно объединить, а большой – разделить на ряд самостоятельных процессов.

Например, процессная процедура проведения специальной оценки условий труда (в варианте разработки АНО «ИБТ») включает 34 процесса, 13 участников и 33 формы документов, а процедура обеспечения СИЗ – 12 процессов, 16 участников и 11 форм документов.

Обобщенная структура процессов высшего уровня в системе обеспечения работников СИЗ, отражающая этапы жизненного цикла СИЗ в организации,  представлена на рис.1

Рис. 1. Процессная структура системы обеспечения работников СИЗ

 

Преобразование любых внешних по отношению к организации требований, в том числе и государственных нормативных требований охраны труда во внутренние процессы организации является обязательным:

во-первых, государственное требование адресовано работодателю, т.е., в общем случае, – юридическому лицу. Поэтому, при его реализации в корпоративной системе управления требуется предварительное принятие ряда сложных управленческих решений, назначения участников, распределения их ролей и отношений между ними, разработки форм внутренних документов и порядка их оборота;

во-вторых, действующие в настоящее время НПА содержат, к сожалению, значительное число ошибок, противоречий, неоднозначностей и, часто, – практически невыполнимых требований.

Если эти проблемы не решить заблаговременно, на уровне высшего руководства организации, до описания процессов, то прямая адресация правовых норм исполнителям, и, тем более, их «псевдоавтоматизация», приведет к перемещению нерешенных нормативных правовых проблем на уровень конечных исполнителей.

В этом случае управленческие решения всё равно принимаются, но по интуиции (по «понятиям») и неуполномоченными лицами. Как правило, все решения в сфере охраны труда, которые не распределены между должностными лицами, принимает специалист службы охраны труда, совершенно не имеющий управленческих полномочий. Как всем известно, на практике даже при проведении специальной оценки условий труда именно специалист по охране труда вынужден принимать фактически все решения, для выработки которых формально назначается целая комиссия. А при проверке организации надзорными органами это выльется в сотни тысяч рублей.

Пример преобразования требования (правовой нормы) НПА, регламентирующего порядок обеспечения работников СИЗ, показан на рис.2. В данном случае в виде процессной модели реализована часть требования, содержащегося в п.25 Межотраслевых правил обеспечения работников СИЗ [6]: «Работодатель обеспечивает замену или ремонт СИЗ, пришедших в негодность до окончания срока носки по причинам, не зависящим от работника». По согласованию с заказчиком вторая часть требования, касающаяся ремонта СИЗ, была реализована отдельным процессом.

 

Рис. 2. Пример преобразования правового требования в процесс

 

Как показывает судебная практика 2015-2016 г.г. недостаточно квалифицированно (с юридической точки зрения) организованные процессы обучения по охране труда и проведения медицинских осмотров даже малому предприятию могут выйти в десятки миллионов рублей штрафов.

На практике чаще всего встречается подход, когда автоматизации мероприятий охраны труда подвергают не предварительно сформированные и отлаженные внутренние организационные процессы предприятия, а непосредственно «правовые нормы», содержащиеся в НПА.

Эта существенная управленческая ошибка грозит организации большими неприятностями в будущем:

во-первых, адресованная работодателю (юридическому лицу) правовая норма для ее реализации в организации требует предварительного принятия ряда сложных управленческих решений, назначения участников, распределения ролей и отношений между ними, разработки форм внутренних документов и порядка их оборота;

во-вторых, действующие в настоящее время НПА, особенно, касающиеся обучения по охране труда и специальной оценки условий труда [7] содержат, к сожалению, значительное число ошибок, противоречий, неоднозначностей и принципиально невыполнимых требований.

При разработке систем управления мероприятиями охраны труда нами установлено, что реализация процессного подхода наиболее рациональна именно в целях организации обеспечения работников СИЗ поскольку:

  • в процесс обеспечения работников СИЗ в организации реально вовлекаются помимо службы охраны труда, структурные подразделения, служба МТО, бухгалтерия, кадровая служба;
  • при обеспечении работников СИЗ разрабатывается достаточно большое количество однотипных (стандартных) документов как из сферы охраны труда, так и из сферы бухгалтерского учета;
  • НПА, регулирующий процедуру обеспечения СИЗ (приказ МЗСР России от 01.06.2009 №290н [3]) по сравнению с НПА, регулирующими перечисленные выше другие мероприятия охраны труда, содержит наименьшее число противоречий, невыполнимых или трудновыполнимых требований;
  • процесс обеспечения работников СИЗ непосредственно касается материальных ценностей, что существенно облегчает мотивацию высшего руководства предприятия к разработке такой системы.

С другой стороны, процесс обеспечения работников СИЗ связан с необходимостью обработки большого объема информации по номенклатуре СИЗ, предусмотренных типовыми нормами для различных профессий (должностей) и видов работ, разнообразием нормативных сроков носки СИЗ.

В процессе оказания консультационных услуг по разработке систем управления мероприятиями охраны труда на основе процессного подхода (в том числе и в целях последующей автоматизации) нами отработан следующий порядок разработки системы обеспечения работников СИЗ:

  1. формирование рабочей группы, включающей как специалистов исполнителя, так и представителей заказчика (охрана труда, бухгалтерия, кадровая служба, МТО);
  2. описание жизненного цикла СИЗ в организации от выявления потребности в СИЗ до списания и утилизации с учетом требований НПА;
  3. описание процессов управления изменениями (по результатам СОУТ, по жалобам работников, по изменениям в ТН и в НПА);
  4. назначение владельцев и участников процессов с определением их ролей; Формирование матрицы ответственности;
  5. разработка и согласование между владельцами процессов форм локальных документов, реализующих входы и выходы процессов;
  6. разработка и описание процедур реализации процессов и взаимодействия между процессами (владельцами процессов);
  7. формирование Руководства (СТО) по обеспечению работников СИЗ;
  8. утверждение СТО в качестве временного Руководства, апробация СТО и устранение выявленных ошибок и противоречий;
  9. утверждение СТО в качестве ЛНА организации;
  10.  разработка ТЗ на разработку автоматизированной системы управления (АСУ) обеспечением СИЗ, интегрированной с системой бухгалтерского учета (например, 1С);
  11. разработка АСУ СИЗ и корректировка СТО по обеспечению СИЗ по требованиям АСУ СИЗ;
  12.  отладка, тестирование АСУ СИЗ и ввод в эксплуатацию.

 

Следует признать, что предварительное тщательное описание и практическая апробация управленческих процессов далеко не всегда предшествуют автоматизации деятельности в сфере охраны труда.  Опыт общения даже с нашими крупнейшими работодателями показывает, что автоматизация процессов управления в сфере охраны труда, как правило начинается с п.10. Естественно, такое внедрение «процессного подхода» не приносит желаемого результата и дискредитирует сам подход, который при разумном внедрении и в сфере охраны труда может оказаться результативным.

Таким образом, можно заключить, что элементы процессного подхода могут быть успешно применены и в сфере охраны труда организации, даже несмотря на то, что в целом «охраной труда» управляет государство. Как было отмечено ранее система управления охраной труда организации может быть представлена в виде комплекса мероприятий, целью которых является выполнение требований, содержащихся в ст.212 ТК РФ. А каждое мероприятие может быть представлено в виде процесса, к реализации которого может быть применен процессный подход.

Что дает организации внедрение элементов процессного подхода в охрану труда?

Помимо общего улучшения управления организацией в части выполнения государственных нормативных требований охраны труда, практическая значимость внедрения процессного подхода в управление мероприятиями охраны труда заключается:

в повышении прозрачности деятельности в области охраны труда для высшего руководства и иных должностных лиц организации, которые до этого считали, что «охрана труда» это некая потустороння деятельность, не имеющая отношения к бизнес-процессам предприятия;

в практической реализации принципа персональной ответственности должностных лиц (персональных владельцев процессов) за реализацию отдельных этапов мероприятий охраны труда, которые до этого «по умолчанию» необоснованно перекладывались на ответственность службы охраны труда;

в существенной экономии (миллионы и десятки миллионов рублей) средств организации, которые могли бы уйти в уплату штрафов за «неправильное» выполнение требований охраны труда.

Персональная ясно и явно установленная ответственность - лучший стимул для реального вовлечения должностных лиц и рядовых работников организации в деятельность по выполнению государственных нормативных требований охраны труда, повышения квалификации участников процессов, активизации их деятельности и настойчивости в исполнении возложенных на них обязанностей и в решении порученных им задач.

 

 

  1. В.В. Репин, В.Г. Елиферов. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов. – 6-е изд. – М.: РИА «Стандарты и качество», 2008. – 408 с., ил. – (серия «Практический менеджмент»).
  2.  ГОСТ Р ИСО 9001-2015. Системы менеджмента качества. Требования (утв. Приказом Росстандарта от 28.09.2015 N 1391-ст) // - М.: Стандартинформ, 2015.
  3. ГОСТ Р ИСО 14001-2007. Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению (утв. Приказом Ростехрегулирования от 12.07.2007 N 175-ст) // - М.: Стандартинформ, 2007.
  4. ГОСТ Р 54934-2012/OHSAS 18001:2007. Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья. Требования (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 06.07.2012 N 154-ст) // - М.: Стандартинформ, 2012.
  5. А.Г. Федорец. Системный вопрос: «охрана труда» и «безопасность труда» в системах управления// «Безопасность и охрана труда», №2, 2016 г., -С. 20-25.
  6. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 1 июня 2009 г. № 290н «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты»// СПС «Консультант плюс», электронный ресурс// -  http://www.consultant.ru/.
  7. А.Г. Федорец. Вес комиссионных: надо ли управлять процессом специальной оценки условий труда или отдать всё на откуп «специальным оценщикам»? // «Безопасность и охрана труда», №2, 2015 г., -С. 20-31.