Обучение, образование, подготовка по охране труда и безопасности производства. Модель организации процесса в хаосе нормативных документов. Г. З. Файнбург (№3, 2015)

Скачать выпуск "Безопасность и охрана труда" №3,2015

(Модель организации процесса в хаосе нормативных документов)

 

Г.З. Файнбург,

директор Института безопасности труда, производства и человека

Пермского национального исследовательского политехнического университета,

Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации,

доктор технических наук, профессор

E-mail: faynburg@mail.ru

 

Аннотация

Рассмотрены методологические подходы к процессам обучения и образования, современные законодательные проблемы между дополнительным профессиональным образованием (повышением квалификации) и образованием взрослых.

Приведены основные проблемы профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов по охране труда, управления профессиональной компетентностью. Предложен новый подход к созданию единого правового и учебно-методического обеспечения обязательной профессиональной подготовки специалистов по охране труда и управлению профессиональными рисками.

Обозначены контуры научных основ управления профессиональной компетентностью специалистов по охране труда на основе модернизации системы образования и обучения по охране труда и ее актуализации условиям современности.

Ключевые слова

Охрана труда, обучение, профессиональная переподготовка, повышение квалификации, профессиональная компетентность, профессиональные риски, образовательные программы в области охраны труда

 

Teaching, education, training on labor protection and industrial safety (the model of organization of the process in the chaos of regulatory documents)

 

G. Z. Fainburg Director of the Occupational Health and Safety, Production and Human Institute of Perm National Research Polytechnic University, Honored Worker of Higher Education of the RF, Dr. of Sci. (Techn.), Prof.

 

The article presents methodological approaches to teaching and education, modern legal problems between the advanced training and adult education. Highlighted the main problems of retraining and advanced training of specialists in occupational safety and management of professional competence. A new approach to the creation of a single legal and educational ensuring of mandatory training of specialists in labor protection and professional risk management is shown. Outlined the scientific base for professional competence management in occupational safety specialists on the basis of the modernization of education and training and its adaptation to the conditions of modernity.

 

Keywords: labor protection, education, vocational training, advanced training, professio-nal competence, educational programs in the field of labor protection, occupational hazards

 

Предисловие, которое нетерпеливый читатель может пропустить: Я взялся за непомерный труд написать эту статью только потому, что вся моя жизнь связана с обучением, образованием и подготовкой, и смотреть, что делается в этой сфере мне просто больно. Я родился в 1948 году в семье студентов. Мои родители жили с маминой мамой, моей бабушкой. Она была учителем начальных классов много-много лет и была награждена за свои успехи орденом Ленина и орденом Трудового Красного Знамени. Наша семья была настолько бедна и жила так скромно, что сначала (в младенчестве) я жил просто на обеденном столе, с которого меня снимали, когда садились кушать. Чтобы я не упал со стола, меня обкладывали книгами, в частности, толстыми томами «Капитала» К. Маркса. Его содержание передалось, видимо, мне напрямую, и я до сих пор люблю эту выдающуюся научную работу. В 1949 году мой отец стал работать преподавателем в вузе. В 1950 году моя мама стала работать преподавателем в вузе. В 1955 году я поступил учиться в школу, потом в вуз, потом стал работать преподавателем. Первую свою лекцию студентам я прочитал в 1974 году. Моя жена – профессиональный преподаватель высшей школы. Вся моя жизнь неотделима от обучения и образования.

С середины 90-х годов я стал участником создания новой системы обучения по охране труда и подготовки по промышленной безопасности. Моя деятельность нашла свое воплощение в Примерной программе, в многочисленных учебниках и т.п. Мои предложения неоднократно отвергались и принимались, меня ругали и награждали за них… Президент России присвоил мне звание Заслуженный работник высшей школы РФ…

Горькой правдой является тот непреложный факт, что ни у нашего общества, ни у суверенной России не будет никакой перспективы в мире научно-технического прогресса и постиндустриального общества, если мы не возродим лучшую в мире систему обучения, подготовки, образования… Нам нужны ГРАМОТНЫЕ специалисты, умеющие работать и ДЕЛАТЬ, а не рентоориентированные чиновники, умеющие «деньги сливать» и все. Нам не нужна ситуация, когда «Большое вымя государства чиновники взахлеб сосут, Зачем им ум, зачем им знания, зачем им истины сосуд!». Вот почему я пишу о разумном, добром, вечном зерне истины в хаотической сиюминутной каше самопротиворечивых нормативных документов.

 

«Камни в фундаментах наших плотин»

 

«Это есть это. То есть то» - Даниил Хармс

 

Все человеческие дети рождаются беспомощными, не умеющими ни ходить, ни говорить. Затем они научаются ходить, а затем и говорить (только те, кто не родился глухим – глухой научиться говорить практически не может). Это лишний раз говорит о нашем происхождении и о нашей способности учиться! Способность учиться – важнейшее свойство живых организмов, но только благодаря языку человек научился абстрактно мыслить и стал Властелином Земли.

Миллионы и миллиарды людей накапливают ОПЫТ успешной деятельности, редуцируют его в ЗНАНИЯ и УМЕНИЯ, передают их подрастающим поколениям. Можно утверждать, что без ОБУЧЕНИЯ никакой цивилизации не существовало бы…

Велика и неоспорима роль обучения в охране труда. Практика показывает, что неопытные и необученные работники представляют из себя потенциальные жертвы производства, каждые 15 секунд погибающие в молохе производства на земной шаре.

Научить людей работать ГРАМОТНО, ПРОИЗВОДИТЕЛЬНО, БЕЗОПАСНО – наша задача, задача всех, кто занят обучением вопросам охраны труда.

Но мы не можем это делать вне общества, без общества, против общества. Что же думает общество в лице государства, а государство – в лице своих «регуляторов» об обучении, образовании, подготовке???

Обратим внимание читателя на напрасно пренебрегаемое многими обстоятельство - вопросы обучения, образования и подготовки даже терминологически запутаны чиновниками, строящими идиотообразие, донельзя.

Термин обучение в первую очередь обозначает ПРОЦЕСС научения ЧЕМУ УГОДНО: знаниям, умениям, навыкам, действиям, поступкам, оценкам…. Главная часть в этом слове – учение, отсюда пошли учить, научить, заучить, выучить, учитель, ученики, учащийся, обучающийся, обучающая организация. Процесс обучения для животных и совсем маленьких несмышленых детенышей человека именуется нами приучением, а для диких животных – приручением.

Однако (и это запутывает всех) термин обучение используют для наименования ФОРМЫ ИЛИ ВИДА ОБУЧЕНИЯ. Поэтому, например, по словам «обучение по охране труда» невозможно понять, о чем идет речь: о процессе, или о форме, утвержденной Постановлением 1/29. Мне кажется, что лучше было бы использовать слово «подготовка», но и оно имеет в русском языке несколько смыслов, к сожалению.

Исторически первым, основным и наиболее действенным видом «практического» обучения было то, что мы сегодня называем «стажировка». «Делай как я», «повтори, что я сделал» - вот основная методика обучения: показ и действие, смотрю и делаю, повторяю до тех пор, пока не получится, повторяю до одури (если это возможно), для закрепления в моторике мышц и мыслительных процессов. Подчеркнем, что это очень действенное обучение ПРАКТИЧЕСКИМ НАВЫКАМ, а потому весь живой мир учится по данной методике. Вот почему мы выступаем против периодически возникающих поползновений убрать стажировку из обязательного обучения вопросам охраны труда. Для огромного числа простых работников стажировка была, есть и будет важнейшим видом обучения безопасным приемам труда, соблюдению требований охраны труда на рабочем месте. Но научить через стажировку ТЕОРИИ, АБСТРАКТНЫМ ЗНАНИЯМ, составляющим мощь и силу человека разумного, невозможно. Идея рассказа, беседы, лекции, класса – все это попытки решения вопроса об обучении теории.

Простому можно научить быстро, сложному – так не получится. Ничего не поделаешь - но человеческому телу и человеческому мозгу нужно время для освоения нового. Самый короткий вид обучения – инструктаж. Самый длительный – обучение в общеообразовательной школе – примерно 10 лет. Чтобы стать хорошим врачем, учатся почти 20 лет! Вот реальное соотношение ВРЕМЕНИ ОБУЧЕНИЯ И КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ.

Поскольку процесс хорошей стажировки и полноценной учебы по своей сути ДЛИТЕЛЕН, то ученики ЖИЛИ вместе с учителем, образуя ШКОЛУ.

Низшие классы обучались именно так и обучаются так, очень и очень часто, до сих пор. При этом они работали… Так возникли подмастерья у мастеров…

Но обучение теории, а первой теорией требующей обучения была теология, потребовало введение такого формата обучения как университеты. В них учились те, кто мог «есть» и «не работать», то есть имущественно обеспеченные слои общества. Им хотелось социально «закрепить» свое обучение в университетах и иже с ними. Так возникло представление об «образовании», «образовательном статусе», «образовательном цензе». Человек, не имеющий ОБРАЗОВАНИЯ, не допускался к определенному виду деятельности. Наличие «ценза» требовало письменного подтверждения этого статуса – ДИПЛОМА ОБ ОБРАЗОВАНИИ, регламентации образования, включая его деление на уровни, например, начальная, средняя, высшая «школа» и т.д.,  и ограничения числа субъектов права, выдающих эти дипломы – фактически документы на право деятельности.

Расширение круга лиц, допускаемых до образования различного уровня, связанное с требованиями повышения рентабельности технически сложного механизированного и автоматизированного производства и демократизацией общества, не меняют суть дела.

В реальной жизни круг того, чему нужно было бы выучиться, намного шире, чем круг образования. Так возникают различного рода «обучения», которые не меняют «образовательный ценз». Они очень четко в отличие от образования – education называются training, что эквивалентно не совсем однозначному в русском языке слову подготовка.

Итак, обучение – процесс, образование – обучение, дающее статус и компетентность (квалификацию), подготовка – обучение всему, чему угодно на фоне имеющегося образования, не меняющего образовательный статус лица.

Обучение как процесс совершенствуется педагогической наукой и разнообразной практикой, и неявно и невольно регламентируется сложившимися традициями.

Образование, как процедура, дающая социальный статус, регламентируется специально и детально, как с позиции обучения, так и с позиции налогообложения. Для этого придуманы и выделены среди других «образовательная деятельность» и «образовательные услуги». Обратим внимание, что ведение «образовательной деятельности» и оказание «образовательных услуг» возможно в рыночной экономике ТОЛЬКО при наличии правоотношений обучаемого, обучающего (называемой «образовательной организацией») и заказчика (платильщика). Последний может совпадать с обучаемым.

Важным обстоятельством является то, что «образовательная деятельность» и «образовательные услуги» освобождены от НДС, но зато их то и дело проверяет всесильный Рособрнадзор.

Так случилось, что деятельность по «обучению» стали понимать как «образовательную деятельность». Но это разные виды деятельности!

Если обучающая процедура не меняет образовательный статус обучаемого, то можно «выскочить» из плотных объятий системы образования, оказывая «информационные» или «консультационные» услуги. Но за них надо платить НДС. Создавая «маленькую» организацию «мелкого и вороватого» бизнеса, можно избавиться от НДС, и тогда любое обучение будет ВНЕШНЕ выглядеть как образовательное. Так проводят все семинары, в которых НЕТ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ, нет проверки знаний. Эта деятельность, по счастью, еще не зарегулирована до идиотизма, и в ней можно работать свободно.

Но раз «обучение» собирает большие деньги, то эти денежные потоки должны течь не туда, куда им хочется, а туда, куда нужно. Именно этим реально и занята регламентация.

И хорошо бы, чтобы она хоть как-то описала «подготовку» (то бишь «обучение» в охране труда). Но был взят другой путь. При этом, для Минтруда России наличие лицензии у «образовательной» организации было хоть каким то критерием отбора организаций, «оказывающих услуги по обучению вопросам охраны труда». Это неотвратимо привело к погружению в «образовательную деятельность» и ДПО всей «бизнес-кормы» системы обучения охране труда, и только ее «нос» (непосредственное обучение у работодателя) остались еще «на плаву». Но никто и не сопротивляется (работодателей и работников – никто не спрашивал и не спрашивает, истинное предотвращение травм мало кого волнует – не с ним любимым это происходит), ибо мечтой остается реорганизация системы обучения по принципам успешно выполненной реорганизации оценки рисков – уход от выполнения работодателем процедур обучения и передача в обучении всего, что только получится, в руки сторонних организаций, аккумулирующих и деперсонализирующих денежные потоки.

Но все «подмять» не удалось и не удастся. Правда, есть и такое решение. Как известно, спецоценка – только кусочек истинной оценки риска, а самая нужная, самая предупредительная часть – оценка травмоопасности – была исключена из ее прпоцедур, чтобы не мешала. Все процедуры в спецоценке – направлены на устранение работников и работодателей из этого процесса и на оценку только вредных факторов, хотя на производстве главное – предупреждение воздействия опасных факторов!!! Но и обижаться на такой перекос общепризнанного подхода к оценке рисков в охране труда не приходится, ибо спецоценка никакого отношения к охране труда не имеет, она инструмент, предлог и повод для лишения компенсаций и трудовых пенсий и только. И свою функцию прекрасно выполняет. По аналогии, хочется и здесь, в обучении, – забыть про инструктажи, стажировки, внеочередные проверки знаний, забыть обо всем том, что самое главное, и оставить только образовательную деятельность в сторонних организациях, охватывающую денежную верхушку не травмоопасных трудовых функций – должности руководителей и кабинетных специалистов.

Но как все это будет выглядеть на практике пока неясно, ибо хотя все выше сказанное является истиной, она никому не указ, и в нормативных актах, по крайней мере, Российской Федерации, все смешалось.

Общая картина выглядит так. (Внимание, везде и всюду применяется терминология автора, основанная на логике, русском языке, традициях системы образования. Эта терминология не тождественна конъюнктурному рентоориентированному и коррупционогенному канцеляриту нормативных актов).

Имеется общее образование, состоящее из трех звеньев - начального, неполного среднего и среднего. Они дают определенный «образовательный ценз». Все дороги дальнейшего образования открыты только для полного «среднего общего образования».

Это либо ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ образование, либо ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ (общее к полученному общему).

При этом, кто хочет для себя еще чему-то научиться, учится как уж получилось там, где нравится и как нравится либо самостоятельно. Но тот, кто хочет получить еще и «документ», тот (в России) должен пройти «дополнительное образование детей или взрослых», например, 4 часовой курс для домохозяек в Академии кройки и шитья. Это обучение, называемое почему-то «образованием» настоящим образованием не является, а «образовательная организация», названная, например, «Всемирный университет белой магии», по своей сути, образовательным учреждением типа школы, техникума, вуза – не является. Это своеобразный лохотрон XXI века, магия превращения денег в документы. Но нацеленная на ликвидацию настоящего образования в России, чиновничья рать дает «возможность жить» любому чуду-юду «псевдообразования», собирающему деньги, аккумулирующему их потоки, выдающему в обмен красочный Certificate (Сертификат означает удостоверение). Но, понимая «одесскую разницу», зная истинную цену всем этим организованным ими лохотронам, чиновники своих детей так и норовят послать учиться за границу, чтобы пропасть между образованностью и образовательным цензом их детей и детей всех остальных граждан стала непреодолимой.

По своей сути, любое высшее образование является «профессиональным», ибо оно дает молчаливо подразумеваемое право профессиональной деятельности. Окончил юрфак, ты - юрист, окончил – лечфак – ты врач, окончил физфак – ты физик, окончил стройфак – ты инженер-строитель. Поэтому с превращением специалистов в бакалавров, профессиональное образование фактически превращается в общее (обо всем и ни о чем), что и закрепляется нормативными актами: высшее профессиональное образование нужно миновать теперь просто высшим образованием. Профессионализм ушел до такой степени, что перепутанные провода вызывают многомиллионную по убыткам гибель ракеты Протон, что машина, в которую на АвтоВазе садится Президент России, не заводится, что … читатель легко вставит сюда любой известный ему случай аналогичного характера.

Реальное производство требует массы «профессионалов», а потому «профессиональное» образование, образование для выполнения той или иной, квалифицированной работы у работодателя, также по своей сути делится на начальное, среднее и высшее.

Будучи статусным, высшее профессиональное образование требует от пришедших учиться наличия общего среднего или среднего профессионального образования.

А что делать лицам, имеющим только неполное среднее образование? Они могут получить начальное или среднее профессиональное образование.

Начальное профессиональное образование готовит квалифицированных рабочих и это очень важно для успешности государства. Ни одна частная компания (и псевдогосударственные, созданные только для того, чтобы важные чиновники от лица собственника – государства сидели с совете директоров и получали малохольную «зарплату») не может брать на себя такую обузу, а квалифицированные рабочие нужны всем работодателям.

Среднее профессиональное образование готовит техников, т.е. мастеров, бригадиров. Заметим, что за рубежом в Европе есть инженеры (менеджеры) по охране труда, а есть техники по охране труда. Это рождает не только социальное расслоение, но и позволяет экономить на зарплате (техники по определению получают меньше инженеров, инженеры - меньше, чем менеджеры).

Но вот все подготовлены. Что ОДИН РАЗ И НА ВСЮ ЖИЗНЬ? Социальный статус – да! А вот профессиональные компетенции – нет! Мир меняется, технологии меняются, рынок труда меняется, человек меняется, наконец, все это требует профессионального ДОУЧИВАНИЯ, ПЕРЕУЧИВАНИЯ и т.п. БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАТУСА. Это позволяет делать ПОДГОТОВКА – краткосрочное целенаправленное обучение новым компетенциям (абсолютно новых или актуализация старых – не суть важно).

 

 

Системная ошибка или кто виноват?

В нашей стране основными видами подготовки были повышение квалификации, краткосрочное и долгосрочное, профессиональная переподготовка (на право ведение профессиональной деятельности с присвоением новой квалификации и без присвоения).

Что сейчас делается, сказать в нескольких словах не удастся, ибо все перепутано, оборвано, недоговорено или сформулировано неверно. Все вместе это можно назвать СИСТЕМНОЙ ОШИБКОЙ. Она может быть исправлена только с изменением всей системы требований, а это нереально, ибо ни один чиновник не рискует признаться в ОШИБКАХ, тем более СИСТЕМНЫХ. Его же надо после этого снимать и наказывать! Государство терпит ущерб! Страдают люди! На выяснение обстоятельств КАК БЫТЬ, ЧТО ДЕЛАТЬ, КТО ВИНОВАТ уходят силы и средства.

И еще одно обстоятельство. Наша система образования и обучения была создана Советским государством и была лучшей в мире (не по нашему мнению, а по мнению наших врагов и заклятых «друзей»). Она, помимо прочего, пыталась минимизировать расходы и учесть сложившие в середине 50-х годов ХХ века реалии управления. То, что рабочих очень много – ясно всем. Государство учило их, так сказать, «до работы» в специальных учреждениях образования. Поступивших на работу учил работодатель, т.е. тоже государство, но уже в другом облике. В зависимости от размера и мощи предприятия, оно либо создавало свое специальное обучающее подразделение - учебный центр (как бы он не назывался) либо возлагало все обучение рабочих на мастеров и других руководителей. Маленькие конторки (тоже государственные) традиционно никого не учили, набирая уже обученных работников среди уволившихся с крупных предприятий. Поэтому идея о повышении квалификации руководителей и специалистов в специальных учреждениях ДПО была естественной. Рабочих она фактически не касалась. Редко, но их можно было тоже учить на стороне.

Сегодня это проблема из проблем, поскольку повышение квалификации проходят только лица, имеющие профессиональное образование. А если его нет? Это уже обучение взрослых? Или что? Все это недостатки координации между регулятором сферы ТРУДА и регулятором сферы ОБРАЗОВАНИЯ, которая преимущественно и профессионально, и за деньги проводит процессы ОБУЧЕНИЯ.

Много и различного рода нестыковок в самих нормативных актах сферы образования. Мы неоднократно писали и о них и тех мерах, которые их поправили бы. Но воз и ныне там!

Еще раз обратим внимание на то, что основная идея «обучения по охране труда» состоит в том, что осуществляется обучение применительно к конкретным трудовым функциям каждого работника. Делают это руководители, которые по догу своей службы, помимо всего прочего отвечают и за охрану труда. Они должны быть подготовлены РУКОВОДИТЬ ОХРАНОЙ ТРУДА и ОБУЧАТЬ ОХРАНЕ ТРУДА. Еще более подготовленными должны быть СПЕЦИАЛИСТЫ ПО ОХРАНЕ ТРУДА. Действующий профессиональный стандарт это требует, а нечеткие нормативные документы мешают это сделать. Так в состоянии Тяни-Толкая мы и пребываем. Каждый делает по своему.

Проблемы в профессиональной переподготовке, осложняющие «подготовку» дипломированных специалистов по охране труда начинаются с отсутствия в номенклатуре наименований специальностей Минобрнауки «специалист по охране труда». Отсутствия ФГОС с наименованием «охрана труда». Отсутствие понимания, что такое «новая квалификация». И т.п.

Однажды одному компетентному органу был задан вопрос, а что такое «квалификация» сегодня, что писать в дипломе о профессиональной переподготовке. И был получен ответ: «Вы знаете, этот вопрос действительно очень интересен, поскольку однозначного ответа не имеет». Вот как! «Не имеет!», а как жить? И мы знаем, что вопрос ответа НЕ ИМЕЕТ, а потому и спросили. Кстати, у нас есть свое мнение на этот счет, но что такое ЧАСТНОЕ МНЕНИЕ против ОФИЦИАЛЬНОЙ БУКВЫ закона.

Если подойти со стороны БУКВЫ закона, то такая ситуация.

В соответствии с пунктом 5 статьи 76 Федерального закона № 273-ФЗ «программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации». И больше ничего из этих требований не взять(!!!), ибо ни понятие «новый вид профессиональной деятельности», ни понятие «приобретение новой квалификации» (особенно в этих условиях) – не определены.

Раньше каждая «специальность» по сути определяла некоторый «официально определенный» вид деятельности, горный инженер одно, инженер-химик-технолог – другое, физик - третье. Теперь и этого нет, и под словами «вид профессиональной деятельности» понимают, кто что хочет. Теперь есть «направление обучения». И это так же широко, как – запад, восток, север и юг – нет конкретики, нет ориентиров. Это как сказать: Уезжаю с Ярославского вокзала… Ясно, что не с Казанского, но куда? То ли это «другой» профиль в рамках «данного направления, то ли часть «профиля», то ли другое «направление». Неясно. Т.е. на уровне «понятий» все всё примерно как-то что-то худо ли - бедно ли понимают, а на уровне «закона» ясности нет.

Аналогично с понятием «приобретение новой квалификации» - первые два слова более или менее ясны, а «квалификация» - нет! Она не определена! Недаром Регулятор пишет – выдается документ об образовании (это ясно), квалификации (это не ясно и им самим!!!).

Сложности добавляет и то, что запятая перед словами «приобретение новой квалификации» в тексте ФЗ может играть роль либо союза «И» либо союза «ИЛИ».

В результате никаких «точных формулировок в законе № 273-ФЗ по делению программ переподготовки на программы с присвоением новой квалификации или без присвоения новой квалификации нет» (цитирую ответы ни о чем). И это плохо!

Нормативные документы говорят, что «Программа профессиональной переподготовки разрабатывается организацией самостоятельно [Да, это так, и это понятно, хотя и не совсем верно], соответственно и форма [форма, но не СОДЕРЖАНИЕ] документа о квалификации (диплома о профессиональной переподготовки) также определяется организацией самостоятельно, то могут быть определены и различные варианты образцов [варианты формы – да!, но не варианты ДОКУМЕНТОВ] документов, в которых используются различные варианты записей [вот здесь мы выходим за рамки ФЗ – это наши домыслы!!! – и не знаем, ЧТО записать и на основании ЧЕГО]:

- присвоение новой квалификации (указание [МЫ НЕ ЗНАЕМ ЧТО ПИСАТЬ] наименования квалификации);

- присвоение новой квалификации (указание [МЫ НЕ ЗНАЕМ ЧТО ПИСАТЬ] наименования квалификации) и выполнение нового вида профессиональной деятельности (указание нового вида профессиональной деятельности);

- выполнение нового вида профессиональной деятельности (указание нового вида профессиональной деятельности)  в рамках имеющейся ранее квалификации [КАКОЙ].

Организация самостоятельно принимает решение о формализации записей [записей, но не их содержания] в дипломах профессиональной переподготовки».

На практике  же программы профессиональной переподготовки делятся обычно на:

А) с присвоением новой квалификации (раньше говорили «дополнительной [вот это верно было!!! НЕ НОВАЯ, а ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ] квалификации»)

Б) без присвоения новой квалификации (выполнение нового вида профессиональной деятельности)  в рамках [полученного ранее образования] имеющейся ранее квалификации.

Свое мнение о профессиональной переподготовке я изложил в «Письме всем, кто хочет научиться или научить специалиста по охране труда» (на стр. БиОТ № 3,2015).

Пункт а) – предполагает получение новой полноценной [Это за 250 часов трудоемкости вместо пяти лет!!!] квалификации.

Пункт б) – предполагает получение права на ведение нового вида профессиональной деятельности (в рамках той квалификации и специальности, которую имеет слушатель на основании ранее полученных или получаемых в текущий момент документов о профессиональном образовании).

Есть и такое мнение: квалификация это бакалавр, магистр, специалист. Но это УРОВЕНЬ КВАЛИФИКАЦИИ, а ее квалификация. Если следовать такому мнению, то, например, бакалавр-филолог по образованию приходит и за 250 часов дистанционного обучения получает новую квалификацию – МАГИСТР ЭКОНОМИКИ!!! И кто сказал, что я не прав! Это НОВАЯ КВАЛИФИКАЦИЯ. Все кричат: нет так нельзя! Почему? Закон это разрешает! А как можно! – Ответ – не знаем. Именно поэтому ЛЮБОЕ ПРИСВОЕНИЕ, ЯКОБЫ, КВАЛИФИКАЦИИ является не противозаконным, но незаконным, ибо законом точно не описано. И когда меня спрашивают о профессионально переподготовке, я отвечаю так: (См наше письмо всем желающим учиться) *** ПРИВОДИТСЯ ПИСЬМО Всем, кто хочет…***

О повышении квалификации

Поговорим теперь о содержании и сути целевого углубленного специального обучения в форме ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ. Оно особенно необходимо для тех специалистов по охране труда, которые оказывают услуги по охране труда самостоятельно, либо в составе той или иной организации. Например, преподавателей нужно учить методикам преподавания вопросов охраны труда для взрослых, экспертов - оценке соответствия работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда или проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, администраторов (чиновников) – мерам реализации государственной политики в области охраны труда на территории региона или способам регулирования оказания качественных услуг по охране труда и т.п.

Обратим внимание, что для обучения охране труда и управлению профессиональными рисками очень важным является то, что право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, является конституционным правом граждан, а, значит, при обучении нужно придерживаться каких-то единых «рамок», «направлений», «минимумов», очерченных законами и иными нормативными актами.

Вот почему, общество в лице государства должно ОЧЕРТИТЬ ЕДИНЫЕ ДЛЯ ВСЕХ РАМКИ МИНИМУМА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СОДЕРЖАНИЯ И СРОКОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ВО ВСЕХ ВОЗМОЖНЫХ ФОРМАХ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ. И все это возможно только при введении отдельного направления подготовки «Охрана труда и управление профессиональными рисками», утверждения Федеральных государственных образовательных стандартов и Федеральных государственных требований. И все это будет реализацией известного требования Трудового кодекса РФ, «Государство обеспечивает профессиональную подготовку и переподготовку специалистов по охране труда в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования». Мое мнение, это положение не работает в полной мере, государство в лице чиновников не обеспечило и не обеспечивает нам условия для реализации профессиональной подготовки (ее вообще НЕТ!!!) и профессиональной переподготовки (она есть, но сложностей ее реализации масса).

Глубоко убежден, что производству нужен МЕНЕДЖЕР, хорошо знающий основы и методы корпоративного управления людьми и бизнес-процессами, но при этом получивший достаточное инженерное и гигиеническое образование. Для многопрофильной и многофункциональной деятельности (какой является охрана труда) нужен специалист, прошедший соответствующую многопрофильную и многофункциональную подготовку.

Для правового решения вопросов подготовки специалистов по охране труда необходимо внести коррективы в ст. 225 ТК РФ «Обучение и профессиональная подготовка в области охраны труда», а также внести новую статью (назовем ее ст. 135 «Особенности реализации образовательных программ в области охраны труда и управления профессиональными рисками») в проект нового Федерального закона «Об образовании», принять ФГОС и ФГТ по новой специальности, а также новый Порядок обучения по охране труда, разработать соответствующее учебно-методическое сопровождение, в том числе в виде федерального учебно-методического комплекса.

 

Как могло бы быть или что делать?

Напомним, что требования Трудового кодекса РФ являются для сферы труда (работников и работодателей, обслуживающих их специалистов) первоосновой и имеют наивысшую директивную силу. Новые реалии требует корректирования некоторых формулировок ТК РФ по обучению охране труда.

В частности, статья 225 Трудового кодекса РФ «Обучение и профессиональная подготовка в области охраны труда», решающая почти все проблемы с обучением по охране труда, должна была бы (и могла бы) звучать так:

«Все работники, в том числе руководители организаций, и работодатели - индивидуальные предприниматели, а также физические лица, оказывающие услуги по охране труда, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Для всех поступающих на работу лиц, а также иных лиц, прибывших к работодателю в командировку, для работы по аутсорсингу и в других целях, требующих самостоятельного нахождения этих лиц на производственных объектах или на территории, подконтрольной работодателю, работодатель проводит вводный инструктаж.

Для всех работников приступающих к работе (производственному обучению) на рабочем месте работодателя, в том числе для всех работников, переводимых на другую работу, работодатель обязан своевременно проводить первичный инструктаж на рабочем месте, а также затем в процессе работы, плановые (очередные) и внеплановые (внеочередные) инструктажи на рабочем месте.

Для всех работников, приступающих к разовым работам или к работам с повышенным уровнем профессионального риска, а также для всех лиц, задействованных в массовых мероприятиях, контролируемых работодателем, работодатель обязан своевременно проводить целевой инструктаж по охране труда и безопасному выполнению работ (проведению мероприятия).

Для всех работников приступающих к работе (производственному обучению) на рабочем месте работодателя, в том числе для всех работников, переводимых на другую работу, работодатель обязан организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим. Для рабочих мест и работ с низким уровнем профессионального риска такое обучение может быть проведено в форме инструктажа.

Работодатель своевременно обеспечивает обучение лиц, поступающих (или переводимых) на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ с индивидуальной стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов, а также проведение периодического обучения этих лиц по охране труда и проверки знаний требований охраны труда в период работы.

Работодатель своевременно обеспечивает обучение лиц, поступающих (или переводимых) на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, приемам оказания первой помощи пострадавшим, а также периодическое проведение данного вида обучения этих лиц в период работы.

Работодатель своевременно обеспечивает обучение руководителей и участвующих в управлении специалистов основам организации работ по охране труда и управлению профессиональными рисками с итоговой проверкой знаний, а также проведение периодического обучения (не реже 1 раза в три года) этих лиц в период работы. При необходимости работодатель может направить этих лиц для прохождения повышения квалификации по вопросам организации работ по охране труда и управлению профессиональными рисками.

Работодатель обеспечивает профессиональную компетентность специалистов по охране труда, которые должны иметь соответствующее базовое профессиональное образование и квалификацию, либо высшее профессиональное образование в сочетании с профессиональной переподготовкой, дающей право профессиональной деятельности в сфере охраны труда и безопасности производства. Специалисты по охране труда должны проходить периодически повышение квалификации по наиболее актуальным проблемам охраны труда и управления профессиональными рисками.

Специалисты по охране труда, занятые оказанием преподавательских услуг по обучению вопросам охраны туда и/или экспертных (консультационных) услуг по охране труда всех видов, должны пройти соответствующее специальное повышение квалификации по квалификационным программам, а в последствии не реже 1 раз в пять лет либо чаще при существенном изменении государственных нормативных требований охраны труда проходить соответствующее специальное повышение квалификации. Ответственность за своевременное прохождение повышения квалификации несет их работодатель.

Единые требования к профессиональной компетентности специалистов по охране труда определяет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Государство содействует организации обучения по охране труда в образовательных учреждениях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования.

Государство обеспечивает профессиональную подготовку и переподготовку специалистов по охране труда в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования в рамках основного и дополнительного профессионального образования. Единые требования к образовательным программам определяются в обязательном порядке для основного профессионального образования федеральными государственными образовательными стандартами, а для дополнительного профессионального образования – федеральными государственными требованиями, определяемыми совместно федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Государство содействует организации общественного и общественно-государственного признания соответствия компетентности специалистов по охране труда уставленным требованиям на национальном и международном уровнях».

Очень важным, по нашему мнению, для разрешения возникающих коллизий регулирования между сферой труда и сферой образования по аналогии с разрешением этих коллизий органами управления образованием с регуляторами других видов деятельности целесообразно ввести в действующий федеральный закон «Об образовании», новую статью.

Эта статья 135. «Особенности реализации образовательных программ в области охраны труда и управления профессиональными рисками» могла бы выглядеть так:

«1. Реализация образовательных программ в области охраны труда и управления профессиональными рисками, включая вопросы обеспечения безопасности производства, далее – программ в области охраны труда) направлена на подготовку и повышение профессиональных компетенций лиц, осуществляющих трудовую и/или производственную деятельность, а также на подготовку специалистов в области охраны труда и безопасности производства.

Реализация образовательных программ в области охраны труда может быть осуществлена для работников работодателя его собственными силами и средствами или с использованием услуг сторонних специалистов или образовательных учреждений.

2. В области охраны труда, управления профессиональными рисками и безопасности производства реализуются образовательные программы основного профессионального образования, дополнительного профессионального образования, краткосрочного массового обучения работников работодателем на рабочем месте либо в образовательных учреждениях).

3. Единые требования к образовательным программам для основного профессионального образования определяются федеральными государственными образовательными стандартами, а для дополнительного профессионального образования – федеральными государственными требованиями, утверждаемыми совместно федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

4. В области охраны труда, управления профессиональными рисками и безопасности производства реализуются следующие образовательные программы краткосрочного обучения работников работодателем:

- вводного инструктажа;

- первичного, планового (очередного) и внепланового (внеочередного) инструктажа на рабочем месте;

- целевого инструктажа;

- индивидуальной стажировки работника на рабочем месте для получения допуска к самостоятельной работе;

- обучения работников безопасным методам и приемам выполнения работ и/или безопасной эксплуатации оборудования;

- обучения приемам оказания первой помощи пострадавшим на производстве;

- обучения мерам и средствам пожарной защиты, безопасной эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, инструмента, опасных производственных объектов, защиты от производственных и профессиональных рисков;

- обучения организации работ по охране труда и управлению профессиональными рисками;

-обучения иным вопросам в сфере охраны труда и безопасности производства;

5. Реализация образовательных программ в области охраны труда и безопасности производства проводится по соответствующим рабочим программам непосредственно у работодателя (в организации), при наличии там минимальных условий для этого, или в образовательных учреждениях профессионального образования.

Длительность образовательных программ в области охраны труда и безопасности производства не может быть менее 6 часов аудиторных занятий (за исключением программ инструктажа).

6. Требования к минимуму содержания образовательных программ в области охраны труда и безопасности производства для краткосрочного обучения работников работодателем устанавливаются в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

7. Реализация образовательных программ в области охраны труда и безопасности производства для работников, задействованных на работах с повышенным уровнем профессионального риска, сопровождается индивидуальными стажировками на рабочем месте в соответствии с апробированной системой непрерывного обучения, обеспечивающей преемственность задач, средств, методов, организационных форм обеспечения безопасности труда работников всех возрастных групп.

8. Реализация образовательных программ в области охраны труда и безопасности производства для работников завершается аттестационной проверкой полученных знаний и/или усвоенных навыков.

9. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, могут устанавливаться в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону, другие особенности организации и ведения образовательной и методической деятельности по реализации образовательных программ в области охраны труда и безопасности производства».

Конкретизируя эти требования, в новом Порядке обучения следует установить, что обучение работников по охране труда и проверка знаний требований охраны труда может проводиться без отрыва от работы, с частичным отрывом от работы (не более 3-х дней в неделю не более чем по 4 часа в день), с полным отрывом от работы.

Работодатель или обучающая организация вправе сочетать традиционные методы обучения (лекция, практическое занятие, самостоятельная подготовка по учебным пособиям и иным учебно-методическим материалам) с современными методами модульного и накопительного обучения, с использованием обучающих компьютерных программ, средств дистанционного обучения, средств визуализации (видеоматериалы), тренажеров и других информационных технологий обучения. Необходимо также зафиксировать, что для проведения инструктажа по охране труда могут быть использованы все методы и средства обучения, в том числе, традиционно оформленные инструкции, учебные и наглядные пособия, тренажеры, компьютерные программы, видеоинструктажи и т.п.

Следует также гармонизировать обучение по охране труда и другие виды специальной подготовки (например по вопросам электробезопасности и т.д.), а также гармонизировать проверку знаний по охране труда и по результатам проведения специальной подготовки, т.к. в настоящее время и подготовку и проверку знаний проводит множество профильных ведомств.

Также необходимо более подробно прописать вопросы обучения иностранных граждан, не владеющих русским языком. Считаем необходимым, чтобы минимум одна-две организации в регионе учили в обязательном порядке ВСЕХ МИГРАНТОВ охране труда, безопасности труда и производства, другим нормам и правилах безопасности, и минимально необходимому для различения опасностей и понимая инструктажа русскому языку.

Таковы контуры научных основ управления профессиональной компетентностью специалистов по охране труда на основе модернизации системы образования и обучения по охране труда и ее актуализации условиям современности.

Убежден, что только на такой основе в результате конструктивной нормотворческой работы будет создано качественное единое правовое и учебно-методическое обеспечение обязательной профессиональной подготовки специалистов по охране труда и управлению профессиональными рисками, и тем самым сделан еще одни важный шаг по предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в нашей стране.