Страховые строки. Некоторые аспекты экономического стимулирования работодателей по улучшению условий охраны труда. С. Н. Яшин (№3, 2014)

Скачать выпуск "Безопасность и охрана труда" №3,2014

С.Н. Яшин,  доктор экономических наук, профессор,  зав.  кафедрой менеджмента и государственного управления ННГУ им. Н.И. Лобачевского

Некоторые аспекты экономического стимулирования работодателей по улучшению условий охраны труда  на основе скидок или надбавок к страховым тарифам по обязательному социальному страхованию  от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний

Действующее в России уже пятнадцатый год обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, значительно повысило социальную защищенность наемных рабочих от воздействия профессиональных рисков и улучшило материальное состояние пострадавших на производстве. Однако, несмотря на все плюсы данного вида социального страхования, его тарифная политика до сих пор подвергается резкой критике. Действительно, многие работодатели, особенно крупные, получили новые возможности для осуществления мероприятий по охране труда за счет средств социального страхования, но среди средних и малых предприятий наблюдается низкая заинтересованность в проведении этих мероприятий. Некоторые причины такой ситуации: инертность руководителей, дороговизна мероприятий, направленных на снижение профессионального риска и их долгая окупаемость, отсутствие экономической заинтересованности. Мероприятия, стимулирующие снижение профессионального риска на предприятиях, такие как установление скидок и надбавок к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и финансирование предупредительных мер по снижению уровня производственного травматизма и профзаболеваний, охватывают очень небольшой круг страхователей. Например, в Нижегородской области в 2013 году надбавки были установлены только 0,18% всех зарегистрированных страхователей, а скидки  около  0,04%.

Для повышения заинтересованности в улучшении условий труда и снижения профессиональных рисков ФСС РФ в 2015г. принял следующие ориентиры при установлении скидок и надбавок страхователям.

 В Постановлении от 30 мая 2014г. №79 ФСС привел показатели, которые отделения фонда будут использовать, устанавливая на 2015 год скидки или надбавки к страховым тарифам для плательщиков взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В соответствии с Постановлением ФСС опирается на сведения об основном виде деятельности страхователя. При установлении скидки или надбавки к страховому тарифу отделение ФСС должно учесть три показателя:

  • отношение суммы обеспечения по страхованию в связи со всеми произошедшими у страхователя страховыми случаями к начисленной сумме страховых взносов;
  • количество страховых случаев у страхователя на 1 тыс. работающих;
  • количество дней временной нетрудоспособности у страхователя на 1 несчастный случай, признанный страховым, исключая случаи со смертельным исходом.

Эти показатели для отдельного страхователя сравниваются с соответствующими показателями по его виду деятельности, которые определяются исходя из сведений о деятельности отраслей за 3 года, предшествующих текущему. Такие показатели для определения скидок и надбавок на 2015 год установлены для конкретных видов экономической деятельности данным постановлением ФСС.

Если все три показателя у конкретного страхователя меньше, чем соответствующие показатели его отрасли, устанавливается скидка. Если все три показателя больше, то фонд определит для такого страхователя надбавку к страховому тарифу.

Вызывает определенный интерес первый из перечисленных показателей - отношение общей суммы обеспечения по страховым случаям, произошедшим в отрасли, к сумме начисленных по отрасли взносов. По большей части сфер деятельности  в России  это отношение не достигает и 10%. И только по отдельным отраслям взносы более заметно используются по назначению. Например, в отрасли "сбор лесных грибов и трюфелей" - на 75%, в добыче бурого угля подземным способом - на 23%, в производстве солода - на 29%, в производстве пиломатериалов - до 20%.

Также любопытно, как именно будут исчисляться тарифы для отраслей, которые в предшествующие годы не существовали (или настолько невелики, что в них не было зарегистрировано страховых случаев), если в этих отраслях появляются действующие лица и зарегистрован хотя бы один страховой случай. Например, по таким сферам, как   "разведение домашних животных"   все показатели равны нулю. Следовательно, даже единственный страховой случай у такого работодателя привел бы к исчислению надбавки к тарифу. К "нулевым" относятся также, например, обогащение и агломерация бурого угля, производство пищевых животных и комбинированных жиров, производство одежды для новорожденных детей из тканей, издание звукозаписей и многие другие отрасли

Вероятность превышения всех трех основных показателей, применяемых к установлению скидки или надбавки к страховому тарифу (удельный вес затрат, коэффициенты частоты и тяжести страховых случаев), у большинства страхователей над их среднеотраслевыми значениями маловероятен. Кроме того, для получения скидки учитываются выполнение уровня проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и уровня проведения предварительных и периодических медицинских осмотров. Этим объясняется крайне низкий охват страхователей системой установления сидок и надбавок.

Особенности Постановления таковы, что скидку к страховому тарифу проще получить крупным промышленным предприятиям, в то время как более половины страхователей, получивших надбавку – мелкие или неплатежеспособные предприятия. Большинство крупных предприятий имеют подразделения, чья деятельность направлена на охрану труда и оздоровление работающих (отделы охраны труда, лаборатории, медсанчасти, санатории-профилактории), их силами проводят мероприятия по охране труда, чего нет на большинстве мелких предприятий, которые в нарушение действующего законодательства мероприятия по охране труда не проводят. Из-за этого многим мелким предприятиям не удается получить скидку даже при отсутствии у них случаев производственного травматизма и профзаболеваний.

Численность страхователей, получивших надбавку, на порядок больше, чем получивших скидку, но сумма излишне перечисленных взносов в связи с действием надбавки в несколько раз ниже   суммы недополученных взносов в связи с действием скидки. По Нижегородской области отношение сумм скидок к надбавкам составляло в разные года от 3,2 до 9,3. Аналогичное превышение сумм скидок над суммами надбавок наблюдается в целом по России. Это приводит к дисбалансу в вопросе дифференциации страхового тарифа, при котором сумма предоставленных скидок в целом по стране не равна сумме установленных надбавок к страховым тарифам. Для решения этой проблемы необходимо снять указанные ограничения в условиях для установления надбавок и скидок, что позволит привлечь значительно больше страхователей, например, отменить строгое превышение всех трех основных показателей страхователя над среднеотраслевыми для установления надбавки и превышение трех основных среднеотраслевых показателей над аналогичными показателями страхователя для получения скидки. Также должны быть разработаны механизмы выравнивания сумм скидок и надбавок.

В основе  установления страховых тарифов обязательного социального страхования стоит вопрос определения  профессионального риска. Риск (в том числе и профессиональный) может быть взят на страхование, поскольку является событием случайным, вероятность наступления которого можно определить. Трудовое увечье – случайно, но вероятность его наступления у разных страхователей – различна. Однако с достаточной точностью определить вероятность наступления страхового случая возможно только по большой выборке однородных объектов – либо по большому количеству страхователей, имеющих количественно и качественно схожий уровень профессионального риска, либо по одному страхователю за длительный временной промежуток, что на практике труднореализуемо. Для целей обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний может быть использована однокритериальная и многокритериальная градация риска. В первом случае единственным условием для установления страхового тарифа страхователю является единственный показатель, характеризующий уровень профессионального риска у данного страхователя. Таким показателем может быть удельный вес затрат, уровень первичного травматизма за определенный период, вредность и опасность условий труда и т.д. Замкнутая раскладка ущерба осуществляется среди всех страхователей. При многокритериальной градации риска используются два или более показателя, характеризующего уровень профессионального риска: на основании схожести первого показателя страхователи объединяются в группы, в которых осуществляется замкнутая раскладка ущерба, а на основании второго показателя группе присваивается базовый страховой тариф, либо устанавливается диапазон, в котором страховой тариф может варьироваться.

В ряде стран, например, в Бразилии, применяется однокритериальная дифференциация риска: величина страхового тарифа там варьируется от 1 до 3 процентов от месячной заработной платы наемных работников в зависимости от единственного показателя – безопасности труда, без учета особенностей производства и его долгосрочных перспектив, вне зависимости от вероятности наступления страхового случая для предприятия данной категории. Так компании, имеющие на данный момент хорошие условия труда, могут в судебном порядке уменьшить страховой тариф. В настоящее время практика такого установления тарифов, когда не учитывается фактическая степень риска, пересматривается.

В прессе достаточно часто высказываются мнения за переход к однокритериальной градации риска и в России. Предлагается в качестве главного и единственного критерия при установлении страхового тарифа учитывать достаточность страховых взносов для возмещения расходов по страхованию работников данного предприятия .Однако этот подход имеет несколько существенных недостатков.

Во-первых, такую систему социальной защиты нельзя назвать страховой, т.к. не   выполняется один из главных страховых принципов – принцип замкнутой раскладки ущерба. Каждый работодатель будет покрывать только собственные текущие потребности, без учета вероятных последствий своей производственной деятельности в динамике, не формируя общего страхового резерва. Страховщик будет ненужным посредником между работодателем и его пострадавшими работниками.

Во-вторых, по Нижегородской области за 2000-2013 годы 83,7-86,4% всех расходов на обеспечение по страхованию составляют ежемесячные страховые выплаты по страховым случаям, в основном произошедшим в предшествующие годы. В целом по России ежемесячные страховые выплаты составляют 81,5-86,4% всех расходов на страховое обеспечение по данному виду страхования. Поэтому показатель удельного веса затрат оценивает профессиональный риск, сложившийся в первую очередь на предприятии за предшествующие годы и даже десятилетия. Данный показатель не достаточно точно характеризует настоящий уровень профессионального риска на  предприятиях, что не способствует созданию страхового резерва, а лишь позволяет производить текущие страховые выплаты.

 В-третьих, отсутствие связи между страховым тарифом и особенностями деятельности, осуществляемой страхователем, приведет к тому, что страховые взносы будет сложно прогнозировать, возникнут значительные трудности с планированием денежных потоков, возможны проблемы с осуществлением страховых выплат. Таким образом, переход к одноуровневой градации риска не будет способствовать реальному снижению профессионального риска, а приведет к увеличению числа недобросовестных страхователей, сложности прогнозирования поступления страховых взносов  и отходу от страховых принципов в социальной защите пострадавших на производстве.

Во многих странах для классификации профессиональных рисков используется более одного признака. Например, в Германии такая градация осуществляется в зависимости от отраслевой принадлежности страхователя и уровня первичного травматизма за последние 5 лет.  В этой стране все страхователи в зависимости от принадлежности к сектору торговли или отрасли промышленности разделены по 35 отраслевым Обществам профессионального страхования (далее - ОПС), поскольку опыт, в том числе и в частном страховом секторе, показал, что имеются существенные статистические связи между отраслями и секторами бизнеса и торговли и рисками несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Уже на этом первом этапе дифференциации взносов можно учесть разницу в застрахованных рисках в различных отраслях торговли и промышленности. При этом самая высокая средняя по ОПС тарифная ставка установлена для ОПС горнодобывающей отрасли в размере 14,58%, а минимальная для ОПС в целлюлозно-бумажной отрасли и издательском секторе – 0,71%. Наблюдается замкнутая раскладка ущерба не в рамках всего социального страхования от профессиональных рисков, а в рамках одного ОПС. Риски, застрахованные компаниями-членами в одном и том же ОПС, могут сильно различаться между собой. Поэтому промышленные сектора, характеризующиеся примерно одинаковыми рисками, не имеющими статистически существенных различий, объединяются в группы (таблицы взносов).  В настоящее время в Германии отказались от группировки по видам работ, т.к. при современной организации производства невозможно точно установить число различных видов деятельности в торговле и промышленности; сами виды деятельности невозможно классифицировать, поскольку многие работники в течение рабочего дня часто осуществляют разные виды деятельности. Для каждой таблицы взносов определяется категория риска – на основании уровня первичного травматизма за период наблюдения, оптимальная продолжительность которого для Германии составляет 5 лет. Более короткий период не подходит, т.к. случайные колебания – особенно в мелких секторах промышленности – могут оказаться слишком существенными, с другой стороны более длинные отрезки времени не будут в достаточной степени соответствовать текущим реалиям. Страховые взносы распределяются между участниками ОПС в зависимости от их категории риска.

Схожий подход к градации риска и в России. Выполняются три условия, приведенные выше: группировка страхователей со схожими профессиональными рисками, по возможности замкнутая раскладка ущерба между членами группы, и установление страхового тарифа для группы в зависимости от уровня риска ее членов. Страхователи, имеющие одинаковые страховые тарифы объединены в классы профессионального риска. Однако критерии для группировки страхователей и установления тарифа используются иные.

Вступление в силу постановления Правительства РФ от 01.12.05 №713 «Об утверждении Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска» окончательно изменило принцип, на основании которого происходит отнесение страхователей к классу профессионального риска. Если ранее классификационным признаком являлась отраслевая принадлежность страхователя, то с 01.01.06 им стал вид экономической деятельности, осуществляемой страхователем. Такое изменение связано с прекращением использования статистическими органами Общесоюзного классификатора отраслей народного хозяйства (далее ОКОНХ), действовавшего с 1976 года и утратившего соответствие современной структуре экономики, и введением вместо него c 01.01.2003 нового Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (далее ОКВЭД). Поскольку желательна простота применения критерия дифференциации, а в нашем случае - удобно использовать коды, присвоенные независимым органом всем потенциальным страховщикам, изменение критерия классификации было неизбежно.

В 2006 году группировка страхователей стала осуществляться по новым правилам отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска.

Есть смысл в будущем сменить и другой критерий градации риска – удельный вес затрат на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, заменив его на другой, более точно описывающий сложившийся уровень профессионального риска. Таким показателям может быть, например, удельный вес затрат на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по страховым случаям, произошедшим за последние 3-5 лет – показатель, который предлагают использовать для расчета скидок-надбавок к страховому тарифу. Уменьшение периода наблюдения с бессрочного до 3-5 лет позволит более точно отслеживать текущий уровень профессионального риска, поставит недавно созданных страхователей и страхователей, ведущих финансово-хозяйственную деятельность в течение нескольких десятилетий в равные условия.

Новое  Постановление  от 30 мая 2014г. №79 ФСС   не вносит существенных изменений  в сложившихся ранее подходы  по установлению скидок  и  надбавок  к страховым тарифам на 2015 год  для плательщиков взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.