В. А. Кривобокова, А. А. Нургазина Оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы у студентов в условиях экзаменационного стресса. (№3,2021)

Скачать выпуск "Безопасность и охрана труда" №3, 2021

УДК 612.13

 

Оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы у студентов в условиях экзаменационного стресса

 

В. А.  Кривобокова, А. А.  Нургазина

Об авторах

1. Кривобокова Вера Александровна – кандидат биологических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Курганский государственный университет», г. Курган, ул. Пролетарская, д. 62, +7 (352) 2232092, e-mail: krivoborova10@rambler.ru.

2. Нургазина Алена Александровна – ассистент, ФГБОУ ВО «Курганский государственный университет», г. Курган, ул. Пролетарская, д. 62, +7 (352) 2232092, e-mail: Aljona_Nikitina@mail.ru.

 

About authors

1. Krivobokova Vera Alexandrovna – Candidate of Biological Sciences, Associate Professor, Kurgan State University, Kurgan, 62 Proletarskaya str., +7 (352) 2232092, e-mail: krivoborova10@rambler.ru.

2. Nurgazina Alyona Alexandrovna – Assistant, Kurgan State University, Kurgan, 62 Proletarskaya str., +7 (352) 2232092, e-mail: Aljona_Nikitina@mail.ru.

 

ФГБОУ ВО «Курганский государственный университет»,

г. Курган, Россия

 

Аннотация: В статье рассматривается влияние экзаменационного стресса на показатели сердечно-сосудистой системы у студентов. Рассчитан адаптационный потенциал. Выявлено достоверное повышение частоты сердечных сокращений, артериального давления и адаптационного потенциала в условиях эмоционального напряжения. Полученные данные могут представлять интерес не только для всех участников образовательного процесса, но и для работодателей, так как студенты – это будущие специалисты.

 

Ключевые слова: студенты, сердечно-сосудистая система, адаптационный потенциал, экзаменационный стресс.

 

ASSESSMENT OF THE FUNCTIONAL STATE OF THE CARDIOVASCULAR SYSTEM IN STUDENTS UNDER EXAMINATION STRESS

 

V. A. Krivobokova, A. A. Nurgazina

Kurgan State University, Kurgan, Russia

 

The article considers the influence of exam stress on the indicators of the cardiovascular system in students. The adaptive potential is calculated. A significant increase in heart rate, blood pressure and adaptive potential in conditions of emotional stress was revealed. The data obtained may be of interest not only for all participants in the educational process, but also for employers, since students are future specialists.

Keywords: students, cardiovascular system, adaptive potential, exam stress.

 

Состояние здоровья учащейся молодежи формируется в конкретных социально-экономических условиях жизни. В том числе на состояние здоровья студентов оказывает влияние процесс обучения в вузе, так как является важнейшим фактором, вызывающим адаптационные психофизиологические перестройки в организме студентов [2].  Состояние психического напряжения учащихся высшей школы может быть вызвано рядом причин, среди которых одно из первых мест занимает экзаменационный стресс [10].

Экзаменационный период представляет собой для студентов выраженный психоэмоциональный, стрессорный фактор, приводящий к изменению функционального состояния организма. Изучению стресс-реакций посвящено большое количество работ [4, 9, 11, 12, 13].

Следует подчеркнуть, что оценка экзаменационного стресса специалистами носит неоднозначный характер. С одной стороны, экзамены мобилизируют учащихся на более интенсивную учебную деятельность, выполняют контролирующую функцию, а в случае их успешной сдачи являются фактором, повышающим самооценку. С другой стороны, экзамены могут оказывать негативное влияние на психическое и соматическое здоровье студентов, вызывать страх, беспокойство и другие отрицательные эмоции [12].

За экзаменационный период в вузах 48% юношей и 60% девушек заметно теряют в весе [1].

Лавровым О.В. зарегистрированы изменения иммунного статуса при экзаменационном стрессе, что может приводить к кратковременному снижению эффективности защитных сил организма, в ответ на вирусные  и другие микробные агенты, которые при сочетании, например, с неблагоприятными климатическими и эпидемиологическими факторами, могут определить повышение чувствительности студентов к простудным заболевания [8].

В ряде работ рассматривается влияние экзаменационного стресса на секреторные показатели желудочной и поджелудочной секреции  и отмечаются сдвиги в функционировании желудочно-кишечного тракта [4, 7].

Деваевым Н.П. выявлено, что экзаменационный стресс сопровождается изменением биоэлектрической активности головного мозга, в частности снижением общей (полной) мощности спектра. По окончанию экзамена у всех испытуемых, независимо от факультета и года обучения, отмечено увеличение активности парасимпатического отдела вегетативной нервной системы, что, по всей вероятности, является фактором индивидуальной устойчивости к отрицательным изменениям нервной и сердечно-сосудистой систем в условиях психического напряжения. При экзаменационном стрессе кроме изменений концентрации гормонов, состояния внутренних органов, обмена веществ, выявляются также изменения содержания минеральных веществ в костной ткани [3].

Индикатором уровня здоровья и его функциональных резервов является состояние сердечно-сосудистой системы (ССС). Именно она в первую очередь реагирует на стресс, а также становится одной из первых мишеней стресса.

Таким образом, изучение состояния сердечно-сосудистой системы будущих специалистов в процессе их подготовки к профессиональной деятельности является актуальным.

Целью исследования явилась оценка влияния экзаменационного стресса на показатели сердечно-сосудистой системы у студентов.

Исходя из поставленной цели, были сформулированы следующие задачи:

1) провести анализ научной литературы по данной теме;

2) оценить функциональное состояние сердечно-сосудистой системы у студентов в условиях эмоциональной стабильности и эмоционального напряжения (экзаменационного стресса).

В исследовании приняли участие 30 студентов Политехнического института Курганского государственного университета в возрасте 19 лет.

Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы оценивали по показателям частоты сердечных сокращений (ЧСС), артериального давления (АД) - систолического (САД), диастолического (ДАД) и пульсового артериального давления (ПД), а так же адаптационного потенциала (АП).

Частоту сердечных сокращений у обследуемых подсчитывали в положении сидя за одну минуту. Пульсовое артериальное давление рассчитывали по формуле: ПД = САД – ДАД.

Определение адаптационного потенциала осуществлялось  по методике Баевского Р.М. Расчет производился следующим образом: АП = 0,011 × ЧСС + 0,014 × САД + 0,008 × ДАД + 0,014 × В + 0,009 × М + 0,004 × П – 0,009 × Р – 0,273,

где АП – адаптационный потенциал, баллы;

ЧСС – частота сердечных сокращений (частота пульса) в минуту;

 САД – систолическое артериальное давление, мм рт. ст.;

ДАД – диастолическое артериальное давление, мм рт. ст.;

В – возраст, годы;

М – масса, кг;

П – пол (мужской – 1, женский – 2);

Р – рост, см.

Анализ адаптационного потенциала (АП) системы кровообращения проводили по шкале показателей, представленной в таблице 1 [5, 6].

Таблица 1  - Показатели адаптационного потенциала

Баллы

Состояние АП

2,1 и ниже

удовлетворительная адаптация - характеризует высокие и достаточно высокие приспособительные возможности организма

2,11-3,20

напряжение механизмов адаптации – означает достаточные функциональные возможности организма, которые обеспечиваются за счет функциональных резервов

3,21-4,30

неудовлетворительная адаптация – характеризует истощение резервов организма и низкие функциональные возможности

4,31 и выше

срыв механизмов адаптации – функциональные возможности организма не обеспечивают эффективного приспособления

 

Исследование осуществлялось в 2 этапа: первый этап (фон) проводился в межсессионный период в день практических занятий  и второй этап (стресс) - в день сдачи экзамена перед получением экзаменационного билета.

Проведя анализ полученных данных можно констатировать, что все исследуемые нами показатели сердечно-сосудистой системы достоверно повышались во время экзаменационного стресса. Значения частоты сердечных сокращений (ЧСС) увеличились в 1,32 раза (рис. 1).  

 

Рис. 1. Средние значения частоты сердечных сокращений

 

Артериальное давления (АД) также повышалось в условиях экзаменационного стресса. При расчете пульсового артериального давления (ПД) было отмечено увеличение в 1,30 раза (рис. 2).

 

Рис. 2. Средние значения артериального и пульсового давления

 

Оценивая компенсаторно-приспособительные механизмы с помощью расчета адаптационного потенциала (АП) сердечно-сосудистой системы, можно констатировать, что в условиях эмоциональной стабильности у студентов выявлена удовлетворительная адаптация (2,03±0,05 балла). Полученные данные свидетельствуют о высоких функциональных возможностях их организма. В условиях эмоционального стресса отмечалось напряжение механизмов адаптации (2,55±0,0 балла) (рис. 3).

 

Рис. 3. Средние значения адаптационного потенциала системы кровообращения

 

Из представленных выше данных, можно констатировать, что в условиях эмоционального напряжения происходит изменение физиологического состояния организма, что видно из оценки основных параметров функционального состояния сердечно-сосудистой системы.

Представленную в статье методику Баевского Р.М. «определение адаптационного потенциала» можно использовать для оценки физического состояния здоровья не только студентов, но работников. Оценка адаптационного потенциала отображает компенсаторно-приспособительные механизмы, лежащие в основе поддержания оптимального функционального состояния организма. Расчет величины адаптационного потенциала прост, проводится по параметрам гемодинамики и не требует дорогостоящего оборудования.

Полученные данные могут представлять интерес не только для всех участников образовательного процесса, но и для работодателей, так как студенты – это будущие специалисты.

 

Литература

1. Вангородская, Ю.С. Профилактика экзаменационного стресса / Ю.С. Вангородская // Психолог в школе. – 2015. – Т. 16. – № 4. – С. 2-8.

2. Влияние учебной нагрузки и условий производства на функциональное состояние симпатоадреналовой системы и показатели регуляции сердечного ритма у девушек 17-18-летнего возраста / Ф.Г. Сидтиков, М.В. Шайхелисламова, И.Р. Валеев // Физиология человека. - 2001. - Т.27. – № 5. - С. 60.

3. Влияние экзаменационного стресса на регуляцию сердечного ритма и биоэлектрическую активность головного мозга у студенток / Н.П. Деваев // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2010. – № 2 (2). – С. 622–626.

4. Кривобокова, В.А. Влияние экзаменационного стресса на секреторные показатели гастродуоденального отдела желудочно-кишечного тракта у студентов в зависимости от вегетативного статуса: дис… канд. биол. наук / В.А. Кривобокова. – Челябинск, 2010. – 191 с.

5. Кривобокова В. А. Методы оценки состояния здоровья человека. – Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2018. – 102 с.

6. Кривобокова В.А., Никитина А.А. Влияние экзаменационного стресса на показатели сердечно-сосудистой системы студентов направления подготовки «Техносферная безопасность» / Безопасность жизнедеятельности: проблемы и решения – 2019: сборник статей по материалам III международной научно-практической конференции (23-24 мая 2019 г.) / под общ. ред. проф. Сухановой С.Ф. – Курган: Изд-во Курганской ГСХА, 2019. – С. 225-229.

7. Кузнецов А.П. Секреторная функция желудка и поджелудочной железы у человека при гиперкинезии: дис. … д-ра биол. наук / А.П. Кузнецов. – Курган,  1985. – 405 с.

8. Лавров,  О.В.  Кластерно-иммунологическая модель экзаменационного стресса: автореф. дис. … д-ра мед. наук / О.В. Лавров. – Москва, 2013. – 40 с.

9. Фомягина, Н.В. Влияние экзаменационного стресса на вегетативные индексы у абитуриентов и студентов / Н.В. Фомягина, А.А. Свешников // Успехи соврем. естествознания. – 2005. – №4. – С. 75-76.

10. Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы студенток 2-го курса ХМГМИ в условиях экзаменационного стресса / С.В. Соловьёв, Е.Ю. Шаламова, Е.В. Хорошилова, Л.В.  Прояева // Вестник КГУ. – 2009. – №1. – С. 13-16.

11. Шарыпова, Н.В. Влияние экзаменационного стресса на физиологические функции организма студенток с разным соматотипом: автореф. дис. … канд. биол. наук / Н.В. Шарыпова.  – Челябинск, 2008. –  22 с. 

12. Щербатых, Ю.В. Вегетативные проявления эмоционального стресса: дис… д-ра биол. наук / Ю.В. Щербатых. – Воронеж, 2001. – 313 с.

13. Юматов, Е.А. Экзаменационный эмоциональный стресс у студентов / Е.А. Юматов, В.А. Кузьменко, В.И. Бадиков  // Физиология человека. – 2001. – Т. 27. –   №2.  – С. 104.