С. Н. Яшин, О. С. Боронин Формирование системы контроля технического состояния находящихся в эксплуатации транспортных средств в рамках обеспечения безопасности дорожного движения (№3,2021)

Скачать выпуск "Безопасность и охрана труда" №3, 2021

УДК 338,45

 

Формирование системы контроля технического состояния находящихся в эксплуатации транспортных средств в рамках обеспечения безопасности дорожного движения

 

С. Н. Яшин, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой менеджмента и государственного управления Национальный исследовательский университет «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»

О. С. Боронин к.э.н., доцент кафедры менеджмента и государственного управления Национальный исследовательский университет «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»

 

Аннотация: В статье приводится подробное описание состояния отрасли по проведению технического осмотра автомобилей, находящихся в эксплуатации. Для решения проблем отрасли предложены подходы к их решению.

 

Ключевые слова: Безопасность дорожного движения, технический осмотр автотранспорта, оператор технического осмотра, неисправность автомобиля, дорожно-транспортное происшествие.

 

S. N. Yashin, O. S. Boronin Lobachevsky Nizhny Novgorod State University, Nizhny Novgorod, Russian Federation

 

FORMATION OF THETECHNICALCONDITION MONITORING SYSTEM OF VEHICLESIN OPERATION IN THEFRAMEWORK OF SAFETYOF ROAD TRAFFIC

 

ANNOTATION The article provides a detailed description of the state of the industry in conducting technical inspection of vehicles in service. To solve the problems of the industry, approaches to their solution are proposed

KEYWORDS road safety; technical inspection of vehicles; technical inspection operator; car malfunction; road accident

FOR CITATION Yashin S. N., Boronin O. S. Formation of the technical condition monitoring system of vehicles in operation in the framework of safety of road traffic. Safety and labor protection.

ABOUT THE AUTHORS

Sergey N. Yashin / Dr. of Sci. (Economics), professor, head of Department of management and public administration

Oleg S. Boronin / Associate professor at the Department of management andpublic administration Lobachevskiy Nizhny Novgorod State University, Russian Federation

Одной из важных сфер жизни общества является обеспечение безопасности дорожного движения. Данное направление является одной из форм реализации единой государственной политики в области охраны жизни, здоровья и имущества граждан путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Положение осложняется тем, что стремительный рост автомобильного парка совпал с волной фундаментальных преобразований автотранспортной отрасли: когда происходит распад государственных транспортных предприятий с налаженной системой контроля и, в результате, негосударственный сектор, контроль за которым существенно ограничен, занимает все более доминирующее положение (90% грузов перевозится автотранспортом предприятий негосударственных форм собственности); когда приоритет прибыли становится главным и не остается стимулов к поддержанию автомобильной техники на уровне требований к конструктивной безопасности. В результате - значительная часть автотранспортных средств (далее - АТС), эксплуатирующихся на данный момент в России, не удовлетворяет установленным нормативно-технической документацией требованиям к экологической, послеаварийной, пассивной и активной безопасности.

Анализ, проведенный на основании статистических данных, показывает, что проблема обеспечения безопасности дорожного движения непосредственно связана с техническим состоянием находящихся в эксплуатации транспортных средств. По результатам работы пунктов технического осмотра в России было установлено, что при первом предъявлении техническое состояние более 35% транспортных средств не соответствуют установленным требованиям. Полученная от них информация о неисправностях и дефектах, встречающихся в конструкции АТС, после статистической обработки позволила получить следующие результаты, представленные в виде гистограмм (рис. 1.)

Рис. 1. Статистические данные о неисправностях и дефектах, встречающихся в конструкции автомобилей

 

Проиллюстрированные на рис. 1 и приведенные в табл. 1 данные показывают, что наибольшее количество неисправностей и дефектов в конструкции автомобилей встречаются в тормозных системах (44,9%), в меньшей мере – колесах и шинах, в рулевом управлении (рис. 1).

 

Таблица 1

Неисправные элементы

Количество технически-неисправных

автомобилей

 

грузовых

легковых

всего

- тормозные системы

49,1%

37,1%

44,9%

- устройства обзорности дороги

13,2%

29,6%

18,8%

- внешние световые приборы

11,3%

3,7%

8,8%

- звуковая сигнализация

9,4%

3,7%

7,5%

- колеса и шины

1,9%

11,1%

5,0%

- дополнительное оборудование

3,8%

7,4%

5,0%

- рулевое управление

3,8%

-

2,5%

- прочие

7,5%

7,4%

7,5%

всего

100%

100%

100%

 

Таким образом, можно сделать вывод, что значительная часть автопарка эксплуатируется в неудовлетворительном техническом состоянии. По статистическим данным на основании оценок Всемирной организации здравоохранения, дорожно-транспортные происшествия ежегодно становятся причиной гибели почти 1,3 млн. человек и еще от 20 до 50 млн. получают травмы или становятся инвалидами.

За период действия закона № 170-ФЗ с 01 января 2012 года за прошедшие 8 лет в связи с недоработками законодательства по причинам технической неисправности транспортных средств отмечается рост количества ДТП в дорожно-транспортных происшествиях более чем в 7,5 раз. Количество погибших в этих авариях увеличилось более чем в 4 раза и 2020 году составило 1223 погибших (официальная статистика ГИБДД [1]). Но вышеприведенные цифры не совсем корректны, поскольку есть еще одна часто называемая причина ДТП – «не справился с управлением» - …. . Очень часто данная формулировка при ДТП удобна и проста для всех, т.к. искать истинную причину путем технической экспертизы нет ни времени, ни средств.

При этом дорожно-транспортные происшествия, возникающие вследствие неисправностей систем, от нормальной работы которых зависит безопасность движения, сопровождаются особенно тяжелыми последствиями. Это объясняется неожиданностью возникновения отказа, который лишает водителя возможности принять какие-то своевременные меры.

К тому же автомобильный транспорт в России дает не менее половины от всех вредных выбросов в атмосферу и является основным источником шума на улицах городов. А неисправности, нарушения регулировок и внесение изменений в конструкцию (к примеру, удаление катализатора) автомобилей могут увеличивать содержание вредных компонентов в отработавших газах до 7 раз, уровень шума - в 2 раза.

Таким образом, то, что происходит сегодня, не удовлетворяет никого: ни автомобилистов, которые в любой момент могут попасть в аварию, ни государство, которое ежегодно теряет порядка тысячи граждан, погибших в ДТП, и лечит тысячи человек, пострадавших в дорожных происшествиях, ни рядовых граждан, которым нечем дышать, и испытывающих“ акустический дискомфорт “от автотранспорта. С учетом изложенного, очень важным является полная функциональность систем автомобиля, отвечающих за его экологическую, послеаварийную, пассивную и активную безопасности.

Принятие решений о внедрении мероприятий по повышению БДД и определение их эффективности связано с необходимостью учета многих факторов, отличающихся характером, направленностью и интенсивностью влияния.

В этих условиях одной из предпосылок получения рациональных решений является использование системного подхода. Одной из сложностей является то, что в отличие от других мероприятий, дающих реальную прибыль, мероприятия по повышению БДД реального денежного отражения в бухгалтерской документации, как правило, не имеют.

Проблема обеспечения безопасности дорожного движения непосредственно связана с техническим состоянием находящихся в эксплуатации транспортных средств. Совершенствование системы инспекционного контроля технического состояния транспортных средств, проводимого в рамках обязательного технического осмотра, позволяет получить лучшие результаты в решении этой проблемы. Усиливает эффект - совершенствование системы технического обслуживания и ремонта транспортных средств. В то же время большинство автотранспортных предприятий и многие предприятия автосервиса имеют далеко не полные комплекты диагностического оборудования для входного и выходного контроля при техническом обслуживании и ремонте автомобилей.

Россия несколько лет назад активно включилась в процесс противодействия глобальной угрозе дорожно-транспортного травматизма. Применение программно-целевого подхода к техническому осмотру, техническому обслуживанию и ремонту автомобилей должно позволить переломить негативную тенденцию увеличения количества ДТП по причине технической неисправности автомобилей.

В настоящее время технический осмотр автомобилей является одним из важнейших факторов безопасности дорожного движения и регламентируется Федеральным законом от 1 июля 2011 года № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Сегодня профессиональное сообщество операторов технического осмотра России, насчитывающее около 5 500 пунктов технического осмотра (по данным реестра операторов технического осмотра https://oto-register.autoins.ru/oto/), озабочено неопределённой ситуацией, сложившейся в сфере технического осмотра транспортных средств.

Принятие Федерального закона от 6 июня 2019 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» имело своей целью реформировать систему технического осмотра и решить основные проблемы в отрасли. Реформа технического осмотра началась 1 марта 2021 года. Однако по прошествии более 6 месяцев в системе по-прежнему существуют проблемы, требующие незамедлительного решения и ставящие под угрозу безопасность дорожного движения и существование всей отрасли технического осмотра.

В целях анализа и оценки всех рисков по существующим сегодня проблемам и ситуации в отрасли в целом профессиональными объединениями операторов (https://autoins.ru/tekhosmotr/reestr/) было проведено анкетирование, в котором приняли участие 3235 пунктов технического осмотра со всех субъектов РФ, что составляет более 68% от общего количества авторизованных пунктов технического осмотра в Единой автоматизированной информационной системе технического осмотра (далее – ЕАИСТО). Результаты проведенного анкетирования, а также общедоступная информация о деятельности операторов техосмотра, содержащаяся в ЕАИСТО, дают нам объективные, достоверные сведения о ситуации в отрасли и укрепляют уверенность в правильности видения объединениями проблем их решений по ним.

 

1. Достаточность пунктов технического осмотра

По данным МВД России, по состоянию на 08.09.2021 г. количество авторизованных в ЕАИСТО пунктов технического осмотра превышает суммарные по стране нормативы минимальной обеспеченности населения такими пунктами (количество авторизованных ПТО – 5 062, норматив – 3 738). Только в ряде регионов данные нормативы не соблюдаются. Причина – низкая экономическая привлекательность данного вида деятельности. В то же время Российский Союз Автостраховщиков (далее – РСА) имеет опасения относительно готовности операторов техосмотра подтвердить свое соответствие требованиям аккредитации в обозначенный законом срок до 28 февраля 2022 г.

Данные МВД России по авторизированным пунктам не могут дать реальной картины по обеспеченности населения ПТО. За основу берется количество пунктов технического осмотра, а не пропускная способность этих пунктов. Средняя пропускная способность одного пункта технического осмотра, по данным РСА, составляет 32 транспортных средства в сутки. По результатам анкетирования средняя пропускная способность на один пункт технического осмотра составила 35 транспортных средств. Используя сведения МВД об авторизованных в ЕАИСТО операторах на 08.07.2021 г. и показатель средней пропускной способности РСА, мы получаем, что 161 984 владельцев транспортных средств в сутки или 59 124 160 владельцев транспортных средств в год способны получить услугу уже сейчас. Также согласно результатам анкетирования 79,3% опрошенных операторов готовы увеличить пропускную способность своих пунктов в случае необходимости, что еще раз доказывает, что очередей не будет, и операторы готовы обеспечить услугой всех граждан на территории РФ.

Анализ результатов анкетирования показал, что:

1) 57,1% операторов готовы пройти процедуру подтверждения соответствия требованиям аккредитации после 1 сентября 2021 г. С данной датой связано вступление в силу смягченных требований к производственно-технической базе (Приказ Минтранса России от 30.04.2021 N 146).

2) 7,2% опрошенных операторов аккредитованы по новым правилам, и соответственно у них нет необходимости подтверждать свое соответствие в срок до 1 марта 2022 г.

3) 35,7% операторов готовы пройти процедуру подтверждения соответствия уже сейчас

4) 80,3% операторов подадут заявление на подтверждение соответствия требованиям аккредитации при условии принятия Правительством решения о сохранении обязательного техосмотра для всех категорий транспортных средств. Сомнения в необходимости аккредитации и продолжения своей деятельности возникли у операторов в связи с предложением руководителя ГИБДД России генерала М. Ю. Черникова о введении добровольного технического осмотра для владельцев личного транспорта.

5) Операторы готовы открывать новые пункты техосмотра, увеличивать пропускную способность своих пунктов, но при условии стабильности отрасли и утверждения экономически обоснованного тарифа на услуги.

Таким образом, проблема с недостаточностью пунктов техосмотра не будет иметь места при условии сохранения обязательной процедуры прохождения технического осмотра для всех категорий транспортных средств и принятия экономически обоснованного тарифа на данную услугу.

 

2. Финансово-экономические аспекты

Стоимость услуг проведения технического осмотра в ряде субъектов РФ не индексировалась с 2012 года. В некоторых регионах стоимость проведения технического осмотра не превышает 350 руб. При этом стоимость диагностического оборудования, его поверка и обслуживание едины для всех регионов, а расходы на содержание пунктов техосмотра ежегодно растут. Несмотря на неоднократные обещания Федеральной антимонопольной службы о пересмотре тарифа, данная проблема все еще не решена.

Результаты анкетирования операторов показали, что ни в одном из субъектов РФ тариф не соответствует рыночным условиям ведения бизнеса, что приводит к убыточности деятельности в сфере технического осмотра, делает данный бизнес непривлекательным для инвесторов и ставит под сомнение сохранение реально действующих пунктов. Большинству операторов потребуются дополнительные инвестиции для приведения пунктов технического осмотра в соответствие с новыми требованиями, предъявляемыми к производственным помещениям и оборудованию.

На основании вышеизложенного целесообразно незамедлительно пересмотреть действующую систему тарификации в сфере техосмотра.

 

3. Государственный контроль (надзор) в сфере технического осмотра

Профессиональными объединениями активно проводится мониторинг деятельности операторов, работающих с нарушениями законодательства. Информация о таких операторах незамедлительно передается в МВД для принятия мер.

По нашим оценкам незаконную деятельность с фальсификацией диагностических карт ведут не более 150 операторов (3%), которые подрывают репутацию всей отрасли и наносят ущерб деятельности добросовестных операторов. Стоит отметить, что проблема наблюдается не на всей территории РФ, а там, где государственный надзор не осуществляется должным образом. Необходимо обеспечить неотвратимость наказания за использование и распространение заведомо подложных документов (диагностических карт) всех участников системы: начиная от собственника транспортного средства, заканчивая должностным лицом оператора технического осмотра, а также всех посредников.

 

4. Отсутствие стабильности и последовательности в регулировании сферы технического осмотра

Всего за один год в сфере техосмотра произошли следующие, определяющие сегодняшнюю ситуацию события:

1) Перенос реформы в сфере техосмотра с 08 июня 2020 г. на 01 марта 2021 г. и неожиданное и неоправданное изменение интервалов прохождения техосмотра (ФЗ-98 от 01.04.2020 г.).

2) Продление сроков действия диагностических карт (Постановление Правительства РФ № 275 от 27.02.2021 г.).

3) Несвоевременное (за полгода до введения штрафов за отсутствие техосмотра) внесение изменений в Закон РФ от 27.11.1992 N 4015–1 “Об организации страхового дела в Российской Федерации”, которые позволяют с 22 августа 2021 г. заключать договоры ОСАГО без диагностической карты.

4) Предложение руководителя ГИБДД России генерала М. Ю. Черникова и партии «Единая Россия» о введении добровольного технического осмотра для владельцев личного транспорта.

Фактически речь идёт об отмене техосмотра для этой категории транспортных средств, доля которых составляет более 80% от всего автопарка России.

Всё это говорит о полной неопределённости в дальнейших перспективах существования отрасли и никак не мотивирует бизнес на её развитие.

С другой стороны, владельцы транспортных средств в связи с отсутствием объективной информации воспринимают происходящее как подготовку к отмене обязательного технического осмотра.

Закрытие большинства ПТО в связи с возможной добровольностью прохождения ТО владельцами личного транспорта приведёт к нехватке ПТО для проведения техосмотра других категорий транспортных средств. Об этом говорят результаты анкетирования: 77,1 % операторов не готовы будут продолжить деятельность в сфере технического осмотра, если техосмотр легковых транспортных средств физических лиц сделают добровольным.

Таким образом, для обеспечения безопасности граждан, снижения количества погибших и пострадавших в ДТП по причине технической неисправности, а также в целях реализации государственной политики в рамках стратегии национальной безопасности РФ нужна эффективная, реально работающая система обязательного технического осмотра транспортных средств. Безопасным должен быть весь транспорт, находящийся в эксплуатации на территории Российской Федерации, независимо от категории, возраста, типа транспортного средства и/или собственника ТС. Периодический обязательный технический осмотр транспортных средств – составная часть законодательной системы о безопасности дорожного движения, это мера принуждения, применяемая государством, для защиты жизни и здоровья не только автовладельцев, но и других граждан.

В качестве первоочередных мер целесообразно реализовать следующие мероприятия:

1) Незамедлительно внести изменения в нормативные правовые акты, предусматривающие санкции за невыполнение обязанности проходить техосмотр в отношении транспортных средств физических лиц.

2) Внести изменения в Правила дорожного движения Российской Федерации в части включения диагностической карты в перечень документов, которые водитель транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им для проверки.

3) Установить экономически обоснованный тариф на услуги по техническому осмотру, соответствующим рыночным условиям ведения предпринимательской деятельности.

4) Обеспечить стабильную работу единой автоматизированной информационной системы технического осмотра.

5) Организовать информационную кампанию для автовладельцев о необходимости прохождения обязательной процедуры по техническому осмотру транспортных средств.

6) Для стабильного развития отрасли и совершенствования системы технического осмотра в России разработать стратегию развития отрасли технического осмотра сроком не менее 5 лет.

Проведение мероприятий по повышению безопасности дорожного движения требует привлечения большого объема финансовых ресурсов. Поэтому в современных экономических условиях важно привлечение не государственных, а частных инвестиций в эту отрасль. В настоящее время задача государства – профессионально, т.е. с учетом интересов всех сторон, провести регулирование рынка обязательного технического осмотра.

 

Список литературы

 

1. Официальный сайт ГИБДД МВД России http://www.gibdd.ru

2. Федеральный закон от 01.07.2011 № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

3. Постановление Правительства РФ от 15.09.2020 № 1434 «Об утверждении Правил проведения технического осмотра транспортных средств, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»

4. Требования к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации. Приложение № 8 к техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011)

5. Корнилов Д.А., Яшин С.Н. Использование методов портфельного анализа при стратегическом планировании на предприятиях// Экономический анализ: теория и практика - М.: ООО "Издательский дом "Финансы и кредит", 2005, № 16 (49), с.2-8.

6. Яшин С.Н., Тихонов С.В. Современный подход к определению структуры инновационного потенциала предприятия// Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. - Волгоград, 2015, № 1(30), с.14-18.

7. E.P. Garina, V.P. Kuznetsov, A.O. Egorova, A.P. Garin, S.N. Yashin Formation of the System of Business Processes at Machine Building Enterprises// European Research Studies Journal (ERSJ). VOL. XIX, ISSUE (2) SPECIAL ISSUE, 2016, с.55-63.