Т. Н. Васильева, И. В. Федотова, В. В. Романов Психопрофилактика неблагоприятного воздействия стресс-факторов у воспитателей детского сада (№3, 2018)

Скачать выпуск "Безопасность и охрана труда" №3, 2018

УДК 613.6

Психопрофилактика неблагоприятного воздействия

стресс-факторов у воспитателей детского сада

 

Т.Н. Васильева,

кандидат биологических наук, научный сотрудник отдела гигиены  ФБУН «Нижегородский НИИ гигиены и профпатологии» Роспотребнадзора, E-mail: tatiana.vasilvas@yandex.ru

И.В. Федотова,

доктор медицинских наук, доцент,  заведующая отделом гигиены ФБУН «Нижегородский НИИ гигиены и профпатологии» Роспотребнадзора, 

E-mail: irinavfed@mail.ru

 

В.В.Романов,

кандидат философских наук, доцент,  заведующий кафедрой общегуманитарных дисциплин  АНО ВО МГЭУ Нижегородский институт

E-mail: fool56@yandex.ru

 

Реферат

В статье обсуждаются профессиональные стресс-факторы воспитателя детского сада, базовые компоненты их профессиональной компетенции, взаимообусловленность развития профессионального стресса  как следствия патогенного  мышления, противовесом которому выступает саногенное (оздоравливающее) мышление.

Исследование проводилось в 2 этапа. На первом этапе проведена  сравнительная психодиагностика отдельных показателей психоэмоциональной сферы воспитателей детского сада и студентов педагогического колледжа. Результаты сравнительной психодиагностики изучаемых показателей показали, что воспитатели отличаются от студентов рядом особенностей: выбором  «Социального» профессионального типа; уровнем эмпатийных тенденций; предпочтением здоровых стратегий преодолевающего поведения – «Ассертивные действия»,  «Вступление в социальный контакт» и «Поиск социальной поддержки»; уровнем эмоционального истощения.

Второй этап исследования заключался в разработке, апробации и оценке эффективности авторской программы психологической помощи.

После участия в программе психологической помощи с использованием средств саногенного мышления у воспитателей отмечается  позитивная динамика изучаемых показателей психоэмоциональной сферы, что позволяет рекомендовать её для профилактики неблагоприятного воздействия профессиональных стресс-факторов.

Ключевые слова: воспитатели детского сада, стресс-факторы, показатели психоэмоциональной сферы, саногенное мышление.

 

Psychoprophylaxis of adverse effects of stress factors in kindergarten caregivers

T. N. Vasilyeva ,

Candidate of Sci. (Biology), research fellow of Department of hygiene

I. V. Fedotova,

Dr. of Med., associate professor, head of Department of hygiene

Nizhny Novgorod Research institute of hygiene and occupational pathology

V. V. Romanov,

Candidate of Sci. (Philosophy), associate professor, head of General Humanities Department,

Nizhny Novgorod Institute (filial) of Moscow University for the humanities and economics

 

Annotation

The article discusses the professional stress factors of the kindergarten tea-cher, the basic components of their professional competence, and the interdependence of the development of occupational stress as consequences of pathogenic thinking. Counterweight to it is sanogenic (health-improving) thinking. After participating in the program of psychological care using the means of sanogenic thinking, the educators have a positive dynamics of the studied indicators of the psychoemotional sphere.

Keywords: kindergarten educators, stress factors, indicators of the psychoemotio-nal sphere, sanogenic thinking.

 

В последние десятилетия происходят существенные изменения в Российском образовании, что приводит к корректировке содержательных, методических, технологических аспектов образовательного процесса, а также требований  к подготовке педагогов, включая воспитателей детского сада.

Создание условий для полноценного развития ребенка в детском саду напрямую зависит от профессионализма воспитателя, который объединяет деятельностно-ролевые характеристики (профессиональные знания, умения, навыки) с личностными  [1-3].

Многие авторы отмечают, что индивидуальный стиль педагогического общения современного воспитателя детского сада представляет собой многоуровневую и многокомпонентную  систему целей, действий и операций педагогического общения, обусловленную определенным набором индивидуальных свойств, зависящих от сочетания свойств нервной системы и темперамента и  нацеленную на  самореализацию (личностный рост).

В число наиболее сложных задач, встающих перед педагогом, входит организация эффективного общения, т.е. ему профессионально важно обладать  коммуникативной компетентностью. В модель коммуникативной компетентности воспитателя входят: распределение внимания,  оптимистическое прогнозирование, креативность и многое другое. Максимальная результативность взаимодействия с учетом индивидуальности ребенка приносит педагогу эмоциональное удовлетворение и достижению психологического комфорта.  Для установления полноценного  контакта с детьми, родителями и коллегами воспитателю необходима эмоциональная компетентность, объединяющая эмпатию, рефлексию, этические нормы,  саморегуляцию, управление чувствами и эмоциями других людей. Все структурные компоненты эмоциональной компетентности взаимосвязаны, что способствует эффективному межличностному взаимодействию и профессиональной успешности, являясь стержневым условием профессионального роста педагогов [1-4].

Профессиональная деятельность воспитателя детского сада  сопровождается неблагоприятными стресс-факторами, как внешними – условия труда, соци­альная и бытовая неустроенность и т.п., так и внутренними – жизненная философия, система личностных ценностей, негативный стиль мышления, которые могут могут формировать негативный фон психоэмоционального состояния и негативного стиля мышления, провоцируя развитие профессионального стресса [3, 5].

По мнению исследователей, внутренние причины профессионального стресса обнаруживаются в когнитивной структуре эмоций. Межличностные отношения сопровождаются угнетающими переживаниями при условии, что поведение партнера по общению отличается от предполагаемого поведения. Следовательно, чем больше расхождение между ожидаемым и реальным поведением одного партнера от­носительно поведения другого, тем интенсивнее демонстрируется отрицательная эмоция [6-10].

Согласно концепции Ю.М. Орлова (2011, 2015) оздоравливающее или саногенное мышление характерно для человека, целью которого является достижение эмоционального благополучия. К признакам саногенного мышления относятся следующие умения и склонности: самоустранение  от переживаний и оценка их со стороны; размышление в спокойном и расслабленном состоянии, когда негативные эмоции «прогорели»; понимание структуры отрицательных эмоций; концентрация внимания на объекте размышления; рефлексия и гибкость мышления; сведения о стереотипах поведения и доминирующих в обществе культурных программах; фиксация преимуществ любой ситуации; позитивное восприятию мира и предпочтение действий, оказывающих оздоравливающее влияние на тело и душу [8, 9].

Результаты экспе­риментальных исследований выявили позитивное влияние саногенного мышления как на результативность деятельности человека, так и на  его личностную сферу  – снижение тревожно­сти, развитие эмоциональной компетентности и т.д. [11-14].

Целями данного исследования  являются:  сравнительная оценка отдельных показателей психоэмоциональной сферы воспитателей детского сада и студентов педагогического колледжа; разработка, апробация авторской программы обучения саногенному мышлению, направленной на профилактику профессионального стресса, и оценка её эффективности.

 

Материал и методы исследования

 В исследовании, включавшем 2 этапа, принимали участие 20 воспитателей детского образовательного учреждения и 20 студентов педагогического колледжа.

На первом  этапе исследования проведена сравнительная психодиагностика показателей психоэмоциональной сферы двух групп испытуемых с помощью комплекса опросников. В комплекс вошли: 1) опросник Дж. Голланда (определение профессиональных личностных типов); 2) опросник «Изучение способности к  эмпатии» (А. Мехрабиан - Н. Эпшейтн); 3) опросник SАСS  («стратегии преодоления стрессовых ситуаций» С.Хобфолл, 1994, модификация Н.Е. Водопьяновой, Е.С. Старченковой);  4) опросник «Психическое выгорание» (модификация Н.Е. Водопьяновой, Е.С. Старченковой).

Второй этап исследования заключался в разработке, апробации и оценке эффективности программы психологической помощи «Саногенное мышление в работе воспитателя», направленной на  оптимизацию показателей психоэмоциональной сферы. Авторская программа «Саногенное мышление в работе воспитателя» разработана с учетом методических разработок Семеновой Е.М. [2]. В апробации программы принимали участие 14 воспитателей детского сада.

Оценка эффективности авторской программы осуществлена на основе сравнения отдельных показателей  психоэмоциональной сферы воспитателей до и после их участия в программе. Для чего использовались опросники и методики: 1) опросник   САН (дифференцированная самооценка функционального состояния);  2) методика «Диагностика психического состояния» (оценка субъективного контроля Л.В. Куликов); 3) когнитивно‑эмотивный тест «Обида» (объем мыслительных защит при переживании обиды); 4) методика самооценки уровня ситуативной тревожности  (Спилберг Ч.Д., модификация  Ханина Ю.Л.). Результаты  тестирования подвергались качественному анализу и математико-статистической обработке с помощью t-критерия Стьюдента.

 

 

Результаты и их обсуждение

Анализ результатов тестирования воспитателей детского сада и студентов педагогического колледжа (табл. 1) показали, что воспитатели по своему профессиональному личностному типу в большей степени относятся к «Социальному» (t=4,44; P<0,001). Это говорит о наличии хороших вербальных способностей, социальных умений, необходимых в социальных контактах. Студенты тяготеют к «Интеллектуальному» профессиональному типу личности, что характерно для учебной деятельности, особенностями которой являются – независимость и оригинальность суждений, любознательность, склонность к фантазии, наличие теоретических и эстетических ценностей (t=3,79; P<0,001).

Таблица 1

Показатели психоэмоциональной сферы воспитателей детского сада и студентов педагогического колледжа (в баллах)

 

Показатели

Воспитатели детского сада

Студенты педагогического колледжа

Профессиональные личностные типы  (Дж.Голланд)

1. Реалистический тип

6,7± 0,35

6,5± 0,37

2. Интеллектуальный тип

7,8 ± 0,2

8,9 ± 0,21*

3. Социальный тип

9,7 ± 0,34

7,5 ± 0,36*

4. Конвенциальный тип

4,95± 0,34

5,1 ± 0,4

5. Предприимчивый тип

5,75 ± 0,34

6,8 ± 0,43

6. Артистический тип

7,1 ± 0,29

7,25±0,35

«Изучение способности к  эмпатии» (А. Мехрабиен - Н. Эпштейн)

Уровень эмпатийных тенденций

27,1 ± 0,8

20,4 ± 0,9*

Стратегии и модели преодолевающего поведения (SACS)

1. Ассертивные действия

22,4±0.67

18,5±0,69*

2. Вступление в социальный контакт

27 ± 1,15

22,2± 1,0*

3. Поиск социальной поддержки

25,6± 1,2

21,5±1,1*

4. Осторожные действия

20,7± 0,72

19,5 ± 0,84

5. Импульсивные действия

18,9±0,55

21,8± 0,74*

6. Избегание

13,8 ± 0,7

17,5 ± 0,93*

7. Манипулятивные  действия

16,8± 0,9

18,05± 0,9

8. Асоциальные действия

14,0± 0,99

17,9± 0,97*

9. Агрессивные действия

13,0 ± 0,8

16,9 ± 1,2*

«Психическое выгорание» (Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова)

Эмоциональное истощение

26,6 ± 1,58

16,9 ± 0,61*

Деперсонализация

8,35 ± 0,9

7,05 ± 0,44

Редукция личных достижений

32,1 ± 1,5

26,1 ± 2,3

 

Примечание: * – здесь и далее различие показателей двух групп испытуемых статистически значимо.

 

У воспитателей по сравнению со студентами педагогического колледжа наблюдается выраженный уровень эмпатийных тенденций (t=5,32; P<0,001), что подчеркивает их способность определять эмоциональное состояние ребенка на основе мимических реакций, поступков, жестов, а также  воспринимать переживания, эмоции и чувства ребенка (человека).

Изучение стратегий и моделей преодолевающего поведения показало, что воспитатели по сравнению со студентами в стрессовых ситуациях чаще прибегают к моделям: «Ассертивные действия» (t=4,05; P<0,001); «Вступление в социальный контакт» (t=3,14; P<0,001); «Поиск социальной поддержки» (t=2,51; P<0,01). И, наоборот, для них не характерны модели - «Импульсивные действия» (t=3,15; P<0,05); «Избегание» (t=3,19; P<0,05); «Асоциальные действия» (t=2,81; P<0,05); «Агрессивные действия» (t=2,7; P<0,05). Следовательно, воспитателям  присущи здоровые активные и просоциальные стратегии преодоления стрессовых ситуаций. Такая стратегия поведения свидетельствует и о самоуважении, и об уважении к другим людям, проявляясь внимательным слушанием и стремлением понять точку зрения другого человека, и направлена на действие в интересах кого-то, ориентацию поведения на благо социальных групп.

И, напротив, избранные студентами стратегии преодолевающего поведения в стрессовых ситуациях затрудняют построение долгосрочных отношений, влекут обиды, возмущение, отказ от сотрудничества, т.е. эти модели являются нездоровыми, неадекватными.

Для воспитателей по сравнению со студентами характерно проявление синдрома выгорания, о чем свидетельствуют более высокая величина показателя по субшкале «Эмоциональное истощение» (t=5,74; P<0,001). Данный факт указывает на  неблагоприятное воздействие эмоциогенного стресс-фактора на  психоэмоциональную сферу.

Полученные результаты свидетельствуют о необходимости проведения в группе воспитателей психопрофилактических мероприятий.

Профилактика профессионального стресса осуществлялась с помощью  программы «Саногенное мышление в работе воспитателя». Программа обучения состояла из нескольких блоков: информационный блок (4 лекции), тренинговый блок с использованием технологии саногенного мышления (9 занятий, длительностью 4 часа каждое) и индивидуальное консультирование. Предлагаемые темы лекций информационного блока: «Профессиональное самосознание педагога»; «Эмоциональная культура педагога»; «Невербальное взаимодействие в педагогическом процессе»; «Способы саморегуляции эмоционального состояния».

Оценка эффективности авторской программы проведена на основе сравнения результатов тестирования воспитателей детского сада до и после их участия в программе (табл. 2).

 

Таблица 2

Показатели психоэмоциональной сферы воспитателей детского сада до и после участие в авторской программе «Саногенное мышление в работе воспитателя»  (в баллах)

 

Показатели

до участия в программе

после участия в программе

Дифференцированная самооценка функционального состояния – САН

Самочувствие

5,05±0,83

5,5±0,1

Активность

3,2±0,1

5,4±0,5*

Настроение

4,4±0,18

5,9±0,3*

Шкалы субъективного контроля

(«Диагностика психического состояния»)

Шкала «Активное – пассивное отношение к жизненной ситуации»

38,1± 3, 4

41,7±3, 5

Шкала «Бодрость – уныние»

29,4±1,2

40,1±1, 52*

Шкала «Тонус  высокий – низкий»

42,9±1,47

43,8±1,44

Шкала  «Раскованность – напряжённость»

30,8±1,06

42,7± 2,5*

Шкала «Спокойствие – тревога»

44,2±2,7

46,4±1,16

Шкала «Устойчивость – неустойчивость  эмоционального тона».

48,8±0,74

49,6±0, 44

Шкала «Удовлетворённость – неудовлетворённость жизнью в целом»

50,5±0, 91

50,7±0, 55

Шкала «Положительный – отрицательный образ самого себя

46,8±0,54

47,01±1,77

Объем мыслительных защит при переживании обиды (когнитивно‑эмотивный тест «Обида»)

Уровень объема мыслительных защит при переживании обиды

8,3±0, 59

6,4±0, 45*

Методика самооценки уровня ситуативной тревожности 

Ситуативная тревожность

46,5±2,5

38±2,7*

 

Величины показателей «Активность» и «Настроение» у воспитателей до участия в программе были ниже нормальных уровней, а «Самочувствие» находились в диапазоне  нормальной оценки (5-5,5 баллов). Считается, что у отдохнувшего человека оценки показателей «Самочувствия», «Активности» и «Настроения» примерно равны, а по мере нарастания усталости соотношение между ними изменяется, что может являться косвенным свидетельством развития профессионального стресса. После участия в тренинговой программе наблюдалась оптимизация показателей функционального состояния испытуемых – уравнивание их величин за счет повышения уровня показателей «Активность» (t=2,2;  P<0,05) и «Настроение» (t=4,28;  P<0,01).

Анализ величин шкал субъективного контроля у испытуемых до тренинга выявил пассивность, пессимизм в жизненных ситуациях (шкала «Активное – пассивное отношение к жизненной ситуации»), что возможно является следствием воздействия профессиональных стресс-факторов. После участия в программе психологической помощи отмечалась позитивная динамика фона настроения (t=5,52;  P<0,001), что может оказать содействие расширению интересов, ожиданию радостных событий в будущем и желанию действовать. Наблюдалось также увеличение  величины показателя шкалы «Раскованность – напряжённость» (t=4,39;  P<0,001), т.е. желаемые цели воспринимались воспитателями как вполне достижимые, проблемы в значительной степени разрешенными или успешно решаемыми.

Воспитатели демонстрируют высокие баллы по шкалам «Устойчивость – неустойчивость  эмоционального тона» и  «Удовлетворённость – неудовлетворённость жизнью в целом, (её ходом, процессов самореализации)», что подчеркивает: эмоциональную устойчивость, удовлетворенность самореализацией и собственной жизнью, ответственность за собственный выбор, готовность  преодолевать трудности в реализации способностей. При оценках менее 50 баллов по шкале «Положительный – отрицательный образ самого себя» есть основания говорить о достаточной искренности испытуемых в стремлении к адекватности в оценке своих психологических особенностей и своего состояния, о критичности в самооценивании. Полученные результаты самодиагностики психического состояния можно считать проявлением профессионализма работников. Также следует отметить достоверное снижение таких показателей, как «уровень объёма мыслительных защит при переживании обиды» и ситуативной тревожности (t=2,56;  P<0,05; t=2,31;  P<0,05) после участия в программе психопомощи.

Таким образом, результаты сравнительной психодиагностики отдельных показателей психоэмоциональной сферы воспитателей детского сада до и после участия в программе «Саногенное мышление в работе воспитателя» выявили их явную оптимизацию, что подтверждает ее эффективность и позволяет рекомендовать для психопрофилактики профессионального стресса.

 

Выводы:

1. Результаты сравнительной психодиагностики отдельных показателей психоэмоциональной сферы воспитателей детского сада и студентов педагогического колледжа показали, что воспитателей характеризует социальный профессиональный личностный тип, им свойственен более высокий уровень эмпатийных тенденций, в стрессовых ситуациях они склонны использовать здоровые стратегии их преодоления. По сравнению со студентами воспитатели демонстрируют повышенный уровень эмоционального истощения.

2. Диагностика показателей психоэмоциональной сферы воспитателей выявила негативное влияние профессиональных стресс-факторов, что свидетельствует о необходимости проведения в этой группе мероприятий, направленных на снижение нервно-эмоциональной напряженности в процессе работы.

3. Участие испытуемых в авторской программе «Саногенное мышление в работе воспитателя» способствовало позитивной динамике показателей функционального состояния, фона настроения, восприятию желаемых целей как достижимых, осознанию возможности успешного решения проблем, ослаблению объема мыслительных защит при переживании обиды и снижению уровня ситуативной тревожности.

4. Авторская программа «Саногенное мышление в работе воспитателя», включающая индивидуальное психологическое консультирование, психологическое просвещение и групповой тренинг, является эффективным способом оптимизации параметров психоэмоционального состояния представителей этой профессиональной группы.

 

 

 

 

Литература:

 

  1. Тараскина И. Профессиональное мышление педагога дошкольного учреждения. – 2-е издание: - М.: Самара, 2012. – 168 с.
  2. Семёнова Е.М. Эмоциональная устойчивость педагога дошкольного образования. -3-е издание: - СПб.: Питер, 2011. – 264 c.
  3. Хакимова Е.К., Валеева Р.А. Эмоциональная компетентность в структуре профессиональной компетентности педагога-психолога// Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 1. С. 5 – 11.
  4.     Куксо П.А. Исследование соотношения жизненной удовлетворённости, уровня психических состояний и внутриличностного конфликта у преподавателей // Актуальные вопросы современной науки.- 2015. – № 42.- С.5 – 10.
  5. Кожевникова О.А. Профессиональный стресс: причины возникновения, возможности профилактики и коррекции // Мир науки, культуры, образования. - 2010. – №7- С. 4 – 12.
  6. Морозюк С.Н., Мирошник Е.В. Саногенный стиль мышления. Управление эмоциями. «Обида». Модульно-кодовое учебное пособие в мобильной системе обучения КИП-М к циклу курсов по бесконфликтной адаптации и саморазвитию личности. – М.: Самара, 2010. – 102 с.
  7. Морозюк С.Н. 10 шагов исцеления от обиды. Практикум по развитию саногенного мышления. – М.: Москва, 2013.- 72с.
  8. Орлов Ю.М. Оздоравливающее мышление. – 4-е издание: - М.: Слайдинг, 2015. – 112 с.
  9. Орлов Ю.М. Обида. Вина. – 2-е издание: -М.: Самара, 2011.- 96 с.
  10. Рубцова Л. Саногенное мышление. – СПб.: Питер, 2014. - 188 с.
  11. Адамян Л.И. Динамика изменения показателей психологической устойчивости в результате влияния саногенной рефлексии // Теория и практика общественного развития. – 2012. - №2. – С. 18 – 21.
  12. Башанаева Г.Г. Методологические предпосылки формирования теории саногенного мышления в работах зарубежных психологов // Наука и школа. - 2013. - № 4. - С. 143-146.
  13. Крайнова Ю.Н. Место саногенной рефлексии в структуре эмоциональной компетентности педагога //Ярославский педагогический вестник. 2010. №2. С. 197-201.
  14. Марчукова С.В.     Саногенное мышление как фактор повышения ресурсности сотрудников закрытых социальных систем // Психотерапия. – 2011. - № 12. – С. 26-28.