Удалённые клавиши. О роли обучения в инновационной экономике. А. М. Елин (№2, 2013)

Скачать выпуск "Безопасность и охрана труда" №2 2013

Елин А., аспирант ФГБУ «НИИ труда и социального страхования»

В статье рассматриваются вопросы обучения и эффективности труда с учётом современных требований к профессиональной деятельности работников.

Ключевые слова: инновационная экономика, инновационный менеджмент, профессиональная ассоциация, информационная технология, информационно-консалтинговые и обучающие услуги, прогрессивные формы подготовки кадров, безопасность производства.

Современные требования в сфере организации и управления производством направлены на повышение эффективности, безопасности и качества работы. Для того, чтобы Россия вышла в лидеры на международной арене необходимо развивать и ускорять процессы подготовки и переподготовки кадров с учётом особенностей инновационной экономики, построенные на научной основе. Это будет составлять базовую основу эффективной деятельности различных организаций. Во исполнение Указа Президента Российской Федерации «О долгосрочной государственной экономической политике»[1] Правительству Российской Федерации поручено принять меры, направленные на достижение следующих показателей:

а) создание и модернизацию 25 млн. высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году;

б) увеличение объёма инвестиций не менее 25 процентов внутреннего валового продукта к 2015 году и до 27 процентов – к 2018 году;

в) увеличение доли продукции высокотехнологичных и наукоёмких отраслей экономики в валовом внутреннем продукте к 2018 году в 1,3 раза относительно уровня 2011 года;

г) увеличение производительности труда к 2018 году в 1,5 раза относительно уровня 2011 года;

д) повышение позиции Российской Федерации в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса с 120-й в 2011 году до 50-й в 2015 году и до 20-й - в 2018 году.

Это требует принятия и реализации комплекса организационных, технических и экономических мер воздействия. Полный научно-производственный цикл развития отраслей инновационной экономики можно схематично представить в виде следующих основных стадий: образование - наука (изобретения и открытия) - производство (инженерно-технологическая адаптация к производству и коммерческое освоение инноваций) - диффузия нововведений и коммерческая реализация продукции, услуг. На всех этих стадиях научно-производственного цикла могут участвовать государство и бизнес. Инновационная экономика (экономика знаний, интеллектуальная экономика) — тип экономики, основанной на потоке инноваций, на постоянном технологическом совершенствовании, на производстве и экспорте высокотехнологичной продукции с очень высокой добавочной стоимостью. Предполагается, что при этом прибыль в основном создаёт интеллект новаторов и учёных, информационная сфера, а не материальное производство (индустриальная экономика) и не концентрация финансов (капитала). Некоторые зарубежные исследователи (Э. Тоффлер, Ф. Фукуяма, Д. Белл, Дж. Нейсбитт и др.) считают, что для большинства развитых стран в современном мире именно инновационная экономика обеспечивает мировое экономическое превосходство той страны, которая её воплощает[2].

России необходим поиск собственного пути, что конечно, не исключает возможность заимствования лучших образцов из мировой практики ведения экономической политики. Однако возникает необходимость внести дополнения и уточнения в законодательство, регулирующие отношения в сфере инновационной экономики. Основными критериями экономического и социального развития страны и отдельных организаций является мера развития каждого конкретного человека, степень реализации его созидательных и творческих способностей и на их основе повышение эффективности работы каждой конкретной организации. Для значительного повышения производительности труда и инновационного развития необходима не только новая, качественно более совершенная техника, но и высококвалифицированная рабочая сила. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 в период до 2015 года будут разработаны не менее 800 профессиональных стандартов. На разработку профессиональных стандартов планируется направить по 200 млн. рублей в 2013 и 2014 годах[3]. Для работодателей профессиональный стандарт будет являться основой установления более конкретных квалификационных требований при осуществлении профессиональной деятельности каждым работником с учетом специфики организации.

Новейшие требования к профессиональной деятельности позволяют поддерживать единый уровень качества труда во всех организациях, а также проводить мониторинг потребностей в обучении и повышении квалификации персонала и организовывать мобильную аттестацию персонала. Это предполагает необходимость разработки модульных программ обучения, освоения новых технологий обучения, основанных на компетенциях. Реализация намечаемых инновационных подходов предусматривает формирование объективной и полной оценки результатов обучения, создание принципиально нового классификатора профессий, а также отработки стройной системы непрерывного профессионально-ориентированного процесса обучения.

Для поднятия экономического престижа нашего государства нужны современные идеи, отвечающие требованиям новой инновационной экономики. Потребуется целый комплекс мер: от модернизации инфраструктуры в регионах до развития системы образования по подготовке квалифицированных кадров. Для развития инновационной экономики и стимулирования процесса формирования новых рынков необходимо создавать особую инновационную инфраструктуру и институты поддержки инновационного процесса. Для этого необходимо активизировать огромный потенциал – талант и изобретательность работников организаций России. В ноябре 2012 года на заседании Агентства стратегических инициатив Президент Российской Федерации предложил создать фонд поддержки общественно значимых гражданских интернет-инициатив, которые смогут достичь мгновенной популярности по всему миру, привлекая миллионы пользователей. «У нас много молодых людей с интересными идеями, немало талантливых программистов, в том числе и общественных лидеров, способных эти идеи осуществить или использовать в своей работе», — сказал В.В. Путин. По мнению Президента, поддержку в первую очередь должны получить проекты, которые базируются на новых технологических и управленческих решениях. К таким проектам относятся различные сообщества в интернете, электронные библиотеки, сайты гражданских и благотворительных инициатив, порталы дистанционного обучения и «просто полезные игры»[4].

Уже сегодня серьезным фактором информатизации экономики в целом стала глобальная сеть Интернет, существенно расширившая возможности быстрой передачи информации и организации непосредственного взаимодействия предпринимателей в реальном режиме времени, что, в свою очередь, потребует внедрения новых технологий в сферу информационно-консалтинговых и обучающих услуг. Мероприятия, основанные на принципах преемственности и интерактивности элементов существующей инфраструктуры, позволяют добиваться синергетического эффекта от их реализации и, в конечном счете, экономии средств при осуществлении каждого отдельного проекта. На новых рынках идей, разработках, интеллектуальной собственности, инновационных продуктах будут совершенствоваться, и развиваться старые структуры экономики и переводиться в новое качество. В виде отдельного блока будет создан рынок всевозможных разработок новых организационных форм для компаний и структур инновационной экономики. Разнообразные экспертные и футурологические сообщества и сети, позволят формировать видение будущего. Для этого необходимы специализированные образовательные центры, институты, колледжи и школы, позволяющие готовить не только учёных и инженеров, но и предпринимателей, способных к продвижению инновационных проектов. В настоящее время используются такие организационные формы, как технопарки при университетах, корпоративные учебные центры, кластеры малого бизнеса, бизнес-инкубаторы для инновационных компаний, центры трансферта технологий при исследовательских институтах, специальные торговые площадки для инновационной сферы. В России потребуется внедрить центры коммерциализации технологий и разработок (форсайт-центры, форсайт-проекты), создание дорожных карт, которые позволят снизить риски внедрения новых продуктов и координировать усилия коллективов-разработчиков. Поэтому всем необходимо включиться в процесс поиска перспективных проектов, которые будут способствовать модернизации экономики и помогут обеспечить работой "креативный класс молодых людей, которые хотят работать в новых средах эффективно и талантливо". Таким образом, только решив перечисленные ключевые проблемы, можно рассчитывать на формирование действительно эффективной, реально конкурентоспособной российской экономики, на устойчивый долгосрочный экономический рост, способный вывести страну на качественно новый уровень развития и благосостояния.

Инновационный менеджмент связывает в единую цепь постановку целей и задач организации с поддержанием ряда взаимоотношений между организацией и ее окружением. Необходимо научиться культуре труда, направить развитие общества к достижению безопасности всех сторон жизнедеятельности, стать обществом ноосферной формации. В новых условиях обостряются задачи по применению корпоративной системы промышленной безопасности и охраны труда. Сохранение жизни и здоровья граждан — главный приоритет в деятельности структур управления. Поэтому в Концепции демографической политики до 2015 года особое место отведено
вопросам охраны труда и сохранению здоровья
работающего населения через развитие и совершенствование культуры охраны труда на основе комплексного подхода к её решению[5].

Выступая 28 ноября 2012г., на проходящем в Москве конгрессе «Профессия и здоровье», директор Департамента условий и охраны труда Министерства труда и социальной защиты РФ В. А. Корж сообщил, что до 2018 года должны быть разработаны все основные стандарты безопасности труда. Ключевая задача, по его мнению, состоит в том, чтобы «привязать» все процедуры сферы охраны труда к фактическим условиям труда на каждом рабочем месте. Это позволит:

  • устранить избыточное административное давление на работодателя со стороны надзора путем установления рамочных правил в охране труда, гармонизированных с международными стандартами;
  • включить механизмы экономического стимулирования работодателя – чем лучше условия труда и ниже уровень риска, тем ниже страховые тарифы, финансовые вложения в обязательные процедуры (обучение, медосмотры, СИЗ и т.п.), затраты на компенсации и т.д.;
  • сократить потери экономики из-за неудовлетворительных условий труда[6].

На территории страны, во всех регионах функционируют 1373 обучающие организации, занесенные в реестр аккредитованных организаций[7].

Однако очень мало обучающих организаций, разместивших информацию по профессиональной переподготовке в Интернет-ресурсах, реализующих образовательные программы профессиональной переподготовки, связанные с охраной труда и промышленной безопасностью. В инновационном менеджменте наиболее высоко ценится умение выявить необходимость изменений, на основе моделирования ситуации предложить соответствующую стратегию изменений к разработке подходов обеспечения безопасных условий и охраны труда на производстве. Поэтому, видится очевидным, для активизации и повышения эффективности подобных разработок необходимы проработка и введение новых организованных принципов их заказов и финансирования со стороны государства. В настоящее время многие крупные российские компании заинтересованы в системе дистанционного обучения, внедрение которого позволяет сократить расходы на образование и оптимизировать процесс повышения квалификации персонала. На сегодняшний день наибольшим спросом E-learning пользуется среди жителей центральных регионов России, то есть Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга (около 100 тыс. человек). За ними следуют Новосибирская, Свердловская область, Красноярский край, Республика Татарстан[8].

Интенсивный рост ИТ - рынка и быстрое внедрение информационных технологий, готовность предприятий к переменам, нехватка высококвалифицированных кадров и рост потребности россиян в образовании позволяют предположить, что развитие дистанционного обучения в системе российского образования будет продолжаться и, вполне вероятно, в ближайшие годы существенно активизируется. По прогнозам Академии «АйТи», эффективное комбинирование традиционных видов образования и новейших разработок в сфере ИТ позволит рынку дистанционного обучения занять не менее 30% от общего объема обучения, а в некоторых отраслях—даже до 75%.

Перспективы E-learning в нашей стране самые оптимистические.Данная система может использоваться во многих сферах экономики в течение длительного времени. России вполне по силам выйти в лидеры по объемам E-learning, благодаря сочетанию огромного спроса на альтернативные способы обучения и возможности перенять наиболее удачный опыт иностранных компаний, тем более что стремительному развитию этого рынка способствует ряд условий—и готовность потребителей, и наличие поставщиков, и уровень развития рынка ИТ-образования в целом. Наиболее перспективными в плане внедрения E-learning видятся корпоративный сектор, государственные структуры и центры переподготовки кадров. Внедрение E-learning в практику повышения квалификации и переподготовки кадров по вопросам охраны труда позволяет быстро охватить работников необходимыми учебными программами, минимизировать затраты на проведение занятий, а также четко контролировать участие в обучении и оценить результаты обучения. Подготовка специалистов и работников по вопросам охраны труда и их аттестации может быть увеличена за счёт внедрения системы дистанционного обучения и расширения современных форм услуг по обучению персонала организаций.

Это позволит:

  • Увеличить доступность, скорость и объективность оценки в подготовке специалистов в данной области.
  • Обеспечить более эффективное совместное использование данных между обучающей организацией и клиентами за счет создания единого поля информации.
  • Расширить виды и сферу услуг потенциальным заказчикам и привлечь дополнительных потребителей услуг.
  • Обеспечить согласованность процесса обучения и аттестации.
  • Предоставить руководителям организаций возможность контроля эффективности инвестиций в подготовку кадров.

Идею о формирующем механизме обучения и сертификации специалистов, которые должны отвечать интересам социальных партнеров, высказывает Б.Г. Збышко - доктор экономических наук, профессор кафедры государственной службы и специальных программ Российского экономического университета им. Г.В.Плеханова.

По мнению Б.Г. Збышко компетентностный подход является важнейшим связующим звеном между образовательным процессом и интересами работодателей[9].

Таким образом, в условиях модернизации экономики именно эти преимущества дистанционного обучения выступают решающим фактором выбора одного из основных форматов профессионального и бизнес-образования в текущем периоде и на ближайшую перспективу, обеспечивая профессионально-ориентированную и эффективную целевую подготовку персонала по проблемным вопросам, возникающим в конкретных организациях.

Литература:

  1. Указ Президента Российской Федерации 7 мая 2012 года № 596 "О долгосрочной государственной экономической политике".
  2. Савин К.Н., Нижегородов Е.В. Национальная инновационная система как основа экономики качества жизни. // Фундаментальные исследования. 2012. № 11. С.233
3. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики".
  1. Выступление Президента РФ В.В. Путина 22 ноября 2012 г. О создании фонда поддержки интернет-инициатив //«Агентство Политических Новостей»http://www.apn.ru/news/article27575.htm.
  2. Пашин Н.П. Высокая культура охраны труда на рабочем месте – общая задача социальных партнёров. // Вестник Ассоциации разработчиков, изготовителей и поставщиков средств индивидуальной защиты», №4 (12). 2009 г. С 2-5 .
  3. Министерство труда исоциальной защиты Российской Федерации, www.rosmintrud.ru. Концепция управления профессиональными рисками должна стать основой новой системы охраны труда http://www.rosmintrud.ru/labour/safety/100/?print=1 от 28.11.2012 г.
  4. Рынок оказания услуг в области охраны труда: предварительные оценки и перспективы. // Экспертно – аналитическое издание «Рынок услуг в области охраны и безопасности труда в Российской Федерации». М.: ФГБУ «ВНИИ охраны и экономики труда». 2012 г. С 4-5.
  5. Интернет-издание о высоких технологиях, www.cnews.ru.
  6. Збышко Б.Г. д.э.н., профессор кафедры государственной службы и специальных программ Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. «Формирующий механизм обучения и сертификации специалистов в области охраны труда должен отвечать интересам социальных партнеров». //Охрана и экономика труда. 2012 . №3(8). с. 60-61.

[1] Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №596 «О долгосрочной государственной экономической политике».

[2] Савин К.Н., Нижегородов Е.В. Национальная инновационная система как основа экономики качества жизни. // Фундаментальные исследования. 2012. № 11. С.233.

[3] Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»

[4] Выступление Президента РФ Путина В.В. 22 ноября 2012 года «О создании фонда поддержки интернент-инициатив» // «Агентство Политических Новостей» http: //www.apn.ru/news/article27575.htm.

[5] Пашин Н.П. Высокая культура охраны труда на рабочем месте - общая задача социальных партнёров //Вестник Ассоциации разработчиков, изготовителей и поставщиков средств индивидуальной защиты. 2009.№ 4 (12).С.2 -5

[6] Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, www.rosmintrud.ru. Концепция управления профессиональными рисками должна стать основой новой системы охраны труда http: //www.rosmintrud.ru/labour/safety/100/print=1 от 28.11.2012г.

[7] Рынок оказания услуг в области охраны труда: предварительные оценки и перспективы// Экспертно- аналитическое издание «Рынок услуг в области охраны и безопасности труда в Российской Федерации».М.:.2012. С.3 и С.26

[8] Интернет – издание о высоких технологиях, www.cnews.ru

[9] Збышко Б.Г., д.э.н., профессор кафедры государственной службы и специальных программ Российского экономического университета имени Г.В.Плеханова. Формирующий механизм обучения и сертификации специалистов в области охраны труда должен отвечать интересам социальных партнёров // Охрана и экономика труда. 2012. № 3 (8). С.60-61.