Специальная оценка условий труда какова готовность Н. Р. Абрамов (№2, 2013)

Скачать выпуск "Безопасность и охрана труда" №2 2013

Н. Р. Абрамов, к. т. н., директор по развитию Саморегулируемой организации Некоммерческое Партнерство «Национальное общество аудиторов трудовой сферы», Москва.

В течение 2013 года профессиональное сообщество все в большей и большей степени обращает внимание не только на разработку законодательных и нормативных правовых актов по специальной оценке условий труда (далее – СОУТ), но и к безболезненному переходу к ней от сегодняшней аттестации рабочих мест (далее – АРМ). Как отмечено на совещании в Минтруде 26 апреля 2013 года, специальная оценка условий труда должна проводиться аккредитованными испытательными лабораториями (далее – ИЛ) в системе Росаккредитации, сертифицированными экспертами по специальной оценке условий труда, а также по требованию профсоюзов, либо в порядке проведения государственной экспертизы условий труда (далее – ГЭУТ) в соответствии со статьей 216.1 Трудового кодекса Российской Федерации.

Концепция законопроекта о специальной оценке условий труда предусматривает переход к реальной работе ИЛ на производствах, на рабочих местах по профессиям, имеющим выраженную специфику наличия вредных условий труда. Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 г. № 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда» предусмотрен минимальный размер соответствующих компенсаций, устанавливаемых по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда. Кроме того, статьей 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (в ред. Федерального закона от 3 декабря 2012 г. № 243-ФЗ) с 2013 года установлен дополнительный тариф страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации для плательщиков, использующих труд наемных рабочих, чьи профессии предусмотрены Списками № 1 и № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденными постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10. Указанный тариф постепенно повышается и будет составлять, начиная с 2015 года, 9 и 6 процентов от сумм выплат и иных начислений в пользу работников по спискам № 1 и № 2 соответственно.

В связи с чем, в каждом субъекте РФ и в целом по стране должна быть известна картина по условиям труда:

- количество организаций всех форм собственности, имеющих рабочие места с вредными условиями труда (далее – ВУТ);

- количество рабочих мест с ВУТ и занятых на них поимённо работников;

- состояние ГЭУТ и возможность деятельности в системе будущей СОУТ;

- количество организаций, оказывающих услуги по АРМ, и их возможности для будущей СОУТ.

К сожалению, 15-летняя история АРМ в новой России не дала полную статистику такой работы. Результативность АРМ опирается на текущую статистику на основе сводных ведомостей работодателей, предоставляемых ими в госинспекции труда в субъектах РФ (обобщенные данные по субъектам РФ публикуются на сайте Роструда). В частности, «скорострельность» АРМ за второе полугодие 2012 года дала такие результаты: аттестованы рабочие места в 30985 организациях с 1,15 млн. рабочих мест. По статданным Росстата в стране 4,8 млн. работодателей, имеющих 46,5 млн. рабочих мест. С этих позиций, на всеобщую аттестацию без повторности каждые 5 лет понадобилось бы примерно 25 лет для 800 аккредитованных аттестующих организаций (далее – АО) федерального реестра.

В соответствии с отчетом Роструда за 2011 год в стране 59,3% работников трудятся в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям. Было выявлено 15 964 нарушения по вопросам гарантий и компенсаций. Отсюда, важнейшим институтом условий труда должна стать её государственная (органы исполнительной власти по труду субъектов РФ) и общественная (профсоюзы, саморегулируемые организации) экспертиза. Такая позиция обозначена в разрабатываемом законопроекте о специальной оценке условий труда.

Институт государственной экспертизы условий труда (до 2004 года) достаточно эффективно и объёмно функционировал. Но после административной реформы 2004 года в ряде субъектов РФ ГЭУТ отсутствует. В стране неизвестно количество государственных экспертов (специалистов) по условиям труда, не ведется обобщение и анализ работы по ГЭУТ, упразднена Всероссийская экспертиза условий труда. В итоге имеем в России безголовую ГЭУТ.

Органы исполнительной власти не владеют ситуацией по ИЛ и АО (или недостаточно полно в лучшем случае), результатам их работы, отсутствует должное и целенаправленное взаимодействие. Статистика по охвату АРМ предприятий субъектов РФ имеет выборочный характер на основании сведений сводных ведомостей (арифметика АРМ по количеству рабочих мест и работников по классам условий труда), представляемых работодателями в государственные инспекции субъектов РФ (должно производиться ими с сентября 2008 года). При этом абсолютно неизвестна картина соответствующих компенсаций за вредные и (или) опасные условия труда по результатам АРМ. Подготавливаемые работодателями Сводные таблицы классов условий труда и компенсаций (по приложению 7 к Порядку аттестации рабочих мест по условиям труда приказа Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. № 342н) остаются в «недрах» работодателей и не запрашиваются госинспекциями труда.

Разрабатываемым законопроектом о специальной оценке условий труда должны быть поставлены все точки над i в возрождении экспертизы условий труда, проведении СОУТ, функционировании ИЛ. С точки зрения ГЭУТ, статья 216.1 Трудового кодекса РФ определяет соответствующие направления деятельности. Но сегодня, в апреле 2013 года, отменено постановление Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2003 г. № 244 «Об утверждении Положения о проведении государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации». Одной из целей будущих поправок является введение на базе законодательной установки нормативного правового акта по экспертизе (государственной и общественной) качества проведения СОУТ. Отсюда институт экспертизы условий труда должен будет определять на основе результатов проведенной СОУТ право работников на компенсации, а работодателя – на дифференцированный страховой взнос к будущей пенсии работника.

Картина условий труда и деятельность по оказанию услуг по АРМ в субъектах РФ разнится. Соответствующий анализ возможно сделать в рамках саморегулирования профессиональным сообществом деятельности ИЛ или АО, аккредитованных Минтрудом России.

Основные направления анализа рынка оказания услуг по АРМ включают:

- анализ рынка оказания государственных услуг (тендеров) по проведению АРМ;

- анализ результатов проведения проверок аттестующих организаций;

- анализ профессиональной деятельности аттестующих организаций за 2012 год.

В саморегулируемой организации Некоммерческое Партнерство «Национальное общество аудиторов трудовой сферы» (далее – Партнерство) объединены 220 организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, из которых 181 – по АРМ. География членов Партнерства с учетом сети 137 филиалов составляет 71 субъект РФ. На Партнерство приходится четвертая часть рынка оказания услуг по аттестации.

С выборочной картиной потенциального рынка оказания услуг по АРМ читатель может ознакомиться в таблице 1. В ней представлено распределение организаций, оказывающих услуги по АРМ и включенных в федеральный реестр, даны сведения о численности занятых в экономике, количестве предприятий в регионе по данным Росстата. Здесь же показаны удельные характеристики: количество работников, занятых в экономике региона и количество предприятий (работодателей) на одну организацию, оказывающую услуги.

 

Таблица 1

Распределение организаций, оказывающих услуги по АРМ (фрагмент)

РФ, субъект

Аттестация рабочих мест

Данные Росстата

АО в реестре

Работники на одну АО, тыс. чел

Предприятия на одну АО

Кол-во работников тыс. чел.

Кол-во предприятий

В среднем по РФ

796

88

6059

69804

4823304

В т. ч. Москва

95

63

12226

5997

1161505

Таблица 1 обращает на себя внимание, прежде всего, достаточным и неохваченным объемом рынка для оказания услуг в области охраны труда в РФ. Например, для проведения АРМ на каждую аттестующую организацию в среднем по России приходится 6059 работодателей. Причем в Москве на 1 АО – 12226 работодателей. Сегодня АО имеют право работать по всей территории РФ. Одна АО в среднем в год может охватить аттестацией 150 работодателей. Полное завершение в стране АРМ 4,8 млн. работодателей всеми аккредитованными аттестующими организациями (примерно 800 АО в федеральном реестре) необходим не один десяток лет.

Обращает на себя особое внимание неоднородность распределения организаций, оказывающих услуги по АРМ. Так, в среднем по Российской Федерации на одну АО для АРМ приходится 88 тысяч работников. В то же время, как показывает анализ, в 13 субъектах России на одну АО приходится менее 60 тысяч работников, в 14 субъектах - более 150 тысяч работников, а в 5 субъектах (Еврейская автономная область, Ненецкий автономный округ, Республика Адыгея, Республика Калмыкия, Чукотский автономный округ) не зарегистрировано ни одной аттестующей организации. По общей численности аттестующих организаций лидируют Москва (95 аттестующих организаций), Краснодарский край (47), Санкт-Петербург (31), Свердловская область (31).

Анализ представленных данных, имеющихся в Партнерстве, будет полезен органам по труду субъектов Российской Федерации для понимания процессов, происходящих на рынке оказания услуг в свете перехода от АРМ к СОУТ.

Статистические данные по количеству работников в России и её субъектах позволяют определить возможную потребность численности служб ГЭУТ. В основу положим данные по количеству работников во вредных условиях труда. Если ориентироваться на данные сводных ведомостей работодателей (сайт Роструда), то, принимая 50%-ную занятость в ВУТ и предлагаемую минимальную норму – 1 госэксперт на 100 тысяч работников, занятых во ВУТ, получим по России необходимость в штатных 350 госэкспертов. Если ориентироваться на данные Росстата в 31,8% ВУТ, то число сократится до 220 госэкспертов (или в среднем 3 госэксперта на 1 субъект РФ). Например, для Москвы - 20 госэкспертов. Такой подход по комплектованию ГЭУТ посилен для органов исполнительной власти субъектов РФ. Дело за соответствующим нормативным правовым актом.

Становление ГЭУТ необходимо для оценки качества СОУТ, проводимой аккредитованными ИЛ. Их сегодняшняя деятельность на рынке оказания АРМ проанализирована в рамках деятельности нашего Партнерства.

Рассмотрим последовательно все направления проведения АРМ в России.

1. Результаты анализа рынка оказания государственных услуг (тендеров) по АРМ.

Аналитической обработкой охвачено 327 тендеров по госзакупкам. В 314 тендерах участвовали и побеждали 39 организаций-членов Партнерства.

Основными объектами анализа являются:

- заказчики по субъектам РФ;

- объемы работ по проведению АРМ по договорам тендеров (руб.);

- исполнители в лице АО, представленных в реестре Минтруда России;

- начальная и конечная стоимость договора победителя тендера;

- коэффициенты понижения стоимости услуги (отношение начальной стоимости договора к итоговой стоимости договора победителя);

- количество рабочих мест для проведения аттестации;

- стоимость аттестации одного рабочего места (руб.);

- сроки выполнения договоров (проведения АРМ);

- соблюдение требований законодательства (в том числе по АРМ);

- предложения по совершенствованию тендерной политики и качества АРМ.

Итоговая картина по победителям из 313 тендеров следующая: 154 победителя из своего субъекта, 159 победителей из другого субъекта, из них 129 победители-члены Партнерства, что показывает их активную и результативную деятельность на рынке госзакупок. В среднем на 1 АО приходится стоимость выигранного тендера 210145 руб. Понижение от начальной к итоговой сумме тендеров изменяется от 1 до 3,6 раз. Средний коэффициент понижения (отношение начальной суммы к итоговой) составляет 1,6. Итоговая сумма выигранных тендеров с менее 100 тысяч рублей присутствует в 101 госзаказе из 313 (32 %).В среднем на 1 госзаказ приходится 135 рабочих мест. Средняя стоимость аттестации 1 рабочего места составляет 1559 рублей.

Типичные нарушения проведения тендеров в субъектах РФ связаны с незнанием особенностей проведения АРМ по трудозатратам, срокам, ценам, диктуемым требованиями законодательства об охране труда, государственных санитарно-гигиенических правил и норм:

- подавляющее большинство организаций-победителей нарушают стандартизованные Партнерством нормы трудозатрат. Минимальная норма трудозатрат на аттестацию одного рабочего места составляет 5 чел-час. При такой норме физически невозможно провести весь комплекс работ по АРМ с выездом к заказчику за 5 – 30 дней, что фигурирует в тендерах;

- исполнители не учитывают требования СанПиН 2.2.4.548-96, определяющие требования к проведению производственных измерений параметров микроклимата в теплый и холодный периоды года; ГОСТ 30494-96 "Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях" для бюджетных учреждений (больницы, школы, дошкольные учреждения);

- необходимо также учитывать особенности труда работников на открытых территориях (в разное время года), воздействия шума, тяжести и напряженности трудового процесса по среднегодовому хронометражу, в наихудшие периоды года и др.

Отсюда:

- Минтруду России со всеми заинтересованными организациями предлагается разработать и довести до государственных и муниципальных органов рекомендации по определению экономически и технически обоснованного диапазона стоимости аттестации рабочих мест, сроков ее проведения, типовое техническое задание на проведение АРМ;

- необходимо провести широкую информационную компании, направленную на разъяснение работодателю правовых последствий формально и быстро проведенной «дешевой» аттестации рабочих мест;

- сопоставить результаты проведенного анализа по датам (срокам) проведения АРМ (в части измерений) по типичным нарушениям сроков проведения измерений и оценок в процедуре АРМ с данными Минтруда России в федеральной системе сбора данных;

- с учетом требований СанПиН по микроклимату (измерения в теплый и холодный период года) предлагается заказчикам госзакупок при проведении тендеров устанавливать сроки проведения работ от 6 месяцев и переходящими на другой год.

2. Результаты анализа проведения проверок аттестующих организаций

В соответствии с законодательством в 2012 году контрольной комиссией Партнерства проведено 55 проверок аттестующих организаций.

Выявлены следующие основные нарушения и несоответствия:

- имеются сокрытие и несоответствие представленной информации выполненным договорам и результатам участия в конкурсах;

- не проведены обоснованные расчеты стоимости аттестации 1 рабочего места;

- проведение АРМ не соответствует требованиям Партнерства в части соблюдения норм трудозатрат аттестации 1 рабочего места (средние трудозатраты ниже минимальной нормы 5 чел–час, у 40 % проверенных организаций);

- отсутствуют договоры аренды помещений для лабораторий и персонала по адресу их физического местонахождения;

- отсутствуют химические лаборатории (лаборатории по химанализу), или используются приборы и помещения для химанализа у других собственников на правах субподряда с указанием в договорах с работодателями на проведение АРМ или в договорах аренды;

- условия хранения приборов не соответствуют установленному порядку и Руководству по качеству испытательной лаборатории;

- у всех проверенных организаций имеются нарушения, связанные с проведением измерений параметров микроклимата согласно требованиям СанПиН 2.2.548-96;

- отсутствуют журналы ведения процедуры измерений, выдачи и хранения приборов, направления персонала на работы по АРМ, а также электронный архив использования приборов; журналы ведения процедуры измерений, направления персонала на работы по АРМ и т.п.;

- отсутствует система первичных рабочих документов с получением подписей представителей работодателей по химическим и физическим факторам, оценки травмоопасности; оценки СИЗ, оценки тяжести; оценки напряженности труда;

- не актуализируется Руководство по качеству испытательной лаборатории;

- помещение архива не соответствует установленным требованиям;

- нарушены требования к организации и функционирования испытательной лаборатории по адресу нахождения и проверки, недопустимо ее месторасположение в подвальном помещении и первого этажа жилого дома или в административном здании, отсутствуют заключения по экологической экспертизе;

- имеется недостаточная квалификация персонала, требуется дополнительное обучение (измерения, оценки и оформление материалов АРМ);

- имеется несоблюдение срока стажировки молодых кадров (3 года);

- отсутствует электронный архив организаций;

- не направляются рядом проверенных АО сведения об АРМ в федеральный реестр (Минтруд России).

3. Результаты анализа деятельности аттестующих организаций по материалам годовой отчетности Партнерства.

Аналитической обработкой охвачено 144 АО. Основные результаты следующие.

Саморегулирование в области охраны труда развивается, все большее число организаций доверяет этому институту, что несомненно будет способствовать развитию системы оказания услуг в области АОРМ и будущей СОУТ. Рост численности организаций-членов Партнерства в 2012 году по сравнению с 2011 годом составил 14 %.

Наблюдается планомерное развитие организаций–членов Партнерства:

- численность персонала членов Партнерства, оказывающего непосредственно услуги по охране труда, выросла на начало 2013 года на 30 % и составила порядка 3 тысяч человек, при этом штатный состав сотрудников на 1 АО насчитывает 17 человек;

- объем оказанных услуг Партнерством за 2012 год составил 2,6 млрд. рублей. При этом необходимо отметить возросший удельный объем оказанных услуг на 1 АО, составивший 18 млн. рублей (против 11 млн. рублей в 2011 году);

- средняя стоимость аттестации 1 рабочего места составляет 2400 руб.(в 2011 году – 2060 руб.).

Вместе с тем имеются типичные нарушения проведения АРМ. Главные из них – снижение трудозатрат проведения аттестации 1 рабочего места и, соответственно, стоимости аттестации 1 РМ.

Одним из аспектов регулирующей роли СРО является анализ системы ценообразования в рамках оказания услуг по АРМ и стандарта Партнёрства СТО 82482721.201 – 2011 «Оказание услуг в области охраны труда. Определение трудозатрат и методика расчета стоимости оказания услуги по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда. Общие требования», принятого профессиональным сообществом. Трудозатраты, определённые данным стандартом, зависят от сложности рабочего места и имеют диапазон от 5 чел-час (для офисных, бюджетных стационарных рабочих мест) до 15 чел-час (для сложных нестационарных рабочих мест). В среднем по России на 1 АО трудозатраты составили величину 4,26 чел-час, что меньше минимальной нормы 5 чел-час, определяемой стандартом. Как показывает анализ, трудозатраты на 1 РМ менее 5 чел-час приходятся на 45% АО. Причем имеют трудозатраты менее 3 чел-час 14,7 % АО, 2 чел-час и менее 7,4 % АО. В частности, в Москве трудозатраты в среднем составляют 4 чел-час, в Чувашской Республике – от 2 до 4, что нарушает минимальную норму. Данные результаты можно объяснить недобросовестностью АО в обеспечении качества проведения АРМ, влиянием повторности АРМ (1 раз в 5 лет, выгодно проводить АРМ по одному и тому же кругу предыдущих заказчиков), возможностью оформления материалов АРМ без выезда к заказчику, по аналогии, большой долей проведения АРМ для безопасных и безвредных условий труда, офисных рабочих мест и организаций (некоторые АО «специализируются» на такой АРМ). Отсюда охват АРМ работодателей с 1997 года не превышает 40-50%.

Ценообразование и стоимость аттестации 1 рабочего места зависит от его сложности, количества РМ, повторности АРМ, субъекта РФ, где проводились работы по АРМ. Диапазон колеблется от минимальных 600 рублей (Чувашия) до максимальных 15200 рублей (Москва). Средняя стоимость аттестации 1 рабочего места на 1 АО, определённая как отношение общего объёма работ к общему количеству аттестованных рабочих мест, составляет 2404 рубля (в 2011 году - 2279 руб.). Ниже приводится таблица 2 о средней стоимости 1 РМ в федеральных округах.

Таблица 2

Стоимость аттестации 1 РМ в федеральных округах (руб.)

 

Федеральный округ

Средняя стоимость 1 РМ

Минимальная стоимость 1 РМ

Максимальная стоимость 1 РМ

Центральный

2459

750

15200

Приволжский

1967

600

5400

Северо-Западный

2959

975

10000

Уральский

2173

1000

6500

Сибирский

2518

971

6800

Дальневосточный

3495

2500

7392

Южный

1900

575

3500

РФ

2404

575

15200

Полученные результаты анализа в рамках деятельности членов Партнерства можно уверенно экстраполировать на весь российский рынок оказания услуги по АРМ порядка 800 АО. Такой подход обосновывается тем, что организации-члены Партнерства занимают четвертую часть в реестре аккредитованных организаций и выборка полученных результатов анализа является представительной.

Распространение представленных результатов анализа на весь рынок услуг позволяет спрогнозировать следующие показатели российского рынка оказания услуги по проведению АРМ и в будущем СОУТ:

  • занятость на рынке оказания услуги по АРМ всеми аккредитованными АО составляет до 10000 работников;
  • объем рынка оказания услуги по проведению АРМ по ежегодному охвату работодателей процедурой проведении АРМ составляет до 200 тысяч организаций;
  • общее ежегодное количество аттестованных рабочих мест составляет до 2 млн. рабочих мест;
  • объем выполненных работ аккредитованными АО составляет до 10 млрд. рублей.

Анализ деятельности по оказанию услуг по АРМ позволяет выявить типичные проблемы на данном рынке, что должно быть устранено в будущей системе СОУТ:

  • наличие демпинга на рынке аттестации рабочих мест, установление отдельными организациями экономически не обоснованной цены, предусматривающей фантастически низкие трудозатраты, исключающие проведение аттестации рабочих мест в полном соответствии с нормативными требованиями;
  • несоответствие по ряду организаций сроков, объемов и качества выполненных работ по оказанию услуг, материально-технической базе и кадровому составу организации;
  • кадровая недостаточность и неукомплектованность штатным составом отдельных АО;
  • отсутствие единых требований к специалистам организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, необходимость совершенствования системы повышения квалификации;
  • недостаточное использование программных продуктов, стандартов, методик, пособий и т.п., соответствующих современным требованиям. Так, каждая пятая аттестующая организация использует ручное компьютерное оформление материалов аттестации рабочих мест;
  • слабое развитие филиальной сети и отсутствие системы обеспечения качества работы в филиалах организаций (обособленных структурных подразделений);
  • недостаточное количество химических лабораторий, укомплектованных соответствующим оборудованием для проведения химической диагностики вредных производств.

Введение приказом Минтруда России от 12 декабря 2012 г. № 590н изменений к Порядку аттестации рабочих мест по условиям труда приказа Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. № 342н, высвобождающего от проведения АРМ с безопасными условиями труда после первичной их аттестации, должно направить усилия аттестующих организаций в 2013 году на работу с неохваченными до сих пор в процессе АРМ работодателями в производственных видах экономической деятельности, имеющих вредные условия труда, а с 2014 года осуществить переход к СОУТ.

В настоящее время гарантии и компенсации работникам, занятым на рабочих местах с вредными и опасными условиями труда, предоставляются на основании:

- Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденного постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 № 298/П-22;

- Типового положения об оценке условий труда на рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда, утвержденного Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 03.10.1986 № 387/22-78;

- Списков № 1 и № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденных постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 (Список № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях; Список № 2 производств, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях).

Дополнительно к ним по назначению досрочной трудовой пенсии по видам экономической деятельности согласно Спискам действуют нормативные правовые акты:

  • Постановление Правительства РФ от 18 июля 2002 г. N 537 "О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями);
  • Постановление Правительства РФ от 7 июля 1992 г. N 467 "Об утверждении Списка работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет рабочим и специалистам, работающим на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности";
  • Постановление Правительства РФ от 24 апреля 1992 г. N 272 "Об утверждении Списка профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда"
  • Постановление Правительства РФ от 24 апреля 1992 г. N 273 "Об утверждении Списка профессий и должностей рабочих и мастеров, занятых непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда";
  • Постановление Правительства РФ от 1 марта 1992 г. N 130 "Об утверждении списка производств и профессий текстильной промышленности, работа в которых дает женщинам право на пенсию по возрасту по достижении 50 лет и при стаже работы в этих производствах и профессиях не менее 20 лет";
  • Постановление СМ РСФСР от 13 сентября 1991 г. N 481 "Об утверждении списка работ и профессий, дающих право на пенсию за выслугу лет независимо от возраста при занятости на указанных работах не менее 25 лет";
  • Постановление СМ РСФСР от 4 сентября 1991 г. N 459 "Об утверждении списков должностей работников летного и инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, и правил исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением";
  • Постановление Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1021 "Об утверждении списка производств и профессий, работа в которых дает работницам предприятий текстильной промышленности право на получение пенсии по старости по достижении 50 лет и при стаже работы в этих профессиях не менее 20 лет";
  • Постановление Минтруда РФ от 22 мая 1996 г. N 29 "Об утверждении разъяснения "О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет" (с изменениями и дополнениями).

При переходе к специальной оценке условий труда необходимо учитывать имеющиеся результаты АРМ, где установлены вредные и (или) опасные производственные факторы, компенсации и меры по улучшению условий труда с учетом требований нормативных правовых актов по:

- предоставлению компенсаций (постановление Правительства РФ от 20 ноября 2008 г. № 870 "Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда"; постановление Госкомитета Совета Министров СССР по труду и социальным вопросам и Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 г. N 298/П-22 "Об утверждении списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда…»);

- обеспечению средствами индивидуальной защиты (приказ Минздравсоцразвития России от 1 июня 2009 г. №290н (с изменениями от 27 января 2010 г. № 28) «Об утверждении межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты»);

- обеспечению смывающими и обезвреживающими средствами (приказ Минздравсоцразвития России от 17 декабря 2011 г. № 1122н «Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и стандарта безопасности труда "Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами»),

- получению лечебно-профилактического питания (приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 16 февраля 2009г. №46н «Об утверждении Перечня производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда, рационов лечебно-профилактического питания, норм бесплатной выдачи витаминных препаратов и Правил бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания

- обязательному проведению предварительных и периодических медицинских осмотров в соответствии с приложениями 1 и 2 приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011г. №302н"Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры…".

По результатам анализа деятельности АО в субъектах РФ можно отметить, что эффективное проведение АРМ осложнено следующими положениями:

- неизвестна доля аттестованных рабочих мест, состояние условий труда и объём вредных условий труда по всевозможным Спискам производств, работ, профессий, досрочных пенсий и т.п., действующим в настоящее время;

- отсутствует дифференциация по специфическим особенностям условий труда различных категорий рабочих мест и видов экономической деятельности, включая вредные производства;

- имеется единообразный подход к проведению АРМ, её распространение на всех без исключения работодателей;

- обязательно проведение АРМ с периодичностью один раз в пять лет без опоры на ежегодный производственный контроль;

- существует огромное количество различных видов рабочих мест, на которых риск возникновения травм, профессиональных заболеваний или несчастных случаев низок или вообще отсутствует;

- затруднено ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также не обоснованы расходы на АРМ у субъектов предпринимательской деятельности;

- аттестация за обозримый период (с 1997 года) не повлияла на улучшение состояния производственного травматизма, условий труда, заболеваемости на производстве.

Ни в целом Минтруд России, ни один субъект РФ не владеет ситуацией по обозначенным выше позициям.

Резюмируя всё выше сказанное, можно констатировать, что реализация переходного периода к специальной оценке условий труда требует совершенствования оказания услуг по проведению специальной оценки условий труда аккредитованными лабораториями субъектов РФ и становления государственной экспертизы условий труда. Работа в тандеме исполнителей и экспертов специальной оценки условий труда определяет не менее чем 3-5-летний переходный период. Отсюда региональные целевые Программы улучшения условий, охраны труда и здоровья работающих должны быть ориентированы на наведение порядка, связанного с введением специальной оценки условий труда.

Выводы и предложения.

1. Представленный анализ проведения АРМ с выявленными типичными нарушениями говорит о некачественной работе аккредитованных аттестующих организаций в субъектах РФ.

2. Проведение СОУТ не должно ограничиваться только Списками № 1 и № 2, но и определяться специальными списками компенсаций по видам экономической деятельности, а также на лечебно-профилактическое питание, молоко или равноценные пищевые продукты, медицинские осмотры, обеспечение средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами.

3. Требуется проведение анализа сведений Пенсионного Фонда России по работникам, претендующим по результатам АРМ на досрочное назначение трудовой пенсии по Спискам № 1 и № 2 и другим отраслевым спискам, дающим право на досрочное назначение трудовой пенсии.

4. Необходима разработка региональных целевых Программ улучшения условий, охраны труда и здоровья работающих на 2014-2016 годы, включающих мероприятия по подготовке к специальной оценке условий труда.

5. В ряде субъектах РФ отсутствуют аккредитованные ИЛ для проведения СОУТ, и такой пробел необходимо устранить.

6. Существующее положение по готовности к специальной оценке условий труда показывает отсутствие института ГЭУТ в ряде в субъектах РФ, либо его недостаточность и неразвитость, что определяет необходимость его становления в субъектах РФ по предлагаемой минимальной норме один госэксперт на 100 работников, занятых во вредных условиях труда.

7. Предлагается осуществить целенаправленное обучение, повышение квалификации, сертификацию экспертов по специальной оценке условий труда.

8. Необходим аналитический срез данных региональных отделений ФСС РФ по классам профессионального риска, на основании которого осуществляется распределение работников по вредным производствам и профессиям.

9. Необходимо введение нормативного правового акта, определяющего институты экспертизы условий труда в государственном и общественном масштабах с задачами, функциями, процедурами осуществления.