Марки, йены и кроны страхования. Зарубежный опыт страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. С. Н. Яшин (№2, 2013)

Скачать выпуск "Безопасность и охрана труда" №2 2013

Яшин С.Н., д.э.н., профессор, зав. кафедрой «Управление инновационной деятельностью» Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е.Алексеева

Государство является основным субъектом организации социальной защиты работающих граждан в отношении их жизни и здоровья. В условиях мирового финансового кризиса, достигнутые ранее Российской Федерацией позиции в области обязательного социального страхования подвергнутся серьезным воздействиям и изменениям. Снижение темпов экономического развития приводит к масштабным сокращениям занятого населения, его перераспределению между организациями на рынке труда, ограничениям финансирования социальных и социально-экономических программ развития.

В этой связи разработка мер по развитию обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и функционирования целевого фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний представляются актуальной.

Развитый страховой рынок является неотъемлемой частью рыночной экономики. Страхование снижает риски экономических субъектов, повышает уровень их финансовой устойчивости. Оно позволяет аккумулировать денежные средства и инвестировать их в реальный сектор экономики, способствуя экономическому росту и повышению эффективности производства. В этом смысле развитие страхового рынка идет в ногу с важнейшими задачами, стоящими сегодня перед государством – обеспечением устойчивого экономического роста и повышением уровня жизни граждан.

В последние годы быстро увеличивается спрос на страховые услуги в России, что отражает высокие темпы роста этого рынка. Особые надежды возлагаются на личное страхование, имеющее огромный потенциал развития в нашей стране и большую социальную востребованность. Зарубежный опыт показывает, что личное страхование является одним из важнейших источников «длинных денег» в экономике и эффективным инструментом обеспечения достойного уровня жизни граждан.

Традиционным видом личного страхования для отечественной страховой практики является страхование от несчастных случаев. Оно повышает социальную защищенность граждан. Развитие этого вида страхования относится к числу приоритетных задач российской страховой отрасли.

Страхование - официальный социальный механизм, предназначенный для сокращения риска путем передачи рисков нескольких индивидуальных субъектов права страховщику на основе договора между ними. Договор, по которому одно лицо (страховщик) соглашается обеспечить или гарантировать другому лицу (страхователю), что наступающий по конкретно определенной причине ущерб либо причитающийся при наступлении оговоренных обстоятельств доход будет возмещен в будущем первым, которому на основе встречного удовлетворения последним будет выплачена сумма установленной страховой премии в указанный срок.

Наличие развитых систем защиты граждан: социальной помощи и социального страхования является одной из основных черт рыночных отношений. При этом социальное страхование является главным финансовым институтом защиты человека.

Социальное страхование обладает рядом существенных признаков, которые принципиально отличают его от государственного социального обеспечения и личного страхования. Взятые в совокупности, они определяют место и главенствующую роль социального страхования в системе управления социальными рисками.

Целью социального страхования является защита имущественных интересов, сохранение, восстановление или улучшение социального положения и / или материального уровня и качества жизни граждан, ухудшающихся вследствие страховых случаев как проявившихся в действительности социальных рисков.

Объектами социального страхования являются имущественные интересы граждан - застрахованных лиц, которые защищаются в связи с наступлением страховых случаев, в том числе путем возмещения или компенсации им причиненного таким случаем вреда, либо оплаты или предоставления разного рода услуг в натуральной форме, обеспечивающих сохранение, восстановление или улучшение социального положения, материального уровня и качества жизни.

Под несчастным случаем в страховании понимается внезапное, непредвиденное, внешнее воздействие на организм человека, следствием которого является временное или постоянное расстройство здоровья, а также смерть застрахованного.

«Внезапность» предполагает, что событие должно быть относительно кратковременным по своему разрушительному действию на человеческий организм и исключает болезни или повседневное негативное влияние окружающей среды.

Основная цель страхования от несчастных случаев – возмещение вреда, нанесенного здоровью и жизни застрахованного, либо компенсация от потерянных доходов при временной или постоянной утрате трудоспособности в результате действия неожиданных, кратковременных внешних факторов или возникновения непредвиденных обстоятельств, например, дорожно-транспортного происшествия.

Объектом страхования от несчастных случаев выступают имущественные интересы застрахованного, связанные с утратой трудоспособности или смертью вследствие несчастного случая. Страхование от несчастного случая определяется как совокупность видов личного страхования, предусматривающих обязанности страховщика по страховым выплатам в фиксированной сумме либо в размере частичной или полной компенсации дополнительных расходов застрахованного, вызванных наступлением страхового случая.

Рассматриваемые организационно-правовые формы социального страхования имеют не только указанные выше общие свойства, но и свои особенности.

Во-первых, централизованной формой обязательного социального страхования охватывается все население или очень большие массы населения. По видам децентрализованной формы подлежит обязательному социальному страхованию жизнь и здоровье значительных по численности категорий лиц в основном опасных профессий, а также пассажиров на междугородных перевозках всеми видами транспорта.

Во-вторых, при обязательных видах социального страхования страхователи, категории подлежащих страхованию граждан, социальные риски, страховые суммы, условия и сроки социально-страховой защиты, страховые тарифы и размеры социально-страхового обеспечения устанавливаются законом [1].

Кроме того, при централизованной форме обязательного социального страхования государством учреждаются специальные организации- страховщики (ПФ РФ, фонды ОМС, ФСС РФ), которые контролируются им, а денежные социально-страховые фонды находятся в федеральной собственности.

В-третьих, при централизованной и децентрализованной формах социального страхования социальное обеспечение при страховых случаях могут осуществляться постоянно или в течение длительного периода времени.

Рассмотрим опыт передовых стран в организации социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Действующая система страхования от несчастных случаев в Германии была введена в качестве самостоятельной составной части системы социального обеспечения населения законом о страховании от несчастных случаев в 1884г. Эта система призвана выполнять следующие задачи: участвовать в организации мероприятий по профилактике несчастных случаев и профзаболеваний; в том случае, если имел место несчастный случай на рабочем месте или зафиксировано профессиональное заболевание, система несет ответственность за обеспечение надлежащей компенсации за полученное повреждение или понесенный ущерб.

Её основной целью было максимально возможное восстановление здоровья застрахованного и возвращение его к профессиональной и общественной деятельности (медицинская, профессиональная и социальная реабилитация). В случае устойчивой потери здоровья, предусматривалась выплата страховых пенсий. В том случае, если в результате трудового увечья либо профессионального заболевания наступила смерть, пережившие кормильца иждивенцы получают пенсии и другую материальную помощь.

В ходе разработки система непрерывно дополнялась и расширялась во многих направлениях. В 1925г. в список компенсируемых несчастных случаев были включены случаи, происшедшие по пути на работу (с работы), а также вследствие работы с оборудованием на предприятии и полученные при этом профессиональные заболевания. Начиная с 1942г. этим видом страхования охвачены все предприятия, а в 1971г. в группы лиц, подлежащих страхованию, включены школьники, студенты и воспитанники детских садов. В 1957г. система дополнена принципом индексации денежных выплат.

Реализация системы страхования от несчастных случаев в настоящее время возложена законодательством на 110 фондов страхования от несчастных случаев.
Деятельность этих организаций охватывает три направления экономической деятельности:

  • страхование от несчастных случаев в промышленности (включая страхование от несчастных случаев в море) в 35 страховых организациях, созданных по отраслям промышленности (например, химическая, горная промышленность, торговля, здравоохранение и др.);
  • страхование от несчастных случаев в сельском хозяйстве в 21 страховой организации, созданной по региональному принципу;
  • страхование от несчастных случаев общественного сектора в 54 страховых организациях, которые в большинстве своем являются правительственными подразделениями (федеральные, региональные и муниципальные группы с отдельными фондами для почтовой службы, системы железных дорог и отделов пожарной охраны).

Поскольку с течением времени список профессиональных заболеваний расширялся, то и количество лиц, получивших профессиональные заболевания, также увеличивалось. Одновременно расширялся спектр профилактических и реабилитационных мер.

 

Все это привело к двойственному результату. С одной стороны, в результате принятых мер уменьшилось общее количество значительных по размеру выплат страховых компенсаций по несчастным случаям по причине снижения как тяжести, так и частоты производственного травматизма, что не могло не сказаться благоприятно на расходах страховых организаций. С другой же стороны, произошло одновременно увеличение затрат в результате индексации выплат, общего увеличения затрат на здравоохранение, расширение списка профессиональных заболеваний, подлежащих компенсации, и по этой причине расширение круга лиц, подлежащих страхованию, и, следовательно, увеличение компенсационных выплат.


В целом же расходы, на которых, собственно, и базируется расчет страховых взносов, выросли в меньшей степени, чем взносы. Средняя величина страхового взноса снизилась с 1,51 % фонда оплаты труда в 1960г. до 1,36 % в 1990г. В результате затрат, связанных с воссоединением Германии, средняя величина страхового взноса в 2009г. выросла до 1,45 %.

 

Распределение затрат между тремя направлениями страхования от несчастных случаев (профилактика, реабилитация и денежная компенсация) в период с 1960 по 2012 г. претерпело в Германии следующие изменения:

 

  • затраты на профилактику увеличились с 2,6 до 7,1% вобщем объеме затрат на страхование. Это связывается с постоянным усовершенствованием, интенсификацией и расширением профилактических мер системы;
  • часть затрат на реабилитацию (включая выплаты) выросла с 20,4 до 31,2 %. В этой области увеличение затрат в здравоохранении не могло быть скомпенсировано одним лишь снижением частоты несчастных случаев;
  • часть затрат на страховые компенсации и пенсии снизилась с 77,0 до 61,7 %. Несмотря на индексацию размера страховых компенсаций и пенсий, здесь не произошло такого же увеличения расходов, как в затратах на реабилитацию.

Доля среднего размера взноса на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в страховом бремени всей системы социального страхования снизилась с 5,83 % в 1960г. до 3,59 % в 2012г. Соотношение страховки от несчастных случаев к общему внутреннему валовому продукту осталось на уровне приблизительно 0,5 %.

 

Снижение частоты несчастных случаев может быть отнесено ко многим причинам: модернизации методов производства (в особенности автоматизация), структурному сдвигу в экономике от производственного сектора в направлении секторов коммуникаций и обслуживания; усилению мероприятий по профилактике несчастных случаев, предпринятых системой страхования от несчастных случаев.
Основные принципы и особенности немецкой системы страхования, на наш взгляд, заключаются в ее надежности и продуманности организации в обеспечении всесторонней социальной защищенности лиц, пострадавших на производстве. Наличие системы, которая непосредственно осуществляет компенсационные расходы пострадавшему, освобождает предпринимателей от бремени ответственности перед травмированными: ответственность работодателя за травматизм на рабочем месте заменена на соответствующую общественно-правовую обязанность системы страхования от несчастного случая по выплате страховых пособий.


Страховые пособия, основанные на принципе компенсации ущерба в результате повреждения, заменяют иски по гражданской ответственности, которые могут быть выдвинуты против работодателя.

 

Страховые пособия выплачиваются вне зависимости от формального подтверждения страховых отношений и уведомления работодателем страховщика. Таким образом, всем лицам, в законодательном порядке охваченным защитой путем страхования, обеспечивается более надежная и эффективная охрана их прав.


Обеспечение страховыми пособиями здесь рассматривается в качестве общего принципа и не зависит от того, кто виноват в несчастном случае, а также не сопровождается иском от правомочного лица.

 

Таким образом, диспуты по вопросу вины за несчастный случай вынесены за рамки сферы взаимоотношений работник - работодатель.

 

В качестве важного дополнения в задаче по выплате страховых пособий система страхования от несчастного случая стимулирует профилактику несчастных случаев и профессиональных заболеваний. Система освобождает предпринимателя от ответственности за несчастный случай, но не от ответственности за обеспечение безопасных и здоровых условий труда. Тесная связь профилактики с реабилитацией и денежной компенсацией имеет фундаментальное значение и заслуживает внимания для применения в России.

 

Как в интересах работодателей, так и в интересах работников вся работа по профилактике профессиональных несчастных случаев, проводимая организациями по страхованию от несчастных случаев, направлена на обеспечение безопасных условий труда на рабочем месте и сохранение здоровья работников посредством наиболее эффективных и экономически выгодных технологий. Эффективность профилактической работы также контролируется представителями этих участников страхования.

 

В немецкой системе страхования от несчастного случая, которая организована по отраслям промышленности, структурные изменения в экономике могут вызвать непредсказуемое увеличение финансового бремени для некоторых организаций страхования. В настоящее время это относится к угледобывающей промышленности. Число работающих шахтеров существенно снизилось за последние десятилетия, но страховая организация горной промышленности должна, несмотря на это, выплачивать страховые пенсии, которые были установлены еще в те времена, когда работающих по найму шахтеров было в несколько раз больше. Для того чтобы изменить этот предельный рост бремени страховых взносов в данной конкретной отрасли промышленности, законодательством 1968г. был введен метод распределения бремени среди страховых организаций. Другие страховые организации обязаны назначить дополнительное пропорциональное распределение, чтобы заполнить финансовые пробелы тех страховых организаций, которые имеют право на выравнивание. Законодатели, таким образом, расширили фундаментальное понятие солидарности, которое применяется в пределах каждой отдельной организации страхования от несчастного случая на все промышленные отрасли [2].

 

Система компенсации за ущерб в результате профессионального несчастного случая в Израиле организуется Национальным институтом страхования и основана на Национальном законе о страховании.

 

Система компенсации в Израиле за ущербв результате несчастного случая на производстве применяется в обязательном порядке ко всем работодателям для страхования их работников (за исключением полиции, служащих тюрем и служащих, обеспечивающих охрану), нанимаемых регулярно, либо временно работающих, на основе посуточной заработной платы или- помесячной, занятых полный рабочий день или частично, включая предпринимателей, работающих на себя, стажеров, иностранных граждан, занятых на работе.

 

Страховка применяется также к несчастному случаю, который произошел в то время, когда застрахованный ехал в качестве водителя транспортного средства, в качестве пассажира или шел к месту работы из дома или от места, где он провел ночь, с работы домой или с одного места работы на другое даже в тех случаях,, когда ущерб здоровью был причинен в результате дорожной аварии, поскольку требования выполнения профессиональных обязанностей составляли основную причину присутствия работника на конкретном месте несчастного случая.

 

Список включает заболевания, вызванные физическими, химическими или. биологическими факторами или специфическими формами выполнения работ, а также заболевания, чья причинно - следственная связь с работой является очевидной.

 

Чтобы иметь право на профессионально-техническую реабилитацию, застрахованное лицо должно быть неспособно вследствие профессионального повреждения к выполнению предыдущей работы, либо любой другой подходящей работы и нуждаться в профессионально-технической реабилитации, а также в дальнейшем быть пригодным к ней.

 

Неуплата страховых взносов исключает право или снижает размер пособий. Работающий на себя предприниматель, не зарегистрированный в Национальном институте страхования, при получении ущерба не имеет права на пособия.

 

Застрахованное лицо в случае профессионального повреждения или заболевания согласно Национальному закону о пенсиях имеет право на два основных типа пособий.

 

Пособия натурой включают медицинское обслуживание, средства лечения и профессионально-техническую реабилитацию. Медицинское обслуживание включает госпитализацию, процедуры лечения и обеспечения, ремонт и замену ортопедических и терапевтических приборов. Медицинское обслуживание обеспечивается в объеме, требуемом для ликвидации профессионального ущерба и последствий его воздействия на застрахованное лицо в течение всего срока жизни застрахованного. В действительности медицинские услуги предоставляются утвержденными больничными фондами и уполномоченной медицинской службой. Профессионально-техническая реабилитация обеспечивается Институтом непосредственно или посредством услуг других органов.


Денежное пособие по повреждению здоровья - это выплаты в течение периода нетрудоспособности, явившейся результатом профессионального повреждения (максимальной продолжительностью до 182 дней), начиная со следующего дня после получения повреждения, рассчитываемые по дням в размере 75 % заработной платы, на которую начислялись страховые взносы в течение квартала, предшествовавшего повреждению. Ежедневное денежное пособие по повреждению здоровья имеет верхний предел. Денежное пособие по повреждению здоровья не выплачивается в течение первых двух дней, следующих за днем нанесения повреждения, кроме тех случаев, когда пострадавший был нетрудоспособен в течение, по крайней мере, 12 дней.

 

Пособие по нетрудоспособности (пенсия по нетрудоспособности). Это пособие назначается лицам с нетрудоспособностью в 20 % и выше. Ежемесячная пенсия выплачивается пропорционально заработной плате и степени нетрудоспособности. Получатели пенсий по нетрудоспособности, принадлежащие к группе с низким доходом, имеют право на дополнительное пособие «для поддержки дохода» [2].

 

Японская профессиональная система страхования компенсации за ущерб в результате несчастного случая на основании Закона о компенсациях несчастных случаев работников (1947г.) находится под контролем правительства. Она обеспечивает наемных работников страховыми пособиями для того, чтобы мгновенно и беспристрастно защитить их от повреждений, заболеваний, нетрудоспособности или смерти «в результате выполнения долга». Определение «в результате выполнения долга» не раскрывается соответствующими законами. Критерии, используемые правительственными организациями, однако, проясняют, что система применяется к повреждениям, нетрудоспособности или случаям летального исхода, вызванным профессиональной деятельностью работника, а именно происшедшим «во время работ, при выполнении которых рабочие находятся под контролем работодателя согласно договорам на выполнение работ» и «в результате несчастного случая или обстоятельства, вызванного выполнением этих работ».

 

Таким образом, система применяется ко всем повреждениям, видам нетрудоспособности, полученным во время работы пострадавшего, либо в пути следования на работу или с работы, а также ко всем смертельным случаям подобного характера. Она также применяется к «болезням или расстройствам у рабочих, занятых на опасных работах, при проведении которых может быть нанесен вред здоровью работника в результате неожиданного или хронического воздействия предполагаемых опасностей».

Эти так называемые заболевания «в результате выполнения обязанностей» включают заболевания, вызванные повреждениями, полученными работником в результате его занятости, и профессиональные заболевания, вызванные физическими, химическими и биологическими факторами или специфическими формами выполнения работы, а также те заболевания, чья причинно-следственная связь с работой очевидна.

Профессиональная система страхования компенсации за ущерб в результате несчастного случая применяется в обязательном порядке к рабочим предприятий, подпадающим под Закон о стандартах труда и получающим заработную плату. Они включают регулярно или временно нанятых работников, рабочих посуточной оплаты труда, а также рабочих с полной или частичной занятостью, вне зависимости от размера предприятия.


Следующие типы страховых пособий распространяются па повреждения и заболевания, полученные во время нахождения па работе:

  • пособие по болезни - в принципе медицинское обслуживание (в исключительных случаях предполагается компенсация наличными деньгами за расходы на лечение);
  • выплата по временной нетрудоспособности — в тех случаях, когда лицо нетрудоспособно и не получает заработную плату в связи с прохождением лечения;
  • пенсия по компенсации за повреждения и заболевания - в тех случаях, когда пострадавший не восстановился по прошествии полутора лет после начала лечения, и степень нетрудоспособности осталась на определенном уровне;
  • пособие по компенсации физических недостатков выплачивается по степени физических недостатков, с которыми остался работник;
  • пособие семье, потерявшей кормильца, выплачивается супруге (супругу), детям, родителям, внукам, бабушке и дедушке или братьям и сестрам, которые находились на иждивении погибшего работника; расходы па похороны;
  • пособие по компенсации за использование труда сиделок - для оплаты труда постоянных или приходящих сиделок по уходу за лицами с пенсией по компенсации за физические увечья 1-й и 2-й степеней либо по уходу за лицами, которым выплачивается компенсация за повреждение и заболевание.

Пособия по временной нетрудоспособности, пенсии и единовременные выплаты подпадают под действие системы скользящей шкалы, которая отражает изменение заработной платы. В тех случаях, когда средняя заработная плата всех рабочих в течение квартала превышает 110 % или падает до 90 % от средней заработной платы в квартале, в течение которого работник был поврежден или поражен заболеванием, величина среднесуточной заработной платы, используемая для расчета пособия по временной нетрудоспособности, автоматически индексируется в соответствии с изменением среднего размера заработной платы.

 

Владельцы малых и средних предприятий и частные предприниматели, работающие на себя, которые в силу своих занятий нуждаются в такой же защите, как и наемные работники, могут быть обеспечены страховкой. Зарегистрироваться в системе страхования разрешено тем владельцам малых и средних предприятий, которые поручают проведение страховых процедур торгово-промышленному товариществу по страхованию труда так же, как и тем частным предпринимателям, работающим на себя, которые присоединились к организации, способной выполнить страховые процедуры.


Правительство собирает страховые взносы с работодателей. Страховой взнос рассчитывается посредством умножения общей заработной платы, выплаченной всем рабочим на предприятии в страховом году, на ставку страхового взноса. Эта ставка страхового взноса определяется для каждой категории предприятий, принимая во внимание уровень несчастных случаев в прошлом и другие факторы. Оценочная система применяется при определении ставки страхового взноса для различных отраслей промышленности.

 

Специальные исключительные меры по увеличению или снижению ставки страхового взноса, определяемой посредством оценочной системы, начиная с 1997г. принимаются к малым и средним предприятиям, которые ввели специальные мероприятия по защите безопасности и здоровья своих работников [2].

 

Начиная с 1946г. взносы, уплачиваемые работодателями Франции при страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, покрывают расходы на компенсации за эти случаи и заболевания.

 

В стране разработан список, насчитывающий 1 200 рисков несчастных случаев на производстве. Каждое производство классифицируется по одному из этих 1 200 рисков в соответствии с их основной деятельностью. Такая классификация дает возможность определить те элементы, которые являются специфическими для производства с похожими рисками.

 

Тариф взноса устанавливается отдельно по каждому предприятию. Таким образом, производства, входящие в одно предприятие, но географически разделенные, имеют разные тарифы. Однако механизм тарификации, т. е. способ, при помощи которого рассчитывается тариф, который применяется ко всем производствам, принадлежащим тому же предприятию, основан на общей численности работников предприятия в целом.

 

Стоимость риска производства, группы производств или профессиональной группы равняется общей сумме выплат компенсаций за несчастные случаи па производстве или группе производств за последние три года.


Стоимость риска включает:

  • общие выплаты (расходы на медицинское обслуживание и медикаменты, расходы на госпитализацию) и компенсации (ежедневная компенсация), отличающиеся от пенсий;
  • сумму средств, предназначенных на "пенсии (сумма средств, рассчитанная как 24 общие годовые пенсии);
  • сумму средств, предназначенных на несчастные случаи со смертельным исходом (сумма рассчитывается как 10-кратный минимум годового заработка, установленного ежегодно).

Однако стоимость риска принимает во внимание только расходы, связанные с несчастными случаями па производстве и профессиональными заболеваниями; несчастные случаи по пути к месту работы или с работы оцениваются отдельно.


Взносы при страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний базируются на доходе или прибыли в рамках определенного потолка.

 

Тарифы взносов устанавливаются для каждого производства, а методы их установки зависят от общего числа работников соответствующего предприятия.

 

Для стимулирования мер предупреждения несчастных случаев тариф взносов для каждого производства должен быть скорректирован в соответствии с его специфическими рисками. Такие корректировки могут рассматриваться только в отношении крупных производств, обладающих базой статистических данных, которые позволяют оценить ситуацию в прошлом для страхования будущих рисков с минимальными погрешностями.

 

Такая индивидуализация тарифов одинакового уровня для всех производств, входящих в единое предприятие, не применяется для мелких предприятий и увеличивается с увеличением предприятия (количества работающих) [2].

 

В Дании, начиная с середины XIX в. (начала развития промышленности в стране), осуществлен ряд реформ в области социального обеспечения и здравоохранения. Часть законодательства по социальному обеспечению, которая охватывает всех лиц с постоянным проживанием в Дании и финансируется за счет налогов, нацелена на компенсацию последствий несчастных случаев и заболеваний.

 

Закон о национальном обеспечении от 1 апреля 1973г. предусматривает предоставление натуральных пособий в случае заболевания, но без права на госпитализацию (право на пользование больницами и лечение в стационарных условиях предоставляется другим актом - законом о госпитализации).

 

Эти пособия включают медицинское обслуживание терапевтами и специалистами, лекарства, стоматологическое обслуживание, физиотерапию, гранты и т. п. для покрытия стоимости очков для детей до 16 лет, пособия на погребение в размере 2 100 крон (с 1 октября 1980г.), оплату транспортных расходов пенсионеров, а также другую дополнительную помощь.

 

Интересно, что с введением Закона о ежедневном денежном пособии по заболеванию или материнству от 1 апреля 1973г. выплаты ежедневного денежного пособия из схем страхования от трудовых увечий и страхования на случай болезни были прекращены. В соответствии с этим законом любое лицо, которое имеет трудовой доход, облагаемый налогом, также приобретает право на получение ежедневного денежного пособия. Таким образом, закон охватывает как лиц, которые получают зарплату во время болезни (в этом случае ежедневное денежное пособие выплачивает работодатель), так и тех лиц, которые зарплату не получают.

 

Самозанятые и помогающие друг другу супруги также в обязательном порядке застрахованы, начиная с пятой недели, и могут добровольно застраховать себя на первые пять недель. Выплата ежедневного денежного пособия прекращается, когда получатель восстанавливает способность работать. Ежедневное денежное пособие достигает 90 % заработанного дохода. С 1 января 1980г. установлен максимум -1569 крон в неделю.

 

Работодатель выплачивает пособие в течение первых пяти недель, по истечении которых пособие выплачивается из общественных фондов.

 

Помимо этого законодательства, в Дании имеется другая часть социального законодательства, основанного на оценочных принципах, размеры пособий которых определяются государственными органами исходя из оценки потребностей нуждающихся в них. Эта часть законодательства состояла из нескольких законов, которые 1 апреля 1976 г. были объединены в единый закон.

 

Закон о социальной помощи предоставляет помощь всем нуждающимся жителям Дании. Эта помощь включает: консультации, временную денежную помощь, покрытие всех расходов, связанных с переменой места жительства и реорганизацией долгов, долгосрочную денежную помощь, медицинское обслуживание, медикаменты, помощь в получении образования, помощь в приобретении орудий труда и оборудования для индивидуальной трудовой деятельности, помощь инвалидам в домашнем хозяйстве, помощь в принятии мер по недопущению помещения лиц в дома для престарелых без их согласия, помощь в домашнем уходе, в машинах для инвалидов, помощь в покрытии транспортных расходов, помощь в размещении лиц в домах дневного пребывания и т. п. [2].


Подводя итоги, можно выделить следующие основные тенденции, которые могут быть учтены при дальнейшем реформировании системы социального страхования в России с учетом опыта разных стран. Порядок и условия уплаты страховых взносов в них характеризуются довольно существенными различиями. Это относится и к видам страховых рисков, по которым работники вносят взносы, и к размерам страховых тарифов, а также к установленным границам «страховой зарплаты». Отсюда следует, что каждая страна определяет механизм таких взносов в страховую систему, исходя из конкретных социально-экономических условий, достигнутого уровня и качества жизни населения, культурно-исторических традиций, развитости социальных страховых систем и т.д.

 

Более того, индустриально-развитым странам свойственен распределительный характер для систем обязательного социального страхования. Что же касается систем накопительного типа, то они чаще всего используются в системах профессионального страхования и в дополнительных страховых системах.


Рассматривая сущность и анализируя зарубежный опыт, определив основные функции страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, можно сделать вывод, что его экономическая сущность представляет собой систему экономических отношений, включающую совокупность форм и методов формирования целевого фонда денежных средств и их использование для возмещения ущерба при профессиональных рисках.

Список литературы:

  1. Роик В.Д. Основы социального страхования. - М.: Анкил, 2011.
  2. Роик В.Д. Социальное страхование: история, проблемы, пути совершенствования. М., НИИ Труда, 2010.