Аттестация от А да Я. Качество аттестации рабочих мест по условиям труда В. К. Иванов (№2, 2013)

Скачать выпуск "Безопасность и охрана труда" №2 2013

Иванов В.К., руководитель НМЦ СДСОТ

Качество работ по оценке условий труда формируется на следующих стадиях:

- оформления договоров между работодателем и аттестующей организацией в соответствии с регламентируемыми требованиями;

- подготовки к проведению аттестации рабочих мест по условиям труда;

- проведения оценки соответствия условий труда государственным требованиям охраны труда;

- учета особенностей проведения аттестации отдельных видов рабочих мест;

- оформления результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.

Исходя из поставленных целей и решения задач в области охраны труда необходимо руководствоваться: исходной информацией, оцениваемыми показателями информации и основанием для использования оцениваемой информации.

1

Рассмотрим исходный материал формирования показателей и критериев качества оценки условий труда согласно выполнения регламентируемых требований Приказа Минздравсоцразвития №342н от 26 апреля 2011г.

Оценка качества работ на стадии оформления договоров между работодателем и аттестующей организации в соответствии с регламентируемыми требованиями.

Оценивается выполнение п.4 - «Аттестации подлежат все рабочие места работодателя».

При оценке качества работ согласно этого пункта необходимо обратить внимание на то, что работодатель организует аттестацию только наиболее опасных рабочих мест либо рабочих мест, на которых требуется обязательное подтверждение назначения льгот и выплат компенсаций.

Второй типичной ошибкой работодателя является ограничение финансирования аттестации рабочих мест суммой средств, выделяемых Фондом социального страхования Российской Федерации на частичное финансирование предупредительных мероприятий по охране труда.

п.5 - «Аттестационная комиссия, созданная работодателем и функционирующая в соответствии с разделом II Порядка, вправе принять мотивированное решение о не проведении измерений и оценок факторов рабочей среды и трудового процесса если осуществление указанных измерений и оценок угрожает безопасности работников при выполнении ими основной работы или специалистов аттестующей организации, выполняющих измерения и оценки. Указанное мотивированное решение оформляется в письменном виде, подписывается членами аттестационной комиссии и прилагается к материалам аттестации.

В случае принятия решения о не проведении измерений и оценок условия труда на данных рабочих местах относятся к опасным условиям труда».

Подобные рабочие места автоматически относятся к местам с опасными условиями труда. При этом снижение качества оценки условий труда заключается в недооценке класса опасности на рабочем месте, что естественно скажется на повышении профессионального риска работника, не проинформированного о правильном использовании средств индивидуальной и коллективной защиты. Для таких рабочих мест должны быть разработаны соответствующие инструкции по охране труда при выполнении работ с повышенной опасностью.

Основное требование к обеспечению безопасных условий труда при организации работ повышенной опасности— определение опасных и вредных производственных факторов, с которыми столкнутся работники во время предстоящей работы, и управление ими посредством наряда-допуска соответствующей формы.

п.6 - «Обязанности по обеспечению проведения аттестации возлагаются на работодателя. Аттестацию проводят совместно работодатель и аттестующая организация, привлекаемая работодателем для выполнения работ по аттестации, на основании договора гражданско-правового характера.

Аттестующая организация – юридическое лицо, аккредитованное в установленном порядке в качестве организации, оказывающей услуги по аттестации и выполняющей на основании договора гражданско-правового характера с работодателем измерения и оценки, а также оценку соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, проводимую в соответствии с разделом III Порядка, оформление и подготовку отчета об аттестации.

Аттестующая организация должна быть независимым лицом по отношению к работодателю, на рабочих местах которого данной аттестующей организацией проводится аттестация.

Работодатель вправе привлечь для выполнения работ по аттестации несколько аттестующих организаций. При этом между аттестующими организациями работа по аттестации может быть распределена как по количеству рабочих мест, подлежащих аттестации, так и по видам работ, выполняемых на данных рабочих местах».

Практика показывает, что если работы выполняются лабораторией, входящей в структуру аттестуемой организации, это приводит к необъективности или неправильной оценке условий труда.

Допускается привлечение специалистов лабораторий аттестуемой организации в качестве специалистов-консультантов при оценке условий труда на отдельных рабочих местах, так как они хорошо знают специфику работы (особенности технологических процессов).

Распределение работ между аттестующими организациями должно быть прописано в договорах гражданско-правового характера между заказчиком и исполнителем.

п.7 - «При проведении аттестации рабочих мест работодатель вправе требовать от аттестующей организации:

документального подтверждения аккредитации на право оказывать услуги в области охраны труда в части проведения аттестации рабочих мест путем предоставления уведомления (копии уведомления) о включении аттестующей организации в реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда;

проведения измерений и оценок в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.

При проведении аттестации рабочих мест работодатель обязан:

содействовать аттестующей организации в своевременном и полном проведении, предоставлять необходимую информацию и документацию, давать по запросу аттестующей организации разъяснения в устной и письменной форме по вопросам, относящимся к целям аттестации, а также запрашивать необходимые для проведения аттестации сведения у третьих лиц;

не предпринимать преднамеренных действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих анализу и оценке при проведении аттестации, а также на сокрытие (ограничение доступа) к информации и документации по вопросам, относящимся к целям аттестации, запрашиваемых аттестующей организацией;

не утверждать отчет об аттестации, содержащий документы, указанные в пункте 44 раздела V Порядка, не подписанные представителями аттестующей организации, входящими в состав аттестационной комиссии.

При проведении аттестации аттестующая организация:

определяет методы проведения измерений и оценок на основе действующих нормативных правовых актов и настоящего Порядка, а также количественный и персональный состав специалистов, проводящих измерения и оценку;

исследует в полном объеме документацию, связанную с организацией работы по обеспечению требований охраны труда у работодателя, на рабочих местах которого проводится аттестация;

запрашивает и получает у работодателя (его представителя) разъяснения по возникшим в ходе аттестации вопросам;

отказывается от проведения аттестации в случае непредставления работодателем необходимой документации или отказа работодателя обеспечить требуемые нормативной документацией условия проведения измерений и оценок.

При проведении аттестации организация обязана представлять по требованию работодателя обоснования выводов, сделанных аттестующей организацией по результатам аттестации».

п.8 - «Сроки проведения аттестации устанавливаются работодателем исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет.

Указанный срок отсчитывается от даты завершения проведения предыдущей аттестации.

За дату начала проведения очередной аттестации принимается дата издания приказа работодателя об утверждении состава аттестационной комиссии и графика аттестации.

Аттестация вновь организованных рабочих мест должна быть начата не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатации».

Следует обратить внимание на безусловную обязанность работодателя по соблюдению сроков проведения организационной работы по аттестации рабочих мест, изданию локальных нормативных актов и своевременному финансированию работ.

Оценка качества работ на стадии подготовки к проведению аттестации рабочих мест по условиям труда.

п.9 - «Для организации и проведения аттестации работодателем создается аттестационная комиссия, а также определяется график проведения работ по аттестации».

п.10 - «В состав аттестационной комиссии включаются представители работодателя, специалист по охране труда, представитель выборного органа первичной профессиональной организации или иного представительного органа работников, представителей аттестующей организации.

В качестве представителей работодателя в состав аттестационной комиссии могут войти руководители структурных подразделений организации, юристы, специалисты по кадрам, специалисты по труду и заработной плате, главные специалисты организации, медицинские работники.

При проведении аттестации в организациях, отнесенных в соответствии с действующим законодательством к микропредприятиям и малому бизнесу, в состав аттестационной комиссии включается работодатель (его представитель), представители аттестующей организации, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии), представители организации или специалист, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору для осуществления функций службы охраны труда (специалист по охране труда).

Возглавляет аттестационную комиссию представитель работодателя».

В Приказе о создании аттестационной комиссии должны быть указаны не только члены аттестационной комиссии персонально, но и распределены их обязанности в процессе аттестации рабочих мест по условиям труда.

График работ согласуется со всеми членами аттестационной комиссии, что исключает несогласованность действий членов аттестационной комиссии при аттестации рабочих мест.

Компетентность членов аттестационной комиссии подтверждается соответствующими удостоверениями.

п.12 «Порядок подготовки к проведению аттестации рабочих мест по условиям труда» - «Аттестационная комиссия:

осуществляет руководство и контроль за проведением аттестации на всех ее этапах;

формирует комплект необходимых для проведения аттестации нормативных правовых и локальных нормативных актов, организационно-распорядительные и методические документы и организует их изучение;

составляет перечень рабочих мест, подлежащих аттестации с выделением аналогичных рабочих мест и указанием факторов производственной среды и трудового процесса, травмоопасности и обеспеченности работника специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, которые необходимо измерять и оценивать исходя из характеристик технологического процесса, состава производственного оборудования, применяемых сырья и материалов, результатов ранее проводившихся измерений показателей вредных и (или) опасных производственных факторов, требований нормативных правовых актов, а также мест проведения измерений;

готовит предложения по приведению наименований профессий и должностей работников в соответствие с требованиями Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих;

присваивает номер каждому рабочему месту;

заполняет и подписывает карты аттестации;

готовит предложения (при необходимости) о внесении изменений и (или) дополнений в трудовой договор в части обязанности работодателя по обеспечению работника СИЗ, установления соответствующего режима труда и отдыха, а также других установленных законодательством гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

по результатам аттестации разрабатывает план мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда».

Типовые ошибки данного этапа:

- в аттестуемой организации отсутствует перечень необходимых для проведения аттестации нормативных правовых и локальных нормативных актов, организационно-распорядительные и методические документы и не проводится их изучение.

- составляемый перечень рабочих мест, подлежащих аттестации, с выделением аналогичных рабочих мест и указанием факторов производственной среды и трудового процесса, травмоопасности и обеспеченности СИЗ является неполным, а места проведения измерений не прописаны(они должны быть согласованы с типовыми методиками выполнения измерений аттестующей организации).

- наименование профессий и должностей не соответствует требованиям Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих.

- номера присвоены не всем рабочим местам.

План мероприятий по приведению условий труда не соответствует специфике технологических процессов.

Необходимо обратить внимание на то, что изменения и (или) дополнения в трудовой договор в части обязательства работодателя должны быть экономически обоснованы, а сроки исполнения аргументированы.

Оценка качества работ на стадии проведения оценки соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда

 

п.13 - «Оценка соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда включает в себя:

оценку соответствия условий труда гигиеническим нормативам;

оценку травмоопасности рабочих мест;

оценку обеспеченности работников СИЗ;

комплексную оценку условий труда на рабочих местах».

При оценке качества работ согласно этого пункта важно помнить, что оценку тяжести и напряженности трудового процесса, травмоопасности и обеспеченности СИЗ имеют право проводить только те испытательные лаборатории, в области аккредитации которых указана эта деятельность.

п.14 - «Оценка соответствия условий труда гигиеническим нормативам проводится специалистами аттестующих организаций.»

На этой стадии работ оценивается квалификация привлекаемых специалистов.

п.15 - «При аттестации оценке подлежат все имеющиеся на рабочем месте факторы производственной среды и трудового процесса, характерные для технологического процесса и оборудования, применяемых на данном рабочем месте.

Перечень факторов производственной среды и трудового процесса, подлежащих оценке, формируется исходя государственных нормативных требований охраны труда, характеристик трудового процесса и производственного оборудования, применяемых сырья и материалов, результатов ранее проводившихся измерений показателей вредных и (или) опасных производственных факторов, а также предложений работников».

Необходимо обратить внимание, что ошибкой является формирование перечня рабочих мест исходя из должности и профессии работника: необходимо отталкиваться от оборудования, являющегося источником вредного или опасного фактора.

Кроме того, при оценке травмоопасности разрешается использование только государственных нормативных требований охраны труда, устанавливаемых Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010г №1160: стандарты безопасности труда (ССБТ), правила и типовые инструкции по охране труда (ПОТ и ТОИ ), государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила и нормы – СанПиН, санитарные нормы СН, санитарные правила – СП и гигиенические нормативы - ГН).

Также необходимо обратить внимание на то, что важно учитывать предложения работников при составлении перечня факторов производственной среды и трудового процесса, подлежащих оценке.

п.16 - «Оценка соответствия условий труда гигиеническим нормативам проводится путем инструментальных измерений и оценок уровней факторов производственной среды и трудового процесса в ходе осуществления штатных производственных (технологических) процессов и (или) штатной деятельности организации.

При проведении оценки должны использоваться методы измерений, предусмотренные действующими нормативными актами, а также поверенные в установленном порядке средства измерений».

Аттестующая организация должна знать все производственные (технологические) процессы и виды деятельности организации, которые прописаны в Уставе аттестуемой организации и подтверждены аттестатами аккредитации и лицензиями.

У аттестующей организации должны иметься аттестованные в установленном порядке методики выполнения измерений факторов производственной среды и трудового процесса.

п.17 - «Оценка соответствия условий труда гигиеническим нормативам проводится согласно критериям оценки и классификации условий труда».

Распространенной ошибкой является использование требований изложенных в Р 2.2.2005-06 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса, Критерии и классификация условий труда», без учета СП 2.2.2.1327-03 «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту», СанПиН 2.2.2.540-96 «Санитарные правила и нормы. Гигиенические требования к ручным инструментам и организации работ», ГОСТ 3.1120-83 «Единая система технологической документации. Общие правила отражения и оформления требований безопасности труда в технологической документации» и др.

п.18 - «Измерения и оценки оформляются протоколом. Протоколы измерений и оценок оформляются по каждому фактору, подлежащему оценке.

По каждому фактору или уровню на отдельное рабочее место оформляются протоколы измерений и оценок, являющиеся неотъемлемой частью Карты аттестации рабочего места по условиям труда, образец формы которой предусмотрен приложением№2 к Порядку, а Рекомендации по заполнению карты аттестации рабочего места по условиям труда – приложением №3 к Порядку. При этом в правом верхнем углу протоколов делается надпись «к строке 030». Допускается оформление результатов измерений и оценок по одному конкретному фактору или группе факторов в одном сводном протоколе для группы рабочих мест. При этом (в случае оформления протокола по точкам проведения измерений) наименования рабочих мест (профессий, должностей), продолжительность воздействия производственных факторов, классы условий труда и заключение по фактическим уровням факторов в сводный протокол допускается не вносить. В этом случае в Карте дополнительно заполняется таблица фактического состояния условий труда».

При оценке качества работ согласно этого пункта необходимо обратить внимание на соответствие сроков поверки средств измерений дате проведенных измерений на рабочих местах при аттестации рабочих мест по условиям труда.

п.19 - «Протокол измерений и оценок подписывается специалистами аттестующей организации, проводившими их, а также ответственным должностным лицом аттестующей организации и заверяется печатью аттестующей организации».

На протоколе должны иметься печати и подписи всех специалистов аттестующей организации, участвующих в оценке конкретных факторов условий труда на рабочем месте. Кроме того, необходимо наличие подписи ответственного должностного лица аттестующей организации.

п.20 - «Оценка травмоопасности рабочих мест проводится специалистами аттестующей организации».

Следует отметить, что привлекаемые специалисты должны пройти специальную подготовку, отражающую специфику осуществляемых технологических процессов аттестуемых организаций.

п.21 - «Объектами оценки травмоопасности рабочих мест являются:

производственное оборудование;

приспособления и инструменты, используемые при осуществлении технологических процессов

соответствие подготовки работников по вопросам охраны труда установленным требованиям.»

При оценке травмоопасности учитываются не только производственное оборудование, приспособления и инструменты, используемые при осуществлении технологических процессов и соответствие подготовки работников по вопросам охраны труда установленным требованиям, но и технологические процессы, здания, сооружении, территории, на которых осуществляют свою деятельность работники аттестуемой организации.

п.22 - «Оценка травмоопасности рабочих мест проводится на соответствие объектов, указанных в пункте 21 Порядка, требованиям охраны труда, невыполнение которых может привести к травмированию работников, в том числе:

требования по защите от механических воздействий;

требования по защите от воздействия электрического тока;

требования по защите от воздействия повышенных или пониженных температур;

требования по защите от токсического воздействия химических веществ».

Такие факторы как шум, вибрация, теплый микроклимат, недостаточная освещенность, существенно влияющие на работоспособность работников, должны быть учтены при оценке травмоопасности рабочих мест.

п.24 - «Оценка травмоопасности производственного оборудования проводится путем анализа технической документации, содержащей требования безопасности при выполнении работ, внешнего осмотра производственного оборудования в ходе штатной работы на соответствие его состояния требованиям действующих нормативных правовых актов по охране труда.»

Необходимо обратить внимание на использование нормативных документов, отражающих требования безопасности корпоративного характера предприятий (организаций, учреждений); кроме того, при анализе технической документации должны быть учтены технические условия, отражающие безопасность оборудования, машин и механизмов.

п.25 - «Оценка травмоопасности инструментов и приспособлений проводится путем внешнего осмотра и проверки соответствия их состояния требованиям нормативных правовых актов по охране труда».

Основной ошибкой является то, что оценивается только тот инструмент и приспособления, которые выданы работникам по факту, но не оценивается инструмент и приспособления устанавливаемые табельной положенностью инструмента и приспособлений, которые должны быть выданы обязательно работникам предприятия (организации, учреждения) для осуществления ими своей производственной деятельности в соответствии с технологическим процессом.

п.26 - «При оценке травмоопасности производственного оборудования, а также инструментов и приспособлений может проверяться также наличие сертификатов или деклараций соответствия требованиям безопасности».

Затруднение вызывает незнание того, на какое производственное оборудование, инструменты и приспособления должны выдаваться сертификаты или декларации соответствия их требованиям безопасности на основании Технического регламента «О безопасности машин и оборудования» согласно Постановления Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2009г №753.

п.27 - «Результаты оценки травмоопасности рабочего места оформляются протоком оценки травмоопасности рабочего места, образец которого предусмотрен приложением №4 к Порядку.

При оценке травмоопасности рабочих мест, имеющих объекты, контролируемые федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение государственного надзора и контроля в установленной сфере деятельности, в протоколах оценки травмоопасности рабочих мест следует дополнительно указывать наличие необходимых разрешений на ввод производственного оборудования и (или) его отдельных составных частей в эксплуатацию, прохождение технических освидетельствований.

Протокол оценки травмоопасности рабочего места подписывается специалистами аттестующей организации, проводившей оценку, а также ответственным должностным лицом аттестующей организации и заверяется печатью аттестующей организации».

Основной ошибкой является отсутствие подписей ответственных должностных лиц, права и обязанности которых прописаны в Приказе формирования аттестующей комиссии и печати аттестующей организации, заверяющей эти подписи.

п.28 - «По результатам оценки травмоопасности условия труда классифицируются следующим образом:

1 класс травмоопасности – оптимальный (на рабочем месте не выявлено ни одного несоответствия требованиям охраны труда; не производятся работы, связанные с ремонтом производственного оборудования, зданий и сооружений, работы повышенной опасности и другие работы, требующие специального обучения по охране труда, или отсутствует производственное оборудование и инструмент);

2 класс травмоопасности – допустимый (на рабочем месте не выявлено ни одного несоответствия требованиям охраны труда; производятся работы, связанные с ремонтом производственного оборудования, зданий и сооружений, работы повышенной опасности и другие работы, требующие специального обучения по охране труда; эксплуатируется производственное оборудование с повышенным сроком службы (выработанным ресурсом), однако это не запрещено специальными требованиями безопасности на это оборудование; выявлены повреждения и (или) неисправности средств защиты, не снижающие их защитных функций);

3 класс травмоопасности – опасный (на рабочем месте выявлено одно и более несоответствие требованиям охраны труда)».

Часто возникает спорная ситуация при установлении оптимального и допустимого классов опасности, так как рабочих мест, соответствующих этим классам, практически нет.

п.29 - «Оценка обеспеченности СИЗ проводится специалистами аттестующей организации.»

В этом процессе следует обратить внимание на специальную подготовку специалистов по аттестации рабочих мест, отражающую специфику осуществляемых технологических процессов аттестуемых организаций.

п.30 - «Оценка обеспеченности СИЗ проводится при наличии результатов оценки соответствия условий труда гигиеническим нормативам и оценки травмоопасности рабочего места».

Возможная ошибка заключается в том, что эксперты аттестующей организации оценивают обеспеченность СИЗ, ограничиваясь только информацией о выдаче работникам СИЗ по карточкам, а оценка соответствия условий труда гигиеническим нормативам и оценка травмоопасности еще не проводилась.

п.31 - «Оценка обеспеченности работников СИЗ осуществляется путем последовательной реализации следующих процедур:

сопоставление номенклатуры фактически выданных СИЗ с соответствующими типовыми нормами бесплатной выдачи работникам СИЗ;

проверки наличия сертификатов (деклараций) соответствия СИЗ, выданных работникам;

проверки установленного порядка обеспечения работников СИЗ;

оценки соответствия выданных СИЗ фактическому состоянию условий труда на рабочем месте».

Основной ошибкой является отсутствие соответствующей методики в аттестующей организации.

п.32 - «Оценка обеспеченности работников СИЗ на рабочем месте оформляется протоколом оценки обеспеченности работников СИЗ на рабочем месте, образец которого предусмотрен приложением №5 к Порядку, за исключением случаев, когда выдача СИЗ не предусмотрена типовыми нормами бесплатной выдачи работникам СИЗ и не требуется по фактическому состоянию условий труда».

При этом следует обратить внимание на учет дополнительных СИЗ выдаваемых работникам на основании существующего Коллективного договора. При условии , что СИЗ не выдается на основании фактического состояния условий труда, выпускается соответствующий Приказ.

п.33 - «При оценке обеспеченности СИЗ дополнительно может быть проведена оценка эффективности выданных работнику СИЗ».

Основной проблемой является то, что в большинстве случает отсутствуют утвержденные методики оценки эффективности выданных работнику СИЗ.

п.34 - «Рабочее место считается соответствующим требованиям обеспеченности работников СИЗ при условии соблюдения требований настоящего раздела Порядка. При наличии одного и более несоответствий рабочее место считается не соответствующим требованиям обеспеченности работников СИЗ».

Фактическое отсутствие сертификатов или деклараций на закупленные СИЗ, а также не соблюдение сроков их носки является установленным несоответствием.

п.35 - «Протокол оценки обеспеченности работников СИЗ на рабочем месте подписывается специалистами аттестующей организации, проводившими оценку, а также ответственным должностным лицом аттестующей организации и заверяется печатью аттестующей организации».

Основной ошибкой является отсутствие подписи ответственных должностных лиц, права и обязанности которых прописаны в Приказе формирования аттестующей комиссии и печати аттестующей организации, заверяющей эти подписи.

п.36 - «Комплексная оценка состояния условий труда на рабочем месте включает в себя результаты оценок:

класса (подкласса) условий труда, установленного по результатам оценки соответствия условий труда гигиеническим нормативам;

класса условий труда по травмобезопасности;

обеспеченности работников СИЗ».

От результатов комплексной оценки зависит назначение льгот и компенсаций работникам, в этом случае следует иметь ввиду, что необходимо строго придерживаться методик этих комплексных оценок, действующих в настоящее время.

п.37 - «При соответствии условий труда на рабочем месте гигиеническим нормативам, не выявленные при оценке травмоопасности рабочего места несоответствия требованиям охраны труда и соответствии рабочего места требованиям обеспеченности СИЗ рабочее место признается аттестованным с комплексной оценкой условий труда «соответствует государственным нормативным требованиям охраны труда».

Как показывает практика, на комплексный показатель оказывают влияние все без исключения факторы производственной среды и трудового процесса, в зависимости от сочетания факторов и их количественных характеристик любая разновидность труда на рабочем месте может быть отнесена к той или иной категории по гигиеническим условиям, тяжести и напряженности труда.

п.38 - «При несоответствии условий труда на рабочем месте гигиеническим нормативным и (или) выявлении при оценке травмоопасности рабочего места несоответствия требованиям обеспеченности работников СИЗ рабочее место признается аттестованным с комплексной оценкой условий труда «не соответствует государственным нормативным требованиям охраны труда».

При несоответствии безопасным условиям труда по какому-либо из оцениваемых факторов – гигиенической оценке, травмоопасности или обеспеченности СИЗ рабочее место признается не соответствующим государственным нормативным требованиям охраны труда.

п.39 - «При отнесении условий труда на рабочем месте к опасным условиям труда работодателем незамедлительно разрабатывается и реализуется комплекс мер, направленных на снижение уровня воздействия опасных факторов производственной среды и трудового процесса либо на уменьшение их воздействия».

При разработке комплекса мер, направленных на снижение уровня воздействия опасных факторов производственной среды и трудового процесса либо на уменьшение их воздействия необходимо поддерживать допустимый уровень или не допускать ухудшения условий труда, установленные на момент аттестации рабочих мест по условиям труда.

Оценка качества работ на стадии учета особенностей проведения аттестации отдельных видов рабочих мест

п.40 «Особенности проведения аттестации отдельных видов рабочих мест» - «Оценка вредных и (или) опасных производственных факторов на аналогичных рабочих местах производится на основании данных, полученных при аттестации 20% таких рабочих мест от общего числа рабочих мест (но не менее двух).

При выполнении хотя бы одного рабочего места, не отвечающего признакам аналогичности, оценке подвергаются 100% этих рабочих мест. После этой оценки определяется новый перечень рабочих мест с учетом результатов измерений и оценок. На аналогичные рабочие места заполняется одна карта аттестации рабочего места по условиям труда, образец которой предусмотрен приложением №2 к Порядку.

Условия труда и мероприятия по их улучшению, установленные хотя бы для одного рабочего места из числа 20% аналогичных рабочих мест, являются едиными для всех аналогичных рабочих мест».

В аттестующих организациях должна иметься методика установления аналогичных рабочих мест.

Оценка условий труда аналогичных рабочих мест согласовывается со всеми участниками процесса аттестации рабочих мест по условиям труда – работодателем и аттестующей организацией.

Мероприятия по улучшению условий труда должны учитывать особенности всех рабочих мест объединенных одним технологическим процессом, а работники организации должны осуществлять свою деятельность в соответствии с едиными должностными и квалификационными характеристиками.

При реализации своей деятельности в соответствии с технологическим процессом на рабочих местах работают рабочие с различными разрядами, что должно быть учтено при определении аналогичных рабочих мест.

При оценке условий труда аналогичных рабочих мест следует различать рабочие места как индивидуальные, так и коллективные. К индивидуальным рабочим местам следует относить рабочие места, которые предназначены для обеспечения должностных и профессиональных обязанностей при реализации технологического процесса одним работником.

Под коллективным рабочим местом необходимо понимать такое рабочее место, на котором занято несколько работников при условии отсутствия закрепления за каждым из них индивидуальной рабочей зоны, то есть бригадный вид деятельности, при возможности взаимозаменяемости.

При определении аналогичных рабочих мест особую сложность представляет установление таких рабочих мест, на которых осуществляют свою деятельность работники специфических профессий подвижных транспортных средств, где за работником предприятия на его рабочем месте не закреплены конкретные средства труда.

Наиболее просто при определении рабочих мест для машинистов кранов, экскаваторов, локомотивов принимается численность рабочих мест подвижного состава закрепленного за организацией, в том числе и в случае, когда их обслуживают машинисты, приписанные к другой организации.

Не следует забывать, что на каждом предприятии должны быть оценены условия труда с учетом всех приписанных строительных и подъемно-транспортных машин и составлены карты и планы по улучшению условий труда на этих рабочих местах.

Из всего вышесказанного следует, что аналогичные рабочие места устанавливаются экспертным путем.

Таким образом, можно установить, что аналогичными рабочими местами являются все рабочие места, на которых характер труда идентичен, а величины вредных производственных факторов находятся в одном классе (степени класса) по вредности, тяжести, напряженности и травмоопасности. В то же время идентичным характер труда признается тогда, когда аналогичную работу выполняют работники, имеющие одну профессию или должность, или имеющие различные должности, но выполняющие аналогичную работу (например, аналогичную работу по управлению работой коллектива часто выполняют заместитель начальника организации и главный инженер).

В зависимости от организации труда обусловленные технологическим процессом аналогичные рабочие места могут быть выделены почти для всех профессий работников строительной отрасли.

К таким рабочим местам можно отнести: бригады строителей монтажников, бригады электромонтеров контактной сети, машинистов кранов, водителей однотипных автомобилей одной марки, сигналистов, станочников (работающих на однотипном оборудовании), грузчиков, уборщиков служебных и производственных помещений и так далее.

По каждому конкретному оцениваемому вредному или опасному фактору производственной среды и трудового процесса величины уровней воздействия должны относиться к одному классу либо степени класса по вредности.

Аналогичные рабочие места могут располагаться в одном помещении или в нескольких, а иногда - размещаться и на значительном расстоянии друг от друга, главное, чтобы соблюдались условия, перечисленные выше.

При условии выделения в Перечне групп аналогичных рабочих мест оценка опасных и вредных производственных факторов и травмоопасности должна производиться на не менее чем 20% рабочих местах в каждой группе. Такая оценка производится для того, чтобы доказать, что эти рабочие места правильно сгруппированы в аналогичные рабочие места. В то же время, все исследования (на 20 % аналогичных рабочих мест с указанием кодов рабочих мест) должны фиксироваться в протоколах исследований.

При экспертном подходе количество рабочих мест, на которых необходимо проводить исследования, устанавливается следующим образом:

- все исследования проводятся только на том рабочем месте, на которое должна оформляться Карта аттестации по условиям труда;

- из группы аналогичных рабочих мест определяется количество рабочих мест, подлежащих оценке, то есть на которых проводятся измерения вредных и опасных факторов, а также оценивается травмоопасность (не менее 20% из всей группы аналогичных рабочих мест).

Для групп аналогичных рабочих мест с малым количеством рабочих мест необходимо руководствоваться следующим правилом:

- для группы численностью 2 рабочих места подлежат оценке оба рабочих места, при этом на одно рабочее место оформляется карта аттестации, а на второе – только протоколы измерений вредных факторов условий труда;

- для группы численностью 5 рабочих места подлежат оценке не менее 2 рабочих мест, при этом на одно рабочее место оформляется карта аттестации, а на одно из оставшихся 4-х рабочих мест – только протоколы измерений вредных факторов условий труда; чтобы выполнить требование по выборке не менее 20% из всей группы аналогичных рабочих мест.

Полученные таким образом результаты исследований условий труда переносятся из протоколов оценки того рабочего места, которому признана аналогичной группа рабочих мест, в строку 030 карты аттестации, а в строке карты аттестации «количество аналогичных рабочих мест» указывается общее число всех аналогичных рабочих мест в данной группе и их коды из Перечня.

В то же время нередко случается, что первоначально сформированная группа аналогичных рабочих мест не может быть признана таковой, то есть при проведении исследований условий труда на рабочих местах, входящих в 20% от общей группы аналогичных, может оказаться, что на одном или нескольких рабочих местах величины какого-то фактора(ов) существенно отличаются от величин этого фактора (ов) на других рабочих местах из этой же группы (относятся к другому классу по степени вредности). В этом случае данную группу аналогичных рабочих мест необходимо сгруппировать вновь.

При этом необходимо учитывать результаты предыдущих измерений вредных факторов условий труда, включая оценку травмобезопасности рабочих мест, предваряя ее экспертной оценкой условий и характера труда на каждом рабочем месте при выполнении всего объема работы, включая совмещение профессий при осуществлении того или иного технологического процесса.

п.41 - «Аттестация с территориально меняющимися рабочими зонами (далее – нестационарные рабочие места), где рабочей зоной считается часть рабочего места, оснащенная необходимыми средствами производства, в которой один или несколько работников выполняют сходную по характеру работу или операцию, проводится путем предварительного определения типичных технологических операций со стабильным набором и величиной вредных и (или) опасных производственных факторов и последующей оценки этих операций. Время выполнения каждой операции определяется экспертным путем (на основании локальных нормативных актов), путем опроса работников и их непосредственных руководителей».

Типичным является отсутствие оценки типовых технологических операций, а также локальных нормативных актов, подтверждающих наличие стабильного перечня вредных и опасных факторов на рабочем месте и методики подтверждения стабильности уровня этих факторов. При этом разработанные аттестующей организацией, локальные нормативные акты должны быть согласованы руководством аттестуемой организации (работодателем). Разработка локальных правовых актов должна входить в стоимость работ по аттестации рабочих мест по условиям труда.

п.42 - «При выполнении на рабочем месте работ, не содержащихся в квалификационной характеристике конкретной профессии (должности), но включенных приказом работодателя или трудовым договором в должностные обязанности работника этой профессии (должности), оценке подлежат все виды работ, выполняемые на данном рабочем месте».

Основной ошибкой выполнения требований этого пункта является то, что зачастую учитываются только те виды работ, которые указал работник организации, но отсутствует совмещение этих видов работ с работами, вмененными приказом работодателя или трудовым договором в должностные обязанности работника, по причине недоведения работодателем этих сведений до работника, и, как следствие, снижение качества оценки условий труда из-за этого обстоятельства.

п.43 - «Особенности аттестации устанавливаются локальным нормативным актом работодателя, разработанном на основании Порядка, согласованным с первичной профсоюзной организацией или иным представительным органом работника».

Основной ошибкой, отражающейся на качестве аттестации рабочих мест по условиям труда, является отсутствие локальных нормативных актов работодателя, устанавливающего особенности аттестации рабочих мест по условиям труда, тем самым при аттестации рабочих мест не учитывается специфика технологических процессов, а значит, не все факторы и их воздействие на работника будут учтены.

Результаты предлагаемой методики оценки качества могут быть использованы специалистами-экспертами (после соответствующей подготовки) при экспертизе условий труда.

Качество работ по оценке условий труда осуществляется по соответствующим картам Программы оценки качества аттестации рабочих мест по условиям труда, которая формируется на следующих стадиях и включает в себя следующие пять карт:

  1. Карта контроля качества на стадии оформления договоров между работодателем и аттестующей организации в соответствии с регламентируемыми требованиями.
  2. Карта контроля качества на стадии подготовки к проведению аттестации рабочих мест по условиям труда.
  3. Карта контроля качества на стадии проведения оценки соответствия условий труда государственным требованиям охраны труда.
  4. Карта контроля качества на стадии учета особенностей проведения аттестации отдельных видов рабочих мест.
  5. Карта контроля качества на стадии оформлении результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.