Железнодорожное здоровье. Состояние здоровья работников ж/д службы горно-химического комплекса кольского Заполярья. С. А. Сюрин, И. В. Гущин, В. С. Михалева (№2, 2012)

Скачать выпуск "Безопасность и охрана труда" №2 2012

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЕ ЗДОРОВЬЕ. СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ РАБОТНИКОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ СЛУЖБЫ ГОРНО-ХИМИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА КОЛЬСКОГО ЗАПОЛЯРЬЯ

С.А. Сюрин, Зам. директора НИЛ ФБУН «Северо-Западный научный центр гигиены и общественного здоровья» Роспотребнадзора, д. м. н. (Кировск)

И.В. Гущин, И. о. главного врача НИЛ ФБУН «Северо-Западный научный центр гигиены и общественного здоровья» Роспотребнадзора, д. м. н. (Кировск)

В.С. Михалева, Заместитель главного врача НИЛ ФБУН «Северо-Западный научный центр гигиены и общественного здоровья» Роспотребнадзора, д. м. н. (Кировск)

Состояние здоровья  железнодорожников  России, осуществляющих дальние  грузовые и пассажирские перевозки, вызывает значительный интерес специалистов различных областей медицины. Результаты этих исследований реализуются в различных программах, направленных на повышение уровня здоровья данной группы трудящихся [1, 2, 3, 4]. В тоже время, только единичные исследования посвящены  профилактике и оценке нарушений здоровья у работников железнодорожных цехов и служб крупных промышленных предприятий горной и металлургической отраслей экономики [5]. Эти подразделения относятся к так называемым вспомогательным цехам и заняты внутрихозяйственными перевозками различных  грузов.  В полной мере это положение относится и к  горно-химическому комплексу Кольского Заполярья. Из числа его работников  основное внимание исследователей уделяется состоянию здоровья горняков подземных и открытых апатит-нефелиновых рудников [6, 7, 8], тогда как такие данные о железнодорожниках в литературе не представлены.

Цель исследования заключалась в изучении структуры и распространенности хронических нарушений здоровья, а также их связи с условиями труда, у работников железнодорожной службы крупнейшего предприятия горно-химического комплекса  Кольского Заполярья (ОАО «Апатит»).

          Материалы и методы исследований

По данным аттестации рабочих мест проведена комплексная оценка характера физических и химических вредных производственных факторов, параметров микроклимата рабочих мест, показателей тяжести и напряженности трудового процесса, а также общая оценка условий труда работников согласно  Р 2.22006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда» [9]. В рамках периодического медицинского осмотра проведено клинико-функциональное обследование 790 работников железнодорожной службы ОАО «Апатит». Программа обследования соответствовала положениям приказов Минздравсоцразвития РФ  № 90 от 14 марта 1996 г., № 83 от 16 августа 2004 г. и № 796 от 19 декабря 2005 г.   Структура и распространенность нарушений здоровья у железнодорожников сравнивались с аналогичными показателями  сопоставимой по возрасту и стажу работы группы работников подземного рудника «Кировский» ОАО «Апатит» (n=1777).

        Статистическая обработка материала проведена с использованием программного обеспечения MicroSoft Excel 2007 и программы Epi Info, v. 6.04d с определением t-критерия Стьюдента, критерия согласия χ2, относительного риска (ОР) и его  95% доверительного интервала (95% ДИ). Для оценки степени профессиональной обусловленности нарушений здоровья рассчитывалась этиологическая доля фактора [10]. Числовые данные представлены в виде среднего математического и стандартной ошибки (M±m). Различия показателей считались достоверными при  р < 0,05.

Результаты исследования

Среди  работников железнодорожной службы ОАО «Апатит»  мужчин было – 645 (81,6%) человек. Средний возраст обследованных составлял 40,7±0,4 лет, а средний  стаж работы на предприятии - 12,5±0,3 лет.  Машинистов тепловоза и электровоза было 111 (14,1%) человек, помощников машинистов тепловоза и электровоза – 67 (8,5%), монтеров пути – 85 (10,8%), составителей поездов – 70 (8,6%), слесарей всех специальностей – 65 (22,8%), приемосдатчиков грузов – 39 (4,9%), электромонтеров – 32 (4,1%), осмотрщиков-ремонтников вагонов - 23 (2,9%), рабочих других  профессий – 251 (31,8%). Численность инженерно-технического персонала составила 47 (5,9%).

По данным аттестации рабочих мест у электромонтеров связи и по ремонту аппаратуры, дежурных работников постов, приемщиков грузов и инженерно-технических работников условия труда были допустимыми (класс 2). У составителей поездов, слесарей всех специальностей,  осмотрщиков-ремонтников вагонов, машинистов снегоуборочной и компрессорной установок условия труда соответствовали классу 3.1, у работников локомотивных бригад – классу 3.2, у монтеров пути – классу 3.3.

Среди работников рудника  «Кировский» мужчин было 1580 (88,9%) человек. Средний возраст обследованных составил 39,8±0,3 лет, а средний стаж работы на предприятии – 12,0±0,4 лет. Распределение по основным рабочим профессиям было следующим: слесари всех специальностей  – 361 (35,5%), машинисты электровоза – 159 (15,6%), взрывники – 122 (12,0%), машинисты погрузочно-доставочных машин  и горнорабочие подземные – по 107 (10,5%), проходчики – 63 (6,2%), машинисты буровых установок  – 61 (6,0%),  другие  специальности – 59 (5,9%) человек. Условия труда всех горняков были  вредными (класс 3.1-3.4) за счет воздействия  преимущественно физических факторов, тяжести труда и  параметров микроклимата.

По данным периодического медицинского осмотра работников железнодорожной службы практически здоровыми были признаны 131 (16,6%) человек. У остальных 659 (83,4%) работников выявлены 1358 случаев различных хронических заболеваний, число которых варьировало от 1 до 14 у одного человека (в среднем  2,20±0,11 случая). Наиболее распространенной патологией были болезни системы кровообращения, преимущественно за счет артериальной гипертензии (19,3% работников). Второе место занимали болезни костно-мышечной системы, а третье - болезни глаза и его придаточного  аппарата, главным образом за счет  миопии (18,5% работников). Следует отметить значительное распространение среди железнодорожников ожирения  I-II степеней (13,7% работников). Другие группы заболеваний и отдельные нозологические единицы диагностировались существенно реже.

Среди горняков практически здоровыми были признаны 208 (11,7%) человек. У остальных 1569 человек выявлено 4368 случаев заболеваний, из которых намного чаще других диагностировалась патология костно-мышечной системы. Далее по значимости располагались болезни глаза, органов кровообращения, дыхания, нервной системы и органов пищеварения.

 Характер нарушений здоровья у железнодорожников и горняков подземного рудника существенно отличался. У железнодорожников чаще выявлялись болезни системы кровообращения (p<0,001), эндокринной системы (p<0,001), глаза и его придаточного аппарата (p<0,02). Наоборот, реже формировались болезни костно-мышечной системы (p<0,001), нервной системы  (p<0,01) и органов дыхания (p<0,01).  Общая распространенность заболеваний у железнодорожников была значительно меньше, чем у горняков (табл. 1).

На втором этапе работы было проведено  углубленное изучение условий труда у работников локомотивных бригад и путевого хозяйства с последующей оценкой их влияния на состояние здоровья указанных групп работников. Установлено, у монтеров пути условия труда класса 3.3 создаются за счет его тяжести, вибрации, запыленности и параметров микроклимата.  Особенностью условий труда данной категории работников является значительное неблагоприятное воздействие метеорологических факторов при осуществлении контроля над состоянием железнодорожных путей и их  ремонте. Во время выполнения таких работ температура воздуха составляет от -300С  до +250С, относительная влажность воздуха - до 100% и скорость его движения  - до 18 м/с.  У монтеров пути определялся повышенный уровень общей вибрации по осям Х и Z (класс 3.1) и локальной вибрации по всем трем осям воздействия (класс 3.2). Также работники путевого хозяйства подвергались воздействию повышенных концентраций пыли. Так, при обдуве железнодорожных путей  максимальные уровни пыли в зоне дыхания превышали ПДК в 9,3 раза. 

У машинистов (помощников машинистов) тепловоза и электровоза характерной особенностью условий труда была его высокая напряженность. В отличие от монтеров пути у членов локомотивных бригад  уровень локальной и общей вибрации по всем осям воздействия не превышал допустимых значений. В целом у данной группы работников условия труда отвечали критериям класса 3.2 за счет напряженности и воздействия инфразвука (табл. 2).

Существенных различий по возрасту (38,1±0,9 и 36,3±1,0 лет, р>0,1) и стажу работы (13,0±0,8 и 12,5±1,2 лет, р>0,5) работники локомотивных бригад и путевого хозяйства не имели. Клиническое обследование выявило, что у машинистов и их помощников, по сравнению с монтерами пути,  отмечалась более высокая масса тела (81,5±1,3 и 75,0±1,7 кг соответственно, р<0,01), а индекс массы тела находился в диапазоне «избыточная масса тела» (26,5±0,4).  У монтеров пути индекс массы тела был ниже (23,9±0,7, р<0,01) и соответствовал нормальным показателям.

        Структура и распространенность нарушений здоровья мало отличались в сравниваемых группах. Только болезни, входящие в группу «Патология эндокринной системы, расстройства  питания и обмена веществ» выявлялись чаще у машинистов и их помощников, чем у монтеров пути (табл. 3). Это различие создавалось преимущественно за счет ожирения I-II степеней. Риск его развития у машинистов был  более высоким (ОР=4,62; 95% ДИ 1,41–15,13; χ2=8,06; р=0,0045334)  с очень высокой степенью профессиональной обусловленности   (этиологическая доля = 78%).

         По данным клинического анализа крови у работников локомотивных бригад было выявлено 10 случаев гипергемоглобинемии, а уровень гемоглобина был выше, чем у монтеров пути: 155,5±0,7 и 152,5±0,9 г/л (р<0,01). В группе монтеров пути случаи гиперглобинемиии отсутствовали.

         Электрокардиографические исследования показали у работников локомотивных бригад, по сравнению с монтерами пути, бόльшую  частоту нарушения ритма (29,8% и 16,6%, р<0,01), проводимости (43,4% и 8,8%, р<0,001), гипертрофии миокарда левого желудочка (10,4% и 2,4%, р<0,02), метаболических изменений в миокарде (17,3% и 4,4%,  р<0,001). Риск развития нарушений  проводимости (ОР=4,91; 95% ДИ 2,25 – 10,75; χ2=25,97; р=0,0000003) и  метаболических изменений (ОР=3,93; 95% ДИ 1,24 – 12,45; χ2=6,88; р=0,0087360) был достоверно более высоким с очень высокой степенью профессиональной обусловленности патологии: этиологическая доля 80% и 75% соответственно.

Обсуждение результатов. Результаты выполненного исследования подтверждают факт влияния вредных условия труда и их особенностей на формирование нарушений здоровья работников железнодорожного транспорта [2, 11, 12].  Принципиальным отличием состояния здоровья работников железнодорожной службы, по сравнению с горняками подземного рудника, является меньшая распространенность болезней костно-мышечной и нервной систем и большая – органов кровообращения и нарушений жирового обмена. Выявленные различия можно объяснить, с одной стороны, меньшим воздействием вредных физических и эргономических факторов. А с другой стороны, имеет значение бόльшая психо-эмоциональная нагрузка и ограничение двигательной активности у работников локомотивных бригад. Высокая распространенность у машинистов артериальной гипертензии и эндокринно-метаболических нарушений отмечались ранее и другими исследователями [1, 3, 13, 14].

Характером условий труда можно объяснить и различия в состоянии здоровья работников подвижного состава и путевой службы. Более значительная выраженность у первых изменений сердечно-сосудистой системы и нарушений питания могут быть вызваны  бόльшей напряженностью труда [5]. Гипергемоглобинемия у работников локомотивных бригад в доступной нам литературе не описана и требует дополнительного изучения.

         1. Наиболее распространенными (на 100 работающих) нарушениями здоровья у железнодорожников, занятых в горно-химическом комплексе Кольского Заполярья, являются болезни системы кровообращения (34,8),  костно-мышечной системы (34,1),  глаза и его придаточного аппарата (33,9). 

      2. Условия труда работников локомотивных бригад повышают риск развития избыточной массы тела и ожирения, возникновения нарушений ритма, проводимости, метаболизма миокарда (по данным электрокардиографии), ведут к формированию гипергемоглобинемии неизвестного генеза.

      3. Профилактика производственно-обусловленных заболеваний у различных категорий работников железнодорожного транспорта должна строиться с учетом особенностей условий их труда. 

 

1. Голышева Г.В. Научное обоснование эффективности периодических медицинских осмотров работников железнодорожного транспорта (на примере Московской железной дороги): автореф. дис. ... канд. мед. на­ук. М. 2004: 3-6.

2. Краевой С.А., Вильк М.Ф., Панкова Б.В. Основные тенденции производственно-зависимых нарушений здоровья у работников ОАО «РЖД». Материалы II Всероссийского съезда врачей-профпатологов. Ростов-на-Дону, 3-5 октября 2006 г. Ростов-на-Дону:  «Полиграфист». 2006: 61-62.

3. Краевой С.А. Здравоохранение ОАО «РЖД» в 2009 году. 

4. Цфасман А.З. Вопросы профессиональной и парапрофессиональной патологии у работников железнодорожного транспорта. Материалы II Всероссийского съезда врачей-профпатологов. Ростов-на-Дону, 3-5 октября 2006 г. Ростов-на-Дону:  «Полиграфист». 2006: 252-253.

5. Михалева В.С., Сюрин С.А., Гущин И.В.  Особенности показателей здоровья железнодорожников локомотивного и путевого состава, работающих в условиях Кольского Заполярья. VI научно-практическая конференция «Медицинское обеспечение сил флота в условиях Кольского Заполярья». Североморск 29-30 сентября 2-11 года. Североморск. 2011: 172-174.

          6. Верещагин А.И., Скрипаль Б.А., Рочева И.И. и др. Мониторинг здоровья и заболеваемость рабочих подземных рудников горнопромышленного комплекса Кольского Заполярья. Материалы Всероссийской научно-практической конференции: «Труд и репродуктивное здоровье работающего населения Северо-Запада России» – Апатиты: Изд-во КНЦ РАН. 2007: 56–58.

7. Карначев И.П., Скрипаль Б.А., Рочева И.И. и др. Профессиональная        заболеваемость     и  производственный травматизм при добыче и переработке апатито-нефелиновых руд. Научные подходы к решению региональных гигиенических проблем сохранения здоровья человека. Научные труды ФНЦГ им. Ф.Ф.Эрисмана /Под ред. А.И.Потапова. Липецк. 2005; 15: 191-195.

8. Скрипаль Б.А. Профессиональная заболеваемость, ее особенности на предприятиях горно-химического комплекса  Кольского Заполярья. Экология человека 2008; 10: 26-30.

9. Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда: (Руководство 2.2.2006-05). М. 2005: 3-105.

10. Башарова Г.Р. Количественная оценка связи профессионально обусловленных нарушений здоровья с работой //Профессиональный риск для здоровья работников (Руководство) /Под ред. Н.Ф. Измерова и Э.И.Денисова.  М.: Тровант. 2003: 349-362.

11. Капцов В.А., Панкова В.Б., Кутовой В.С. Основные факторы профессионального риска у работников железнодорожного транспорта. Гигиена и санитария 2001; 1: 38-43.

12. Каськов Ю.Н. Гигиеническое обоснование риска развития профессиональных заболеваний у работников железнодорожного транспорта (на примере работников локомотивных бригад): автореф. дис. ... канд. мед.     на­ук.  М. 2006: 3-9.

13. Бичкаев Я.И., Бичкаева Ф.А., Жилина Л.П и др. Особенности эндокринно-метаболического профиля у рабочих подвижного состава железнодорожного транспорта. Мед. труда 2010; 9: 29-34.

14. Гутникова О.В. Гипертоническая болезнь как профессиональное заболевание  у машинистов локомотивов и особенности ее лечения. Материалы II Всероссийского съезда врачей-профпатологов. Ростов-на-Дону, 3-5 октября 2006 г. Ростов-на-Дону:  «Полиграфист». 2006: 42-43.