Универсальная базовая программа обучения вопросам охраны труда: структура, содержание, применение. Г. З. Файнбург (№2, 2012)

Скачать выпуск "Безопасность и охрана труда" №2 2012

УНИВЕРСАЛЬНАЯ БАЗОВАЯ ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ

ПО ОХРАНЕ ТРУДА:

 СТРУКТУРА. СОДЕРЖАНИЕ. ПРИМЕНЕНИЕ

Г.З Файнбург,

директор Пермского краевого центра охраны труда и

Института безопасности труда, производства и человека

Пермского национального исследовательского политехнического университета,

Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации,

доктор технических наук, профессор

Как известно, охрана труда представляет собой особый род человеческой деятельности, неразрывно связанный с производственной деятельностью работодателя и трудовой деятельностью работника. Конкретика мероприятий и работ охраны труда необычайно вариативна, поскольку зависит от национальных нормативных требований, специфики производственных процессов, производственной среды на рабочем месте и особенностей трудового процесса. Особое место в сфере охраны труда занимает связанная с основными целями и мероприятиями охраны труда образовательная, научная и специфическая производственная деятельность, например, производство средств индивидуальной защиты.

Вместе с тем в охране труда много типичного, поскольку конечная цель любых конкретных мероприятий на любом рабочем месте – защита работников от профессиональных рисков. Однако, даже на уровне типичного охрана труда представляет собой комплекс технических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических и организационных мероприятий, носящих мультидисциплинарный характер. Изучение всех этих вопросов в ходе формирования и поддержания профессиональных компетенций работников представляет собой определенные сложности из-за их многоплановости, мультидисциплинарности и системности.

Решение вопроса чему, сколько и как учить, нужно искать в целях обучения, а именно, в формировании профессиональных компетенций работников.

Из всех работников целесообразно выделить лиц, не участвующих в управлении охраной труда, от которых требуется соблюдение установленных другими лицами, в том числе их руководителями, норм и правил безопасного поведения и безопасного выполнения порученных им трудовых операций. Обучение таких лиц конкретно, практически ориентированно, неразрывно связано с навыками и организацией работ. Ведется оно по инструкциям, регламентам, правилам, положениям и иным локальным актам работодателя на работе, а зачастую и прямо на рабочем месте работника. При этом целесообразно при любом обучении таких лиц профессии уделить определенное внимание изучению охраны труда при данной профессии.

Вторую группу лиц составляют работники-руководители, которые должны уметь организовывать безопасное выполнение работ, обеспечивать безопасные условия труда. Часть общетеоретических знаний они должны получить в рамках получения ими основного профессионального образования (среднего, высшего, послевузовского), а большую часть – непосредственно у работодателя в соответствии со своими должностными обязанностями. Для этого в России действует 40-часовой курс обязательного обучения, а также система повышения профессиональной квалификации. При этом целесообразно при любом повышении квалификации таких лиц профессии уделить определенное внимание изучению охраны труда.

Третью группу лиц составляют лица, занятые охраной труда профессионально. Это так называемые специалисты по охране труда на предприятиях, эксперты сторонних организаций, оказывающих услуги по охране труда, управленцы органов власти и общественных объединений, ученые (разных дисциплин), конструкторы, проектанты и преподаватели.

Разнообразие компетенций, казалось бы, диктует огромное разнообразие учебных курсов, но на деле все они связаны между собой единой целью охраны труда – защитой работника от профессиональных рисков.

Наиболее легко осуществляется формирование содержательной части краткосрочного специального «курса» обучения конкретному вопросу. Иногда такой курс именуют по отраслевому признаку, например, «Безопасность и охрана труда в строительстве», что, впрочем, никак не раскрывает содержания обучения.

Другой подход состоит в формировании программ обучения по дисциплинарному признаку, например, эргономика, психология охраны труда, экономика охраны труда, гигиена труда и т.п.

Проблемы начинаются при организации относительно общих и длительных курсов - все ли упомянуто, не пропущено ли что-то важное и необходимое, все ли вопросы охраны труда охвачены.

Таким образом, встает задача структуризации и формализации описания ВСЕЙ ОХРАНЫ ТРУДА, и тем самым построения УНИВЕРСАЛЬНОЙ ОБЩЕЙ БАЗИСНОЙ ДЛЯ ВСЕХ ДРУГИХ ПРОГРАММ ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ, охватывающей ВСЕ ВОПРОСЫ охраны труда.

Такая универсальная Программа была нами построена в 2003 году, принята в Российской Федерации и Республики Казахстан, как базовая для обучения вопросам охраны труда. Многолетняя практика показала ее высокие пользовательские качества и удобство применения на практике. При этом все остальные программы (по длительности, направленности и содержанию обучения) можно строить на основе данной базисной Программы. Детальная структура и содержание отдельных вопросов этой Программы непрерывно развиваются нами и другими участниками образовательного процесса вот уже почти 10 лет, оставляя неизменными методологические принципы ее построения. Описывая ниже эту Программу, мы будем иметь в виду ее последний вариант – вариант весны 2012 года.

Программа сводит все многообразие сотен тысяч требований охраны труда, содержащихся в десятках тысяч нормативных документах, к четырем основным частям (разделам). Первые три части посвящены реализации основного принципа охраны труда - предотвращения случаев производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. Четвертая часть посвящена готовности к таким случаям, к минимизации их материальных (физических для производства и физиологических для работника) последствий, а также мерам социальной защиты пострадавших на производстве.

Первая часть, названная «Основы охраны труда в Российской Федерации», посвящена материальным, социальным, физиологическим, гигиеническим, техническим, юридическим, организационным и т.п. основам охраны труда, оценки, управления и защиты от профессиональных рисков, государственного (правового и институционального) регулирования деятельности работодателя по организации работ по охране труда его работников. Эта необходимая и достаточная по охвату конкретных вопросов часть Программы обеспечивает базу всех действий всех субъектов права в области охраны труда и состоит из следующих 8 тем: Трудовая деятельность и ее риски. Профессиональный риск и охрана труда. Основные принципы управления профессиональными рисками. Правовые основы охраны труда в Российской Федерации. Экономические основы охраны труда в Российской Федерации. Государственное регулирование в сфере охраны труда. Социальное партнерство в сфере охраны труда и организация общественного контроля. Обязанности и ответственность работников и должностных лиц по соблюдению требований охраны труда.

Вторая часть Программы «Организация работодателем работ по охране труда и по управлению профессиональными рисками» посвящена основам организации работ по охране труда на уровне работодателя: созданию и функционированию организационно-управленческих структур работодателя, системы управления охраной труда, социального партнерства, анализа профессиональных рисков на рабочих местах, в том числе в форме аттестации рабочих мест по условиям труда, организации обучения, инструктажей и стажировки, организации обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и т.п. Фактически в этой части Программы слушатели знакомятся с общей готовой «моделью» корпоративного управления охраной труда и управления профессиональными рисками. Данная часть содержит такие 11 тем как:

Обязанности работодателя по выполнению государственных нормативных требований охраны труда и обеспечению безопасных условий труда работников.

Системы корпоративного управления охраной труда и профессиональными рисками.

Документирование и документация по охране труда.

Инструкции по охране труда и по безопасному выполнению работ.

Оценка профессионального риска и аттестация рабочих мест по условиям труда.

Основы предупреждения случаев производственного травматизма и острых профессиональных заболеваний.

Основы профилактики хронических профессиональных заболеваний.

Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты.

Организация повышения профессиональной компетентности работников по охране труда и безопасности производственной деятельности.

Социально-психологические методы управления поведением и мотивацией работников на соблюдение требований охраны труда, безопасный руд и защиту от профессиональных рисков.

Оценка соответствия деятельности работодателя по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Третья часть Программы «Специальные вопросы обеспечения требований охраны труда работников на рабочих местах и безопасности производства работодателя с учетом его отраслевой специфики» объединяет специальные (преимущественно технические и санитарно-гигиенические) вопросы организации работ по обеспечению безопасных условий труда работников на рабочих местах. В нее входят органически связанные с охраной труда работника вопросы технологической, конструкционной, транспортной, пожарной, электроэнергетической, радиационной и т.п. безопасности. Фактически в этой части Программы слушатели знакомятся со средствами коллективной защиты (в расширенном смысле) работников, с такими 9 темами как:

Организация безопасных условий труда на рабочем месте с учетом отраслевой специфики производственной деятельности работодателя (с разбивкой на модули: Рабочее место как важнейший фактор условий труда и защиты от профессиональных рисков. Трудовой процесс как важнейшей фактор условий труда и защиты от профессиональных рисков. Обеспечение безопасных условий труда на рабочих местах при работе на ПЭВМ (компьютере)).

Основные факторы производственной среды и средства коллективной защиты работников от их неблагоприятного воздействия (с разбивкой на модули: Микроклимат производственной среды. Воздушная среда на рабочем месте. Проветривание производственных помещений и рабочих зон. Производственное освещение. Вибрация и защита от нее. Шум, ультра- и инфра- звук и защита от них. Неионизирующие излучения электромагнитной природы и защита от них. Ионизирующих излучения и защита от них.)

Организация безопасного производства работ с повышенным профессиональным риском с учетом отраслевой специфики производственной деятельности работодателя (с разбивкой на модули: Основные требования охраны труда при погрузочно-разгрузочных работах, перемещении и складировании (размещении) грузов. Основные требования охраны труда при выполнении работ на высоте. Основные требования охраны труда при выполнении земляных работ. Основные требования охраны труда при выполнении электрогазосварочных работ. Основные требования охраны труда при эксплуатации ручного электроинструмента и пневмоинструмента. Обеспечение безопасности работ с повышенной опасностью, требующих оформления наряда допуска.)

Техническое и организационное обеспечение безопасности производственной территории и помещений, контролируемых работодателем (с разбивкой на модули: Требования безопасности к производственным территориям, участках выполнения работ, проходам и проездам. Требования безопасности к зданиям и сооружениям. Приемка новых и реконструированных объектов производственного назначения.)

Техническое и организационное обеспечение безопасности производственных процессов с учетом отраслевой специфики производственной деятельности работодателя (с разбивкой на модули: Общие понятия о производственных процессах и обеспечении их безопасности. Безопасная эксплуатация производственного оборудования, инструмента, приспособлений и инвентаря, предохранительных и оградительных устройств.)

Основные требования охраны труда при эксплуатации опасных производственных объектов (с разбивкой на модули: Основные мероприятия по обеспечению требований охраны труда при эксплуатации сосудов под давлением и баллонов, заполненных сжатыми и сжиженными газами. Основные мероприятия по обеспечению требований охраны труда при эксплуатации подъемных механизмов. Совместное обеспечение требований охраны труда и промышленной безопасности на опасных производственных объектах. Государственная регистрация потенциально опасных химических и биологических веществ.)

Основные требования охраны труда при эксплуатации электроустановок и по обеспечению электробезопасности (с разбивкой на модули: Основы электробезопасности. Основные технические меры по обеспечению электробезопасности. Основные организационные меры по обеспечению электробезопасности.)

Основные требования охраны труда при эксплуатации транспортных средств и самоходного оборудования (с разбивкой на модули: Основы безопасности дорожного движения. Организация работодателем работ по управлению безопасностью дорожного движения и профилактике дорожно-транспортного травматизма. Обеспечение охраны труда и безопасности при перевозке грузов, людей и животных.)

Основные меры по обеспечению пожарной безопасности (с разбтвкой на модкли: Основы пожарной безопасности. Основные мероприятия противопожарной защиты.)

Таким образом, организация предупреждения случаев производственного травмирования и профессионального заболевания работников исчерпывающе и логически строго рассматривается в Программе на трех уровнях: государства (общества), работодателя, рабочего места и дает необходимые знания для реализации первого фундаментального принципа обеспечения безопасности – ПРОФИЛАКТИКИ или ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ профессиональных рисков.

Четвертая часть Программы «Организация готовности к ликвидации и минимизации последствий неблагоприятных событий, а также к социальной защите пострадавших на производстве» посвящена мерам по реализации второго фундаментального принципа обеспечения безопасности – МИНИМИЗАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ - вопросам социальной защиты пострадавших на производстве: социальному страхованию от профессиональных рисков, расследованию несчастных случаев и профессиональных заболеваний, оказанию пострадавшим первой медицинской помощи. Эта часть Программы состоит из таких 6 тем как: Организация готовности к ликвидации и минимизации последствий аварий. Организация оказания первой помощи пострадавшим на производстве. Правовые принципы возмещения причиненного вреда. Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве. Порядок расследования и учета профессиональных заболеваний.

Все учебные вопросы расписаны в Программе более детально (не приводятся из-за большого объема), что, во-первых, позволяет сделать обучение в огромной стране стандартизированным и единообразным, а, во-вторых, делает проверку качества обучения стандартизированной и прозрачной.

Рассмотренные выше четыре части Программы могут иметь разную длительность – 4 части по 15 мин информационного изложения – 1 час; 4 части по 1 часу – занятия до обеда, после обеда, после работы, в выходные дни; 4 части по 2 часа – занятия полный рабочий день; 4 части по 1 дню (36 часов занятий – один образовательный кредит) - хорошо соотносятся недельным циклом обучения – 4 дня обучения 4 частям Программы и 5 день – на консультации, тестирование, собеседование, проверку знаний; 4 части по 2 дня обучения – 72 часовая программа повышения квалификации.

Обучающие организации на основе настоящей Примерной программы разрабатывают и утверждают рабочие программы обучения по охране труда, а также проводят разбивку тем по часам аудиторных занятий с учетом специфики производственной деятельности работодателя и категории отдельных категорий обучаемых лиц. Глубину изложения отдельных тем и вопросов задает преподаватель исходя из специфики интересов обучающихся.

На основе этой программы нами были разработаны Примерная Программа обучения руководителей и специалистов, программы повышения квалификации по наиболее актуальным темам, например, «Системное управление профессиональными рисками», «Системы корпоративного управления охраной труда», «Оценка профессиональных риском методами аттестации рабочих мест по условиям труда»; программы профессиональной переподготовки (более 500 часов и более 1000 часов), а также Федеральные государственные требования к таким программам. Вершиной использования данной универсальной Программы стало ее использование при разработке формулировок Федерального государственного образовательного стандарта новой специальности «Охрана труда и управление профессиональными рисками», полностью воплотившим компетентностный подход к организации и содержанию обучения по охране труда.

Подчеркнем, что ПОЛНОЕ СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ всей охраны труда в Программе позволяет использовать ее структуру при построении информационных баз данных, упорядочивая и облегчая поиск пользователю.

На основе данной Программы написаны и успешно применяются в обучении десятки учебных пособий, как по общему курсу, так и по отдельным вопросам, созданы дистанционные курсы обучения.

Программа легко инкорпорирует национальные особенности организации охраны труда, оставляя неизменные общие для всех стран и народов технические и естественно научные основы охраны труда, может служить ЕДИНЫМ МИРОВЫМ СТАНДАРТОМ минимума содержания обучения вопросам охраны труда и тем самым способствовать распространению наилучших практик охраны труда в жизнь.