Учить всегда! Высшее образование без курса по безопасности труда? Е. Б. Сугак (№2, 2012)

Скачать выпуск "Безопасность и охрана труда" №2 2012

Учить всегда!

Высшее образование без курса по безопасности труда?

Е. Б.Сугак,

Доцент, канд. техн. наук, профессор Московского государственного строительного университета, заместитель заведующего  кафедрой  Технического  регулирования

 

Строительная отрасль, как известно, относится к числу наиболее травмоопасных сфер производственной деятельности. Повышенная опасность строительного производства должна сопровождаться адекватными ответными действиями на сложившуюся ситуацию со стороны государства и общества. В том числе со стороны образовательных учреждений разного уровня, готовящих кадры для данной отрасли. Учебные программы курсов, содержащих вопросы безопасности труда, следует ориентировать на разные категории обучающихся: для профессионально-технических училищ акцент делается на безопасное выполнение рабочих операций в соответствии с инструкциями, для колледжей и техникумов – на исполнение нормативных документов по безопасности технологических процессов в строительстве. Главной задачей высших учебных заведений, по нашему мнению, является формирование у студентов - будущих специалистов - современной культуры безопасности труда, новой философии управления производственной деятельности, основанной на безусловном приоритете вопросов безопасности, на познании современной модели охраны труда, разработанной американским специалистом Г.-У.Гейнрихом и успешно реализуемой развитыми странами последние 40 лет [ 1 ].

В нашей стране  на сегодня  приняты ряд законодательных и нормативных актов, ратифицированы некоторые конвенции Международной организации труда, которые создают правовую базу для перехода на современную систему управления охраной труда, основанную на выявлении и управлении профессиональными рисками. Заседание Правительства России 27 октября 2011 года, посвященное проблемам безопасности труда, выступление на нем председателя Правительства Путина В.В. и министра Голиковой Т.А., принятые на нем решения должны придать процессу реформирования дополнительное ускорение.

К сожалению, пакет правильных и современных по идеологии законодательных и нормативных документов не приносит позитивных результатов. Главная причина состоит в том, что специалисты  и  руководители  предприятий, работники исполнительной и законодательной власти в большинстве своем  не знают, как  реализовать правильные  решения по реформированию трудоохранной деятельности, хотя чувствуется озабоченность сложившейся ситуацией и стремление её исправить. Наблюдается громадный дефицит информационно-методического обеспечения той деятельности, которая  позволит создать и  на предприятии, и в государстве, и в общественных организациях современную систему охраны труда. В значительной степени успех процессу реформирования должна оказать грамотная учебная программа по современной модели охраны труда для студентов высших учебных заведениях, которая поможет устранить ряд устойчивых заблуждений в головах специалистов-практиков и  руководителей  производственных  коллективов.

Заблуждение 1. Несчастные случаи происходят из-за нарушения правил техники безопасности, в которых чаще всего виновен сам пострадавший. Современная трактовка другая: несчастные случаи в подавляющем большинстве происходят по объективным причинам, вследствие проявления опасностей и вредностей производственной среды. Следовательно, надо повышать безопасность техники и технологии, создавать объективный фактор безопасности. И первым шагом в этом направлении является аттестация рабочих мест по условиям труда.

Заблуждение 2. Существуют трудности с реализацией  мероприятий по улучшению производственной среды. На самом деле технических трудностей не существует, уровень современной техники таков, что можно решить задачу любой сложности. Сложности возникают у  работодателя с принятием решения по финансированию мероприятий по охране труда. Поэтому, главная фигура в этом  процессе – работодатель, в первую очередь ему следует помогать формировать философию современной безопасности труда.

Заблуждение 3. Использование средств  индивидуальной защиты являются эффективными мерами повышения безопасностями. На самом деле наоборот – самыми неэффективными. Они не  уменьшают опасности, но ухудшают удобство работы, провоцируют работника к  изъятию этих средств, снижают производительность и  качество  работы.

Существуют на практике и другие устойчивые заблуждения, мешающие внедрению  современной  систем охраны  труда.

К сожалению, использование новых учебных программ по безопасности труда препятствует позиция Минобрнауки. Уже более 10 лет в учебных планах высшего профессионального образования отсутствует дисциплина «Охрана труда». Вместо нее по настоянию Министерства по чрезвычайным ситуациям в образовательные стандарты включена дисциплина «Безопасность жизнедеятельности», состоящая из курсов Гражданской обороны, Защиты окружающей среды и Охраны труда. При этом трудоемкость новой дисциплины не изменилась, как и прежде она составила один  учебный  семестр. Последняя Примерная программа дисциплины БЖД, рекомендованная Минобрнауки в 2010 году, вообще  не содержит термина «охрана труда», а тематика безопасности труда урезана до минимума. На полемику по этому вопросу в средствах массовой информации  [2, 3] Научно-методический Совет по БЖД озвучил  позицию Минобрнауки, подтвердив неизменность принятых ранее решений.. Пассивно относилось к этой проблеме Минздравсоцразвитие, может новое Министерство труда и социальной защиты попытается  пролобировать возврат  дисциплины «Охрана труда» в вузовскую программу?  Иначе будущие выпускники по Стандарту высшего образования 3—его поколения придут на производство с багажом старых знаний и умений, устаревших представлениях  о методах  и  средствах  обеспечения  безопасности  труда.

  Литература:

1.Сугак Е.Б. Общие вопросы охраны труда: инновационные решения; учеб. пособие. М., АСВ, 2009

2.Сугак Е.Б. Оставлять или реформировать? Охрана труда и социальное страхование. №11, 2010, с.41-45.

3. Сугак Е.Б. Опасная беспечность с безопасностью. Охрана труда и техника безопасности в строительстве. №3, 2011, с. 15-18