Саморегулирование в обучении охране труда. Н. Р. Абрамов (№2, 2012)

Скачать выпуск "Безопасность и охрана труда" №2 2012

САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБУЧЕНИИ ОХРАНЕ ТРУДА

Н.Р. Абрамов,

Директор по развитию Саморегулируемой организации Некоммерческое Партнерство «Национальное общество аудиторов трудовой сферы»,

к. т. н. (Москва)

На сегодня в более чем в 70 субъектах РФ действуют порядка 2200 аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, половина из которых относится к обучению работодателей и работников вопросам охраны труда. Необходимость развития рынка оказания услуг определяют негативные данные состояния производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в Российской Федерации. Несмотря на некоторую стабилизацию роста несчастных случаев на в последние годы, их относительное количество значительно хуже по сравнению с данными ведущих стран мира.   Отчасти это связано с уменьшением численности персонала в базовых видах экономической деятельности. Задача всех заинтересованных организаций – совершенствование мониторинга состояния безопасности и условий труда и на его основе принятие адекватных мер по его улучшению.

Обучение работодателей и работников вопросам охраны труда в соответствии со статьей 225 Трудового кодекса – важный инструмент, позволяющий через знания и соблюдение требований охраны труда влиять на положение безопасности и условий труда работников. Для исполнения возложенных трудовым законодательством обязанностей работодатели, особенно в среднем и малом предпринимательстве, нуждаются в привлечении организаций, оказывающих услуги в области охраны труда и аккредитованных в установленном порядке.

Проектное законодательство планирует введение регламентации и усиления ответственности за исполнение своих функций работодателями, в том числе, увеличением штрафов за необучение  и допущение необученных работников к трудовым обязанностям.  Разделение сфер влияния очевидно – работодатель обязан организовать проведение обучение руководителей и работников, а за качество оказания услуг по обучению охране труда должны отвечать обучающие организации.

Важным направлением в этой деятельности является саморегулирование в области охраны труда, институт которого на базе первой и крупнейшей Саморегулируемой организации Некоммерческое Партнёрство «Национальное общество аудиторов трудовой сферы» (далее – Партнерство)  объединяет более 210 аккредитованных организаций и 120 их филиалов в 70 субъектах РФ. Такое бизнес-сообщество в области охраны труда действует по единым стандартам и правилам предпринимательской и профессиональной деятельности, имеет соответствующий контроль их деятельности и оказание консультационной и методической помощи. Саморегулирование в области охраны труда в настоящее время получает развитие и набирает обороты.

В инновационном обществе охрана труда должна отвечать запросам времени. Россия конкурирует на мировом рынке, конкуренция обостряется, организации, компании и корпорации должны соответствовать международным нормам, в том числе по безопасности и условиям труда. Отчасти на это направлен новый Порядок обучения работодателей и работников вопросам охраны труда, вводимый на федеральном уровне.

Качество оказания услуг по организации и проведению обучения охране труда должно соответствовать вызовам времени и способствовать перелому негативной статистики состояния безопасности и условий труда работников. Как говорится, кто обучен, тот вооружен и защищён.

Большое внимание должно уделяться анализу состояния качества оказания услуг по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда. Представим такое исследование в рамках саморегулируемой организации (СРО). Аналитической обработкой охвачено 33 обучающие организации-члены Партнерства, представившие отчеты и представляющие своего рода социологической выборку. 

Повышение квалификации в 2011 году прошли 70 преподавателей обучающих организаций (11 %), из них штатные преподаватели – 28 (11 %), что говорит о недостаточном охвате повышением квалификации  преподавательского состава обучающих организаций.

Обучающие организации использовали в учебном процессе 154 программы, или в среднем 6 программ на 1 обучающую организацию. Использовано 740 пособий (в среднем 46 на 1 обучающую организацию), из них 617 собственных.

Ниже представлены рисунки, иллюстрирующие показатели обучения охране труда в рамках организаций, входящих в СРО.

Формирование конкурентной среды определяет формирование общенационального рынка оказания услуг. Но при этом будут усиливаться проверки со стороны Роструда,  продолжение мониторинга рынка оказания услуг по организации и проведению обучения охране труда  саморегулируемой организацией (СРО). Процедура усиления контроля совершенствуется.

Оказание услуг на рынке охраны труда должно иметь качественную основу и подлежит контролю качества. Такой аудит деятельности по обучению осуществляется силами контрольной комиссии Партнёрства на основе Устава и внутренних документов Партнёрства, представленных на сайте www.trud-audit.ru.

Основными направлениями проверки в 2012 году являются:

  • анализ соответствия сроков, объема и качества выполненных членом Партнерства работ по оказанию услуг в области охраны труда (обучение работодателей и работников вопросам охраны труда), материально-технической базе, кадровому и преподавательскому составу члена Партнерства, организации и проведения учебного процесса;

  • проверка достоверности представленных членом Партнерства отчетных данных;

  • качество обучения работодателей и работников вопросам охраны труда.

    К началу проверки член Партнерства готовит сводную информацию о выполненных в 2011 и 2012 гг. (по отдельности) договорах по оказанию услуг в области обучения работодателей и работников вопросам охраны труда.

    В эту информацию входят:

  • количество выполненных договоров;

  • совокупный объем работ, тыс. руб.;

  • список работников, непосредственно занимающихся оказанием услуги с указанием ФИО и должности работника, формы договора (трудовой договор или гражданско-правовой договор), стажа работы в заявленном виде деятельности;

  • перечень программ обучения по охране труда;

  • количество учебных помещений, их площадь, предельная заполняемость;

  • по каждому выполненному договору оказания услуг в области охраны труда проверяемая организация предоставляет комиссии документы, оформляемые обучающей организацией, в соответствии с постановлением Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13.01.2003 № 1/29:

    • протоколы заседания комиссии по проверке знаний требований охраны труда работников;

    • журналы обучения по темам с подписями преподавателей.

      Сведения приводятся по состоянию на начало проверки. Перечень вопросов применительно к каждой проверке может быть уточнен.

      При наличии обособленных подразделений (филиалов) сводная информация готовится с разбивкой по филиалам.

      Одновременно, при необходимости, член Партнерства готовит перечень вопросов, требующих решения на федеральном уровне для развития системы обучения, предложения по совершенствованию деятельности Партнерства.

      В процессе проверки комиссия:

  • анализирует первичные документы, подтверждающие достоверность подготовленных проверяемой организацией обобщенных сведений о материально-технической базе и кадровом составе члена Партнерства, предусмотренных настоящим Временным регламентом;

  • проводит расчеты по оценке соответствия количества аттестованных рабочих мест (обученных работодателей и работников) материально-технической базе и кадровому составу;

  • проверяет достоверность представленных в Партнерство отчетных данных;

  • дает рекомендации члену Партнерства по совершенствованию работы и повышению качества оказания услуг в области охраны труда.

    В акте проверки дополнительно отражаются выводы комиссии о:

  • соответствии (несоответствии) сроков, объема и качества, выполненных членом Партнерства работ по оказанию услуг в области охраны труда материально-технической базе и преподавательскому составу члена Партнерства;

  • достоверности представленных членом Партнерства отчетных данных;

  • экономической обоснованности расходов обучающей организации;

    В случае выявления нарушений членом Партнерства и при выявленном несоответствии сроков, объема и качества, выполненных членом Партнерства работ по оказанию услуг в области охраны труда материально-технической базе и кадровому составу члена Партнерства материалы проверки могут быть переданы в Дисциплинарный комитет Партнерства для применения в отношении члена Партнерства мер дисциплинарного воздействия.

Итоги проверки будут подведены на годовом собрании членов Партнёрства в декабре 2012 года.

ВЫВОДЫ.

1. Представленный аналитический материал выполнен на основе отчетов организаций – членов Партнерства, оказывающих услуги в области обучения охране труда, которые можно рассматривать как представительную выборку.

2 Объёмы оказания услуг, стоимость обучения, преподавательский  состав организаций, оказывающих услуги в области охраны труда крайне разнородны. Так, разброс количества организаций (работодателей), которым оказаны услуги по обучение колеблется от 34 до 1775,  разброс численности штатных преподавателей - от 3 до 33 человек. Соответственно, значительно отличается и объем оказанных услуг. Например, при среднем значении объема выполненных обучающей организацией работ около 3 млн. рублей разброс составляет от 62 тысяч рублей до почти 15,6 млн. рублей. Соответственно, при среднем количестве обученных человек около 1890, разброс составляет от 116 до 5750 человек на одну обучающую организацию. При средней стоимости обучения 1 человека 1920 рублей разброс составляет от 800 руб. до 3000 руб.

3. Организации, оказывающие услуги в области обучения охране труда неравномерно распределены по субъектам Российской Федерации. Выделяются субъекты с малочисленными организациями, оказывающими услуги. Это характерно для членов Партнерства, аналогичная картина и в целом по России.

4. Анализ деятельности по обучению охране труда позволяет выявить типичные проблемы на данном рынке:

- несоответствие по ряду организаций сроков, объемов и качества выполненных работ по оказанию услуг в области обучения охране труда, материально-технической базе и преподавательскому составу организации;

- кадровая недостаточность и неукомплектованность штатным составом отдельных организаций;

- отсутствие единых требований к специалистам и преподавателям организаций, оказывающих услуги в обучении охране труда;

- необходимость совершенствования системы повышения квалификации руководителей и преподавателей организаций, оказывающих услуги по обучению;

- недостаточное наличие и использование программных продуктов, стандартов, методик, пособий и т.п., соответствующих современным требованиям;

- предоставление недостоверной информации, сокрытие информации.

5. Требуется разработка на данном этапе в рамках СРО стандарта по организации и проведению обучения работодателей и работников вопросам охраны труда в соответствии с новым Порядком обучения, вводимом на федеральном уровне.

6.      Саморегулирование в области охраны труда развивается, все большее число организаций доверяет этому институту, что несомненно будет способствовать развитию системы оказания услуг в области охраны труда, включая обучение работодателей и работников вопросам охраны  труда.