Береги дело смолоду. Обучение охране труда лицеистов ГКОУ «Волгоградский лицей». В. А. Сенченко (№2, 2012)

Скачать выпуск "Безопасность и охрана труда" №2 2012

Береги дело смолоду.

Обучение охране труда лицеистов ГКОУ «Волгоградский лицей»

В.А.Сенченко, ведущий инженер по охране труда ТЦТЭ №4 Макрорегионального филиала «Юг» ОАО «Ростелеком» (г.Волгоград)

Волгоградский мужской педагогический лицей – это авторская школа Народного учителя СССР Ф.Ф. Слипченко. Федор Федорович Слипченко вот уже на протяжении более 20 лет ее идейный вдохновитель и генеральный директор этого лицея.

В лицее формируется личность будущих учителей мужчин, способных в условиях рыночной экономики воспитывать крестьянина, хозяина земли, что способствует решению проблемы комплектования педагогических кадров для сельских школ Волгоградской области.

Учитывая потребность региона в квалифицированных кадрах учителей - мужчин для сельских школ, лицей решает задачи формирования здорового образа жизни учащихся, воспитания, обучения и ориентации на профессию педагога юношей, постоянно проживающих в сельской местности Волгоградской области, способных воспитать сельского жителя, крестьянина-труженика, хозяина земли.

Содержание образования лицея обеспечивает возрождение социальной категории России «народный учитель», которая трудом и здоровым образом жизни способствует       повышению       культурно-интеллектуального потенциала современного села. Лицей разрабатывает и реализует специальные, в том числе авторские, учебные планы и программы, позволяющие лицеистам получить углубленное общее среднее образование профессионально-педагогической ориентации и направленности. Разработаны и успешно реализуются совместно с педуниверситетом сквозные образовательные программы по базовым предметам и профилям, а также дополнительный развивающий блок учебного плана - «мир увлечений». Центральную роль в системе образования играет метапредмет «Практическая педагогика» - авторский курс Ф.Ф. Слипченко - это эстафета мудрости и профессионально-педагогического опыта предшествующих поколений, это зов времени, школа жизни. Курс практической педагогики способствует формированию личности учителя на допрофеесиональном этапе, готовит лицеистов к получению квалификации «воспитатель».

В ГОУ « Волгоградский лицей» охране труда уделяется повышенное внимание не только из – за того, что это требование законодательных норм, но и потому что культуру безопасности труда необходимо воспитывать с малых лет, так как будущий сельский учитель должен нести культуру безопасности труда в наиболее травмоопасную отрасль России  как сельское хозяйство.

Уровень производственного травматизма в сельском хозяйстве в настоящее время продолжает оставаться на уровне таких травмоопасных отраслей народного хозяйства, как строительство, лесное хозяйство и обрабатывающая промышленность. По данным Росстата в Российской Федерации в сельском хозяйстве регистрируется ежегодно более 4,0 тысяч несчастных случаев с тяжелыми последствиями (это трудовые увечья и временная нетрудоспособность более 60 дней). А так же огромное количество несчастных случаев имеющих легкое повреждение здоровья, и которые не регистрируются совсем. По оценкам экспертов одним из факторов несчастных случаев на производстве – это низкая культура безопасности труда в сельском хозяйстве.

Так как будущий сельский учитель будет  своим примером и своими знаниями в сельскую жизнь нести культуру безопасности труда, поэтому будущий сельский педагог в процессе обучения в ГКОУ «Волгоградский лицей» должен получить необходимые знания в области охраны труда. Чтоб на подсознательном уровне у него закладывалось культура безопасности учебы и труда и в последствии, чтоб будущий педагог мог притворить в жизнь в своей школе эту культуру безопасности. Что явно скажется в последствии на общем производственном травматизме в сельском хозяйстве Волгоградской области. Если даже он не станет сельским учителем, он все равно реализует этот багаж знаний на своем рабочем месте.

На всеобщее обсуждение и рассмотрение выносится программа обучения требованиям охраны труда, которую можно внедрить в процесс обучения лицеистов в качестве факультативных занятий. В обучении охраны труда предлагается задействовать руководителей и специалистов лицея, которые непосредственно участвуют в системе управления охраной труда лицея. Чтобы на отведенных занятиях лицеист мог получить информацию по реальной работе проводимой в области охраны труда в лицеи.

 Настоящая программа обучения по охране труда для лицеистов разработана на основании ГОСТ 12.0.004.-90 «Организация обучения безопасности труда», с целью формирования у обучающихся теоретических и практических навыков в области охраны труда. Будущий учитель будет  своим примером и своими знаниями нести культуру безопасности труда, поэтому будущий педагог в процессе обучения должен обрести  теоретические и практические навыки безопасных условий труда. Чтоб со школьной скамьи у лицеистов закладывалась культура безопасности учебы и труда и в последствии, чтоб будущий педагог мог претворить в жизнь в своей школе эту культуру безопасности. Что в данных социально – экономических условиях в Российской Федерации очень важный фактор.