Ступени. Управление профессиональной компетентностью работников средствами обучения вопросам охраны труда при переходе к управлению профессиональными рисками. Г. З. Файнбург (№2, 2011)

Скачать выпуск "Безопасность и охрана труда" №2 2011

Ступени

Управление профессиональной компетентностью работников

 средствами обучения вопросам охраны труда при переходе к управлению

профессиональными рисками

 

Г.З. Файнбург, доктор технических наук, профессор

Директор Института безопасности труда, производства и человека

Пермского государственного технического университета

 

Практика неутешительна: существенной доли всех опасных происшествий, несчастных случаев и аварий мы могли избежать, если бы виновные или не сумевшие их предотвратить работники были бы надлежащим образом обучены и обладали профессиональной компетентностью, соответствующей сложности и опасности выполняемой ими работы.

Напомним, что под профессиональной компетентностью

 работника по охране труда понимают его способность, безопасно выполнять порученную работу, опираясь на имеющиеся знания, умения, навыки. Заметим: чем выше профессиональная компетентность работника, тем он более способен и расположен к принятию правильных решений и их осуществлению; при этом он способен брать на себя и нести ответственность за свои действия. Вот почему работодатель предпочитает иметь профессионально компетентных работников (к сожалению, чаще всего ему хочется получить уже готового работника, сманив его у конкурента, не затратив времени и средств на развитие его профессиональной компетентности).

«По Сеньке и шапка»

Всем ясно, что разная работа требует различной компетентности. Да, информированности о возможных опасностях и условиях труда на рабочем месте, знания приемов безопасного труда, умения при необходимости оказать себе или товарищу первую помощь вполне достаточно для большинства работников, не занятых управлением от лица работодателя и выполняющих трудовые обязанности по оживлению своей трудовой функцией того или иного необходимого работодателю производственного процесса.

А вот для должностных лиц работодателя — линейных руководителей и специалистов — этого уже явно недостаточно: им отвечать за безопасный труд других лиц и безопасность производственной деятельности работодателя в целом.

Еще большее требуется от специалистов по охране труда — профессионализм в решении всех (зачастую очень сложных) проблем безопасности производства, с которыми постоянно на практике сталкиваются и работники и работодатель. Более того, такие специалисты в организациях, занятых оказанием услуг по охране труда, должны иметь максимально возможный уровень профессиональной компетентности (недаром их называют экспертами и учителями/преподавателями!).

Такое совершенно естественное, фактически существующее, но формально и в явном виде почти нигде не закрепленное разделение функциональных обязанностей работников по критерию «место и роль в выполнении требований охраны труда порождает три основных группы обучаемых работников, что в свою очередь вызывает связанные с ними три основных уровня профессиональной компетентности. Возникает «пирамида профессиональных компетенций», связанная с пирамидой содержания обучения, где от всех без исключения работников требуется освоение первого «исполнительского» уровня обучения (мы не говорим сейчас о формах обучения), где от руководителей и специалистов дополнительно к «исполнительскому» уровню требуется еще и освоение «управленческого» уровня и где от специалистов по охране труда дополнительно к двум нижним уровням требуется освоение «профессионального» уровня.

Стоит заметить, что эти «группы» обучаемых могут быть подвергнуты и дальнейшему — более детальному — делению и дифференциации.

Чему и как учить конкретного работника?

Веер возможного содержания, форм и типов обучения образуется палитрой всевозможных профессиональных компетенций, требуемых для безопасного выполнения трудовой функции. Огромным числом разнообразных трудовых функций 60 млн застрахованных наемных работников порождается не меньшее разнообразие необходимых компетенций, а, следовательно, и содержания обучения охране труда. Определение содержания обучения каждого конкретного работника

может выполнить только работодатель, потому как только он знает, для решения каких конкретных производственных задач был нанят данный человек и какие трудовые функции вменены ему в обязанность выполнения. Поэтому обучение охране труда должен организовывать и проводить лично работодатель — как своими собственными силами, так и привлекая со стороны либо «преподавателей» (инструкторов, наставников и т. п.), либо «обучающие организации» (образовательные учреждения различных типов).

Организационно именно так решаются все вопросы в рыночной экономике — так же мы должны решать и вопросы обучения охране труда.

Следует учесть, что при организации обучения на работодателя не могут не влиять важные организационные и непосредственно связанные с ними экономические соображения. Появляются вопросы: Как долго учить? (час или два, смену, день, неделю, месяц, год…),

Как сочетать работу и обучение? (без отрыва от производства во внерабочее время; формально без отрыва от производства во время работы, отрывая фактически человека от выполнения его прямых трудовых функций; с частичным отрывом от производства, т. е. часть

рабочего времени дня; с полным отрывом от производства), В какой форме обучать? (в форме инструктажа или отдельного курса, стажировки), В каком формате учить? (в аудитории с живым преподавателем и группой; индивидуально, дистанционно в режиме «он-лайн» с живым преподавателем, или самостоятельно, индивидуально на «тренажере», дистанционно с «обучающей

системой» и т. п.), Где территориально учить? (у себя или в аудиториях обучающих организаций). Этот перечень может быть продолжен, но чем «проще» обучение, чем оно короче, тем больше работодатель заинтересован обучать работника своими собственными силами, тем более что свои работники, занятые таким обучением, гораздо лучше кого бы то ни было знают, о чем говорят и чему учат.

 

 

Рамки минимального обучения

Очень важно в рассматриваемых вопросах еще и то, что право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, является конституционным, и работодатель должен придерживаться при обучении каких-то ≪рамок≫ и ≪минимумов≫, очерченных законами и иными нормативными актами. И, наконец, работодателю должна быть оказана ≪централизованная≫ методическая помощь для организации требуемого законом обучения и созданы условия для нее. Вот почему общество в лице государства должно очертить рамки обязательного минимума обучения и возможных форм его реализации.

Рассмотрим далее требуемое практикой и необходимое для обязательного закрепления в нормативных документах как ≪должное/обязательное≫ на конкретном примере. Пусть некий человек — будущий работник — приходит на работу по найму к работодателю. Эту ситуацию мы будем рассматривать исключительно с позиции обеспечения безопасности труда и производства, а

также с позиции требуемой профессиональной компетенции и обучения этого человека.

Во-первых, к его образованию и профессиональному опыту работодателем должны быть предъявлены определенные требования, зависящие от характера производства и трудовой функции, для выполнения которой и нанимается данный работник. Например, водитель должен быть водителем, а руководитель на шахте — горным инженером, специалист по охране труда — человеком с правом профессиональной деятельности в сфере охраны труда и т. п. Эта в чем-то ≪изначальная≫ профессиональная компетентность должна быть где-то официально получена и каким-то документом (установленного государственными органами образца) удостоверена. Она может быть подтверждена и другими (уже не обязательного характера) документами, например,

сертификатами профессиональной пригодности, полученными в какой-либо независимой и добровольной системе аккредитации или сертификации. Именно поэтому на ряд рабочих мест работодатель принимает лишь тех, кто имеет право работать здесь (это действует и сейчас, но должно быть еще более четко и жестко зафиксировано законом).

Во-вторых, каждый работник должен пройти вводное обучение и получить общее представление об охране своего труда и мерах обеспечения безопасности производства у данного работодателя — проще всего это сделать (что и делается) в виде вводного инструктажа и _______первичного инструктажа на рабочем месте. И так должно быть для всех, всегда и везде!

Заметим, что традиционно используемой формулировке фактически предполагается тождество ≪рабочего места≫ как юридического понятия (выполняемая трудовая функция), и ≪рабочего места≫ как физического места работы (местонахождения) в рабочей зоне. В большинстве своем для стационарных рабочих мест различия юридического и физического рабочего места не существенны, однако не все рабочие места являются стационарными. Более того, практика показывает, что уровень смертельного травматизма на нестационарных рабочих местах почти в два раза превышает тот же уровень на стационарных рабочих местах, и это связано с ≪изменениями≫ в условиях труда в пространственно разных местах, которые могут быть учтены только обученным работником.

Вот здесь-то и появляется необходимость в специальном виде инструктажа, который знаком нам как целевой инструктаж. Он должен стать обязательным для всех работ с повышенным уровнем профессионального риска, и, в первую очередь, для всех работ на нестационарных рабочих местах. Поскольку условия труда (например, технологический процесс) могут изменяться, то необходимо предусмотреть внеплановый (внеочередной) инструктаж, который проводится по мере необходимости и изменений в условиях труда. И, конечно, он должен проводиться по решению самого работодателя. Кстати, по нашему мнению, при итогам аттестации каждого рабочего места следует проводить внеочередной инструктаж работника, в ходе которого тот будет ознакомлен с самыми свежими данными по условиям своего труда и по мерам безопасности, которые он должен выполнять для эффективной защиты своего организма от профессиональных рисков.

И, наконец, поскольку знания, полученные при обучении, со временем забываются, то на стационарном рабочем месте нужно периодически проводить повторный/плановый инструктаж. (Что, кстати, и делается на практике.)

В третьих, практика давно уже показала, что одними лишь средствами инструктажа невозможно обучить работника во всех случаях работать безопасно, поэтому работодатель должен дифференцированно подходить к разным категориям работников и разным условиям труда и продолжить при необходимости такое обучение — эта необходимость зависит от характера трудовых функций конкретного человека. Так, характер профессиональных компетенций работников рабочих профессий зависит от характера условий труда, напряженности трудового процесса, связанных с характером производственного оборудования, процессов и выполняемых работ. Поэтому применительно к условиям своего труда все они должны овладеть безопасными приемами выполнения своих трудовых функций (на стационарных и нестационарных рабочих местах) и основами оказания первой помощи пострадавшим.

А вот характер профессиональных компетенций руководителей и специалистов, занятых управлением, зависит в большей мере не от их личного труда, а от характера производства, поэтому они должны овладеть приемами организации безопасных условий труда в руководимых ими подразделениях и основами оказания первой помощи пострадавшим.

Но как этому учить? Здесь, по нашему мнению, нужно разделять общую для многих часть обучения и специальную, зависящую от определенной трудовой функции. В принципе, любого работника можно учить либо коллективно в рамках специального курса охраны труда, либо индивидуально в рамках стажировки на рабочем месте. А можно и так, и так, поскольку стажировка закрепит знания и умения, полученные при прохождении курса обучения. Заметим, что вопросам обеспечения безопасности труда, правильным и безопасным приемам труда работников рабочих профессий можно — и преимущественно нужно — учить во время их профессиональной подготовки, во время обучения самой профессии. Учить работать безопасно нужно сразу!

Аналогично руководителей и специалистов учат этим же вопросам во время получения ими профессионального образования в вузах. Еще раз подчеркнем, что специалисты по охране труда должны иметь соответствующее профессиональное образование и право профессиональной деятельности в этой сфере.

Решение о необходимости специального курса обучения или индивидуальной стажировки должен принимать всё тот же работодатель, однако разумно потребовать — как обобщение практики и в полном соответствии с Трудовым кодексом РФ, — чтобы люди рабочих профессий обязательно проходили специальный курс охраны труда и безопасности производства и/или стажировку, когда условия их труда являются опасными и вредными.

Поскольку знания устаревают быстро, то обучение в виде специального курса должно быть периодическим — для рабочих чаще, а для руководителей — реже, ибо условия труда первых меняются быстрее, и труд по рабочим профессиям опаснее по профессиональным рискам, чем труд служащих.

О независимой проверке знаний

Важным для курса обучения или индивидуальной стажировки является то, что они должны быть завершены проверкой усвоенного материала, что проводят в виде устного или письменного экзамена, специального тестирования, собеседования. И здесь возникает идея — реализуемая частично на практике и закрепленная Трудовым кодексом — о независимой от обучения проверке знаний. Такая проверка сегодня проводится только работодателем, но нам кажется необходимым официально распространить возможность ее проведения и в обучающих организациях.

Вышесказанное касается всех работников, включая специалистов по охране труда, но отличие последних требует внести различия и в систему их обучения. Дополнительно к вышеизложенному (или вместо тех или иных курсов обучения) эти специалисты должны иметь возможность (закрепленную в обязанности работодателя) периодически проходить такой общий курс в форме повышения квалификации по организации работ по охране труда, что фиксируется и удостоверяется документом государственного образца!

Кроме того, для углубленного освоения того или иного специального вопроса охраны труда, например, вопросов АРМ или преподавания охраны труда, следует предусмотреть целевое (специальное) обучение в форме повышения квалификации, что должно быть обязательным для всех специалистов по охране труда, оказывающих услуги самостоятельно, либо в составе той или иной организации.

Такова общая принципиальная канва и ≪пирамида≫ обучения работников вопросам охраны труда как силами работодателя, так и с привлечением сторонних специалистов и организаций.

А кто еще?

Но одними ≪работниками≫ не исчерпывается круг лиц, связанных с охраной труда. Так, не все работодатели — юридические лица, чьи действия реализуют должностные лица управленческого аппарата, а есть еще и работодатели — индивидуальные предприниматели. Они, на наш взгляд, должны проходить обучение в объеме, характерном для первых руководителей организаций, если в их ≪организации≫ имеется специалист по охране труда, и в объеме, характерном для этих специалистов, если индивидуальный предприниматель сам исполняет функции такого специалиста.

А есть еще и лица, выполняющие работу по гражданско-правовых договорам; они обязаны учиться в объеме, характерном для работников аналогичных трудовых функций.

И все эти бесконечные ≪мелочи≫ требуют организации обучения надлежащим образом. Но как же это сделать?

Что имеем, не храним…

На сегодня в нашей стране уже сложилась система различных видов такого обучения (по промышленной и пожарной безопасности, электробезопасности и безопасности движения транспортных средств, по оказанию первой помощи и т. п.). Аналогичные системы обучения действуют и в других пост-советских странах ЕвроАзиатского экономического содружества. В той или иной мере все эти похожие друг на друга виды обучения базируются на требованиях межгосударственного стандарта ГОСТ ССБТ 12.0.004–90 ≪Организация обучения безопасности труда. Общие положения≫. Жизнь полностью подтвердила два общих его положения: ≪Стандарт является основополагающим в комплексе государственных стандартов, руководящих и методических документов по обучению работающих и изучению дисциплин по безопасности труда и других видов деятельности. Стандарт не отменяет специальных требований к порядку проведения обучения, инструктажа и проверки знаний персонала, обслуживающего объекты, подконтрольные органам государственного надзора, установленных соответствующими правилами.

Основной действующий в Российской Федерации нормативный акт в этой области — порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утв. совместным

Постановлением Минтруда (№ 1) и Минобразования России (№ 29) от 13.01.2003, закрепил ранее сложившуюся и поныне действующую систему обучения работников, одновременно развив минимальный набор требований к обучающим организациям и актуализировав терминологию.

За прошедшие годы многотысячной армией специалистов, вовлеченных в обучение работников вопросам охраны труда, под руководством сначала Минтруда, а сейчас — Минздравсоцразвития РФ был накоплен огромный положительный опыт: а) создан уникальный федеральный учебно-методический комплект, включающий в себя Примерную учебную программу и Примерные учебные планы, учебные пособия и курсы лекций, учебно-методические пособия и модульные системы, тестирующие системы, электронные учебники и т. п.; б) освоена методика массового преподавания по единой Примерной учебной программе, использования созданного учебно-методического обеспечения, чем повышено качество преподавания вопросов охраны труда в целом, в) сформирован регулируемый путем лицензирования и аккредитации рынок образовательных услуг и сеть соответствующих обучающих организаций.

При этом организация обучения вопросам промышленной и пожарной безопасности, электро- и радиационной безопасности, безопасности обращения с токсичными отходами и безопасности дорожного движения и иным вопросам безопасности производственной деятельности регулируется пока только соответствующими федеральными органами государственного управления, надзора и контроля и никак официально не связана с организацией обучения требованиям охраны труда, хотя и является фактически ее частью.

Однако нормативная база массового краткосрочного обучения уже давно морально устарела и нуждается в актуализации и конкретизации. «Ломать — не строить», поэтому, чтобы «не наломать дров», нужно понять, что есть хорошего и что должно быть усилено в существующей системе, что нуждается в редакционной корректировке нормативных актов, и что нового должно быть дополнительно в них внесено, что — кардинально изменено.

Исходный пункт пути к совершенству. На сегодня общепризнанно, что концепция обучения (и оценки соответствия) по вопросам охраны труда и/или безопасности производства, принимаемая за основу нормативной базы должна строиться, исходя из специфики требований к компетентности персонала по охране труда по выполнению тех или иных типичных трудовых функций (вкратце она была описана выше).

Для реализации этой концепции нужно более четко и понятно для практических решений «дифференцировать» группы обучаемых.

Во-первых, нужно обязать работодателя устанавливать производственные объекты и территорию, подконтрольные ему, «вход» в которые с любой целью требует обязательного вводного инструктажа для всех «визитеров»! Это требуется для снижения рисков при страховании гражданской ответственности перед так называемыми третьими лицами.

Далее, работодатель должен выделять среди работников рабочих профессий и служащих типа младшего обслуживающего персонала группы занятых на рабочих местах с низким и повышенным уровнем профессионального риска. При этом первая группа может довольствоваться вводным инструктажем и быть освобождена даже от первичного инструктажа, а вот вторая должна помимо всего прочего проходить еще и курсовое обучение и/или стажировку.

Кроме того, среди руководителей необходимо выделить несколько групп: топ-менеджмент (высшее руководство), линейный персонал производственных и непроизводственных подразделений, непосредственные руководители работ (например, мастер).

Среди специалистов по охране труда (помимо рядовых работников) нужно выделить руководителей служб охраны труда и безопасности производственной деятельности.

Особую группу обучения составят специалисты по охране труда — служащие органов управления и работники организаций, оказывающих услуги по охране труда, чья трудовая функция направлена на «внешний мир»: выполняя свои трудовые функции, эти специалисты в той или иной мере оказывают влияние на деятельность других субъектов права — работодателей, хотя зачастую формально не участвуют в корпоративном управлении охраной труда у него.

Индивидуальные предприниматели, являющиеся работодателями, могут исполнять три функции, аналогичные трудовым: 1) руководителя организации, в т. ч. оказывающей услуги по охране труда, 2) специалиста по охране труда для своих работников, 3) специалиста, оказывающего такие же услуги другим субъектам права — работодателям. Они должны обучаться в соответствии с этими функциями.

Далее: говоря «работник», мы будем подразумевать, что там, где это допустимо, речь идет и об индивидуальных предпринимателях-работодателях, выполняющих аналогичную функцию в корпоративной и/или в национальной системе управления охраной труда, и о работниках сторонних организаций, занятых оказанием услуг по охране труда, и о чиновниках органов власти, которыми активно регулируется деятельность субъектов права.

Все вышеизложенное означает, что в основе всей системы обучения работников вопросам охраны труда обязательно должна лежать система дифференцирования видов обучения для различных групп (отдельных категорий) работников на основе государственных требований к содержанию, длительности и формам его организации и с учетом потребностей максимального обеспечения безопасности трудовой деятельности работников и производственной деятельности работодателей, формирования и поддержания необходимой для этого профессиональной компетентности работников.

О видах обучения

Так какие же виды обучения мы применяем и должны применять для работников? Это инструктажи, отдельные курсы обучения, в т. ч. в виде повышения квалификации, стажировка, проверка знаний. Все это не ново и уже хорошо известно, однако нужно усилить четкость описания организации индивидуальной стажировки на рабочем месте работодателя и обучения приемам оказания первой помощи пострадавшим, зафиксировать то обстоятельство, что основным видом массового обучения по охране труда для руководителей и участвующих в управлении специалистов является обучение основам организации работ по охран етруда и управлению профессиональными рисками.

Заметим, что российская и мировая практика последних десятилетий показала большую полезность расширения круга лиц, вовлекаемых в управление охраной труда на общественных началах. Это уполномоченные (доверенные) лица по охране труда, члены совместных комитетов (комиссий) по охране труда, члены аттестационных комиссий по АРМ, аудиторы СУОТ, члены постоянно действующих аттестационных комиссий по охране труда и т. п. Всех их целесообразно обязательно учить, как и руководителей и специалистов, по общему курсу ≪Основы организации работ по охране труда и управлению профессиональными рисками≫.

Практика сегодняшнего дня такова, что специалистов по охране труда мы тоже учим по стандартному курсу основам организации работ по охране труда и управлению профессиональными рисками. Формально такое обучение не отличается сегодня от обучения всех других руководителей и специалистов. Но времена, когда с этим можно было мириться, прошли, ибо это не совсем верно, а потому здесь необходимы серьезные изменения и правовые новеллы.

«Рыночный» портрет специалиста

А на самом деле: каким нам хотелось бы видеть специалиста по охране труда? Опустим такие важные, но личностные характеристики, как коммуникабельный, принципиальный, строгий, неподкупный, настойчивый, педантичный и т. п. Обратим внимание на профессионализм и на некоторые моменты его и работодателя юридической ответственности. Напомним, что охрана труда связана с человеческой жизнью, и последняя должна быть защищена от непрофессионализма случайных работников. Никто не хочет, чтобы на месте врача, медсестры (особенно процедурной), пилота самолета, авиадиспетчера, машиниста поезда или водителя автобуса оказался не профессионал своего дела, а любой случайно принятый с улицы на маленькую зарплату человек. Именно такая практика должна поддерживаться и для специалистов по охране труда, но по каким-то причинам бюрократией не поддерживается. А почему? Можно вспомнить, как разрешив фактически любому лицу водить маршрутное такси, мы получили в ответ страшный список аварий и человеческих жертв. Хотим ли мы получить аналогичную картину на производстве? Думается, нет. Вот почему первым требованием к специалистам по охране труда должно быть требование их профессионализма, подтверждаемого (в рамках общепринятого порядка) в обязательном порядке наличием профессионального образования, которое тот должен получить в аккредитованных образовательных учреждениях с правом выдачи диплома государственного образца.

Должен ли этот специалист обязательно иметь высшее профессиональное образование, быть инженером по охране труда, как это в основном сложилось в нашей стране? Конечно же, нет. Во-первых, инженер по охране труда — это должность, и, как это ни странно, но получить эту квалификацию у нас просто невозможно! Нет такой квалификации в перечнях специальностей высшего образования. Но, кроме того, почему этот человек непременно должен быть ≪инженером≫, ведь у большинства работодателей его функции управленческие, он скорее менеджер по охране труда, чем классический инженер. И недаром часто можно прочесть объявление о приеме на работу именно ≪менеджеров≫ по охране труда. Да и все мы знаем много специалистов по охране труда, которые, не будучи инженерами и не имея высшего образования, являются прекрасными специалистами в своей области. Вспомним, что во многих странах Европы достаточно широко распространено и официально признано среднее профессиональное образование, дающее квалификацию ≪техник≫. Думается, и нам это не помешало бы сделать.

К сожалению, на сегодня у нас так и нет однозначного юридического понимания, какое образование для специалиста по охране труда является допустимым или обязательным — управленческое, техническое или санитарно-гигиеническое. В жизни основным образованием принято считать высшее по инженерной специальности ≪Безопасность технологических процессов и производств≫. Однако кандидатскую или докторскую диссертацию на тему охраны труда вам позволят защитить ≪на любой вкус≫: и по экономическим, и по юридическим, и по техническим, и по медицинским наукам! И ведь это гораздо более верно, нежели требовать от таких специалистов одного лишь образования, ибо обеспечение требований охраны труда — мультидисциплинарный вид деятельности! Практика последних 15 лет показала, что большинство практиков в этой сфере — в целом грамотные специалисты с самым разлным базовым образованием (преимущественно техническое, санитарно-гигиеническое, управленческое — экономико-юридическое) и с большим опытом, целиком и полностью сформировавшим их профессиональную компетентность в сфере охраны туда. В первую очередь, это сотрудники давно (с дореформенных времен) действующих предприятий с большим стажем. Однако специалисты новых предприятий

в большинстве своем не успели еще накопить нужный опыт работы, когда формальные требования работодателя к ≪чистоте своих рядов≫ (особенно при недружественных слияниях и поглощениях) начинают возобладать, и работникам требуются и теоретические знания, и документальное подтверждение своего профессионализма. А где все это взять?

Профессионализм через профессиональную переподготовку

Удовлетворить двум критериям нам пока помогает профессиональная переподготовка двух видов. На сегодня основной ее вид — это переподготовка по специальности ≪Безопасность технологических процессов и производств≫ трудоемкостью не менее 500 часов. Другой —

гораздо лучше, но более дорогой и мало распространенный — это переподготовка с последующим присвоением дополнительной и очень востребованной на рынке труда квалификации ≪менеджер по охране труда≫ трудоемкостью не менее тысячи часов. Оба вида профессиональной переподготовки дают столь нужное работнику и его работодателю в рыночных условиях право профессиональной деятельности в области охраны труда и безопасности производства. Заметим, что почти все ведущие предприятия Пермского края в течение последних десяти лет обучили почти весь свой состав служб охраны труда — около 1000 человек — и продолжают направлять своих работников на обучение.

Вот почему развитие доступности такого обучения и юридическое закрепление в ЕТКС необходимости прохождения специалистами по охране труда переподготовки по указанным выше специальностям (и не только) при отсутствии соответствующего базового образования должно стать неотъемлемой чертой новой системы управления охраной труда.

Учеба длиною в жизнь

Нам не нужно долго объяснять, что одного — и особенно полученного в юности — профессионального образования попросту недостаточно. Неуклонное развитие технологий требует и непрерывного совершенствования компетентности, поэтому специалисты по охране труда, особенно те, кто занят регулированием деятельности работодателя или оказывает услуги в этой области (по свободному найму или как работники специализированных организаций), имея специальное образование (в виде базового либо в виде профессиональной переподготовки) должны периодически поддерживать свою компетентность повышением квалификации.

Конечно же, предусмотреть все виды тематики повышения квалификации для всех типов специалистов по охране труда невозможно, однако занятых в сфере регулирования и/или оказания услуг работодателям разбить на три основные группы все же можно. Во-первых, это лица, организующие и осуществляющие обучение по охране труда. Назовем их ≪преподавателями≫.

Во-вторых, это лица, занятые консалтингом работодателей по самым различным вопросам охраны труда. Назовем их ≪экспертами≫. И в-третьих, это гражданские государственные или муниципальные служащие, активисты профсоюзов и аппарат саморегулируемых организаций, вовлеченные в систему государственно-общественного регулирования деятельности работодателей

в сфере охраны труда и безопасности производства — назовем их ≪администраторами≫.

И для тех, и для других, и для третьих необходимы специализированные курсы повышения квалификации по узким темам; так, преподавателей нужно учить методикам преподавания вопросов охраны труда, экспертов — оценке соответствия работ по охране труда государственным нормативным требованиям или же проведению АРМ, администраторов — мерам реализации государственной политики в области охраны труда на территории региона или способам регулирования оказания качественных услуг по охране труда и т. п. Таким образом, отталкиваясь от содержания требуемых компетенций тех или иных работников, мы можем относительно однозначно и несложно построить систему соответствующих, дающих возможность сформировать и поддерживать именно данные компетенции видов обучения по охране труда.

Как узнать о достижении целей обучения?

Но проведения одного лишь обучения для достижения стратегических целей — сокращения производственного травматизма и профзаболеваемости, явно недостаточно. Как минимум, нужно, чтобы обучение дало реальные результаты, чтобы обучаемые приобрели знания, умения, навыки, т. е. профессиональные компетенции. Поэтому, и для стимулирования обучаемых, и для их контроля, и для косвенного контроля мастерства обучающих, необходимо установить в нормативных документах, что все вышеперечисленные виды обучения должны сопровождаться обязательной итоговой проверкой знаний (аттестацией) обучаемых, фиксируемой документально. Более того, такая проверка должна стать при необходимости публичной и независимой от процесса обучения и могла бы производиться в комиссиях федерального, регионального или муниципального уровней, созданных на базе ведущих обучающих организаций при органах государственного управления и местного самоуправления.

Заметим, что действующие документы, включая и Трудовой кодекс, в ряде случаев фактически говорят о независимой от обучения проверке знаний, например, в форме ≪внеочередной≫ проверки, но говорят нечетко, невнятно, а потому эти возможности сегодня почти всеми занятыми правоприменительной практикой на основе ≪понятий≫ не используются. Все это нужно зафиксировать в нормативных актах более грамотно и четко.

Очень важным является еще и то, что для общественного признания и публичного подтверждения профессиональных компетенций специалистов по охране труда — помимо хорошо знакомых процедур итоговой проверки знаний — должны быть созданы обязательные и добровольные государственные и общественные публичные системы оценки соответствия компетентности специалиста установленному минимуму обязательных государственных требований и установленному минимуму добровольно выполняемых требований.

Но как все это организовать?

Стоит заметить: многие противоречивые коллизии современной организации обучения по вопросам охраны труда проистекают исключительно из доминирования традиций, давным-давно сложившихся применительно к одной государственной форме собственности и неразвитости рыночных отношений. Однако условия рыночной экономики требуют экономичности системы

обучения и для отдельного работодателя и для всей российской экономики. Заметим: если взять за стоимость обучения одного человека в среднем две тысячи рублей и считать, что каждый работник один раз год чему-то учится, то получим объем нагрузки на работодателей в 120 млрд рублей. Огромная сумма! Работодателю наиболее просто, удобно и низкозатратно организовать и провести обучение своих работников непосредственно на производстве с наименьшим отрывом их от выполнения трудовых функций и с максимальным сокращением всех не касающихся непосредственно обучения расходов, и единственной причиной отступления от такого порядка может быть только реальная невозможность его реализации. При этом работодатель как субъект права может использовать труд и способности: 1) своих работников, в т. ч. расширяя их круг за счет совместительства; 2) сторонних специалистов, работающих по договорам гражданско-правового характера, в т. ч. индивидуальных предпринимателей; 3) специалистов сторонней организации. Если обучение оказывается реальным провести только с отрывом человека от работы, то это сделать придется, но и здесь следует всячески удешевлять такую процедуру для работодателя. Учитывая непомерные расходы на транспорт или проживание вне дома, нужно максимально развивать сеть обучающих организаций, а также выездную и дистанционные формы обучения.

Для того, чтобы вся коротко вышеописанная система начала функционировать, нужны новеллы в нормативную документацию, регулирующую это обучение.

Во-первых, следует обновить и актуализировать нормативно-правовую базу по обучению вопросам охраны труда, привести ее в соответствие с реалиями дня сегодняшнего и существенно улучшить стиль, изложив формулировки требований уже в современных терминах и понятиях, ввести правовые новеллы.

Во-вторых, необходимо более четко выделить отдельные категории обучаемых.

В-третьих, нужно сформулировать обязательность обучения специалистов в форме повышения квалификации и/или профессиональной переподготовки.

В-четвертых, необходимо более четко определить минимальные требования к содержанию, длительности, методикам (смешанное классическое и дистанционное обучение), учебно-методическим комплектам и организации обучения (как у работодателя, так и в обучающих организациях), в т. ч. к обучению специалистов по охране труда.

В-пятых, необходимо упорядочить нумерацию удостоверений, создать единый реестр обученных и выданных документов.

В-шестых, необходимо более четко определить характер взаимодействий обучения работников по охране труда и по другим смежным вопросам безопасности производственной деятельности.

Правильное решение — всегда кардинальное!

Для решения упомянутых вопросов необходимо внести коррективы в ст. 225 ТК РФ ≪Обучение и профессиональная подготовка в области охраны труда≫, внести новую статью 135 ≪Особенности реализации образовательных программ в области охраны труда и безопасности производства≫ в проект нового Федерального закона ≪Об образовании≫, принять новый Порядок обучения по охране труда с соответствующими приложениями и разработать (актуализировать) соответствующее учебно-методическое сопровождение в виде федерального учебно-методического комплекта.

Требования Трудового кодекса являются для сферы труда первоосновой и имеют наивысшую директивную силу. Новые реалии требует корректирования некоторых его формулировок по обучению охране труда. Так, ст. 225, решающая почти все проблемы с нашим обучением, должна была бы (и могла бы) звучать так, как это указано во врезке.

Очень важным, по нашему мнению, для разрешения возникающих коллизий регулирования между сферой труда и сферой образования по аналогии с разрешением этих коллизий органами управления образованием с регуляторами других видов деятельности целесообразно ввести в проект нового федерального закона ≪Об образовании≫ новую статью —для последующего принятия. Эта ст. 135 ≪Особенности реализации образовательных программ в области охраны труда и безопасности производства≫ могла бы выглядеть так, как указано

в следующей врезке.

Особо важные новеллы нового Порядка

Но кроме того, в новом Порядке обучения следует установить: такое обучение может проводиться без отрыва от работы, с частичным отрывом от работы (не более трех дней в неделю не более чем по четыре часа в день) или с полным отрывом от работы. Работодатель или обучающая организация вправе сочетать традиционные методы обучения (лекция, практическое занятие, самостоятельная подготовка по учебным пособиям или иным учебно-методическим материалам) с современными методами модульного и накопительного обучения, с использованием обучающих компьютерных программ, средств дистанционного обучения и визуализации (видеоматериалы), тренажеров и других информационных технологий обучения. Кроме того, необходимо зафиксировать, что для проведения инструктажа могут быть использованы все методы и средства обучения, в т. ч. традиционно оформленные инструкции, учебные и наглядные пособия, тренажеры, компьютерные программы, видеоинструктажи и т. п. Следует гармонизировать обучение по охране труда и другие виды специальной подготовки (например, по вопросам электробезопасности и т. д.), а также проверку знаний по охране труда и по результатам проведения специальной подготовки, т. к. на сегодня и подготовка и проверка знаний проводятся множеством профильных ведомств.

Необходимо подробнее прописать вопросы обучения иностранных граждан, не владеющих русским языком. Считаем необходимым, чтобы минимум одна-две организации в регионе учили в обязательном порядке всех мигрантов безопасности труда и производства, другим нормам и правилам безопасности и минималь но необходимому для различения опасностей и понимая инструктажа русскому языку.

Для унификации обучения по всей территории Росси необходимо установить как приложение к Порядку Примерные программы и примерные учебные план (расчасовка) для вводного инструктажа, оказания первой помощи пострадавшим, основ организации работ по охране труда, повышения квалификации по темам:Организация проведения АРМ≫, ≪Оценка профессиональных рисков≫, ≪Организация и методика обучения взрослых вопросам охраны труда≫ и др. Все эти программы должны содержаться в качестве приложений в новом Порядке обучения.

О реальной практичности

Обратим внимание наших читателей: поскольку мероприятия охраны труда проводятся не в безвоздушном пространстве, а в условиях отраслевой специфики производственной деятельности работодателя, то необычайно актуальным является вопрос об отражении этой специфики в примерных программах.

Есть обманчивая иллюзия, что программы обучения для разных категорий обучаемых должны кардинально, даже по структуре, отличаться. Чем и зачем, — спросим мы? Но никто этого не знает, хотя есть святая вера, что должны. К несчастью, на практике это приводит к непоследовательности, алогичности и фрагментарности данных программ, имеющих зачастую достаточно существенные и ничем не обоснованные отличия в структуре и названиях тем. Подчеркнем, что на самом деле право на охрану труда — конституционное право всех работников, а государственные нормативные требования охраны труда едины для всех работников и всех работодателей, именно поэтому они должны излагаться единым способом. А различия в изложении для разных аудиторий слушателей (разных категорий работников) достигаются различием в глубине подачи материала, учетом отраслевых особенностей и акцентированием внимания слушателей на тех или иных вопросах. Программа одна — она задает путь, а вот число шагов на этой тропе и способ ходьбы могут быть разными, но это несущественно, ибо наличие только одной правильной дороги приводит любого к одной нужной цели!

Именно такова действующая с 2004 года Примерная программа, показавшая свою реалистичность, прагматичность и жизненность, а также высокий учебно-методический уровень. Ее структурой и содержанием охватываются все вопросы, необходимые для управления охраной труда, а длительность обучения (от 18 часов аудиторных занятий) и проверки знаний (от двух до четырех часов) дифференцирована для различных руководителей и специалистов. На ее основе были разработаны практически все используемые сегодня при обучении учебные пособия, системы модульного обучения, лекционные курсы, электронные учебники и другая учебно-методическая литература. И более того, идеи, структура и основное содержание Примерной программы были использованы коллегами из Казахстана (Методические указания по составлению программы обучения, учебного плана, организации обучения, базового учебного пособия и государственного общеобязательного стандарта обучения утверждены приказом министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан № 58П от 18 февраля 2009 года).

Примерная программа обучения отдельных категорий работников в новом Порядке обучения должна сохранить преемственность с действующей программой, но необходимо обновить ряд вопросов применительно к ситуации сегодняшнего дня с учетом изменений в законодательстве РФ и опыта ее применения. Программа сводит все многообразие сотен тысяч требований охраны труда, содержащихся в десятках тысяч нормативных документах, к четырем основным ≪кругам≫ вопросов — частям Программы.

Первая часть Программы посвящена материальным, социальным, физиологическим, гигиеническим, техническим, юридическим, организационным и т. п. основам охраны труда, оценки, управления и защиты от профессиональных рисков, государственного — правового и институционального — регулирования деятельности работодателя по организации работ по охране труда его работников. Эта необходимая и достаточная по охвату конкретных вопросов часть Программы обеспечивает базу всех действий всех субъектов права в области охраны труда и может быть названа Основы охраны труда в Российской Федерации.

Вторая часть посвящена основам организации таких работ на уровне работодателя: создание и функционирование организационно-управленческих структур, социального партнерства, СУОТ; анализ профессиональных рисков на рабочих местах в форме АРМ, организация обучения, инструктажи и стажировки, организация обеспечения работников СИЗ и т. п. Фактически в этой

части Программы слушатели знакомятся с общей готовой ≪моделью≫ корпоративного управления охраной труда и защитой от профессиональных рисков.

В третьей части объединяются специальные отраслевые (преимущественно технические и санитарно-гигиенические) вопросы организации работ по обеспечению безопасных условий труда работников на рабочих местах. В нее входят органически связанные с этим вопросы технологической, конструкционной, транспортной, пожарной, электроэнергетической, радиационной и т. п. безопасности. Фактически в этой части Программы слушатели знакомятся со средствами коллективной защиты (в расширенном смысле) работников от профессиональных рисков с учетом отраслевой специфики производственной деятельности работодателя.

Таким образом, организация предупреждения случаев производственного травмирования и профзаболевания работников исчерпывающе и логически строго рассматривается в Программе на трех уровнях: государства (общества), работодателя и рабочего места и дает необходимые знания для реализации первого фундаментального принципа обеспечения безопасности — профилактики или предупреждения профессиональных рисков.

Четвертая часть посвящается мерам по реализации второго фундаментального принципа обеспечения безопасности — минимизации последствий — вопросам социальной защиты пострадавших на производстве: социальному страхованию от профессиональных рисков, расследованию несчастных случаев и профзаболеваний, оказанию пострадавшим первой помощи.

Эти четыре части Программы хорошо соотносятся с 40-часовым по объему недельным циклом обучения отдельных категорий застрахованных работников, установившимся в нашей стране: пять рабочих дней, пять учебных дней — четыре дня обучения четырем частям. Программы и пятый день — на консультации, тестирование, собеседование и проверку знаний.

Обучающие организации на основе настоящей примерной программы разрабатывают и утверждают рабочие программы обучения, а также проводят разбивку тем по часам аудиторных занятий с учетом отраслевой специфики производственной деятельности работодателя и категории обучаемых, поэтому базовое содержание (текст) примерной программы должно быть максимально полным, максимально детальным и максимально универсальным, а структура Программы — неизменной.

Определенные конкретные детали могут быть внесены работодателем или же обучающими организациями в рабочую программу с учетом специфики трудовой деятельности обучаемых, отраслевой специфики производственной деятельности работодателя и т. п.

В основу рабочих учебных планов и программы при их разработке должна быть положена практическая направленность обучения, определяющая его эффективность, — предотвращение профессиональных рисков производственного травматизма и профзаболеваемости, а также производственных рисков аварий и инцидентов.

Федеральный базовый учебно-методический комплект

Считаем, что требуемая унификация основного содержания программ обучения может быть достигнута обращением при обучении и профессиональной подготовке к федеральному базовому учебно-методическому комплекту, который должен включать в себя следующие учебные и учебно-методические материалы:

1) примерные программы вводного и первичного на рабочем месте инструктажей по охране труда;

2) базовая универсальная Примерная программа общего курса ≪Основы организации работ по охране труда и управлению профессиональными рисками≫ и примерные учебные планы по всем видам обучения для различных категорий обучаемых;

3) примерные программы специальных курсов, в т. ч. повышения квалификации, и примерные учебные планы для различных категорий обучаемых;

4) единое базовое учебно-методическое пособие для организаторов обучения требованиям охраны труда и проверки знаний требований охраны труда;

5) единое базовое учебно-методическое пособие для преподавателей;

6) единые федеральные базовые учебные пособия по общему курсу ≪Основы организации работ по охране труда и управлению профессиональными рисками≫ и ≪Охрана труда≫ с дифференциацией изложения применительно к категории обучаемых;

7) базовые учебные пособия по дополнительным специальным курсам ≪Организация и проведение АРМ≫, ≪СИЗ≫, ≪Оценка и управление профессиональными рисками≫, ≪СУОТ≫, ≪Оказание первой помощи пострадавшим на производстве≫ и др.

8) базовые тексты лекций —со слайдами —по общим и специальным курсам с дифференциацией изложения применительно к категории обучаемых;

9) базовые обучающие программы и электронные учебники для дистанционного и самостоятельного обучения и инструктирования работников;

10) другие необходимые для обучающих и обучаемых учебные и методические материалы.

Принадлежность учебно-методических материалов к федеральному учебно-методическому комплекту должна определяться Департаментом заработной платы, охраны труда и социального партнерства Минздравсоцразвития РФ на основе положительного заключения независимой общественной экспертизы (в рамках саморегулируемых организаций или, например, национальных ассоциаций).

На основе федерального комплекта могут быть разработаны отраслевые, региональные и корпоративные учебно-методические комплекты. Затем, уже на осно-ве федерального, отраслевого, регионального и корпоративного комплектов обучающей организацией или соответствующим подразделением (специалистом) работодателя должны быть разработаны рабочие учебные планы и программы, непосредственно по которым будет осуществляться обучение, включая инструктажи, и профессиональная подготовка по охране труда. Таковы контуры научных основ управления профессиональной компетентностью работников в области охраны труда на основе модернизации системы обучения и ее актуализации условиям современности. Убежден: лишь на такой основе в результате конструктивной нормотворческой работы станет возможным создание качественного единого правового и учебно-методического обеспечения краткосрочной массовой обязательной профессиональной подготовки работников к компетентному выполнению требований охраны труда.

Тем самым будет сделан еще один важный шаг по предупреждению несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.