Саморегулировщики. Что может дать саморегулирование в области охраны труда. Н. Р. Абрамов (№2, 2011)

Скачать выпуск "Безопасность и охрана труда" №2 2011

САМОРЕГУЛИРОВЩИКИ

Что может дать саморегулирование в области охраны труда

 

Н. Р. Абрамов, директор по развитию Национального общества аудиторов трудовой сферы, кандидат технических наук, профессор (Москва)

 

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ В ВЫСТРАИВАНИИ ИНСТИТУТА саморегулирования вполне согласуются еще и с задачами повышения качества государственного управления охраной труда и эффективности федеральных органов исполнительной власти в этой  сфере. Развитие саморегулирования в области охраны труда обусловлено актуальными проблемами улучшения условий и безопасности труда в нашей стране. По оценке экспертов МОТ, ежегодные экономические потери, обусловленные неблагоприятными условиями труда и травматизмом, составляют в России 4% ВВП — это обходится нам в сумму 1,56 трлн рублей. Пристальное внимание охране труда стало уделяться сегодня на высшем государственном уровне. На совещании в апреле 2011 года Президент Российской Федерации Д. А. Медведев отметил: ≪…Важный вопрос — это улучшение условий труда. Только по данным Роструда, нарушения законодательства составляют практически три четверти от общего числа нарушений в сфере трудовых отношений, т. е. 75 про-центов — это нарушения в сфере охраны труда, и за последние три года их количество, к сожалению, практически не снижается. Сейчас более четверти рабочих трудятся в условиях, не отвечающих санитарным нормам». И далее: «Считаю необходимым ускорить внедрение современной системы управления профессиональными рисками. Конечно, всё здесь потребует тщательной проработки; система должна иметь и законодательную основу, и охватывать все РМ, вне зависимости от размера предприятия и форм собственности. Требуются механизмы экономического стимулирования работодателей к улучшению условий труда — вот это обязательно необходимо, в частности, через возможную дифференциацию страховых взносов».

Большое внимание той же теме уделяется председателем правительства РФ В. В. Путиным, выступившим с отчетом в Госдуме и проведшим ряд совещаний по вопросам контроля и обеспечения безопасности работ.

На встрече 20 апреля 2011 года с членами РСПП, по его словам, важнейший вопрос — это охрана труда: «Мы все понимаем, что на этом экономить нельзя». Глава правительства сообщил, что в ближайшее время будет определен перечень мероприятий по охране труда, которые должны будут выполняться предприятиями; появится список вредных профессий.

Как следует из доклада (Заседание коллегии «Об итогах работы Минздравсоцразвития РФ в 2010 году и задачах на 2011 год» (25 марта 2011 года)) министра Т. А. Голиковой, в сфере труда особое внимание сегодня должно быть обращено на вопросы охраны труда. Катастрофы на ряде предприятий, произошедшие в 2010 году, вскрыли масштабные проблемы и недоработки в этом направлении.

Главные из них — это низкая эффективность обучения работников практическим методам безопасного проведения работ, безразличное отношение собственников и менеджмента предприятий к обеспечению безопасности.

На текущий год была поставлена задача подготовить комплекс мероприятий, направленных на сохранение здоровья на производстве, в т. ч. и по профилактике и своевременному выявлению профзаболеваний и поэтапному сокращению рабочих мест с вредными или опасными для репродуктивного здоровья населения условиями труда.

При разработке данных мероприятий впервые будет реализован комплексный подход к организационным, техническим и медицинским аспектам здоровья работников; комплекс мероприятий будет предусматривать реализацию скоординированных действий по двум основным направлениям. Первое — совершенствование системы охраны труда и второе — создание и развитие системы медико-профилактического обслуживания работников. Предстоит внедрить как на законодательном уровне, так и в практику работы предприятий механизмы управления профессиональными рисками, создать систему единых стандартов безопасности труда в целях выявления и ликвидации рабочих мест с вредными условиями труда. Планируется разработать новые подходы к подготовке работников путем внедрения современных обучающих технологий, ориентированных на отработку практических навыков безопасной работы, реализовать комплекс обучающих и информационно-консультационных мероприятий, в первую очередь для организаций малого и среднего бизнеса.

Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и правительством РФ на 2011–2013 годы нацеливает не только на улучшение условий и охраны труда, но и на содействие созданию при федеральных органах исполнительной власти постоянных и временных рабочих групп, комиссий и общественных советов, а также повышению роли саморегулируемых организаций (далее — СРО). Всем перечисленным государственным задачам в области охраны труда должно способствовать развитие системы саморегулирования. В докладе Минэкономсоцразвития России «Об итогах анализа практики применения законодательства Российской Федерации о саморегулируемых организациях в отдельных сферах и отраслях экономической деятельности» по состоянию на конец 2010 года в стране насчитывалось 673 такие организации.

Как известно, СРО принято подразделять на организации с добровольным (добровольное саморегулирование) и обязательным членством (делегированное саморегулирование). В министерском докладе отмечено, что нельзя умалять значимости их развития в «добровольном» секторе: фактически количество добровольных СРО является определенным индикатором уровня готовности бизнеса к самоорганизации и принятию на себя определенной ответственности, то есть отражает стремление предпринимательских структур к приобретению деловой репутации, выработке определенных качественных требований и «уведомлению» потребителя/клиента об их исполнении. В данном случае необходимо понимать, что, по сути, создание добровольной СРО или вступление в таковую не обеспечивает каких-либо преференций или преимуществ для хозяйствующих субъектов, за исключением именно преимуществ деловых и конкурентных, в связи с чем развитию добровольного саморегулирования следует также уделять значительное внимание.

Подавляющее представительство именно таких организаций в реестре добровольных СРО обусловлено вполне определенными ожиданиями участников рынка, связанными с введением в этих сферах обязательного членства в СРО. Ожидание законодательного закрепления таких требований на сегодняшний день, к сожалению, остается основным стимулом для создания «добровольных» саморегулируемых организаций.

В добровольной сфере — с учетом области охраны труда — зарегистрированы (внесены в реестр) 138 СРО, тогда как на конец 2009 года их численность в указан-

ном реестре составляла лишь 27 СРО. Они действуют в целом ряде видов экономической деятельности и, как это было отмечено в докладе, «представляют собой значимый институт, позволяющий в определенной мере сократить присутствие государства в экономике и во многих случаях очистить рынки от недостаточно квалифицированных и недобросовестных участников».

На рынке оказания услуг в области охраны труда активизацию объединения субъектов предпринимательской деятельности в СРО можно связать с действием приказа Минздравсоцразвития РФ от 01.04.2010 № 205н «Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация…»

и приказа от 10.09.2010 № 794н «О внесении изменений в приказ № 205н “Об утверждении перечня услуг…”».

                                                 

 

Напомню, данным приказом определен перечень услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация:

— осуществление функций службы охраны труда или специалиста по охране труда работодателя, численность которого не превышает 50 человек;

— проведение АРМ по условиям труда;

— обучение работодателей и работников вопросам охраны труда.

С 1 декабря 2010 года оказание данных услуг организациями, не прошедшими аккредитацию, не допускается. В соответствии с приказом Минздравсоцразвития

РФ от 19.07.2010 № 526н «Об организации работы по аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда» размещение электронной версии

реестра аккредитованных организаций осуществляется в открытом доступе в сети Интернет. На сегодня реестр включает более 1500 организаций и опубликован на сайте Минздравсоцразвития России. Теперь для исполнения возложенных трудовым законодательством обязанностей работодатели — особенно в среднем и малом предпринимательстве — нуждаются в привлечении организаций, оказывающих услуги в области охраны труда и аккредитованных в установленном порядке.

Саморегулирование в области охраны труда сегодня только получает развитие и набирает обороты, и эти вопросы регулярно освещаются на сайте Минздравсоцразвития РФ. Заместителем министра А. Л. Сафоновым отмечено: «Только саморегулируемая организация может выработать правила, и никакой надзор и контроль не помогут, если само сообщество не начнет удалять из своих рядов тех, кто с его точки зрения ведет

неправильный бизнес. Задача министерства состоит в том, чтобы честные поставщики услуг могли работать в здоровой конкурентной среде, и мы, введя уведомительный характер регистрации организаций, в максимальной степе-

ни облегчили бы им доступ на рынок. Мы должны быть абсолютно уверены в том, что соблюдаются права граждан, не нарушаются права государства и отдельные виды расходов носят целевой характер.

Отмечу, мы ведем работу поэтапно: сначала определили порядок аттестации, через два года — требования к самим организациям, нашим следующим шагом будет проведение мониторинга ситуации и взаимодействие с СРО, а в будущем планируется передать функции саморегулируемым организациям — такую задачу ставит перед нами правительство РФ».

Развитие саморегулирования в этой области должно строиться на взаимовыгодном взаимодействии государства и бизнес-сообщества (см. таблицу). Если рассмотреть представленный перечень основных функций государства и бизнес-сообщества, можно отметить следующее. Важной составляющей СРО является устранение избыточного государственного регулирования путем передачи отдельных функций от государственного органа саморегулируемой организации (лицензирование, выдача свидетельств о допуске, регистрация, аккредитация и т. д. (Речь идет о такой функции Минздравсоцразвития РФ, как уведомительная аккредитация организаций, оказывающих услуги по охране труда, осуществляемая министерством в соответствии со своим приказом от 01.04.2010 № 205н).

В области охраны труда саморегулируемые организации могут быть двух уровней:

— организации, объединяющие субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности;

— организации федерального уровня — объединения (ассоциации и союзы) СРО, состоящие из организаций первого уровня.

Упомянутые объединения СРО федерального уровня должны быть подконтрольны соответствующим министерствам и ведомствам, занятым контролем и надзором за соблюдением антимонопольного и иного законодательства, но не вмешивающимся при этом в текущую деятельность самих организаций.

Объединение субъектов предпринимательской и профессиональной деятельности в СРО на основе принципа добровольности с передачей отдельных регулирующих государственных функций самим организациям с целью обеспечения эффективности их деятельности и в соответствии с повышенными требованиями к качеству выполняемых работ на основе принятых организацией стандартов и правил, возможно и целесообразно лишь в том случае, когда создание СРО не будет сведено к созданию новых органов министерств, занятых двойным регулированием и оказавшихся дополнительным бременем в сфере предпринимательства.

Перспективы развития саморегулирования в области охраны труда видятся в следующем:

— участие СРО в реализации государственной политики должно определить качественное выполнение ее членами взятых на себя обязательств;

— в состав СРО должно входить такое количество лучших организаций, которое заполнит свою нишу в объеме рынка оказания качественных услуг в области охраны труда и создаст развитую сеть в России;

— деятельность членов СРО будет осуществляться на основополагающих стандартах, правилах, внутренних документах, самоорганизующих и саморегулирующих деятельность членов;

— СРО ведет систему контроля и осуществляет регулярный мониторинг деятельности организаций, оказывающих услуги в области охраны труда;

— СРО создает сервисную инфраструктуру для таких организаций; поддерживает высокий уровень образовательной, методической и кадровой поддержки;

— необходимо расширение перечня услуг в области охраны труда и его законодательное закрепление;

— развитие СРО и его членов должно основываться на принципах добровольного членства в саморегулируемой организации и осуществления аккредитации,

делегированной Минздравсоцразвития РФ, участников рынка услуг в области охраны труда;

— развитие саморегулирования на опыте отдельных СРО создаст предпосылки для комплексного решения взаимосвязанных задач — повышения прозрачности отношений государства и бизнес-сообщества по оказанию услуг в области охраны труда и сокращения бюрократических барьеров путем реального расширения диапазона управленческого воздействия и повышения его эффективности;

— опыт ряда СРО позволит создать в России саморегулируемое объединение (ассоциацию, союз) по оказанию услуг в области охраны труда.

Перспективы развития СРО и создание их объединений могут иметь положительный вектор лишь в случае признания бизнес-сообществом требований охраны труда, осознанием ответственности за сохранение жизни и здоровья работников, что осуществляется на государственном уровне и о чем уже говорилось в начале статьи.