Постановить нельзя компенсировать… Проблемы нормативного регулирования компенсаций за вредные условия труда. А. Г. Федорец (№2, 2011)

Скачать выпуск "Безопасность и охрана труда" №2 2011

ПОСТАНОВИТЬ НЕЛЬЗЯ КОМПЕНСИРОВАТЬ

(Статья подготовлена на основании письма, направленного председателю правительства Российской Федерации В. В. Путину в ноябре 2010 года.  В заголовке редакция взяла на себя ответственность перефразировать печально известное «Казнить нельзя помиловать», приписываемое историками то Петру I, то Александру III и даже английской королеве Изабелле (XIV век), когда расстановкой знаков препинания в указе решались человеческие судьбы)

ПРОБЛЕМЫ НОРМАТИВНОГО

РЕГУЛИРОВАНИЯ КОМПЕНСАЦИЙ

ЗА ВРЕДНЫЕ УСЛОВИЯ ТРУДА

                                                                                                                        …Отсюда мораль, государь: недостаточно говорить, надо еще говорить правильно.

Шекспир, «Сон в летнюю ночь»

 

А.Г.Федорец, директор

АНО «Институт безопасности труда»,

кандидат технических наук, доцент

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИИ от 20.11.2008 № 870 (далее — Постановление) было при­нято решение об установлении по результатам аттеста­ции рабочих мест «компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опас­ными условиями труда». Министерству здравоохране­ния и социального развития РФ было поручено в шес­тимесячный срок после вступления в силу настоящего Постановления установить размеры и условия предос­тавления указанных компенсаций в зависимости от класса условий труда, но непременно с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулирова­нию социально-трудовых отношений.

До настоящего времени (а прошло уже больше двух лет) такие документы всё еще не приняты — и это хоро­шо. По мнению ответственных специалистов в области социально-трудовых отношений — сотрудников нашей организации — направление, предложенное рассматри­ваемым Постановлением, представляется глубоко оши­бочным и является следствием недальновидной полити­ки Минздравсоцразвития России не только в области охраны труда, но и в области социально-трудовых отно­шений в целом. Известно, что замысел министерства изначально был ориентирован на решение безусловно актуальной демографической проблемы, в значитель­ной степени обусловленной состоянием здоровья рабо­тающего населения. Вызывает недоумение сложный, запутанный и неочевидный способ, которым планиру­ется решение этой задачи.

Прежде всего следует отметить, что издание некото­рых нормативных правовых актов в области социаль­но-трудовых отношений в последнее время осуществ­ляется в нашей стране в какой-то непонятной спешке, без предварительной многосторонней оценки социаль­но-экономических последствий их внедрения, а разра­ботка и введение в действие правовых норм опережает процесс проработки понятийного аппарата. Например, в действующей правовой практике до настоящего вре­мени отсутствуют определения используемых в Поста­новлении терминов «тяжелые работы», «вредные ус­ловия труда», «опасные условия труда», «особые усло­вия труда». Но при этом понятия кочуют из документа в документ (включая Трудовой кодекс) исключительно «по понятиям», несмотря на то что их фактическая сущ­ность не представляется совершенно очевидной. В раз­рабатываемых в пожарном порядке подзаконных нор­мативных правовых актах всё-таки делаются попытки дать такие определения, что вызывает в лучшем случае глубокое удивление. Так, в приказе Минздравсоцразви­тия РФ от 22.03.2010 № 175н было использовано поня­тие «тяжелые работы» — это работы, «при выполнениикоторых (на которых) на работника воздействуют толь­ко (?) факторы тяжести труда, уровни которых превы­шают предельно допустимые значения, установлен­ные действующим законодательством». Но коллеги согласятся с автором: ведь это не что иное, как узако­ненное правонарушение в сфере охраны труда.

В разрабатываемом авральным способом новом «По­рядке аттестации рабочих мест по условиям труда» по­нятие «вредные условия труда» частично подменяется понятием «тяжелые работы». Это делается исключи­тельно в целях оправдания необоснованного включения термина «тяжелые работы» в текст Постановления и снижения финансовых последствий введения его в дей­ствие. Понятие «тяжелые работы» в тексте Порядка АРМ частично подменяется родственным, но не экви­валентным понятием «тяжелые условия труда», при этом определения этих понятий мы также не встреча­ем. В Трудовом кодексе РФ без определений параллель­но применяются формулировки «особые условия тру­да» (используется и в Постановлении) и «условия, от­клоняющиеся от нормальных». При этом определение понятия «нормальные условия труда», разумеется, то­же отсутствует.

Приведенные примеры даны не только для того, что­бы наглядно показать недопустимо низкий уровень раз­работки нормативных документов в области охраны труда, но и чтобы акцентировать внимание на важнос­ти формирования современного понятийного аппарата, ориентированного на применение в нормативных пра­вовых актах. Очевидно, что если в нормативный пра­вовой акт вводится какое-либо ключевое понятие, оно должно быть предварительно тщательно проанализи­ровано и определено с учетом всех возможных толко­ваний и социально-экономических последствий таких толкований. К сожалению, Минздравсоцразвития Рос­сии проявляет в этом вопросе инверсную логику: вна­чале издается нормативный правовой акт, а уже затем объявляется научно-исследовательская работа «по раз­работке концепции и понятийного аппарата» для реа­лизации этой правовой нормы.

Нельзя сказать, что в министерстве отсутствует по­нимание необходимости совершенствования понятий­ного аппарата в области трудовых отношений; в высту­плениях должностных лиц постоянно отмечается целе­сообразность дополнения ст. 209 Трудового кодекса РФ определением понятия «вредные условия труда» (с вы­делением особо вредных условий труда), а также уточ­нения понятий «требования охраны труда» и «госу­дарственные нормативные требования охраны тру­да», унификации понятия «компенсация», упоминаемо­го в статьях 129, 147, 164 и 219 Трудового кодекса РФ.

Вызывает сомнение целесообразность курса на ус­ложнение понятийного аппарата, обусловленное стра­тегически неверным курсом на развитие системы клас­сификации вредных (т. е. исходя из существующих понятий, находящихся за гранью закона) условий труда и связанных с ними компенсаций и гарантий. Пред­ставляется, что такие бессистемные акции по внесению изменений в понятийный аппарат обусловлены от­сутствием четкой и ясной государственной политики в области развития трудовых отношений, включая охра­ну труда. С большой вероятностью можно предполо­жить, что в целях оправдания неправильного примене­ния термина «компенсации» в тексте Постановления будет предпринята попытка исказить совершенно правильное определение понятия «компенсации», приведенное в ст. 164 ТК РФ. Неужели вместо того чтобы признать и устранить столь явные ошибки, допущенные в Постановлении, следует еще и вносить коррективы в Трудовой кодекс? Такой подход к совершенствованию нормативной базы социально-трудовых отношений представляется совершенно безответственным.

Если формирование понятийного аппарата в любой области — это удел ученых высшей квалификации, то проблемы, связанные с реализацией Постановления, очевидны большинству специалистов-практиков, занимающихся проведением АРМ, обоснованием компенсаций и работающих на реальных предприятиях и с реальными трудовыми коллективами. По мнению ведущих специалистов нашей организации, у направления, связанного с мотивацией работодателей к улучшению условий труда через компенсации, имеются следующие отрицательные стороны:

1) прямые и весомые потери национальной экономики от реализации этого Постановления, включающие затраты на проведение АРМ и компенсации за так называемые «вредные условия труда». Эти затраты в совокупности действительно могут оказаться неприемлемыми для значительной части предприятий малого и среднего бизнеса и совершенно не адекватными положительному эффекту от незначительного и неочевидного (для работников) улучшения условий труда. Но по нашему мнению, заметное улучшение условий труда может быть связано только с радикальной заменой технологий, а эта проблема уже далеко выходит за рамки трудовых отношений.

Кроме того, незначительная доля рабочих мест с научно доказанными «вредными» условиями труда совершенно не соответствует глобальному размаху мероприятия, именуемого «аттестацией рабочих мест по условиям труда», предусматривающего аттестацию всех без исключения рабочих мест в стране с проведением инструментальных измерений и оценок «всех (?) имеющихся на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса, характерных для технологического процесса и оборудования, применяемых на данном рабочем месте»;

2) назначение компенсаций за «вредные условия труда» не является фактором, стимулирующим работодателей к улучшению условий труда с последующей отменой компенсаций. Наш многолетний практический опыт проведения АРМ на сотнях отечественных предприятий позволяет утверждать: отмена реальных, пусть даже и копеечных, компенсаций за так называемые «вредные условия труда» взамен на неочевидное улучшение условий труда не устраивает и в ближайшие годы не устроит подавляющее большинство работников. Отмена компенсаций (после улучшения условий труда) содержит в себе существенно больший социально-экономический риск для предприятия, чем их назначение.

Интересно заметить, что в ходе обсуждения прика­зов Минздравсоцразвития России № 173н и 175н от 22.03.2010 в Трехсторонней комиссии ни одной из сто­рон трудовых отношений не был поднят вопрос об улуч­шении условий труда. Спор шел — и он идет до сих пор — только о размерах и условиях назначения компенса­ций за «вредные условия труда». Даже нашим профсо­юзам интереснее «выбивать» у работодателей «молоко за вредность», чем отстаивать конституционное право работников на безопасные и здоровые условия труда. Таким образом, установление компенсаций за вредные условия труда вместо проведения мероприятий по их улучшению устраивает и работодателей, и работников, и профсоюзы. Установление упомянутых компенсаций совершенно не мотивирует стороны трудовых отноше­ний к улучшению условий труда. Напротив, это являет­ся к тому же и мощным социально-психологическим фактором, закрепляющим существующие условия тру­да и препятствующим решению демографической про­блемы, инновационному развитию экономики, тормо­зящим развитие производительных сил и производст­венных отношений;

3) затраты предприятия, связанные с установлением компенсаций за «вредные условия труда», относятся на себестоимость продукции (услуг). Например, в соот­ветствии с Налоговым кодексом РФ (ч. 2, ст. 217) «не подлежат налогообложению (освобождаются от нало­гообложения) следующие виды доходов физических лиц: …иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в со­ответствии с действующим законодательством». Та­ким образом, «компенсации за вредные условия труда» в некоторых случаях могут быть привлекательны для работодателя: оплатил «индульгенцию» за нанесение вреда здоровью работников и одновременно миними­зировал налоговую нагрузку. Для крупных компаний, естественных монополий это является хорошим пово­дом для увеличения себестоимости продукции (услуг, тарифов), что, безусловно, скажется и на росте инфля­ции. В то же время для малых и средних предприятий, работающих в конкурентных условиях, повышение се­бестоимости может оказаться несовместимым с суще­ствованием. Кроме того, повышение себестоимости в масштабе всей национальной экономики является еще и фактором, снижающим конкурентоспособность оте­чественных производителей на мировом рынке;

4) само по себе повышенное внимание к компенса­циям содержит в себе трудно оцениваемые последст­вия и для социального здоровья общества. Особенно обострилась социальная обстановка на предприятиях в «предвкушении» работниками вступления Постанов­ления в полную силу, которое, как ожидается, «осчаст­ливит» большинство из них сокращенной рабочей не­делей и дополнительным отпуском. По информации от наших партнеров и заказчиков, уже сейчас во все инс­танции, в том числе и в адрес Президента России, пос­тупают жалобы работников на отмену или отказ от ус­тановления компенсаций по результатам проведенной аттестации рабочих мест.

Усиленно пропагандируемый должностными лица­ми Минздравсоцразвития России акцент на установле­ние компенсаций действует на трудовые коллективы крайне разлагающе; разговоры и мысли о так называе­мых «вредностях» занимают у работников значитель­ную долю рабочего времени, отвлекают от проблем по­вышения производительности труда, эффективности производства. Существует глубочайшее заблуждение в отношении объективности установления «компенса­ций» по результатам аттестации рабочих мест по усло­виям труда. К сожалению, вся правда заключается в том, что АРМ «объективно» провести невозможно, так же как и невозможно установить «справедливые» ком­пенсации. Вступление Постановления в полную силу лишь ускорит процесс нарастания количества недо­вольных тем, что им компенсации не достались, или же достались, но не в достаточном объеме, или коллеге по рабочему месту досталось больше и т. п.;

5) установление «компенсаций за вредные условия труда» изначально рассматривалось Минздравсоцраз­вития РФ как действенный инструмент, который вви­ду неприемлемости дополнительной финансовой на­грузки вынудит работодателей приступить наконец-то к улучшению условий труда. Уже изначально эта идея была весьма уязвима с различных точек зрения, а сам перечень и минимальные размеры «компенсаций» вы­зывали у специалистов глубокое сомнение. То, что в Постановлении изначально приведены необоснован­ные виды и уровни «компенсаций», подтверждает хотя бы тот факт, что научно-исследовательская работа, на­правленная на обоснование условий и критериев Пос­тановления, была объявлена министерством только в сентябре 2009 года, т. е. почти через год после выхода Постановления.

Насколько нам известно, на сегодняшний день под давлением сторон трудовых отношений, сообщества специалистов в области охраны труда изначальная по­зиция Минздравсоцразвития РФ претерпела сущест­венные изменения, которые сводят к нулю результа­тивность самого замысла. В случае планируемого сокра­щения перечня «вредных факторов» до «действительно вредных» и «корректировки правил определения пока­зателей» уровень возможных финансовых последст­вий для работодателей не только не возрастет, но и, как ожидается, существенно уменьшится. Реальная дейс­твенность этого Постановления окажется совершенно не адекватной первоначальному замыслу. Где же в этом случае стимул к улучшению условий труда и решению демографической проблемы? В то же время общее не­довольство среди значительной части работников, ко­торые утратят право на получение компенсаций, воз­растет.

Таким образом, по нашему мнению, в каком бы виде не вышли условия и порядок назначения компенсаций, Постановление в любом случае не сможет принести стране пользы: ни ее экономическому развитию, ни со­циально-трудовым отношениям, ни демографической ситуации.

В самом же процессе аттестации имеется еще одна существенная проблема — неадекватная система сани­тарно-гигиенического нормирования. Существующие в настоящее время гигиенические нормативы, от кото­рых берут начало «вредные условия труда», в подавля­ющем большинстве отражают не доказанный (или ре­альный), а предполагаемый (мнимый) вред здоровью. Действующие нормативы в значительной своей части являются существенно более жесткими, нежели в раз­витых странах (например, по шуму в 1,5–3 раза), или же вообще не имеют аналогов (аэроионный состав воз­духа, гипогеомагнитное поле, широкополосный элект­вышения производительности труда, эффективности производства. Существует глубочайшее заблуждение в отношении объективности установления «компенса­ций» по результатам аттестации рабочих мест по усло­виям труда. К сожалению, вся правда заключается в том, что АРМ «объективно» провести невозможно, так же как и невозможно установить «справедливые» ком­пенсации. Вступление Постановления в полную силу лишь ускорит процесс нарастания количества недо­вольных тем, что им компенсации не достались, или же достались, но не в достаточном объеме, или коллеге по рабочему месту досталось больше и т. п.;

5) установление «компенсаций за вредные условия труда» изначально рассматривалось Минздравсоцраз­вития РФ как действенный инструмент, который вви­ду неприемлемости дополнительной финансовой на­грузки вынудит работодателей приступить наконец-то к улучшению условий труда. Уже изначально эта идея была весьма уязвима с различных точек зрения, а сам перечень и минимальные размеры «компенсаций» вы­зывали у специалистов глубокое сомнение. То, что в Постановлении изначально приведены необоснован­ные виды и уровни «компенсаций», подтверждает хотя бы тот факт, что научно-исследовательская работа, на­правленная на обоснование условий и критериев Пос­тановления, была объявлена министерством только в сентябре 2009 года, т. е. почти через год после выхода Постановления.

Насколько нам известно, на сегодняшний день под давлением сторон трудовых отношений, сообщества специалистов в области охраны труда изначальная по­зиция Минздравсоцразвития РФ претерпела сущест­венные изменения, которые сводят к нулю результа­тивность самого замысла. В случае планируемого сокра­щения перечня «вредных факторов» до «действительно вредных» и «корректировки правил определения пока­зателей» уровень возможных финансовых последст­вий для работодателей не только не возрастет, но и, как ожидается, существенно уменьшится. Реальная дейс­твенность этого Постановления окажется совершенно не адекватной первоначальному замыслу. Где же в этом случае стимул к улучшению условий труда и решению демографической проблемы? В то же время общее не­довольство среди значительной части работников, ко­торые утратят право на получение компенсаций, воз­растет.

Таким образом, по нашему мнению, в каком бы виде не вышли условия и порядок назначения компенсаций, Постановление в любом случае не сможет принести стране пользы: ни ее экономическому развитию, ни со­циально-трудовым отношениям, ни демографической ситуации.

В самом же процессе аттестации имеется еще одна существенная проблема — неадекватная система сани­тарно-гигиенического нормирования. Существующие в настоящее время гигиенические нормативы, от кото­рых берут начало «вредные условия труда», в подавля­ющем большинстве отражают не доказанный (или ре­альный), а предполагаемый (мнимый) вред здоровью. Действующие нормативы в значительной своей части являются существенно более жесткими, нежели в раз­витых странах (например, по шуму в 1,5–3 раза), или же вообще не имеют аналогов (аэроионный состав воз­духа, гипогеомагнитное поле, широкополосный элект­ромагнитный импульс и другие экзотические факто­ры). При всем своем желании и при неограниченном — в пределах возможного — финансировании работода­тели принципиально не в состоянии привести условия труда в соответствие с действующими гигиеническими нормативами, и особенно это касается реального секто­ра экономики.

Причина заключается в несоблюдении соответству­ющими органами исполнительной власти требования п. 2 ст. 38 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии на­селения», который требует проведения «прогнозирова­ния социальных и экономических последствий приме­нения санитарных правил». Такой анализ до настояще­го времени не проводился, не проводится и даже не предусматривается проектом новой системы гигиени­ческого нормирования, разработанной и анонсирован­ной Минздравсоцразвития. Понятно, что если в норма­тивных правовых актах устанавливаются изначально невыполнимые требования, «значит, это кому-нибудь нужно» и, возможно, даже выгодно. Таким образом, не­адекватное гигиеническое нормирование является, с одной стороны, источником практически повсеместно­го нарушения гигиенических нормативов на рабочих местах («вредных условий труда»), а с другой — одним из существенных источников коррупции, ограничения конкуренции, инвестиционных рисков и непривлека­тельности России для иностранного бизнеса.

Предоставление компенсаций за ущерб, наносимый здоровью конкретного работника в результате работы во «вредных условиях труда», может быть признано допустимым (в обмен на здоровье) и целесообразным только лишь для некоторых профессий после пересмот­ра всей нормативной базы, устранения противоречий, исключения необоснованных нормативов, в том числе и с учетом мировой практики, Конвенций МОТ.

По нашему мнению, развитие и законодательное за­крепление системы компенсаций за эти так называе­мые «вредные и опасные» условия труда — тупиковый путь, грозящий к тому же и масштабными социальными конфликтами. А вот разумный путь, как всегда, более простой и очевидный — в направлении улучшения ус­ловий труда и последовательной отмены действующих компенсаций в тесной связи с совершенствованием технологий и повышением производительности труда. Для этого необходима политическая воля высшего ру­ководства страны и соответствующая национальная Политика в области охраны труда, разработанная, со­гласованная, опубликованная в виде отдельного доку­мента, практически реализуемая и периодически пере­сматриваемая по мере достижения определенных в ней конкретных, измеримых целей. Разработка такой по­литики предусмотрена Конвенцией МОТ № 155, кото­рая уже ратифицирована нашей страной. «Цель такой политики — предупредить несчастные случаи и повре­ждение здоровья, возникающие в результате работы, в ходе ее или связанные с ней, сводя к минимуму — на­сколько это обоснованно и практически осуществимо — причины опасностей, свойственные производствен­ной среде» (П. 2., ст. 5 Конвенции). Очевидно, что компенсации за вред, нане­сенный здоровью работников, — это путь в явно проти­воположном направлении.

На основании изложенных выше аргументов и до­водов целесообразно было бы рассмотреть вопрос о приостановлении или даже отмене постановления Пра­вительства РФ от 20.11.2008 № 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени… работникам, занятым на тяжелых работах…».

Отчаянные попытки Минздравсоцразвития каким-либо образом выпутаться из этой достаточно неприят­ной ситуации путем все более сложных и противоречи­вых «обоснований и разъяснений» только усугубляют положение: множатся противоречия в законодательстве и провоцируется рост напряжености между сторона­ми трудовых отношений, наносится ущерб авторитету исполнительной власти. Отмена же Постановления, на­оборот, способствовала бы укреплению доверия к вла­сти, способной адекватно и своевременно реагировать на ошибки в управлении. В любом случае Постановле­ние уже сыграло свою положительную роль, поскольку позволило вскрыть значительные проблемы в понятий­ном аппарате, правовом регулировании трудовых от­ношений и гигиеническом нормировании. Проблемы на сегодня только обозначены, но далеко не решены, и отмена Постановления послужила бы хорошим орга­низационным стимулом к реальному их решению.

В связи с очевидной необходимостью решения на­зревших проблем в области регулирования социально-трудовых отношений необходимо также инициировать и процесс разработки национальной (не государствен­ной) политики в области обеспечения безопасности труда, предусмотреной Конвенцией МОТ № 155. Нали­чие и, самое главное, соблюдение национальной поли­тики в области безопасности труда, соответствующей требованиям этой Конвенции, исключит возможность случайного, несанкционированного возврата на курс установления «компенсаций за вредные условия труда» вместо реализации действенных экономических меха­низмов стимулирования деятельности по улучшению условий труда в тесной связи с повышением произво­дительности труда и иными актуальными задачами со­циально-экономического развития