Совершенствование системы мониторинга состояния условий и охраны труда на малых предприятиях. В. В. Утюганова, В. С. Сердюк (№ 2, 2017)

Скачать выпуск "Безопасность и охрана труда" №2,2017

В.В. Утюганова, аспирант кафедры «Безопасность жизнедеятельности», ФГБОУ ВО «Омский государственный технический университет» г. Омск) e-mail: kvomgtu@gmail.com

В.С. Сердюк, д.т.н, профессор, зав кафедрой «Безопасность жизнедеятельности» ФГБОУ ВО «Омский государственный технический университет», г. Омск

Реферат

В работе рассматривается один из путей повышения эффективности системы управления охраной труда на малых предприятиях на основе предложенной авторами формы и методе количественной оценки для организации проведения внутреннего мониторинга за состоянием условий и охраны труда на предприятиях малого бизнеса. Предложенная в качестве типовой форма проведения мониторинга, разработанная с учетом основных требований в области организации охраны труда в MicrosoftExcel, позволяет автоматизировать и упростить процесс проведения мониторинга, а также дать текущую и перспективную прогнозируемую оценку уровней травматизма, состояния условий труда и др. во времени для управления профессиональными рисками.

Ключевые слова. Мониторинг, состояние условий и охраны труда, безопасность, превентивные мероприятия, малые предприятия, система управления охраной труда, управление профессиональным риском.

Improvement of system of monitoring of the condition of conditions and labor protection at small buisness

V. V. Utyuganova, Post-graduate student

V. S. Serdyuk, Dr. of Sci. (Tech.), Professor Life Safety Department, Omsk State Technical University

Abstract

One of ways of increase in effectiveness of system management of labor protection based on the form offered by authors and a method of a quantitative assessment for carrying out internal monitoring ofconditions and labor protection on small business enterprises isconsidered. The offered form of control considers the main require-ments in the organization of safety of work is created in the Micro-soft Excel program. She allows to automate and simplify executive process of control, and to give assessment of levels of traumatism, working conditions for management of professional risks.

Keywords: monitoring, conditions and labor protection, preventive actions, safety, small business, control system of labor protection, management of professional risk.

Актуальность. Регулярный и качественный мониторинг в области охраны труда – это эффективный способ поддерживать соответствие стандартам и управлять состоянием условий и охраны труда на предприятии. Приоритетными направлениями деятельности предприятий является полное исключение несчастных случаев со смертельным исходом и достижение лидирующих позиций среди предприятий отрасли по ключевым показателям в области охраны труда и промышленной безопасности, постоянное совершенствование и повышение стандартов безопасного труда. Проведение мониторинга обеспечивает прогнозирование развития важнейших процессов в сфере охраны труда. По данным, полученным в результате проведения мониторинга состояния условий и охраны труда, можно осуществлять непрерывную работу над идентификацией и снижением рисков для жизни и здоровья работников, т.е. управлять профессиональными рисками. Среди предприятий малого бизнеса проведение мониторинга за состоянием условий и охраны труда и предоставление отчетов в контролирующие органы не является обязательным, в связи с чем контроль за малыми предприятиями в области охраны труда ослаблен и малоэффективен, что не обеспечивает необходимую мотивацию работодателя к развитию и совершенствованию системы управления охраной труда. Таким образом, совершенствование системы мониторинга состояния условий и охраны труда является актуальным и открытым вопросом для предприятий любого вида экономической деятельности, способствующим реализации государственной политики по сохранению жизни и здоровья работников.

Мониторинг состояния условий и охраны труда на федеральном уровне проводится в соответствии с приказом Минтруда России от 29.12.2014 №1197 «О проведении общероссийского мониторинга условий и охраны труда» в целях снижения смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве, профилактики и своевременного выявления профессиональных заболеваний. Ежегодно Министерство труда и социального развития формирует доклад о ходе реализации направлений государственной политики в области условий и охраны труда, в котором содержатся основные сведения по охране труда предприятий субъектов РФ. Мониторинг проводится с участием: Федеральной службы по труду и занятости; Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; Фонда социального страхования Российской Федерации; Пенсионного фонда Российской Федерации; иных органов и организаций в пределах их компетенции [1]. Основную функцию по проведению мониторинга осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ. В последние годы правительством Российской Федерации предприняты шаги по модернизации законодательства в сфере охраны труда, основная цель которых - переход от доктрины абсолютной безопасности к оценке приемлемого риска. В свете этих реформ значительно усиливается роль органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, реализующих государственную политику в области охраны труда. Органы местного самоуправления в области надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда в настоящее время не наделены соответствующими необходимыми полномочиями, что значительно затрудняет процесс развития механизмов реализации государственной политики в области охраны труда на уровне муниципальных образований. Известно, что большинство предприятий малого бизнеса не вовлечены в процесс управления охраной труда. Государство осуществляет целенаправленную политику в поддержку развития малого предпринимательства, что позволило превратить организации малого бизнеса в ключевую составляющую экономики России. Количество малых предприятий в стране из года в год растет и составляет не одну сотню тысяч, соответственно возрастает и численность занятых в них людей, которая превышает 15 млн. человек. В дальнейшем ожидается снижение административной нагрузки на субъекты малого предпринимательства –к 2018 году предполагается увеличение доли предупреждений в общем количестве накладываемых на субъекты малого и среднего предпринимательства административных наказаний за впервые совершенные административные правонарушения [2]. При этом работодатели малых предприятий не стремятся соблюдать требования охраны труда, улучшать условия труда и совершенствовать процесс управления охраной труда. Основными причинами такого поведения является ограниченность малых предприятий в финансовых и человеческих ресурсах, а также низкий уровень контроля за состоянием условий и охраны труда. Создание здоровых и безопасных условий труда на рабочих местах – одна из наиболее важных задач среди проблем производства, которая связана с вопросами социального партнерства между работниками и работодателями, затрагивая при этом интересы обеих сторон. С целью наиболее качественной и эффективной организации работ в области охраны труда на малых предприятиях авторами разработана и предлагается к реализации типовая форма для проведения внутреннего мониторинга состояния условий и охраны труда, разработанная для упрощения процесса мониторинга (табл. 1). Она дает работодателю визуальное представление об основных ключевых показателях и их весовой оценке, отражающих состояние условий и охраны труда и позволяет ему осуществить контроль основных выделенных в табл.1 показателей. Данная форма предназначена не только для проведения внутреннего мониторинга, но и для предоставления полученных данных в органы местного самоуправления муниципальных образований с целью повышения эффективности государственного контроля и надзора в области охраны труда.

Табл. 1 Типовая форма проведения мониторинга за состоянием условий и охраны труда на малом предприятии

Наименование показателя Предыдущий год Текущий год
1. Общие сведения
1.1 Численность рабочих мест    
1.2 Численность работников    
1.3 Численность работников женского пола/подростков    
2. Показатели состояния условий труда
2.1 Специальная оценка условий труда:    
2.1.1 Количество рабочих мест, на которых установлены вредные и опасные условия труда    
2.2 Количество несчастных случаев на производстве, из них:    
2.2.1 легких (включая микротравмы)    
2.2.2 средних    
2.2.3 тяжелых    
2.2.4 со смертельным исходом    
2.2.5 групповых    
2.3 Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве    
2.4 Численность лиц с впервые установленным профессиональным заболеванием    
3. Показатели организации работ по охране труда
3.1 Наличие специалиста по охране труда    
3.2 Наличие комитета по охране труда    
3.3 Наличие правил внутреннего трудового распорядка    
3.4 Наличие коллективного договора    
3.5 Наличие нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда (в соответствии со спецификой деятельности предприятия)    
3.6 Наличие кабинета, уголков по охране труда    
4. Показатели эффективности системы управления охраной труда
4.1 Наличие положения о системе управления охраной труда    
4.2 Наличие положения о возложении обязанностей в области охраны труда на руководителей    
4.3 Наличие положения об организации обучения и проверки знаний по охране труда    
4.4 Наличие положения о периодических медицинских осмотрах    
4.5 Наличие положения о разработке инструкций    
4.6 Наличие положения о порядке выдачи, учета и хранения средств индивидуальной защиты    
4.7 Наличие положения о финансировании мероприятий по охране труда    

Обратная связь по результатам мониторинга должна быть объективной. Этого можно добиться, используя метод количественной оценки, основанный на эмпирических данных и численном определении отдельных показателей с назначением весовых коэффициентов (в баллах). Количественная оценка проводится на основе данных, полученных при качественной их оценке тех показателей, которые присутствуют на конкретном предприятии. Внешняя оценка будет наиболее корректной в том случае, если ее проводят квалифицированные сотрудники. По каждому показателю устанавливается численное значение. Заполняются данные по показателям, учитывающим общую численность работников, рабочих мест с вредными и опасными условиями труда, а также отражающих уровни травматизма и профессиональной заболеваемости. Для большей наглядности строятся графики процентного соотношения состояния условий и охраны труда на предприятии (рис. 1).

Установление баллов за показатели происходит автоматически, в зависимости от варианта заполнения показателей.

Рисунок 1 – Построение графиков зависимости показателей по результатам внутреннего мониторинга в MicrosoftExcel на основе заполнения типовой формы

На данном этапе установлены следующие бальные оценки показателей:

п. 2.1 Специальная оценка условий труда: не была проведена – (-5) баллов, была проведена (или отсутствует необходимость в проведении) – 0 баллов;

п. 3.1 Наличие специалиста по охране труда: нет - 0 баллов, аутсорсинг – 1 балл; 1 специалист - 2 балла, 2 и более специалистов – 2,5 балла;

п. 3.2 Наличие комитета по охране труда: нет – 0 баллов, есть – 1 балл;

п. 3.3 Наличие правил внутреннего трудового распорядка: нет – 0 баллов, есть – 1 балл;

п. 3.4 Наличие коллективного договора: нет – 0 баллов, есть – 1 балл;

3.5 Наличие нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда: нет – 0 баллов, неполный перечень – 1 балл, есть все необходимые – 2 балла;

3.6 Наличие кабинета, уголков по охране труда:нет – 0 баллов, есть уголки, но нет кабинета – 0,5 балла, есть кабинет, но нет уголков – 1 балл, есть кабинет и уголки – 2 балла.

4.1 Наличие положения о системе управления охраной труда: нет – 0 баллов, есть – 1 балл;

4.2 Наличие положения о возложении обязанностей в области охраны труда на руководителей: нет – 0 баллов, есть – 1 балл;

4.3 Наличие положения об организации обучения и проверки знаний по охране труда: нет – 0 баллов, есть – 1 балл;

4.4 Наличие положения о периодических медицинских осмотрах: нет – 0 баллов, есть – 1 балл;

4.5 Наличие положения о разработке инструкций: нет – 0 баллов, есть – 1 балл;

4.6 Наличие положения о порядке выдачи, учета и хранения средств индивидуальной защиты: нет – 0 баллов, есть – 1 балл;

4.7 Наличие положения о финансировании мероприятий по охране труда:нет – 0 баллов, есть – 1 балл.

Минимальный балл по представленной системе оценок составляет - 5 баллов. Максимальный – 16, 5 баллов. Рекомендуемый допустимый минимальный балл для малых предприятий– 12 баллов.

В настоящее время к работодателям приходит понимание, что предотвратить несчастный случай дешевле, чем устранять его последствия. Профилактика производственного травматизма и профессиональных заболеваний на основе прогнозирования профессиональных рисков и разработки превентивных мероприятий более эффективна и менее затратна, чем реабилитация работников. Проведение внутреннего мониторинга за состоянием условий и охраны труда с использованием разработанных показателей и предлагаемой программы в Microsoft Excel позволит автоматизировать и существенно упростить процесс совершенствования системы управления охраной труда, и на этой основе обеспечить необходимые условия для разработки превентивных мероприятий по улучшению состояния условий и охраны труда на предприятиях малого бизнеса.

В рамках выполнения научно-исследовательской работы № 17089В

Литература:

1. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 29.12.2014 г. N 1197 «О проведении общероссийского мониторинга условий и охраны труда» (с изм. от 09.01.2017г.)
2. Министерство экономического развития Ростовской области: портал среднего и малого предпринимательства. [Электронный ресурс]URL: http://mbdon.ru/informatsiya/podvedenie-itogov/razvitie-malogo-i-srednego-predprinimatelstva-i-konkurentsii-v-2016-godu/snizhenie-nagruzki-i-obespechenie-predskazuemykh-usloviy-dlya-deyatelnosti-malykh-i-srednikh-predpriyatiy-ne-meshat.html (дата обращения 10.05.2017г.)