Культура безопасности как неотъемлемый элемент культуры производства. Г. З. Файнбург, А. А. Гавриков (№ 2, 2017)

Скачать выпуск "Безопасность и охрана труда" №2,2017

УДК 331.45

Культура безопасности как неотъемлемый элемент

культуры производства

 

Г.З. Файнбург,

директор Института безопасности труда, производства и человека

Пермского национального исследовательского политехнического университета,

Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации,

доктор технических наук, профессор

E-mail: faynburg@mail.ru

 

А.А. Гавриков,

Заместитель директора по производственной безопасности

корпорации ПАО «ВСМПО-Ависма»

 

 

Реферат

Статья рассматривает проблемы современного состояния культуры безопасности, как элемента культуры производства.

Ключевые слова: культура безопасности, культура производства, система управления охраной труда, внутренняя мотивация, положительная стимулирование, персонал.

 

Safety culture as integral part of technology culture

 

G. Z. Faynburg,

Director of Institute for Safety and Health,

Perm national research polytechnic university,

Honored worker of the higher school of the Russian Federation,

Doctor of Engineering, professor

 

А.А. Gavrikov,

Deputy director on technology safety of corporation PAO “VSMPO-Avisma”

 

 

Abstract

This article considers problems of the current situation of culture safety as element of a technology culture.

Keywords: safety culture, technology culture, occupational safety and health management system, internal motivation, positive stimulation, personnel.

 
Введение.

В словах «культура безопасности», «культура производства» глаз и ухо сразу выхватывает знакомое всем до боли простое слово «культура» (от лат. cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание). Однако оно несет в себе далеко как не простое содержание.

Понятие «культура безопасности» существует давно и широко используется в документах различных международных организаций, в первую очередь МАГАТЭ и МОТ. Именно там вы можете встретить понятие safety culture, то есть «культура безопасности». При этом нужно учитывать особенности перевода, ибо «культура безопасности» это дословная калька, но на русском языке можно говорить о «культуре безопасности труда» и о «культуре охраны труда». Нам нравится и само понятие «культура безопасности» в силу его широты и взаимосвязи и с безопасностью труда (любого, а не только наемного) и с безопасностью производства (опять таки любого, а не только использующего наемный труд.

Чтобы понять, что означает «культура безопасности» нужно понять, что такое культура.

Первое, что приходит людям на ум, когда они сталкиваются со словом «культура», это «дворец культуры», «министерство культуры», «культурный человек». И все эти слова несут информацию о культуре как об определенном окружении жизни человека.

Традиционное и основное понимание культуры связано с исторически определённым уровнем развития цивилизации, общества и человека, выраженным в создаваемых материальных и духовных ценностях. В рамках такого понимания многие относят «чистоту и цветочки», «современное оборудование и технологии», «хорошие правила и нормы» к культуре производства и культуре безопасности. Да, эта совокупность материальных (помещения, оборудование, инструменты, материалы) и духовных ценностей (организация, знания, навыки, дисциплина) отражает определенный уровень развития культуры производства и культуры безопасности, но все это скорее результат деятельности, немыслимый без самой успешной (а значит и безопасной) деятельности, внешняя сторона тех или иных элементов внутренней мотивации персонала на «культуру» всей этой производственной и трудовой деятельности.

Подчеркнем, что культура не просто результат, культура это процесс!!! И эта вторая сторона культуры как явления социальной жизни (пусть в рамках производства) более существенна, и не только на наш взгляд, чем первая. Вот почему есть и другое понимание культуры, культуры как деятельности, культуры как технологии действий. Эта вторая сторона культуры менее известна и менее воспринимаема. Многие года она оставалась вне поля зрения науки. Заметим, что деятельностная теория культуры как феномена социальной жизни общества была развита в работах Э. Маркаряна, З.И. Файнбурга и других в конце 70-х годов прошлого века и характеризует культуру как «универсальное свойство» жизни общества [1-4]. Именно потому этим универсальным свойством обладают и «культура производства» и «культура безопасности», без которых нет и не может быть успешной производственной и трудовой деятельности. В этом смысле культура безопасности и культура производства – это технологии успеха!

Итак, есть несколько разных смыслов термина «культура», одно из которых несет явную деятельностную смысловую окраску, и  «культура» рассматривается как некий способ, некая технология успешной деятельности. Именно с этой точки зрения термин культура применим к безопасности производства. Другими словами, культура безопасности означает некоторый стиль поведения, выполнения  работ, их организации, который обеспечивает безопасность.

Культура безопасности применительно к организациям и физическим лицам означает совокупность характеристик и отношений, которые устанавливают такой порядок, что вопросам защиты и безопасности уделяется внимание, соответствующее их реальной значимости. Поскольку культура безопасности и культура производства с позиции деятельностной теории неразрывно связаны с поведением людей (для производства – с поведением персонала, работающих по найму, работников), то главным в культуре производства и культуре безопасности является внутренняя мотивация и внутренняя компетентность персонала. Ее не купить на стороне и даже не взять в лизинг. Ее можно только создать.

Но как?

Именно поэтому, мы, имея достаточно богатый опыт по построению систем управления охраной труда и промышленной безопасностью, попытаемся ниже систематически изложить основные принципы и моменты создания и поддержания «культуры безопасности», требуемые для эффективного достижения и более широкой «культуры производства».

 

Общие принципы культуры безопасности

 

Основные черты высокой «культуры безопасности», имеющей существенное значение для системы управления охраной труда и предотвращения профессиональных рисков, состоит в «автоматическом», «привычном», «незаметном» для исполнителя выполнении всех мер и требований безопасности в процессе любой производственной и трудовой деятельности, при принятии решений (выработке мероприятий) и их выполнении.

«Здравствуйте», «до свидания», «пожалуйста» и «спасибо», «Вы» и многое другое составляет канву ежедневного, ежеминутного общения любого «культурного» человека, соблюдающего ненапряжно и естественно элементарную культуру человеческого общения. Это и естественная способность «подать руку», «открыть дверь», «пропустить вперед» и т.п. еще и еще раз демонстрирует, что главное в «культуре» ее тотальная вневременная внутренняя присущность поведению культурного человека, ее естественность и «обязательность», проистекающая из всеобщности.

И в этом отношении «культура безопасности», «культура производства» ничем не выделяются из «культуры» вообще. Но это не означает, что у них нет специфики, что они аморфны и неизменно и чрезмерно общи. Они тесно связаны с производственной деятельностью, ее характером и спецификой, со спецификой организации управления выполнением работ. Они – элементы реальной деятельности и ее специфичности на каждом конкретной предприятии. И они конкретны для каждого предприятия.

Заметим, что культура безопасности и культура производства легко вписываются в концепции систем качества и безопасности. Повышать и качество продукции, безопасность производства и труда можно и нужно с использованием инструментария СУОТ, СУПБ, СМК. При этом культура, как технология успеха, должна пронизывать каждое действие, каждое событие, каждое мероприятие, присутствовать везде и всюду.

Поэтому «зону бескультурья» нужно окружать красными флажками со всех сторон. В оболочке «безопасности» воздушного шара «производства» в его полете к успеху не должно быть дыр, даже залатанных. Мы можем иметь великолепные технологии и оборудование, но плохую организацию труда – и в итоге ничего хорошего. Мы можем иметь великолепные технологические регламенты, но плохой контроль за их соблюдением… И вновь ничего хорошего. Мы можем иметь прекрасные документы системы управления охраной труда, но не выполнять их … И вновь ничего хорошего.

Вот почему столь важен и обязательно нужен системный тотальный подход к «культуре безопасности и/или производства», как к всеобщему способу (технологии) деятельности персонала.

Культура безопасности и/или производства, как и качество выпускаемой продукции, являются многогранными и многофакторными понятиями. Причем, культура производства и культура безопасности на конкретном предприятии вытекают из общей культуры деятельности в стране, принятых не только умом, но сердцем норм и правил. Такая культура воспитываются у людей с детства. Однако и на предприятии можно подправить те внутренние нормы, которыми руководствуется человек в повседневной жизни, хотя бы в целях и рамках успешной производственной деятельности.

Системный подход к культуре безопасности и культуре производства был выработан давно и заключается в подборе персонала, помощи в адаптации применительно к конкретному рабочему месту и конкретному предприятию, развитию компетентности через различные формы обучения, включая проверку компетентности через механизмы аттестации персонала, и, наконец, самое главное, развитие внутренней мотивации персонала на безопасный, производительный и качественный труд через позитивное (преимущественно) и негативное (по мере неизбежности) стимулирование персонала.

Наиболее часто термин «культура безопасности» употребляется именно в той сфере, где он и возник - в атомной энергетике, однако это не означает, что культура безопасности не нужна на предприятиях других отраслей.

Рассматривая различные аспекты культуры безопасности, основной упор следует сделать на квалификационную и психологическую подготовленность всех работников, при которой обеспечение безопасности является в чем-то их приоритетной целью и внутренней потребностью.

Культуру охраны труда следует рассматривать как широкое понятие, включающее в себя отношение к охране труда, поведение в данной производственной системе, а также организацию труда на рабочем месте с точки зрения безопасности.

Закоренелые производственники частенько задают вопрос, является ли культура безопасности труда лишь новым словосочетанием для обозначения старых понятий или оно несет в себе новое содержание, которое может улучшить наше понимание того, как должна функционировать охрана труда на предприятии?

Ответ состоит в том, что это новое содержание связано не столько с формализмом СУОТ и СУПБ, сколько с внутренним отношением к этим проблемам со стороны и простых работников и топ-менеджеров. Есть такое выражение, мастерство не пропьешь… Так вот, культура безопасности в чем-то похожа на мастерство, дополняет его, входит в него… Она – внутреннее богатство человека, его неотъемлемая часть… Хотя концепция культуры безопасности труда не является на сегодняшний день в России четко сформулированной и рассматривает широкий спектр различных явлений в обеспечении безопасности, она, несомненно, затрагивает самое существенное в обеспечении безопасности – человеческий фактор.

Вот почему внедрение и поддержание культуры безопасности – наилучший метод управления человеческим фактором, поведением персонала. А все остальные моменты обеспечение безопасности производства этот внутренне мотивированный и компетентно подготовленный персонал выполнит сам, в том числе по собственной инициативе, это и есть успех!

Мы неоднократно писали, что изменение технологии, средства коллективной защиты, организация выполнения работ, средства индивидуальной защиты, профилактические прививки и медикаменты, умение работать безопасно, все это останется мертвым грузом без стимулирования персонала на безопасный труд. И все это ПОЛНЫЙ НАБОР мер защиты от профессиональных рисков. Другого нет!!!

И сразу становится ясным ответ на другой распространенный вопрос: Является ли культура безопасности одним из факторов обеспечения эффективности в сфере охраны труда и если является, то, что будет наиболее успешным для достижения желаемого результата?

Конечно, является, если рассматривать культуру безопасности не с позиции «цветочки и лампочки», а с позиции «делай, как сказано». И успех связан с мотивацией и компетентностью, умением!

С нашей точки зрения, культура охраны труда включает в себя систему практических процедур и поведенческих шаблонов, которые не только разделяются работниками, но и выступают в качестве первоисточника мотивированной и координированной деятельности в сфере охраны труда.

Высшее руководство является ключевым звеном в обеспечении «культуры безопасности» всей системы управления производством, и именно принципы и действия представителей высшего менеджмента сильно влияют на становление корпоративной культуры безопасности труда. Анализ показывает, что там, где руководители высшего звена уделяют внимание охране труда и лидерству, это незамедлительно сказывается на качестве работы и безопасности. Более того, основная часть исследований свидетельствует: в компаниях с низкими показателями травматизма, личное участие высшего руководства в охране труда, по меньшей мере, так же существенно, как и деятельность руководства по структурированию системы охраны труда (подразделения, предусматривающие использование финансовых и профессиональных ресурсов, создание политики и программ охраны труда и т.д.). Активное вовлечение руководителей высшего звена воздействует как мотивирующая сила на остальные уровни управления, стимулируя заинтересованность менеджеров, и одновременно служит демонстрацией заботы администрации о благополучии рабочих. Результаты многочисленных исследований показывают, что заинтересованное участие руководителей высшего звена в проверках качества охраны труда на рабочих местах и встречи с рабочими, умение говорить с ними, снимает огромное количество проблем.

Вот почему для эффективной организации работ по охране труда в организации необходима однозначно выраженная решимость высшего руководства организации в отношении повышения культуры охраны труда и создания современной системы управления охраной труда при сотрудничестве, по возможности, с командой профессионалов (консультантов) на всех этапах организации работ по охране труда в организации. Иными словами, культура безопасности должна быть комбинацией лидерства и поддержки со стороны руководителей высшего звена, участия в деле линейных менеджеров и вовлечения исполнителей в неприменное соблюдение мер безопасности.

Применительно к одному «производственному участку» внедрение «культуры» предполает:

  1. Обучение и воспитание руководителей (исключение нарушений технологии по незнанию, научение лидерству в охране труда, научению методам инструктирования и обучения рабочих, способам безопасного ведения работ, общим принципам безопасного производства и безопасного труда).
  2. Обучение и воспитание рабочих (исключение нарушений технологии по незнанию, исключение нарушений безопасных приемов труда, технологических регламентов, карт рабочих операций, вовлечение рабочих в процесс управления охраной их труда).
  3. Внедрение реальных, а не формальных, действительно работающих технологических инструкций и карт.
  4. Изменение системы оплаты труда (дифференциация в зависимости от соблюдения технологической дисциплины и правил безопасности)
  5. Разработка и внедрение процедур контроля качества технологических процессов, включая автоматизированные системы мониторинга.
  6. Исключение сознательных нарушений рабочими технологической дисциплины и правил безопасности

Но это только ядро «культуры безопасности».

При этом культуру производства, а особенно культуру безопасности в одночасье изменить достаточно сложно. Она складывается из множества факторов. Наиболее значимым фактором, ухудшающим качество и эффективность труда является предыдущий опыт работника. Очень сложно переучить человека, привыкшего делать все «кое-как», а требования безопасности по сути - игнорировать.

Культуру производства надо внедрять, как новую технологию производственной жизни. Помнить о прекрасной фразе, «каков поп, таков и приход». Это о руководителях. В реальности очень много зависит от уровня подготовки нижнего эшелона управленческого аппарата - мастеров, бригадиров. Они определяют культуру реального производства и ее контролируют. Если они заинтересованы в результате, то и проблем станет намного меньше.

Культура производства начинается с безопасного нормального обустройства рабочих мест. Например, в строительстве, одном из сложнейших по организации безопасного выполнения работ, сегменте производственной деятельности это нормальные леса, нормальные лестницы, нормальный инструмент. И всегда и всюду, это нормальные взаимоотношения всего линейного персонала. И отвечать за налаживание этих отношений должен прежде всего тот, у кого есть реальная власть – начальник участка, цеха.

При этом нужно вводить не систему штрафов, а систему поощрений за культуру производства, возрождать традиции «соцсоревнований», конкурсы «лучший специалист» и т.д. И вкладывать средства в культуру производства, покупая и обеспечивая рабочих качественными спецодеждой, спецобувью, инструментом.

Известно, что предприятия, которые ввели не систему штрафов (как это принято во многих организациях), а систему поощрений, процветают, ибо это дает им преимущество на рынке труда, т.к. квалифицированные работники отдают предпочтения этим предприятиям не в последнюю очередь благодаря этой системе.

Есть такое понятие как саморегуляция социальных групп, и это не так заметно в коллективе служащих, но очень четко работает рабочем коллективе, особенно при соревновательной системе (лучшая бригада по итогам квартала материально вознаграждается). Если человек попадет в сильную бригаду, имеющую костяк, он или дотянетесь до их уровня, или будет вынужден расстаться с этим коллективом. Это как «дворовая» команда, если Вы отличаетесь от ее уровня, Вас просто выдавят из этого двора. Поэтому нужно умело создать костяк, а это зависит от неформального и формального лидеров группы. Лучше, если их роли совпадают.

Известно, что каждый руководитель выбирает для себя стратегию работы с персоналом. Я считаю, что искусство менеджера - это не категоричные решения, а разумное чередование кнута и пряника.

Исследования Всемирного банка показывают, что где велик травматизм, там производится НЕКАЧЕСТВЕННАЯ, никому не нужная продукция. Вот и получается, что в США есть хорошая продукция и низкий травматизм, а в России – есть высокий травматизм и нет хорошей продукции (экспорт сырья и вооружений не в счет). Это печально. Всем известно, что  люди должны работать правильно, руководители должны руководить правильно, должны организовать безопасность. Людей надо учить, чтобы они умели безопасно работать и автоматически соблюдать правила. Но пока этого нет, есть желание жить по принципу «авось» пронесет.

Вот почему, критерии организации культуры безопасности должны соответствовать современным идеям системного управления. Обязательно должны быть в организации люди, которые этим бы занимались профессионально. Среди высшего руководства должен быть человек, на которого можно было возложить обязанности организации соблюдения культуры безопасности.

Надо учитывать, что безопасность производства состоит нескольких аспектов: защита собственности о кражи, от пожара, защита от аварий, защита качества продукции, защита окружающей среды, защита труда работников (охрана труда) и многие другие виды безопасности. Каждый  руководитель должен знать, что он должен делать и что он отвечает, каждый рабочий также должен это знать. Часто не хватает правильно составленных инструкций, и по рабочему месту, и по профессии, и по должностным обязанностям. К сожалению, только огромная эпоха капитализма, которую Россия ранее пропустила, может нас научить культуре безопасности. Если руководитель будет увольнять работников, которые не следуют правилам безопасности, нанося таким образом ущерб, культура безопасности начнет соблюдаться, но их нужно увольнять! А сам руководитель тоже ДОЛЖЕН следовать культуре безопасности, а таких руководителей у нас единицы.

Культура безопасности это часть корпоративной культуры.  Корпоративная культура не может существовать без культуры безопасности. Общество сегодня заинтересовано   в сохранении безопасности. Общество в лице государства  сегодня заставляет работодателя следовать определенным критериям. Законы пишут, чтобы их выполняли. Для этого органы государственного надзора регулируют их выполнение/невыполнение в правоприменительной практике. Культура безопасности изнутри никогда не вырастет сама по себе. Ее надо прививать. Работодатель формирует  ее под угрозой увольнения, либо другого наказания работника, а государство под угрозой штрафов и наказания работодателя и его должностных лиц. Что касается распространения культуры безопасности за рамки корпорации,  то на западе есть интересное правило, связанное с транспортной безопасностью. Соблюдение транспортной безопасности сотрудниками при всех поездках на личном транспорте (и на работе и дома) корпорация поощряет, например, практику пристегивания ремнями. И это очень важно. Некоторые говорят, а зачем это делать, это личное дело каждого. Я уже дома, я не работе, что хочу, то и ворочу. Но это не так… Если что–то случится, погибнет гражданин, но для предприятии погибнет работник, специалист. В России было бы очень важно соблюдение такой безопасности, особенно для тех, кто часто в дороге.

Эти меры общеизвестны. Главное это соблюдение инструкции, которое необходимо организовать. Работодатель должен выполнять государственные требования охраны труда, а работник требования охраны труда предприятия. Система управления охраны труда или безопасности это своеобразная государственная структура, в которой есть свои правила игры и разные направления деятельности. Второе лицо в корпорации, отвечающее за безопасность должен иметь поддержку первого лица через определенную стратегию. У каждого руководителя должен быть ряд обязанностей, и каждый  должен быть таким образом вовлечен в обеспечение культуры безопасности. Обязанности должны быть отражены в должностных обязанностях. При этом необходимо расставить приоритеты в выполнении тех или иных задач, осуществлять контроль за выполнением. Проанализировав результаты, при необходимости можно скорректировать направление деятельности.

Культура безопасности должна охватывать все звенья предприятия. Потому как одно дело, когда о культуре безопасности говорят только на уровне цеха, и совсем другое, когда культура безопасности обсуждается на совете директоров. Руководитель должен стимулировать развитие внутренней структуры управления безопасностью. Абсолютной безопасности нет, но мы можем к ней существенно приблизиться, внедрив культуру безопасности и подняв тем самым культуру производства.

 

Литература:

  1. Маркарян Э.С. Очерки теории культуры. Ереван, 1969, 228 стр.
  2. Файнбург З.И. К вопросу о понятии культуры и периодизации ее исторического развития (некоторые проблемы методологии) // Изв. СевероКавказ. науч. центра высш. шк. Общественные науки. – 1979. – № 3.
  3. Файнбург З.И. Культура и история // Проблемы теории культуры: тр. / НИИ культуры. – М., 1977. – № 55.
  4. Файнбург З.И. Противоречие общества и природы как генетический фактор культуры // Экология и культура. Методологические аспекты. – Ставрополь, 1982.
  5. Хайруллина Л.И., Гасилов В.С. КУЛЬТУРА ОХРАНЫ ТРУДА КАК ЭЛЕМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ // Фундаментальные исследования. – 2012. – № 11-3. – С. 665-669